Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Абу Усман Амр б. Бахр ал-ДжахизСодержание книги Поиск на нашем сайте
«ПОСЛАНИЕ АЛ-ФАТХУ Б. ХАКАНУ О ДОСТОИНСТВАХ ТЮРКОВ И ОСТАЛЬНОГО ХАЛИФСКОГО ВОЙСКА» Абу Усман ал-Джахиз (ум. 869 г.) — один из самых выдающихся писателей средневековой арабской литературы. 3а свою долгую жизнь, а он прожил свыше 90 лет,140, ал-Джахиз написал такие широко известные произведения, как «Китаб ал-бухала» (Книга о скупых), «Китаб ал-Хайаван» (Книга о животных), «Китаб ал-байан ва-т-табйин» (Книга изложения и ясности). Ха- рактерным для этих довольно больших по объему книг, является насыщенность сведениями, порой не всегда системно расположенными и очень разнообразными, как по содержанию, так и степени важности и досто- верности. Это иногда давало исследователям судить об ал-Джахизе как о доверчивом и не совсем серьезном авторе.141 Тем не менее, авторитет ал-Джахиза признавался, еще при жизни: ему было позволено свободно входить и выходить во время аудиенций халифа,142 наряду с Умаром б. ал-Хаттабом и Хасаном ал-Басри он был назван в числе трех личностей, «за которых арабам могли позавидовать другие народы.»143 О том, насколько справедливо приведенное выше мнение об ал-Джахизе, позволяет судить другая сторона его творчества, его небольшие по объему специальные трактаты. Каждая из этих работ была посвящена какому-либо отдельному вопросу. В предисловии к своему «Хайаван» ал-Джахиз дает список этих работ и иногда краткое их описание144. Авторский вкус ал- Джахиза, видимо, тяготел именно к этим компактным, логически завершенным произведениям, вобравшим в себя все известное ему по конкретному вопросу, часто вынесенному в название трактата: «Книга об арабах и мавали»,
302-3
«Книга о кахтанитах и аднанитах», «Книга о противоречиях между родом Хашима и Абд Шамса»| «Книга о рудниках и слово о драгоценных камнях и раз; личных минералах» и др145. Ал-Джахиз открыто сокру шаля по поводу многочисленности общих описаний и не достатка специальных трудов,146 последние, считал он предпочтительнее, ибо более объективны, чем объемистые и многоплановые произведения.147 Вероятно именно это позволило А. Мецу назвать ал-Джахиза «отцом новой арабской прозы»148. Одиннадцать из дошедших до нас трактатов изданы в Каире Мухаммедом Эфенди ас-Суси ал-Магриби149 Три трактата изданы в Лейдене в 1903 г. ван Флотеном и де Гуе150. В ряду этих произведений «Послание Фатху б. Хакану о достоинствах тюрков и остального халифского войска», вошедшее в оба сборника, примечательно по следующим соображениям. Обнаруживая органическую связь с другими произведениями ал-Джа хиза — некоторые мысли, высказанные здесь автором о кахтанитах и адананитах, о хорасанцах, о Хашиме и Абд Шамсе нашли свое развитие в отдельных тракта тах — «Послание» резко отличалось своей злободневностью, оно было продиктовано политической ситуаци ей в халифате. Трактат был написан во времена хали фа ал-Му'тасима* (833—842),151 и видимо, в ответ на его пожелание, или даже по его заказу, но по причинам о которых автор предпочел умолчать,152 он не был пред ставлен ал-Му'тасиму. И лишь во времена ал-Мутавак киля ал-Джахиз, значительно дополнив свой трактат отсылает его ал-Фатху б. Хакану, в качестве ответов на вопросы, с которыми ал-Фатх обратился к нему в своем письме. Правление ал-Му'тасима характерно тем, что тюркские отряды становятся преобладающей силой в вой ске халифа. Отношение других подразделений и багдадского войска к чужестранцам было резко отрицательным, что заставило ал-Му'тасима перенести свою столицу из Багдада в отстроенный им город Сурраман раа153. Естественно, халиф ал-Му'тасим должен был позаботиться о том, чтобы расширить социальную баву своей власти и обеспечить поддержку своей политике стремясь, в частности, повлиять на общественное мнение через авторитет ал-Джахиза, т. е. идеологически обосновать свою линию.
При ал-Мутаваккиле, избранном халифом во многом благодаря поддержке тюркских военачальников Ва-сифа и Итаха,154 тюркская гвардия стала претендовать на безраздельное господство в халифате и контроль над халифами. Потому особенно обостряется борьба партий при халифском дворе. Необходимость тюркского войска подвергается сомнению и нуждается в дополнительных аргументах, ибо все больше и больше высказывалось мнений против использования тюрков на военной службе. Подобные настроения стали преобладать при особе ал-Мутаваккиля и открыто проявляться на военных советах, созываемых вазиром ал-Фатхом б. Хаканом.155 Трудно сказать, потому ли, что ал-Джахиз не видел возможности умерить претензии тюркской гвардии на власть, или наоборот, не смог уловить скрытую направленность политики ал-Мутаваккиля против тюрков, а может быть, оставаясь верным и солидарным своей былой дружбе с Абд ал-Маликом аз-Заййатом,156 влиятельным вазиром ал- Му'тасима и ал-Васика, при которых тюрки приобрели большое влияние,— так или иначе он резко критикует антитюркские настроения в среде остального войска и посылает ал-Фатху б. Ха кану свой трактат, который был написан еще в правление ал-Му'тасима. Трактат распадается на три основные части. Первая часть (сс. 1 —17) представляет собой текст послания ал-Фатху б, Хакану, в котором ал-Джахиз критикует тех военачальников, кто высказывался против тюрков (1-8), а затем характеризует различные подразделения войска, приводя доводы каждого из них в обоснование особого положения в халифате. Ал-Джахиз говорит о хо-расанцах (8—12), арабах (12—13), мавали (13—15) и абна (15—17), вторая часть непосредственно предваряет трактат о воинствах тюрков. Здесь ал-Джахиз говорит о тех принципах, которых он придерживался при составлении своей книги: приводить известия объективно и без намеренных искажений (17—18), словом своим соединять, а не различные подразделения войска (18-22). Втретьей, основной части, приводятся сравнения воинов-тюрков с харвджитами, хорасанцами и абна, в основном, со слов известного военачальника Хумайда б. Абд ал-Хамида (ум. 825 г.) — (25—35), высказывания других военачальников о тюрках (35 — 37), рассказ Сумамы б. Ашраса о выносливости тюрков и случае еди ноборства между тюркским всадником и одним из спутников Сумамы (37—38), наблюдения ал-Джахиза, сделанные в одном из походов ал-Мамуна (39) и во время путешествия из Багдада к каналу Катул (39), рассуждения ал-Джахиза о природных качествах тюрков (39 — 48). (Далее анонимно приводятся доводы тюрков в пользу их родства с арабами (48). За этим ал-Джахиз включает в трактат известные ему хадисы и стихи о тюрках (48 — 50), рассказ Джунайда б. Абд ар-Рахмана о встрече с тюркским хаканом (50 — 53), анонимный рас сказ о встрече Великого Хакана и Кисры на мосту (53) генеалогию омеййадского халифа Йазида б. Валида и его стихи, восхваляющие родство с Хаканом, рассказ Фадля б. ал-Аббаса б. Разина о курьезном случае сдачи сильного укрепления тюркам из страха перед их военным искусством и смекалкой (54 — 55) и приводит, аргументируя высказываниями Сумамы, Абу Мусы ал--Аша'ари и некоего Абу Амра ад-Дарира, сравнение тюрков с муравьями (55).. Заключает Джахиз трактат упованием на то, что его книга послужит делу согласия, а не раздоров, и ее успех будет проявлением воли Аллаха, а неудача проявлением невежества автора (56) «Послание ал-Фатху б. Хакану о достоинствах тюрков и остального халифского войска» имеет следующие переводы. 1. На английский язык: см. Уолкер, 1915. 2. На турецкий язык: см.. Шешен, 1967. 3. Третья часть трактата с сокращениями была пepеведена на русский язык А. М. Мандельштамом: св. Мандельштам, 1956. Полный перевод трактата на русский язык представляется целесообразным потому, что этот памятник не только является ценным источником по истории халифата, отразившим своеобразие политической ситуации в государстве с появлением тюркской гвардии и наиболее полно, относительно других источников, характеризующим армию халифата в целом, но еще и потому, что представляет собой блестящий образец средневековой арабской прозы, вобравший в себя своеобразие общественной психологии и политической культуры cpeдневекового мусульманского общества. При переводе мы пользовались изданием ван Флотѐи де Гуе составившими критический текст по трем прописям: Дамада Ибрагима № 949, Айя Софйа № 4159 и Дополнительного фонда Британского Музея № 1129,7.
Абу ал-Ала Мухаммед б. Али б. ал-Хассул
«КНИГА О ПРЕВОСХОДСТВЕ ТЮРКОВ НАД ДРУГИМИ ВОИНАМИ И О ДОСТОИНСТВАХ ВЫСОКОГО СУЛТАНСКОГО ПРИСУТСТВИЯ» О трактате Ибн Хассула было известно только по упоминанию в «Кашф аз- зунун» Хаджи Халифы, где просто указывалось на него без какого-либо описания или характеристики содержания. Не так давно иракский адвокат и ученый Аббас ал-Аззави обнаружил в частной библиотеке известного багдадского книголюба ал-Кармали единственную пока рукопись этого сочинения и опубликовал ее в 1940 г. на страницах «Бюллетеня» Турк Тарих Куруму (Турецкого исторического общества). Издание включало также перевод на турецкий язык, выполненный профессором Стамбульского уни- верситета Ш. Йалткайа.157 Арабский текст трактата ал-Аззави предваряет предисловием, из которого мы имеем возможность извлечь и привести ниже дошедшие до нас сведения об авторе. Наиболее полные сведения об Ибн Хассуле оставил автор биобиблиографического произведения «Татиммат ал-Йатима» ас-Са'алиби. Полное имя Ибн Хассула — Абу ал-Ала Мухаммед б. Али б. ал-Хассул (ас- Са'алиби пишет ошибочно б. ал-Хасан). Его отец Абу ал-Касим был известен своим красноречием и грамотностью. Родом Иб:: Хассул был из Хамадана, но семья, видимо, еще с раннего его детства обосновалась в Рее. Здесь он Хассул получил образование и сделал карьеру государственного чиновника, заняв незадолго до завоевания Рея султаном Махмудом Газневидом должность заведующего диваном переписки. Когда султан Махмуд захватил Рей, он обратил внимание на способного и грамотного чиновника, приблизил его к себе и взял с собой в Газну. При султане Масуде Ибн Хассул продолжал пользоваться султанской милостью, но предпочел вернуться в Рей на прежнюю должность заведующего перепиской. На этом сведения ас-Са'алиби обрываются поскольку он скончался в 429/1038 г., а Ибн Хассул пе-режил его на двадцать с лишним лет (ум. 450/1058 г.) Он был еще свидетелем сельджукского завоевания и как можно предположить из его сочинения, привлекался Тогрул-беком и его вазиром ал-Кундури к государственным делам. В результате Ибн Хассул написал для Тогрулбека сочинение, которое и предлагается вниманию читателей. По мнению открывателя трактата ал-Аззави и турецкого переводчика Ш. Йалткайа, произведение Ибн Хассула теснейшим образом связано со знаменитым «Посланием Фатху б. Хакану» ал-Джахиза и может быть поставлено вровень с ним. Не подлежит сомнению что Ибн Хассул был знаком с трактатом ал-Джахиза и испытал при написании своего труда его влияние, но eго работа, на наш взгляд, значительно уступает сочинению ал- Джахиза как по богатству и разнообразию сведений, глубине и обоснованности рассуждений, так и по красоте и образности языка. Два основных вопроса составляют содержание работы Ибн Хассула: критика книги Ибрахима ас-Саби по истории Бундов под названием «ат-Таджи» и характеристика тюрков и династии Сельджукидов. Две цели ставит перед собой автор: как можно более принизить достоинства Бундов и как можно более возвеличить Сельджукидов. Однако справедливость требует сказать, что подобная позиция автора сказалась исключительно только на стиле сочинения: строго логичного при критике Бундов и слащаво-красноречивого при восхвалении Сельджукидов, — но не заставила Ибн Хассула исказить действительные события или приводить вымьпшленные. Единственное, что он себе позволил, это в рассказе о происхождении Сельджукидов умолчать об их предках-простолюдинах и начать их род с Сарчыка, который, как известно и по другим источникам, сумел подняться до довольно высокого положения в огузском обществе. Бросается в глаза еще одно принципиальное отличие между сочинениями ал- Джахиза и Ибн Хассула. Если ал-Джахиз пытается обосновать близость хорасанцев и тюрков и даже объединить их генеалогии, то Ибн Xacсул, напротив, старается подчеркнуть разницу между
ними. Оно и понятно: ал-Джахиз имел намерение своим трудом способствовать сплочению различных контингентов халифского войска, устранить раздоры между ними, а Ибн Хассул хотел подчеркнуть превосходство тюркской династии над иранской, обосновать преимущественное право на власть Сельджукидов перед Бундами (см. прим. к тексту 66). Внимание историков-иранистов привлекут известия Ибн Хассула о местных династиях Южного Прикаспия и Дейлема, дополняющие сведения других арабских источников о них и позволяющие разграничивать области их политического влияния вплоть до завоевания Сельджукидов (см.: текст, с. 31—32, прим. к тексту 9). Нам остается только сказать, что рукопись Ибн Хассула дошла до нас в списке, выполненном в 649/1252 г. языковедом и хадисоведом Хасаном б. Мухаммадом ас-Сагани (ум. 650/1252 г.).158 В заключение необходимо отметить также, что в примечаниях по соображениям технического характера мы старались передавать арабские слова и выражения в русской транскрипции.
ПЕРЕВОД
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.62.68 (0.012 с.) |