Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава XV. Жизнеописания Бхакт

Поиск

XV.1. Прахлада

Хираньякашипу посредством сурового аскетизма получил от Брахмы дар быть невидимым для любого сотворённого существа. Благодаря силе этого дара он завладел троном Индры и принёс опустошение владениям богов. Дэвы обратились к Брахме за помощью. Брахма заверил их, что придёт время, и Хираньякашипу будет наказан за свои злодеяния.

У Хираньякашипу было 4 сына. Прахлада был самым старшим. С самого детства он был очень набожным. Он был Джитендрией (тот, кто контролирует чувства) и был полон истинной преданности Богу. Он обладал всеми божественными качествами: космической любовью, правдивостью, покоем и чистотой. Он обладал огромной преданностью Богу Хари. Временами он мог воспевать Имена Господа, танцевать в божественном экстазе и проливать слёзы преданности. Даже во время своей повседневной деятельности он постоянно помнил о Боге.

Прахлада был отправлен к Гуру Асур, Чанде и Марке, чтобы получить образование. Учителя учили его вместе с другими Асурическими мальчиками. Прахлада думал, что любой, кто призывает учеников постоянно помнить одну вещь, а именно, Имя Бога Хари, может быть учителем, отцом, матерью и другом. Прахлада не получил такого рода урок от своих учителей, поэтому он считал учёбу бесполезной.

Его отец вызвал Прахладу к себе и спросил его: "О, мой дорогой, скажи мне вкратце, что, ты считаешь, является лучшим для твоей учёбы?"

Мальчик ответил: "Отец, обретение убежища у Бога Хари и удаление в уединённое место для практики глубокой медитации является лучшим."

Хираньякашипу засмеялся и заявил, что интеллект его сына был извращён из-за вредных инструкций, полученных от других людей.

Хираньякашипу поручил учителям обучать мальчика правильному знанию. Демонические учителя забрали его и спросили: "О Прахлада! Скажи нам правду. Как ты научился этим превратным учениям, которые находятся за пределами понимания ребёнка?"

Прахлада ответил: "О уважаемые Гуруджи (учителя)! Подобно тому, как железо притягивается к магниту, точно так же мой интеллект притягивается к Господу сам по себе. Не существует уверенности относительно следующего рождения. Жизнь может прекратиться в любой момент. Следовательно, человек должен воспевать Божественное Имя с самого детства."

Тогда учителя пригрозили мальчику и сказали: "Принеси прут. Тот, кто приносит разрушение народу, кто приносит позор семье, кто обладает извращённым интеллектом, должен быть наказан. Он подобен колючему дереву в лесу сандаловых деревьев. В будущем ты не должен произносить слова 'Хари'."

Спустя несколько месяцев учителя привели к отцу мальчика, который был прекрасно осведомлён в четырёх искусствах. Хираньякашипу посадил Прахладу на колени и спросил: "Скажи мне теперь сущность того, что ты изучал всё это время."

Прахлада ответил: "Слушание историй о Боге Хари, воспевание Его Имён и восхваления, постоянное воспоминание о Нём, преклонение и служение священным лотосовым стопам Хари, подношение Ему цветов, приветствия и дружба, посвящение себя и подчинение Ему являются характерными чертами преданности, которые должны практиковаться по отношению к Богу. Это, я думаю, является высшими уроками."

Хираньякашипу был очень огорчён, когда он услышал слова своего сына, и обратился к учителям: "О, жалкие Брахмины с обманчивым разумом! Почему вы научили моего сына этим бесполезным урокам? Он привязан к моему врагу – Вишну, несмотря на мои наставления. Вы обучали его урокам, которые рассчитаны на мою гибель и уничтожение."

Дрожащим голосом учителя отвечали: "Пожалуйста, поймите нас правильно. Мы не обучали его этим урокам. Это – его собственный Буддхи (интеллект). Он не слушался нас и не учил наши уроки. Поэтому мы привели его к Вам."

Тогда Хираньякашипу спросил сына: "Если эти учения не были переданы тебе твоими Гуру, откуда и как ты приобрёл этот порочный и обманчивый рассудок?"

Прахлада спокойно ответил: "Умы мирских людей пропитаны чувственными желаниями, поэтому они обладают нечистым умом и неуправляемыми чувствами. Они не могут фиксировать свой ум на священных стопах Господа Хари. Они не обладают силой различения и не хотят Божественной реализации. Вместо этого они гоняются лишь за чувственными наслаждениями. Их ум и чувства охвачены исходящими стремлениями к бесполезным бренным объектам. Они невежественны и слепы. Только когда они устранят своё невежество с помощью Сатсанга (беседа с Учителем) и преданности Богу Хари, тогда они смогут иметь чистый интеллект."

Услыхав эти слова, Хираньякашипу пришёл в ярость. Он сбросил своего сына с коленей и обратился к Асурам: "О могущественные мужи! Немедленно убейте этого мальчика. Он отказался любить своих родителей и поклоняется Вишну. Он превратился в отцеубийцу. Уничтожьте его любым способом."

Асуры пытались всеми возможными способами убить его, но напрасно. Они использовали слонов, чтобы те растоптали его, ядовитых змей, чтобы отравить его, разрушительные Мантры, сбрасывали его с вершины горы, заключали его в темницу, морили голодом, подвергали его ледяному холоду, подставляли его ветрам и огню, но всё – напрасно. Будучи подвергнутым всем этим пыткам, Прахлада повторял Имя Господа с великой радостью. Хираньякашипу не был способен убить мальчика. В конце концов, с тяжёлым сердцем он сказал: "Этот мальчик бесстрашен и бессмертен. Он обладает неизмеримой силой. Он приведёт меня к гибели."

Учителя Чанда и Марка утешали Хираньякашипу, говоря: "О почтенный король Асур! Этот мальчик должен быть охраняем до тех пор, пока не придёт Шукрачарья. Выслушав учения великих мужей, он может со временем прийти в сознание."

Хираньякашипу попросил их обучить его Раджа Дхарме, обязанностям королей. Прахлада начал советовать своим одноклассникам следующее: "Дорогие друзья, всё творение Брахмы, вплоть до отдельной травинки, является иллюзорным. Если здесь и есть что-нибудь действительно реальное, так это – Имя Хари, и одного лишь Хари. Бог Хари является высшим убежищем, доброжелателем и самой душой всех существ. Он наделяет блаженством, бессмертием и вечным покоем. Миряне продают свои драгоценные души за деньги. Бедные, заблудшие люди! Они введены в заблуждение своими могущественными чувствами."

Хираньякашипу был рассержен, когда услышал о влиянии мальчика на демонических собратьев. Он обрушился с бранью на Прахладу: "О, негодный мальчишка! О, предатель нации, сейчас я убью тебя. Ты пренебрёг моими словами и своей обязанностью по отношению к своим родителям."

Прахлада ответил: "О, король! Это не я или ты – сильны. Бог Хари, который является творцом трёх миров и поддержкой всех существ, является всемогущественным. Он является душой всех существ; Он – время, Прана и жизнеспособность чувств и ума; Он – внутренний правитель, свидетель всех наших действий. Очень жаль, что мир в погоне за чувственными удовольствиями забыл бесценную драгоценность Имени Бога Хари!"

Хираньякашипу потерял самообладание, когда услышал эти слова. Он закричал: "О глупец! Ты слишком много болтаешь. Я пошлю тебя в мир Ямы (бога смерти). Где этот другой повелитель Земли? Где Он? Где твой Хари?"

Прахлада немедленно ответил: "Бог Хари здесь, там и всюду."

"Тогда почему не в этой колонне?" – перебил его отец.

Прахлада ответил: "Конечно, Он есть также и в этой колонне."

Хираньякашипу не видел Хари, и поэтому он воскликнул: "О жалкий мальчишка! Я пну колонну. Посмотрим, там Хари или нет. Если твоего Хари в этой колонне нет, я перережу тебе горло вот этим самым мечом. Пусть твой Хари защитит тебя."

Сказав это, Хираньякашипу соскочил с места и пнул колонну. Громогласный голос прозвучал из колонны, сотрясая всю вселенную своим звуком. Бог Хари в форме Шри Нарасимхи вышел из колонны. Эта форма имела страшный вид.

Хираньякашипу был ослеплён вселяющей ужас формой Господа. Он немедленно выхватил меч и приготовился к атаке на Бога Нарасимху. Подобно тому, как змея хватает лягушку, Бог схватил Хираньякашипу. Он положил его на порог и разорвал его Своими когтями, как делает это Гаруда (птица, перевозившая Бога Раму), разрывая змею.

Затем небо заполнили небесные колесницы с Дэвами. Заиграла божественная музыка, и полились небесные песни. Все восхваляли Господа.

Прахлада был погружён в божественную радость и любовь. Он распростёрся у ног Господа и сказал: "Я считаю, что богатство, знатное происхождение, личная красота, строгий аскетизм, знание священных писаний, острота чувств, храбрость, сила, усердие, благоразумие и Йога – бесполезны в поклонении Высшему Существу, Богу Хари, поскольку в действительности Всемогущий Бог был удовлетворён Гаджендрой (высшим слоном), а не чем-либо иным, за его великое благочестие и преданность по отношению к Нему."

Увидав эту искреннюю мольбу мальчика, Бог благословил его и сказал: "Поскольку ты обладаешь чистой преданностью, ты доставил Мне радость. С помощью своей истинной преданности ты очистил своего отца и своих предков, живших в последних 21 поколениях. Где живёт Мой преданный, там сама земля становится очищенной. Те, кто находит убежище в тебе, также станут Моими преданными."

XV.2. Джагай и Мадхай

Обычно посланники Бога, пророки, которые проповедуют Истину, подвергались гонениям. Некоторые даже умирали за свои убеждения. Бог Гауранга также не избежал этой участи. Люди из Навадвипы преследовали его.

Джагай и Мадхай были братьями, которые были величайшими грешниками и преступниками. Они совершили множество тяжких грехов. Они грабили богатых, надругались над благочестивыми женщинами и совершали убийства под невинным предлогом. Не было такого ужасного злодеяния, которого бы они не совершили.

Бог Гауранга решил покорить Джагая и Мадхая любовью. Он предложил своим преданным, чтобы они пошли и испытали обоих преступников. Они должны были петь Киртан на протяжении всего пути и дать Хари Нама братьям, когда они увидят их.

Бог Гауранга и его ученики вышли на улицы и стали воспевать Киртан с Нитаем во главе шествия. Нитай столкнулся лицом к лицу с обоими братьями и сказал им: "Молю вас, дорогие братья, получите Имя Кришны и служите Ему, поскольку Он является Верховным Господом."

Эти слова сильно взволновали Мадхая, более сильного из братьев, и он ударил Нитая отломанным горлышком глиняного кувшина, нанеся глубокую рану на его лбу. Кровь хлынула из раны, и Нитай закрыл её обеими руками, чтобы остановить кровотечение. Когда Мадхай схватил другой кусок того же самого кувшина, чтобы бросить в Нитая, Джагай схватил руку брата и запротестовал: "Какая польза от убийства Санньясина? Это не даст тебе ничего хорошего."

Новость была передана Гауранге, который находился на некотором расстоянии позади всей этой процессии, воспевающей Киртан, когда Джагай и Мадхай напали на Нитая. Он немедленно поспешил на место, где лежал раненый Нитай. Он взял свою одежду и обернул её вокруг головы, чтобы остановить кровотечение. Затем он обнял Джагая за то, что тот удержал Мадхая от повторного нападения на Нитая. Джагай впал в состояние транса. Мадхай был в состоянии отчаяния и потерял дар речи. Он распростёрся перед стопами Гауранги и взмолился перед ним: "О Господь! Я великий грешник. Пощади меня."

Гауранга попросил его обратиться к Нитаю и попросить его прощения. Мадхай извинился перед Нитаем, который простил и обнял его. Мадхай так же, как его брат, впал в состояние транса.

После этого братья стали святыми священниками и были любимыми в мире, поскольку они возненавидели и боялись дней, когда правила их жестокость. Они искупили свои прошлые преступления, став необычайно скромными, приветствуя стоя на коленях всех, кого они встречали. Они оказывали всякого рода услуги. Они выкопали лопатами Гхат в Навадвипе, который с тех пор известен под названием "Мадхай Гхат".

Братья были завоёваны с помощью чистой любви Гауранги. Нет силы на Земле, большей, чем любовь. Любовь побеждает всё. Ненависть не может быть побеждена ненавистью, она может быть побеждена лишь любовью. Вы можете разорвать крепчайшие железные цепи с помощью практики Пранаямы, но вы не сможете разорвать цепи чистой любви. Любовь непобедима. Любовь – это Бог. Бог – это любовь. Поэтому развивайте божественную любовь.

XV.3. Павахари Баба

Однажды вор пробрался в дом Павахари Бабы, современника Парамахамсы Рамакришны, когда святого не было дома. Вор собрал всю посуду в мешок и собирался уже уйти. В это время вернулся святой. Вор бросил всё украденное и бросился бежать. Павахари Баба взвалил мешок на плечи и последовал за вором. Он подбежал к нему и проговорил: "О вор Нараяна! Я не знал, что это ты в моём доме. Это твоё имущество. Пожалуйста, прими его." Святой распростёрся перед вором и положил мешок у его ног.

Вор был ошарашен. Его тронула сверхъестественная доброта и любовь Павахари Бабы. Это изменило всю его жизнь. Он раскаялся в своих неправедных действиях. Он распростёрся перед святым и сказал: "Мой Господь! Я совершил серьёзное преступление. Прости меня. Сделай меня своим учеником. Посвяти меня и дай мне Гуру Мантру." Он получил Гуру Мантру и после упорной Садханы и медитации сам стал святым.

Этот ученик Павахари Бабы встретил Свами Вивекананду в Гималаях и поведал ему об этом происшествии.

XV.4. Намдэв

У Намдэва, Бхакты из Пандарпура, на завтрак был кусок хлеба и топлёного масла. Он собрался уже было поесть, когда вдруг собака вбежала в дом, схватила хлеб и убежала. Намдэв бросился за ней с топлёным маслом в руках, с возгласом: "О Бог Виттала! Сухой хлеб невкусный. Пожалуйста, возьми также и это топлёное масло." Он накормил собаку хлебом с намазанным маслом, а сам в этот день не имел даже крошки хлеба.

Обратите внимание на славу божественной любви. Намдэв обладал развитой Пара Бхакти. Он видел Бога Кришну во всех существах.

XV.5. Мирабай

Мира считается инкарнацией Радхи. Она родилась в 1502 году в деревне Куркхи в Марваре, Раджпутна. Она была дочерью Ратхана Сингха Рантхора, который вместе со всей своей семьёй был великим преданным Вишну. Мирабай, таким образом, росла среди влияния Вайшнавов, которые сформировали её жизнь на пути преданности Богу Кришне. Когда ей было 4 года, она проявила религиозные наклонности и научилась поклонению Шри Кришне.

Однажды перед её домом проходила свадебная процессия, и она увидела празднично одетого жениха. Она невинно спросила свою мать: "Дорогая мама, а кто мой жених?" Мать Миры улыбнулась и в полушутку, в полусерьёз показала на образ Шри Кришны и сказала: "Моя дорогая Мира, Бог Кришна в этом прекрасном образе – твой жених."

Девочка Мира стала очень любить идола, изображавшего Кришну, и проводила много времени, купая и одевая его. Она поклонялась образу, спала с ним и танцевала вокруг него в экстазе. Она воспевала прекрасные песни перед ним и разговаривала с ним.

Отец Миры организовал замужество Миры с Рана Кумбхой из Читора. Мира была очень послушной женой и безоговорочно подчинялась приказам мужа. Каждый день после завершения своих дел по хозяйству она отправлялась в храм Бога Кришны и молилась, поклонялась, пела и танцевала перед Его образом. Это небольшое изображение вставало, обнимало её, играло на флейте и разговаривало с ней. Матери Раны и другим женщинам дома не нравилось поведение Миры; они были слишком мирскими и ревнивыми. Свекровь Миры пыталась заставить её поклоняться Дурге, но Мира была непоколебимой. Она говорила: "Я уже отдала свою жизнь моему возлюбленному Богу Кришне."

Жена брата Миры учинила заговор и начала позорить невинную Миру. Она сказала Ране Кумбхе, что Мира тайно любит других и что она своими глазами видела, как Мира встречалась в храме со своими любовниками. Она сказала, что может показать любовников ему, если он составит ей компанию и пойдёт в храм ночью. Она к этому добавила, что Мира, благодаря такому её поведению в настоящий момент, принесёт великий позор семье Раны. Рана Кумбха пришёл в ярость, схватил меч и отправился в покои Миры. К счастью, Миры не было в её комнате, а добросердечный родственник сдержал Рану.

Под покровом ночи сестра Раны провела его в храм. Он распахнул дверь, ворвался внутрь и обнаружил Миру в экстатическом состоянии духа, одну, разговаривающую с идолом.

Рана спросил её: "Мира, с кем это ты только что разговаривала? Покажи мне своего возлюбленного." Мира ответила: "Вот он восседает – это мой Господь – Навичора, который украл моё сердце."

Ложные слухи распространялись о том, что Мира свободно общалась с Садху. Несомненно, она испытывала огромное уважение к Садху и свободно общалась с ними, но она была чиста в своих мыслях и действиях. Она никогда не беспокоилась об этих бессмысленных скандалах и пребывала в нерушимом спокойствии.

Мира подвергалась различным гонениям со стороны Раны и его родственников. С ней обращались так же, как с Прахладой обращался его отец. Бог Хари защитил Прахладу, а Бог Кришна всегда был рядом с Мирой.

Однажды Акбар и его придворный музыкант Тансен тайно проникли в Читор для того, чтобы послушать преданные и вдохновенные песни Миры. Они оба проникли в храм и слушали в полном восторге её волнующие душу песни. Акбар был взволнован, и перед тем, как уйти, он коснулся стоп Миры и положил изумрудное ожерелье перед идолом в знак подношения. Каким-то образом до Раны дошла эта новость о том, что Акбар тайно приходил в храм, коснулся стоп Миры и даже подарил ей ожерелье. Рана был взбешён и сказал Мире: "Ты должна броситься в реку и больше в будущем не показывать миру своё лицо."

Мира подчинилась словам своего мужа, отправилась к реке и бросилась вниз. На её устах всё время были имена Господа – Говинда, Гиридхари, Гопала. Как только её стопы оторвались от земли, какая-то неведомая рука подхватила её. Она повернулась и увидела своего возлюбленного Кришну. Мира впала в транс, а через несколько минут, когда она открыла глаза, она увидела улыбающегося Бога Кришну. Он сказал ей: "Моя дорогая Мира, твоя жизнь с жестоким мужем теперь закончилась, и ты абсолютно свободна. Будь весёлой, поскольку ты – Моя. Немедленно отправляйся дорогами Вриндавана в жилище Враджа. Отыщи Меня там, моё дитя; торопись." Затем он исчез.

Мира сразу исполнила божественное приказание, отправившись босой по горячим песчаным дорогам Раджпутны. Она достигла Вриндавана и обнаружила там своего Владельца Флейты. Преданные Читора приходили посмотреть на неё, пришёл даже Рана Кумбха, переодевшись в нищенствующего монаха. Он обнаружил себя и раскаялся в своих предшествующих жестоких преступлениях. Мира сразу же распростёрлась перед ним в знак уважения.

Слава Миры распространилась по всему свету. Многие королевы и принцессы приходили и уходили. Рани, Кумари и Махарани появлялись и исчезали на сцене мира. Почему помнят лишь о королеве из Читора? Благодаря её красоте или её поэтическому искусству? Нет, благодаря самоотречению, абсолютной преданности Богу Кришне и благодаря её Богореализации. Она встретилась лицом к лицу с Богом Кришной, разговаривала со своим Возлюбленным, ела с Ним, пила Према Расу Кришны. Из глубины сердца она изливала музыку своей души, музыку своего Возлюбленного.

Мира испытала высшее Космическое Видение и видела Кришну в дереве, в камне, в лианах, в цветке, в птицах и во всех существах. До тех пор, пока Имя Кришны будет существовать, будут помнить и имя Миры.

Чрезвычайно трудно найти параллель замечательной личности Миры – святой, поэтессы и мудрой женщины. Её жизнь была уникальным, единственным явлением, олицетворяющим необычную красоту и чудо. Она была принцессой, но отказалась от удовольствий и роскоши, свойственных её высокому положению. Вместо этого она выбрала бедную, аскетическую и бесстрастную жизнь. Несмотря на то, что она была нежной молодой женщиной, она отправилась в опасное путешествие по духовному пути и подверглась различным суровым испытаниям с неустрашимой храбростью. Она обладала гигантской волей.

Песни Миры навевали веру, храбрость, преданность и любовь к Богу в умах слушателей. Эти песни вдохновляли учеников на пути преданности, порождая в них необыкновенное волнение и заставляя таять их сердца.

Мира никогда не беспокоилась об общественном порицании и предписаниях священных писаний. Она танцевала на улицах. Она не выполняла ритуальное поклонение. Её любовь к Богу Кришне была спонтанной, и с самого детства она изливала свою любовь к Нему. Кришна был её мужем, отцом, матерью, другом, родственником и Гуру. Она закончила предварительные способы поклонения в своей предыдущей жизни.

Мира была бесстрашной, изящной и элегантной. Имя Гиридхара Гопалы всегда было на её устах. В своём божественном опьянении она танцевала в общественных местах. У неё не было даже мысли о сексе. Подобное возвышенное состояние не может быть адекватно описано словами, поскольку она была погружена в океан любви. Она не осознавала своё тело и окружение. Кто может измерить глубину её преданности? Кто может измерить вместимость её огромного сердца?

Мира источала аромат преданности повсюду.

Все, кто входил в контакт с ней, были тронуты её сильным потоком любви.

Её сердце было храмом преданности,
а её лицо было цветком лотоса божественной любви.
В выражении её лица была доброта,
в её речи – любовь,
в её поведении – радость,
в её словах – сила,
а в её песнях – страсть.

Мистические песни Миры действовали, как успокаивающий бальзам для раненых сердец и измотанных нервов тех, кто был обременён жизнью. Сладкая музыка её песен оказывала благотворное влияние на слушателей, устраняя диссонанс и дисгармонию и погружая их в сон.

Из Вриндавана Мира отправилась в Двараку, где она была поглощена образом Господа Кришны в храме Ранчода.

Шри Свами ШИВАНАНДА

Бхакти Йога

Перевод с английского, примечания, редакция: Александр ОЧАПОВСКИЙ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.239.25 (0.01 с.)