Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Общая теория государства

Поиск

 

Методические рекомендации для студентов

Любое явление жизни не существует само по себе. Оно всегда неразрывно связано с причинами его возникновения, с теми связями, которые существуют между самим явлением и его внутренним содержанием, с его внутренними частями и внешними связями с другими явлениями.

В связи с этим, начинать свои познавательные поиски в понимании такой сложной формы общественного явления как государство, следует, прежде всего, с осмысления человеческих отношений.

Во-первых, исходя из полученных знаний по программе общеобразовательной школы, а также применив дополнительную литературу, которую мы привели ниже, следует проанализировать развитие человеческих отношений с времен первобытной организации общества до сегодняшних дней. Попробовать понять: почему общество не нашло или не приняло никакой другой формы организации жизнедеятельности людей иной, чем государство.

Попробуйте выделить все известные истории формы организации жизни общества: не забывая при этом, существовавшие в Древней Греции такие формы общежития людей как полисы, которые, по мнению И.Ю. Козлихина представляли собой "Самоуправляющиеся общины свободных и равных людей - гражданскую общину", являясь при этом "высшей формой общения между людьми".

Проанализируйте, какие методы регулирования человеческих отношений применялись в древних первобытных общинах, в полисах, и какие методы применяли в государствах древних времен? Изменились ли они с развитием общества и государства?

Во-вторых, понять сущность государства и то, почему оно существует невозможно без знаний о существующих в современной правовой науке теорий происхождения государства. Эти знания помогут осознать о существовании разных причин возникновения государства и понять, почему государство явилось самым удобным способом организации жизни людей. Подумайте, самым ли лучшим? Попробуйте поразмыслить и над таким вопросом: вечно ли государство? Какую роль играет народ в выборе формы организации жизни людей?

Попробуйте сами выделить признаки государства. Совпадают ли они с признаками, выделенными правоведами в предложенной Вам литературе.

Успешное понимание изначально поставленных перед Вами задач, поможет Вам сформировать свои политические убеждения, сориентироваться при выборе власти, а также понять причины жизненных проблем общества.

Что касается тем, рассматривающих форму правления государства, государственное устройство, политический режим государства, студенту можно посоветовать следующее.

При изучении любой предлагаемой темы всегда предпочтительно анализировать, вникать, понимать, а не запоминать. Студент, выбравший в качестве своего пути познания тех или иных явлений запоминание, обречен, может быть, много знать, но никогда не иметь собственное представление о вещах. Если же студент не успокоится в поисках своего понимания поставленной перед ним задачи, достигнув понимания, он сможет не только иметь собственное суждение, но видеть причину происходящих явлений, чувствовать голос последующих последствий.

Постарайтесь открыть в себе свой собственный интерес к поставленным перед Вами задачам. Почувствуйте, как получаемые в процессе познавательной деятельности знания, и открывающиеся перед Вами понимания неразрывно связаны с жизнью. Такой подход сделает Вашу нелегкую задачу обучения поистине интересной.

В рамках второй части темы о государстве, важно понять и различать формы государства по их организационно-функциональным признакам:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая).

При изучении форм правления важно не только различать и выделять признаки каждой из форм, но и попытаться понять их достоинства и недостатки. Предлагается также проанализировать на примере современных государств, зависит ли успешность государства от выбранной ею формы правления. Если да, то как? Какая из форм правления, на Ваш взгляд, более близка России, исходя из сложившейся исторически ее культуры, быта, менталитета граждан?

2. Форма государственного устройства: унитарная, федеративная, конфедерация.

В рамках этой части темы, следует понимать отличия форм государственного устройства. Проанализируйте, какие задачи государство решает с помощью выбора определенной формы государственного устройства. Реально ли существование такого масштабного по своей територрии, многонационального государства Россия в такой форме как унитарное государство?

3. Государственный (политический) режим: демократия, тоталитарный режим, авторитарный режим.

Знания об особенностях форм политического режима, позволит понять, какие методы применяет власть при регулировании общественной жизни при тоталитарном, авторитарном режиме, и при демократии. Здесь важно не только отличать политические режимы, но и видеть последствия выбора государством неверных методов властвования, с точки зрения их плачевных последствий для развития и достойной жизни общества в целом и человека в отдельности.

 

Вопросы для изучения:

1.Государство и право. Их роль в жизни общества.

2. Теории происхождения государства.

3. Понятие и признаки государства. Функции государства.

4.Формы государства: формы государственного правления, формы государственного правления и политический режим.

 

Задания для самостоятельной работы:

1. Дайте характеристику формы государственного устройства перечисленных ниже стран.

1) Российская Федерация;

2) США;

3) Великобритания;

4) Германия;

5) Франция;

6) Италия;

7) Саудовская Аравия.

 

2. Составьте таблицу «Основные теории происхождения государства»:

 

Название теории Основные представители Содержание теории
     

 

3. Приведите пример пяти государств с унитарной формой государственного устройства. Существует ли в данных государствах какое-либо внутреннее территориальное деление? Если да, то укажите, какими полномочиями обладают отдельные территориальные части государства?

4. Приведите пример пяти государств с федеративной формой государственного устройства. По какому принципу образованы субъекты перечисленных государств?

 

Тема 2. Общая теория права

Методические рекомендации для студентов.

Изучение данной темы следует также начать с изучения происхождения права как явления общественной жизни. Проанализировать, как понимали право в древние времена, и что понимается под правом сегодня.

Какие основные теории выделяются правоведами в вопросе становления права с первобытнообщинного строя до государственной организации общества? Здесь можно выделить главные направления: 1)санкционирование государством норм первобытных обычаев и превращение их в нормы права (обычаи), которые уже стали охраняться от нарушений государством; 2)юридический прецедент (судебное или административное решение по конкретным делам), которому государство придает юридически обязательную силу для аналогичных дел; 3) издание государством новых нормативных актов, содержащих нормы права.

Проанализируйте основные учения о праве. Такой анализ поможет Вам составить более полное представление о сущности и содержании права, о разных причинах его происхождения.

Выделите основные признаки права. Чем они отличаются от других видов социального регулирования: нормы морали, нравственности, нормы обычаев.

Подумайте, какое значение имеет обычай в нашей современной жизни. Какое значение имеет в нашей жизни нормы морали. К слову, в Древнем Риме в эпоху принципата, значение обычая было не меньше значения закона. Император Древнего Рима Юлиан признавал за ним такую же силу, и такое же основание, как и за законом: "Установившийся издревле обычай соблюдается как закон, и это и есть право, о котором говорится, что оно установлено нравами. Ведь самые законы связывают нас не по какой-либо другой причине, как по той, что они приняты по решению народа. Заслуженно соблюдается и то, что народ без всякой записи выражает свою волю на самом деле и фактами. Поэтому совершенно правильно принято даже такое правило, что законы отменяются не только по решению законодателя, но также в силу молчаливого согласия всех, путем неприменения" ("Римское частное право"/ под ред. проф. И.Б.Новицкого/, Москва, 1948).

Выделите виды правовых норм по степени определенности элементов правовых предписаний; по кругу лиц, к которым они обращены; по масштабам и уровню охвата общественных отношений.

Определитесь с понятием нормы права и ее внутренней структурой. Для наглядности возьмите, к примеру, Гражданский Кодекс, и найдите гипотезу, диспозицию и санкцию нормы. К примеру, статья 284 ГКРФ, которая определяет обязанность наймодателя по содержанию сданного в наем имущества. Гипотеза данной нормы (условия, при которых следует руководствоваться данным правилом-" сдача в наем имущества"), диспозиция (указывающая на само поведение (правомочия или обязанность)-наймодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного внаем имущества, а наниматель в случае неисполнения наймодателем этой обязанности, имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с наймодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы, либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением, санкция определяет меру ответственности нарушителю нормы. В рассматриваемом случае, наймодатель в случае нарушения своих обязательств, в соответствии с законом должен возместить убытки нанимателю.

Таким образом, логическая формула элементов правовой нормы выглядит следующим образом: если наймодатель сдал в наем имущество (гипотеза), то он обязан содержать данное имущество в пределах законных прав нанимателя (диспозиция), иначе к нему могут быть применены меры государственного принуждения (санкция).

 

Вопросы для изучения:

1. Понятие и виды социальных норм. Норма права – понятие, виды и признаки.

2. Российское право и основные правовые системы со­временности.

3. Источники права: понятие, признаки, виды.

4. Система российского права, ее структурные элементы.

5. Понятие правоотношения: субъект, объект, содержание.

6. Понятие правонарушения, виды правонарушений. Юридическая ответственность – понятие и виды.

7. Значение законности и правопорядка в современном обществе.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Составьте таблицу «Основные учения о праве»

Название теории Представители Содержание
     

2. Что регулирует перечисленные ниже общественные отношения: право или мораль?

1) Гражданин Плюшкин каждый день приходит домой после 00:00.

2) Рабочий день Плюшкина с 8:00 до 17:00.

3) Плюшкин не уступает место в автобусе бабушкам.

4) Плюшкин оплачивает проезд в общественном транспорте.

5) Плюшкин платит алименты на своего несовершеннолетнего сына.

6) Плюшкин не дарит подарки на день рождения своему сыну.

7) Начальник отдела кадров Ушкина рассказала своей подруге, что Плюшкин – бесчестный человек.

8) Начальник отдела кадров Ушкина так же рассказала своей подруге о семейном положении Плюшкина, его хронических заболеваниях, заработной плате и дате рождения.

 

3. Какие из перечисленных ниже актов являются источниками права в Российской Федерации:

1) Конституция РФ;

2) Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике применения судами Трудового кодекса РФ»;

3) Коран;

4) Указ Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти»

5) Трудовой договор;

6) Библия;

7) Решение Верховного суда УР № 13-45;

8) Уголовный кодекс РФ;

9) Решение Городской Думы г. Ижевска «О правилах торговли на авторынках»;

10) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития «О порядке организации медицинского обслуживания».

 

4. Составьте таблицу «Основные правовые семьи мира»

 

Правовая семья Государства Особенности
     

 

5. Определите структурные элементы следующих норм права:

1) Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных законом (п. 2 ст. 222 ГК РФ).

2) Убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет (п. 1 ст. 105 УК РФ).

 

6. Определите, какие правонарушения совершены в перечисленных ниже случаях, и какой вид ответственности за них следует:

1) Буфетчица Иванова продавала спиртные напитки несовершеннолетним;

2) Студент Булкин систематически не посещает занятия в ВУЗе;

3) Бухгалтер Ушкина рассказала о размерах и источниках прибыли своего работодателя конкурирующей фирме;

4) Слесарь Кошкин в рабочее время распивал спиртные напитки в цехе;

5) Водитель Пушкин сбил пешехода Сидорова.

6) Завод «Х» загрязняет окружающую среду (выбрасывает вредные вещества в атмосферный воздух);

7) Петя (10 лет), Коля (14 лет), Вадик (16 лет) ловят кошек и жестоко с ними обращаются.

7. Составить сравнительную таблицу, в которой соотнести характеристики международного права и национального права РФ.

Международное право Национальное право РФ
   

8. На основании Конституции РФ укажите, по каким вопросам должны быть приняты федеральные конституционные законы.

 

9. Определите структуру правоотношений (субъект, объект, содержание), возникающих в перечисленных ниже случаях:

 

1) Статья 29 ГК РФ.

1. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека.

 

2) Статья 41СК РФ.

 

1. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака.

 

3) Статья 110 УК РФ

 

Доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

 

10. Рассмотрите перечисленные ниже ситуации и ответьте на представленные вопросы:

1) В метро на ст. «Курская» сотрудники милиции попросили гражданина М., прибывшего из Тбилиси, предъявить документы. М. документы не предъявил, попросив объяснить, на каком основании их требуют. Сотрудники пригласили М. пройти в дежурную комнату, на что последний ответил отказом. М. был задержан, но после выяснения его личности отпущен. Являлось ли его задержание и претерпевание им неблагоприятных последствий юридической ответственностью?

2) Автолюбитель К. при выезде со стоянки по причине своей неопытности разбил бампер стоящей рядом машины. Извинившись за происшедшее, К. уплатил пострадавшему двойную рыночную цену бампера. Инцидент был исчерпан на месте. Имела ли место юридическая ответственность?

3) Гражданин С. разведен с супругой судом. Двое несовершеннолетних детей остались с матерью. В решении суда определен размер алиментов, которые С. выплачивает ежемесячно по исполнительному листу. Идет ли речь о юридической ответственности?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.161.216 (0.011 с.)