Раздел 1. Основы исторического знания.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Основы исторического знания.



Рабочая тетрадь по истории

БЕЛГОРОД 2011

Раздел 1. Основы исторического знания.

I. … Историка занимают два основных предмета, которые он старается разглядеть в волнистом потоке исторической жизни, как она отражается в источниках. Накопление опытов, знаний, потребностей, привычек, житейских удобств, улучшающих, с одной стороны, частную личную жизнь отдельного человека, а с другой — устанавливающих и совершенствующих общественные отношения между людьми, — словом, выработка человека и человеческого общежития — таков один предмет исторического изучения...Другой предмет исторического наблюдения — это природа и действие исторических сил, строящих человеческие общества, свойства тех многообразных нитей, материальных и духовных, помощью которых случайные и разнохарактерные людские единицы с мимолетным существованием складываются в стройные и плотные общества, живущие целые века.

В. О. Ключевский

Что, по мнению В. О. Ключевского, является предметом изучения ис­торической науки? Приведите конкретные примеры.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Заполните таблицу «Исторические дисциплины »

Название дисциплины Предмет ее исследования
   
   
   
   
   
   

III. Что такое «календарь»? Когда, почему и где появились первые календарные системы?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

VI. Выпишите политические эры:а) от основания Рима; б) Диоклетиана; в) хиджра; г ) Олимпийская; д) буддистская; е) Октавиана Августа; ж) мусульманская; з) от Рождества Христова; и) от сотворения мира.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

V. Выпишите особенности юлианского календаря: а) в году - 360 дней; б) Новый год - 1 января; в) в месяцах - по 30 дней; г) начало года - 1 марта; д) в году - 365 дней; е) дополнительный день - 24 февраля; ж) дополнительный день - в конце года; з) в месяцах - по 30 и 31 дню; и) названия месяцев - порядковые числительные.

Раздел 2. Древнейшая и древняя история. Традиционные общества.

Тема 2.1. Первобытный мир и зарождение цивилизаций.

I.Прочитайте отрывок из статьи современного российского историка В. М. Хачатурян. Почему ученые отвергают представление о том, что древнейшей формой объединения людей было первобытное стадо?

[Пересматриваются] «многие традиционные, привычные представления о первобытном обществе и человеке. Например, термин «человеческое стадо» давно вышел из употребления — даже по отношению к эпохе «человека умелого»: считается, что в человеческом коллективе всегда были иные, чем в животном мире, нормы поведения. Археологические открытия заставляют проявлять большее уважение к первобытным людям, которых объединяли не только потребность в добывании пищи, но и сексуальные, а также родственные связи. Они умели ограничивать себя в еде в пользу детей, стариков и женщин, передавать опыт из поколения к поколению, распределять время для охоты и выработки орудий труда. Поэтому более адекватным считается термин «праобщина».------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

II. Проанализируйте информацию о периодизации предцивилизационной стадии развития человечества. Попытайтесь самостоятельно установить значение корней древнегреческих по происхождению слов, определяющих указанные периоды. Какой критерий положен в основу периодизации?

Палеолит: 2,5 млн лет назад — X тыс. до н. э.

Ранний (или нижний): 2,5 млн — 125/100 тыс. лет назад.

Средний: 125/100—40/35 тыс. лет назад.

Поздний (или младший, верхний): 40/35 тыс. — 12/10 тыс. лет назад.

Мезолит: 120 тыс. — 12/10 тыс. лет назад.

Неолит: 9/8—3 тыс. лет назад.--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

III. Динамика процесса становления производящего хозяйства представляется историкам следующей. Выращивание ячменя и пшеницы-двузернянки, а также бобов, проса, фасоли, гороха, кукурузы, разведение коз, овец, ослов , свиней, позднее — крупного рогатого скота на территории: X—VIII тыс. до н. э. — современного Западного Ирана , Северного Ирака, Палестины, Малой Азии, Южной Туркмении; VIII—V тыс. до н. э. — Египта, Месопотамии, Кавказа, Средней Азии и долин Инда и Ганга; IV—II тыс. до н. э. — Северного Китая, Западной Европы, Южной Индии, Юго-Восточной Азии, Южной и Центральной Америки.

Почему данный процесс называется революцией? Почему неолитической? Предложите свое определение понятия «неолитическая революция».--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV. Сформулируйте основные гипотезы происхождения человека. Используя учебник и дополнительную литературу, подберите аргументы, подтверждающие или опровергающие их. Данные каких наук вы будете использовать?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

V. Заполните таблицу «Изменения в жизни людей каменного века»

период новообразования их значения
     
     
     
     
     
     

Раздел 3. История Средних веков.

Тема 3.1.Христианская Европа и исламский мир в средние века.

I. Какие положения относятся к категории вассальных отношений:(подчеркните)клятва взаимной верности; обязательства только вассала в отношении своего сеньора;выполнение вассальных обязательств по отношению к сеньору своего сеньора;военная служба; подчинение решению королевского суда; денежная помощь сеньору со стороны вассала в определенных случаях;подчинение решению суда равных;денежная помощь вассалу со стороны сеньора; защита сеньором своего вассала от посягательств других феодалов.

II. Какие слои населения в средние века составляли феодальную иерархию («феодальную лестницу»): рыцари, епископы, герцоги, пролетариат, крестьяне, рабы, бюргеры, король, бароны, графы, буржуазия, ремесленники, аббаты монастырей?(подчеркните).

 

III. Прочитайте фрагменты из так называемого «Диктата папы» Григория VII и посланий папы Иннокентия III (вторая половина XI и начало XIII в.):

1.«Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Одному папе все князья лобызают ноги. Он может низлагать императоров. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья».

2.«Духовная власть апостольского престола не имеет пределов. Она простирается над всеми народами, над всеми государствами, светская власть этого престола также преобладает, с Божьей помощью, во многих местах».

О чем идет речь в документах? Чего добиваются папы? Почему эти требования стали причиной острой и длительной борьбы папства и светской власти?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV. Заполните таблицу «Этапы Средневековья».

 

  Раннее Зрелое Позднее
Развитие государств      
Феодальные отношения      
Миграция населения      
Роль церкви      
Культурные достижения      

V. Каковы главные результаты борьбы городов в «коммунальном движении»: создание городского совета во главе с бургомистром, феодальное закрепощение горожан, создание городского совета во главе с мэром, личное освобождение горожан от крепостной зависимости? (подчеркните).

VI.Объясните средневековые пословицы: «Вассал моего вассала - не мой вассал»; «Городской воздух делает свободным».-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------VII.Дайте определения следующим терминам :

1.феод----------------------------------------------------------------------------------------------2. оброк--------------------------------------------------------------------------------------------3. барщина-----------------------------------------------------------------------------------------4.натуральное хозяйство------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------5.рыцарь-------------------------------------------------------------------------------------------6.ислам---------------------------------------------------------------------------------------------7.коран---------------------------------------------------------------------------------------------

VIII.Приведите в соответствие события и даты.

Событие Дата
1.742-814   1.начало исламского летоисчесления
2.1337-1453   2.распад империи Карла Великого
3.1096-99   3.годы жизни Мухамеда
4.732   4.столетняя война
5.1265   5 создание Генеральных штатов
6.1302   6.битва при Пуатье
7.570-632   7.Правление Карла Великого
8.622   8.первый крестовый поход
9.843   9. создание парламента

Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому царству.

I.Вычеркните в первом и втором списках по два названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы.

1.Словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки.

2.Англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики.

II.Прочитайте отрывки из сочинений византийцев о древних славянах и ответьте на вопросы.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы... Они селятся в лесах, у неудобно проходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов... Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют...

Эти племена...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии)... Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.

1)Какова была организация управления в славянских племенах?2) Какой хозяйственной деятельностью занимались славяне?3) Почему свои жилища славяне строили в труднодоступных местах и делали в них много выходов?4) Кто считался верховным богом у славян? 5) В чем состояли религиозные обряды славян?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- III.Напишите имена восточно-славянских языческих богов и укажите, какие явления природы они олицетворяли и чему покровительствовали.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

IV.Нанесите на контурную карту названия союзов восточно-славянских племен и названия других народов в местах их обитания, а также названия крупнейших рек.

V.Выполните тест

1. Общественный строй восточных славян, для которого характерно наличие народного собрания при выделении из общины князей и их дружины, назывался:

а) «примитивным рабовладением»;

б) «военной демократией»;

в) раннеклассовым;

г) раннефеодальным.

2. Язычеству не свойственно:

а) поклонение силам природы;

б) идолопоклонство;

в) наличие множества богов;

г) единобожие.

3. Центрами образования государства Древняя Русь стали города:

а) Изборск и Белоозеро;

б) Псков и Новгород;

в) Киев и Новгород;

г) Полоцк и Киев.

4. «Уроки» и «погосты» в Киевской Руси были установлены:

а) князем Олегом;

б) князем Игорем;

в) княгиней Ольгой;

г) князем Владимиром.

5. Укажите событие, которое не относится ко времени правления Ярослава Мудрого:

а) строительство «Золотых ворот» в Киеве;

б) заключение династических браков;

в) распространение христианства;

г) заключение военного союза с печенегами.

VI.Соотнесите события и исторических деятелей.

Крещение Руси Кирилл и Мефодий

Создание славянской азбуки Иларион

Основание Киево-Печерского Владимир
монастыря

Организация убийства братьев Феодосии

Первые русские святые Антоний

Выработка устава жизни монахов Борис и Глеб

Первый митрополит из русских Святополк

VII.Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» оприсяге дружинников князя Игоря при заключении русско-византийского договора в 944 г. и ответьте на вопросы.

На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун... И присягали Игорь и люди его, сколько было язычников русов. А христианскую русь приводили к присяге в церкви святого Ильи.

1.)Как звали главного бога русских дружинников?---------------------------------

2.)Можно ли считать крещение Руси единовременным

событием, произошедшим в 988 г.Почему вы так считаете?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Год открытия Америки?

А) 1490 г.; Б) 1491 г.; В) 1492 г. ;Г) 1493 г.

2. Чьим покровительством пользовался Христофор Колумб?А) королей Кастилии и Арагона Б) королей Кастилии и Португалии; В) королей Англии и Франции; Г) королей Испании и Португалии.

3. Колумб был родом из...А) Кадиса; Б) Валенсии;В) Венеции;Г) Генуи.

4. Франсиско Писарро покорил...А) инков; Б) ацтеков; В) майя; Г) ирокезов.

5. Он открыл северо-восточное побережье Америки?А) Васко да Гама; Б) Васко Нуньес Бальбао; В) Педру Кабраль; Г) Джон Кабот.

V. Привыкшие к устойчивым и низким ценам европейцы крайне болезненно восприняли их резкое повышение. Цены поползли вверх с 40-х гг. XVI в., приводя население в изумление и возмущение. Точных данных нет, но предполагают, что стоимость хлеба в XVI в. выросла в пять—семь раз. Современники гневались на скупщиков и спекулянтов, часто преследуя их по этническому признаку. В Испании, например, во взвинчивании цен винили итальянских купцов. Вместе с тем в той же Испании была популярна версия, объяснявшая рост цен усилением вывоза товаров из страны, что создавало их искусственный дефицит. И сегодня ученые не могут однозначно определить причины «революции цен». Ее связывают с гигантским притоком драгоценных металлов из Америки (12 млн кг за столетие), дешевизной американского золота и серебра, ростом населения, в первую очередь городского.Что такое революция цен? Как оценивали ее причины современники? Чем объясняют революцию цен ученые?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

VI . М. Лютер «Тезисы против индульгенций».Фрагмент

21. ..Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.

22. И даже души, пребывающие в Чистилище, Он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.

24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.

28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении. Почему Мартин Лютер выступал против индульгенций?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Ж. Кальвин «Наставление в христианской вере».Фрагмент

Мы полагаем Бога Господом и Устроителем всего сущего и утверждаем, что Он по своей премудрости изначально предопределил все то, что должно совершиться, и теперь своею силою осуществляет предрешенное. Отсюда мы заключаем, что не только небо, земля и все неодушевленные творения управляются Его провидением, но также намерения и воля людей, поскольку Бог направляет их к предначертанной Им цели... Если всякое процветание есть знак благословения Бога, а всякая беда — знак Его проклятия, то судьбе не остается места в том, что происходит с людьми.Как Кальвин объясняет суть Божественного предопределения?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

X. Решите кроссворд.

1. Человек, незаконно претендующий на престол. 2. Имя, которое принял в монашестве боярин Ф. Романов. 3. Монашеское имя последней жены Ивана Грозного. 4. Глава Православной Церкви. 5. Царь, давший обещание не допускать расправ. 6. Фамилия первого самозванца. 7. Царь, при котором появился первый самозванец. 8. Город, где был пленен Болотников. 9. Имя жены Лжедмитрия.

XI. Вычеркните неверное в следующем предложении:В выборах царя Михаила Романова участвовали представители всех слоев населения России: бояре, священнослужители, дворяне, посадские люди, крепостные крестьяне, стрельцы, черносошные крестьяне, холопы, казаки.

XII. Прочитайте отрывок из грамоты Д. Пожарского от31 декабря 1612 г. и ответьте на вопросы. И вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких и разумных и настоятельных людей из духовного чина пять человек, да из посадских и из уездных людей двадцать человек , из стрельцов пять человек да тех выборных людей для государского обирания, дав им от себя полный приговор, как им о государском обирании и о великом земском деле с нами во всех вас вместо советывать и говорить о государском обирании безо всякого страха.

Для чего созывались выборные в Москву?--------------------------------------------От каких слоев населения и по скольку выборных должны были приехать в Москву?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Что должны были дать своим выборным посылающиеих общины?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 4.3 Россия в .XVII-XVIII вв.


I.На контурной карте обозначьте границы России в конце XVII в., напишите названия городов. Придумайте значки и обозначьте ими места: 1) добычи и обработки железной руды, 2) солеварения, 3) кожевничества. Обведите разноцветными карандашами примерные районы: 1) возделывания технических культур, 2) племенного скотоводства, 3) огородничества. Подчеркните названия главных пунктов торговли России с Западной Европой и со странами Востока. Подпишите названия казачьих рек.

II.Напишите определения понятий.

Барщина ---------------------------------------------------------------------------------------------------Оброк ------------------------------------------------------------------------------------------------------Засечная черта ------------------------------------------------------------------------------------------Мелкая промышленность -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Ремесло ---------------------------------------------------------------------------------------------------

Мелкое товарное производство ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Мануфактура ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Всероссийский рынок ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Крепостные крестьяне -------------------------------------------------------------------------Черносошные крестьяне----------------------------------------------------------------------- Приказные люди --------------------------------------------------------------------------------III.Заполните таблицу «Мануфактуры XVII в.».

 

Район Какие мануфактуры были созданы
   
   
   
   
   
   
   
   

IV. Отрывок из произведения историка В.О. Ключевского. «Царь Алексей Михайлович ... одной ногой ...еще крепко опирался на родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении... Он...не дал ни плана, ни направления преобразований, но создал преобразовательное настроение».

Какие факты могут подтвердить точку зрения историка на то, что царь опирался на «православную старину»?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Что имеет в виду историк под «переходной.чертой»?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Какие факты могут подтвердить точку зрения историка на то, что царь «занес ногу за черту»?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

V. Из работы современного историка В.И. Буганова: «Двенадцать лет спустя вспыхнуло мощное, хотя и скоротечное восстание в Москве - знаменитый «медный бунт»...Его участники -столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона - предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования. В известной мере повторилось то, что произошло во время «соляного бунта». Но обстановка к тому времени изменилась довольно заметно, поэтому и ход восстания и его финал существенно отличаются от того, что было в начале правления Алексея».

В каком году и в связи с чем вспыхнуло описываемое в отрывке восстание?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Чем закончилось восстание?----------------------------------------------------------------Почему финал «медного бунта» отличается от результатов «соляного бунта»?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

VI. Каковы причины проведения церковной реформы патриархом Никоном в середине 17 века? Каковы ее результаты?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 4.6. Россия в XIX в.

I. Лагарп писал Александру I: «Во имя Вашего народа, государь, сохраните в неприкосновенности возложенную на Вас власть, которой Вы желаете воспользоваться только для его величайшего блага. Не дайте себя сбить с пути из-за того отвращения, которое внушает Вам неограниченная власть. Имейте мужество сохранить ее всецело и нераздельно до того момента, когда под Вашим руководством будут завершены необходимые работы и Вы сможете ос­тавить за собой ровно столько власти, сколько необходимо для энергичного правительства». Почему Лагарп, будучи последовательным сторонником реформирования России, одновременно призывал Александра сохранить «в неприкосновенности» самодержавие?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В указе Александра I от 28 мая 1801 года говорилось: «Его императорское величество высочайше повелеть изволил, дабы объявления о продаже людей без земли, ни от кого для припечатания в ведомостях принимаемо не было». Почему Александр запретил не саму продажу крепостных, а лишь помещение об этом объявлений в печати?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Соотнесите правильно.

Укажите правильный ответ.

Исторический период перехода от мануфактуры к машинному производству называется:

а) капитализмом; б) промышленным переворотом; в) многоукладной экономикой; г) индустриальным обществом.

3. Укажите правильный ответ. Первой железной дорогой в России стала:а) Николаевская; б) Царскосельская; в) Варшавско-Венская; г) Киевско-Одесская.

4. Укажите правильный ответ. Промышленный переворот в России начался в:а)металлургической промышленности;б)машиностроении;

в) хлопчато-бумажной промышленности; г)на транспорте.

IX.Дайте определение терминов и понятий. Феодально-крепостническая экономика .

Мануфактура --------------------------------------------------------------------------------Фабрика ----------------------------------------------------------------------------------------------Уклад -------------------------------------------------------------------------------------------Наемный рабочий ----------------------------------------------------------------------------Рынок сбыта-----------------------------------------------------------------------------------Классы--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Аграрное общество------------------------------------------------------------------------------Индустриальное общество --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Товарно-денежные отношения--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------«Капиталистые» крестьяне-------------------------------------------------------------------Ростовщичество ---------------------------------------------------------------------------------Ассигнации---------------------------------------------------------------------------------------

X. Укажите неправильный ответ.

1.Основными особенностями общественного движения в России в 30—50-х гг. были:а)его развитие в условиях политическойреакции; б)окончательный разрыв между революционным направлениеми правительственным реформаторством; в)выработка консервативной идеологии; г)оформление либерального и социалистического течений общественной мысли;д)разработка конкретных планов практической реализации
идейных тенденций либералов и революционеров.

2.Укажите неправильный ответ.Крупнейшими теоретиками консервативного движения были: а) А. И. Герцен; б) Н. Г. Устрялов; в) М. П. Погодин; г) Н. В. Кукольник.

3.Выберите неправильный ответ. Идеологами западничества были:а) Т. Н. Грановский; б) С. М. Соловьев; в) А. С. Хомяков; г) К Д. Кавелин.

 

XI. Заполните таблицу. Консерваторы и либералы

 

Основные вопросы для споров Позиция консерваторов Позиция либералов
     
     
     
     
     

XII.Прочитайте отрывок из работы Н. Г. Чернышевского

«Славянофилы и вопрос об общине»: «Обеспечение частных прав отдельной личности было существенным содержанием западноевропейской истории в последние столетия... Но и этот идеал исключительных прав отдельного лица имеет свои невыгоды... Отдельный человек, ставши независимым, оставлен беспомощным. Безграничное соперничество отдало слабых на жертву сильным, труд на жертву капиталу... После понятия о правах отдельной личности возникла идея о союзе и братстве между людьми: люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес... В земледелии братство это должно выра-зиться переходом земли в общинное пользование, в и промышленности — переходом фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике... Порядок дел, к которому столь трудным и долгим путем стремится теперь Запад, еще существует у нас в могущественном народном обычае нашего сельского быта. Существовал некогда он и на Западе... но утрачен там односторонним стремлением к полновластной собственности отдельного лица... Пример Запада не должен быть потерян для нас. Вопрос о земледельческом быте важнейший для России, которая очень долго останется государством по преимуществу земледельческим... Да не дерзнем мы посягнуть на общинное пользование землями».Что считал Чернышевский главным содержанием западноевропейской истории? Как он оценивал ее результаты? В чем, по мнению Чернышевского, состояло преимущество России перед Западом?

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

XIII. Из произведения А.И. Герцена «Былое и думы»Возвратившись из Новгорода в Москву, я застал оба стана на барьере. Славяне были в полном боевом порядке, с своей легкой кавалерией под начальством Хомякова и чрезвычайно тяжелой пехотой Шевырева и Погодина, с своими застрель­щиками, охотниками, ультраякобинцами, отвергавшими все бывшее после киевского периода, и умеренными жирондистами, отвергавшими только петербургский период; у них были свои кафедры в университете, свое ежемесячное обозрение, выходившее всегда два месяца позже, но все же выходившее. При главном корпусе состояли православные гегельянцы, византийские богословы, мистические поэты, множество женщин и проч. и проч.Война наша сильно занимала литературные салоны в Москве. Вообще Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных интересов, когд



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.117.56 (0.057 с.)