Тема: Психофизиологические основы построения профессий



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Психофизиологические основы построения профессий



Задание 7:Используя должностную инструкцию специалиста по персоналу, опишите заданную профессию по приведенной схеме.

 

Название должности: специалист по кадрам

1. Описание перечня обязанностей

Цель деятельности (что в итоге должно получиться?)________________________

________________________________________________________________________

 

Задачи деятельности специалиста или обязанности по должностной инструкции (что должен делать?)

1. Выполняет работу по комплектованию предприятия кадрами требуемых профессий, специальностей и квалификации.

2. Принимает участие в работе по подбору, отбору, расстановке кадров.

3. Проводит изучение и анализ:

3.1. Должностной и профессионально-квалификационной структуры персонала предприятия и его подразделений.

3.2. Установленной документации по учету кадров, связанной с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников.

3.3. Результатов аттестации работников и оценки их деловых качеств с целью определения текущей и перспективной потребности в кадрах, подготовки предложений по замещению вакантных должностей и созданию резерва на выдвижение.

4. Участвует в изучении рынка труда для определения источников удовлетворения потребности в кадрах, установления и поддержания прямых связей с учебными заведениями, контактов с предприятиями аналогичного профиля.

5. Принимает участие в разработке перспективных и текущих планов по труду.

6. Осуществляет контроль за размещением и расстановкой молодых специалистов и молодых рабочих в соответствии с полученной в учебном заведении специальностью и профессией, проведением их стажировок.

7. Принимает участие в работе по адаптации вновь принятых работников к производственной деятельности.

8. Участвует в подготовке предложений по развитию персонала, планированию деловой карьеры, обучению и повышению квалификации кадров, а также в оценке эффективности обучения.

9. Принимает участие в организации работы, методическом и информационном обеспечении квалификационных, аттестационных, конкурсных комиссий, оформлении их решений.

10. Анализирует состояние трудовой дисциплины и выполнение работниками предприятия внутреннего трудового распорядка, движение кадров, участвует в разработке мероприятий по снижению текучести и улучшению трудовой дисциплины.

11. Контролирует:

11.1. Своевременное оформление приема, перевода и увольнения работников.

11.2. Выдачу справок об их настоящей и прошлой трудовой деятельности.

11.3. Соблюдение правил хранения и заполнения трудовых книжек.

11.4. Подготовку документов для установления льгот и компенсаций, оформления пенсий работникам и другой установленной документации по кадрам.

11.5. Внесение соответствующей информации в банк данных о персонале предприятия.

12. Составляет установленную отчетность.

13. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя

Для решения этих задач специалист должен:

- собирать информацию о _________________________________________________ ________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

- передавать информацию _______________________________________, в том числе с помощью современных технических средств ________________________________

- анализировать информацию о _____________________________________________

________________________________________________________________________

- преобразовывать информацию (разрабатывать проекты, решения и т.п.) _________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

- составлять документы ___________________________________________________

________________________________________________________________________

- устанавливать контакты со специалистами:

- внутри организации ________________________________________________

- с внешними организациями __________________________________________

- осуществлять совместную деятельность со специалистами:

- внутри организации _________________________________________________

- со специалистами внешних организаций ________________________________

- отстаивать свою точку зрения перед аудиторией _____________________________

 

Операциональная составляющая деятельности.

Описание выполняемых действий и используемых в связи с этим средств деятельности (например, сбор информации может осуществляться на основе имеющейся по конкретному вопросу нормативной документации, литературе или с помощью информационных систем, обработки входящей корреспонденции, публикаций в средствах массовой информации и т.п.). ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Перечень конкретных навыков, умений, знаний, необходимых для выполнения работы:

□ пользование информационными системами

□ работа с использованием оргтехники

□ умения, связанные с делопроизводством

□ навыки делового общения

□ другие (перечислить, какие):

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

□ знание документов (перечислить основные):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

□ знание процедур (перечислить, какие):

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Организационные основы деятельности.

Режим работы _____________________________________________________

 

Работа:

□ в одном помещении

□ в одном здании

□ на разных территориях

1.4.3 Перед кем и за что отвечает:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

1.4.4 Имеются ли в подчинении исполнители (их количество) __________________

1.4.5 Форма оплаты труда и материального поощрения

_____________________________________________________________________________

1.4.6 Степень самостоятельности в постановке производных целей (самостоятельность в определении целей собственной деятельности):

□ сам определяет

□ большей частью

□ иногда

□ никогда

1.4.9 Степень делегирования специалисту основных управленческих функций в общей структуре деятельности

  Не имеет подобных полномочий Частично В полном объеме
Планирование собственной деятельности      
Планирование работы коллектива      
Организация собственной деятельности      
Организация деятельности коллектива      
Контроль результатов собственной деятельности      
Контроль результатов деятельности других членов коллектива      
Отсутствует/незначительная/высокая степень координированности собственной деятельности с другими      

 

1.4.7 Степень самостоятельности в принятии решений:

□ в отношении всех проблем в рамках своей компетенции

□ в отношении большей части проблем

□ иногда

□ никогда

 

2. Требования к некоторым психическим процессам.

Работа предполагает:

□ частую смену видов деятельности,

□ частую смену объектов деятельности

□ высокую концентрацию внимания

□ темп деятельности (высокий, средний, низкий)

□ деятельность в условиях неопределенности в отношении условий, задач, способов, средств их решения:

□ требует кратковременного запоминания информации

□ требует долговременного запоминания информации (в значительных/средних/незначительных объемах)

  • оперативное воспроизведение информации

□ по широкому кругу вопросов

□ по ограниченному кругу вопросов

□ по узкому кругу вопросов

  • волевую регуляцию эмоционального состояния:

□ часто

□ иногда

□ редко

  • деятельность при возможности санкций со стороны партнеров по взаимодействию

□ при наличии принципиальных противоречий

□ при возникновении даже незначительных трений

  • типичные противоречия при взаимодействии по

□ вертикали

□ горизонтали

  • стандартизованность решаемых задач

□ высокая

□ средняя

□ низкая

 

Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей выявляется:

□ легко и сразу

□ выявление затруднено

□ имеет отдаленные последствия

 

Ошибка при выполнении профессиональных обязанностей имеет, как правило:

□ значительные социальные последствия

□ ограниченные социальные последствия

□ особых последствий не имеет

□ как когда

 

Работа осуществляется в условиях, препятствующих концентрации внимания часто/редко/никогда

 

Работа осуществляется в условиях, провоцирующих перевозбуждение часто/редко/никогда

 

Профессиональные задачи осуществляются на воне противодействия других людей часто/редко/никогда

 

3. Профессиональная подготовка

Требования к уровню профессиональной подготовки

_____________________________________________________________________________

Формы профессиональной подготовки

_____________________________________________________________________________

Возможности и формы повышения квалификации

_____________________________________________________________________________

Дополнительные замечания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8:Изучите представленный ниже фрагмент профессиограммы начальника отдела кадров и разработайте самостоятельно фрагмент аналитической профессиограммы для выполнения указанных функций.


Фрагмент профессиограммы начальника отдела кадров (аналитический подход)

Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Техноло- гические действия Технологические операции (этапы выполнения действий) Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий (что должен знать для выполнения операций и действий) Цели действий Психологи- ческая характерис-тика действий Психические и психофизиологические процессы; ПВК, обеспечивающие их протекание (какие качества необходимы для выполнения операций и действий)
  Прием на работу   Изучить документы поступающего на работу   Нормативы: юридические, медицинские, квалификационные     Оценить Когнитив- ные (сопостав-ление) Мышление репродуктивное, словесно-логическое, невербальное; зрительное восприятие, оперативная и долговременная память, устойчивое внимание
    Выяснить причины поступления и пожелания поступающего на работу     Интересы, личные профессиональные планы, общая и специальная подготовка, информированность о профессиях или профессии, социальное или семейное положение   Познать Коммуника-тивные (побуждение к общению) Общение: речь, словесно-логическое мышление, социальное восприятие, устойчивое, избирательное внимание, эмпатия, эмоционально-волевая устойчивость
Когнитив-ные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, невербальное; оперативная, образная память
    Выделить конкретный трудовой пост для поступающего на работу Нормативы: социально-экономические, соц.-правовые, социально-психологические и микроклиматические условия труда, планы комплектования предприятия кадрами; данные поступающего: возраст, пол, здоровье, профессиональная подготовка   Спрогно-зировать     Когнитив-ные (обобщение) Мышление продуктивное, словесно-логическое, образное; внимание избирательное; память долговременная, образная, оперативная; эмоционально-волевая устойчивость
Познакомить поступающего на работу с функциями, правилами, правами и перспективами профессии Должностные инструкции, условия оплаты труда, перспективные планы развития данной профессии, специальности   Инфор-мировать Коммуника-тивные (побуждение к действию) Общение: речь, социальное восприятие; устойчивое, избирательное внимание; мышление продуктивное, словесно-логическое, наглядно-действенное; эмпатия
Операционно-технологическая структура труда Психологическая структура деятельности субъекта труда
Техноло- гические действия Технологические операции Нормативно-ориентирующие признаки исполнения профессиональных действий Цели действий Психологи- ческая характерис-тика действий Психические и психофизиологические процессы; ПВК, обеспечивающие их протекание
Организация обучения персонала на предприятии            
Проведение аттестации персонала организации              
Принятие решения о поощрении /наказании работника            

Задание 9: Сравните профили успешных профессионалов. Какие качества являются профессионально важными для профессий типа «человек-человек? Сопоставьте свои результаты по тесту Кеттелла с требованиям должности к ПВК работника. Какие ваши личностные качества способствуют эффективному выполнению профессиональной деятельности? Какие качества могут провоцировать возникновение затруднений при решении профессиональных задач?

Фактор Название фактора Профили успешных профессионалов Личный результат Качества, соответствующие высокой оценке (8-10 стенов) Качества, соответствующие низкой оценке (1-3 стена)
Ч-Т Ч-З Ч-П Ч-ХО Ч-Ч
A Отзывчивость/ отчужденность 6,2 5,4 5,7 6,4     Общительный, добродушный, сердечный, гибкий Замкнутый, отчужденный, безразличный, ригидный
B Интеллект 6,0 8,8 5,8 7, 5     Сообразительный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий, малообразованный
C Эмоциональная устойчивость 5,8 4,9 5,5 4,6     Зрелый, реалистичный, спокойный, устойчивый Неустойчивый, нереалистичный, тревожный
E Доминантность/ подчиненность 5,7 3,5 6,0 6,1     Независимый, уверенный, конкурирующий, упрямый Покорный, робкий, застенчивый, осторожный
F Беспечность/ рассудительность 3,9 2,8 3,5 3,8     Беззаботность, живость, доверчивость Серьезность, молчаливость, озабоченность
G Сознательность/ безответственность 6,4 7,7 6,2 6,1     Обязательный, совестливый, ответственный Нерадивый, непостоянный, небрежный, аморальный
H Смелость/ робость 5,8 5,0 6,4 5,9     Предприимчивый, раскованный, общительный Неуверенный, замкнутый, испытывающий страхи
I Мягкосердечность/ жесткость 5,7 5,0 5,6 7,6     Сентиментальный, эмоциональный, чувствительный Рациональный, суровый, действует по логике
L Подозрительность/ доверчивость 4,2 5,8 5,5 7,4     Недоверчивый, ревнивый, раздражительный Доверчивый, уступчивый, покладистый, терпимый
M Мечтательность/ практичность 4,3 5,1 4,3 5,8     Творческий, артистичный, погруженный в себя Здравомыслящий, приземленный, без воображения
N Дипломатичность/ прямолинейность 5,3 5,5 4,8 4,7     Проницательность, точный ум, социально опытный Наивный, социально неуклюжий
O Ранимость/ самоуверенность 6,1 6,5 6,3 7,4     Чувствительный к замечаниям и порицаниям Самодовольный, безмятежный, самонадеянный
Q1 Радикализм/ консерватизм 6,3 6,5 6,3 7,3     Вольнодумный, либеральный, широта взглядов Уважающий традиции, жесткость установок
Q2 Самодостаточность/ конформизм 6,5 6,8 5,6 7,2     Самостоятельность, независимость решений и поведения Зависимость от группы, следование за другими
Q3 Контроль желаний/ импульсивность 7,3 8,3 5,0 7,5     Высокий самоконтроль поведения и эмоций Низкий самоконтроль, потворствование побуждениям
Q4 Напряженность/ расслабленность 5,3 5,8   7,0     Возбужденность, утомленность, фрустрированность Расслабленность, слабость побуждений и желаний

ВЫВОД: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 10:Опишите основные задачи, которые приходится решать представителям Вашей будущей профессии. Определите, какие способности и качества Вам нужно развивать для того, чтобы достичь вершин профессионального мастерства. Какие упражнения и тренировки необходимы для этого?

 

Основные профессиональные задачи специалиста по УП Профессионально важные качества специалиста Методы развития ПВК специалиста
     

Практическое занятие 9



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.223.5 (0.013 с.)