Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль и значение власти в обществе.Содержание книги Поиск на нашем сайте
6. Типы и формы государства. Тип государства - это совокупность наиболее существенных черт, характерных для множества различных государств. Тип государства определяется на основе типологии, которая представляет собой научный процесс, связанный с поиском общих черт, присущих различным государствам. В настоящее время существуют две типологии государства: марксистско-ленинская типоло-гия(формационный подход) и цивилизационный подход. Марксизм-ленинизм считает, что любое общество проходит определенные общественно-эргономические формации, которые в истории человечества насчитывается пять: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная, социалистическая. В соответствии с этой типологией государства подразделяются на эксплуататорские и неэксплуататорские, к которым относятся только социалистические государства. Всего выделяется четыре типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Марксистско-ленинская типология вошла в историю как формационный подход к определению типа государства. В противовес марксистко-ленинскому формационному подходу к типологии государств в настоящее время выдвигается цивилизационный подход, который базируется на истории развития цивилизации. По этой концепции, вся история человечества подразделяется на четыре цивилизации: древняя, средневековая, новая, новейшая. Соответственно этому выдвигаются четыре типа государства: раннее, классовое, политическое и правовое государство. Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим. 1. Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики. В монархиях высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха, его верховная власть, как правило, не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству. В республике высшая власть принадлежит органам, избираемым или формируемым на определённый срок. Основные разновидности современной республики -президентская и парламентская республика. 2. Форма государственного (территориального) устройства - способ организации государственной власти по территории характеризующий соотношение государства как целого с его составными частями. Государства по форме федеративного устройства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство - простое, единое, цельное государство, не имеющее в своём составе государственных образований. Федеративное государство (федерация) -сложное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями. Конфедерация - это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом. 3. Государственный (политический) режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, состоянием правового статуса личности. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.
7. Формы правления, государственного устройства, политического режима. Все государства по форме правления подразделяются на монархии и республики Монархия - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит одному лицу - монарху, получающему власть в порядке престолонаследия. Власть монарха является нераздельной, верховной и суверенной (независимой). Виды монархий: {..Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было. 2.Ограниченная монархия подразделяется на: дуалистическую и парламентарную (конституционную). • Дуалистическая (двойственная) монархия возникает переходные периоды, когда класс феодалов уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Признаки дуалистической монархии: Наличие двухпалатной структуры парламента. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии, а верхняя - назначается монархом. Правительство при дуал. монархии подчиняется монарху, который по своему усмотрению назначает и отстраняет от должности министров. Монарх обладает правом вето на принимаемые парламентом законы. • Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха, как в законодательной, так и в исполнительных сферах какой идеологии они придерживаются, какую систему хозяйствования они используют. Республика - форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам парламенту, президенту; наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление. Признаки республики: коллективное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государственных органов; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; выборная система власти, высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом и др.. Виды республик. 1.В парламентской республике главой государства является выборное должностное лицо - президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении, страной, носит чисто номинальный характер. Признаки парламентской республики: верховенство власти парламента; правительство формируется ставленником партии, победившей на парламентских выборах; члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность; правительство находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой парламентского большинства; парламент может вынести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. ^Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы правительства. Признаки - президентской республики: президент назначает правительство, которое ответственно перед ним; президент назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства; президент в результате референдума или коллегиями выборщиков; президент имеет право - вето на законы, принимаемые парламентом; президент является главнокомандующим вооруженными силами страны. Формы государственного устройства: 1. Унитарное государство отличается абсолютной политической целостностью. Унитарное государство неделимо: его отдельные административно - территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, органов государственной власти и управления, не обладают суверенитетом. 2. Федерация - добровольное объединение нескольких ранее самост-ых гос-ых образований в единое государство. Признаки федерации: территория федерации состоит из территории ее субъектов; в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский; субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, что не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией; субъекты федерации могут иметь свою собственную судебную систему; в федерации используется двух канальная система налогов: устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов. 3.Конфедерация - это «государственный союз государств», каждое из которых обладает государственным суверенитетом, объединившихся для достижения определенных целей; конфедерация -непрочное, как правило, временное образование. Политический режим определяет уровень политической свободы в обществе, правовое положение личности, дает ответ на вопрос о том, каким образом осуществляется государственная власть, в какой мере население допускается к управлению делами общества и в каком числе к правотворчеству. Существуют след, политические режимы: I.Демократический режим (демократия) - такая организация государства, при которой единственным источником власти признаётся народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократические режимы складываются в правовых государствах, для демократического режима характерно признание и защита прав и свобод человека и гражданина, невмешательство государства в частную жизнь граждан без необходимости, также идеологическое многообразие, политическое многообразие (многопартийность), разделение властей, организация местного самоуправления, многоукладная экономика с различными формами собственности, рыночные отношения. ^.Тоталитарный режим является всеохватывающей властью, государство вмешивается во все сферы жизни человека и общества. 3. Авторитарный резким более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако, при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы. Фашистский 5. Анархия - отсутствие политического режима, безвластие.
8. Государство и гражданское общество. На современном этапе встала задача перехода к гражданскому обществу. Гражданское общество - система самостоятельных и независимых от гос-ва институтов, обеспечивающих условия и реализацию потребностей индивидов. Гражданское общество - это система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений, охватывая трудовую деятельность, предпринимательскую деятельность, деятельность обществ, организаций, сферу воспитания и образования, науки, культуры, СМИ, нормы этики человеческого поведения и т.д. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества Понятие «гражданское общ-во» возникло в ДР. Греции, до начала 18-19 вв. использовалось как синоним гос-ва. Только с нового времени стали осознавать различия между гражд. общ-вом и гос-вом. Современные ученые выделяют следующие признаки гражд. общ-ва: 1. оно является результатом рыночных отношений и демократии; 2. оно существует только в условиях верховенства закона и равенства всех пред законом 3. включает в себя экономич., правовые, нравствен., религиозные и др. отношения 4. в градж. общ-ве гос-во и органы власти должны находиться под контролем граждан. Соотношение гражд, общ-ва и гос-ва: 1. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество -часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество- это государствообразуещее общество. 2. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Понятие гражданское общество соотносится с понятием государство, гражданское общество остается естественным продолжением общества, условием его жизнедеятельности, включая государство. 3. Гражданское общество и государство объективно "обречены" на постоянное взаимодействие. Гражданское общество формирует государство для реализации своих интересов, определяет направления его деятельности; ему принадлежит примат во взаимоотношениях с государством. 4. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом месте. Если государство отрывается от интересов гражданского общества, то оно деградирует и распадается.
9. Правовое государство: понятие, признаки. Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах. Для него характерны следующие признаки: 1. Верховенство закона и господство права во всех сферах жизни общества. Это означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон считается правовым, а лишь тот который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы права. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры и не должны противоречить Конституции и международно-правовым нормам. Но важно, чтобы правовым законам подчинялась и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов в той же мере, что и для граждан. 2. Разделение властей. Говорить о разделении властей не совсем корректно. Государственная власть едина. Речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Воплощение принципа разделения властей позволяет: предотвратить злоупотребление властью; повысить профессионализм в государственном управлении; осуществлять контроль за действиями государственных органов; возлагать на виновных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении. 3. Широкие и реальные права и свободы личности. Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и другое закрепляются в Конституции. В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации. Кроме того, в правом гос-ве должны быть обеспечены защита чести и достоинства граждан, охрана их прав и свобод со стороны гос-ва.. (Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.) 4. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством и гражданином должны строиться на началах равенства и справедливости. Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение этих обязанностей (ответственность депутатов перед избирателями). На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.35 (0.008 с.) |