Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство прав и обязанностей граждан.

Поиск

 

10. Проблемы и пути формирования правового государства в России.

В историческом аспекте можно выделить несколько этапов движения к формированию правового государства.

Первый этап - теоретическое осмысление философии правового государства.

Второй этап начинается, когда основные теоретические выводы о правовом государстве реализуют­ся в различных, документах (декларациях, конституциях, отдельных законах).

Третий этап характеризуется тем, что само общество созрело для восприятия этих принципов и готово создать необходимые условия для дальнейшего продвижения идеи правого государства в реальной жизни.

Четвертый этап: когда государство образующее общество становится правовым, наступает время для реального - функционирования правового государства.

Исходя из этого, каждое общество может определить свое место на пути формирования правового государства. В масштабе всей России мы сегодня находимся на уровне осмысления его идей и формально-юридической реализации их в соответствующих законах. Нам еще очень далеко до реального правового государства. Нам необходимо:

1. Отрешиться от идеологии нищих и бедных.

2. Перестать рассматривать государство как благотворитель граждан, который в своей деятельности не имеет пределов.

3. Преодолеть идеологию безусловного примата общественных интересов над интересами личности.

4. Юридически закрепить и реально придерживаться примата общечеловеческих ценностей над национальными, внутригосударственными.

5. Преодолеть негативное отношение к идее подлинного разделения власти.

6. Преодолеть исторически сложившееся негативное отношение к праву, созреть до уровня, позво­ляющего рассматривать его как социальную ценность, объективно необходимый регулятор общест­венных отношений в цивилизованном обществе.

7. Преодолеть народное стремление найти высшую справедливость в верховном правителе, в любой вышестоящей инстанции, а не на суде, который функционирует в каждом районе.

8. Преодолеть субъективное стремление правящих любого уровня - особенно самого высокого -объявлять свою волю правом и законом.

9. Покончить с отсутствием правовых знаний, правовой культуры у населения, для которого право, закон зачастую трактуются как категория, отражающая деятельность только органов милиции, суда и прокуратуры.

10. Нельзя не учитывать ее огромную территорию России, многонациональный состав населения и исторически сложившееся сознание, как управляющих, так и управляемых. Нам необходима Россия демократическая, признающая власть права Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающими наибольшим значением и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, опреде­ляются, прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими фактора­ми, являются средствами выражения и гармонизации личных и групповых отношений.

 

11. Понятие системы права, отрасли права

Отрасли российского права — это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо большую сферу сходных общественных отношений. В числе основных компонентов отраслей системы права называют конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право, природоохранительное право, уголовное право, уголовно-процессуальное право и гражданско-процессуальное право.

Система права это все действующие в государстве нормы права, объединенные по отраслям права.

Ведущее место в системе права занимает конституционное право. Эта отрасль права объединяет нормы, закрепляющие основы общественного строя и политики РФ, основные права, свободы и обязанности граждан, национально-государственное устройство нашей страны, избирательную систему, порядок образования и компетенцию федеральных органов государственной власти. Закрепленные Конституцией РФ принципы выступают ведущим правовым началом остальных отраслей права.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления: Правительства РФ, федеральных министерств и других органов, устанавливает порядок прохождения государственной службы, а также систему административных проступков и порядок применения административных санкций к виновным лицам. Финансовое право является совокуп­ностью норм, регулирующих отношения, связанные с накоплением и распределением государствен­ных финансов. Составная часть этой отрасли — нормы, предусматривающие порядок составления и исполнения государственного бюджета. Земельное право это совокупность норм, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или частном владении, в связи с их использованием и охраной. Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участ­ников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственно­сти и других вещных прав, регулирует договорные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Трудовое право — это совокупность норм, регулирующих трудовые отношения рабочих и служащих (работников) с хозяйственными организациями, предпри­ятиями. Природоохранительное право это отрасль, регулирующая общественные отношения в сфере освоения и использования обществом, государством, предприятиями, гражданами окружаю­щей природной среды. Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

Уголовное право — это совокупность норм, которые устанавливают основания уголовной ответст­венности и освобождения от нее, формулируют понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяют круг

12. Соотношение права и государства

Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и права различались 2 подхода. Первый - этатистский, исходивший из приоритета государства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось как продукт государственной деятельности, как его следствие. Считалось, что право находится в подчинении к государству отношении. Фактическим условием для данного подхода служила политическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государ­ства.

Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в среди сторонников т.н. школы естественного права. Они выводившие понятие государства из общественного договора, исходили из ограничения государством права. С позиции данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Право возникает до образования государства, никакое государство и никакая власть не есть первоначальный источник права.

Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая в определенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и в тоже время избежать крайностей в оценке связи государства и права.

Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеет столь однозначного причинно-следственного характера, а носит характер двусторонней зависимости: государство и право друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.

Государство не порождает право, не производит его, а является, с одной стороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой - мощным средством, поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественной системе. Государство использует право в качестве средства управления общественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему это позволяет. Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляет в сфере правотворчест-ва и правореализации. Право формируется при непременном участии государства. Однако государ­ство не столько формирует право, сколько завершает правообразовательный процесс, придавая праву определенные юридические формы (нормативный юридический акт, судебный или админист­ративный прецедент и др.).

 

13. Функции права и сферы его применения.

Функции права отражают основные направления воздействия права на общественные отношения и поведение людей, позволяют дать обобщенную характеристику работы юридических норм. Обще­социальные функции: экономическая, политическая, воспитательная. Функциональное назначение права проявляется в следующих конкретных функциях:

1. регулятивно-статическая - это функция закрепления, стабилизации общественных отношений, более четко выражается при определении общественного статуса различных субъектов: закреплении основных прав и свобод человека и гражданина, компетенции органов и должностных лиц; право­способности физических и юридических лиц.

2. Регулятивно-динамическая - с ее помощью право определяет, каким должно быть будущее поведение людей.

3. Охранительная - выделяет право из других систем социальной регуляции, т.к. осуществляется органами государства, принимающими индивидуальные властные решения, исполнение которой гарантируется государственным принуждением.

4. Оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерно­сти чего-либо, решений поступков.5. Воспитательная - с помощью этой функции право оказывает воспитательное воздействие на индивида и общество в целом.

14. Норма права, ее структура

Норма права (правовая норма) - формально определенное, общеобязательное правило поведения, регулирующее общественные отношения, закреплённое в праве и обеспеченное государством. Норма права является первичной единицей права. В свою очередь, совокупность норм права, установленных и санкционированных государством, образуют право в целом, составляют систему права.

Нормы права регулируют поведение людей (как правило, в отношениях с другими людьми), дея­тельность организаций, представляют собой правила поведения. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы. Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное приме­нение. Правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и чётко закрепляют права, обязанности и запреты

Структура, элементы правовых норм и способы их изложения, (структура "Если - то - иначе"): Гипотеза указывает на адресата нормы, на условия, при которых норма права вступает в действие (время, место и т.д.). В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные. Диспозиция содержит само правило поведения, которому должны подчиняться субъекты, она является основным структурным элементом нормы права. По характеру предписания диспози­ции подразделяются на: управомочивающие (предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определённым образом); обязывающие (устанавливающие обязанность совершать определённые действия); запрещающие (устанавливающие запрет совершать определён­ные действия). Санкция указывают на правовые последствия нарушения нормы - вид и мера наказания, если субъекты не выполнили то или иное предписание или правило диспозиции. Кроме наказания санкция может выступать как поощрение. По степени определённости санкции подразде­ляются на абсолютно определённые, относительно определённые и альтернативные. Многие нормы права не имеют идеальной трёхэлементной структуры, т.е. одна из частей - гипотеза, диспрозия или санкция может отсутствовать. Многие нормы Конституции содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особен­ной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм.

15. Формы(источники) права.

Источник (форма) права - внешняя форма выражения и закрепления норм права. Формирование норм права (правотворчество) может осуществляться государством путём принятия нормативных правовых актов, в других случаях государство придаёт правилу характер правовой нормы путём санкционирования. Различают четыре основных вида источников (норм) права: Правовой обычай. Судебный прецедент. Нормативный правовой акт. Нормативный договор.

1. Правовой обычай: обычай - правило поведения, которое сложилось в течение нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, привычки. Правовым обычаем называется обычай, санкционированный государством, после установления юридической санкции за несоблюдение простой обычай становится правовым. Как источники право обычаи имели большое распространение в древности и в средние века, но и в настоящее время они не утратили своего значения в некоторых странах. В России правовой обычай широкого распространения не имеет, однако его применение не исключается.

2.. Судебный прецедент. Судебный прецедент - решение суда по конкретному делу, которому придаётся обязательная сила (некоторые исследователи в качестве источника права выделяют ещё и юридический прецедент). Суд выступает в роли правотворческого органа, его решение становится образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем. Аналогичные дела, рассматриваемые впоследствии судами (как правило, нижестоящими), должны решаться так же.

Нормативный правовой акт.

Нормативный правовой акт - документ, принимаемый уполномоченным государственным органом, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему. По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Закон - нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют: основные - Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу; конститу­ционные - принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения; кодифицированные -сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений; текущие -принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества.

Нормативные договоры.

Источником права являются также нормативные договоры. Самым распространённым видом

нормативных договоров являются международные договоры.

 

16. Закон и подзаконные акты. Конституция - основной закон государства и общества.

Закон не подлежит утверждению или приостановлению никем, кроме специально уполномоченного на то органа законодательной власти

Закон - нормативно - правовой акт, обладающей высшей юридической силой, принимаемый в особом законодательном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения. Законы по своему значению, и, прежде всего по юридической силе, делятся на основные и обыкно­венные. Основные законы - это конституции:

• конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет основополагающий характер;

• конституция является ядром системы права. Она представляет собой базу для текущего законода­тельства, определяет его характер;

• конституция обладает высшей юридической силой и верховенством; конституция, в отличие от

текущего законодательства, характеризуется стабильностью.

Конституция - это единый правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства государства и общества, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина. Консти­туция — Основной закон РФ, учреждающий республиканскую форму правления, федеративную форму государственного устройства с демократическим режимом. Включают 2 раздела. Первый, не имея названия, объединяет 9 глав и 137 статей, второй - "Заключительные и переходные положения"

• объединяет всего 9 пунктов.

Главы: 1)«0сновы конституционного строя» — сформулированы основополагающие начала — принципы, в соответствии с которыми осуществляется правовое закрепление положения личности, общества и государства.

2)"Права и свободы человека и гражданина" — закреплены основные права и свободы, соответст­вующие мировым стандартам.

ЗУ'Федеративное устройство" — посвящена взаимоотношениям РФ с ее субъектами, в ней учрежден статус каждого из них.

4)"Президент РФ" — указаны главные условия избрания Президента на должность, атрибуты его власти, полномочия главы государства и порядок досрочного прекращения этих полномочий.

5)"Федеральное Собрание" — закрепляет статус главного представительного органа страны — парламента, его структуру, полномочия палат: ГД и Совета Федерации, ос новную функцию — законотворчество, порядок взаимоотношений Федерального собрания с Президентом, Правительст­вом и другими органами власти в нашем государстве.

6)"Правительство РФ" — закреплены основы организации и деятельности главного органа исполни­тельной власти, основы его компетенции, порядок и условия взаимоотношений с Президентом и Государственной Думой.

7)"Судебная власть" — посвящена вопросам конституционного закрепления системы судебных органов в России, принципов осуществления судебной власти, основ компетенции высших су­дебных органов страны — Верховного Суда, Конституционного Суда, Высшего Арбитражного Суда.

8)"Местное самоуправление"— завершает круг вопросов, посвященных организации власти и определяет основы осуществления местного самоуправления.

9)"Конституционные поправки и пересмотр Конституции" — имеет особое содержание. В ней закреплены основные указания на то, как может быть пересмотрена Конституция РФ 1993 г. в целом и отдельные ее главы и статьи.

Обыкновенные законы представляют собой акты текущего законодательства, которые посвящены различным сторонам политической, экономической и социальной жизни общества. Обыкновенные законы по своей внутренней структуре делятся на текущие (закон о бюджете, который действует только в течение определенного года) и кодифицированные (кодексы, уставы, положения).

Подзаконный акт - это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему. Он призван конкретизировать основные положения закона применительно к определенным обществен­ным отношениям.

По сфере распространения и субъектам издания подзаконные акты подразделяются: общие; мест­ные; ведомственные; внутриорганизационные акты.

 

17. Понятие норм морали. Общие черты и отличие норм права от норм морали

Нормы морали - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с

нравственными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге,

чести, достоинстве. Они сохраняются силой общественного мнения и внутренним убеждением

человека.

Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизо­ванности общества, его социального и культурного прогресса. Общие черты

1. представляют собой разновидности единой системы социальных норм;

2. имеют нормативное содержание, являются регуляторами поведения людей;

3. основаны на общности социально-экономических интересов и культуры общества. Говоря о взаимоотношении морали и права, необходимо, в первую очередь, отметить, что их требования в решающих сферах отношений по содержанию совпадают. То, с чем борется право, как правило, осуждает и мораль. Ряд юридических норм вытекает из религиозно-нравственных постула­тов ("не убий", "не укради" и т.п.). Закрепляя в законе запреты на совершение аморальных, наиболее вредных и опасных для общества деяний, право подкрепляет их юридическими санкциями, приме­няемыми к нарушителям общественного порядка. С другой стороны, то, что право разрешает и поощряет, как правило, приветствует и мораль. Любое противоправное поведение обычно является и аморальным поступком. Право требует соблюдать закон, это же предписывает и мораль. Различия

По времени возникновения

Мораль и право возникают в разное время. Исторически мораль возникла раньше права. Мораль существует с момента возникновения человеческого общества, всегда сопутствует жизни и деятель­ности личности, в то время как право складывается позже, на определенной ступени социального развития, когда общество разделяется на противоположные классы и возникает государство.

2. По способу образования

Нормы права создаются (изменяются, отменяются) государством в процессе деятельности

полномочных государственных органов либо санкционируются им (акты некоторых общественных

организаций, например органов местного самоуправления). Правотворчество - это монополия

государства, его исключительная прерогатива.

Мораль формируется всем обществом на основе нравственных представлении людей.

По степени детализации

Правовые нормы формально определены, т.е. закрепляются в официальных письменных актах государства (законах, указах и т. д.).

Моральные нормы и принципы, как правило, не имеют четких, письменно зафиксированных и тем более официальных форм выражения и существуют в основном в сознании людей. Правда, некото­рые из них формулируются в произведениях литературы и искусства, религиозных источниках (Библия, Талмуд), исторических летописях, программах и уставах различных партий и иных общественных объединений.

4. У морали и права различны оценочные критерии поведения людей. В праве используются такие критерии как правомерно-неправомерно, законно-незаконно, имеет право - несет обязанность и т.д. Для моральной оценки существуют иные критерии: морально-аморально, честно-нечестно, похвально-постыдно, благородно-подло и т.д.

По форме выражения

Требования норм морали носят достаточно расплывчатый характер и представляют собой, как правило, принципы поведения, рассчитанные на большой комплекс разнообразных поступков (принципиальность, взаимопомощь, правдивость и т.д.). Нормы права имеют строго определенное юридическое содержание, они обычно более конкретны, четко указывают права и обязанности участников правоотношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.153.77 (0.016 с.)