Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Болезни сердца и пути их исцеления

Поиск

Болезни сердца и пути их исцеления

Оглавление

Болезни сердца и пути их исцеления. 1

Теория болезней. 2

1 – Сердца болеют и исцеляются. 2

2 – Сравнение телесных болезней с духовными. 4

3 – Болезнь это боль. 6

4 – Болезнь еще не смерть. 7

5 – Что исцеляет болезни сердец. 8

6 – Закят сердец. 9

7 - Здравие сердец в справедливости. 12

8 – Жизнь и свет. 15

9 - В аятах о неверных есть доля и для верующих. 23

10 – Больше всего просят хидаята те, кто обрел хидаят. 26

11 – Стыд и совесть признаки жизни сердца. 29

12 – Два вида смерти. 30

Болезни. 33

Зависть и ненависть. 33

13 – Зависть это болезнь сердца. 33

14 – Два вида зависти. 34

15 - Разрешенная зависть. 36

16 - Порицаемая зависть. 44

17 - Два вида терпения. 47

18 - Нет тела, да чтоб без зависти. 49

19 – Ненависть следствие зависти. 50

20 - Не уверует никто из вас пока не пожелает для своего брата того же, чего желает для себя. 54

Скупость и алчность. 56

Пристрастия и страсть. 57

22 - Пристрастие. 57

23 - Страсть. 59

24 - Любовь и страсть к женщине. 60

25 - Сердце для того, чтобы любить Аллаха. 62

 

Теория болезней

Болезни сердца и пути их исцеления

 

С именем Аллаха Всемилостивого, Милостивого.

 

Слава присуща только Аллаху, поэтому только у Него мы просим помощи, и у него просим прощения и прибегаем к Аллаху от вреда нас самих и от зла наших деяний. Кого наставил Аллах - нет того, кто сбил бы его, а кого сбил Аллах - нет того, кто наставил бы его. Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха Единственного, нет равных которому, и свидетельствую, что Мухаммад его раб и посланник, да благословит Аллах его, его семью, его сподвижников и приветствует.

 

Сердца болеют и исцеляются

 

Сказал Всевышний Аллах о двуличных следующее:

 

في قلوبهم مرض فزادهم الله مرضا

В их сердцах болезнь, и Аллах увеличил им болезнь. - (2/10)

 

 

ليجعل ما يلقى الشيطان فتنة للذين في قلوبهم مرض والقاسية قلوبهم

Для того чтобы то, что подбросил шайтан, Аллах сделал испытанием для тех в чьих сердцах есть болезнь, и сердца которых очерствели. - (22/53)

 

 

 

لئن لم ينته المنافقون والذين في قلوبهم مرض والمرجفون في المدينة لنغرينك بهم ثم لا يجاورونك فيها إلا قليلا

Если двуличные, те, в чьих сердцах болезнь и распространяющие сплетни, и смуту в Медине не прекратят, то мы дадим тебе преследовать их и тогда им недолго там быть рядом с тобой. - (33/60)

 

 

 

ولا يرتاب الذين أوتوا الكتاب والمؤمنون وليقول الذين في قلوبهم مرض والكافرون ماذا اراد الله بهذا مثلا

И для того, чтобы не сомневались те, кому было дано писание и верующие. И для того, чтобы говорили те, у кого в сердцах болезнь, а также неверные: "Что желает Аллах этой притчей?". - (74/31)

 

 

 

قد جاءتكم موعظة من ربكم وشفاء لما في الصدور وهدى ورحمة للمؤمنين

Пришло к вам назидание от вашего Господа и исцеление того, что в грудях, и руководство прямого пути и милость для верующих. - (10/57)

 

 

وننزل من القرآن ما هو شفاء ورحمة للمؤمنين ولا يزيد الظالمين إلا خسارا

И низводим по частям Мы Коран, который есть исцеление и милость для верующих, а несправедливым лишь увеличивает убыток. - (17/82)

 

 

ويشف صدور قوم مؤمنين ويذهب غيظ قلوبهم

И исцелит груди верующих и удалит гнев их сердец. - (9/14-15)

 

Сравнение телесных болезней с духовными

 

Болезнь тела это расстройство здоровья и порядка в организме. Расстройство организма бывает двух видов: расстройство восприятия и физическое расстройство (физиологии) организма.

Расстройство восприятия может проявляться как путем полного отсутствия чувства восприятия, как это бывает при слепоте или глухоте, так и путем искажения восприятия, как это бывает, когда например, человек сладкое ощущает горьким, то есть воспринимает наружные объекты не такими, какими они являются в действительности.

Что касается расстройства физиологии, то это, например ослабление пищеварительной функции или отсутствие влечения к пище, в которой организм нуждается, а также влечение к пище, которая приносит организму вред, вследствие чего организм испытывает боли.

Несмотря на это болезнь не убивает и не уничтожает тело полностью, и у организма, в общем, еще остаются силы, чтобы совершать волевые движения. Из-за этого в теле появляется боль, источник происхождения которой количественное, или качественное расстройство.

Количественное расстройство бывает либо из-за недостатка веществ, либо из-за избытка. Если причина в недостатке, организм нуждается в питании, если в избытке веществ, то организм нуждается в освобождении от них.

Качественное расстройство это, например, чрезмерное повышение или понижение температуры и оно нуждается в лечении.

Раскладка, которую мы сделали для болезни тела, свойственна и для болезни сердца. Болезнь сердца это некое расстройство, которое тоже бывает двух видов: расстройство понимания и расстройство воли. Расстройство понимания сердца бывает из-за постигающих его сомнений, которые приводят к тому, что сердце не видит истины или видит ее неправильно. Расстройство воли же это когда сердце питает неприязнь к полезной для сердца истине и испытывает влечение к вредному для сердца ложному. Поэтому слово болезнь, встречающееся в Коране, иногда толкуется как сомнение и неуверенность, а иногда как похоть. Так в аяте "в их сердцах болезнь" - 2/10, Муджахид и Катада истолковали болезнь как сомнение, а в аяте "О, жены Пророка! Вы не такие, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не говорите мягко и нежно, дабы не возжелал вас тот, в сердце которого есть болезнь", слово болезнь истолковано как похоть.

Поэтому-то Аль-Хараитъи написал книгу "Заболевания сердец", что означает болезни сердец и подразумевал под этим страсти и похоть.

Больному причиняет страдание то, что не причиняет страдания здоровому. Так, например больному приносит вред легкий жар или холод, легкая работа и тому подобное, что больному не под силу из-за ослабленности его болезнью

Болезнь, как правило, ослабляет больного, тем, что уменьшает его силу так, что он не может то, что может сильный. Здоровье укрепляется себе подобным и ухудшается противоположным. Аналогично, болезнь усиливается при наличии причин, похожих на причины болезни, и отступает при противоположных причинах. Если больной встречается с причинами, подобными причинам его болезни, его болезнь усиливается, и сила его ослабляется так, что он может даже погибнуть. А если он встретится с тем, что укрепляет его силу и уничтожает болезнь, то происходит обратное.

 

Болезнь это боль

 

Болезнь сердца это некое мучительное чувство, которое появляется в сердце, как например, гнев к врагу, который тебя одолел. Это действительно причиняет страдание сердцу. В связи с этим Аллах сказал:

ويشف صدور قوم مؤمنين ويذهب غيظ قلوبهم

"Сражайтесь с ними. Аллах накажет их вашими руками, опозорит их и одарит вас победой над ними. И (тем самым) исцелит груди верующих и удалит гнев их сердец". - (9/14-15)

И исцеление этих людей (упомянутых в аяте) произошло посредством исчезновения мучения, возникшего в их сердцах (когда неверные их пытали).

Так, например, арабы говорят:

فلان شفى غيظه

Такой-то излечил его гнев

(тем самым отождествляя болезнь с гневом).

Известно, что возмездие излечивает сердца близких убитого от страданий. Это является исцелением от скорби, гнева, печали и все эти чувства есть душевное мучение.

Точно так же сомнение и незнание причиняет страдания сердцу. Посланник (صلى الله عليه وسلم) сказал:

هلا سألوا إذا لم يعلموا فإن شفاء العي السؤال

"Раз они не знают, не следовало бы им спросить? Ведь спрашивать это средство исцеления от незнания".

Точно так же и сомневающийся в какой-то неясной (для него) вещи, испытывает страдание в сердце до тех пор, пока не обретет знание и уверенность. Так, например, про ученого, который своим ответом разъяснил истину, говорят

قد شفاني بالجواب

"Он излечил меня ответом".

 

 

Болезнь еще не смерть

 

Болезнь это не есть полная смерть. Если невежество полное, то сердце считается умершим, а если невежество частичное, то сердце считается больным. У сердца, как и у тела тоже бывает своя смерть, болезнь, оживление и исцеление. Причем они намного важнее, чем смерть, болезнь, оживление и исцеление тела.

Поэтому, когда больное сердце сталкивается с сомнением или пристрастием, то они усиливают болезнь сердца. И наоборот, если сердце сталкивается с мудрым словом и увещеванием, то это способствует его улучшению.

В связи этим Аллах сказал:

ليجعل ما يلقى الشيطان فتنة للذين في قلوبهم مرض

Для того, чтобы то, что подбросил шайтан, Аллах сделал испытанием для тех, в чьих сердцах есть болезнь. - (22/53)

 

Это было фитной для них, так как то, что подбросил шайтан, оставило сомнение в их сердцах, а очерствление их сердец из-за их высыхания. Их сердца и так были ослаблены болезнью, поэтому подброшенное шайтаном стало для них причиной заблуждения. Кроме этого, этому способствовало то, что их сердца были черствы к благодати веры.

Аллах сказал:

لئن لم ينته المنافقون والذين في قلوبهم مرض والمرجفون في المدينة

Если двуличные, те, в чьих сердцах болезнь, и распространяющие сплетни и смуту в Медине не прекратят. - (33/60)

 

وليقول الذين في قلوبهم مرض

И для того, чтобы говорили те, у кого в сердцах болезнь. - (74/31)

 

Сердца тех, кто упомянут в этих аятах, не мертвы так, как мертвы сердца неверных и (настоящих) двуличных, но и не здоровы так, как здоровы сердца верующих. В их сердцах болезнь сомнений и страстей. Так же и в аяте из суры Ахзаб:

فيطمع الذي في قلبه مرض

"дабы не возжелал вас тот, в сердце которого есть болезнь" - 33/32.

 

Болезнь, упомянутая здесь это похоть. Так, например, когда человек со здоровым сердцем увидит женщину, он не оборачивается вслед за ней в отличие от человека с больным сердцем. Он по причине своей слабости склоняется к ней в меру своей болезни и слабости. И когда женщина говорит с ним мягко, тот, у кого в сердце болезнь, желает ее похотью.

 

Что исцеляет болезни сердец

 

Коран является исцелением для того, что в грудях. И если в сердце человека есть болезни сомнения или страстей, то в Коране есть ясные доказательства, которые различают истину от ложного и уничтожают болезни сомнения, которые вредят знанию, пониманию и восприятию того человека тем, что благодаря этим доказательствам он видит вещи тем, чем они являются на самом деле. В Коране есть прекрасные мудрые слова и увещевания, которые поощряют сердце, побуждая к тому, что для него полезно и устрашают в отношении того, что для него вредно, а также есть поучительные истории, которые способствуют исправлению сердца. Все это побуждает сердце любить истину и ненавидеть ложное, хотя до этого его влекло к ложному и питало неприязнь к истине.

Коран так излечивает болезни, являющиеся очагом скверных желаний, что в итоге сердце и его побуждения исправляются и возвращаются к своему исходному естественному состоянию, на котором они изначально были сотворены подобно тому, как тело после выздоровления возвращается к своему нормальному состоянию. И точно также подобно тому, как тело растет и укрепляется, питаясь едой, сердце воспитывается и укрепляется, подпитываясь верой и Кораном.

 

Закят сердец

 

Аналогично и закят (развитие, рост, увеличение, улучшение, очищение) сердец подобен росту и развитию тела. Лингвистическое значение слова закят это рост, развитие и увеличение чего-нибудь в хорошую сторону. Так, например, в арабском языке, когда какая-нибудь вещь растет в плане блага, на нее говорят زكا الشيء

"Закяя ащ-щайу".

Для того чтобы сердце, развиваясь, достигло полного оздоровления и совершенства, оно нуждается в специальном уходе подобно тому, как и тело тоже нуждается в уходе, который предусматривает обеспечение полезными веществами и непременно отказ от вредных веществ. Ведь известно, что тело не будет развиваться без получения полезного и одновременного отказа от вредного. Точно так же и сердце. Оно не очистится и не достигнет здорового состояния если не питать его тем, что полезно для него и не ограждать от того, что вредно для него. Это же правило верно и для растений. Растение так же не будет расти без этого. Возьмем полезное. Известно, например, что милостыня тушит грехи точно так же, как вода тушит огонь. Поэтому-то подача милостыни улучшает состояние сердца. В данном случае улучшение (закят) сердца это увеличение очищенности сердца от грехов. Сказал Всевышний Аллах в суре Тауба:

خُذْ مِنْ أَمْوَالِهِمْ صَدَقَةً تُطَهِّرُهُمْ وَتُزَكِّيهِم بِهَا

"Бери очищающую милостыню с их имуществ дабы ею очистить их" - 9/103

Что касается вредного, то поистине, сердце улучшается посредством оставления мерзостей и грехов. Если продолжить сравнение с телом, то мерзости и грехи подобны вредным чужеродным примесям в организме человека. Также это подобно сорнякам среди посевов. Когда тело избавляется от вредных примесей, например от лишней крови, природная сила тела освобождается, спадает напряжение и тело может спокойно развиваться. Точно также и сердце, когда кается от грехов, избавляется от примесей греховного к праведному, в результате активизируется сила сердца и воля, которая побуждает совершать праведные деяния; сердце сбрасывает с себя оковы, опутавшие ее, и может развиваться. Здесь закят сердца состоит в улучшении и совершенствовании. Сказал Всевышний Аллах:

ولولا فضل الله عليكم ورحمته ما زكى منكم من أحد ابدا

"И если бы не благоволение Аллаха к вам и не Его милость, ни один бы из вас никогда не очистился (закяя)" - (24/21)

 

وإن قيل لكم ارجعوا فارجعوا هو أزكى لكم

"Если вам сказано "Вернитесь!", - то возвращайтесь. Это - чище (азкяя) для вас" - (24/28).

 

قل للمؤمنين يغضوا من أبصارهم ويحفظوا فروجهم ذلك أزكى لهم إن الله خبير بما ينصعون

"Скажи верующим, пускай они потупляют свои взоры и берегут свои члены; это - чище (лучше) для них. Поистине, Аллах сведущ в том, что они делают!" - (24/30)

 

قد افلح من تزكى وذكر اسم ربه فصلى

"Преуспел тот, кто очистился, И поминал имя своего Господа и совершал намаз". - (87/14-15)

 

قد أفلح من زكاها وقد خاب من دساها

"Преуспел тот, кто очистил (улучшил) ее (душу), и потерпел неудачу тот, кто развратил ее". - (92/9-10)

 

وما يدريك لعله يزكى

"Откуда ты знаешь, быть может, он очистится" - (80/3)

 

فقل هل لك إلى أن تزكى وأهديك إلى ربك فتخشى

"И скажи: "Не хочешь ли ты очиститься? Не показать ли мне тебе путь к твоему Господу, чтобы ты стал богобоязнен"". - (79/18-19)

 

Хоть изначальный смысл закята (очищения) это рост, баракят, увеличение в хорошую сторону, но все это возможно только устранением плохого. Поэтому закят включает в себя и смысл очищения, и смысл роста.

Сказал Аллах в суре Фуссъилят:

وويل للمشركين الذين لا يؤتون الزكاة

"И горе многобожникам, которые не дают закят". - (41/6-7)

Здесь под закятом подразумевается таухид и иман, посредством которого очищается сердце и он включает в себя отрицание в сердце божественности всего, кроме Аль-Хаккъа и утверждение в сердце божественности Ал-Хаккъа. Это и есть суть таухида и именно этим очищаются, исправляются и развиваются сердца. Очищение (тазкия) означает делать какую-нибудь вещь очищенной либо на деле (фактически), либо на словах и убеждениях. Так, например, когда говорится عدلته Я исправил его, то это означает либо "Я это исправил фактически", либо "Я уверил людей, что это правильно". Примером для второго смысла слова "очищение" является следующий аят из суры ан-Наджм:

فلا تزكوا أنفسكم

"Не очищайте (не обеляйте, не выгораживайте, не хвалите) самих себя, ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен. - (53/32).

Здесь "не очищайте" означает "не говорите, что вы чистые", а в суре аш-шамс же наоборот есть побуждение к очищению, но там очищение в первом смысле:

قد أفلح من زكاها

"Преуспел тот, кто очистил (улучшил) ее" - (92/9-10)

Поэтому Аллах и сказал в суре ан-Наджм:

هو أعلم بمن اتقى

"ибо Ему лучше знать тех, кто богобоязнен". - (53/32).

У Зайнаб до переименования было имя Барра. Было сказано, что она очищает (обеляет, восхваляет) себя и посланник Аллаха (صلى الله عليه وسلم) дал ей имя Зайнаб.

А в следующем аяте очищение употреблено в двух смыслах:

ألم تر إلى الذين يزكون أنفسهم بل الله يزكي من يشاء

"Разве ты не видел тех, которые очищают самих себя (говорят, что они чистые)? Но нет, это Аллах очищает, кого пожелает" - (4/49)

То есть Аллах делает чистым кого пожелает и сообщает о его чистоте.

 

Жизнь и свет

 

Здоровье сердца состоит из двух вещей: то, что оно живое и то, что оно освещенное. Сказал Всевышний Аллах в связи с этим:

أو من كان ميتا فأحييناه وجعلنا له نورا يمشي به في الناس كمن مثله في الظلمات ليس بخارج منها

"Разве тот, кто был мертвым, а затем Мы его оживили и дали ему свет, с которым он идет среди людей, похож на того, кто во мраках, из которых не может выйти?" - (6/122)

(В тафсирах приводится разница между жизнью и светом, упомянутых в этом аяте. Жизнь, это хидаят, а свет это Коран. То есть Аллах оживляет кяфира хидаятом, а потом освещает ему Кораном.)

Поэтому Аллах во многих аятах упоминает об оживлении сердец, их свете, смерти и мраке:

لينذر من كان حيا ويحق القول على الكافرين

"чтобы увещевать тех, кто жив, и чтобы свершилось слово над неверными" - (36/70)

 

يا أيها الذين آمنوا استجيبوا لله وللرسول إذا دعاكم لما يحييكم

"О те, которые уверовали! Отвечайте Аллаху и посланнику, когда он вас призывает к тому, что вас оживляет". - (8/24)

Затем Аллах продолжил в этом же аяте:

واعلموا أن الله يحول بين المرء وقلبه وأنه إليه تحشرون

И знайте, что Аллах - между человеком и его сердцем (Аллах управляет сердцами, как захочет) и что к Нему вы будете собраны!" - (8/24)

 

يخرج الحي من الميت ويخرج الميت من الحي

"Изводит живое из мертвого, и изводит мертвое из живого" - (13/19)

И один из видов изведения это то, что Аллах из кяфира делает верующего и из верующего кяфира.

В сахихе передается хадис:

مثل البيت يذكر الله فيه والبيت الذي لا يذكر الله فيه كمثل الحي والميت

"Дом, в котором поминается Аллах, подобен живому, а дом, в котором не поминается Аллах, подобен мертвому". - (Муслим, 1/539)

Также в сахихе передается:

اجعلوا من صلاتكم في بيوتكم ولا تتخذها قبورا

"Делайте (что-нибудь) из намазов в ваших домах, и не превращайте их в могилы (тем, что не делаете там намаз)" - (Бухари, 1/538; Муслим, 1/538; Муватта Малика, 1/168; Муснад Ахмада, 2/16)

 

(Теперь приведем нассы на тему света и мраков)

Сказал Всевышний Аллах:

والذين كذبوا بآياتنا صم وبكم في الظلمات

"А те, которые отвергли наши знамения, - они глухие, немые, и во мраках" - (6/39)

Аллах привел аят о свете и аят о тьме:

الله نور السماوات والأرض مثل نوره كمشكاة فيها مصباح المصباح في زجاجة الزجاجة كأنها كوكب دري يوقد من شجرة مباركة زيتونة لا شرقية ولا غربية يكاد زيتها يضيء ولو لم تمسسه نار نور على نور

"Аллах - Свет небес и земли (Наставляющий хидаятом). Пример его света таков: есть углубление, в котором светильник. Светильник со стеклом. Стекло словно звезда сияющая. Горит (светильник) от (масла) дерева благословенного оливкового, которое (освещается) и с востока и с запада. Масло его готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете. Направляет Аллах к Своему свету, кого пожелает" - (24/35)

Это пример света сердца в сердцах верующих. Затем в другом аяте суры Нур Аллах сказал:

والذين كفروا أعمالهم كسراب بقيعة يحسبه الظمآن ماء حتى إذا جاءه لم يجده شيئا ووجد الله عنده وفوفاه حسابه والله سريع الحساب أو كظلمات في بحر لجي يغشاه موج من فوقه موج فوقه سحاب ظلمات بعضها فوق بعض إذا أخرج يده لم يكد يراها ومن لم يجعل الله له نورا فما له من نور

"А у тех, которые не веровали, деяния - как мираж в равнинах. Жаждущий принимает его за воду, а когда подходит к нему, то не находит его, а обнаруживает возле своих деяний то, что Аллах воздает ему сполна (за них). Поистине, Аллах быстр в расчете! Или (их деяния) - как мраки в морской бездне. Ее покрывают волна поверх волны, а над ними еще туча. (В итоге получаются) мраки поверх мраков так, что если он вытянет свою руку, не сможет ее даже различить. Кому Аллах не устроил света - тому нет света!" - (24/39-40)

Задача первого примера объяснить положение ложных убеждений и вытекающих из них деяний, про которые их обладатель думает, что они приносят ему пользу (у Аллаха). Но когда он приходит к ним, он обнаруживает, что они не принесли ему пользы и Аллах сполна воздает ему наказанием за эти деяния. Второй пример объясняет обычное незнание и отсутствие веры и знания, обладатель которых ничего не видит и находится во мраках, один поверх другого. Ведь видение возможно только посредством света веры и знания. Сказал Всевышний Аллах:

إن الذين اتقوا إذا مسهم طائف من الشيطان تذكروا فإذا هم مبصرون

"Те, которые богобоязненны, - когда коснется их видение от сатаны, вспоминают, и вот, - они уже видят". - (7/201)

ولقد همت به وهم بها لولا أن رأى برهان ربه

"Она возжелала его, и он возжелал ее, если бы не увидел знамение своего Господа". - (12/24)

И это было знамение веры, которое возникло в его сердце, и посредством которого Аллах отвел желание и так, как он сделал праведное (отказ от желания) и не сделал грех, Аллах записал ему это как полное добро, и не записал как зло.

Сказал Всевышний Аллах:

لتخرج الناس من الظلمات إلى النور

"Для того, чтобы ты вывел людей из мраков к свету " - (14/1)

 

الله ولي الذين آمنوا يخرجهم من الظلمات إلى النور والذين كفروا أولياؤهم الطاغوت يخرجونهم من النور إلى الظلمات

"Аллах покровитель тех, которые уверовали. Выводит их из мраков к свету. А те, которые неверные, покровители их - тагъуты. Выводят их из света во мраки" - (2/257)

 

يا أيها الذين آمنوا اتقوا الله وآمنوا برسوله يؤتكم كفلين من رحمته ويجعل لكم نورا تمشون به

"О те, которые уверовали (из числа верующих из ахлюль-китаба)! Бойтесь Аллаха и веруйте в Его посланника (Мухаммада (صلى الله عليه وسلم)); (и тогда) Он одарит вас вдвойне из Своей милости и устроит вам свет (хидаят и Куран), с которым вы будете ходить" - (57/28)

 

Поэтому Аллах дал два примера к вере и соответственно два примера к двуличию. Первый пример это вода - источник жизни, и пена (двуличие) на ней. Второй пример это огонь - источник света и пена (двуличие), получающаяся при плавлении на нем:

أنزل من السماء ماء فسالت أودية بقدرها فاحتمل السيل زبدا رابيا وممما يوقدون عليه في النار ابتغاء حلية أو متاع زبد مثله كذلك يضرب الله الحق والباطل فأما الزبد فيذهب جفاء وأما ما ينفع الناس فيمكث في الأرض كذلك يضرب الله الأمثال

"Он низвел с неба воду - и потекли русла по количеству потока воды в них, и несет поток пену, что поднялась на поверхность. Такая же пена (поднимается на поверхность), когда (люди) плавят в огне, чтобы изготовить украшение или что-то полезное. Такими примерами объясняет Аллах истину и ложь. И что касается пены, то она уходит прахом, а то, что полезно людям, остается на земле. Вот так Аллах приводит примеры». - (13/17)

Сказал Всевышний Аллах в суре Бакъара:

مثلهم كمثل الذي استوقد نارا فلما أضاءت ما حوله ذهب الله بنورهم وتركهم في ظلمات لا يبصرون صم بكم عمي فهم لا يرجعون أو كصيب من السماء فيه ظلمات ورعد وبرق يجعلون أصابعهم في آذانهم من الصواعق حذر الموت والله محيط بالكافرين يكاد البرق يخطف أبصارهم كلما أضاء لهم مشوا فيه وإذا أظلم عليهم قاموا ولو شاء الله لذهب بسمعهم وأبصارهم إن الله على كل شيء قدير

"Подобны они тому, кто зажег огонь, а когда огонь осветил все, что вокруг, Аллах унес их свет и оставил их во мраках, так что они не видят. Глухие, немые, слепые, - и они не вернутся (к вере). Или (же их состояние) как ливень с неба. В ней - мрак, гром и молния, они вкладывают свои пальцы в уши от молний, боясь смерти, а Аллах объемлет неверующих. Молния готова отнять их зрения; как только она им осветит, они идут при ней. А когда покрывает их мрак, они останавливаются. А если бы Аллах пожелал, то унес бы их слух и зрение: ведь Аллах над всякой вещью мощен!" - (2/17-20)

Здесь Аллах, объясняя положение двуличных, дал в пример того, кто разжигает огонь, и всякий раз, как он освещает, Аллах тушит его. А также Аллах дал пример водой: в воде из неба есть мраки, гром и молния. Здесь не место для подробного разъяснения этих примеров, но укажем, что они объясняют жизнь сердца и его освещение.

В молитве, переданной от посланника (صلى الله عليه وسلم) говорится:

اجْعَلْ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قُلُوبِنَا وَنُورَ صُدُورِنَا

"О Аллах! сделай Коран весенним дождем (ар-рабиь) для наших сердец и светом для наших грудей" - (Муснад Ахмада, 1/391; Байхаки, 17).

Ар-рабиь означает дождь с небес, посредством которого произрастают растения. В одном из хадисов посланник (صلى الله عليه وسلم) употребил это слово в смысле дождя:

إنَّ مِمَّا يُنْبِتُ الرَّبِيعُ مَا يَقْتُلُ حَبَطًا أَوْ يُلِمُّ

"Из того, что взрастил дождь, поистине есть и то, что губит или приближает к погибели - (Бухари, 6/49; Муслим, 2/728; Ибн Маджа, 2/1323; муснад Ахмада, 3/21)

Поэтому арабы назвали словом ар-рабиь тот сезон, когда идет первый дождь, из-за которого начинает расти трава. Другие же назвали словом ар-рабиь сезон, который идет после зимы, и в котором появляются листья на деревьях и цветут цветки, из которых потом появляются плоды.

Живое и светлое сердце это такое сердце, которое с помощью света, что в нем есть, может слышать, видеть и понимать. А мертвое сердце не может ни слышать, ни видеть. Сказал Всевышний Аллах:

وَمَثَلُ الَّذِينَ كَفَرُوا كَمَثَلِ الَّذِي يَنْعِقُ بِمَا لَا يَسْمَعُ إلَّا دُعَاءً وَنِدَاءً صُمٌّ بُكْمٌ عُمْيٌ فَهُمْ لَا يَعْقِلُونَ

"(Призывающий) тех, которые не веруют подобен тому, кто кричит (скотине), которая не слышит ничего, кроме зова и оклика (не понимая смысла слов). Они (неверные) глухи, немы, слепы, - они и не разумеют!" - (2/171)

 

وَمِنْهُمْ مَنْ يَسْتَمِعُونَ إلَيْكَ أَفَأَنْتَ تُسْمِعُ الصُّمَّ وَلَوْ كَانُوا لَا يَعْقِلُونَ

وَمِنْهُمْ مَنْ يَنْظُرُ إلَيْكَ أَفَأَنْتَ تَهْدِي ال&#



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.223 (0.016 с.)