ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОТЧЕТ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ



Общее впечатление от школы, коллектива учителей и учащихся.

Что особенно удалось в проведении внеурочной воспитательной работы?

Какие встретились трудности, как они преодолевались?

Какие навыки воспитательной работы вами были достигнуты во время педагогической практики?

Какие отношения сложились у Вас с классным руководителем, какие выводы сделаны из наблюдения за его работой, какую помощь Вы ему оказали?

Какие пробелы в своих знаниях по педагогике и психологии Вы обнаружили?

В какой мере Вас удовлетворяют организация и содержание педагогической практики? Ваши замечания и пожелания на будущее.

 

От школы и школьного коллектива у меня остались только наилучшие впечатления.

В воспитательной работе, на мой взгляд, я добился наилучших результатов во время уроков, когда дети отстаивали свою точку зрения, тем самым у них вырабатывалась настойчивость. Я не говорю, что я положил эти зачатки, нет наоборот, я развил их до конца.

Трудности у меня были в начале пед. практики, в общении с учениками. Они не воспринимали меня как педагога и общались со мной как с ровесником. Но это прошло когда я стал давать уроки. В дальнейшем все шло замечательно, кроме моего общения с классным руководителем, видно она ожидала девушку в помощники, что и случилось когда пришла практикантка с филологического факультета. Дальнейшую работу с классом я вел через учителя математики (ее дочь училась в этом классе ), она старалась помочь мне по мере возможносит.

 


Приложение

Методики изучения классного коллектива 46

Характеристика особенностей развития классного коллектива 55

Рекомендации по проведению воспитательной работы в классе 62

Примерная схема конспекта воспитательного мероприятия, примерная

схема анализа воспитательного мероприятия 75

Рекомендации по проведению профориентационной работы в классе 75

Рекомендации по диагностике профессионального поведения, личностных
качеств и т.д. педагога 82

Советы молодому педагогу 89

 

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧАСТИЯ В ДЕЛАХ КЛАССНОГО

И ОБЩЕШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА» (модифицированный вариант методики О.В. Лишина)

Цель: определить мотивы учащихся в совместной деятельности.

Необходимо для проведения. У каждого учащегося должен быть бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?»

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обвести кружком стоящую перед номером вопроса букву, которая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н - никто; м - меньшинство; п - половина; б - большинство; в - все. Сколько человек придет на классное собрание

н м п б в 1. Ради того, чтобы принять участие в обсуждении важных вопросов?

н м п б в 2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и беспокоит одноклассников?

н м п б в 3. Потому что собрание будут снимать для телевидения?

н м п б в 4. Потому что вашему классу поручено оформление зала, где будет проходить об­щешкольное мероприятие?

н м п б в 5. Если на собрании будут обсуждаться интересные вопросы?

н м п б в 6. Если явка строго обязательна и будет проверка? Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте

н м п б в 7. Ради того, чтобы купить на заработанные деньки игрушки для детского сада?

н м п б в 8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе отдохнуть?

н м п б в 9. Чтобы поддержать честь своего класса, организующего десант?

н м п б в 10. Ради денег, которые выплатят каждому участнику?

н м п б в 11. Потому что работа будет интересной?

н м п б в 12. Если явка строго обязательна и контролируется? Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха,

н м п б в 13. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?

нмпбв 14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?

нмпбв 15. Ради денег, которые будут получены за работу каждым учащимся?

нмпбв 16. Если в лагерь труда решили ехать всем классом?

нмпбв 17. Ради интересной жизни в лагере?

нмпбв 18. Если поездка в лагерь обязательна? Сколько человек пойдет в поход,

нмпбв 19. Если его цель - сбор краеведческого материала для музея?

нмпбв 20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?

нмпбв 21. Если каждый участник получит памятный значок туриста?

нмпбв 22. Если поход - часть турслета, который организует ваш коллектив?


ение

...46 ...55 ...62

...75 ...75

...82 ...89

эом

пут

00-


н м п б в 23. Просто потому, что интересно?

н м п б в 24. Если участие в нем строго обязательно и контролируется? Сколько человек будут участвовать в подготовке и проведении вечера песни, н м п б в 25. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны? н м п б в 26. Чтобы и после уроков побыть вместе? н м п б в 27. Если во время вечера будет устроено чаепитие?

н м п б в 28. Если коллектив вашего класса приложил много сил для его подготовки? н м п б в 29. Потому что программа вечера очень интересна? н м п б в 30. Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого ученика такие бланки, то вопросы можно за­давать устно. В этом случае на доске целесообразно перечислить варианты возможных ответов на вопросы:

н - никто;

м - меньшинство;

п - половина;

б - большинство;

в - все.

Ход проведения. Педагог подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая внима­ние на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. За­тем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следует еще раз объяснить.

Обработка полученных данных. При обработке результатов теста предлагаемый вопросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направленных на вы­явление одного из мотивов участия школьников в совместной деятельности. В соответствии с опре­деленными мотивами можно выделить следующие блоки:

а) общественно полезная значимость (вопросы 1,7, 13, 19, 25);

б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);

е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы используется шкала:

в - 4 балла;

б - 3 балла;

п - 2 балла;

м - 1 балл;

н - 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шкалой оценок ответов составляется мат­рица:


 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя Мотивы
1. Артемов Олег 2. Белова Надя 3. Волкова Юля 4. Гусев Саша 5. Дулова Оля Общественно полезная значимость Обязательность как принуждение
Сумма Сумма
Сумм баллов по ка­ждому блоку    

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие моти­вы участия школьников.

МЕТОДИКА «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

САМОАТТЕСТАЦИЯ КОЛЛЕКТИВА» (разработана профессором Р.С. Немовым)

Цель: определить эталонность общности в восприятии ее членов.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк со следующим текстом: «Давай поразмышляем о твоем классе. Является ли он дружным, сплоченным коллективом? Это можно выяснить, если ответить на вопрос, сколько ребят твоего класса обладают перечислен­ными качествами.

Перед каждым выражением стоят буквы. Обведи кружком ту из них, которая означает ответ, соответствующий твоей точке зрения. Буквы означают:

н - никто;

м - меньшинство;

п - половина;

б - большинство;

в - все.

н м п б в 1. Свои слова подтверждают делом. н м п б в 2. Все вопросы решают сообща.

н м п б в 3. Правильно понимают трудности, стоящие перед классом. н м п б в 4. Радуются успехам товарищей, н м п б в 5. Помогают новичкам, ребятам из младших классов. н м п б в 6. Не ссорятся, когда распределяют обязанности, н м п б в 7. Знают задачи, стоящие перед классом, н м п б в 8. Требовательны к себе и другим, н м п б в 9. Личные интересы подчиняют интересам коллектива, н м п б в 10. Принципиально оценивают успехи коллектива. н м п б в 11. Искренне огорчаются при неудаче товарищей, нмпбв 12. К своим ребятам и новичкам предъявляют одинаковые требования, н м п б в 13. Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе, нмпбв 14. Знают итоги работы коллектива, нмпбв 15. Сознательно подчиняются дисциплине, нмпбв 16. Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса, нмпбв 17. Одинаково оценивают общие неудачи, нмпбв 18. Уважают друг друга.

нмпбв 19. Радуются успеху новичков и ребят из других классов, нмпбв 20. Если надо, принимают на себя обязанности других членов коллектива, нмпбв 21. Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов, нмпбв 22. По-хозяйски относятся к общественному добру. нмпбв 23. Поддерживают принятые в классе традиции, нмпбв 24. Одинаково оценивают справедливость наказаний, нмпбв 25. Поддерживают друг друга в трудные минуты, нмпбв 26. Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов, нмпбв 27. Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях, нмпбв 28. Хорошо знают , как обстоят дела друг у друга». На доске изображается шкала возможных ответов.

Ход проведения. После тщательного объяснения исследователем задания испытуемые запол­няют бланк. Если кто-то из учащихся испытывает затруднения, то исследователь помогает ему от­ветить на первые два-три вопроса. Важно, чтобы испытуемые ответили на все вопросы, тогда по­вышается достоверность и облегчается обработка получаемых результатов.


*И-

jl?

н-


Обработка и интерпретация полученных данных. Для перевода буквенных выражений отве­тов в баллы используется шкала:

в — 4 балла;

б - 3 балла;

п - 2 балла;

м - 1 балл;

н - 0 баллов. Затем составляется матрица, куда заносятся ответы в баллах всех участников эксперимента.

Матрица для определения эталонности общности

 

Фамилия, имя Ответы Сумма баллов Кол-во ответов
       
Итого:                  

Показателем эталонности общности в восприятии ее членов (М) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов учащихся на количество ответов учащихся на данный вопросник.

Принято считать, если М составляет не менее 75% от максимально возможной оценки (в на­шем случае М > 3), то можно констатировать высокий уровень эталонности общности; если же М составляет 50 - 74% (2 < М < 3) или менее 50% (М < 2), то это соответственно свидетельствует о среднем и низком уровнях эталонности общности в восприятии ее членов.

СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.

Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «От­веть, пожалуйста, на следующие вопросы:

Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе
на день рождения, то кого ты пригласил (а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фами­
лию и имя этого человека.)

А кого пригласил (а) бы на день рождение в последнюю очередь?

Кому ты поверишь свою тайну?

4. Кому никогда не доверишь свою тайну?
Спасибо!»

Ход проведения. Исследователь поочередно задает четыре вопроса, которые являются крите­риями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он от­дает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наи­большие симпатии (антипатии - при отрицательных критериях - вопросах), затем вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение за­дания облегчает обработку результатов эксперимента.

Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов со­ставляется матрица.

Матрица социометрических положительных выборов

 

 

 

Фамилия, имя Крите­рии от­бора Кого выбирает
1. Александров Паша 1 3   2 1          
2. Иванов Сергей 1 3     1 1   3 3        
3. Петров Дима   2 2   3 3         1 1  

4. Сарченко Сергей   2 1 1 2          
5. Алферова Ира             3 2 2 3  
6. Володина Галя           1 1  
7. Ладзина Наташа         1 1     со CN  
8. Левшина Нина         1 1 3 3 2 2      
9. Покровская Алла         2 2 1 1 3 2      
10. Самойлова Таня           2 1 3 3    
Получено выборов Получено взаимных выборов 0 0 7 5 5 4 6 6 12 6 б 5 3 8 6 1 0

Матрица состоит: по вертикали - из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали - из номера, под которыми ис­пытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Напри­мер, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С, то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александ­ров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пресечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же обра­зом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:

С = М / (п - 1),

где С - социометрический статус учащегося; М - общее число полученных испытуемым положи­тельных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитывается от суммы по­ложительных); п - число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7:9 = 0,78.

В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

 

Статусная группа Количество полученных выборов
«Звезды» «Предпочитаемые» «Принятые» «Непринятые» «Отвергнутые» В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испы­туемым В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испы­туемым Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним ис­пытуемым

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (К) вычисляется по формуле:

Общее число сделанных положительных выборов К — Общее количество испытуемых Для нашего примера К = 60 : 10 = 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам: «Звезды» - Володина Г.;


 

 

        «Предпочитаемые» - Ладзина Н.;  
    «Принятые» - Иванов С, Петров Д., Сарченко С, Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;
    «Непринятые» - нет;
L   «Отвергнутые» - Александров П., Самойлова Т.
    Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент вза-
    имности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент
    взаимности (KB) вычисляется по формуле:
    ,,- Количество взаимных выборов
    Общее число выборов
    В нашем случае KB = (40 : 60) * 100% - 66,7%
    Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
    ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В УЧЕБНЫХ ГРУППАХ
    (по Е.М. Крутиковой)
    Цель: определить личное отношение к членам группы и психологический климат в группе.
  Материал: протокол со шкалами для изучения взаимоотношений в учебной группе.
Л Инструкция: в каждой шкале выберите только одно утверждение, которое наиболее соот-
- ветствует Вашему мнению. Подчеркните соответствующий балл.
- ШКАЛА 1. Мнение о дружбе и приемлемости в классе
У   Баллы Мнение  
,-   Наша группа (класс) очень дружная, сплоченная  
и   Наша группа дружная  
X   В нашей группе нет ссор, но каждый существует сам по себе  
X   В нашей группе изредка бывают ссоры, но конфликтной ее назвать нельзя  
1-   Наша группа недружная, часто возникают конфликты  
    Наша группа очень недружная, трудно учиться в такой группе  
я ШКАЛА 2. Мнение о взаимопомощи в классе
    Баллы Мнение  
-   В нашем классе (группе) помогают друг другу без напоминаний  
)-   В нашей группе помощь оказывают только своим друзьям  
    В нашей группе помогают только тогда, когда просят об этом  
    В нашей группе помощь оказывают только тогда, когда заставляет учитель, класс-  
      ный руководитель  
    В нашем классе (группе) не принято помогать друг другу  
  В нашей группе отказываются помогать друг другу  
  ШКАЛА 3. Мнение о взаимной ответственности в группе
  Баллы Мнение  
      В нашей группе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за  
          искоренение недостатков  
1ЫМ     Неудачи и плохие поступки беспокоят, хотя и не всех нас, но большинство  
спы-     Виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только активом класса  
      Мы стараемся не обращать внимания на нарушителей дисциплины и лодырей. За  
спы-         свои поступки они отвечают только перед учителем, классным руководителем, за-  
          вучем, директором  
      В нашей группе не принято «выносить сор из избы». Мы стараемся, чтобы о по-  
1 ИС-         ступках меньше знали классный руководитель, учителя, директор  
      В нашей группе нет взаимной ответственности.  
  Обработка: Для обеспечения анонимности ответов студент (преподаватель) сам обрабаты-
  вает протоколы. Для каждой шкалы подсчитывается среднее значение по группе.
  Вывод: если среднее значение по шкале - 5-6 баллов, можно предполагать, что данный вид
  взаимоотношений в группе является благоприятным; 3-4 балла свидетельствуют о необходимо-
  сти работы с группой по определенному виду взаимоотношений.
  Сопоставление данных по всем шкалам (или средний балл по ним) позволяет судить о пси-
  хологическом климате в группе (классе). 51

Анкета для выяснения психологического климата в классе

Цель: Определить в числовом вьфажении, насколько близок к оптимальному (преобладание положительных оценок) психологический климат в классе.

Материал: анкета.

Инструкция: Просим Вас на каждую из характеристик класса выбрать и отметить один из предложенных ответов, который наиболее соответствует Вашему мнению:

совершенно согласен с этим - 5 баллов;

согласен с этим - 4 балла;

согласен, но не совсем - 3 балла;

не согласен с этим - 2 балла;

совершенно не согласен с этим - 1 балл.
Опросный лист

 

Ученики нашего класса любят и хотят учиться.

Ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу.

Ученики нашего класса готовы выполнить любую общественную работу.

Ученики нашего класса редко ссорятся друг с другом.

Ученики нашего класса всегда помогают друг другу в учебе.

Ученики нашего класса часто бывают все вместе в свободное от занятий время.

Ученики нашего класса активно участвуют в общественной работе.

Ученики нашего класса довольны результатами своей учебы.

Ученики нашего класса все считаются с мнением товарищей.

 

Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно.

Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе.

Ученики нашего класса дружны и доброжелательны.

Обработка: На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий психологический климат классного коллектива, по формуле:

n-l2N

п - общее количество баллов,

N - количество учащихся, принявших участие в эксперименте.

Выводы: если коэффициент К больше или равен 0,5, то можно сделать вывод о том, что в классе царит благоприятная психологическая атмосфера.

Если коэффициент К принимает значение от 0,3 до 0,5, то оценка психологического клима­та в классе должна быть подвергнута более тщательному анализу и сопоставлена с данными психологического наблюдения за учащимися.

Если коэффициент К равен или меньше 0,3, то это говорит об отсутствии в классе товари­щеской взаимопомощи, ответственного отношения к учебе и т.д., т.е. в изучаемом классе пси­хологический климат неблагоприятный, атмосфера неблагополучная.

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОГО ЕДИНСТВА КЛАССА

(по Р.С. Вайсману)

Ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) - это избирательное отношение коллектива к материальным и духовным ценностям. ЦОЕ показывает степень совпадения мнений, оценок, взглядов, установок и позиций членов класса к значимым для них объектам, фактам и задачам совместной деятельности.

Цель: Определить степень и характер ЦОЕ изучаемого коллектива.

Материал: анкета, включающая 35 качеств личности, проявляющихся в основных сферах деятельности учащихся.

Инструкция: «Просим Вас из приведенного списка отметить 5 качеств, которые ВЫ считае­те наиболее важными и необходимыми для успешного выполнения совместной деятельности (учебной работы)».

Опросный лист:

Дисциплинированность.

Эрудированность.

Сознание общественного долга.

Сообразительность.


Начитанность.

Трудолюбие.

Идейная убежденность.

Умение контролировать работу.

Настойчивость.

Самокритичность.

Отзывчивость.

Общественная активность.

Умение планировать работу.

Любознательность.

Умение работать с книгой.

Целеустремленность.

Коллективизм.

Рассудительность.

Требовательность к себе.

Критичность.

Духовное богатство.

Умение объяснить задачу.

Честность.

Инициативность.

Внимательность.

26. Чувство ответственности.
27. Принципиальность.
28. Общительность.
29. Самостоятельность.
30. Прилежание.
31. Скромность.
32. Осведомленность.
33. Справедливость.
34. Оригинальность.
35. Уверенность в себе.
Обработка: полученные экспериментальные данные сводятся в таблицу

 

 

 

Ф.И.О. Качества личности
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13...35
1. 2. Березин И.А. Гусева Н.А. + + + + +
Сумма выборов  

Степень ЦОЕ учащихся определяется по формуле:

1,4и - N

С~ 6N '

где п - сумма выборов, приходящихся на 5 качеств личности, получивших максимальное число выборов;

N - число учащихся, принявших участие в эксперименте.

Выводы: вывод основывается на том, что в качестве эталона группы с максимально воз­можной степенью ЦОЕ рассматривается такая, все члены которой выбирают одни и те же 5 ка­честв личности. Если все качества выбираются членами группы одинаковое число раз, что со­ответствует нулевому коэффициенту ЦОЕ, то эта группа с минимально возможной степенью ЦОЕ.

Таким образом, если коэффициент С равен или больше 0,5, то класс рассматривается как промежуточный по уровню развития.

Если коэффициент С находится в пределах от 0,3 до 0,5, то класс рассматривается как промежуточный по уровню развития.

Если коэффициент С равен или меньше 0,3, то класс считается недостаточно развитым как коллектив.

Если в число наиболее ценимых попадает не менее трех качеств личности, характеризую­щих ту или иную сферу деятельности учащихся, то делается вывод о том, что учащиеся класса свой успех в совместной учебной работе связывают с этой сферой деятельности:


Качества, характеризующие отношение к учебе: дисциплинированность, прилежание,
целеустремленность, трудолюбие, внимательность.

Качества, характеризующие общий стиль поведения и деятельности: общественная ак­
тивность, идейная убежденность, сознание общественного долга, настойчивость, принципи­
альность.

Качества, характеризующие знания: начитанность, эрудированность, осведомленность,
духовное богатство, любознательность.

Качества ума: оригинальность, рассудительность, сообразительность, критичность, ин­
дивидуальность.

Качества, характеризующие учебно-организаторские умения: умение контролировать
работу, умение планировать работу, умение работать с книгой, чувство ответственности, уме­
ние объяснять задачу.

Качества, характеризующие отношение к товарищам: общительность, отзывчивость, че­
стность, коллективизм, справедливость.

Качества, характеризующие отношение к себе: самокритичность, уверенность в себе,
скромность, требовательность к себе, самостоятельность.

Исследование нормативных предпочтений в группе

Цель: Определение деловых или коммуникативных предпочтений в группе. Инструкция: перед Вами вопросы, на которые нужно ответить «да» или «нет», или «да -нет», если вы не уверены, сомневаетесь. Опросный лист:

Самое большое удовольствие люди получают от высокой оценки своей работы.

Счастливы лишь те люди, которые приобрели в жизни настоящих друзей.

Все спортсмены стремятся к известности.

Рациональные люди часто страдают от дефицита общения.

Я не считаю себя человеком бескорыстным.

Лучшими преподавателями я считаю тех, кто хорошо знает свой предмет.

Каждый должен вести себя так, чтобы не вызвать недовольства окружающих.

Успехи школьника зависят от его добросовестного отношения к своим обязанностям.

Любое дело никогда не заменит радость человеческого общения.

Иногда мне доставляет удовольствие посплетничать.

Для того, чтобы понравиться другим, надо хорошо делать свое дело.

Многим людям следует учиться искусству общения с окружающими.

На работе между коллегами должны быть только деловые отношения.

Самое страшное для человека - чувство одиночества.

Когда я был ребенком, я любил, когда меня хвалили.

Большинство людей используют работу (учебу) в группе как возможность проявить
себя, получить оценку со стороны.

Лучшими друзьями человек считает тех, кто его понимает.

Основная роль школы должна заключаться в подготовке учеников к правильному вы­
бору профессии.

Человек испытывает необычный прилив сил, когда работает с симпатичными для него
людьми.

Я помогаю только тем людям, к которым хорошо отношусь.

Я предпочитаю вести по телефону только деловые разговоры.

Мне нравятся учреждения, где в интересах дела забывают об интересах сотрудников.

Критика моей работы (учебы) окружающими отрицательно влияет на результат.

Свободное время надо проводить в общении с друзьями.

Я стараюсь спланировать свой будущий день.

Хороший руководитель - прежде всего специалист в своей области.

Для большинства работа в группе (классе) - еще одна возможность пообщаться с но­
выми людьми.

Я предпочитаю книги об известных людях.

Коллеги по работе должны быть товарищами.

Мне тяжело работать с людьми, которые не умеют сдерживать свои чувства.

Школа, прежде всего, должна воспитывать в учениках лучшие человеческие качества.

Мои лучшие друзья должны много знать и уметь.


Я часто говорю о вещах, никак не связанных с моими деловыми отношениями.

Человек способен на максимальное лишь тогда, когда его усилия вознаграждаются.

Ухудшение товарищеских отношений на работе отрицательно сказывается на дея­
тельности сотрудников.

Я считаю, что ради дела можно пожертвовать отношениями с товарищами по работе.

В незнакомой компании меня всегда привлекают общительные люди.

Хороший руководитель прежде всего создает атмосферу взаимопонимания.

Свободное время надо использовать для самообразования.

Успехи учащегося в большей степени зависят от отношений с людьми, окружающими
его в школе.

Я нахожу прямых и откровенных людей бестактными.

При условии одинакового финансового успеха я предпочел бы принять участи в кон­
курсе, чем организовывать его.

Самое большое удовольствие человек получает от сознания того, что находится в кру­
гу близких людей.

Люди слишком много времени тратят на выяснение отношений.

Я часто сужу о людях по первому впечатлению.

В жизни человек должен рассчитывать только на себя.

Главная задача педагога - построить взаимоотношения между учениками.

Мне бывает трудно признать свои ошибки.

Люди, посвятившие жизнь любимому делу, достойны восхищения.

Для человека большое удовольствие - быть душой компании.

51. Мне всегда трудно разочаровываться в людях.
Анализ результатов.

Деловые предпочтения: 1, 3, 6, 8, 11, 13, 16, 18, 21, 23, 25, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 42, 44, 46, 49.

Коммуникативные предпочтения: 2, 4, 7, 9, 12, 14, 17, 19, 22, 24, 27, 29, 31, 33, 35, 37, 38, 40,43,47,50,51.

Шкала искренности: 5, 10, 15, 20, 41, 45, 48.

Более пяти отрицательных ответов по шкале искренности свидетельствует о малой на­дежности полученных данных. Преобладание положительных ответов по приведенным выше шкалам свидетельствует о соответствующем доминировании деловых или коммуникативных предпочтений в группе.

Примечание. Изменение характера предпочтений в группе учащихся или учителей позволяет определить особенности микроклимата в коллективе, объяснить причины возникающих конфлик­тов, предвидеть различные нарушения межличностных отношений, формировать стратегию разви­тия коллектива. Методика рассчитана преимущественно на старших школьников и взрослых.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Л. Л. Брылякова

К ВОПРОСУ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКТИВА

(по А.С. Макаренко, В.В. Сухомлинскому, А.В. Лутошкину, Л.М. Фридману,

И.П. Иванову)

Коллектив, созданный в воспитательных целях, по А.С. Макаренко имеет свою специфи­ку. Это объединение имеет следующие признаки:

общественно значимая (т.е. созидающая, а не разрушающая человека) цель;



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.058 с.)