Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок одобрения крупной сделки и последствия его несоблюдения

Поиск

 

Крупная сделка подлежит одобрению уполномоченным органом акционерной компании по правилам ст.79 Закона об АО, при этом одобрение может быть как предварительным, так и последующим.

В роли органа, уполномоченного принимать решение об одобрении крупной сделки, с некоторыми оговорками, может выступить:

1) Совет директоров (наблюдательный совет);

2) Общее собрание акционеров.

Закон предъявляет достаточно строгие требования к содержанию решения об одобрении крупной сделки.

При нарушении требований к порядку одобрения крупная сделка может быть признана недействительной как сделка, несоответствующая правовым актам (ст.168 ГК РФ).

Крупная сделка может одновременно являться и сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность. Важной гарантией прав акционеров, не согласных с совершением крупной сделки, является правило о выкупе акций.

 

 

51. Правовой режим сделок, в совершении которых имеется заинтересованность

 

Заинтересованными в совершении хозяйственным обществом сделки могут быть признаны следующие лица:

· член совета директоров (наблюдательного совета) общества,

· лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, в том числе управляющая организация или управляющий,

· член коллегиального исполнительного органа общества,

· акционер (участник) общества, имеющего совместно с его аффилированными лицами 20 и более процентов голосующих акций (долей в уставном капитале) общества,

· лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания,

· супруги, родители, дети, полнородные и неполнородные братья и сестры, усыновители и усыновленные и (или) их аффилированные лица указанных выше лиц.

Наличие заинтересованности

Лица, которые могут быть признаны заинтересованными в совершении хозяйственным обществом сделки, признаются таковыми при условии, если они:

· являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

· владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;

· занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также должности в органах управления управляющей организации такого юридического лица;

· в иных определенных случаях.

Порядок совершения

Сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, совершаются обществом только при условии их одобрения советом директоров или общим собранием участников (акционеров) общества.

В акционерных обществах

Одобрение в акционерных обществах осуществляется:

В случае, если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет менее 2 процентов балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату

· в обществах с числом акционеров-владельцев голосующих акций 1000 и менее:

советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в совершении сделки

· в обществах с числом акционеров-владельцев голосующих более 1000:

советом директоров (наблюдательным советом) общества большинством голосов директоров, не заинтересованных в совершении сделки, из числа независимых директоров

В случае, если предметом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества составляет 2 и более процента балансовой стоимости активов общества по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, либо в случае, если совет директоров не смог принять решение об одобрении сделки в установленном порядке

· общим собранием акционеров большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций

 

52. Определение цены (денежной оценки) имущества - предмета совершаемых акционерным обществом сделок

 

Статья 77. Определение цены (денежной оценки) имущества

1. В случаях, когда в соответствии с настоящим Федеральным законом цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета) общества, они должны определяться исходя из их рыночной стоимости.

В случае причинения убытков, ущерба обществу, акционерам общества, а также третьим лицам в результате совершения сделки по цене (денежной оценке) имущества, цене размещения или цене выкупа эмиссионных ценных бумаг общества вследствие определения такой цены (денежной оценки) в размере, равном итоговой величине рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке, эти убытки, ущерб подлежат возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Общество, возместившее соответствующие убытки, ущерб, имеет право обратного требования (регресса) к оценщику, осуществившему оценку.

Если лицо, заинтересованное в совершении одной или нескольких сделок, при которых цена (денежная оценка) имущества определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества, является членом совета директоров (наблюдательного совета) общества, цена (денежная оценка) имущества определяется решением членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, не заинтересованных в совершении сделки. В обществе с числом акционеров 1000 и более цена (денежная оценка) имущества определяется независимыми директорами, не заинтересованными в совершении сделки.

В случае, если количество незаинтересованных директоров менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (наблюдательного совета) общества и (или) если все члены совета директоров (наблюдательного совета) общества не являются независимыми директорами, цена (денежная оценка) имущества может быть определена решением общего собрания акционеров, принятым в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 83 настоящего Федерального закона.

2. Для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик.

Привлечение независимого оценщика для определения рыночной стоимости является обязательным для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со статьей 76 настоящего Федерального закона, а также в иных случаях, если это прямо предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В случае определения цены размещения ценных бумаг, цена покупки или цена спроса и цена предложения которых регулярно опубликовываются в печати, привлечение независимого оценщика необязательно, а для определения рыночной стоимости таких ценных бумаг должна быть принята во внимание эта цена покупки или цена спроса и цена предложения.

3. В случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.

В уполномоченный орган в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты принятия советом директоров (наблюдательным советом) общества решения об определении цены объектов, представляются:

копия решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены объектов;

отчет оценщика об оценке в случае, если его привлечение для определения цены объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик;

иные документы (копии документов), содержащие информацию об определении цены объектов, подготовленную обществом, его акционерами или контрагентом общества, в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика не является обязательным и оценщик не привлекался для определения цены объектов.

Уполномоченный орган в срок, не превышающий 20 дней с даты получения указанных документов, вправе направить в общество мотивированное заключение.

Уполномоченный орган рассматривает представленные документы и осуществляет проверку на соответствие:

отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности;

решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены объектов сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты в случаях, если в соответствии с настоящим Федеральным законом привлечение оценщика не является обязательным.

Мотивированное заключение уполномоченного органа направляется в:

общество в случае принятия уполномоченным органом решения о несоответствии цены объектов, определенной решением совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с настоящей статьей без привлечения оценщика, сложившимся рыночным ценам на аналогичные объекты. В случае получения такого заключения совет директоров (наблюдательный совет) общества принимает решение об отказе от совершения сделки или принимает решение об определении цены объектов с обязательным привлечением оценщика и соблюдением порядка, установленного настоящей статьей;

саморегулируемую организацию оценщиков, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, в случае принятия уполномоченным органом решения о несоответствии отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности для проведения саморегулируемой организацией экспертизы соответствующего отчета об оценке.

Заключение уполномоченного органа может быть оспорено в судебном порядке по иску общества.

В случае направления в саморегулируемую организацию оценщиков мотивированного заключения уполномоченный орган выносит предписание о приостановлении исполнения решения совета директоров (наблюдательного совета) общества об определении цены объектов на срок проведения экспертизы соответствующего отчета об оценке и одновременно уведомляет общество об обращении в саморегулируемую организацию оценщиков для проведения такой экспертизы с приложением указанного предписания и копии направленного мотивированного заключения. Саморегулируемая организация оценщиков проводит такую экспертизу и по ее итогам направляет заключение в уполномоченный орган и общество в срок, не превышающий 20 дней со дня получения мотивированного заключения. В случае направления саморегулируемой организацией оценщиков по итогам экспертизы отрицательного заключения цена объектов, определенная советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящей статьей, признается недостоверной.

Уполномоченный орган вправе оспорить результаты экспертизы в судебном порядке.

В случае, если уполномоченный орган не направил в общество заключение в установленный настоящей статьей срок, цена объектов признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки.

Сделка, которая совершена обществом с нарушением порядка, установленного настоящей статьей, или цена которой является в соответствии с настоящим пунктом недостоверной, может быть признана недействительной по иску уполномоченного органа в течение шести месяцев со дня, когда уполномоченный орган узнал или должен был узнать о совершении сделки.

Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе отказать в признании сделки недействительной, если обществом будет доказано, что допущенные нарушения не являются существенными и сделка не повлекла за собой причинение убытков обществу, государству и (или) муниципальному образованию.

4. Признание решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, недействительным не влечет за собой признания сделок общества, совершенных по цене, определенной на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, других сделок, решений иных органов общества, выпусков эмиссионных ценных бумаг общества, для совершения, принятия, размещения которых в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона необходимо определение цены по правилам, установленным настоящей статьей, недействительными.

Лицо, права и (или) законные интересы которого нарушены, при обращении в суд вправе соединить требования о признании сделок общества, решений других органов общества, выпусков эмиссионных ценных бумаг общества, для совершения, принятия, размещения которых в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона необходимо определение цены по правилам, установленным настоящей статьей, недействительными с обжалованием решения совета директоров (наблюдательного совета) общества, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи.

 

53. Акционерные общества, имеющие «Золотую акцию»

 

ЗОЛОТАЯ АКЦИЯ

условная акция, сохраняемая в руках государственного органа, ведающего приватизируемым государственным предприятием, преобразуемым в акционерное общество. Такая акция дает на определенный период времени государственному органу решающий голос на собрании акционеров, что необходимо для сохранения влияния государства на некоторые акционируемые предприятия, деятельность которых глубоко затрагивает государственные и общественные интересы.

 

Это особая разновидность акции, предоставляющая ее владельцу особые права по сравнению со всеми другими акционерами.
"Золотая акция" по сути государственная ценная бумага, однако традиционно рассматривается вместе с корпоративными акциями.
В России в процессе приватизации государственных предприятий выпускались "золотые акции", которые закреплялись в государственной собственности. Владелец "золотой акции" по всем вопросам повестки дня на собрании акционеров имеет один голос. Однако по принципиальным вопросам (внесение изменений и дополнений в устав, реорганизация и ликвидация общества, совершение крупных сделок, связанных с отчуждением или приобретением имущества) владелец "золотой акции" имеет возможность наложить вето на принятие решений. По всем этим вопросам решения принимаются 3/4 голосов вкладчиков, присутствующих на собрании. Если решения приняты, а владелец "золотой акции" с ними не согласен, то он, пользуясь правом вето, может приостановить введение в действие этих решений на срок до 6 месяцев. Если в течение данного срока не будет найдено решение, устраивающее акционеров и владельца "золотой акции", то вопрос передается на рассмотрение Мингосимущества РФ или правительства РФ.
сегодня Правительство РФ или Госкомитет по управлению имуществом могут принять решение о выпуске "золотой акции".
"Золотая акция" предоставляет ее владельцу на срок до трех лет право "вето" при принятии собранием акционеров решений:
1) о внесении изменений и дополнений в устав АО;
2) о его реорганизации или ликвидации;
3) о его участии в других предприятиях;
4) о передаче в залог или аренду;
5) о продаже или отчуждении иными способами имущества.
Решения, принимаемые собранием акционеров в отсутствии владельца "золотой акции", являются недействительными.
Применение права "вето" владельцем "золотой акции" влечет за собой приостановку действия соответствующего решения на срок до 6 месяцев и передачу его на рассмотрение органа, определяемого владельцем "золотой акции".
"Золотая акция" в указанных случаях находится в государственной собственности. Ее передача в залог или траст не допускается. Продажа и отчуждение "золотой акции" иными способами до истечения срока ее действия допускается только по решению органа, принявшего решение о ее выпуске при учреждении акционерного общества. При продаже и отчуждении "золотой акции" она конвертируется в обыкновенную акцию, и особые права, предоставленные ее первому владельцу, прекращаются.

 

54. Акционерные общества и иностранные инвестиции

 

Иностранные инвестиции представляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенные в различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлечения предпринимательской прибыли или процента.

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость, уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.

Так, по формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции - это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Согласно классификации ЮНКТАД к прямым иностранным инвестициям относят зарубежные вложения, предполагающие долговременные отношения между партнерами с устойчивым вовлечением в них экономических агентов одной страны (иностранный инвестор или «материнская фирма») с их контролем за хозяйственной организацией, расположенной в принимающей стране. Соответственно к ним рекомендуется причислять:

· приобретение иностранным инвестором пакета акций предприятия, в которое он вкладывает свой капитал, в размере не менее чем 10-20% суммарной стоимости объявленного акционерного капитала;

· реинвестирование прибыли от деятельности указанного предприятия в части, соответствующей доле инвестора в акционерном капитале и остающейся в его распоряжении после распределения дивидендов и репатриации части прибыли;

· внутрифирменное предоставление кредита или равноценная операция по урегулированию задолженности в отношениях между «материнской» фирмой и ее зарубежным филиалом.

К разряду портфельных инвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с целью получения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода. В соответствии с положениями ЮНКТАД портфельные инвестиции, в отличие от прямых, представляют собой вложения в покупку акций, не дающих право вкладчикам влиять на деятельность предприятия и составляющих менее 10% общего объема акционерного капитала. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. В большинстве случаев такие инвестиции производятся на рынке свободно обращающихся ценных бумаг. Под прочими инвестициями понимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и международный бизнес в целом. Роль прямых иностранных инвестиций заключается:

· в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта;

· в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальнуюбазу (в отличиеот спекулятивных и нестабильных портфельных инвестиций, которые могут быть внезапно выведены с негативными последствиями для национальной экономики);

· в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента со взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки;

· в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса;

· в способности при правильных организации, стимулировании и размещении ускорить развитие отраслей и регионов;

· в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширению налоговой базы;

· в стимулировании развития производства экспортной продукции с высокой долей добавленной стоимости, инновационных товаров и производственных технологий, управления качеством, ориентации на потребителя.

Возрастание роли прямых иностранных инвестиций в современной экономике во многом связано с деятельностью транснациональных корпораций (ТНК) и расширением масштабов международного производства.

Основные условия привлечения и использования иностранных инвестиций в экономике России регулируются Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».

Иностранные инвестиции в российском законодательстве определяются как вложения иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

К прямым инвестициям относят вложения в приобретение не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством РФ; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территорииРФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Привлечение иностранных инвестиций может осуществляться российскими предприятиями (предприятия, принимающие инвестиции, называют реципиентами) различными способами. Основными из них являются: кредиты иностранных банков, коммерческие кредиты под государственные гарантии, связанные кредиты (экспортное финансирование), эмиссия и размещение акций через программы АДР, использование концессионной системы.

Банковский кредит выступает в форме предоставления в долг денежной суммы (ссуды). При этом оговариваются срок возврата кредита, обязательность возврата и размер процентов по кредиту. Данный вид кредита доступен, как правило, особым категориям заемщиков. В частности, он может быть предоставлен банком, участвующим в финансовом обеспечении приоритетной международной инвестиционной программы.

Получение кредитаот коммерческой структуры осуществляется обычно под предоставление правительственных гарантий. Правительство через аффилированные организации (министерства, специально созданные фонды) выступает гарантом предприятия и выплачивает сумму кредита коммерческой структуре в случае невозврата.

Экспортное финансирование (или связанные кредиты) используется предприятиями - инициаторами инвестиционных проектов с целью привлечения заинтересованных в экспорте своей продукции иностранных производителей соответствующего технологического оборудования. Такие инвестиционные проекты могут реализовываться в рамках межгосударственных кредитных линий (российско-французская, российско-германская «Гермес», российско-швейцарская и др.), которые позволяют преодолеть несоответствия между правовыми и экономическими нормами стран Запада и России.

По данной схеме российское предприятие подбирает поставщика требуемого технологического оборудования в стране, определенной в соответствии с требованиями кредитной линии, и подписываете ним рамочное соглашение. Требования к российской стороне включают предоставление бизнес-плана, составленного в соответствии с международными стандартами, финансовой гарантии региональной администрации, письма Правительства РФ. В схеме участвуют также западный банк, финансирующий своего производителя технологического оборудования; уполномоченная страховая компания, страхующая кредит (для российско-германской кредитной линии - «Гермес»); российский уполномоченный банк, через который осуществляется рефинансирование проекта.

Сложности применения описанного метода финансирования связаны со сравнительно высокой процентной ставкой кредита, значительными издержками при страховании и обслуживании рефинансирования уполномоченным банком, в результате чего общая процентная ставка может составлять 25-30%. Кроме того, непростой задачей (в частности, для отдаленных от центра регионов) является получение письма Правительства РФ.

Эмиссия и размещение акций среди иностранных инвесторов предполагают, как правило, приобретение иностранным инвестором доли акционерного капитала предприятия. Продавая часть своих акций инвестору, предприятие тем самым продает ему часть своей собственности. При этом инвестор получает право участвовать в определении основных направлений деловой политики предприятия.

Одним из способов привлечения прямых зарубежных инвестиций для эффективно работающих российских предприятий является выпуск и размещение среди потенциальных стратегических инвесторов глобальных депозитарных расписок (СЮК) и американских депозитарных расписок (АПК) на акции российского эмитента. Выпуск депозитарных расписок на эмиссию акций эмитента позволяет реальным зарубежным инвесторам получить контрольный пакет акций объекта инвестирования и одновременно минимизировать риски, связанные с обращением принадлежащих им ценных бумаг, которые будут регламентированы не только национальными, но и международными нормами права.

Перспективным механизмом привлечения иностранных инвестиций является использование концессионной системы в рамках развития компенсационных соглашений, договоров о разделе продукции, схем проектного финансирования и др. Эффективное применение концессионной системы, обеспечивающей оптимальное распределение доходов и рисков между участниками инвестирования, может существенно увеличить приток инвестиций в реальный сектор российской экономики.

 

55.Акционерные общества за рубежом: способы организации и защиты

 

Европейскому зарубежному законодательству такое деление неизвестно, хотя законодательства некоторых зарубежных государств выделяют акционерные общества частные и публичные. Так, по праву компаний Англии принято делить компании на частные и публичные. В соответствии с Законом о компаниях 1985 г. публичная компания при ее регистрации должна иметь наименование public limited company (PLC); ее меморандум должен быть составлен по форме, определенной в таблице F по регулированию компаний 1985 г., являющейся приложением к Закону о компаниях 1985 г. Номинальный капитал компании, предназначенный для выпуска акций, должен быть не менее 50 тыс. фунтов стерлингов. Минимальное число директоров - не менее двух *(85).

Понятие частной компании, существовавшее в английском праве компаний до 1980 г., в настоящее время подверглось существенным изменениям. Если по прежнему законодательству для частных компаний существовали ограничения на право передачи паев другим лицам (только с согласия остальных участников), на минимальное (двое) и максимальное количество членов компании (50), то после 1980 г. ограничения, касавшиеся передачи акций с согласия акционеров; числа акционеров (не более 50); обращения к публике об инвестициях в компанию (о невозможности выпускать облигации на финансовых рынках), были отменены.

Предпринимательские корпорации по праву США также могут быть открытыми (publicly corporation) и закрытыми (close corporation). Статус закрытой корпорации определен Приложением к Примерному закону о предпринимательских корпорациях. Законы некоторых штатов также содержат положения о закрытых корпорациях. Например, Кодекс о корпорациях штата Калифорния определяет закрытую корпорацию следующим образом: "Закрытая корпорация означает корпорацию, устав которой содержит положение о том, что все имеющиеся в корпорации паи всех классов принадлежат в силу имеющихся на них закрепленных документами прав определенному числу лиц, не превышающему 35, и содержит указание "Данная корпорация является закрытой корпорацией".

Французское законодательство выделяет два типа АО: обычные АО, не пользующиеся общественными сбережениями (не обращающиеся к публичной подписке) и имеющие уставный капитал не менее 259 тыс. франков, и АО, пользующиеся общественными сбережениями (обращающимися к публичной подписке), для которых установлен уставный капитал не менее 1,5 млн. франков. Последние подчиняются особым правилам как при создании, так и в процессе деятельности.

Отличие открытого акционерного общество от закрытого акционерного общества по российскому законодательству.

Открытое акционерное общество (далее - ОАО) проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществляет их свободную продажу в порядке, определенном Законом об АО и Законом о рынке ценных бумаг.

Вместе с тем открытое акционерное общество вправе проводить размещение акций посредством закрытой подписки. Однако возможность проведения закрытой подписки ОАО может быть ограничена самим уставом АО или требованиями правовых актов РФ.

Только открытыми могут быть общества, учредителями которых выступают Российская Федерация, субъекты РФ или муниципальное образование (за исключением обществ, образованных в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий).

Закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) - это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Такое общество не вправе проводить размещение акций посредством открытой подписки или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Иными словами, закрытые акционерные общества являются "закрытыми" для привлечения внешних инвестиций.

В ОАО не допускается установление преимущественного права общества или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых акционерами этого общества.

В ЗАО действует обратное правило: акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, если уставом не установлен иной порядок осуществления данного права. Норма, закрепляющая преимущественное право акционеров, носит императивный характер, и оно не может быть ограничено договором о создании общества или его уставом *(87).

Положение закона, согласно которому акционеры, использующие преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами, могут приобретать такие акции пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них, носит диспозитивный характер и применяется, если уставом не предусмотрен иной порядок осуществления этого права.

Уставом ЗАО может быть предусмотрено преимущественное право самого акционерного общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами. При этом АО может воспользоваться таким правом при условии, что акционеры данного АО не используют принадлежащее им преимущественное право на приобретение акций.

Акционеры ЗАО, а в надлежащих случаях и само общество могут осуществлять преимущественное право приобретения акций, продаваемых акционерами АО, при условии, если они согласны приобрести эти акции по цене предложения другому лицу. Если цена, по которой акционеры данного АО готовы приобрести акции, ниже цены предложения другому лицу, то акционер вправе продать акции другому лицу.

Акционер, желающий продать свои акции третьему лицу, обязан письменно известить об этом остальных акционеров и само общество, указав цену и другие условия продажи акций.

Извещение следует рассматривать как оферту - предложение о заключении договора, так как оно отвечает всем признакам оферты: адресовано конкретным лицам, содержит все существенные условия. Лицо считает себя связанным таким предложением. Срок для ответа на предложение о приобретении продаваемых акций предусмотрен законом. Если акционеры (или общество) не воспользуются преимущественным правом приобретения всех акций, предлагаемых к продаже в течение двух месяцев либо в более короткий срок (но не менее 10 дней), предусмотренный уставом, акции могут быть проданы третьему лицу по цене и на условиях, сообщенных обществу и его акционерам.

Необходимо иметь в виду, что предусмотренное законом преимущественное право приобретения акций закрытого акционерного общества не применяется в случаях их безвозмездного отчуждения акционером (по договору дарения) либо перехода акций в собственность другого лица в порядке универсального правопреемства (например, при наследовании акций).

При продаже акционером принадлежащих ему акций третьему лицу по цене, которую готовы были уплатить в пределах установленного законом (уставом) срока акционеры общества (само общество), акционеры (общество), чье преимущественное право на приобретение акций нарушено, имеют право в течение трех месяцев с момента, когда они узнали или должны были узнать о таком нарушении, потребовать в судебном порядке перевода прав и обязанностей покупателя этих акций на соответствующее заинтересованное лицо.

Необходимость в принятии мер по обеспечению иска возникает, если непринятие их может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

Обеспечительные меры должны соответствовать заявленным требованиям, то есть быть непосредственно связанными с предметом спора, соразмерными заявленному требованию, необходимыми и достаточными для обеспечения исп<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.96 (0.013 с.)