Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Докажите, что любой язык отражает картину мира говорящего на нем народа.

Поиск

- Если какой-то объект объясняется с помощью нескольких слов, то это означает, что он имеет важное значение для людей данной культуры. И наоборот, чем менее значимо явление, тем грубее языковая дифференциация. Например, для большинства североамериканцев снег – простое погодное явление, и в их лексиконе для обозначения этого концепта есть только два слова: snow (снег) и slush (слякоть). А в языке эскимосов Аляски существует более 20 слов, описывающих снег в разных состояниях. Такое разнообразие словарных средств ясно показывает, что для эскимосов снег – это не просто составная часть погоды, а ее важнейшая часть, на которой базируется большинство элементов их культуры.

- В языке находят отражение базовые представления народа о времени и пространстве. Например, для носителей языка навахо особую значимость имеет форма окружающих их предметов. Поэтому в этом языке сформировалась интересная грамматическая особенность: определенные глаголы, означающие обращение с предметами (например, «подбирать», «бросать»), преобразуются в разные лингвистические формы в зависимости от того, с какого типа предметами обращаются. Всего существует 11 таких лингвистических форм для предметов различных очертаний и свойств: округлых сферических предметов, тонких округлых предметов, длинных гибких вещей и т.д.

Лекция 8

Что такое система языка? Как она соотносится с языковой структурой?

Система языка-внутренне организованная совокупность элементов, находящихся в отношениях друг с другом (=система органов).

Структура языка-внутренняя организация элементов, сеть их отношений (=скелет).

 

Какие языковые уровни Вам известны? Как они связаны друг с другом?

Уровни языка -подсистемы (ярусы) общей языковой системы, каждая из которых обладает набором своих единиц и правил их функционирования.

- фонетический уровень

- лексический уровень

- морфологический уровень

- синтаксис

+ системный

+ только план выражения и план содержания

Единицы одного уровня языка способны вступать друг с другом в синтагматические и парадигматические отношения (к примеру, слова, соединяясь, образуют словосочетания и предложения), единицы разных уровней могут лишь входить одна в другую (так, фонемы составляют звуковые оболочки морфем, из морфем состоят слова, из слов — предложения).

 

Что такое единица языка? Назовите известные Вам языковые единицы.

Единица языка -элемент системы языка и элемент уровня языка.

Единицы вышестоящего уровня строятся из единиц нижестоящего уровня (морфемы из фонем).

Единицы языка:

-фонема

-морфема

-слово

-словосочетание

-предложение

+фонетический слог, фонетическое слово, речевой акт, фонетическая фраза

+нулевые морфемы и связки (день-дня)

 

Как классифицируются в современном языкознании единицы различных языковых уровней?

односторонние двусторонние
Незначимые, полученные при линейном членении речевого потока и формирующие двусторонние единицы; Имеют план выражения и план содержания;
предельные непредельные
Далее неделимы; Аналитические конструкции, сложные предложения;
по функции:
Номинативные единицы Коммуникативные единицы Строевые единицы Обозначение предметов и явлений; Служат сообщением; Средство построения Слово, словосочетание; Предложение; других единиц; Фонемы, морфемы;

 

5. Дайте определения всех типов отношений, связывающих между собой языковые единицы.

(+ вопрос 6,7: Приведите примеры парадигм на всех уровнях языка. Приведите примеры синтагматических отношений на всех уровнях языка.)

Единицы языка связаны 3 типами отношений:

1. Парадигматические (отношения, существующие между разными единицами одного типа или вариантами одной единицы) ИЛИ-ИЛИ

Совокупность единиц, связанных парадигматическими отношениями-парадигма.

Парадигмы м.б.:

-морфологическими (существительные 1го склонения или глаголы II спряжения)

-словообразовательными (однокоренные слова)

-лексические (глаголы движения, прилагательные цветообозначения)

-фонетические (согласные, звонкие согласные)

2. Синтагматические (сочетаемостные отношения, устанавливающиеся между однотипными единицами в речевой цепи) И-И

Сочетаемостные возможности у разных единиц языка различны:

-лексические единицы: «лёгкий» сочетается со множеством конкретных и абстрактных существительных.

-фонемы: стр, здр, НО НЕ рзд, втс и т.п.

3. Иерархические (отношения, к-е связывают единицы разных языковых уровней)

Морфемы состоят из фонем, слова входят в состав предложений.

 

Какие характеристики присущи языку как системе?

1. Все её уровни взаимосвязаны, т.к.:

-имеют место иерархические отношения

-в словах отражены все уровни языка

-в одной единице языка могут совпадать единицы разных уровней (латныь-i-«поезжай»).

2. Постоянно развивается, но разные уровни с разной скоростью (ядро-морфология, перифирия-лексика).

3. Её многоярусность способствует реализации закона языковой экономии (из ограниченного набора фонем строится множество морфем, из их ограниченного набора-слова).

 

 

Лекция 9

Что изучает фонетика? С каких точек зрения она рассматривает звуки?

Фонетика изучает звуковой строй языка, т.е. инвентарь звуков, звуковые законы и правила сочетания звуков в слове и потоке речи.

Любой звук изучается с точки зрения акустики, физиологии, фонологии.

Какие характеристики звуков выделяются при их изучении с акустических позиций?

Акустика рассматривает звук как результат колебательных движений какого-либо тела в некоторой среде.

С позиции акустики звук характеризуется признаками:

А) высота звука (чем больше колебаний приходится на единицу времени, тем выше звук).

Б) сила звука (=громкость) (чем больше величина отклонения звуковой волны от исходного положения, тем сильнее звук).

В) длительность (продолжительность звука во времени).

Г) тембр

 

Что Вы знаете о тембре как акустической характеристике звуков речи?

Тембр (отличительная черта звука, создается наложением на основной тон обертонов-тонов, порождаемых дополнительными колебаниями. Условие наложения-совпадение частоты колебания голосовых связок с частотой колебания резонаторов-полости рта, носа, глотки. Тоны звука, получающие наибольшее усиление под влиянием резонаторов, называются его формантами).

 

Из каких элементов состоит речевой аппарат человека в его широком и узком понимании?

Широкий смысл: нервная система, органы слуха и зрения, органы речи

Узкий смысл: органы речи (дыхательные органы-лёгкие, бронхи, трахея, гортань, надставная труба-глотка, разделенная небом ротовая и носовая полости).

 

Из каких фаз складывается артикуляция звука?

Артикуляция звука -работа органов речи, направленная на производство звуков, к-я включает 3 фазы:

1. Приступ (экскурсия) -переход органов речи из спокойного состояния в положение, требуемое произносимым звуком.

2. Выдержка -сохранение положения органов, необходимого для произнесения данного звука (НО мгновенные звуки б/п).

3. Отступ (рекурсия) -выход органов речи из положения выдержки или приступ к артикуляции следующего звука.

Что называют артикуляционной базой языка?

Артикуляционная база языка -вся совокупность артикуляций. Русская АБ-неучастие глотки и язычка. АБ исторически изменчива (исчезновение носовых).

 

Чем гласные звуки отличаются от согласных?

Гласные звуки состоят только из голоса. При образовании гласных звуков струя воздуха колеблет голосовые связки и не встречает преград в полости рта. Вокализм.

Согласные звуки состоят из шума или шума и голоса. При образовании согласных звуков струя воздуха преодолевает различные препятствия в полости рта. Сосредоточенное мускульное напряжение. Консонантизм.

 

Перечислите основные акустические характеристики звуков речи и раскройте их сущность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 960; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.201.175 (0.009 с.)