Институт права, социального управления и безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт права, социального управления и безопасности



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ТРУДОВОГО ПРАВА И ОСНОВ ПРАВОВЕДЕНИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПРАВОВЕДЕНИЕ

 

для специальности «Филология (Русский язык и литература) 02701,

Филология Русский язык и литература;

Русский язык как иностранный 021701; 021706»

 

 

Составители рабочей программы:

Старший преподаватель кафедры трудового права

и основ правоведения

Русских Т.В. ____________________

Старший преподаватель кафедры трудового права

и основ правоведения

Шишкина К.В. ____________________

 

 

Рассмотрено и переутверждено на заседании кафедры трудового права и основ правоведения от «29» августа 2011 г.

Зав. кафедрой трудового права и основ правоведения к.ю.н., профессор Колеватова В. С.

Подпись: _________________

 

Согласовано с методической комиссией ИПСУБ УдГУ «__»___________2011 г.

Председатель методической комиссии ____________________________________________

Подпись: _________________

 

 

Ижевск 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………3

1. Извлечение из ГОС ВПО по специальности …………………………….6

2. Рабочая программа по дисциплине «Правоведение»…………………..7

2.1. Аннотация к рабочей программе по дисциплине «Правоведение»…7

2.2. Принципы построения курса……………………………………………8

2.3. Цели и задачи курса……………………………………………………..8

2.4. Структура курса…………………………………………………………9

2.5. Распределение часов по темам курса и видам занятий………………10

2.6. Содержание курса лекционных занятий………………………………11

2.7. План самостоятельной работы студентов с методическими

указаниями…………………………………………………………………………14

3. Методические рекомендации преподавателю…………………………….........60

4. Методические рекомендации по контролю знаний…………………….62

4.1. Основы бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов……62

4.2. Перечень вопросов для зачета (экзамена)…………………………….65

4.3. Тематика контрольных работ (рефератов)………………………….....67

4.4. Примерные задания для текущей аттестации…………………………68

5. Учебно-методические материалы…………………………………………72

5.1. Основная литература…………………………………………………….74

5.3. Нормативные акты……………………………………………………….76

6. Основное оборудование по дисциплине………………………………..79

Приложение 1. Список имеющейся литературы по дисциплине «Правоведение» в научной библиотеке УдГУ…………………………………..80


ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Правоведение», входящая в перечень дисциплин предметной подготовки Государственного образовательного стандарта, имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника вуза определяется ролью права в обществе, в производственной и иных сферах человеческой деятельности. В условиях построения в России правового демократического государства каждый гражданин должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, проявлять глубокое уважение к закону, бережно относиться к социальным ценностям правового государства, обладать профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, высоким нравственным сознанием, неотъемлемой составной частью которого должно стать правосознание.

В российском обществе не должно быть места "правовому нигилизму", черты которого к сожалению, иногда отчетливо проявляются среди молодежи в форме неверия в закон, в справедливость, отсутствия чувства защищенности. Необходимо показать студентам весь существующий арсенал законных средства для защиты своих конституционных и иных прав и интересов а также их конституционный и личный правовой статус, дать представление о том, как в Российской Федерации с помощью правовых норм регулируются общественные отношения, в том числе и в сфере будущей профессиональной деятельности.

Указанные обстоятельства позволяют говорить об особой роли и особом значении дисциплины "Правоведение" в системе государственного образовательного стандарта.

Курс «Правоведение» является органической частью системы дисциплин социально-гуманитарного профиля и предполагает межпредметные связи с историей, социологией, политологией, выполняя интегрирующую функцию в ряду этих учебных дисциплин, помогая студентам осмыслить процесс и результаты их конкретно-практической деятельности.

В результате изучения предлагаемого курса студент должен приобрести умения и навыки, которые в обобщенном виде могут быть сформулированы следующим образом:

· уметь правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты;

· уметь юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

· уметь принимать решения и совершать действия в точном соответствии с законом;

· уметь ориентироваться в специальной юридической литературе;

· уметь четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений;

· знать основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности.

· знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации.

· иметь представление об основах государственного, административного, гражданского, трудового, семейного, уголовного права Российской Федерации.

· знать правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

· уметь использовать нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность.

Студент должен знать:

· понятие права и его признаки;

· соотношение норм права и норм морали;

· понятие материального и процессуального права;

· понятие частного и публичного права;

· основные учения о праве;

· понятие источников права;

· виды форм права;

· понятие и структуру нормы права;

· понятие аналогии права и аналогии закона;

· толкование права;

· понятие правоотношения;

· понятие и виды правонарушений;

· понятие и виды юридической ответственности;

· основные правовые системы современности;

· системы и отрасли российского права;

· соотношение российского и международного права;

· понятие и признаки государства;

· формы государства;

· основные теории происхождения государства и права;

· основные положения Конституции Российской Федерации;

· основы конституционного строя Российской Федерации;

· основы конституционно-правового статуса личности в РФ;

· систему органов государственной власти в Российской Федерации;

· понятие физического и юридического лица;

· правоспособность и дееспособность граждан и юридических лиц;

· образование, реорганизация и ликвидация юридических лиц;

· виды юридических лиц;

· понятие право собственности;

· понятие обязательства в гражданском праве;

· возникновение и исполнение обязательства;

· стороны в обязательстве;

· договор как отдельный вид обязательства;

· основные положения наследственного права;

· условия и порядок заключения и прекращения брака;

· права и обязанности супругов;

· права несовершеннолетних детей;

· понятие алиментных обязательств;

· понятие трудового договора;

· понятие и виды рабочего времени;

· понятие и виды времени отдыха;

· понятие трудовой дисциплины;

· способы защиты трудовых прав;

· понятие и виды административных правонарушений;

· порядок привлечения к административной ответственности;

· административные наказания;

· принципы уголовного законодательства;

· понятие, категории, состав, виды преступлений;

· обстоятельства, исключающие преступность деяния;

· понятие, цели, виды наказаний;

· освобождение от уголовной ответственности и наказания;

· основы экологического права;

· система государственного экологического управления;

· особенности регулирования отдельных видов природопользования;

· основы информационного права Российской Федерации;

· понятие государственной тайны;

· защита информации и прав субъектов в области информации.

Данный учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для подготовки специалистов в высшем учебном заведении.

1. Извлечение из государственного образовательного стандарта (ГОС) по направлению (специальности) «Филология (Русский язык и литература) 02701,

Филология Русский язык и литература;

Цели и задачи курса

 

Основные цели и задачи курса заключаются в том, чтобы:

1) дать представление об особенностях правового регулирования будущей профессиональной деятельности;

2) раскрыть особенности функционирования государства и права в жизни общества;

3) дать представление об основных правовых системах современности;

4) определить значение законности и правопорядка в современном обществе;

5) познакомить с основополагающими жизненноважными положениями действующей Конституции Российской Федерации - основного закона государства и общества;

6) показать особенности федеративного устройства России и системы органов государственной власти Российской Федерации;

7) дать базовые знания (представления) по основным отраслям российского законодательства и особенно по тем, с которыми любой гражданин сталкивается в своей повседневной жизни: гражданскому праву, трудовому праву, семейному праву.

 

Структура курса

Программа курса включает в себя несколько блоков:

1) Общая теория государства

2) Общая теория права

3) Общая характеристика основных отраслей права

 

Общая теория государства  

 

 

Общая теория права
Общая характеристика законодательства

 

Основы конституционного права РФ
Основы семейного права РФ
Основы уголовного права РФ
Основы экологического права РФ
Основы информационного права РФ
Правовые основы будущей профессиональной деятельности
Основы трудового права РФ
Административное правонарушение и административная ответственность РФ
Основы гражданского права РФ

 

 

Первый семестр

І МОДУЛЬ:

Тема 2. Общая теория права

Методические рекомендации для студентов.

Изучение данной темы следует также начать с изучения происхождения права как явления общественной жизни. Проанализировать, как понимали право в древние времена, и что понимается под правом сегодня.

Какие основные теории выделяются правоведами в вопросе становления права с первобытнообщинного строя до государственной организации общества? Здесь можно выделить главные направления: 1)санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством; 2)юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3) издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Проанализируйте основные учения о праве. Такой анализ поможет Вам составить более полное представление о сущности и содержании права, о разных причинах его происхождения.

Выделите основные признаки права. Чем они отличаются от других видов социального регулирования: нормы морали, нравственности, нормы обычаев.

Подумайте, какое значение имеет обычай в нашей современной жизни. Какое значение имеет в нашей жизни нормы морали. К слову, в Древнем Риме в эпоху принципата, значение обычая было не меньше значения закона. Император Древнего Рима Юлиан признавал за ним такую же силу, и такое же основание, как и за законом: "Установившийся издревле обычай соблюдается как закон, и это и есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по решению народа. Заслуженно соблюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения" ("Римское частное право"/ под ред. проф. И.Б.Новицкого/, Москва, 1948).

Выделите виды правовых норм по степени определенности элементов правовых предписаний; по кругу лиц, к которым они обращены; по масштабам и уровню охвата общественных отношений.

Определитесь с понятием нормы права и ее внутренней структурой. Для наглядности возьмите, к примеру, Гражданский Кодекс, и найдите гипотезу, диспозицию и санкцию нормы. К примеру, статья 284 ГКРФ, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного в наем имущества. Гипотеза данной нормы (условия, при которых следует руководствоваться данным правилом-" сдача в наем имущества"), диспозиция (указывающая на само поведение (правомочия или обязанность)-наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, а наниматель в случае неисполнения наймодателем этой обязанности, имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением, санкция определяет меру ответственности нарушителю нормы. В рассматриваемом случае, наймодатель в случае нарушения своих обязательств, в соответствии с законом должен возместить убытки нанимателю.

Таким образом, логическая формула элементов правовой нормы выглядит следующим образом: если наймодатель сдал в наем имущество (гипотеза), то он обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя (диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного принуждения (санкция).

 

Вопросы для изучения:

1. Понятие и виды социальных норм. Норма права – понятие, виды и признаки.

2. Российское право и основные правовые системы со­временности.

3. Источники права: понятие, признаки, виды.

4. Система российского права, ее структурные элементы.

5. Понятие правоотношения: субъект, объект, содержание.

6. Понятие правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность – понятие и виды.

7. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Составьте таблицу «Основные учения о праве»

Название теории Представители Содержание
     

2. Что регулирует перечисленные ниже общественные отношения: право или мораль?

1) Гражданин Плюшкин каждый день приходит домой после 00:00.

2) Рабочий день Плюшкина с 8:00 до 17:00.

3) Плюшкин не уступает место в автобусе бабушкам.

4) Плюшкин оплачивает проезд в общественном транспорте.

5) Плюшкин платит алименты на своего несовершеннолетнего сына.

6) Плюшкин не дарит подарки на день рождения своему сыну.

7) Начальник отдела кадров Ушкина рассказала своей подруге, что Плюшкин – бесчестный человек.

8) Начальник отдела кадров Ушкина так же рассказала своей подруге о семейном положении Плюшкина, его хронических заболеваниях, заработной плате и дате рождения.

 

3. Какие из перечисленных ниже актов являются источниками права в Российской Федерации:

1) Конституция РФ;

2) Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами Трудового кодекса РФ»;

3) Коран;

4) Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»

5) Трудовой договор;

6) Библия;

7) Решение Верховного суда УР № 13-45;

8) Уголовный кодекс РФ;

9) Решение Городской Думы г. Ижевска «О правилах торговли на авторынках»;

10) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке организации медицинского обслуживания».

 

4. Составьте таблицу «Основные правовые семьи мира»

 

Правовая семья Государства Особенности
     

 

5. Определите структурные элементы следующих норм права:

1) Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

2) Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (п. 1 ст. 105 УК РФ).

 

6. Определите, какие правонарушения совершены в перечисленных ниже случаях, и какой вид ответственности за них следует:

1) Буфетчица Иванова продавала спиртные напитки несовершеннолетним;

2) Студент Булкин систематически не посещает занятия в ВУЗе;

3) Бухгалтер Ушкина рассказала о размерах и источниках прибыли своего работодателя конкурирующей фирме;

4) Слесарь Кошкин в рабочее время распивал спиртные напитки в цехе;

5) Водитель Пушкин сбил пешехода Сидорова.

6) Завод «Х» загрязняет окружающую среду (выбрасывает вредные вещества в атмосферный воздух);

7) Петя (10 лет), Коля (14 лет), Вадик (16 лет) ловят кошек и жестоко с ними обращаются.

7. Составить сравнительную таблицу, в которой соотнести характеристики международного права и национального права РФ.

Международное право Национальное право РФ
   

8. На основании Конституции РФ укажите, по каким вопросам должны быть приняты федеральные конституционные законы.

 

9. Определите структуру правоотношений (субъект, объект, содержание), возникающих в перечисленных ниже случаях:

 

1) Статья 29 ГК РФ.

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

 

2) Статья 41СК РФ.

 

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

 

3) Статья 110 УК РФ

 

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

 

10. Рассмотрите перечисленные ниже ситуации и ответьте на представленные вопросы:

1) В метро на ст. «Курская» сотрудники милиции попросили гражданина М., прибывшего из Тбилиси, предъявить документы. М. документы не предъявил, попросив объяснить, на каком основании их требуют. Сотрудники пригласили М. пройти в дежурную комнату, на что последний ответил отказом. М. был задержан, но после выяснения его личности отпущен. Являлось ли его задержание и претерпевание им неблагоприятных последствий юридической ответственностью?

2) Автолюбитель К. при выезде со стоянки по причине своей неопытности разбил бампер стоящей рядом машины. Извинившись за происшедшее, К. уплатил пострадавшему двойную рыночную цену бампера. Инцидент был исчерпан на месте. Имела ли место юридическая ответственность?

3) Гражданин С. разведен с супругой судом. Двое несовершеннолетних детей остались с матерью. В решении суда определен размер алиментов, которые С. выплачивает ежемесячно по исполнительному листу. Идет ли речь о юридической ответственности?

ІІ Модуль

ІІІ Модуль

Тема 2. Общая теория права.

1) Каковы составные элементы определения права?

2) Зачем необходимо право в современном обществе?

3) Почему право не может существовать без государства?

4) Что такое функции права?

5) Принципы права: понятие, виды

6) В чем различие технических и социальных норм?

7) Что такое мораль как вид социальных норм?

8) В чем состоят различия между правом и моралью?

9) Взаимодействие права и морали? Возможны ли между ними противоречия?

10) Норма права: понятие и структура?

11) Существует ли аналогия в праве?

12) Источники права: понятие, виды.

13) Что такое правоотношение? В чем его особенности?

14) Правонарушение: понятие, виды.

15) Юридическая ответственность: понятие, виды.

16) Как соотносятся понятия «система права» и «правовая систем».

17) Дайте общую характеристику основным правовым системам современности.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 

Предлагаемый учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМКД) подготовлен на основе действующего законодательства и программы курса «Правоведение» для студентов Удмуртского государственного университета. Он отвечает всем требованиям, предъявляемым к учебно-методическим пособиям для студентов высших учебных заведений, и ориентирован на активизацию деятельности студентов в части самообразования, что соответствует современным тенденциям российского образования.

Тематическая структура лекционных занятий должна быть основана на программе «Правоведение». Общим вектором лекционных занятий является активизация студента, повышение его мотивации. В ходе лекционного занятия преподаватель должен основываться на оценочном подходе, который состоит в том, что студенту предлагается обзор спектра мнений и школ, представленных в области науки. Важнейшей целью преподавателя становится систематизация большого разнородного материала и обучение студента умению ориентироваться в этом материале.

Схема лекционного курса выглядит следующим образом:

1) Определение структуры и задач конкретной научной дисциплины;

2) Сообщение студенту базовых терминов, теоретических понятий данной дисциплины, показ принципа их работы при анализе фактического (эмпирического материала);

3) Освещение сходств и различий трактовки базовых понятий разными научными школами, наличествующими в данной области знаний;

4) Обсуждение альтернативных научных школ и концепций, опирающихся на принципиально иные системы понятий. Анализ недостатков и преимуществ данных систем;

5) Обсуждение наиболее сложных или дискуссионных проблем данной области знаний.

Таким образом, преподаватель в ходе лекции должен ставить проблемы, обозначать дискуссионные моменты и ориентировать студентов в том, где именно можно получить сведения по тому или иному вопросу.

В учебный процесс целесообразно внедрять следующие методы обучения студентов: проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция вдвоем; лекция-беседа; лекция-дискуссия; лекция с разбором конкретной ситуации; лекция-консультация.

Основная деятельность студента должна осуществляться самостоятельно. В УМКД по каждой теме предлагается перечень вопросов для изучения (для самоподготовки). Знания, полученные самостоятельно, должны проверяться и обсуждаться на семинарских и практических занятиях.

На основании того, что данный курс не предусматривает проведение практических (семинарских) занятий, основное внимание должно быть уделено правильной организации самостоятельной работы студента. Именно самостоятельная работа студентов, изучающих курс “Правоведение”, должна рассматриваться как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов по подбору литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление сообщения или доклада и пр.

В процессе работы осуществляются три основных типа контроля:

1. Текущий контроль успеваемости

2. Промежуточная аттестация

3. Итоговая аттестация

Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Он может включать устный опрос (групповой и индивидуальный); проверку выполнения письменных домашний заданий; проведение контрольных работ; тестирование (письменное и компьютерное); контроль самостоятельной работы студентов.

Промежуточная аттестация осуществляется в течение семестра.

Итоговая аттестация служит для проверки результатов обучения в целом и проводится в форме зачета.

 


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ

4.1. Основы бально-рейтинговой системы оценки знаний студентов

 

Бально-рейтинговая технология (БРТ) оценки знаний используется с целью личностно–ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

БРТ оценки знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

БРТ позволяет студентам:

- понимать систему формирования оценок по дисциплине с целью получения итоговых оценок;

- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоения материала;

- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

- в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

БРТ включает все виды учебной нагрузки (занятости) студента:

- теоретического материала — посещение лекций;

- практические навыки - семинарские занятия;

- выполнение самостоятельных работ (рефераты, творческие задания, контрольные работы и иные проекты) и их защита;

- промежуточная аттестация (тестирование и иные задания).

Рубежный контроль необходимо проводить после изучения определенных учебных модулей (разделов) курса. В течение одного семестра проводятся три таких контроля - соответственно на 6, 12 и 18 учебной неделе. Итоги рубежного контроля позволяют преподавателю аттестовать или не аттестовать студента по пройденному модулю (разделу) изучаемого предмета. Среди форм рубежного контроля - тестирование, коллоквиумы, контрольные работы и другие задания, которые определяет преподаватель в зависимости от уровня студентов и уровня сложности изученного материала.

При изучении дисциплины максимальная сумма баллов за один семестр может составить 100. После каждого рубежного контроля, то есть по окончании изучения одного модуля знаний, студент может получить максимум 25 баллов, соответственно после трех рубежных контрольных периодов - 75. Максимальное количество баллов при итоговом контроле (экзамены и зачеты) - 25. Итого, за один семестр при условии, что студент занимался отлично, он может набрать в сумме 100 баллов.

Для того чтобы студенты были допущены к итоговой (промежуточной) аттестации, другими словами, к сдаче зачетов или экзаменов в конце семестра, им необходимо получить за три рубежных контроля не менее 41 балла. Студент, получивший в ходе рубежного и текущего контроля 61 балл и больше, получает оценку "зачтено" автоматически без сдачи зачета.

Если изучение учебной дисциплины завершается сдачей семестрового (годового) экзамена, в этом случае к нему допускаются студенты, имеющие по итогам текущего и рубежного контроля не менее 41 балла. При этом за ответ на экзамене они могут получить максимально 25 баллов. Если его ответ на экзамене оценивается менее 15 баллов, студенту выставляется оценка «0» баллов;

В рейтинг идут баллы, полученные с первого раза и в установленный срок.

Занятия, пропущенные по уважительной причине, отрабатываются по инициативе студента по усмотрению преподавателя. Баллы, полученные на отработке, идут в рейтинг.

По результатам изучения каждого модуля проводится промежуточный контроль знаний. Промежуточная контрольная работа оценивается максимально 10 баллов.

Если промежуточный контроль проводится преподавателем в форме теста и состоит из 20 заданий, то решенные задания оцениваются следующим образом:

За выполнение 19-20 заданий – 10 баллов

За выполнение 17-18 заданий – 9 баллов

За выполнение 15-16 заданий – 8 баллов

За выполнение 13-14 заданий – 7 баллов

За выполнение 11-12 заданий – 6 баллов

За выполнение 9-10 заданий – 5 баллов

За выполнение 8 и менее заданий – 0 баллов

Если тест состоит из иного количества заданий, то количество баллов определяет преподаватель в зависимости от правильно выполненных заданий.

Если промежуточный контроль проводится преподавателем в иной форме, то решенные задания оцениваются в зависимости от их количества и правильности выполнения.

По решению кафедры студенты, имеющие высокий рейтинг по
дисциплине (от 90%) могут быть (с их согласия) освобождены от сдачи
экзамена. Для получение оценки «отлично» требуется сдача экзамена.

Таблица переводов баллов в европейскую систем оценок ЕСТS (European Credit Transfer System)

Сумма баллов Буквенные обозначения Числовой эквивалент Название
91-100 А   отлично
84-90 В   очень хорошо
74-83 С   хорошо
68-73 D З удовлетворительно
61-67 Е З посредственно
41-60   неудовлетворительно
0-40 F   очень плохо

 

ТЕСТ № 1

1. Право – это:

1) совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством

2) нормативно-правовой акт

3) закон о поправках к конституции

4) федеральный закон

 

2. Отрасль права – это:

1) институт права

2) компоненты материального права

3) структура права

4) большая группа правил поведения, регулирующих какой-то однородный вид общественных отношений

 

3. Виды норм права:

1) общеобязательные к исполнению

2) управомочивающие, обязывающие, запрещающие

3) предусматривающие многократное исполнение

4) носящие государственно-властный характер

 

4. Структура нормы права:

1) гипотеза, диспозиция, санкция

2) общеобязательность исполнения, многократное исполнение, государственно-властный характер

3) управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы

4) моральные, религиозные, политические, этические нормы

 

5. Законность – это:

1) Неукоснительное соблюдение конституции

2) верховенство закона

3) режим реального действия права в государстве

4) эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов

 

6. Государство – это:

1) профессиональный аппарат управления

2) социальн0-политическая структура особого рода;

3) вещь, выгодная всем, но невыгодная каждому в отдельности

4) организация правительственного аппарата

 

7. Российская Федерация (Россия) это:

3. демократическое государство

4. демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления

5. федеративное государство

6. правовое государство

 

8. Высшей ценностью в нашей стране является:

1) государственный суверенитет

2) государственная власть

3) человек, его права и свободы

4) закон

 

9. Города Федерального значения:

1) Волгоград

2) Екатеринбург, Москва

3) Новосибирск, Санкт-Петербург

4) Москва, Санкт-Петербург

 

10 Автономная область:

1) Еврейская

2) Ивановская

3) Калужская

4) Брянская

 

11. Важнейшая задача Президента:

1) принятие решения об отставке Правительства РФ

2) защита конституционных прав и свобод человека, суверенитета государства, обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия основ государственной власти

3) утверждение военной доктрины РФ

4) формирование Администрации Президента РФ

 

12. Федеральное Собрание – это:

1) представительный и законодательный орган России

2) орган исполнительной власти

3) Государственная Дума

4) Совет Федерации

 

13. Правительство России осуществляет власть:

1) судебную

2) законодательную

3) исполнительную

4) финансовую

 

 


ТЕСТ № 2

 

1. Правоспособность гражданина утрачивается…

1) по достижении 16-летнего возраста.

2) по достижении совершеннолетия.

3) с момента возникновения дееспособности.

4) с момента смерти.

 

2. Обязательства с пассивной множественностью лиц означают, что:

1) на стороне кредитора участвуют несколько лиц.

2) на стороне должника участвуют несколько лиц.

3) на стороне кредитора участвует 1 лицо.

4) на стороне должника участвует 1 лицо.

 

3. По своей правовой природе договором не является:

1) завещание

2) аренда

3) найм жилого помещения

4) купля-продажа

 

4. В период испытательного срока:

1) работнику не должна выплачиваться заработная плата

2) на работника распространяется трудовое законодательство

3) на работника не распространяется трудовое законодательство

 

5. Выморочное имущество – это:

1) все вещи, оставшиеся после умершего собственника

2) вещи, оставшиеся после умершего собственника, у которого нет наследников.

3) все вещи, которые умерший собственник никому не завещал

4) вещи умершего собственника, которые не имеют ценности

 

6. Мерой дисциплинарного взыскании не является:

1) замечание

2) штраф

3) выговор

4) увольнение

 

7. Одним из условий заключения брака является достижение брачного возраста:

1) 16 лет

2) 18 лет

3) 14 лет

4) 20 лет

 

 

8. Административное право регулирует:

1) правоохранительные отношения

2) процессуальные отношения

3) материальные отношения

4) управленческие отношения

 

9. Элементом состава преступления не является:

1) объект преступления

2) предмет преступления

3) субъект преступления

4) субъективная сторона

 

10. Обстоятельством, исключающим преступность деяния может выступать:

1) несовершеннолетие виновного

2) наличие малолетних детей у виновного

3) необходимая оборона

4) беременность

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.261 с.)