Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не уверует никто из вас пока не пожелает для своего брата того же, чего желает для себя↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Также сказал посланник (صلى الله عليه وسلم) в согласованном хадисе, тоже переданном от Анаса: والذي نفسى بيده لا يؤمن أحدكم حتى يحب لأخيه ما يحب لنفسه
Сказал Всевышний Аллах: { وَإِنَّ مِنْكُمْ لَمَنْ لَيُبَطِّئَنَّ فَإِنْ أَصَابَتْكُمْ مُصِيبَةٌ قَالَ قَدْ أَنْعَمَ اللَّهُ عَلَيَّ إذْ لَمْ أَكُنْ مَعَهُمْ شَهِيدًا } { وَلَئِنْ أَصَابَكُمْ فَضْلٌ مِنَ اللَّهِ لَيَقُولَنَّ كَأَنْ لَمْ تَكُنْ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُ مَوَدَّةٌ يَا لَيْتَنِي كُنْتُ مَعَهُمْ فَأَفُوزَ فَوْزًا عَظِيمًا }
Эти удерживающие не желают для своих верующих братьев мусульман того, чего желают для себя. Наоборот, когда их постигала беда, они радовались, что их это обошло, а когда Аллах тех одарял милостью, они не радовались за них, а наоборот хотели получить долю из той милости. Такие люди радуются только мирским благам, которые они получили или мирским бедам, которые их обошли. Поэтому они не желают Аллаха, его посланника и другой жизни. Если бы они желали этого, они любили бы своих братьев и были бы довольны тем, что получили те из милости Аллаха, и огорчались бы из-за беды, что постигла тех. Поистине тот, кто не радуется тому, что радует верующих и не печалится тем, что печалит верующих, тот не из их числа. Передается в двух сахихах от Амира, как он сказал: я слышал хутбу ан-Нуьмана ибн Башира, где он говорил: Я слышал, как посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) говорил: مَثَلُ الْمُؤْمِنِينَ فِي تَوَادِّهِمْ وَتَرَاحُمِهِمْ وَتَعَاطُفِهِمْ مَثَلُ الْجَسَدِ الْوَاحِدِ. إذَا اشْتَكَى مِنْهُ شَيْءٌ تَدَاعَى لَهُ سَائِرُ الْجَسَدِ بِالْحُمَّى وَالسَّهَرِ
Также передается в двух сахихах от Абу Мусы аль-Ашьари (رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ), как он сказал: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِ كَالْبُنْيَانِ يَشُدُّ بَعْضُهُ بَعْضًا وَشَبَّكَ بَيْنَ أَصَابِعِهِ
Скупость и алчность
И алчность, и скупость - болезнь, но зависть еще более опасная болезнь, чем скупость. Говорится в хадисе, который передал Абу Дауд от пророка (صلى الله عليه وسلم), как он сказал: الْحَسَدُ يَأْكُلُ الْحَسَنَاتِ كَمَا تَأْكُلُ النَّارُ الْحَطَبَ وَالصَّدَقَةُ تُطْفِئُ الْخَطِيئَةَ كَمَا يُطْفِئُ الْمَاءُ النَّارَ
И это потому, что скупой не хочет давать людям благо от самого себя (но не против того, чтобы они получали от другого), а завидующий не хочет, чтобы Аллах дал рабам из своих благ. Поэтому скупость и зависть вещи разные. Бывает так, что человек не скупится для тех, кто ему помог в его целях, но завидует себе подобным, а бывает так, что человек не завидует другим, но скупится в отношении их. Но хоть болезни и разные, основа их одна - алчность. Сказал Всевышний: وَمَنْ يُوقَ شُحَّ نَفْسِهِ فَأُولَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ
Передается в двух сахихах: إيَّاكُمْ وَالشُّحَّ فَإِنَّهُ أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ أَمَرَهُمْ بِالْبُخْلِ فَبَخِلُوا وَأَمَرَهُمْ بِالظُّلْمِ فَظَلَمُوا وَأَمَرَهُمْ بِالْقَطِيعَةِ فَقَطَعُوا
Также передается, что люди заметили Абдур-Рахмана бин Ауфа, когда он делал обход Запретного Дома и молился словами: اللَّهُمَّ قِنِي شُحَّ نَفْسِي
Спросил его человек: "Как же много ты делаешь эту молитву?" и он ответил: "Если я спасусь от алчности своего нафса, я спасусь от скупости, несправедливости и порывания родственных связей". Зависть же тоже вызывает несправедливость.
Пристрастия и страсть
Пристрастие У души есть две противоположные болезни, связанные с противоположностями: неприязнь и влечение и они связаны друг с другом. В основе скупости и зависти лежит неприязнь души к тому, что ей полезно и это связано с противоположным: влечением души к тому, что ей вредно. То есть зависть основана на злобе и ненависти. А что касается болезни пристрастия и любви, то в основе этого лежит влечение души к тому, что ей вредно и оно в свою очередь тоже связано с неприязнью того, что ей полезно. То есть пристрастие (например, страсть к женщине) это тоже душевная болезнь, как и зависть и злоба. И по мере того, как пристрастие набирает силу, это проявляется и на теле и возникает телесная болезнь. Это может быть либо психологическая болезнь, либо физическая. Пример психологического заболевания это подавленное состояние и меланхолия. Ведь не зря говорят, что пристрастие это помешательство и наваждение, похожее на меланхолию. Что касается физического заболевания, то это слабость и изможденность и тому подобное. Все, что мы говорили, касается болезней сердца, но они похожи на болезни тела (и для более глубокого понимания полезно проводить аналогии между ними). Итак, основа болезни сердца это любовь души к тому, что ей вредит подобно тому, как телесно больной имеет пристрастие к тому, что ему вредно. Если не дать больному удовлетворить желание, он страдает, а если дать, то болезнь пристрастия только увеличивается (и получается порочный круг). Точно так же и пристрастившемуся вредит его связь с предметом его зависимости посредством лицезрения, или прикосновения, или слушания. Даже просто то, что он думает о нем и рисует его в воображении, вредит ему. Он пристрастился к этому и если будет удержан от предмета страсти, то будет мучиться и страдать. А если ему дать соединиться с ним, то болезнь зависимости усилится, что порождает усиление страданий (при удержании). Передается в хадисе: أَنَّ اللَّهَ يَحْمِي عَبْدَهُ الْمُؤْمِنَ الدُّنْيَا كَمَا يَحْمِي أَحَدُكُمْ مَرِيضَهُ الطَّعَامَ وَالشَّرَابَ
Также в молитве Мусы, которую передал имам Ахмад в "Китабуз-Зухд" говорится: Говорит Аллах: إنِّي لَأَذُودُ أَوْلِيَائِي عَنْ نَعِيمِ الدُّنْيَا وَرَخَائِهَا كَمَا يَذُودُ الرَّاعِي الشَّفِيقُ إبِلَهُ عَنْ مَرَاتِعِ الْهَلَكَةِ. وَإِنِّي لَأُجَنِّبُهُمْ سُكُونَهَا وَعَيْشَهَا كَمَا يُجَنِّبُ الرَّاعِي الشَّفِيقُ إبِلَهُ عَنْ مَبَارِكِ الْغِرَّةِ وَمَا ذَلِكَ لِهَوَانِهِمْ عَلَيَّ وَلَكِنْ لِيَسْتَكْمِلُوا نَصِيبَهُمْ مِنْ كَرَامَتِي سَالِمًا مُوَفَّرًا لَمْ تُكَلِّمْهُ الدُّنْيَا وَلَمْ يُطْفِئْهُ الْهَوَى
Страсть Итак, исцеление больного наступает при избавлении больного от телесной болезни, а исцеление больного душевно наступает при избавлении его сердца от порицаемой любви и влечения. Среди людей есть два мнения насчет страсти (чрезмерной любви). Первое мнение это то, что страсть является видом желания и это более известное мнение. Второе мнение это то, что страсть является видом фантазирования и что это искаженное воображение потому, что предмет страсти представляется в воображении страстника не таким, каким он является в действительности. Поэтому те, кто придерживаются этого мнения, говорят, что нельзя в отношении Аллаха использовать слово страсть. Ни к нему не испытывают страсти, ни он не имеет страсть. Аллах превыше всего этого. Нельзя вознести славу тому, кого представляешь искаженным представлением. Обладатели же первого мнения считают разрешенным использование слова страсть, но они толкуют страсть как полную, совершенную любовь. А Аллаха можно любить и он сам любит. Передаются в связи с этим от Абдуль-Уахида ибн Зайда, как Аллах сказал: لَا يَزَالُ عَبْدِي يَتَقَرَّبُ إلَيَّ يَعْشَقُنِي وَأَعْشَقُهُ
Это также мнение некоторых суфистов. Но большинство не используют это выражение применительно к Аллаху. Потому, что страсть (ьишкъ) это чрезмерная любовь, выходящая за пределы положенного. А у любви к Аллаху нет установленной меры, чтобы можно было говорить на нее чрезмерная; и нет пределов, за которые нельзя выходить. Кроме того, они говорят, что страсть это вообще вещь порицаемая, и она не бывает похвальной ни в случае когда направлена к Творцу, ни в случае, когда направлена к творению. Потому, что это чрезмерная любовь, выходящая за границы.
Любовь и страсть к женщине Также слово страсть в урфе (в общепринятом употреблении) используется для обозначения любви человека к женщине или ребенку, но оно не используется (в арабском) для обозначения любви к семье, имуществу, родине, положению, к посланникам, праведникам и зачастую это слово ассоциируется с запретными вещами, как то вожделение к чужой женщине или к ребенку, которое сопровождается запрещенным взглядом или прикосновением и тому подобными харамами. Также это касается любви человека к своей жене или наложнице, которая побуждает его выходить за рамки справедливости тем, что из-за нее делает то, что ему не разрешено, или оставляет то, что должен делать. Такое часто случается, например человек из-за любви к новой жене несправедливо относится к сыну старой жены; из-за ее порицаемых желаний делает то, что вредит его религии и земной жизни, например, дает ей из наследства больше, чем ей положено или дает ее семье право распоряжения или имущества больше, чем это положено шариатом Аллаха, или чрезмерно тратится на нее, или позволяет ей делать запретные вещи, которые вредят его религии и земной жизни. И такое бывает в случае страсти к женщине, которая ему разрешена. А что же тогда будет в случае страсти к чужой женщине или мужчине? Только Аллах знает, сколько мерзостей скрыто в таких страстях. Это такая болезнь, которая портит религию ее обладателя, его честь, его разум и тело. Всевышний Аллах охарактеризовал это в аяте как болезнь: فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ
Если в сердце человека есть похоть и вожделение к женской фигуре, то когда объект желания говорит с ним мягко, в его сердце возникает чаяние, которое потом усиливает желание, а затем и болезнь. А если не говорить с ним мягко, то в нем не возникает надежда и это не дает развиться его желанию и его вожделение ослабевает. Потому, что обычно человек не желает то, на что нет надежды, что оно сбудется. Поэтому его желание не превращается в деяние, а остается только на уровне наущений его нафса. Но если он проявит это на словах, или своим взглядом (на запретное), то он входит в грех. А если же страсть охватит его, но он останется целомудренным и будет терпеть, то он вознаграждается за свою богобоязненность, как это передается в предании: أَنَّ مَنْ عَشِقَ فَعَفَّ وَكَتَمَ وَصَبَرَ ثُمَّ مَاتَ كَانَ شَهِيدًا
Это известное предание марфуь (с цепочкой доходящей до посланника (صلى الله عليه وسلم)) Яхьи аль-Къаттана от Муджахида, а того от Ибн Аббаса, но предание это спорное и не может использоваться как доказательство. Но из шариатских доказательств мы знаем, что если человек удержит себя от запретных дел во взгляде, слове, деянии и скроет это, и не откроет это на словах, например не будет жаловаться другому (о своей страсти), не проявит скверного, ничем не проявит своего желания к объекту страсти, будет терпеть в деле подчинения Аллаху и оставления греха, и будет терпеть те страдания в сердце, что причиняет страсть, подобно тому, как терпит тот, кого постигла беда, то тогда он становится из числа тех, кто побоялся Аллаха и терпел, которые описаны в аяте: إنَّهُ مَنْ يَتَّقِ وَيَصْبِرْ فَإِنَّ اللَّهَ لَا يُضِيعُ أَجْرَ الْمُحْسِنِينَ
Точно так же и зависть и другие болезни души. Если нафс желает то, что не любит Аллах, а человек боится Аллаха и удерживает свой нафс, то он входит в число тех, про кого Аллах сказал: وَأَمَّا مَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ وَنَهَى النَّفْسَ عَنِ الْهَوَى. فَإِنَّ الْجَنَّةَ هِيَ الْمَأْوَى
Когда душа возжелает чего-нибудь, то стремится заполучить это насколько возможно так, что ради достижения желаемого прибегает ко многим средствам, ведущим к цели. И кто возжелает греховным желанием или будет питать неприязнь греховной неприязнью и затем сделает это, то станет грешником. Например, если из зависти к кому-нибудь будет питать к нему неприязнь и в связи с этим причинит ему несправедливость, нарушая его права или питая к нему вражду. Или, например если будет любить кого-нибудь страстью и сделает по этой причине нечто запретное или же то, что приказано делать ради Аллаха сделает не ради Аллаха, а ради своей страсти. Такие болезни часто встречаются в душах людей. Бывает так, что человек что-то не любит и из-за этого не любит и другие вещи (связанные с этим) чисто из-за того, что вбил себе что-то в голову. И наоборот, бывает так, что любит какую-то вещь, и из-за этого любит (другие) многие вещи (связанные с этим) чисто из-за какой-то фантазии или иллюзии в своей голове. Как, например, сказал их поэт: Из-за любви к ней, полюбил я чернокожих Из-за любви к ней, полюбил я черных псов. То есть он полюбил черненькую и из-за этого полюбил все черное и даже псов. Все это болезни мышления и воли в сердце. Мы просим Аллаха, чтобы он избавил наши сердца от всех болезней, а также прибегаем к Аллаху от плохих нравственных качеств, от страстей и болезней.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.245.158 (0.008 с.) |