Квалиметрия( определение основного понятия)



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Квалиметрия( определение основного понятия)



Квалиметрические методы предназначены для измерения качественных показателей( не имеющих определенной единицы измерения). Измерение качества-это установление соответствия между характеристиками качественных и количественных показателей и требования к ним. При этом требования не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист. Который оценивает выразительность движений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем , что он представляет как выразительность. В основу квалиметрии положены следующие основные понятия:

-Любое качество можно измерить даже такое как красота и выразительность.

- Качество представляет собой совокупность св-в. Образующих иерархическое древо качества. ( в исполнении упражнений в фигурном катании состоит из 3-х уровней: Высшего уровня- исполнение упр. в целом; Средний уровень- техника исполнения, артистизм; Низкий уровень включает измеряемые показатели выполнения отдельных элементов)

- каждое свойство определяется 2мя числами: К (относительный показатель)- характеризует выявленный уровень измеряемого качества в процентах от максимально возможных, М (весомость)-отражает сравнительную важность разных показателей. Сумма весомости) свойств на каждом уровне равна 1 или 100%.

Количественные показатели для оценки кач-х явлений в ФКиС:

1. Запас скорости( обл. применения: выносливость в циклических видах спорта)

2. Моторная плотность тренировочного занятия( оценка качества тренировочного процесса)

3. Коэффициент эффективности атак( оценка соревновательной деятельсти в игровых видах)

4. Коэффициент эффективности физкультурно-оздоровительных мероприятий ( оценка эффективности физкультурно- оздоровительных мероприятий)

Квалиметрические методы разделяются на 2 группы: Эвристические (интуитивные) основанные на экспертных оценках и анкетировании) и Инструментальные.

 

33 Сущность метода экспертных оценок.Всякий раз, когда осуществить измерение более точным методом невозможно обращаются к мнению специалистов или экспертов. Однако оценка зависит во многом от его личных качеств. Поэтому индивидуальные мнения рассматриваются как случайные величины и обрабатываются статистическими методами. Современная экспертиза- это система организационных, логических и математико-статистических процедур, направленных на получение специальной информации.

Проведение экспертизы включает след. этапы:

- формирование цели

- подбор экспертов

- выбор методики проведения экспертизы

-проведение процедуры

-обработка полученной информации

Подбор экспертов. Требования к экспертам: 1. Профессионализм, компетентность.2.Интуиция- т.е. способность делать верное заключение без строгих логических показателей. 3. Способность прогнозировать будущее. 4.Широта взглядов- способноть видеть проблему с разных сторон.5. Независимость суждений.6. Объективность и непрестрастность.

Для оценки компетентности эксперты заполняют анкету стремясь показать свои знания за ограниченное время. Помимо этого будущие эксперты заполняют анкету самооценки своих знаний. Судей может быть некоторое количество. Поэтому возникает вопрос о кол-ве судей. Наилучшим числом считается от 5 до 7 экспертов. Также возникает вопрос о их согласованности т.к. их количество достаточно большое. Если число судей=2, то согласованность их мнений оценивается с помощью рангового коэффициента корреляции Спирмена. В случае если число экспертов больше 2, то согласованность их мнений оценивается по коэффициенту конкордации. Если величина конкордации близка к 1- высокая степень согласованности мнений экспертов.

Способы проведения экспертизы: Самый простой- метод предпочтения( ранжирование). Пользуясь этим методом эксперты расставляют оцениваемые объекты по рангам. Место занятое каждым объектом определяется числом набранных баллов.

Метод парного сравнения. В этом случае заполняют таблицу в которой по горизонтали и по вертикали обозначаются все сравниваемые объекты. Каждая клетка таблицы относится к 2-ум сравниваемым объектам. В ней проставляют номер того, кто по мнению эксперта обладает более высокими качествами. Если заполнена одна половинка таблицы, то метод называется неполным парным сравнением. Если заполнена вся таблица- то полный метод парного сравнения.

Помимо отмеченных методов проведения экспертизы широкое распространение получил метод Дельфа, который используется для решения сложных деловых проблем. Его отличит черты:

-Анонимность- эксперты не встречаются друг с другом

-Многоэтапность. После каждого тура экспертизы имеют возможность ознакомиться с мнением коллег.

- Управляемость- процедуру экспертизы регулирует и сохраняет ее анонимность координатор, который вправе попросить каждого эксперта письменно обосновать свое мнение и ознакомить с ним других экспертов.

- Контроль за качеством проведения экспертизы после каждого тура экспертизы оценивается разброс мнений экспертов относительно среднего значения, применяемые при этом количественные меры зависят от того, какие измерит. Шкалы используются. Если используется шкала интервалов или отношений, то в этом случае использ. Ср. арифметическое и стандартное отклонение. Если шкала порядка, то ср. значение оценивается медианой.

Процедура экспертизы по методу Дельфы продолжается до тех пор пока разброс отдельных мнений не снизится до выбранного допустимого значения.

34. Характеристика метода анкетирования. Как и интервью и беседа. Анкетирование относится к методам опроса. Анкета последовательный набор вопросов, по ответам на которые судят об относительной важности рассматриваемого свойства или о вероятности свершения каких-либо событий.Несколько вариантов анкетирования:

- групповое и индивидуальное

-очное и заочное

-Персональное и анонимное.

Анкета как правило состоит из двух частей: Демографической и основной.

Вопросы демографического характера рекомендовано помещать в конце анкеты. В основную часть включаются вопросы по изучаемой проблеме. Вопросы включаемые в анкету могут быть: открытыми и закрытыми; безусловными и условными ,прямыми и косвенными.

Открытые- не ограничивают ответы респондента

Закрытые- предполагают заранее запланированные варианты ответа.

Прямые- нацелены непосредственно на решение задач исследования.

Условные в отличие от безусловных предполагают респонденту высказать свое мнение об исследуемой проблеме.

От составителей анкеты требуется: высокая профессиональная компетентность, вопросы предполагаемые в анкете должны быть точно сформулированы, должны соответствовать образовательному уровню респондентов. Качество анкеты повысится, если до начала опроса провести экспертизу данной анкеты т.е. подвергнуть составленную анкету экспертной оценке и усовершенствовать ее в соответствии с высказыванием экспертов.

 

35. Основные требования к оценкам.

Если для контроля используется один тест, то оценивать его результаты с помощью специальных методов нет необходимости: и так видно, кто сильнее и на сколькою Если же тестов много и они измеряются в разных единицах( например, сила в кг или Н; время в с, Мпк- в мл/кг*мин; ЧСС –в уд. В мин. И т.д.), то сравнить достижения по абсолютным значениям показателей невозможно. Решить проблему можно только в том случае. Если результаты тестирования представить в виде оценок.Оценкой называется унифицированная мера успеха в каком-либо задании.( очки, баллы, отметки, разряд). Процесс определения оценок называется оцениванием. Задачи оценивания:

- сопоставление разных достижений в одном и том же задании ( тесте, упр,в виде многоборья)

- Сопоставление достижений в разных заданиях. Главным вопросом явл-ся уравнивание оценок за достижение равной трудности в разных видах спорта.

- определение нормы. Решение этих задач полностью определяют систему оценивания.

Оценка должна отвечать следующим требованиям:1. Быть справедливой, т.е. оценивать достижения а) равной трудности, равным числом очков; б) неравной трудности( тем большим числом очков, чем выше трудность достижения); 2. Приводить к практически полезным результатам.

36.Стандартные шкалы оценок ( сущность, примеры).

Стандартные, так названы т.к. масштабом у них служат стандартные отклонения. Простейшим стандартным является Zшкала, в ней начисляемые очки равны стандартному отклонению, средний результат в ней оценивается в 0 очков, поэтому результаты ниже средней величины получают отрицательные очки. Из-за отрицательных значений эта шкала используется редко. Популярна среди стандартных шкал – Т шкала, при ее использовании средний результат приравнивается к 50 очкам, стандарт 10 шкал. Формула выглядит след образом:Т=50+10*(Xi-Xср : сигма), Т –оценка результата в тесте, Xi-показанный результат, Xср-средний результат, сигма- стандартное отклонение.

В практике используются и другие стандартные шкалы: С шкала используется при массовых обследованиях, не требующих особой точности.

Шкала Бене-используется в психологических исследованиях интеллекта. Все эти шкалы просты для использования, но сложность заключается в том, что для их построения надо знать среднюю арифметическую, стандартное отклонение, а они не всегда есть в наличии.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.170.171 (0.011 с.)