Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представление о причинах болезней, смерти.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Причины болезней древние египтяне связывали как с естественными явлениями (нездоровая пища, кишечные паразиты, изменения погоды), так и со сверхъестественными представлениями (например, вселение злого духа умершего в тело заболевшего). По свидетельству Геродота, они были убеждены в том, что «все людские недуги происходят от пищи». Вот почему «желудок свой они очищают каждый месяц три дня подряд, принимая слабительные средства, и сохраняют здоровье рвотными и клистирами» (изобретение клизмы приписывают египтянам).
Загробный культ в Древнем Египте
Одним из важнейших культов Древнего Египта являлся загробный культ. Почитание мертвецов, память о проедках – основа любой культуры, преемственной по самой своей сути. Однако в Древнем Египте загробный культ принял совершенно уникальную форму, не имеющую ничего общего с традициями других культур. Египтяне верили, что после смерти физического тела душа переходит в загробный мир и продолжает своё существование там. Этот мир создан по образу и подобию земного. Всю свою земную жизнь каждый египтянин должен был готовиться к жизни после смерти. Именно по этой причине большинство из сохранившихся памятников Древнего Египта служили гробницами и заупокойными храмами. Эти сооружения, в отличие от жилых помещений, которые возводились из глины, должны были стоять вечно, чтобы обеспечить душе спокойную жизнь в загробном мире. По представлению древних египтян мир делился на три части: Земля, Небо и Дуат - загробный мир. Кроме того, им свойственно было относить части света к разным мирам. Так запад предназначался для мертвых, где и находился Дуат. Через него каждый день, прежде чем возродиться в ипостаси Хепри - бога восходящего солнца, бог солнца Ра проплывал на своей ночной барке Месехтет. Восток же предназначался для живых. Здесь возводились города и поселения. Дуат не мог находиться в определенном месте: на небе или под землей. Скорее речь шла о параллельном мире, где, как и на земле текла река Нил, на полях рос урожай, в полном разгаре шла жизнь людей. Это место называлось полем Иалу - подобие рая. Но не во всем загробном мире существовало такое блаженство. Дуат делился на 12 частей под названием пилоны: Сехет - поле, Нут - город, Арит - зал, Герерт - круг и т.д.
Первой стадией в подготовке к загробному путешествию души являлось бальзамирование. Но оно получило свое распространение лишь после объединения Верхнего и Нижнего Египта в 3000 г. до н.э. В Додинастический период умерших просто укладывали на левый бок в согнутом положении. Процесс мумификации проходил 70 дней. В начале тело рассекали и удаляли все внутренности за исключением сердца. Мозг удалялся через нос крюками. Очищенные и обернутые в пелены внутренности укладывали в 4 канопа - священных сосуда, которые в свою очередь складывались в ящик. Затем тело держали в содовом растворе. При дешевом способе внутрь тела через кишечник вводили едкие растворы, а затем, после растворения внутренностей, откачивали. Обработка содой уродовала тело, щеки проваливались, мышцы исчезали. Искусство возвращения телу его первоначального вида непрерывно развивалось. Для того, чтобы придать объемность утончившимся тканям, пытались использовать опилки и жиры - взрывчатую смесь, от вспучивания которой по прошествии тысячелетий кожа растрескивалась. Поскольку всякое повреждение тела считалось страшным грехом, то сечение делал особый человек - "открыватель тела" (парасхед). Сделав свое дело, он пускался бежать прочь, а остальные были обязаны осыпать его проклятиями, чтобы так умилостивить жаждущего мести духа Эдимму. После этого тело заворачивали в полотняные бинты, пропитанные различными маслами и смолами. Между бинтами укладывались амулеты, оберегающие от нападения недоброжелательных существ при путешествии по Дуату, облегчающие этот путь. Так, например, амулет в виде жука скарабея с надписью укладывался на сердце. Он служил своеобразным фильтром, оттягивающим на себя грехи человека.
Покровителем бальзамирования считался Анубис - бог с головой шакала. Жрец этого бога всегда присутствовал в ходе процесса бальзамирования.
По окончании семидесяти дней начинался длительный процесс подготовки к погребению. В нём принимали участие жрецы, родственники, плакальщицы, обеспечивающие соответствующее настроение. Из храма Луксор, где и готовили мумию, процессия отправлялась в город Анну (по-гречески Гелиополь). Этот город являлся важнейшим религиозным центром Древнего Египта. Здесь поклонялись богу заходящего солнца Атуму - отцу всех богов. Атум - это еще одна ипостась Ра. Считалось также, что именно в Гелиополе находится Бен-Бен - первозданный холм. Здесь проходила церемония отверзания глаз. Далее процессия продвигалась на запад в город Кхем. Здесь проводилась церемония отверзания уст. Затем к великой пирамиде Хуфу (по-гречески Хеопса), которая считалась вратами Дуата. Здесь проходила церемония отверзания сердца и последние ритуалы, после чего мумию хоронили в маске, показывающей фараона во всей его красе: с короной Верхнего и Нижнего Египта, в платке, с уреем и бородой - символами власти и мудрости фараона. Мумию клали в саркофаг головой на подголовник, который помогал душе поднять голову к небу, и оставляли в гробнице.
Во времена первых династий для фараона возводилось две гробницы: на территории Верхнего и Нижнего Египта. Это делалось для того, чтобы уравнять полномочия обеих частей, показать, что фараон благосклонен к ним одинаково. Где именно на самом деле погребали фараона, было неизвестно. Возможно даже в ином месте. Гробницы имели вид "мастабы" - прямоугольного сооружения, с сужающимися кверху краями. В переводе с арабского "мастаба" означает "скамья". На ее внутренних стенах не наносились какие-либо рисунки и надписи. А вместе с фараоном в другой мир уходили не только драгоценности и предметы быта, но и рабы и прислуга. Их приносили в жертву. Но уже к началу правления второй династии жертвоприношения прекратились. А слуг заменили ушабти - небольшие статуэтки в виде мумий, оставляемые обычно в количестве 365 штук, равными числу дней в году. Начиная с третьей династии, на стенах мастаб фараонов уже начали появляться надписи и рисунки, рассказывающие о жизни на земле, показывающие, насколько человек был богат. Они должны были обеспечить аналогичное существование и в загробном мире. Считалось также, что там душе необходимо есть и пить, поэтому в гробнице оставляли еду, воду, а иногда даже вино.
В более поздние времена еда была заменена на символические канопы. Кроме этого в гробнице оставляли различную утварь: посуду, лежанки, украшения, принадлежавшие человеку при жизни. Для фараонов и их семей в основном возводились раздельные гробницы, но для нижестоящих лиц практиковалось строительство совмещенных семейных мастаб.
С конца правления третьей династии для фараонов стали возводиться пирамиды. Первая пирамида была построена архитектором Имхотепом для фараона третьей династии Джосера. И получила название ступенчатой пирамиды, так как имела вид шести мастаб, поставленных друг на друга. Строительство пирамид достигло своего пика во времена правления четвертой династии. Это было связано с распространением культа бога солнца Ра. К этому промежутку времени относятся три великие пирамиды: Хуфу, Хафра и Менкаура (по-гречески Хеопса, Хефрена и Микерина). Их способ построения и форма резко отличается от первой. Рядом с большими пирамидами иногда возводились маленькие для жен фараона и приближенных. Тут же стояли заупокойные храмы, в которых жрецы молились о хорошей участи души. К началу правления восемнадцатой династии стало ясно, что выделяющиеся на общем фоне мастабы и пирамиды способствуют их разграблению. Многие из них были разграблены ещё в древности. С этого момента захоронения стали проводиться в скальных гробницах, скрытых от глаз людей. Также от расхитителей должны были защищать различные ловушки, потайные ходы, ложные двери и небольшие таблички с проклятиями: "Смерть раскинет свои крыла над тем, кто нарушил покой фараона" или "Дух смерти обовьет шею грабителя и свернет ее, как гусиную". Но и это не помогало. Единственной, дошедшей до нас в не разграбленном состоянии гробницей стала гробница фараона восемнадцатой династии Тутанхамона. В этот период на стенах гробниц изображалось путешествие души по Дуату, обеспечивающее безопасное прохождение этого пути.
Непременным атрибутом захоронения являлась "Книга мертвых". Книга Мёртвых посвящена странствиям покойного в Именти, где он общается с бестелесными богами и иными обитающими там существами, читая молитвы и распевая гимны великим богам, повторяя магические формулы, способные уберечь его от недругов, которые чинят ему препятствия. Книга Мёртвых призвана была дать покойному возможность восторжествовать над всеми обитателями загробного мира. Некоторые тексты, чтобы принести пользу покойному, должны были писаться на амулетах и погребальных пеленах. Содержание одних глав сводится к описанию устройства погребальной камеры и касается наиболее значительных предметов заупокойного имущества. Другие содержат текст отрицательной исповеди покойного перед советом 42 богов и описывают сцену взвешивания сердца на Суде Осириса.
Во времена Древнего и Среднего царства немногие могли позволить себе взять её с собой. Ведь нанесение текстов на стены гробниц или саркофагов являлось дорогим удовольствием. Но после начала правления восемнадцатой династии любой житель, способный оплатить работу писца, мог позволить изготовить себе любой нужный отрывок из книги. Более точное название "Книги мертвых" звучит как "Изречения выхода в день" - "Эр ну перэт эм херу". В принципе, самой книги как таковой в нашем понимании этого слова, не существовало. Она представляла сборник заклинаний и предупреждений о путешествии по загробному миру. В некоторых вариантах даже предлагалась карта. Ведь в данной ситуации было важно все: куда пойти, что сказать, что ответить, как себя повести. В разные промежутки истории "Книга мертвых" переписывалась, вносились изменения, связанные с главенствующим культом. Египтологами принято выделять три основные редакции "Книги мертвых":
1. Гелиопольский вариант - изготовленный при правлении пятой и шестой династий, написанный курсивными иероглифами на стенах гробниц и саркофагов.
2. Фиванский вариант - изготовлен при правлении восемнадцатой - двадцать второй династий и написан иератическим письмом на папирусах и саркофагах фараонов.
3. Сайтский вариант - был написан при правлении двадцать шестой - тридцать второй династий иератическим и демотическим письмом на папирусах и саркофагах.
Эти документы позволяют понять, что же происходило с душой по представлению древних египтян после смерти человека. Человек состоял из нескольких частей: Саху - духовное тело, Ху - дух, Ба - душа, Ка - жизненная сила или двойник, Сехем - сила, Аб - сердце, Хайбит - тень, Рен - имя, Хат - физическое тело. После смерти физического тела Хат, единство нарушалось. Для того, чтобы воскреснуть в загробном царстве, необходимо было собрать все составляющие снова.
Ка жила в гробнице, в мумии, статуэтках или в изображении хозяина. Она изображалась в виде поднятых к небу рук с развернутыми ладонями. Но Ка имел лишь фараон и приближённые к нему особы. Ба же была у каждого живущего. Она изображалась в виде птицы с человеческой головой. Именно душе предстояло отправиться в царство мертвых. И воссоединиться с остальными составляющими. Первым этапом являлся подземный мир, где жили демоны-разрушители. Здесь находилось девять дверей, за которыми скрывались испытания. Одно из них представало в виде змеи, кольца которой означали привязанность к земной жизни. Чтобы пройти через это испытание, должно было открыться собственное зрение. В помощь этому и проводилась церемония отверзания глаз. На втором этапе в подземном царстве душа должна была столкнуться с демонами тьмы, которые являлись в виде собственной тени, означающей все темные стороны человека. Если светлых сторон оказывалось больше, то открывался рот, а значит, приходила способность говорить, есть и пить.
Затем душа обретала имя Рен, вспомнив, кто она такая. После чего приходило осознание всего, что есть, было и будет. Именно в помощь этому проводилась церемония отверзания уст. Далее душа находила свое сердце Аб, чему соответствовала церемония отверзания сердца. Третьим этапом испытания являлось путешествие по загробной реке в ночной барке Месехтет вместе с богом солнца Ра. Оно длилось 12 часов. В первые 3 часа все шло спокойно, барка плыла по водам реки вдоль берегов, на которых другие души радостно приветствовали солнечного бога. Затем течение реки вместе с баркой устремлялось по крутому спуску вниз в сердце подземного мира. Постепенно вода иссякала и барка начинала скользить по песку. На 6 часу путешествия душа достигала глубин реки и попадала в гробницу Осириса (называемую в земной жизни Кенотаф). Здесь Ба должна была победить пространство и время, чтобы соединиться со своим телом Хат, подобно самому Осирису, воскресшему по легенде.
После этого душа обретает силу, способную пройти все препятствия и добраться до Зала Двух Истин Чертога Маат, где и свершится суд. На протяжении всего пути ей помогает бог Анубис. В Чертоге Маат - богини правды и справедливости душу уже ожидал Осирис, изображавшийся в виде человека с зеленой кожей в белых одеждах и 42 бога. Им она перечисляет по очереди все те грехи, которые не совершала при жизни. Список грехов был необъятен. В него входили и такие действия, которые с точки зрения современного человека грехами не являются. Например, ловить рыбу в священных водах или плохо о себе говорить. Затем Ба рассказывала, чего добилась в жизни. Бог Мудрости Тот брал сердце покойного и клал на одну чашу весов, а на вторую в противовес - перо истины Богини Маат. Если сердце человека грешно, то оно перевешивало перо. В этом случае сердце незамедлительно съедало чудовище Амут, изображавшееся в виде смеси различных животных. Здесь и приходила незамедлительно окончательная смерть. Сердце праведного человека оказывалось легче пера Маат и душа допускалась на поля Иалу. В ином случае душа перевоплощалась, чтобы получить опыт в следующей жизни.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в Древнем Египте люди еще при жизни стремились к совершенству, а по ее окончании должны были обрести свободу и попасть в мир, где они могли бы наслаждаться счастливой вечной жизнью.
Передача медицинских знаний Передача медицинских знаний в древнем Египте была тесно связана с обучением сложному иероглифическому письму, которое осуществлялось в специальных школах писцов при храмах и высших школах писцов — «домах жизни» в крупных городах. знания носили прикладной характер- в школах обучали математике, архитектуре, ваянию, врачеванию, астрономии, а также тайнам культов и обрядов. Ученики изучали и переписывали древние папирусы, овладевали искусством каллиграфии и стилистики, постигали «правила прекрасной речи» (ораторского искусства). Вместе с тем медицинские знания продолжали передаваться и по наследству — от отца к сыну.Дома жизни были также и местом хранения древних папирусов, многие из которых считались священными. До нас дошли лишь только третьи или четвертые списки этих древних свитков.Во времена Геродота в египетские школы принимали хорошо подготов-ленных состоятельных иноземцев, что способствовало широкому распространению медицинских знаний древних египтян в других странах древнего мира. Гигиенические требования Большое значение в древнем Египте придавалось соблюдению традиционно установленных гигиенических требований и тесно связанному с ними предупреждению болезней. Традиции и обычаи предписывали опрятность в быту и умеренность в пище. Платья носили полотняное, всегда свежевымытое, Жрецы через день стригли себе волосы на всем теле для того, чтобы не иметь на себе ни вши, ни какой-либо другой скверны во время служения богам. Не случайно эллины (греки) считали египтян «изобретателями» медицины, и в особенности медицины предупредительной.
6.5 Основные направления традиционной древнеиндийской медицины классического периода отражены в двух выдающихся памятниках древней аюр-ведической письменности: «Чарака-самхита» (датируется I—II вв. н. э.) и «Сушрута-самхнта» (датируется IV в. н. э.). 6.7 Гигиени-4 ческие навыки, выработанные эмпирическим путем, закреплены в «Предписаниях Млну»:
6.8 Среди центров медицинского образования особое место занимает г. Таксила (инд. Такшашила). Согласно буддийской традиции, в нем в течение семи лет учился медицине Дживака (VI—V вв. до н.э.)—знаменитый врачеватель при дворе ма-гадхского царя Бимбисары (по преданию Дживака лечил и Будду). После индийского похода Александра Македонского Таксила стала местом поселения греков, которые в конечном счете индианизировались и оказали свое влияние на развитие местной культуры.
7 Врачевание в Древнем Китае В истории врачевания древнего Китая различаются два больших периода: царский (XVIII—III вв. до н. э.), когда преобладала устная традиция, и империи Хань (III в. до и. э.— III в. н. э.), когда составлялись хроники Ханьской -династии и записывались дошедшие до нас медицинские сочинения. Источники по истории и врачеванию древнего Китая: памятники медицинской; письменности (с III в. до н. э.), данные археологии, этнографии, памятники материальной культуры.Самобытная китайская философия прошла длительный путь становления и развития: от культа природы (земля, горы, Солнце, Луна и планеты) до религиозно-философских систем (конфуцианство и даосизм с VI в. до н. э., другие учения) и философии стихийного материализма (натурфилософии), которая сформировалась в Китае к середине I тысячелетия до н. э. и'полу-чила развитие в трудах китайских ученых в эпоху древних империй. Учение древних китайских философов о материальном мире изложено в анонимном натурфилософском трактате IV—III вв. до н. э, «Си цы чжу-ань»: единая изначальная материя тайцзи порождает две противостоящие субстанции — женское (инь) и мужское начало (ян); взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (у син): воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» (вань у), включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево,. дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл— воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево— землю, а земля засыпает воду) (рис. 34). Объективный мир познаваем и находится в постоянном движении и изменении. Человек — часть природы, часть великой триады Небо — Человек — Земля, и находится в гармонии с окружающим миром. Среди видных представителей стихийного материализма в древнем- Китае был философ и врач ВанЧун (27— 97), автор полемического трактата «Лунь хэн» («Критические рассуждения»). Он признавал единство, вечность и материальность мира, развивал учение о «зернистом» (атомистическом) строении вещества, боролся с суевериями и предрассудками своего времени, выступал против даосских идей бессмертия. «Среди существ, несущих в своих венах кровь,— писал он,— нет таких, которые не умирали бы». Развитие стихийного материализма в древнем Китае проходило в сложной борьбе с конфуцианством и даосской религией.
7 Стихийно-материалистические воззрения древних китайских философов (с элементами диалектики) легли в основу традиционной китайской медицины.Искусство диагностики в древнем Китае основывалось на следующих методах обследования больного: осмотре кожи, глаз, слизистых и языка; определении общего состояния и настроения больного; выслушивании звуков, возникающих в теле человека, определении его запахов; подробном опросе больного; исследовании пульса; давлении на активные
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.41.108 (0.018 с.) |