Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней

Поиск

НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени ЯРОСЛАВАМУДРОГО

Кафедра микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней

Института медицинского образования, Великий Новгород

ТЕТРАДЬ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

КУРС 9 СЕМЕСТР

Факультет _________________________

Группа ______________________________

ФИО студента ________________________

ФИО преподавателя __________________

Великий Новгород

2011 г.


Инструкция № 2 ИОТ

по охране труда для студентов

При проведении практических работ на кафедре микробиологии, иммунологии и инфекционных болезней.

1.Общие требования охраны труда.

1.1. Приходить в учебную комнату только в медицинском халате, застегнутом на все пуговицы, колпаке и сменной обуви. Рукава одежды должны быть убраны под халат, волосы - под колпак.

1.2. Группа должна входить по приглашению преподавателя, каждый занимает определенное место, по два человека за столом (не более).

Категорически запрещается.

● Вносить в учебную комнату верхнюю одежду или входить в верхней одежде и уличной обуви;

● Пересаживаться или ходить по учебной комнате без разрешения преподавателя;

● Пить, курить, принимать пищу, пользоваться косметикой, трогать лицо руками.

2. Требования охраны труда перед началом работ.

2.1. Правильно разместить содержимое на столе.

● Освободить стол от лишних предметов, разместить на нем ручку, карандаш, записи.

3. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

3.1. В случае аварии (разбилась пробирка, чашка, разлилась жидкость с выросшей культурой микроорганизма и т.д.) НЕОБХОДИМО:

● Немедленно сообщить преподавателю и под его руководством провести дезинфекцию рабочего места и обязательно обработку рук 1% раствором хлорамина.

Требования охраны труда по окончании работы.

4.1. Перед окончанием работы дежурные убирают микроскопы в шкаф, проводят обработку столов под контролем лаборанта.

4.2. Все студенты после работы с культурой обрабатывают руки 1% раствором хлорамина, затем моют с мылом двукратно.

4.3. После занятия необходимо снять халат. Находиться в нем в других местах института (университета) строго запрещается.

5. Студенты не выполняющие требования охраны труда к занятиям не допускаются.

Студенты не прошедшие инструктаж по технике безопасности к занятиям не допускаются.

Ознакомлен

подпись студента_____________________

 

Дата «____»_____________200 г.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО ЭПИДЕМИОЛОГИИ ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА 5 КУРС, 9 СЕМЕСТР

№пп Наименование темы Кол-во часов
  Основы учения об эпидемическом процессе. Место эпидемиологии в структуре медицинских наук.  
  Эпидемиологический надзор за инфекционными заболеваниями  
  Эпидемиологический надзор за инфекционными заболеваниями  
  Основы специфической профилактики инфекционных заболеваний  
  Общая эпидемиологическая характеристика кишечных инфекций  
  Общая эпидемиологическая характеристика воздушно-капельных инфекций.  
  Эпидемиологическая характеристика инфекционных заболеваний с контактным механизмом передачи (ВИЧ-инфекция, вирусные гепатиты В, С, Д).  
  Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций  
  Содержание и организация противоэпидемических мероприятий в экстремальных условиях.  
  Зоонозы.  
  Эпидемиологическая характеристика особоопасных инфекций.  
  Эпидемиологическая характеристика инфекций, передающихся трансмиссивным путем (боррелиозы, риккетсиозы, вирусный энцефалит, малярия) Всего 12 часов

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭПИДЕМИОЛОГИИ ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА 5 КУРС, 9 СЕМЕСТР

№п/п Наименование темы Кол-во часов
1. Понятие об эпидемическом процессе.  
2. Специфическая профилактика инфекционных заболеваний. Организация и профилактика проведения профилактических прививок.  
3. Эпидемиология и профилактика гельминтозов.  
4. Членистоногие – переносчики возбудителей инфекционных заболеваний Контрольная работа  
5. Основы эпидемиологической диагностики. ВИЧ-инфекция.  
6. Методика эпидемиологического анализа инфекционных и неинфекционных заболеваний.  
7. Противоэпидемиологический режим стационаров.  
8. ЗАЧЕТ. Итого 30 ч

 

Понятие об эпидемическом процессе.

Задание 1. Дайте определение следующим терминам:

Эпидемический процесс

Эпидемический очаг

Инфекционный процесс (инфекция) –

 

Инфекция —

Инфекционная болезнь -

Возбудитель -

Патогенность -

Вирулентность

 

Спорадическая заболеваемость

Эпидемическая заболеваемость

Экзотические болезни

Эндемическая заболеваемость

Источник инфекции

Антропонозы -

Зоонозы -

Антропозоонозы -

Сапронозы

Механизм передачи инфекции

Источник инфекции

Пути передачи инфекции

Факторы передачи инфекции

 

Эпидемический очаг

Восприимчивость

 

Восприимчивый организм или восприимчивый коллектив –

Задание 3. Заполните таблицы:

Механизм передачи инфекции Пути передачи инфекции    
       
       
       
       
       

Пути передачи и проявления эпидемического процесса:

  Вспышки Предвестники Возбудители Инкубация Клинические формы Другое  
Водный путь передачи возбудителя              
Пищевой путь передачи возбудителей              
Контактно-бытовой путь передачи возбудителей              

Задание 5. Практическая работа.

Цель практического задания. Освоение методики эпидемиологического обследования очага инфекционного заболевания.

Задача, стоящая перед студентом. Необходимо обследовать очаг инфекционного заболевания, заполнить карту эпидемиологического обследования и составить письменное заключение о причинах возникновения данного заболевания и мероприятиях по ликвидации очага.

Материалы: Методическая разработка по эпидемиологии: «Понятие об эпидемическом процессе. Эпидемический процесс инфекционных заболеваний».

 

Задание на дом

Тема №2.

2. Изучение основных действующих нормативных и методических документов по эпидемиологии

Кишечные инфекции:

1. СП 3.1.094—96. ВП 13.3.1318—96. Иерсиниозы

2. МУ, 1998 г.. Эпидемиологическая диагностика вспышки острых кишечных инфекций

3. СП 3.1.1086—02. Профилактика холеры. Общие требования к
эпидемиологическому надзору за холерой.

4. СП 3.1.1.1117—02. Профилактика острых кишечных инфекций.

Вакцинопрофилактика:

1. МУ, утв. приказом Минздрава России от 27.01.98 № 2. По вакцинопрофилактике гриппа у взрослых и детей

2. МУ 3.3.1.1095—02. Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок

3. МУ 3.3.1252—03. Тактика иммунизации взрослого населения против дифтерии

Задачи для решения дома:

Общий вопрос для всех задач:

· назвать нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий при данном заболевании

· спланировать комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий в сложившейся эпидемиологической ситуации.

 

Ситуационная задача №1.

Двое друзей отправились на рыбалку, где для питья использовали воду из открытого водоема, причем один из них пил некипяченую воду. Через две недели он заболел, температура тела поднялась до 390 С. Больной был госпитализирован с диагнозом «Брюшной тиф». Назовите род возбудителя брюшного тифа? Эпидемиология брюшного тифа: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции?

Ситуационная задача №2

В приемный покой инфекционной больницы поступил больной с симптомами диареи (жидкий стул со слизью и прожилками крови). На основании клинических данных и характерного вида испражнений был поставлен диагноз: «Дизентерия». Назовите род возбудителей дизентерии и основные виды? Эпидемиология дизентерии: источник инфекции, механизмы, факторы и пути передачи инфекции?

Ситуационная задача №3.

В инфекционную клинику поступил больной ребенок 3 лет из детского сада № 18 с клиническими проявлениями диареи, где было зарегистрировано не­сколько случаев заболевания колиэнтеритом. Назовите род и виды возбудителей? Эпидемиология: источник заболевания, механизм, факторы, пути пере­дачи инфекции?

Ситуационная задача №4.

В пионерском лагере, расположенном на берегу небольшого водоема, заре­гистрировано 2 случая заболевания у детей, которые вопреки запрету купались в водоеме. На основании клинических симптомов и собранного анамнеза был поставлен диагноз «Брюшной тиф». Назовите род возбудителя брюшного тифа.Какие виды возбудителей данного рода вызывают сходные по клинической картине заболевания?Эпидемиология брюшного тифа (источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции)?

Ситуационная задача №5.

В инфекционную больницу поступил больной, который путешествовал по Волге на теплоходе. На основании клинических данных (у больного был частый стул в виде «рисового отвара») был поставлен предварительный диагноз «Холеры». Эпидемиология холеры: источник инфекции, механизм, факторы и пути пе­редачи инфекции.

 

· Из предложенного списка вакцин, зарегистрированных в России, выбрать одну и дать полную характеристику. Доклад представить в устной форме и компьютерной презентации

1. Бубо-Кок - комбинированная вакцина для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша и вирусного гепатита В

2. Иммуноглобулин противостолбнячный человека 1мл 100 МЕ (фл 2,5 мл)

3. Иммуноглобулин антирабический из сыворотки крови человека 150 МЕ/мл
Бубо-М комбинированная вакцина против дифтерии, столбняка и гепатита В

4. Превенар (Prevnar)- педиатрическая вакцина для профилактики пневмококковых инфекций у детей в возрасте от 2 месяцев до 5 лет

5. «Орвакс» - Вакцина гриппозная аллантоисная интраназальная живая

6. Вакцина бруцеллезная живая сухая

7. Вакцина гриппозная инактивированная элюатно-центрифужная жидкая

8. Вакцина коклюшно-дифтерийно-столбнячная адсорбированная жидкая (АКДС-вакцина)
Вакцина паротитно-коревая культуральная живая сухая

9. Тетра-анатоксин очищенный адсорбированный жидкий

10. Живая гриппозная вакцина (ЖГВ)

11. ПЕНТАКСИМ (PENTAXIM) - вакцина для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и инвазивной инфекции, вызываемой бактерией Haemophilus influenzae

12. Гриппол® плюс - вакцина гриппозная тривалентная инактивированная полимер-субъединичная

13. Инфлексал V (Вакцина гриппозная субъединичная инактивированная вирусомальная)

14. Грифор® инактивированная расщепленная виросомальная гриппозная вакцина

15. Вакцина туберкулезная (БЦЖ)

16. Вакцина против гепатита В ДНК рекомбинантная дрожжевая (вакцина против гепатита В)

17. Вакцина гонококковая инактивированная жидкая (гоновакцина)
Вакцина туберкулезная для щадящей первичной иммунизации (БЦЖ-М)

18. «РАБИВАК-ВНУКОВО-32»-вакцина антирабическая культуральная инактивированная для иммунизации человека

19. Полио Сэбин Веро (Трехвалентная вакцина для профилактики полиомиелита)

20. ТетрАкт-ХИБ - вакцина для профилактики дифтерии, столбняка, коклюша, ХИБ-инфекции

21. Церварикс® вакцина рекомбинантная против Вируса Папилломы Человека типов 16 и 18, содержащая адьювант AS04

22. МЕНИНГО А+С вакцина для для профилактики менингококковой инфекции

23. ВАРИЛРИКС™ (VARILRIX™) - вакцина для профилактики ветряной оспы
Окавакс (Okavax) - вакцина для профилактики заболевания детей и взрослых ветряной оспой

24. Вакцина паротитная культуральная концентрированная

25. Вакцина туляремийная живая сухая

26. Вакцина туберкулезная сухая

27. ГРИППОЛ - вакцина гриппозная тривалентная полимер-субъединичная жидкая

28. Вакцина чумная живая сухая (Vaccine plague)

29. Грипповак - вакцина гриппозная (Vaccine influenza inactivated)

30. ШИГЕЛЛВАК ® Вакцина дизентерийная против шигелл Зонне липополисахаридная жидкая

31. ВИАНВАК ® Вакцина брюшнотифозная Ви - полисахаридная жидкая
Вакцина сибиреязвенная живая сухая

32. ВАКТА (VAQTA) ®(Вакцина против гепатита А, инактивированная)

33. ММR II (Вакцина против кори, паротита, краснухи, живая)

34. H-B-VAX II ® (Вакцина против гепатита В, рекомбинантная)

35. ГАРДАСИЛ® (Вакцина против вируса папилломы человека квадривалентная)
ВАКСИГРИП (Vaxigrip) - вакцина для профилактики гриппа

36. Пневмо23 - вакцина для специфической профилактики пневмококковой инфекции

37. ЭНЦЕВИР (ENCEVIR) - вакцина для профилактики клещевого энцефалита

38. ФСМЕ-ИММУН Инжект - вакцина клещевого энцефалита, культуральная, инактивированная, очищенная с адъювантом (суспензия для внутримышечного введения 0,5 мл/доза: ампулы, шприцы)

39. Эувакс В - вакцина для профилактики Гепатита - В

40. Рекомбинантная дрожжевая вакцина против Гепатита В

41. Аваксим - вакцина для профилактики Гепатита - А

42. «ГЕП-А-ин-ВАК» - вакцина для профилактики вирусного гепатита А

43. Инфлювак® (Influvac®) Вакцина гриппозная, субъединичная, инактивированная
Хаврикс - вакцина инактивированная против гепатита А

44. Приорикс - вакцина против кори, эпидемического паротита и краснухи

45. «Энджерикс - В» - вакцина для профилактики гепатита В

46. Рабипур - вакцина для профилактики бешенства

47. Энцепур® Взрослый — культуральная инактивированная высокоочищенная вакцина для профилактики клещевого энцефалита

48. Энцепур Детский® — вакцина Клещевого Энцефалита, культуральная, инактивированная, очищенная с адьювантом.

49. Агриппал® SI — трехвалентная инактивированная очищенная субъединичная вакцина III поколения для профилактики гриппа.

50. Бегривак® — инактивированная трехвалентная расщепленная (сплит) вакцина для профилактики гриппа.

51. ВАКЦИНА ЖЕЛТОЙ ЛИХОРАДКИ живая сухая, лиофилизат для приготовления раствора для подкожного введения

52. ВАКЦИНА КЛЕЩЕВОГО ЭНЦЕФАЛИТА культуральная очищенная концентрированная инактивированная сухая,лиофилизат для приготовления суспензии для внутримышечного введения

53. Вакцина антирабическая культуральная концентрированная очищенная инактивированная сухая, лиофилизат для приготовления раствора для внутримышечного введения и антирабического иммуноглобулина (КОКАВ)

54. ВАКЦИНА ПОЛИОМИЕЛИТНАЯ пероральная 1, 2, 3 типов, раствор для приема внутрь

Живые вакцины -

Инактивированные вакцины -

Химические вакцины -

Липосомальные вакцины -

Синтетические вакцины –

Рибосомальные вакцины -

Анатоксины

Задание 2. Заполните таблицы:

Задание на дом

Тема №3.

Изучение основных действующих нормативных и методических документов по эпидемиологии

Инфекции дыхательных путей

1. МУ 3.1.1082—01. Эпидемиологический надзор за дифтерийной инфекцией

2. СП 3.1.1108—02. Профилактика дифтерии

3. СП 3.1.2.1176—02. Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита

4. МУ 3.1.2.1177—02. Эпидемиологический надзор за корью, краснухой и эпидемическим паротитом

5. СП 3.1.1295—03. Профилактика туберкулеза

6. СП 3.1.2.1319-03. Профилактика гриппа

7. СП 3.1.2.1320—03. Профилактика коклюшной инфекции

8. СП 3.1.2.1321—03. Профилактика менингококковой инфекции

Ситуационная задача №8

В детскую инфекционную больницу поступил больной ребенок 7 лет, которому врач на основании клинических симптомов поставил диагноз: «Эпидемический цереброспинальный менингит».Назовите возбудителя названного заболевания, его морфологические и тинкториальные свойства?Эпидемиология менингита: источник инфекции, входные ворота, механизм, факторы и пути передачи инфекции?

Ситуационная задача №13.

При проф. осмотре в школе № 243 на флюорографии обнаружены очаги затемнения в верхушке правого легкого у школьника В, который был на­правлен в тубдиспансер для обследования.Назовите род и вид основного возбудителя туберкулеза у человека, его морфологические и тинкториальные свойства? Чем осуществляется специфическая профилактика туберкулеза, характе­ристика препарата?

Ситуационная задача №15

В школе № 458, где количество учащихся - 380 человек, выявлен случай заболевания дифтерией. Врач педиатр провел осмотр контактных с целью выявления больных с ангиной, как группы риска, и список выявленных передал медицинской сестре для взятия у них материала на микробиологическое исследование.Назовите род возбудителя дифтерии? Проводится ли специфическая профилактика в очаге больных дифтерией? Поясните ответ.

Ситуационная задача №16

В детском саду во время осмотра детей врач-педиатр выявил больного ребенка с подозрением на дифтерию, о чем было послано экстренное извещение в Районный Центр Санэпиднадзора. В группе, где находился больной ребенок, с подозрением на дифтерию, было еще 16человек.Какие мероприятия проводят в очаге больных дифтерией?Эпидемиология дифтерии: источник инфекции, основной механизм, фактор и путь передачи инфекции?

Ситуационная задача №36.

В детском саду заболело несколько детей с интервалом 18-20 дней, заболе­вание у всех сопровождалось приступообразным кашлем. На основании кли­нических данных и эпидемиологических данных был поставлен предварительный диагноз: «Коклюш».Назовите род возбудителя коклюша.Эпидемиология коклюша: источник инфекции, механизм, факторы и пути передачи коклюша. Специфическая профилактика коклюша?

Ситуационная задача №37.

В г. возникла эпидемия гриппа, которая распространялась стреми­тельно, ежедневно регистрировались многочисленные случаи заболеваний.Эпидемиология гриппа: источник инфекции, фактор и путь передачи ин­фекции?Специфическая профилактика гриппа.

· Устный доклад (компьютерная презентация) по одному из возбудителей гельминтозов

Семинар

 

Задание на дом

Тема №4.

4. Изучение основных действующих нормативных и методических документов по эпидемиологии

Кровяные инфекции

СП 3.1.097—96. Туляремия

1. СП 3.1.098—96. Клещевой энцефалит

2. МУ, утв. приказом Минздрава России 14.04.99 № 125. Профилактика туляремии

3. МУ 3.1.1755—03. Организация эпидемиологического надзора за клещевым риккетсиозом

Инфекции наружных покровов

СП 3.1.096—96. ВП 13.3.1103—96. Бешенство

1. МУ, утв. приказом Минздрава России 17.05.99 № 174. По специфической профилактике столбняка

2. СП 3.1.1381—03. Профилактика столбняка

3. МЗ СССР № 28-6/33 от 2.10.87. Методические указания по организации и профилактике противоклещевых мероприятий и биологических наблюдений в природных очагах клещевого энцефалита

4. СанПиН 3.5.2.1376—03. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных ме­роприятий против синантропных членистонгих

 

Задачи для решения дома:

Общий вопрос для всех задач:

· назвать нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий при данном заболевании

· спланировать комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий в сложившейся эпидемиологической ситуации.

Ситуационная задача №14

В микробиологическую лабораторию поступил исследуемый материал больного В., находящегося в сыпнотифозном отделении ГБ №1. При обследовании на педикулез насекомых не обнаружили. Из анамнеза не смогли выявить предполагаемый источник инфекции.К какому роду относятся возбудители сыпного тифа?Эпидемиология эпидемического сыпного тифа: источник инфекции, механизм передачи, фактор передачи, пути передачи инфекции, его сущность?

Ситуационная задача №32.

В инфекционную клинику поступил больной Б. с жалобами на головную боль, резкие боли в мышцах, особенно в икроножных и высокую температуру 39-400 С. Как выяснилось из анамнеза больной проживает в районе неблагопо­лучном по туляремии. На основании клинической картины врач поставил больному Б. диагноз «туляремия».К какому роду относится возбудитель туляремии? Эпидемиология туляремии (источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи).

Ситуационная задача №33.

Девушка 18 лет, занозила палец. Занозу ви­димо удалила не полностью и не провела обеззараживание ранки. Через 2 не­дели появились первые признаки заболевания в виде спазма жевательных мышц, затруднения глотания. При обращении к врачу на основании клиниче­ских симптомов был поставлен диагноз «столбняк».Назовите род возбудителя столбняка?Эпидемиология: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи инфекции?Специфическая профилактика столбняка?

Ситуационная задача №34.

В клинику инфекционных болезней поступил больной А. с жалобами на боли в области желудка, тошноту, головную боль, птоз век, диплопию (двоение предметов). Как выяснилось из анамнеза, больная А. принимала в пищу собственные консервированные грибы. На основании клинической кар­тины и анамнестических данных был поставлен диагноз «ботулизм».К какому роду относится возбудитель ботулизма?Эпидемиология ботулизма (источник инфекции, механизм, факторы и пути передачи инфекции).

 

 

Контрольная работа

Задание 1. Рейтинговый контроль знаний. Ответьте на тестовые задания:

1.Обувь при грибковых заболеваниях кожи следует обрабатывать:

1. в паровой камере;

2. в пароформалиновой камере;

3. перекисью водорода;

4. раствором хлорамина.

2.При осмотре в приемном отделении больной, посту­пающей в терапевтическое отделение, обнаружены голо­вные вши и гниды. Укажите неправильное действие о проведении обра­ботки головы, белья и одежды больной:

1. обработать волосы мыльно-керосиновой эмуль­сией;

2. обработать голову инсектицидными мылами;

3. замочить белье в растворе хлорамина;

4. отправить одежду для камерной обработки.

3.Паровые камеры применяют для:

1. дезинфекции,

2. дезинсекции.

4.Для уничтожения платяных вшей используют методы:

1. химический;

2. физический;

3. биологический;

4. механический.

5.Пароформалиновые камеры применяют для:

1. дезинфекции,

2. дезинсекции.

6.В приемном покое лечебно-профилактических учреждений больному при поступлении обязательно проводят:

1. осмотр на педикулез;

2. ректоромоноскопию.

7.Заражение сыпным тифом происходит:

1. контактным путем

2. воздушно-пылевым путем

3. при укусах кровососущих насекомых

4. при втирании в кожу испражнений зараженных вшей

5. при раздавливании вшей на коже

8.При осмотре в приемном покое больного, поступающего в терапевтическое отделение, обнаружены головные вши и гниды. Укажите неправильное действие о проведении обработки головы, белья и одежды больного:

1. обработать волосы мыльно-керосиновой эмульсией;

2. обработать голову инсектицидными мылами;

3. замочить белье в растворе хлорамина;

4. отправить одежду для камерной обработки;

5. обработать волосистую часть тела 20% р-ром водно-мыльной суспензии бензилбензоата.

Задание на дом

Тема №5.

Изучение основных действующих нормативных и методических документов по эпидемиологии

1. СП 3.1.958—99. Профилактика вирусных гепатитов. Общие требования к эпидемиологическому надзору за вирусными гепатитами

2. Приказ Минздравмедпрома России от 16.08.94 № 170. О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации

 

 

Задачи для решения дома:

Общий вопрос для всех задач:

· назвать нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий при данном заболевании

· спланировать комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий в сложившейся эпидемиологической ситуации.

 

Ситуационная задача №1

Две студентки МУ проходили УПП в ГИКБ №1. Студентка Сидорова Е., в основном, работала в процедурном кабинете, а студентка - Иванова Р. - в палатах (осуществляла сестринский уход за больным гепатитом). Через две недели после прохождения УПП Иванова Р. почувствовала недомогание, а через 3 дня стала темнеть моча (напоминать цвет пива).Через 4 месяца такие же симптомы заболевания появились у Сидоровой Е., что характерно для больных инфекционным гепатитом.Назовите микробы, чаще всего вызывающие инфекционные гепатиты?Какие механизмы передачи характерны для разных видов возбудителей?

Ситуационная задача №2

Двое работниц из числа обслуживающего персонала ГИКБ №1 - Евсеева В. и Астафьева Н. заболели инфекционным гепатитом. Было известно, что Евсеева В. (по совместительству) постоянно проводила уборку в санузлах, а Астафьева Н. осуществляла предстерилизационную очистку материала, часто загрязненного биологическими жидкостями от больных, в том числе и кровью.Что могло способствовать заражению работниц?Какие пути заражения для каждого из случаев наиболее вероятны?

Ситуационная задача №3

В родильный дом поступила беременная женщина, которая в прошлом переболела гепатитом «В». При серологическом исследовании антигены вирусов гепатитов не были выявлены.Передается ли гепатит «В» ребенку во время беременности, если да, то каким путем, если нет, то в каких случаях?Какой механизм является основным при передаче гепатита «В»?Что служит исследуемым материалом и какова микробиологическая диагностика гепатита «В»?Проводится ли специфическая профилактика гепатита «В», если да, то чем? Поясните ответ.

Задание 1. Рейтинговый контроль знаний. Решите задачи.

Задание 1.

Больной Л. 28 лет обратился в поликлинику с жалобами; на зуд кожи, шелушение, появившиеся в последние 6 месяцев и постепенно прогрессирующие. При осмотре кожных покровов: на лице и туловище чешуйчатое шелушение на гиперемированном фоне. «Заеды» в углах рта. На слизистой рта участки творожистых наложений. В легких везикулярное дыхание. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Живот мягкий, безболезненный. Год назад перенес опоясывающий лишай. Установлен диагноз «себоррейный дерматит». Направлен к дерматологу.

 

1. Ваше мнение о возможном диагнозе?

2. Дайте оценку работе врача поликлиники.

3. Назначьте план обследования.

4. Укажите диагностические исследования для подтверждения данного заболевания у больного.

5. Какое лечение необходимо назначить больному?

Адание 2.

В терапевтическое отделение поступила больная 3. 36 лет с диагнозом «пневмония». Больна 2 недели, появились субфебрильная температура, одышка при ходьбе, сухой кашель. Лечилась самостоятельно эритромицином, бромгексином, ингаляциями. Состояние не улучшалось, температура держалась в пределах 37,5—38,2°С. Обратилась в поликлиннику. Госпитализирована. При осмотре: пониженного питания, бледная, небольшой цианоз губ. Лимфатические узлы шейные и подмышечные размером 0,6—0,8 см, безболезненные. На слизистой оболочке полости рта афты. Частота дыхания до 30 в мин, в легких ослабленное везикулярное дыхание. Хрипов нет. Тоны сердца приглушены. АД 110/70 мм. рт. ст., пульс 96 уд/мин,. Печень и селезенка не увеличены. Из анамнеза жизни: в детстве ангины, скарлатина, ОРЗ. Опоясывающий лишай 3 года назад. В течение последнего года трижды была интерстициальная пневмония, лечилась в стационаре. Последние 5—6 месяцев часто бывает жидкий стул по 2—3 раза в день. Похудела на 4 кг. Связывает плохое самочувствие с потерей ребенка, который часто болел и умер от пневмонии в 5-месячном возрасте 3 года тому назад. 4 года тому назад работала по контракту вместе с мужем в Африке, где чувствовала себя хорошо. Врачом терапевтического отделения поставлен диагноз «хроническая пневмония».

1. Назовите признаки, позволяющие усомниться в поставленном диагнозе.

2. Выскажите свое мнение о диагнозе. Проведите дифференциальный диагноз.

3. Наметьте план обследования.

4.. Укажите диагностические исследования для подтверждения данного заболевания у больной.

5. Определите тактику ведения больной

 

Задание на дом

Тема №6.

6. Изучение основных действующих нормативных и методических документов по эпидемиологии

Задание 2. Зарисуйте схемы.

Схема исследования типа случай-контроль.

Схема проведения когортного исследования.

 

Задание № 3

Рассчитайте показатели заболеваемости дизентерией и острыми кишечными инфекциями (ОКИ) за 2010 г. в г. Н. Население г. Н. в 2010 г. 628 347 человек.

Определите структуру инфекционных болезней среди взрослого и детского населения в городе Н. за 2010 год. Статистический материал представлен в таблице № 1.

Таблица № 1.

Задание на дом

Тема №7.

Изучение основных действующих нормативных и методических документов по эпидемиологии

1. СП 3.1./3.2.1379—03. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней

2. МУ МЗ СССР от 02.12.87. По эпидемиологическому надзору за внутрибольничными инфекциями

3. Инструкция, утв. ГК СЭН, МЗ и МП РФ от 09.06.95 01-19/50-11. По организации и проведению противохолерных мероприятий

4. МУ 3.1.1096—02. Профилактика холеры. Организационные мероприятияОценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий на случай возникновения очага холеры

5. СП 3.1.7.1380—03. Профилактика чумы

6. СП 3.1.085—96 ВП 13.3.1302—96. Бруцеллез

7. СП 3.1.091—96 ВП 13.3.1310—96. Лептоспироз

8. МУ 3.1.1128—02. Эпидемиология, диагностика и профилактика заболеваний людей лептоспирозами

9. МУ 3.1.7.1189—03. Профилактика и лабораторная диагностика бруцеллеза людей

 

· Подготовка к семинару. Доклад по выбору студента.

Программа семинара

1. Организационно-правовое обеспечение деятельности по профилактике внутрибольничных инфекций в медицинских учреждениях. Нормативные документы, должностные инструкции, регламентирующие работу клинического эпидемиолога и лиц, ответственных за организацию работы.

2. Правовые аспекты и юридическая ответственность учреждения и специалистов в случаях внутрибольничного инфицирования.

3. Организация системы инфекционного контроля в ЛПУ:

- выявление, учет и регистрация, стандартное определение случаев ВБИ;

- микробиологическое обеспечение инфекционного контроля;

- профилактика инфекций в области хирургического вмешательства;

4. Профилактические и противоэпидемические мероприятия по предупреждению внутрибольничных инфекций (ВБИ):

- организационные и методические основы внедрения эффективных мер профилактики ВБИ;

- эпидемиология и профилактика случаев профессионального заражения медицинского персонала ЛПУ;

- профилактика профессиональных заболеваний, передающихся с кровью;

- решение проблемы обеззараживания рук медицинского персонала.

Задачи для решения дома:

Общий вопрос для всех задач:

· назвать нормативно-правовые документы, регламентирующие проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий при данном заболевании

· спланировать комплекс профилактических и противоэпидемических мероприятий в сложившейся эпидемиологической ситуации.

Ситуационная задача №17

В Астраханской области, в районе эндемичном по чуме, был выявлен больной А с подозрением на бубонную форму чумы. Больного госпитализировали в инфекционную больницу. Проводя эпидемиологическое расследование в очаге больного, врач эпидемиолог назначил ряд противоэпидемических мероприятий.Назовите род возбудителя чумы?Эпидемиология чумы: источник инфекции, механизмы передачи, факторы и пути передачи инфекции?Какой исследуемый материал, как и с какой целью необходимо взять у данного больного?Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести в районе, где зарегистрирован случай заболевания чумой?

 

Ситуационная задача №29.

В инфекционную больницу поступил больной, проживающий в районе эндемичном по чуме, с подозрением на «Бубонную форму чумы».Назовите род возбудителя чумы?Эпидемиология чумы (источник инфекции, механизм, факторы, пути пере­дачи инфекции)?

Ситуационная задача №30.

В инфекционную больницу поступил больной, который путешествовал по Волге на теплоходе. На основании клинических данных (у больного был частый стул в виде «рисового отвара») был поставлен предварительный диагноз «Холеры».К какому роду относится возбудитель холеры?Эпидемиология холеры: источник инфекции, механизм, факторы и пути пе­редачи инфекции.

Ситуационная задача №31.

В инфекционную клинику поступил больной К. с жалобами на длительную лихорадку, озноб, боли в суставах. Как выяснилось из анамнеза больной К. Работает на животноводческой ферме. На основании клинических данных и эпиданализа врач поставил диагноз: «Бруцеллез».Какие виды бруцелл вызывают бруцеллез?

Ситуационная задача №40.

Группа туристов расположилась на ночлег около небольшого водоема. Так как было прохладно, только двое туристов решили искупаться. Через 10 дней у них появилось недомогание, резкие боли в мышцах, особенно в икроножных, пожелтение склер, температура тела повысилась до 400,чтонапоминало клинику лептоспироза. Эпидемиология лептоспироза: источник инфекции, механизм, факторы, пути передачи лептоспироза.

 

Задание на дом

· Подготовка к зачету

· Оформление тетради для самостоятельной работы

 

Тема 8. ЗАЧЕТ.

Рейтинг

Текущий рейтинг –

Оформление тетради –



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.68 (0.012 с.)