Некоторые виды ценных бумаг.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые виды ценных бумаг.



Акции. Акция представляет собой эмиссионную ценную бумагу, закрепляющую права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, оставшегося после его ликвидации.

Акции могут быть классифицированы по различным основаниям:

По способу легитимации субъекта права мировая практика фондового рынка выделяет две разновидности акций: именные и предъявительские.

Именные акции — акции, выписанные на имя определенного владельца, с регистрацией его в учетной книге (реестре акционеров) компании. Акционером в этом случае признается только тот владелец, о котором в реестре имеется соответствующая запись с указанием времени и количества приобретенных акций. Несомненным достоинством именных акций является постоянная возможность контроля процесса движения акционерного капитала и концентрации бумаг в руках отдельных акционеров. Вместе с тем именные акции обладают невысокой ликвидностью на вторичном рынке ценных бумаг, поскольку перерегистрация на имя нового владельца в значительной степени усложняет процесс их обращения.

Акции на предъявителя допускают свободную куплю-продажу на вторичном рынке без необходимости регистрации где-либо нового владельца. В силу этого они свободно обращаются на вторичном рынке. .

Статья 145 ГК- РФ содержит положение о том, что ценные бумаги всех видов на территории РФ могут быть именными, ордерными и предъявительскими, за исключением тех разновидностей, для которых законом такая возможность исключена.

Такой запрет на выпуск и обращение предъявительских акций был установлен в Законе РФ «Об акционерных обществах». В соответствии с п.2 ст. 25 названного закона все акции общества должны быть именными.

Однако вступивший в силу позднее Закон РФ «О рынке ценных бумагу в статье 2 установил, что выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Следуя общему правилу действия правовых норм, приоритет имеют нормы того закона, который принят позднее, следовательно, на территории РФ могут быть выпущены в обращение предъявительские акции на условиях и в пределах, установленных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. До настоящего времени никаких специальных нормативов выпуска предъявительских акций, утвержденных ФК ЦБ РФ, не установлено.

В зависимости от формы выпуска различают акции в наличной форме, то есть на материальном носителе, акции, выпущенные в безналичной форме, а также акции, являющиеся бездокументарными ценными бумагами.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ «О рынке ценных бумаг» документарная форма эмиссионных ценных бумаг подразумевает, что владелец устанавливается на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо.

К акциям, выпущенным в наличной форме, законодатель предъявляет условия о соответствии бланка акции необходимым требованиям. В этом случае сертификат акции должен соответствовать определенным требованиям и стандартам, установленным законодательством, в частности ст. 18 Закона РФ «О рынке ценных бумаг».

В соответствии с механизмом выплаты дивидендов и объемом прав владельца акции на участие в управлении акционерным обществом акции подразделяются на: привилегированные (преференциальные) и обыкновенные (простые).

Вексель. Согласно положениям ст. 815 Гражданского кодекса РФ[74] векселем признается ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы.

В данном случае имеется в виду долговое обязательство плательщика по погашению принятого векселя (для переводного векселя) или аналогичное обязательство векселедателя (для простого векселя). Однако законодатель, включая нормы о векселе в раздел Гражданского кодекса «Заем и кредит», на наш взгляд, допускает правовую неточность.

Будучи абстрактным и ничем не обусловленным обязательством, согласно содержаниюст. 815 ГК РФ вексель оформляет отношения между кредитором и заемщиком по возврату существующей задолженности.

Включение векселя в число возможных способов оформления кредитных обязательств вполне правомерно и обоснованно с точки зрения экономического результата действия векселя. Гражданское законодательство допускает диспозитивность в отношениях хозяйствующих субъектов, в том числе в выборе способов оформления кредитных правоотношений, поэтому участники могут использовать вексель для достижения тех же экономических целей, что и при заключении кредитного договора.

В то же время вексель является абстрактным обязательством и, следовательно, не обнаруживает связь с той сделкой, которая лежит в основании его выдачи, — для участников вексельного отношения безразлична та хозяйственная цель, ради которой вексель выдан.

Вексель характеризуются признаками строгого формализма. Это означает, что документ, именуемый векселем, должен содержать все обязательные реквизиты. К таким реквизитам относятся следующие:

• «вексельная метка» (другими словами, наименование документа «вексель»), включенная в сам текст документа и выраженная на том языке, на котором этот документ составлен;

• для переводного векселя — простое и ничемне обусловленное предложение, адресованное плательщику, уплатить определенную сумму векселедержателю; для простого векселя — простое и ничем не обусловленное обещание уплатить определенную сумму;

• наименование того, кто должен платить (плательщика);

• указание срока платежа;

• указание места платежа;

• наименование того, кому или по приказу кого платеж должен быть совершен;

• указание даты и места составления векселя;

• подпись того, кто выдает вексель(векселедателя). Согласно ст. 2 Положения о переводном и простом векселе документ, в котором отсутствует какое-либо из обозначений, указанных выше, не имеет силы векселя, за исключением следующих случаев:

• при отсутствии особого указания место, обозначенное рядом с

• наименованием плательщика, считается местом платежа. Если • рядом с наименованием плательщика указано несколько мест, то чек подлежит оплате в месте, которое указано первым;

• если такие указания, а также и всякое другое указание отсутствуют, документы оплачиваютсяпо месту основного жительства плательщика;

• документ, не указывающий местаего составления, рассматривается как подписанный в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя.

Кроме того, векселя, срок платежа по которым не указан, рассматриваются как подлежащие оплате по предъявлении.

При выдаче переводного векселя первоначально правоотношение возникает между векселедателем и векселедержателем, однако в отличие от простого векселя, обязанным лицом по переводному выступает не векселедатель, а третье лицо — плательщик. Плательщиком может быть любое физическое или юридическое лицо. Однако для того чтобы вексель был принят плательщиком к погашению, требуется наличие согласия последнего.

В случае принятия на себя обязательства по переводному векселю лицо, названное плательщиком, учиняет на бланке данного векселя акцептационную надпись: «акцептую», «считать за акцепт» или другие равнозначные слова. По общему правилу акцепт должен быть простым и ничем не обусловленным, однако плательщик может ограничить его частью суммы. Всякое иное изменение, произведенное акцептом в содержании переводного векселя, равносильно отказу в акцепте.

В отношениях по простому векселю участвуют векселедатель и векселедержатель. Векселедатель по простому векселю обязан так же, как и акцептант по переводному векселю.

В случае отказа в акцепте или платеже векселя законный держатель данного финансового инструмента должен удостоверить такой отказ составлением в публичном порядке документального акта, так называемого «протеста». С юридической точки зрения, протест представляет собой правообразующий факт, позволяющий векселедержателю реализовать свое право на предъявление требований о взыскания суммы долга уже не к указанному в векселе плательщику, а к любому солидарно обязанному по данному финансовому документу лицу. Протест производится органами нотариата. Протест в неакцепте должен быть совершен в сроки, установленные для предъявления к акцепту Протест в неплатеже векселя сроком на определенный день или во столько-то времени от составления или предъявления должен быть совершен в один из двух рабочих дней, которые следуют за днем, в который вексель подлежит оплате. Если дело идет о векселе сроком по предъявлении, протест должен быть совершен в порядке, предусмотренном для совершения протеста в неакцепте.

14.7. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭМИССИИ И ОБРАЩЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ

Понятие эмиссия ценных бумаг в действующем российском законодательстве применяется к определенному классу ценных бумаг, а именно к эмиссионным ценным бумагам, характеризующимся одновременно такими признаками как закрепление совокупности имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка; размещение выпусками; равный объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги, и означает установленную российским законодательством последовательность действий эмитента по их размещению. К числу эмиссионных ценных бумаг относятся акции и облигации, а также опционные свидетельства, являющиеся производными от базисного актива, коим могут выступать только акции и облигации, ценными бумагами. Термин «обращение ценных бумаг» означает заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги, и применяется ко всем видам ценных бумаг. Основное различие правового режима эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг заключается в наличии предваряющей обращение государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, цель которой — закрепление и обеспечение прав их потенциальных владельцев.

Нормативно-правовая база эмиссии и обращения ценных бумаг в Российской Федерации включает законодательные акты, в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральные законы «О рынке ценных бумаг», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг», «О Банке России», а также нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), Правительства РФ, Банка России. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о различном правовом режиме эмиссии и обращения ценных бумаг для разных эмитентов.

В общем случае процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг включает следующие этапы: принятие эмитентом решения о выпуске ценных бумаг; регистрацию выпуска; для документарных ценных бумаг — изготовление сертификатов ценных бумаг; размещение; регистрацию отчета об итогах выпуска ценных бумаг.

При регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг процедура эмиссии включает дополнительные этапы: подготовку проспекта эмиссии; регистрацию проспекта эмиссии; раскрытие информации, содержащейся в проспекте эмиссии; раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.

Для регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан предоставить в регистрирующий орган документы, по итогам рассмотрения которых регистрирующий орган регистрирует выпуск ценных бумаг либо принимает мотивированное решение об отказе в регистрации. Перечень регистрирующих органов на территории Российской Федерации включает ФК ЦБ и ее территориальные отделения, Министерство финансов РФ (регистрирует Условия эмиссии и обращения ценных бумаг субъектов федерации, муниципальных образований, выпуски облигаций Банка России), Центральный банк Российской Федерации в лице Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках и территориальных учреждений Банка России.

Подробное описание процедур эмиссии акций и облигаций, этапов подготовки проспекта эмиссии, содержится в нормативных актах ФКЦБ. Так, действие Стандартов эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 12 февраля 1997 г. № 8 (в ред. Постановления ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 48), распространяется на акции акционерных обществ и облигации акционерных обществ и иных коммерческих организаций, размещаемые при их реорганизации. Действие Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. № 19 (в ред. Постановления ФКЦБ от 11 ноября 1998 г. № 47), распространяется на акции акционерных обществ, а также на облигации юридических лиц, которые в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, могут заключать договоры займа путем выпуска и продажи облигаций. Условия и порядок эмиссии облигаций содержатся в Стандартах эмиссии облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ от 19 октября 2001 г. № 27. Действие стандартов распространяется на эмиссии облигаций, осуществляемые российскими эмитентами: акционерными обществами, обществами с ограниченной ответственностью, а также иными юридическими лицами, которые в случаях, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, могут заключать договоры займа путем выпуска и продажи облигаций. Наконец, Постановлением ФКЦБ от 9 января 1997 г. № 1 (в ред. Постановления от 31 декабря 1997 г. № 45) утверждены Стандарты эмиссии опционных свидетельств и их проспекты эмиссии, действие которых распространяется на опционные свидетельства акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и иных организаций.

Процедуры регистрации и выпуска в обращение эмиссионных ценных бумаг кредитными организациями установлены в Инструкции Банка России от 17 сентября 1996 г. № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (в ред. последующих Указаний Банка России).

В соответствии с действующим законодательством Банк России в целях реализации денежно-кредитной политики может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций, при этом особенности процедуры эмиссии облигаций Банка России определяются Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. В настоящее время порядок эмиссии и регистрации облигаций Банка России содержится в Положении «Об особенностях эмиссии и регистрации облигаций Центрального банка Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12 октября 1999 г. № 1142.

В российском законодательстве особое место занимают органы власти, осуществляющие эмиссию ценных бумаг. Так, в Законе «О рынке ценных бумаг» содержится положение, согласно которому полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательств Правительства Российской Федерации и ценных бумаг субъектов Российской Федерации. Процедура эмиссии муниципальных и государственных ценных бумаг, условия их размещения и обращения регулируются Федеральным законом № 136-ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

14.8. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Любой рынок, включая рынок ценных бумаг, полноценно функционирует только при наличии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов рынка. Выполнение рынком ценных бумаг своих функций в большой степени зависит от обеспечения приемлемости уровня рисков инвесторов, что недостижимо без существования системы регулирования деятельности участников рынка, включающей систему их юридической ответственности. В этой ситуации и проявляется значение одного из основополагающих институтов права — юридической ответственности. Юридическая или правовая ответственность, вытекая из понятия ответственности вообще, связана с совершением незаконных действий. Среди различных видов юридической ответственности выделяют уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность.

Законодательство Российской Федерации предусматривает как компенсационную, т. е. направленную на возмещение вреда, юридическую ответственность участников рынка ценных бумаг, так и репрессивную, реализующуюся в применении наказания. Компенсационной является, в частности, обязанность возместить причиненный вред, предусмотренная нормами гражданского и административного права. К репрессивным видам относится, например, административная, уголовная или дисциплинарная ответственность.

Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» определяет, что ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о ценных бумагах лица несут в случаях и порядке, предусмотренных гражданским, административным и уголовным законодательством, при этом вред, причиненный в результате нарушения законодательства, подлежит возмещению в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Закон определяет ряд противоправных деяний и ответственность за них участников рынка ценных бумаг. В законе предусмотрена ответственность профессиональных участников рынка ценных бумаг, эмитентов, должностных лиц эмитентов, лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии. Закон, в частности, содержит запрет на манипулирование ценами на -рынке ценных бумаг, понуждение к покупке или продаже ценных бумаг путем представления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах эмиссионных ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе, профессиональными участниками рынка ценных бумаг. В качестве ответственности профессиональных участников рынка ценных бумаг за указанные действия предусматривается приостановление или аннулирование выданных им разрешений. Законом предусмотрены полномочия Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ) в отношении эмитентов, осуществляющих недобросовестную эмиссию. В частности, ФКЦБ направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в суд для применения мер административной ответственности к должностным лицам эмитента, направляет материалы проверки по фактам недобросовестной эмиссии в органы прокуратуры при наличии в действиях должностных лиц эмитента признаков состава преступления, обращается в иском в суд о признании выпуска ценных бумаг недействительным в случае, если недобросовестная эмиссия повлекла за собой заблуждение владельцев, имеющее существенное значение, либо в случае, если цели эмиссии противоречат основам правопорядка и нравственности.

Законом предусмотрено, что должностные лица эмитентов, принявших решение о выпуске в обращение ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Закон определяет, что профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной и предусматривает полномочия ФКЦБ в отношении лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность.

Закон предусматривает полномочия ФКЦБ в случаях обнаружения фактов недобросовестной рекламы на рынке ценных бумаг. В частности, комиссия приостанавливает действие лицензии на осуществление деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих недобросовестную рекламу ценных бумаг.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, вступающий в силу 1 июля 2002 г., предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и на юридических лиц в различных размерах за следующие административные правонарушения в области ценных бумаг:

• нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных

бумаг;

• совершение профессиональными участниками рынка ценных

бумаг сделок с ценными бумагами, отчет об итогах выпуска которых не зарегистрирован;

• непредставление эмитентом или профессиональным участником рынка ценных бумаг инвестору по его требованию предусмотренной законодательством информации либо представление недостоверной информации;

• нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия -информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством;

• воспрепятствование эмитентом или регистратором осуществлению инвестором прав по управлению хозяйственным обществом;

• использование служебной информации для заключения сделок на рынке ценных бумаг лицами, располагающими такой информацией в силу служебного положения, трудовых обязанностей или договора, заключенного с эмитентом, а равно передача служебной информации для совершения сделок третьим лицам;

• нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, в частности, незаконный отказ или уклонение от внесения записей в систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, либо внесение в реестр владельцев ценных бумаг недостоверных сведении по вине держателя реестра, либо нарушение сроков выдачи выписки из системы ведения реестра владельцев ценных бумаг, а равно невыполнение или ненадлежащее выполнение держателем реестра иных законных требований владельца ценных бумаг или лица, действующего от его имени, а также номинального держателя ценных бумаг; уклонение от передачи или нарушение срока передачи регистратору информации и документов, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг, в случаях, установленных законодательством; публичное размещение, реклама или предложение в любой иной форме под видом ценных бумаг документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства и не являющихся в соответствии с законом ценными бумагами, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Литература

1. Агарное М. М. Основы банковского права: Курс лекций. Учение о ценных бумагах (научное исследование). —М., 1994.

2. Агарков М. М. Учение о ценных бумагах. —М., 1993.

3. Алехин Б. И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. —Самара:1992.

4. Банковское дело: Учебник. — 2-е изд. стереотип / Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. —М.: Финансы и статистика, 1996.

5. Белов В. А. К проблеме юридической личности Банка России // Бизнес и банки. 1993. № 48.

6. Белов В. А. Ценные бумаги в российском гражданском праве. — М„ 1996.

7. Белов В. А., Мартьянова Т. С. Ценные бумаги: эволюция становления и развития //Правоведение. 1992. № 6.

8. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Общие положения. - М.:СТАТУТ, 1997.

9. Бублик В. Законодательство о валютном регулировании: практика применения // Хозяйство и право. 1997. № 3.

10. Виноградов А. В. Некоторые аспекты применения ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и «О реструктуризации кредитных организаций» // Деньги и кредит. 1999. № 11.

11. Горюнов В. Н. Актуальные вопросы реструктуризации // Деньги и кредит. 1999. № 12.

12. Гражданское право: Учебник. В 2-х т. Том I. /Под ред. Е.А. Суханова. - М., 1998.

13. Гусева И. А. Практикум по рынку ценных бумаг. —М.: Юристъ, 2000.

14. Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право. —М., 1998.

15. Золотарев В. С., Кузнецов Н. Г., Кравцова Н. И., Кравцов С. А., Попова М. А., Рукавишникова И. В. Введение в Российский фондовый рынок. —Ростов н/Д, 1995.

16. Колесников В. И., Л. П. Кроливецкая и др. Банковское дело: Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1996.

17. Колтынюк Б. А. Ценные бумаги: Учебник. 2-е изд. — Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

18. Кравцова Н. И., Лубнев Ю. П. Ценные бумаги и механизм сделок на фондовом рынке. —Ростов н/Д: Изд-во РГЭА, 1995.

19. Крашенинников Е. А. Бумаги на предъявителя с системе ценных бумаг //Государство и право. 1993. № 12;

20. Мандрица В. М., Рукавишникова И. В., Дружинин Д. Н. Финансо-. вое право. Серия «Учебники, учебные пособия» / Под ред. проф. В. М. Мандрицы. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

21. Новоселова Л. А. Договор гарантии (поручительства) в банковской практике // Бизнес и банки. 1993. № 44.

22. Новоселова Л. А. Договор гарантии (поручительства) в практике арбитражных судов // Бизнес и банки. 1993. № 39.

23. Новоселова Л. А. Кредитные договоры в арбитражном суде // Бизнес и банки.1993. № 9.

24. Павлодский Е. А. Правовое регулирование расчетных и кредитных отношений. //Право и экономика. 1993. № 3—4.

25. Павлодский Е. А. Ценные бумаги на российском фондовом рынке // Дело и право. 1995, № 2.

26. Петражицкий Л. И. Акции, биржевая игра и теория экономических кризисов. Т. 1. —СПб., 1898.

27. Правовое регулирование банковской деятельности. Учебное пособие / Под. ред. Е. А. Суханова. —М., 1997.

28. Тосунян Г. А. Банковское дело и банковское законодательство России: опыт, проблемы, перспективы. —М., Дело, 1995.

29. Тосунян Г. А. и др. Банковское право РФ. Общая часть. — М.: Юристъ, 1999.

30. В. И. Колесников, В. С.Торкановский, Л. С. Тарасович и др. Ценные бумаги: Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, В. С.Торкановского. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.

 

 

Глава 15

 

СТРАХОВОЕ ПРАВО

15.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Совокупность нормативных актов, содержащих страховые нормы, образует комплексное, межотраслевое по своей природе законодательство о страховании. Правовые нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся в нормативных актах различной отраслевой принадлежности (конституционном, гражданском, административном, финансовом, налоговом и других отраслях права).

Так как страхование — одна из сфер финансовой системы государства, то можно считать устоявшимся современное пониманиестрахового права как комплексного института права, который в качестве объекта правового регулирования имеет особенные страховые отношения — общественные отношения по поводу условий формирования за счет страховых взносов страхователей и использования средств страховых фондов в целях осуществления страховых выплат при наступлении страховых случаев в порядке и на условиях, предусмотренных действующим законодательством и условиями договоров страхования.Тем самым подчеркивается, что предметом правового регулирования в такой отрасли права являются достаточно обособленные общественные отношения, для регулирования которых используются смешанные методы, применяемые в различных отраслях права.

Сфера страхования объединяет:

• гражданско-правовое регулирование договоров страхования, учреждение и ликвидацию страховых организаций;

• административно-правовое регулирование деятельности страховых организаций, связанное с лицензированием страховой деятельности, регистрацией страховых брокеров и страховых пулов (объединений страховщиков), контролем за платежеспособностью и финансовой устойчивостью страховых организаций, а также применением санкций к страховщикам со стороны федерального органа страхового надзора.

Методы финансового права применяются в страховании в целях государственного надзора за формированием резервных фондов страховщиками и их использованием, а также в области налогообложения при осуществлении страховых операций страхователями и страховщиками, финансовых результатов страховщиков.

Источники страхового права представляют собой определенную систему нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с осуществлением страховой деятельности. В настоящее время к законодательству, регулирующему отношения в области страхования, следует отнести две основные группы нормативно-правовых актов:

• общие (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ);

• специальные (широкий перечень федеральных законов прямого и непрямого действия, а также специальные законы об отдельных видах обязательного страхования).

1. Конституция РФ. Статья 39 Основного закона РФ посвящена вопросам социального обеспечения, в которой говорится о том, что в России поощряется добровольное социальное страхование. Статья 41, посвященная вопросам охраны здоровья и медицинской помощи, устанавливает, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, в том числе за счет средств страховых взносов.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, выступающий основным источником гражданско-правового регулирования страхования. Сорок четыре статьи главы 48 ГК РФ впервые столь подробно регламентируют гражданско-правовые страховые отношения. В гражданском законодательстве СССР страхованию уделялось значительно меньше внимания, что объясняется административно-командной системой управления экономикой при господствующей роли государственной собственности. В условиях государственной монополии на страховую деятельность страховые правоотношения регулировались главным образом подзаконными нормативными актами Минфина и Госстраха, а подавляющее большинство норм имело императивный характер. В новом ГК РФ возрастает роль договорного регулирования сферы страхования. Диспозитивные нормы ГК РФ должны способствовать развитию страхования, расширению страхового рынка, способствовать конкуренции между страховыми организациями. Императивный характер сохраняют в основном те нормы, которые направлены на охрану интересов участников страхования от злоупотреблений контрагентов, на предотвращение уклонения страхования от его прямого назначения в качестве системы защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства и превращения его в так называемые алеаторное обязательство наподобие игр, лотереи или пари (п. 2 ст. 928 ГК РФ). Договор страхования возведен ГК РФ в ранг практически универсальной формы осуществления всех видов обязательств по страхованию, поэтому общие правила заключения и исполнения страховых обязательств не могут включаться в предметную сферу каких-либо иных федеральных законов, кроме тех, которые относятся к специальным видам страхования. В этом случае правила ГК РФ о страховании применяются в субсидиарном порядке к специализированным нормативным актам, регламентирующим отдельные виды страхования (например, морское, медицинское, социальное страхование), придятие которых прямо предусмотрено ГК РФ (п. 2,3 ст. 927, п. 2 ст. 968, п. 2 ст. 969, ст. 970 ГК РФ).

3. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 31 декабря 1997 г. № 157- ФЗ[75] в редакции от 20 ноября 1999 г.[76] (ранее действовавший как Закон РФ «О страховании» 1992 г. — один из первых актов рыночного законодательства) в полном объеме сохраняет лишь те свои правила, которые посвящены обеспечению финансовой устойчивости страховых организаций, лицензированию страховой деятельности и государственному контролю. Глава 2 «Договор страхования» из текста федерального закона была исключена в связи с введением в действие с 1 марта 1996 г. части второй ГК РФ (глава 48).

4. Специализированные федеральные законы об отдельных видах страхования, предмет правового регулирования которых более конкретен:

4.1. Базовый нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в системе обязательного социального страхования, — Федеральный закон РФ № 165-ФЗ от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования»[77];

4.2. Обязательное профессиональное социальное страхование регулируется Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[78];

4.3. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. № 1499-1[79], устанавливающий обязательность медицинского страхования;

4.4. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (глава 15)[80], охватывающий вопросы морского страхования судов и грузов на море.

В настоящее время действуют более 40 федеральных законов, отдельные нормы которых посвящены различным видам обязательного страхования (например, экологическое страхование предусмотрено п. 1 ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» 1992 г., страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна предусмотрено ст. 132 Воздушного кодекса РФ, страхование банковских вкладов граждан — ст. 38 ФЗ «О банках и банковской деятельности» 1996 г., страхование доноров — ст. 8 Закона РФ «О донорской крови и ее компонентах» 1993 г. и другие). Обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий также осуществляется на основании специальных федеральных законов и иных правовых актов за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям). Например, государственное страхование сотрудников налоговой полиции осуществляется в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции» 1993 г., государственное страхование сотрудников милиции — на основании ст. 29 Закона РФ «О милиции» 1999 г., государственное страхование должностных лиц таможенных органов РФ — ст. 431 Таможенного кодекса РФ, государственное страхование военнослужащих и лиц, призванных на военные сборы — п. 1 ст. 18 ФЗ «О статусе военнослужащих» 1998 г., и др. К сожалению, в последнее время наметилась нежелательная тенденция использовать некоторые виды обязательного страхования для решения интересов отдельных министерств и ведомств. Поэтому скорейшего рассмотрения требует законопроект «О порядке осуществления обязательного страхования на территории РФ», который бы задал нужный вектор разработке нормативной базы по конкретным видам обязательного страхования в РФ.

Кроме того, источниками страхового права является широкий перечень федеральных законов непрямого действия, таких как Налоговый кодекс РФ, Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» 1993 г., Закон РФ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» 1999 г., Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. и другие.

Источниками права о страховании является также достаточно широкий перечень указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, среди которых: Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. № 1177, постановление Правительства РФ от 22 ноября 1996 г. № 1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в РФ», постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г. «Об основных направлениях развития национальной системы страхования в РФ в 1998—2000 гг.» и т. д.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.228.52.223 (0.022 с.)