Физическое и психическое принуждение может выступать обстоятельством, исключающим преступность деяния.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физическое и психическое принуждение может выступать обстоятельством, исключающим преступность деяния.



Признаки физического и психического принуждения: причинение вреда при ограниченной или парализованной воле; отсутствие общественно полезной направленности.

Физическое насилие выражается в непосредственном контактном воздействии на организм человека.

Психическое принуждение направлено на волевую сферу личности, а не на тело человека.

В теории уголовного права выделяются следующие критерии наличности физического принуждения: направленность принуждениянаограничение физических функций принуждающего лица, наличность принуждения, действительность принуждения, непреодолимый характер принуждения.

Уголовная ответственность в действиях виновного может быть исключена: если причиненный вред был меньшим вреда предотвращенного, причинение под физическим принуждением вреда должно быть единственной возможностью избежать причинения вреда более существенного.

Уголовный закон различает два вида физического принуждения:

преодолимое и непреодолимое. Психическое принуждение преодолимо всегда.

При назначении наказания физическое и психическое принуждение, в соответствии с п. «ж» и ч. 1 ст. 61 УК РФ выступает в качестве смягчающего обстоятельства.

5. Обоснованный риск — это правомерное создание опасности наступления последствий, предусмотренных уголовным законом, для достижения общественно полезного результата в любой сфере деятельности людей, который не может быть получен обычными средствами и способами.

Условия правомерности обоснованного риска таковы: риск должен преследовать достижение общественно полезной цели; эта цель не может быть достигнута иными средствами; лицо, пошедшее на риск, должно предпринять все необходимые меры для предотвращения возможного вреда охраняемым уголовным законом интересам; возможность вредных последствий риска допускается лишь как вероятная; риск не должен быть заведомо сопряжен с угрозой для жизни многих людей, экологической катастрофы или общественного бедствия[97].

6. Исполнение приказа или распоряжения является обстоятельством, исключающим преступность деяния. Существуют следующие условия применения ст. 42 УК РФ: приказ или распоряжение являются для подчиненного обязательными, если они отданы в установленном порядке и с соблюдением надлежащей формы; они должны быть правомерными, носить законный характер; лицо должно создавать их незаконный характер.

За вред причиненный в результате выполнения незаконного приказа или распоряжения, ответственность несет лицо, его отдавшее.

Лицо, отказавшееся выполнять заведомо для него преступный приказ, освобождается от уголовной ответственности.

Приказ следует считать заведомо преступным в следующих случаях- приказ явно и очевидно выходит за рамки компетенции лица, отдавшего его; противоречит содержанию закона, охраняющего права и свободы человека и гражданина.

 

Глава17

ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО РОССИИ

17.1. ПОНЯТИЕ. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТАМОЖЕННОГО ПРАВА РОССИИ

•Таможенное право — это относительно молодая отрасль российского права, существование которой именно как отрасли права до настоящего времени является спорным вопросом среди российских ученых-правоведов. Одни ученые признают только таможенное законодательство как совокупность норм, регулирующих правоотношения в сфере таможенного дела, отрицая при этом существование таможенного права как определенной системы таможенно-правовых норм, характеризующей его как отрасль права. Другие, наоборот, допускают наличие взаимосвязей и закономерностей, позволяющих объединить эти нормы в таможенное право, но не в качестве самостоятельной отрасли, а на уровне подотрасли либо даже отдельного института) другой самостоятельной и исторически уже сложившейся отрасли российского права — административного права. И, наконец, третья категория юристов признает существование таможенного права как самостоятельной отрасли российского права.

Как бы там ни было, но в настоящее время в условиях формирования нормальных рыночных отношений российское государство серьезно заинтересовано в наличии таможенного права как самостоятельной правовой отрасли. Его интерес (и это подробно описано в учебнике под редакцией профессора А.Ф. Ноздрачева, с. 44-47) заключается в наличии системного, стабильного отраслевого подхода к определению правовых, экономических и организационных основ таможенного дела. Без наличия такого подхода невозможно обеспечить защиту Таможенного суверенитета и экономической безопасности страны, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также соблюдение ими обязанностей в сфере таможенного дела. Такого мнения придерживаются и таможенники-профессионалы — авторы учебника по курсу «Таможенное право» издательства «Экономика» (1999 г.).

Отличительной особенностью любой отрасли права являются присущие только ей специфические предмет и метод правового регулирования. И таможенное право в этом смысле не исключение.

Под предметом правового регулирования (предметом права) в юридической науке принято понимать более или менее однородную группу общественных отношений, регулируемых нормами той или иной отрасли права. Предмет правового регулирования является основным критерием систематизации действующих в России правовых норм по тем или иным отраслям.

Метод правового регулирования отражает и определяет, в какого рода волевых связях, предусмотренных законодательством, могут и должны состоять участники соответствующих правоотношений, т. е. — каким образом, в волевом аспекте, один участник реальных или потенциальных отношений может взаимодействовать с другим. Это могут быть отношения подчинения, равенства и т. д. Методы правового регулирования, присущие тем или иным отраслям права, во многом зависят от предмета правового регулирования и структуры входящих в него общественных отношений.

Предметом регулирования в таможенном праве (предметом таможенного права) следует считать общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк и они носят комплексный характер. Это обусловлено сложной комплексной структурой современного таможенного дела.

Правоотношения в сфере таможенного дела регулируются нормами различных отраслей права: конституционного, в доминирующей части — административного, гражданского, уголовного, трудового и ряда других, а в определенной части — и нормами международного права. Все эти разнородные по своему характеру правоотношения имеют общий объединяющий их признак — они всегда возникают в связи и по поводу порядка и условий перемещения товаров или транспортных средств через таможенную границу России.

Именно наличие этого объединяющего признака позволяет говорить о наличии самостоятельного вида общественных отношений — таможенных отношений. А комплексность этих отношений дает возможность судить и о комплексности таможенного права как отрасли.

В общем виде структура общественных отношений в сфере таможенного дела определена Таможенным кодексом РФ. В зависимости от конкретных целей их возникновения следующие виды таможенных отношений входят в предмет регулирования таможенного права:

• общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела в Российской Федерации (гл. 2 ТК РФ) и организацией государственной таможенной службы (разд. XIV ТК РФ);

• общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу России товаров и транспортных средств (разд. II ТК РФ): возникают по поводу организации таможенными органами правомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд. III ТК РФ): возникают между таможенными органами, между таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства через таможенную границу России;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного оформления (разд. I УТК РФ): возникают в связи с операциями, проводимыми должностными лицами таможенных органов в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением через российскую таможенную границу товаров и транспортных средств и применения средств государственного регулирования такого перемещения;

• общественные отношения, связанные с проведением таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу России (разд. V ТК РФ):

возникают в связи с проверкой таможенными органами документов и сведений, необходимых для таможенных целей, а также таможенным досмотром, учетом товаров транспортных средств, проверкой правильности уплаты таможенных платежей и т.д.

• общественные отношения, связанные с валютным контролем (разд. VI ТК РФ): возникают в связи с выполнением таможенными органами возложенных на них функций контроля за со-блюдением валютного законодательства России;

• общественные отношения, связанные с ведением таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (разд. VIII ТК): возникают в связи со сбором, обработкой и анализом таможенными органами данных о перемещении товаров через таможенную границу, ведением специальной статистики (ст. 213 ТК РФ) и классификацией товаров в соответствии с систематизированным перечнем-классификатором;

• общественные отношении, связанные с совершением уголовных преступлений в сфере таможенного дела (разд. IX ТК РФ):

•возникают в связи с осуществлением таможенными органами дознания и оперативно-розыскной деятельности по делам о контрабанде и других преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с совершением административных правонарушений в сфере таможенного дела (разд. Х и глава 63 ТК РФ): возникают в связи с осуществлением таможенными органами деятельности по борьбе с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность таможенных органов;

• общественные отношения, связанные с информированием, консультированием по вопросам таможенного дела и принятием предварительных решений (разд. XI ТК РФ), возникают в связи с предоставлением таможенными органами заинтересованным лицам информации о действующих правовых актах в таможенной сфере, консультированием их по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, принятием предварительных решений по конкретным вопросам, с которыми обращаются заинтересованные лица;

• общественные отношения, связанные с обращением в собственность государства (федеральную собственность) товаров, транспортных средств и иных предметов (разд. XII ТК РФ), возникают в связи с безвозмездным изъятием у собственника товаров и транспортных средств по приговору суда в виде санкции за преступления в сфере таможенного дела или по постановлению в виде санкции за нарушения таможенных правил, а также в связи с применением таможенного режима отказа в пользу государства (ст. 105, 106 ТК РФ),

• общественные отношения, связанные с обжалованием или опротестованием решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц (разд. XIII ТК РФ): возникают в связи с обращением в вышестоящий таможенный орган или и связи с подачей вышестоящему должностному лицу жалобынарешения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;

• общественные отношения, связанные с участием Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела (в Таможенном кодексе не обозначены).

Теперь о методе правового регулирования отношений в сфере таможенного дела — методе таможенного права. В обшей теории права различают два основных метода правового регулирования общественных отношений, такие как императивный (властный) и диспозитивный (основанный на равенстве участников и свободе их действий в определенных, установленных нормой пределах).

Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, а каждому виду общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, соответствует свойственный ему метод правового регулирования, то можно говорить и о комплексном методе таможенного права. Иными словами, комплексному характеру таможенных отношений соответствует комплексный метод таможенно-правового регулирования — комбинированное применение правовых методов воздействия на субъектов таможенных отношений в аспекте обеспечения требований норм таможенного законодательства.

Таким образом, таможенное право можно определить как комплексную отрасль российского нрава, представляющую собой систему правовых норм различной принадлежности, которые устанавливаются либо санкционируются государством и предназначены для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела.

Помимо предмета и метода правового регулирования самостоятельное и весьма важное значение в структуре права имеют его принципы.

Принципы таможенного права представляют собой исходные нормативно-руководящие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают взаимосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют своевременной отмене устаревших и принятию новых нормативно-правовых актов, а также толкованию правовых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательстве.

Принципы таможенного права можно подразделить на общеправовые и принципы отраслевого характера.

К общеправовым принципам таможенного права относятся принцип уважения прав и основных свобод человека, принцип законности, принцип координации и взаимодействия государственных органов, принцип полномасштабного и четкого таможенного регулирования, принцип научности, принцип гуманности, принцип наибольшего благоприятствования, принцип приоритета международно-правовых норм.

Активное участие в формировании таможенного права помимо Федерального Собрания, Президента, Правительства и Государственного таможенного комитета Российской Федерации принимают также Центральный банк. Министерство финансов. Министерство экономики, Министерство торговли, Министерство по налогам и сборам и ряд других федеральных органов. Этот принцип отражает также и необходимость тесного взаимодействия различных органов государственной власти при решении смежных задач (например, по обеспечению соблюдения действующего валютного законодательства и т. п.).

Полномасштабное и четкое таможенное регулирование как принцип таможенного права означает: а) отнесение таможенного регулирования к ведению Российской Федерации и б) полноту и масштабность охвата правовым регулированием общественных отношений в сфере таможенного дела, т. е. максимально возможное обеспечение именно правового регулирования отношений. Постоянное обновление нормативно-правовой базы, регулирующей таможенно-правовые отношения, устранение имеющихся пробелов в ней — обязательные условия эффективного функционирования таможенного права, соответствия его политическим и социально-экономическим интересам России.

Принцип научности и таможенном праве предполагает опору на достижения финансовой, экономической и правовой науки, а также достижения технического прогресса при реализации таможенной политики государства и отражен, в частности, в нормах таможенного законодательства, регулирующих формы и методы таможенного контроля.

Принцип гуманности очень широко применяется в таможенном праве и находит свое отражение, в частности, в запрете свободного провоза через таможенную границу оружия, наркотиков и ряда иных предметов, в наличии льгот по таможенному оформлению грузов, являющихся гуманитарной помощью, в наличии обстоятельств, смягчающих ответственность за нарушение таможенных правил в возможности назначения более мягкой меры воздействия за нарушение таможенных правил, чем это предусмотрено соответствующей нормой и ряде иных норм.

Основными отраслевыми принципами таможенного права являются следующие:

• принцип единства таможенной политики России, ее целей и средств реализации, в соответствии с которым на территории России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики государства;

• принцип единства таможенной территории, основанный на нормах Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободное перемещение по территории России товаров, услуг и финансовых средств, а также недопустимость установления таможенных границ, пошлин, сборов и иных препятствий для такого перемещения,

• принцип единства ставок таможенных пошлин, установленный Законом РФ «О таможенном тарифе», в соответствии с которым ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов.

К отраслевым принципам таможенного права относятся также принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, такие как равенство участников внешнеторговой деятельности, запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств, возможность ограничения ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, добровольность выбора таможенного режима и ряд других.

 

17.2. СООТНОШЕНИЕ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА С ДРугИМИ ОТРАСЛЯМИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Определяя таможенное право как комплексную правовую отрасль, представляющую собой систему предназначенных для регулирования общественных отношений в сфере таможенного дела правовых норм различной принадлежности, необходимо рассмотреть вопрос о соотношении таможенного права с другими отраслями российского права. Прежде всего необходимо уяснить соотношение таможенного права с базовыми, профилирующими отраслями: конституционным, гражданским, уголовным и административным. Лишь только после этого можно четко определить место таможенного права как комплексной отрасли в российской правовой системе.

Нормы конституционного права, закрепляя основы экономической и политической организации российского общества, являются ' основополагающими для всех других отраслей права, в том числе и для таможенного. В Конституции РФ имеется пять статей, прямо относящихся к таможенному делу и определяющих некоторые основополагающие аспекты его осуществления в России. Это, прежде всего, статья 71 (п. ж, з, л), где четко обозначено, что в ведении Российской Федерации находятся таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы (к которым относятся таможенные пошлины и иные таможенные платежи), а также внешнеэкономические отношения. Иными словами, невозможно установление субъектами федерации иного, чем это предусмотрено нормами федеральных законов, порядка таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности, исчисления таможенных пошлин и иных таможенных платежей, их последующие сборы и перечисление в местные бюджеты.

Далее, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ указывается, что федеральные органы исполнительной власти (к каковым относится и Государственный таможенный комитет РФ) могут для осуществления своих полномочий создавать территориальные органы (в частности, региональные таможенные управления таможни, либо таможенные посты) и назначать соответствующих должностных лиц. Это коррелирует с нормами п.т ст. 71 Конституции РФ о том, в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная служба, разновидностью которой является таможенная служба. В статьях 8 и 74 Конституции РФ говорится о таможенном пространстве, о недопустимости установления на территории Российской Федерации таможенных границ, таможенных пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Статья 106 Конституции РФ предписывает обязательное рассмотрение в Совете Федерации принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам, в частности, затрагивающим таможенное регулирование.

Таким образом, конституционные нормы закрепляют основные отраслевые принципы таможенного права, а в целом конституционное право основополагающее значение как для таможенного права, так и для других правовых отраслей, поскольку упомянутые выше принципы законности, уважения прав и основных свобод человека и ряд иных общеправовых принципов имеют под собой конституционную основу

Связь гражданского и таможенного права проявляется в случаях, когда действие норм гражданского права вступает в противоречие с нормами таможенного права. Например, закрепленное гражданско- правовыми нормами право свободного владения, пользования и распоряжения имуществом на территории России ограничивается в ряде случаев таможенно-правовыми нормами в случае условного выпуска товаров (имущества), в случае нахождения такого имущества под таможенным контролем и др. Кроме того, тесная связь гражданского и таможенного права проявляется и в том, что некоторые разделы особенной части гражданского права имеют свои прямые аналоги в таможенном праве. Например, гражданско-правовой договор перевозки — аналог «Таможенный перевозчик» (глава 25 ТК РФ), договор хранения — аналог «Временное хранение» (глава 3 ТК РФ) и др.

Соотношение таможенного и уголовного права проявляется при регулировании общественных отношений, возникающих в связи с совершением контрабанды и иных преступлений в сфере таможенного дела. С одной стороны, будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное право как бы вбирает в себя нормы уголовного права, относящиеся к неправомерному перемещению через таможенную границу товаров и транспортных средств, влекущему за собой уголовную ответственность. С другой стороны, если исходить из характеристики уголовного права как одной из самостоятельных (базовых) отраслей права, то следует вывод, что уголовное право служит исходным началом для части таможенного права, касающейся вопросов неправомерного перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России. В любом случае, тесная связь этих отраслей налицо. Наличие в действующем таможенном кодексе РФ главы 34 «Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела» лишь подчеркивает эту связь.

Наиболее явно и многогранно проявляется соотношение таможенного и административного права. Рядом ученых таможенное право рассматривается как подотрасль права. Основной упор при этом делается на то, что нормами административного права регулируется большинство правоотношений в сфере таможенного дела. Однако поскольку административное право является базовой, профилирующей отраслью, в его нормах, как и в нормах других базовых отраслей, содержатся исходные начала финансового, трудового, природоохранного (экологического) и многих других. В то же время эти отрасли являются относительно самостоятельными (поскольку имеют свой предмет и метод правового регулирования), а не входят в административное право в качестве его подотраслей, хотя тесно с ним связаны. Таким образом, будучи в основном административно-правовыми по своему характеру, таможенные правоотношения в каждом отдельном случае в таможенной практике и в зависимости от конкретной обстановки тесно переплетаются в самых различных сочетаниях с уголовно-правовыми, гражданско-правовыми, финансовыми, международно-правовыми и иными отношениями, что еще раз подчеркивает комплексный характер таможенного права как отрасли права.


[1] Немецкая классическая философия. Т. 1. —С. 504. Изд-во «Экспо-пресс». Москва «Фолио». Харьков. 2000.

 

[2] Государство и право. 1995. № 3

[3] Рукавишников В. О. Социологические аспекты модернизации России и друг посткоммунистических обществ// Социс. 1995. № 1.

[4] Батурин Ю. М., Ливший, Р. 3. Социальное правовое государство: от идеи к осуществлению (политико-правовой взгляд). —М., 1989.

[5] ' Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий. —М.: Юристъ,1997. С. 101.

 

[6] ' Борисов Е. Ф. Экономическая теория. —М., 1997. С. 140—142.

 

[7] Алексеев С. С. Теория права. —М., 1998. С. 124-127.

 

[8] Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. —М., 1999.

 

[9] Масштабы роста регистрируемых в стране административных правонарушений таковы, что в 1996 г. только по инициативе милицейских служб привлечен к ответственности каждый третий гражданин России / Рохлин В., Стуканов А. Борьба с административными правонарушениями — предупреждение преступлений // Законность. 1998. №7. С. 9.

 

[10] В целом по Российской Федерации более 75% лиц, привлеченных ^административной ответственности, наказаны за нарушения, посягающие на общественный порядок и порядок управления / Рохлин В., Стуканов А. Указ. соч. С. 9.

 

[11] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. Дата вступления в силу — 1 июля 2002 г.

 

[12] Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. —М., 1999. С. 316.

 

[13] Ломакина В. Ф. Разграничение преступлений и сходных с ними административных правонарушений / Институты административного права России. Отв. ред. М.И. Славин. -М., 1999. С. 245-249.

 

[14] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. Дата вступления в силу — 1 июля 2002 г.

[15] См.: п. 55 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 //Вестник ВАС РФ. 1996. № 9. С. 18. я

 

[16] См.: Российская газета № 137 от 27. 07. 2002 г.

[17] Самое новое в законодательстве о наследовании. Библиотечка Российской газеты. 2001. № 23. С 34.

 

[18] Зайцева Т. И., Крашенчников П. В. Наследственное право. —М., 2000. С. 40.

 

[19] Зайцева Т. И., Крашениников П. В. Указ. соч. С. 40.

 

[20] Там же. С. 73.

 

[21] Прокуронова С. С. Семейное право. —СПб., 2000. С. 7.

[22] Михайлов Ф. Н., Камзолов А. И. Семейное право: Учебное пособие. —М. 2001. С.4

[23] Муратова С. А., Тарсамаева Н. Ю. Семейное право: Учебное пособие. —М., 1999.С. 40.

 

[24] Советское семейное право / Под ред. В. А. Рясенцева. —М., 1982. С. 64.

[25] Антокольская М. В. Семейное право. —М., 1999. С. 107, 108.

 

[26] Белякова А. М., Ворожейкчн Е. М. Советское семейное право. —М.; Юриздат, 1974. С. 120.

[27] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общей ред. П. В. Крашенинникова я П.И. Седугина. —М., 1997. С. 74.

 

[28] Гришаев С. Ж Семейное право в вопросах и ответах. 2000. С. 69.

[29] Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Кра-шенинникова и П. И. Седугина. —М., 1997. С. 138.

 

[30] Иногда считают, что трудовое право есть порождение социализма, и оно якобы может применяться только на государственных предприятиях, а в частном секторе трудовые отношения должны строиться на основе договоров, содержание которых определяется исключительно волей сторон. Это совершенно неверно. Трудовое право начало формироваться задолго до Октябрьской революции, когда выяснилось, что такая формальная свобода приводит на практике к вопиющему произволу работодателя, который, ввиду экономической незащищенности работника, навязывает ему кабальные условия труда.

 

[31] Российская газета, 31 декабря 2001 г.

 

[32] Собрание законодательства РФ. 1996. № 20. Ст. 2321.

 

[33] На практике гражданско-правовые договоры, связанные с применением личного труда, часто именуют неизвестным юридической науке термином «трудовое соглашение».

 

[34] Радикально решило бы вопрос включение в сферу действия трудового права всех договоров, выполнение которых связано с применением личного труда, поскольку ' исполнитель, не владеющий средствами производства, экономически мало отличается от работника и также нуждается в правовой защите, которую гражданское право предоставить ему не в состоянии. В ряде зарубежных стран такие попытки делаются (см.: Киселев И. Я. Сравнительное и международное трудовое право. —М.: Дело, 1999. С.116).

 

[35] Российская газета, 31 декабря 2001 г.

[36] Все условия коллективного договора делятся на нормативные — содержащие обязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц (всех работников организации) и неограниченное количество случаев применения; обязательственные— содержащие конкретные обязательства сторон, которые погашаются их исполнением, и информационные — воспроизводящие положения законодательства.

[37] Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ» 1996. № 25. Ст. 2954.

 

 

[38] В целях повышения эффективности использования оборудования работа на производстве часто организуется посменно — группы работников сменяют друг друга. При таком режиме продолжительность работы организации превышает продолжительность работы каждого работника и может быть непрерывной.

 

[39] Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.

 

[40] Крохина Ю. А., Ульянова В.Н, Финансовое право России. — Саратов, 1999 С. 42-43.

 

[41] См.: Лебедев В. А. Финансовое право. — СПб., 1882. С. 1.

 

[42] См. напр.: Иловайский С. И. Учебник финансового права. — Одесса, 1912. С. 13.;

Берендтс Э. Н. Русское финансовое право. — СПб, 1914. С.10.

 

[43] Халфина Р. О. Вопросы советского административного и финансового права. — М.: Академия наук СССР, 1952. С. 194.

Финансовое право / Под ред. В. В. Бесчеревных и С. Д.Цыпкина. — М.: Юрид. лит., 1967. С. 33.

[44] Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского финансового права. — М.: Юрид. лит., 1960. С. 61.

 

[45] Финансовое право: Учебник / Под ред. Е. А. Ровинского. — М.: Юрид. лит.,1971.-С. 24.

 

[46] Самостоятельное положение валютного права в системе финансового права впервые обосновал В. И. Лисовский в работе «Международное торговое и финансовое поаво» (М.: Высшая школа, 1974).

 

[47] Е. А. Ровинский отмечал, что при определении границ советского финансового права исходным является тот же самый критерий, который положен в основу установления предмета и понятия финансового права как отрасли права. Этим критерием является характер финансовых отношений как отношений распределения и перераспределения национального дохода, осуществляемых социалистическим государством в процессе его финансовой деятельности (См. Ровинский Е. А. Основные вопросы советского финансового права. — М., 1960. С. 78—79).

 

[48] Федеральный закон «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» от 2 декабря 1990 г. № 394-1 (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 1995. 4 мая.

[49] См.: Карасева М. В. Финансовое правоотношение / Автореф. диссерт. доктор. юрид. наук. — М., 1998. С. 6-7.

 

[50] Крохина Ю. А., Ульянова В. Н. Финансовое право России. — Саратов, 1999. С. 44.

[51] См. напр.: Горбунова О. Н. О предмете и системе финансового права // Юридический мир. 1998. № 5. С. 22—23;

Финансовое право: Учебник/ Под ред. Н. И. Химичевой. — М.; Юристъ, 2000. С. 36;

Нечай А. А. Динамика финансовых отношений и новый подход к категориям финансового права // Государство и право. 2000. № 12. С. 34-35.

[52] См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. О.И. Горбуновой. — М: Юристъ, 2001; Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. —М.: Юристъ, 1999. Финансовое право: Учебник/ Под ред. Н.И. Химичевой. —М.: Юристъ, 1999.

 

[53] Там же. С. 112

[54] Там же. С. 112.

 

[55] Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. —М.: Юристъ, 1999.С. 67.

 

[56] Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. —М.: Юристъ, 1999. С. 116.

[57] 'Там же. С. 116.

 

[58] Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. С. 64.

[59] Карасева М. В. Финансовое право. Общая часть. С. 143.

 

[60] Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» от 25 июля 1996 г. № 1095 // Собрание законодательства РФ. 1996, № 31. Ст. 3696.

 

[61] Положение о Главном контрольном управлении Президента Российской Федерации от 16 марта 1996 г. № 383. //Собрание законодательства РФ. 1996. № 12. Ст. 1066.

[62] Положение о Полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе от 13 мая 2000 г. № 849 // Собрание законодательства РФ. 2000. •№20. Ст. 2112.

[63] Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1995. № 3. Ст. 167.

[64] Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (в ред. Федерального конституционного закона от 31 декабря 1997 №3-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712; Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 1.

 

[65] Все начиналось с десятины: Пер. с нем. / Общ.ред. и вступ. ст. Б. Е.Ланина. — М.: Прогресс, 1992. С. 25.

 

[66] Теория государства и права / Под ред. проф. В. М. Корельского и проф. В. Д. Пере-валова. - М.: НОРМА - ИНФРА, -М, 2000. С. 268.

 

[67] Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. — М., 2000. С. 30.

 

[68] Налоговый кодекс РФ от 31 июля 1998 № 146-ФЗ // Российская газета. 1998. 6 июля.

 

[69] Российская газета. 2001.31 декабря.

 

[70] Уголовное право России. Особенная часть: Учебник / Отв. ред Б. Здравомыслов. -М.: Юристъ, 1996. С. 231.

 

[71] Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 (в ред. от 8.07.99) «О банках и банковской деятельности» / «Российская газета». }999 г. 14 июля. Ст. 1.

 

[72] Суханов Е. А. Правовое регулирование банковской деятельности. —М., 1997. С. 83.

[73] Агарков М. М. Основы банковского права. —М., 1994. С. 57.

 

[74] Гражданский кодекс РФ (первая и вторая части) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410. (Далее — Гражданский кодекс РФ.)

 

[75] Собрание законодательства РФ. 1998. № 1. Ст. 4.

 

[76] Российская газета. 1999. 23 ноября.

 

[77] Российская газета. 1999. 21 июля.

[78] Собрание законодательства РФ 1998. № 31.

 

[79] Ведомости СНД РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №27. Ст. 920; Ведомости СНД РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 17. Ст. 602; Собрание законодательства РФ. 1994. № 10. Ст. 1108.

 

[80] Собрание законодательства РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

 

[81] Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. —М., 1974.

[82] Рахмилович В. А. Страхование // Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право. Курс лекций / Отв. ред. О.Н.Садиков. —М.: Бек, 1997. С. 489.

 

[83] Граве К. А., Лучц Л. А. Страхование. —М., 1960. С. 19; Иоффе О. С. Обязательственное право. —М., 1975. С. 737.

 

[84] Гражданское право: Учебник в 2 т. Т. II. / Отв. ред. Е. А. Суханов. —М., 2000. С. 153.

 

[85] Романец Ю. В. Система договоров в гражданском праве России. —М.: Юрист, 2001.-С. 133.

 

[86] Иоффе О. С. Обязательственное право. —М.: Госюриздат, 1975. С. 730.

 

[87] Комментарий к ГК РФ, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. —М., 1997. С. 418.

[88] Вестник ВАС РФ. 1997. № 6.

 

[89] Страховое право. 1998. № 3. С. 53—54.

 

[90] Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав. —М.: Статут, 2000.с. 312

 

[91] СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1474.

[92] Коржанский Н. И. Объект и квалификация преступлений. — Волгоград, 1978. С. 30.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.214.224 (0.037 с.)