Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Одиннадцать моментов для развития Бхакти

Поиск

ШРИ СВАМИ ШИВАНАНДА

БХАКТИ ЙОГА

Перевод на русский язык, примечания, редакция: Александр ОЧАПОВСКИЙ www.yogaways.info

Swami SIVANANDA - Bhakti Yoga

Бхакти Йога – преданность, любовь (к Богу); достижение союза с Богом с помощью предписанной духовной дисциплины по части преданности. Книга предназначена всем изучающим Йогу.

Copyright © 1971 The Divine Life Trust Society.
Copyright © 2001-2007 А.П. ОЧАПОВСКИЙ - перевод, примечания, редакция.

Все права сохранены, включая право воспроизводить любым способом этот перевод или его составляющие. Никакая часть этих материалов не может быть воспроизведена, кроме как исключительно для личного использования, без письменного разрешения автора перевода.

Оглавление

Предисловие переводчика

Правила чтения Санскрита

Предисловие к изданию на английском языке

Глава I.

Кто является Богом?

I.1. Бог – это Истина

I.2. Бог существует

I.3. Бог является постоянным

Глава II.

Что такое Бхакти?

II.1. Бхакти – это любовь к Господу

II.2. Плоды Бхакти

II.3. Характерные черты Бхакты

Глава III.

Пуджа или поклонение

III.1. Пуджа – это поклонение Богу

III.2. Инструкции для поклонения

III.3. Манасик Пуджа (умственное поклонение)

III.4. Пара Пуджа

Глава IV.

Бхава (отношение)

IV.1. Шанта Бхава

IV.2. Дасья Бхава

IV.3. Сакхья Бхава

IV.4. Ватсалья Бхава

IV.5. Мадхура Бхава

IV.6. Предостережения

Глава V.

Божественное Имя

Глава VI.

Молитва

Глава VII.

Вера

Глава VIII.

Девять способов Бхакти

VIII.1. Шравана

VIII.2. Киртан

VIII.3. Смарана

VIII.4. Падасевана

VIII.5. Арчана

VIII.6. Вандана

VIII.7. Дасья

VIII.8. Сакхья

VIII.9. Атма Ниведана

Глава IX.

Пара Бхакти

IX.1. Псевдо-Пара Бхакты

Глава X.

Одиннадцать моментов для развития Бхакти

Глава XI.

Бхакти и Джнана

XI.1. Пратима – это замена или символ

XI.2. Джнани – это величайший Бхакта

XI.3. Доктрина Аватар

XI.4. Взаимная зависимость Бхакти и Джнаны

XI.5. Четыре вопроса Акбара

XI.6. Сравнение Бхакти и Джнаны

Глава XII.

Самадхи

XII.1. Четыре вида освобождения

XII.2. "Космическое сознание". Доктор Морис Бьюк

XII.3. Надёжный способ установления связи с Богом

XII.4. Физиологические перемены

XII.5. "Бессмертные руки"

XII.6. Атомный танец природы

XII.7. Неописуемая благодарность

Глава XIII.

Лёгкий способ для поклонения

Глава XIV.

Неотъемлемые части в Бхакти

XIV.1. Засейте духовное семя в молодости

XIV.2. Не торгуйтесь с Богом

XIV.3. Ишварапранидхана

XIV.4. Приятное полезно для несчастья

XIV.5. Важность Гуру Бхакти

XIV.6. Метод сочетания

Глава XV.

Жизнеописания Бхакт

XV.1. Прахлада

XV.2. Джагай и Мадхай

XV.3. Павахари Баба

XV.4. Намдэв

XV.5. Мирабай

ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА

В Индии Бхакти Йога является обязательной составляющей традиционной практики Йоги. Так уж сложилось, что в России люди больше интересуются Хатха и Раджа Йогой, забывая, что Йога – это единение с Богом. Российский читатель, безусловно, получит огромную пользу от знакомства с этим направлением Йоги. На мой взгляд, трагического поворота истории России в ХХ веке не было бы вообще, если бы Бхакти Йога составляла часть нашей культуры. До революции в России в Бога верили практически все. Но насколько непрочной оказалась эта вера, когда за несколько лет были разрушены многочисленные святыни и большая часть духовенства подверглась гонениям и жутким репрессиям. Многомиллионный народ не смог противостоять кучке атеистов. Если бы люди практиковали Бхакти Йогу, этого бы не произошло, и через несколько десятилетий наша страна не превратилась в поголовно атеистическое общество.

Дорогой читатель! Даже если вы не будете заниматься Йогой или испытываете к ней враждебные чувства, прочтите эту книгу, поскольку без веры жить нельзя. Без веры в Бога жизнь бессмысленна. Сведения, которые вы здесь почерпнёте и примените в своей жизни, помогут вам укрепить веру в Бога, независимо от религии, которой вы следуете.

Эта небольшая книга передаёт в сжатом виде всё о Бхакти Йоге. Выбор этой книги не случаен. Сам переводчик находится в цепи ученической преемственности Шри Свами Шивананды. Надеюсь, читатели почувствуют радость и вдохновение от чтения настоящего перевода, поскольку одной из особенностей работ Свами Шивананды является их нектароподобный вкус, приносящий удовольствие при каждом чтении.

С целью адаптации для русскоязычного читателя добавлены справочные приложения, а к Санскритским терминам в тексте – перевод (в скобках).

Приятного вам чтения!

Александр ОЧАПОВСКИЙ

Правила чтения Санскрита

Специальный Ведантический термин "Я" (I, Self) значит "единый Брахман, Душа, Атман, Атма". Санскритские термины см."Словарь Йоги и Веданты", глоссарий, предметный указатель. Их пишут с малой или большой буквы (как в английском оригинале). В именах основное имя выделено большими буквами среди вторых имён и титулов, например: Шри Свами ШИВАНАНДА Махарадж. В каталогах и справочниках надо ссылаться на основное имя, далее вторые имена и титулы.

Здесь применена упрощённая (часть букв теряется) транслитерация алфавита Санскрита на русский. Некоторые правила чтения (Буква - Произношение):

кха, чха, тха, пха - с придыханием после согласного (х глухое).

гха, джха, дха, бха - с придыханием после согласного (звук х звонкий, как украинское Г).

х - в большинстве случаев (кроме указанных выше) звук х звонкий (как украинское Г). Иногда так пишется буква "висарга" – глухой звук "х".

л - мягкое зубное русское Л ("л" произносится как "ль"; "ла" - как среднее между "ла" и "ля").

м - русское "м". Иногда перед согласной меняется: "мда" читается как "нда", "мджа" - как "ньджа".

джа - читается как английское "J", единый взрывной мягкий звук: "джь", "джя" (как звонкое "ча").

джна - звук н мягкий: "джня". Исключение: допускается писать и произносить "гья".

е - во всех позициях произносится как русское "э".

йе - произносится как "йе".

ау - здесь "у" краткое (почти как "ав"; наподобие "ай").

ао, оу - просторечные варианты "ау".

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Преданность прочно укоренилась в каждом существе. Даже атеисты преданны своему атеизму. Любовь живёт в сердце каждого существа. Без любви жизнь не может существовать. Даже самые бессердечные люди любят что-то или кого-то.

Как и всё остальное, эта любовь также требует возделывания. Любовь в сердце невежественного человека растёт дико. В уголке сердца находится сладкий плод любви; но всё сердце усыпано шипами ненависти, ревности и многими другими порочными качествами, которые искажают очарование любви. Но когда мы имеем дело с истинным преданным Господа, эта любовь является возделанной, и сад его сердца очищен от шипов порочных качеств. Любовь Господа, которая является сладчайшим ароматом, доносящимся из такого сердца, становится открытой.

Направьте внимание внутрь себя. Посмотрите в глубь своего сердца. Обнаружьте свою любовь. Культивируйте её сознательно и осторожно.

Великие Мастера Бхакти классифицируют Бхакти (преданность Богу) соответственно пяти эмоциям. И вы можете принять любую из этих Бхав по желанию. Эти Бхавы являются естественным освящением человеческого отношения к любви.

Любовь Господа является освобождающей. Она приведёт вас к вечному блаженству и бессмертию. Это Бхакти, которая создаст вечный союз между вами и Высшим Господом этой вселенной. Эта любовь обеспечит вас возможностью реализовать вашу тождественность с Ним.

– Издатели – Общество Божественной Жизни

Глава I. Кто является Богом?

I.1. Бог – это Истина

Бог – это Истина.
Бог – это Любовь.
Бог – это Свет света.
Он является воплощением вечного блаженства, высшего покоя и мудрости.
Он всемилостив, всеведущ, всемогущ и вездесущ.
Он не имеет ни начала, ни конца.
Он является Высшим Существом, Параматмой.
В Гите Он известен как Пурушоттама – Высший Пуруша, или Махешвара.
(Пуруша – это Душа, Дух).
Он знает обо всём в мельчайших подробностях.
Он поддерживает мир, тело, ум, чувства и Прану.
Без Него даже атом не может двигаться.
Он является источником Вед.
Земля, вода, огонь, воздух и эфир являются Его пятью силами.
Брахма, Вишну и Шива являются тремя аспектами Господа.
Брахма является творческим аспектом, Вишну – сохраняющим, а Шива является разрушающим аспектом.
Существуют также три других аспекта: Вират, Хираньягарбха и Ишвара (проявленный, присущий и причинный аспект).
Вират является общей суммой всех физических тел; Хираньягарбха является космическим умом, общей суммой всех умов; Ишвара является общей суммой всех причинных тел.
Сотворение, сохранение и разрушение, сокрытие и Слава являются пятью видами деятельности Господа.
Бог – это утончённый вкус в напитках.
Это – благозвучие в словах прекрасной женщины.
Это – красота Гималайского ландшафта.
Это – волнующая мелодия в музыке.
Это – аромат в жасмине.
Он является мягкостью бархата.
Он является Праной в теле, Он является сознанием в интеллекте.
Земля отражает Его всеподдерживающую природу.
Вода провозглашает послание Его чистоты и святости.
Огонь указывает на Его всесияющую природу.
Воздух означает Его всемогущество.
Эфир возвещает о Его всепроникающей природе.
Майя является Его иллюзорной силой, и она полностью находится под Его контролем.
Имеется шесть атрибутов Господа: божественная мудрость, бесстрастие, энергия, сила, богатство и слава.
Поэтому Его называют Бхагаван.
Он является невидимым хозяином этого мира и, подобно кукольнику, дёргающему за верёвочки, управляет физическими телами.
Он является Внутренним Правителем всех существ.
Он пребывает в вашем сердце.
Он находится в вас, и вы находитесь в Нём.
Он очень близок к вам.
Раньше вы думали, что Его, может быть, можно найти или обнаружить только на горе Кайлас, Рамешваран, в Мекке, в Иерусалиме или на Небесах.
Ваши представления были неясными.
Это наше тело является Его движущимся храмом.
Святая святых – это глубокая сокровенная душа вашего сердца.
Закройте глаза.
Отведите свои чувства от объектов.
Ищите Его, сконцентрировав ум, с преданностью и с чистой любовью.
Вы найдёте Его.
Он ждёт вас там с распростёртыми руками, чтобы обнять вас.
Если вы не можете обнаружить Его там, вы не сможете Его найти нигде.
Одна лишь богореализация может считаться способом для прекращения бесконечного вращения колеса Самсары (колеса рождений и смертей) с сопутствующими этому трудностями рождения, развития, болезни, смерти, печали и страдания.
Вечное счастье может быть обнаружено только в Боге.
Поэтому мудрецы, святые и священные писания подчёркивают важность и необходимость Богореализации.
Бхакти или преданность может помочь человеку в достижении Богореализации.

Я написал в этой книге различные способы культивирования Бхакти и различные способы того, как встретиться с Богом лицом к лицу и вкусить нектар Божественного сознания, который единственный является величайшим благом человеческой жизни и человеческого стремления.

Очищайтесь.
Контролируйте чувства.
Воспевайте Его Имя.
Ощущайте Его Присутствие всюду.
Повторяйте Его Мантру.
Медитируйте на Его форме.
Реализуйте Его.
Радуйтесь в Нём.
Достигайте мира, блаженства и бессмертия.

I.2. Бог существует

В каждой частице творения существует проявление разума. Кто проталкивает кровь в артерии? Кто превращает пищу в лимфу и кровь? Кто осуществляет перистальтику кишечника и желудка и выводит отходы из кишечника? Кто закрывает и открывает веки и сжимает веки для предупреждения попадания пыли в чувствительные глаза? Кто придаёт разум клеткам и железам для того, чтобы они могли вырабатывать семя, молоко, желчь, слюну, желудочный сок из крови? Кто обеспечивает разум и силу для движения спермы, для того, чтобы сперматозоид соединился с яйцеклеткой в матке и превратился в плод? Откуда происходит эта крошечная, тонкая субстанция, бесконечно малая, равная одной десятитысячной толщины волоса? Что даёт ей возможность постепенно принять признаки, внешность и форму своих родителей? Какая сила поддерживает плод и помогает ему вырасти в утробе матери? Кто подготавливает молоко в груди матери перед тем, как ребёнок родится? Кто обеспечивает пищей лягушку, которая прыгает среди камней? Кто покрывает плоды кожурой для предупреждения их порчи от внешних воздействий? Кто производит деление на времена года? Кто поддерживает воду тёплой подо льдом и обеспечивает возможность рыбе выжить в арктических широтах, там, где реки, озёра и океаны покрыты льдом? Кто соединил 4 части инертного азота с горючим газом кислородом?

По чьей команде Солнце встаёт с пунктуальной точностью утром и закатывается вечером? Солнце находится на миллионы километров от Земли. И какое удивительное чудо, что с такого значительного расстояния Солнце посылает свет, тепло, энергию и жизнеспособность всем живым существам, обитающим на Земле. Существуют бесчисленные миллионы солнц, гораздо больших, чем то, что мы видим, но они нам кажутся крошечными звёздами из-за того, что находятся ещё дальше, чем то Солнце, которое мы знаем. Требуются миллионы лет для света, чтобы он достиг нашей Земли от этих звёзд. Скорость света составляет 300 000 километров в секунду. Свет от многих отдалённых звёзд ещё не дошёл до нас. Каким чудом является всё это! Все эти звёзды, планеты и спутники вращаются в космосе по строго определённым орбитам изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год в соответствии с непреложными законами.

Тогда возникает вопрос: существует или не существует какая-то организация работы некоего разумного Творца, или это результат случайных комбинаций частиц материи? Первое предположение кажется нам более разумным. Веды также подтверждают суждение, подобное нашему. Они настойчиво заявляют, что Солнце, Луна, небеса и Земля были сотворены Богом.

Кто обеспечивает водой деревья, цветы и кустарники в лесах? Кто этот невидимый, неутомимый садовник, который работает бесплатно и без какого-либо вознаграждения? Кто обеспечивает питание тиграм, львам, птицам, рыбам, растениям, насекомым и червям? Почему от человека рождается только человек, от птиц – птицы, от зверей – звери, от муравья – муравьи, являясь точными копиями своих родителей во всех подробностях? Из крошечного семени произрастает огромное баньяновое дерево, которое может скрыть в своей тени тысячи людей. Из крошечного семени вырастает огромное дерево манго, которое обеспечивает изобилие превосходных фруктов. Какова сила, которая поддерживает и питает эти деревья? Что является силой, которая производит могучие деревья с листвой, цветами, ветвями и плодами из крошечного семени? Что является скрытой и чудесной силой, которая даёт рост волосам, рукам, пальцам, ногтям, носу, зубам, ушам, ногам, бёдрам из крошечной яйцеклетки?

Каким замечательным, чудесным является человеческий организм! Как гармонично работают органы в унисон с организацией Природы!

В Гите это тело названо "городом с девятью воротами". Летом кожа энергично работает для вывода шлаков из тела с потом. Зимой почки работают более напряжённо для выведения грязи из крови и облегчения работы кожи. Эндокринные железы: гипофиз, надпочечники работают в совершенной гармонии в произведении внутренней секреции и обеспечивают обменные процессы в организме, его рост и развитие.

Это великое чудо, когда мы видим, что нервная система функционирует под контролем головного мозга и организует движение восходящих и нисходящих импульсов по спинному мозгу. Это подобно изумительной электрической батарее с коммутатором и проводами. Оператором является Внутренний Правитель, который контролирует и видит всё. Он является инспектором, разрешающим, великим Богом. Посмотрите на сердце и лёгкие, которые работают под непосредственным контролем мозга! Какими удивительными являются эти жизненно важные органы! Разве может какой-нибудь хвастливый учёный создать такие органы, ткани, волокна, сухожилия или клетки в своей лаборатории? Как гармонично различные системы тела безропотно и без отдыха работают вместе друг с другом! Как восхитительно выполняют свои функции различные центры в головном мозге: центр зрения, слуха, обоняния! Это производит благоговейный трепет, если только подумаешь серьёзно о работе этого искусного человеческого организма. Если поверить, что этот удивительный механизм является результатом случайной комбинации частиц материи или атомов, – это нелогично! Он сформирован и создан создателем, бесконечно более искусным и более разумным и могущественным, чем обычные архитекторы, которые создают особняки, дворцы и дачи.

Подумайте об этом хорошенько. Этим творцом является Бог, или Ишвара, или Творец. Называйте Его как хотите, таким именем, какое вам больше нравится.

Обратите внимание на удивительную силу ума! В Кена Упанишаде в 1-й строфе вы прочитаете: "Кто является руководителем ума?"

Здесь также имеет место игра Божественной Руки. Разве может психолог создать ум в своей хвалёной лаборатории? Понаблюдайте за различными способностями ума: способностью различать, рассуждать, аргументировать, запоминать, размышлять, фантазировать и думать. Никто, кроме Бога, не может создать такой могущественный и удивительный ум.

Карма или действие – неразумна. Кто раздаёт плоды действий? Кто определяет продолжительность жизни? Некоторые люди живут 120 лет, а другие – только 10. Как можно объяснить разнообразные явления, происходящие в этой вселенной?

Некоторые люди рождаются слабыми, другие – здоровыми. Одни – королями, знатными особами и миллионерами. Другие – крестьянами и нищими. Кто-то рождается слепым, глухим и немым. Одни люди – красивы, а другие – ужасны. Некоторые являются жуликами и бандитами, а другие – мучениками и честными людьми. Одни является дураками, а другие – интеллектуальными гигантами и мудрецами. Всё это можно объяснить только теорией Кармы и существованием Бога, который справедливо присуждает плоды каждому за его действия.

Очевидно, что с самого начала творения существовала какая-то сверхъестественная сила, которая действует из века в век и продолжает свою работу сейчас. Вы можете назвать её Таинственной Силой, Всепроницающим Разумом, Отцом Небес, Иеговой, Аллахом, Сущностью, Сутью, Брахманом или Ахур-Маздой – неважно, каким именем.

Этот Разум является Истиной, чистой любовью или Богом. Он является воплощением мудрости. Он – всезнающий, самосияющий и самосуществующий. Он независим. Он существует в прошлом, настоящем и будущем. Он неизменен. Он находится за пределами речи и ума. Он является Сатчитанандой, или Абсолютным Существованием, Абсолютным Знанием и Абсолютным Блаженством. Он всеведущ, вездесущ, всемогущ. Он является Высшим Существом.

Он может быть реализован только в медитации с помощью чистого, сконцентрированного сердца. Мои дорогие друзья, разве можно до сих пор оставаться скептиками, материалистами и атеистами! Может быть, вы станете духовными гигантами? Склоните свои головы с покорностью и искренностью перед лотосовыми стопами всемудрейшего Творца. Вы обретёте Его Расположение. Не теряйте ни секунды для того, чтобы приблизиться к Нему. Очищайтесь. Молитесь. Пойте. Медитируйте. Реализуйтесь.

Глава II. Что такое Бхакти?

II.2. Плоды Бхакти

Бхакти смягчает характер и устраняет ненависть, ревность, вожделение, гнев, эгоизм, гордость и высокомерие. Она наделяет радостью и Божественным экстазом, блаженством, миром и знанием. Все заботы, тревоги, опасения, страхи, умственные мучения и горести исчезают. Преданный освобождается от колеса Самсары – колеса рождений и смертей. Он достигает жилища бессмертия с вечным покоем, блаженством и знанием. Любовь к Господу сладкая, как нектар. Тот, кто вкушает его, кто живёт, действует и посвящает себя Богу, становится бессмертным.

"Его называют Непроявленным, Вечным, это – высшая цель. Те, кто достигает Его, не возвращаются. Это – Моё Высшее Жилище." Так говорит Бог в Гите. Далее Он говорит: "По Моей Милости ты обретёшь высший мир и вечное место пребывания."

Высший путь, Высшее Жилище, место вечного пребывания и блаженное место – всё это является синонимами.

III.4. Пара Пуджа

Пара Пуджа – это высший вид поклонения. Это – поклонение Джнани (тот, кто следует Джнана Йоге). Она обладает эффектом реализации собственного Я, Души. Преданный ощущает, что он ничего другого не может, кроме как переживать Бога. Он говорит: "О Господь! Как я могу поклоняться Тебе, если ты не состоишь из частей, если Ты являешься самим существованием. Как я могу молиться Тебе, если Ты являешься самим моим существом. Как я могу предлагать Тебе воду и другие подношения, когда Ты являешься вечно чистым? Как я могу махать лампадой Солнцу? Разве я могу искупать океан с помощью стакана воды? Как я могу предлагать объекты наслаждения Тебе, когда Ты являешься самодостаточным?"

Таким образом, преданный ощущает безграничную природу Бога. Итак, Пара Пуджа является иллюстрацией невозможности формального поклонения Богу, если смотреть на Него как на безграничного, обладающего вечной природой, наполненного знанием и блаженством. Пара Бхакти и Пара Пуджа принадлежат к одному и тому же уровню развития. На этой стадии преданный становится единым с Богом и теряет свою индивидуальность.

Глава IV. Бхава (отношение)

Бхава – это отношение, которое выражает особое взаимоотношение с Богом. Расы (вкусы) являются различными видами чувства Бхакти-Бхава. Они являются состоянием экстаза, который преданный испытывает на высоте своей преданности Богу. Раса не является состоянием отрицательной, негативной пустоты, наоборот, это позитивное состояние блаженства и веселья. Вкус постоянной радости является характерной чертой состояния божественного экстаза – это называется Раса, или вкус. Это – сущность чувства. "Сам Бог – это Раса. Достигая эту сущность, человек становится блаженным." Так утверждают Упанишады. Это основная мысль Бхакты об Абсолюте.

Раса – это высшее состояние эмоции в сердце. Божественная Раса разрывает оболочку невежества и заставляет душу, Атмана, обнаружить себя. Шримад Бхагавата имеет дело с Расой в наиболее совершенном виде. Вся книга является воплощением Расы. Она описывает, как человек может достичь совершенства, культивируя Расы Бхакти (вкусы Бхакти).

Бхава – это умственное состояние или чувство. Божественная Раса является Бхавой, которая, в свою очередь, является чистой, беспримесной, лишённой Раджаса и Тамаса. Она успокаивает, делает ум добрым и наполняет его чистотой. Это чистое состояние Саттвы вмещает в себя сущность Души или Бога. Она отражает вечную природу Реальности. Таким образом, это Самореализация или Божественное сознание.

Когда Бхава глубоко укореняется в уме, это называется постоянным расположением духа. Это – основа Расы, поскольку вкус, который является сущностью Расы, находится здесь в скрытом состоянии. Раса является просто блаженной силой Бога.

Существует пять видов Расы, или вкуса в Бхакти-Йоге: Шанта, Прити, Сакхья, Ватсалья и Прията, или Мадхура. Из этих Рас развивается Садхана: Садхана Шанта-Бхавы, Дасья-Бхавы, Сакхья-Бхавы, Ватсалья-Бхавы и Мадхура-Бхавы. Итак, вы видите, что преданность является методом Самореализации, а не просто игрой эмоций и чувств.

IV.1. Шанта Бхава

Шанта означает спокойствие ума. В Шанта-Расе ум преданного наполнен знанием и лишён эмоций. Это практикуется только высокоразвитыми Парамахамса-Санньясинами и Джнани (Джнана-Йогами). Их эмоции спокойны, и они обладают прямым осознанием Бога. Все их эмоции сливаются в Божественном. Бхишма является примером Шанта-Раса-Бхакты. Он все свои эмоции контролировал. Он был строгим преданным Бога, а не рабом своих эмоций. Поскольку он управлял своими эмоциями, он был Джнани. Только Джнани обладает Шанта-Расой. Шанта-Раса – это атрибут Брахмана или Абсолюта. Один Брахман является Шантой. Джнани, который знает Брахмана, также Шанта.

Бхакта Шанта-Бхавы безразличен к мирским делам и совершенно беспристрастен. Бхакты, практикующие Шанта-Бхаву, достигают Бхавы через изучение Упанишад и других священных писаний, с помощью жизни в уединении и посредством интуитивных проблесков Божественности, а также благодаря общению с людьми подобной природы. Шанта-Бхакта всегда спокоен и безмятежен, и никогда не расстраивается от внешних событий. Его мнение твёрдое и не меняется под влиянием замечаний других людей. Такой человек мирно покоится в Боге и предстаёт подобно океану без волн.

IV.2. Дасья Бхава

Дасья-Бхава – это результат Прити-Расы, или Према-Бхакти. Преданный рассматривает себя как восприимчивое существо милости от Бога. Он любит Бога или любовью, окрашенной уважением, или любовью, окрашенной чувством величия. Первый называется "Самбхрама-Прити", а второй – "Гаурава-Прити".

Дасья-Бхакта всегда рассматривает себя как подданного Бога. Он считает своей обязанностью поклоняться и любить Бога, поскольку Бог является его господином. Он служит Богу и служит всему миру как проявлению Бога. Он является слугой и рабом всех существ. Он всё рассматривает как своих господ, поскольку всех, за исключением себя самого, он считает Богом. Таким образом, он ощущает, что кроме него самого, всё вокруг является Богом. Он всё время просит защиты у Бога, поскольку сам не обладает силой. Он – просто раб. Господин должен опекать своего слугу. Дасья-Бхакта молится своему Господу ради собственного спасения. Он поглощён в созерцании Господа, и в конце концов он теряется в Господе посредством непрерывного созерцания.

IV.3. Сакхья Бхава

Бог – это друг. Это Самый Близкий Товарищ, это единственный спутник. Он любящий, он является защитником и направляющим. Он рассматривает Своих преданных как друзей. "Я являюсь сердцем Моего преданного, и преданный является Моим сердцем" – так говорит Бог. Преданный рассматривает Бога как равного, строит взаимоотношения с Ним как с равным, с соответствующей внешностью, статусом, одеждой и качествами. В этом случае он обладает чувством различия, то есть преданный чувствует, что он отделён от Бога. Он не может жить без компании своего друга. Друзья едят вместе, разговаривают вместе, живут вместе. Таким образом, преданный не может жить без Бога. Это – Сакхья-Бхава.

IV.4. Ватсалья Бхава

Преданный Ватсалья-Бхавы ощущает, что Бог является его сыном. Бог предстаёт перед ним в этом личностном взаимоотношении. Что бы преданный ни пожелал, Бог даёт ему. Каждый получает то, что он желает. Это вечный закон.

Любовь к ребёнку переносится на Бога. Поклонение Богу превращается в состояние любви к ребёнку. Здесь Бог не является Господином, а является ребёнком. Обычно это чувство разделяет преданный, имеющий основы представления об Абсолютной природе Бога. Преданный развивает человеческие взаимоотношения, которые, если не направлены должным образом, могут не позволить ему реализовать эту Его Абсолютную идентичность. Преданному желательно забыть о великой славе Господа в своём развитии Ватсалья-Расы, или взаимоотношения ребёнка и родителей. Некоторые преданные так концентрируются на Боге как на сыне, что даже если Бог предстаёт перед ними в Своей Высшей Форме, они неспособны отказаться от идеи, что Он является лишь ребёнком. Только благодаря соприкосновению с Божественной Милостью они могут осознать Абсолютную природу Бога. Бог является всесострадательным, и поэтому Он наделяет преданных Божественной Милостью.

У женщин эта Раса даже может вызвать появление молока в груди. Умственное отношение имеет непосредственное воздействие на тело. Всё, о чём человек интенсивно думает, превращает его в это, или этим он и становится.

IV.5. Мадхура Бхава

Высшим развитием Расы является Мадхура. Это отношения любящего и любимого. Бог является чистым Блаженством, и Мадхура-Раса является проявлением чистого Блаженства. Сущностью природы существования является радость. В Мадхура-Бхаве пик любви достигается между любящим и возлюбленным. Другие виды любви лишь частичны, а любовь, соединяющая любящего и возлюбленного, является высшей из всех. Трудно разорвать эту любовь, трудно понять и трудно развить.

В мирской жизни чувственное наслаждение достигает высшего пика интенсивности в сексуальной любви. Аналогично этому, Мадхура-Раса является высшим состоянием развития духовной любви. Это не плотская любовь, а чистая любовь, лишённая привязанности к земному. Её очень трудно развить. Для начинающих она часто является более опасной, нежели эффективной.

Мадхура является высшей Расой, поскольку все условности, сомнения, оговорки и личные мнения отбрасываются. Развивается любовь, и одна лишь любовь. Высшая степень интенсивности радости и блаженства испытывается в этой Бхаве. Это не эротическое или чувственное желание. Это чистая любовь, которую невозможно понять похотливым людям. Большинство людей обнаружит, что очень трудно понять это, поскольку они не обладают необходимой для этого чистотой сердца.

В Мадхура-Расе существует страстное желание обняться. Взаимные объятия являются эффективным средством интенсивного выражения чувства любви. Это средство и материально, и духовно. В материальном смысле это – оковы, которые порождают привязанность, а духовно это означает освобождение от слепой любви.

В Мадхура-Расе существует страстное стремление к объятиям. Взаимные объятия воздействуют очень мощно в выражении любви. Оно столь материально, сколько и духовно. Его материальность порождает привязанность, а духовность является средством освобождения от слепой любви. Способ, которым действует инстинктивная потребность в любви, является наиболее непостижимым. Его можно испытать, но нельзя понять с помощью интеллекта. Такой же является инстинктивная потребность в блаженстве Абсолюта. Это состояние невозможно охватить, его невозможно понять или спорить о нём. Философы не понимают его и метафизики не могут объяснить его. Это состояние сердца. Никакое количество рассуждений не может описать переживание этого состояния. Интеллект должен прекратить работу, если человек желает пережить блаженство. Любовь растворяется в переживании.

В Брихадараньяка-Упанишаде сказано: "Подобно тому, как муж, который крепко обнимает свою жену, не знает, что происходит снаружи или изнутри, точно так же, когда индивидуум находится в крепком объятии со Всевышним, он не осознаёт ничего иного, ни изнутри, ни снаружи." Здесь существует только блаженство. Здесь нет осознания субъекта и объекта. Осознание, что я есть любящий, а тот является возлюбленным, теряется в состоянии чистого и беспримесного блаженства, которое существо не может объяснить. Блаженство, существующее в сексуальном соединении, также происходит не от мужа и не от жены. Блаженство в реализации Абсолюта происходит не от субъекта и не от объекта. Блаженство является вечной природой существования.

Между полами существует сильнейшая инстинктивная потребность друг в друге, и в этой Бхаве, которую преданный развивает для того, чтобы потерять своё индивидуальное сознание в объекте любви, происходит то же самое.

Мадхура-Раса бывает двух видов: Самбхога и Випралямбха. Самбхога – это интенсивная Бхава, которая превосходит экстаз соединения возлюбленных, когда оба проявляют интенсивное самопожертвование и желают счастья друг другу. У неё много характерных проявлений. Випралямбха – это разновидность, которая существует между взаимной связью и отделённостью друг от друга, которая усиливает сладость их будущего соединения.

Випралямбха бывает четырёх видов.

1. Пурва Рага: радость, возникшая при первом взгляде или во время, когда слышится что-то хорошее о другом, о его славе и красоте.

2. Мана: это Бхава, которая скрывает союз возлюбленных, которые неразрывно переплетены друг с другом в своих сердцах и которые не могут противостоять интенсивному экстазу их союза.

3. Праваса: состояние возлюбленных, которые предварительно были соединены, а теперь разделены.

4. Премавайчитрия: состояние сильной страсти, когда возлюбленная задыхается от смутного чувства отделения от возлюбленного, хотя в действительности она находится в состоянии экстатического союза со своим возлюбленным.

Пусть все вы будете установлены в Бхакти-Бхаве и Расе! Пейте Расу Шри Кришны!

IV.6. Предостережения

Мадхура-Раса совершенно отлична от мирского сексуального переживания, и человек не должен принимать одно за другое. Мирская сексуальная связь эгоистична и предпринимается только ради удовольствия, которое она доставляет каждому человеку. А в любви к Богу связь предпринимается для того, чтобы доставить удовольствие Богу, а не эгоизму преданного. Божественная любовь не эгоистична. Она является порождением чистоты. Земная связь является порождением Раджаса и привязанности к телу. Мирская сексуальная связь исходит из эгоистического самовосприятия. Божественная связь исходит из чувства для другого; она лишена эгоизма. Сильный эгоизм является основанием мирской страсти. Божественная любовь является продуктом потери эгоизма. В этом – величайшее различие между страстью и Божественной любовью. Между ними существует такое же отношение, как между тьмой и светом. Мирская любовь не даёт развития. Однако, к совершенному развитию может привести высшая радость божественного единения. Похоть скрывается в сердце из-за страсти, которая горит в самой сути объектов. Божественная любовь неизвестна мирянину, каким бы религиозным он ни был. Секрет божественной любви не может быть понят. Человек не должен стараться понять его до тех пор, пока мужчина является лишь мужчиной, а женщина – только женщиной. Для начала истинной любви к Богу необходима чистая трансформация человека в Божественное начало.

Высшее состояние Мадхура-Расы называется Маха-Бхава. Преданный улетает в сверхчувственное состояние блаженства Божественного. Чувство восторга не исходит из чувственного контакта; оно происходит от поглощения в Вечное. Промежуточные состояния дружбы, уважения, привязанности и интенсивной любви ведут к кульминации Маха-Бхавы, в которой индивидуальное сознание теряется в Божественном сознании. Жгучая агония возникает из-за отделения от Бога, она является ступенью, которая предшествует Маха-Бхаве. Гопи из Вриндавана, Шри Гауранга, Джаядэва являются примерами Мадхура-Раса-Бхакт, самых высокоразвитых преданных.

Преданный может следовать любой из этих Бхав или Рас и достичь Божественного. В конце концов он достигнет Мадхура-Бхавы и Маха-Бхавы, в которых все индивидуальные желания и стремления прекращаются.

Глава V. Божественное Имя

Бхакти, в сущности, двойственна. С одной стороны, имеет место интенсивная привязанность к Богу, подпитываемая глубокими эмоциями, а с другой стороны – искренняя любовь к Богу. Когда эти два элемента соединены, мы обнаруживаем Бхакти или в состоянии привязанности, проистекающей из любви, или в состоянии любви, проявляющей себя как привязанность. Независимо от того, любовь или привязанность я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.190.187 (0.017 с.)