СМЕНА ВРЕМЁН – СМЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – СМЕНА МИРОВОЗЗРЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СМЕНА ВРЕМЁН – СМЕНА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА – СМЕНА МИРОВОЗЗРЕНИЯ



Фрагмент из книги Джнянаватара Свами Шри Юктешвара Гири “Святая наука”

 

Пророки всех стран во все века успешно достигали цели в своем стремлении познать Бога. Входя в состояние истинного озарения – состояние нирвикальпа самадхи, – эти святые люди познавали Высшую Реальность, находящуюся за пределами всех форм и символов.

Опыт и духовные заветы этих мудрецов превратились со временем в священные писания мира. Эти писания, будучи облачены в пестрые одежды разноязычных слов, кажутся внешне совершенно непохожими друг на друга; тем не менее все они – одни прямо и ясно, другие – в скрытом или символическом виде – являются выражением одной и той же Истины Духа.

 

Настоящая книга имеет своей целью с возможно большей ясностью показать, что между всеми религиями имеется существенное единство; что между истинами, проповедуемыми различными верованиями, нет никакой разницы; что существует один-единственный путь, которым шло развитие как внешнего, так и внутреннего мира; и что существует только одна-единственная истина – истина, признаваемая всеми священными писаниями.

Однако эта основная Истина нелегко постигается.

Разногласия, существующие между различными религиями, беспросветная темнота людей делают почти невозможным устранение той пелены тумана, которая разделяет верующих и мешает им увидеть эту великую Истину. Культивируемый в каждой вере дух вражды и нетерпимости по отношению к другим верованиям, глубочайшее неведение расширяют пропасть, отделяющую одну веру от другой. И лишь немногие особо одаренные личности оказываются в состоянии подняться выше этих условностей, выйти из-под влияния исповедуемых ими верований и постичь абсолютную идентичность истин, проповедуемых всеми великими религиями.

Цель настоящей книги – продемонстрировать идеальное согласие, лежащее в основе различных религий, и помочь их действительному объединению.

 

Я надеюсь, что смысл и значение этой книги не будут упущены теми, для кого она предназначается. На это тем более отрадно надеяться, что век Двапара-Юги характеризуется быстрым развитием во всех областях знаний.

Для пояснения того, что переживаемый современным миром период является именно Двапара-Югой и что на сегодняшний день (1894 год) уже минуло 194 года этой Юги, принеся с собой быстрое развитие человеческих знаний, обратимся к счислению Юг и путем несложных математических расчетов покажем это.

Восточная астрономия учит, что луны обращаются вокруг своих планет, а планеты, вращаясь вокруг собственных осей вместе со своими спутниками-лунами, в свою очередь, обращаются вокруг Солнца; Солнце же, имея некоторую звезду в качестве своего двойника, вместе с планетами и их спутниками обращается со своим двойником вокруг общего центра масс с периодом примерно в 24 000 земных лет – астрономическое явление, служащее причиной обратного движения точек равноденствий по Зодиакальному кругу*.

 

*Согласно данным современной астрофизики, причиной предварения равноденствий является прецессия земной оси (а следовательно, и плоскости небесного экватора) в поле тяготения, создаваемом Солнцем и Луной (основная причина), а также под влиянием поля тяготения больших планет Юпитера и Сатурна (дополнительная причина). Период прецессии оценивается в настоящее время приблизительно в 26 000 лет, что очень близко к данным древних мудрецов-йогов.

 

Кроме этого, движения Солнце участвует также в другом движении: оно обращается вокруг Великого Центра, именуемого Вишну-Набхи; последний является местонахождением творческой силы – Брахмы –магнетизма Вселенной. Брахма управляет дхармой – ментальной силой внутреннего мира.

Когда Солнце в своем совместном вращении приходит в точку, расположенную наиболее близко к Великому Центру Вишну-Набхи – средоточию Брахмы (а это событие имеет место в то время, когда точка осеннего равноденствия оказывается в знаке Овна), то дхарма – ментальная сила – развивается настолько, что человек оказывается в состоянии легко понимать все, даже тайны Духа.

В начале двадцатого столетия точка осеннего равноденствия будет находится в созвездии Девы и наш мир, таким образом, попадает на начальную часть восходящей ветви Двапара-Юги.

 

По прошествии 12 000 лет, когда Солнце переходит в самую удаленную от Великого Центра Брахмы точку своей орбиты (это событие имеет место, когда точка осеннего равноденствия вступает в границы Зодиакального созвездия Весы), ментальная сила – дхарма – падает до такого низкого уровня, что человек оказывается не в состоянии понимать что-либо за пределами грубой материи. И точно таким же образом, когда Солнце в дальнейшем своем движении вокруг Великого Центра начинает приближаться к ближайшей к этому Центру точке своей орбиты, ментальная сила – дхарма – начинает возрастать. Этот рост постепенно достигает своего максимума в другую половину периода, т. е. в следующие 12 000 лет.

Каждый из периодов в 12 000 лет производит радикальные изменения как во внешнем – грубоматериальном – мире, так и во внутреннем – интеллектуальном, или электрическом мире. Такой период называется Дайва-Югой (электрическая пара).

Таким образом, Солнце за период в 24 000 лет завершает полный оборот вокруг своего двойника и тем самым заканчивает один электрический цикл продолжительностью 12 000 лет на восходящей дуге и один такой же цикл на нисходящей дуге.

Развитие дхармы – ментальной силы – происходит очень постепенно и делится на четыре различных стадии, в каждом из 12 000-летних периодов.

Первая стадия, занимающая по времени 1200 лет, за которые Солнце проходит 1/20 долю своей частичной орбиты, т. е. орбиты во взаимном обращении со своим двойником, называется Кали-Югой. В это время ментальная сила – дхарма – имеет самое низкое значение и составляет лишь одну четверть от максимально возможного; человеческий интеллект при этом не способен понимать что-либо за пределами грубоматериальной части этой постоянно изменяющейся сущности внешнего мира.

Вторая стадия, обнимающая период времени в 2400 лет, называется Двапара-Югой. Солнце в этот период проходит 2/20 доли своей частичной орбиты. Дхарма – ментальная сила – претерпевает за этот срок развитие до более высокой ступени и достигает половины возможной величины; человеческий интеллект способен в это время постичь сущность тонкой материи, а именно: сущность различных видов электричества и тех его характеристик, которые лежат в основе строения внешнего мира.

Третья стадия, длящаяся 3600 лет, в течение которых Солнце проходит очередные 3/20 доли своей орбиты, называется Трета-Югой. Дхарма в этот отрезок времени достигает еще более высокого уровня развития: человеческий интеллект становится способным понимать Божественный магнетизм – источник всех электрических сил, от которых зависит существование Вселенной.

Четвертая стадия, охватывающая 4800 лет, в течение которых Солнце проходит еще 4/20 доли своей частичной орбиты, называется Сатья-Югой. Дхарма достигает в этот период своего полного, наивысшего развития: человеческий интеллект может при этом постичь все, даже Божественный Дух, находящийся за пределами нашего видимого мира.

Ману – великий риши (просветленный мудрец) последней Сатья-Юги – в своей Самхите описывает Юги в таких ясных, детальных и поэтических выражениях:

 

Четыре тысячи лет, говорят,

Длится одна Крита-Юга,

И столько же тянется сотен лет

Утренний Юги рассвет,

И точно такой же длине равны

Вечерние сумерки Юги *.

 

Другие три Юги строятся так,

Что число тысяч в основе Юги

И число сотен в крайних сандхи

Рассветах и сумерках Юг –

В каждой из следом идущих –

На единицу снижается **.

 

Так возникающий цикл из четырех Юг

Длится двенадцать тысячелетий;

Веком Богов этот цикл называют.

 

Тысяча этих Дайва-Веков

Брахмы единственный день

В сумме своей составляют;

И ночь Брахмы длится

Столько же Дайва-веков,

Как и день.

 

* Суммарная длительность Крита-Юги (она же Золотой век мира, или Сатья-Юга) составляет, таким образом, 400 + 4000 + 400 = 4800 лет.

** Следующая – Трета-Юга – будет иметь длительность 300 + 3000 + 300 = 3600 лет; Двапара-Юга: 200 + 2000 + 200 = 2400 лет; Кали-Юга: 100 + 1000 + 100 = 1200 лет.

 

Период Сатья-Юги имеет длительность, равную 4000 лет; кроме того, имеются еще 400 лет перед началом и 400 лет в конце Сатья-Юги; они представляют собой ее сандхи, т. е. переходные периоды между предыдущей и последующей Югами. Таким образом, полная длительность Сатья-Юги равняется 4800 земных лет.

При вычислении продолжительностей других Юг и их переходных периодов следует иметь в виду, что они образуются из некоторого количества тысячелетий и такого же количества столетий.

Из этого правила следует, что 3000 лет образуют длительность Трета-Юги, а 300 лет до ее начала и 300 лет в ее конце – соответствующие сандхи Трета-Юги. В сумме это составляет 3600 лет.

Таким же образом находим, что 2000 лет – это длительность Двапара-Юги, а ее предварительное и заключительное сандхи – переходные периоды между соседними Югами – длятся по 200 лет. Общая продолжительность Двапара-Юги получается равной 2400 лет.

Наконец, одна тысяча лет – это продолжительность основной части Кали-Юги; ее начальный и конечный периоды длятся соответственно по 100 лет, а в общей сложности она тянется 1200 лет.

Общая длительность всех четырех Юг составляет 12 000 лет; этот период образует одну Дайва-Югу, или, иначе, одну электрическую пару. Две такие пары, т. е. период в 24 000 лет, составляют полный электрический цикл.

С 11501 года до нашей эры, когда точка осеннего равноденствия только что вступила в созвездие Овна, Солнце начало удаляться от той точки своей орбиты, которая находилась на наименьшем расстоянии от Великого Центра, и стало двигаться к точке, которой соответствует наибольшее удаление от него; в согласии с этим интеллектуальная сила человека начала убывать.

За время в 4800 лет, которые потребовались Солнцу, чтобы пройти Сатья – часть упомянутой Пары, т. е. 4/20 доли своей частичной орбиты, – интеллект человека совершенно утратил способность восприятия духовных знаний. В течение следующих 3600 лет, когда Солнце двигалось по нисходящей ветви Трета-Юги, интеллект постепенно лишился всех способностей постижения Божественного магнетизма. По мере дальнейшего движения Солнца по нисходящей ветви Двапара-Юги, на что потребовалось еще 2400 лет, человеческий интеллект утратил способность понимания электрических сил и явлений. Наконец, в последующие 1200 лет, в период завершения Солнцем нисходящей ветви Кали-Юги, оно достигло точки своей орбиты, наиболее удаленной от Великого Центра. В этот момент точка осеннего равноденствия только что вступила в границы созвездия Весов. Интеллектуальная сила человека упала здесь настолько, что он уже не был в состоянии понимать что-либо за пределами грубой материи. Время около 500 года нашей эры было, таким образом, самым темным отрезком как собственно Кали-Юги, так и всего цикла, охватывающего лет. И действительно, история подтверждает точность этих расчетов, выполненных древними индийскими риши; она отмечает также, что в этот период во всех странах господствовали невероятное невежество и страдания людей.

С 499 года нашей эры Солнце стало приближаться к Великому Центру. В соответствии с этим и интеллект человека в своем развитии постепенно пошел на подъем. Однако в течение 1100 лет начавшейся восходящей ветви Кали-Юги, то есть вплоть до 1599 года нашей эры, интеллект человека все еще оставался на таком низком уровне, что не мог познать электричества – сукшмабхуту, – т. е. более тонких, чем грубая материя, элементов в строении мира. В политической области, вообще говоря, тоже не было спокойствия ни в одном государстве.

В последовавшее за этим время, когда закончился переходный период – вечернее сандхи Кали-Юги, – ознаменовавший собой соединение с наступающей Двапара-Югой, люди стали понемногу замечать существование более тонких материй – панча-танматр, или, иначе, электрических сил и их свойств; в общественной жизни тоже наметился поворот к более стабильным отношениям.

Вот несколько иллюстраций.

Около 1600 года нашей эры Вильям Гилберт исследовал магнитные силы и обнаружил присутствие электричества во всех веществах. В 1609 году Иоганн Кеплер опубликовал результаты своих исследований, в которых он сформулировал важнейшие законы астрономии. Галилео Галилей в это же время сконструировал и изготовил первый телескоп. В 1621 году Дреббел из Голландии изобрел микроскоп. Около 1670 года Ньютон сформулировал закон всемирного тяготения. В 1700 году Томас Сэвери применил паровую машину для поднятия воды. Двадцатью годами позже Стефен Грей провел исследования воздействия электричества на человеческое тело.

В политической области начал замечаться интерес со стороны граждан к государственным институтам; цивилизация в силу этого продвинулась во многих направлениях вперед. Так, например, Англия объединилась с Шотландией, в результате чего образовалось сильное государство. В Южной Европе Наполеон ввел свой новый законодательный кодекс. Америка добилась независимости. Во многих частях Европы сохранялось мирное состояние.

Развитие науки сопровождалось тем, что страны и континенты начали покрываться железнодорожными путями и телеграфными проводами. Благодаря изобретению паровых и электрических машин, а также устройств другого рода и все более широкому их внедрению в производство началось практическое использование тонких материй, хотя их природа и не была еще ясно понята.

В 1899 году закончится начальный переходный период Двапара-Юги длительностью в 200 лет – ее Двапара-сандхи – и начнется собственно Двапара-Юга, которая будет длиться 2000 лет и принесет человечеству ясное понимание всех электрических явлений, электрических сил и их характеристик.

 

Таково великое понятие Времени, управляющего Вселенной. Никто из обычных людей не может уклониться от этого влияния; исключение здесь представляют только те личности, которые будучи исполнены божественного дара чистой Любви, стали святыми; в процессе своего духовного развития такие лица были крещены в священном потоке Пранавы (т. е. в святых вибрациях Аум), а их способности к восприятию Природы расширились при этом настолько, что они оказались в состоянии понять Царство Божие.

Положение мира по отношению к нынешнему периоду Двапара-сандхи (1894 год) в индийских календарях указано неправильно. Астрономы и астрологи, составлявшие эти календари, руководствовались указаниями некоторых исследователей, таких как Кулукка Бхатта, живших в темном веке Кали-Юги и исследовавших санскритские писания. Современные сторонники этих ученых поддерживают их выводы о том, что продолжительность Кали-Юги составляет 432 000 лет, из которых к сегодняшнему моменту (1894 г. нашей эры) уже прошло 4994 года и остается еще 427 006 лет. Какой печальный прогноз! Впрочем, к счастью, ошибочный...

Впервые эта ошибка вкралась в календари около 700 года до нашей эры – во время царствования раджи Парикшита, как раз в год завершения последней нисходящей Двапара-Юги. В те времена великий махараджа Юдхиштхира, зная о приближении начала темной Кали-Юги, передал свой трон старшему сыну, упомянутому выше радже Парикшиту. Сам же махараджа Юдхиштхира вместе со всеми мудрецами своей свиты удалился в Гималайские горы – настоящий рай на Земле.

Вследствие этого получилось так, что в свите оставшегося царствовать раджи Парикшита не оказалось никого, кто смог бы разобраться в принципах правильного летосчисления и чередования различных Юг.

Таким образом, по завершении 2400 лет, составлявших оканчивавшуюся тогда Двапара-Югу, никто не отважился возвестить о наступлении темных веков Кали-Юги, вычислив год ее начала, точно так же, как никто и не указал точно, когда наступит конец Двапара-Юги и сколько еще лет остается до этого конца.

В соответствии с упомянутым выше неправильным методом вычислений первый год наступившей Кали-Юги нумеровался как 2401-й, т. е. в нее включалась и вся истекшая Двапара-Юга. Когда же в 499 году новой эры 1200 лет истекли, а это – длительность истинной Кали-Юги (в нисходящей ветви), т. е. когда Солнце достигло в своем движении самой удаленной от Великого Центра точки своей частичной орбиты (в этот момент точка осеннего равноденствия вступила в границы созвездия Весы), этот год – самый темный период Кали-Юги – согласно таким расчетам, считался 3600-м, а не 1200-м, как следовало бы.

С завершением нисходящей Кали-Юги, т. е. после 499 года новой эры, Солнце, двигаясь по своей орбите, начало приближаться к Великому Центру – и в соответствии с этим интеллектуальная сила людей стала развиваться и расти. И вскоре ошибка, допущенная при составлении календарей, стала все чаще подмечаться мудрыми людьми того времени. Эти люди установили, что длительность Кали-Юги, вычисленная мудрецами древности, равнялась всего 1200 годам. Однако, поскольку интеллект новых ученых был развит еще недостаточно высоко, то ошибку в календарях они подметили, но устранить ее причину были не в состоянии. Стремясь устранить возникшие противоречия, они предположили, что 1200 лет, составляющие истинную длительность Кали-Юги, – это не земные годы, а годы богов, т. е. что длительность Кали-Юги равна 1200 годам Дайва, причем каждый из этих годов состоит из 12 Дайва-месяцев, каждый из которых, в свою очередь, имеет 30 Дайва-дней. Каждый же Дайва-день равен одному периоду обращения нашей Земли вокруг Солнца, т. е. одному земному году. Таким образом, у этих ученых мужей получилось, что 1200 лет Кали-Юги должны равняться 432 тысячам земных лет (30х12х1200=432 000).

Однако чтобы после всей этой путаницы выяснить истинное положение дел, нам необходимо уточнить местонахождение весенней точки равноденствия на небесной сфере весною 1894 года.

Согласно астрономическим справочникам, точка весеннего равноденствия находилась в этот период в созвездии Овна на угловом расстоянии 20° 54' 36" от его границы – в точке, где расположена звезда Ревати. Проведя соответствующие вычисления, мы найдем, что точка весеннего равноденствия в своем попятном движении пересекла границу Овна 1394 года тому назад.

Вычитая 1200 лет (длительность последней Кали-Юги на восходящей ветви) из найденных 1394 лет, мы получим номер года текущей восходящей Двапара-Юги, в который вступил сейчас мир Солнечной системы. Мы видим, что 1894 году нашей эры соответствует 194 год новой Двапара-Юги. С учетом всего этого можно легко объяснить и ошибку, вкравшуюся в древние календари. Для этого достаточно к полученному нами числу 1394 прибавить упомянутые выше 3600 лет – и мы получим 4994 – тот самый номер, которым обозначает в индийских календарях текущий 1894-й год новой эры, – распространенная ныне ошибочная теория.

 

Ныне, в 194 году Двапара-Юги, темные века Кали-Юги давно отошли в прошлое. Мы приближаемся к постижению духовных знаний, и люди нуждаются в нежной, заботливой помощи друг другу. Я надеюсь, что публикация этой книги, написанной мною по поручению моего святейшего Парамгуру-Махараджи Бабаджи, послужит этой великой духовной цели.

Свами Шри Юктешвар Гири

Серампур, Западная Бенгалия.

26-го числа месяца Фальгун

194-го года Двапара-Юги

(1894 год н.э.)


 

Свами Вивекананда. “Христос-Посланник”

(Лекция, прочитанная в Лос-Анджелесе, Калифорния, 1900)

 

Волна, вздымаемая на поверхности океана, оборачива­ется пустотой. Затем вырастает новая волна, может быть, даже больше предыдущей, и тоже проваливается в бездну; снова поднимается и – несется дальше. В чередовании событий мы наблюдаем те же подъемы и низвержения и обычно замечаем взлеты, забывая про падения. Но и те и другие необходимы, и в обоих есть величие. Это – основа Вселенной. И в нашей социальной жизни, и в области духа существует та же непрерывность движения, непрерывность взлетов и падений. Либеральные идеалы, как и величайшие из событий, в своем движении вперед переживают периоды упадка, усвоения, размышления о происшедшем и приспо­сабливания, сбережения, накапливания сил для еще одного подъема и взлета.

История народов всегда выглядела так. Великий дух, Посланник, к которому мы обратимся сегодня, появился в тот период истории своего народа, который мы можем определить как глубокий упадок. Мы располагаем лишь скудными сведениями о сказанном и содеянном им, содержащимися в случайных записях; ибо истинно гово­рится: если бы было записано каждое слово его и каждое деяние, то он бы заполнил собою весь мир. А его пастырская деятельность – это целая эпоха, сжатая в три года, на осмысление которой понадобилось девятнадцать столетий и, кто знает, сколько понадобится еще! Маленькие люди, такие, как вы и я, суть простые получатели незначительного количества энергии. Нескольких минут, нескольких часов, в лучшем случае нескольких лет достаточно, чтобы растратить ее всю, взять всю силу, которой эта энергия обладает, и потом уйти навсегда. Но это был – титан: прошли века, а оставленная им миру энергия еще не использована, не исчерпана до конца. Сила ее с годами только увеличивается.

А сейчас мы немного коснемся жизни Христа – воплощения Бога у евреев. Когда Христос родился, евреи находились в том состоянии, которое я называю впадиной между двумя волнами: в стадии консерватизма, когда мысль человеческая исчерпала себя в движении вперед и пеклась лишь об уже достигнутом; в стадии, когда больше внимания уделялось деталям, мелочам, а не общим, глобальным жизненным проблемам; в стадии стагнации, а не развития; в стадии, когда преобладала забота о сохранности, а не о прогрессе. Должен заметить, я не обвиняю это время. Мы не имеем права критиковать его – не было бы этого падения, не было бы и подъема, воплощенного в Иисусе из Назарета.

Чрезмерное внимание к формам, догмам, каждодневным деталям культа, к ритуалам может показаться смешным, но именно в них содержится сила. Часто в стремлении вперед мы растрачиваем силу. Как правило, фанатик сильнее либерала. У фанатика есть большое достоинство – он накапливает энергию в огромных количествах. Но энергия скапливается как в отдельной личности, так и у целого народа. Окруженный со всех сторон врагами, угнетаемый Римом, испытывающий интеллектуальное воздействие эллинизма, влияния Персии, Индии и Александрии – окруженный в физическом, ментальном и нравственном смыслах, – выстоял народ, обладающий огромной накоп­ленной, присущей только ему силой, не растерянной потомками до сих пор. Все усилия были направлены на концентрацию энергии вокруг Иерусалима и иудаизма. Но, однажды собранная в одном месте, сила не может оставаться неизменной, она должна расходовать и выраба­тывать себя. Не существует на земле энергии, способной удерживаться в ограниченных пределах. Она не может находиться долгое время в сжатом состоянии без освобождения в последующие периоды.

Эта сконцентрированная в еврейском народе энергия нашла свое выражение в период появления христианства. Собранные потоки сошлись в теле. Мало-помалу они слились в один поток, стали вздымающейся волной, на вершине которой возвышалась личность Иисуса из Назаре­та. Таким образом, каждый Пророк – это творение своего времени, творение истории своего народа; но он, в свою очередь, является творцом будущего. Сегодняшнее суще­ствование – это следствие прошлых усилий и причина для появления будущих. Так надо рассматривать Посланника. В нем воплощено все великое и прекрасное своего народа, знания, жизнь, за которые этот народ боролся веками; а сам он – это импульс для будущего не только одного народа, но многих.

Но мы должны иметь в виду следующее: мой взгляд на великого Пророка из Назарета – это взгляд с точки зрения жителя Востока. Вы давно забыли, что Назаретянин сам был представителем Востока. Со всеми вашими попытками изображения его голубоглазым и светловолосым, он, тем не менее был восточным человеком. Все сравнения, образы Библии – декорации, местоположение, отношения, катего­рии, поэтика и символика – говорят вам о Востоке: о сияющих небесах, о жаре, о солнце в пустыне, о томимых жаждой людях и животных; о стадах, землепашцах, о возделываемых полях, простирающихся вокруг; о водя­ных мельницах с мельничными прудами, колесами и жерно­вами – о всем том, что и сейчас можно видеть в Азии.

Голос Азии – голос религии. Голос Европы – голос политики. Каждый велик по-своему. Голос Европы – это голос Древней Греции. Для греков предметом любви было непосредственно их общество. Все, что ни делали сами греки, считалось верным и правильным, а все, что существовало в мире кроме них, – ложным, порочным и не имеющим права на существование. Они были очень сильны в своих человеческих проявлениях, очень естественны, очень артистичны. Греки жили полностью в этом мире. Они не грезили. Даже их поэзия практична. Их боги и богини не просто люди, а прежде всего люди, со всеми человеческими страстями и чувствами, которыми обладает каждый из нас. Они любили прекрасное, но, уверяю вас, только во внешних проявлениях: красота гор, снегов, цветов, красота форм и фигур, красота человеческого лица и, гораздо чаще, тела – вот что нравилось грекам. Для всей окружающей Европы греки стали учителями, Европа заговорила голосом Греции.

В Азии все по-другому. Представьте себе огромный, обширный континент, вершинами гор достающий до облаков и касающийся голубых небес, простирающуюся на многие мили пустыню, где не найти ни капли воды, не говоря уже о клочке травы, непроходимые леса и огромные реки, несущиеся к морю. Среди всего этого окружения любовь Востока к прекрасному и возвышенному развива­лась в ином направлении. Она направлена вовнутрь, а не вовне. Здесь также есть тяга к природе, та же жажда власти, превосходства, что и у греков и у варваров, но она захватывает более широкий круг понятий. Даже теперь в Азии цвет кожи и язык не определяют народ. То, что образует народ, – религия. Мы все – христиане; мы все – мусульмане; мы все – индуисты или буддисты. Не имеет значения, что буддист – китаец или выходец из Персии, они считают себя братьями, так как исповедуют одну религию. Религия – связующая нить человечества. И, возвращаясь к теме, человек Востока рожден мечтателем, фантазером. Шум водопадов, пение птиц, великолепие солнца, луны и звезд прекрасны, но не достаточны для его сознания. Он хочет мечтать о нереальном. Он хочет уйти за пределы настоящего. Настоящее, в том виде, как оно существует, – ничто для него. Восток – колыбель челове­чества, и судьба его полна всяческих превратностей. Царства сменялись царствами, империи сменялись империями, человеческая власть, слава и благополучие – все прошло здесь: Голгофа власти и учений. Таков Восток: Голгофа власти, царств, учений. Неудивительно, что ум Востока смотрит с презрением на этот вещественный мир и хочет увидеть среди нищеты и смерти нечто неизменное, благодатное, вечное. Пророк Востока никогда не устает отстаивать эти идеи; а что касается Пророков, то, должен напомнить, что все без исключения Посланники были представителями Востока.

Итак, прежде всего, Иисус из Назарета – настоящий, преданный сын Востока. Он не питал веры ко всему, что принадлежит этому быстроисчезающему миру.

У него не было другого занятия в жизни, другого понятия, кроме того, что он – Дух. Это был отъединенный от тела, раскованный, освобожденный Дух. Но дело не только в этом; он, со своей удивительной проницательно­стью, был убежден в том, что каждый человек, будь то мужчина или женщина, еврей или нееврей, богач или бедняк, праведник или грешник, является воплощением того же нетленного Духа, что и он сам. Поэтому, как видно из всей его жизни, все усилия его были направлены на пробуждение духовной сущности каждого. Отбросьте, он говорил, суеверные представления о собственной ничтожно­сти и обездоленности. Думайте не о том, что вас унижают и истязают как рабов, а о том, что внутри вас существует нечто, что нельзя унизить, растоптать, убить. Вы все – Сыновья Бога, Бессмертного Духа. Знайте, провозгла­шал он, Царство Божие внутри вас. “Я и Отец – одно”. Надо отважиться и сказать не только: “Я – Сын Божий”, но и то, что лежит в самой глубине души: “Я и Отец – од­но”. Вот что говорил Иисус из Назарета. Он никогда не разговаривал об этом мире и об этой жизни. Он не хотел ничего совершать в ней, но он хотел дать толчок для движения всего существующего мира по пути достижения сияющего Божественного Света, к реализации каждым своей духовной сущности, когда будет побеждена смерть и изгнаны страдания.

Мы прочли все, что было написано о нем, мы знаем схоластиков, их работы, их высокую критику, и мы знаем все, что может дать наука. Мы здесь не для того, чтобы обсуждать, насколько Новый Завет подлинен, мы здесь не для того, чтобы обсуждать, насколько описанное там совпадает с историей. Не имеет значения ни то, что Новый Завет писался в течение пяти веков после рождения Иисуса, ни даже то, насколько реальна его жизнь. Но что-то ведь стоит за всем этим, что-то, что мы пытаемся имитировать. Для того чтобы солгать, нужно сымитировать правду, и эта правда и есть истина. Вы не можете сымитировать то, чего никогда не было. Вы не можете сымитировать то, чего никогда не ощущали. Должна была существовать сконцентрированная, колоссальная энергия, удивительное проявление духовной силы – вот о чем мы говорим. Вот что стоит за всем этим. Поэтому нам не страшна вся критика схоластиков. Если я, как представи­тель Востока, хочу верить в Иисуса из Назарета, существует один данный мне способ – верить в него как в Бога и не иначе. Вы хотите спросить, имеем ли мы право верить в него как-нибудь по-другому? Но если мы низведем его до собственного уровня, отдавая ему должное просто как выдающемуся человеку, зачем тогда вообще верить? Наши священные книги говорят: “Эти великие дети Света, через которых проявляется Свет, кто сами – Свет, когда в них уверуют, станут единственными для нас, и мы станем единственными для них”.

Человек постигает Бога в три этапа. На первом этапе необразованный человек с неразвитым интеллектом представляет Бога где-то очень высоко в небесах, сидящим на троне, словно великий Судья. Он взирает на Него как на огонь, как на внушающего страх. И это хорошо, так как в этом нет ничего плохого. Вы должны помнить, что человечество продвигается не от заблуждения к истине, но от истины к истине, или, если хотите, от низшей истины к более высокой. Представьте, что вы со своего места по прямой направляетесь к солнцу. Отсюда солнце выглядит очень маленьким. Представьте, что вы прошли уже миллион миль, солнце стало гораздо больше. С каждым этапом солнце становится все больше и больше. Представьте, что будет сделано двадцать тысяч фотографий солнца с различных точек; все эти двадцать тысяч фотографий будут немного отличаться друг от друга. Но сможете ли вы отрицать, что на каждой из них изображено солнце? Так и все формы религий, как высшие, так и низшие, суть различные этапы на пути к вечному Свету, который есть Бог. У кого-то примитивные понятия, у кого-то более высокие, и в этом все различие. Таким образом, во всем мире религии невеже­ственных масс должны быть, и всегда были, верой в Бога, находящегося за пределами вселенной, живущего на небесах, правящего оттуда, карающего за зло, возна­граждающего за добро и т. д. По мере духовного развития человек начинает ощущать, что Бог вездесущ, что Он внутри, что Он везде, что Он не где-то далеко, а в душе каждого. Как моя душа управляет телом, так и Бог управляет моей душой. Душа в душе. Некоторые личности, которые достаточно развиты и достаточно чисты, идут гораздо дальше и, наконец, приходят к Богу. Как сказано в Новом Завете: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.” И они, наконец, понимают, что они и Бог – одно.

Вы находите эти три этапа и в учении Великого Учителя из Нового Завета. Вспомните Общую Молитву: “Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое” и т. д. – примитивная молитва, детская молитва. Заметьте, это – Общая Молитва, потому что предназначена для необра­зованных масс. Для тех, кто немного продвинулся вперед, кто находится на более высоком уровне, его учение сложнее: “Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас”. Помните ли вы это? А позже, когда иудеи спрашивали его, кто он есть, он объявил им, что он и Отец – одно. Что он подразумевал под этим? Вашими ветхими Пророками уже было сказано: “Вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы”. Отметьте все те же три этапа. Вы найдете, что для вас проще начать с первого и закончить последним.

Посланник пришел указать путь: нельзя определить Дух, нельзя познать Дух, решая смутные, запутанные задачи философии. Лучше быть безграмотным и не прочесть ни одной книги в жизни. Для спасения совершенно не нужны ни богатство, ни положение, ни власть, ни даже знание, но необходимо только одно – чистота: “Блаженны чистые сердцем”, так как Дух чист по своей сути. А как может быть по-другому? Все от Бога, все пришло от Бога. Выражаясь языком Библии: “Это дыхание Бога”. Выража­ясь языком Корана: “Это душа Бога”. Вы хотите сказать, что Божий Дух может быть нечистым. Он, увы, как и раньше, покрыт грязью и пылью веков, скопившейся на протяжении всей нашей деятельности, полезной или вредной. Необходимо только смыть пыль и грязь, и тогда Дух мгновенно засияет. “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”. “Царство Божие в вас”. Зачем куда-то ходить, чтобы найти Царствие Божие, спрашивал Иисус из Назарета, когда оно здесь, внутри вас? Очистите Дух, и оно – здесь. Оно – ваше. Как вы сможете получить то, что не ваше? Оно – ваше по праву. Вы – наследники вечности, сыновья Бессмертного Отца.

Это – великий урок, данный Посланником; а другой, являющийся основой всех религий, – отречение. Как можно Духом стать чище? Путем отречения. Богатый юноша спросил Иисуса: “Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?” И Иисус отвечал ему: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною”. Услышав эти слова, юноша отошел с печалью, потому что было у него большое имение. Кто в большей степени, кто в меньшей, но мы все похожи на него. Голос звучит в наших ушах денно и нощно. Среди развлечений и удовольствий, в мирской суете, мы думаем, что забыли обо всем. Но вдруг все смолкает, и в ушах звучит Голос: “Отвергнись себя и следуй за Мною”. “Ибо кто хочет жизнь свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет жизнь свою ради Меня, тот обретет ее”. Кто отдаст жизнь за Него, тот обретет жизнь вечную. Все наши мелкие страсти на какой-то миг утихают, и раздается Голос: “Откажись от всего; раздай все нищим и следуй за Мною”. Это – главное, что он проповедовал и что проповедовали все великие Пророки мира: отречение. Что подразумевается под отречением? Основной нравственный идеал: бескорыстие. Будьте бескорыстны. Идеал – это совершенное отсут­ствие корысти. Если человека ударят по правой щеке, он подставит левую. Если у человека возьмут рубашку, он отдаст и верхнюю одежду.

Мы должны достичь наивысшего уровня, какого сможем, не снижая идеала. Идеал вот в чем. Когда в человеке отсутствует его “Я”, когда он не обладает ничем, что можно назвать “МОЕ”, когда он полностью отказался от себя, уничтожил себя, – в таком человеке присутствует сам Бог, ибо в нем подавлено, уничтожено самовольство. Это – совершенный человек. Мы еще не можем подняться на этот уровень; давайте пока верить в идеал и стремиться к достижению идеала. Может быть, завтра, а может, быть через тысячу лет, но мы придем к идеалу. Но это не только цель, но также и средство. Быть совершенно бескорыстным – это и есть само спасение, ибо человек умирает и остается один Бог.

И еще. Все учителя человечества были бескорыстны. Представьте проповедующего Иисуса из Назарета и чело­века, который пришел и говорит ему: “То, чему ты учишь, прекрасно. Я верю, что это – путь к совершенствованию, и я готов следовать ему, но я не хочу верить в тебя как в единственного Сына Божьего



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.024 с.)