Теория сильных и слабых фонем Р. И. Аванесова. Фонемный ряд. Два типа фонематической транскрипции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория сильных и слабых фонем Р. И. Аванесова. Фонемный ряд. Два типа фонематической транскрипции.



1956 «Фонетика современного русского литературного языка»

Теория сильных и слабых фонем

Фонема – единица и в сильной, и в слабой позиции. В слабой позиции – слабая фонема, в сильной – сильная. Если при словоизменении характер позиции меняется, имеет место фонемный ряд – чередование сильной фонемы со слабой или двух слабых фонем.

От МФШ От щербовской фонологии
Определение позиции Признание единиц слабых позиций фонемами
Система фонем – система сильных фонем, а слабые привязаны к сильным Внимание к д.п.
От себя
2 ряда позиций
2 типа фонематической транскрипции Словофонематическая – фиксация с учетом позиции фонемы. Транскрипция на уровне дифференциации сильных и слабых фонем. Морфофонематическая– в которой проводится отождествление слабых фонем с сильными и во всех случаях пишутся знаки сильных фонем. Единственное исключение – абсолютно слабые позиции

/α/ — соответствует всем трем сильным фонемам неверхнего подъ­ема /а/, /о/ и /е/; выступает во всех позициях, кроме положения после заднеязычных, твердых шипящих и /с/, а также после мягких согласных в абсолютном конце слова при соответствии сильной фонеме / e/: водá, селó, дела

1/ — соответствует сильным фонемам /о/ и /а/, выступает в поло­жении после заднеязычных: корóва

2/ — соответствует сильным фонемам /о/ и /е/, выступает в поло­жении после твердых шипящих и /с/: жена, цехá;

/ε/ — соответствует сильной фонеме /е/ в положении после мягких согласных в абсолютном конце слова: пóле

/a/ — соответствует сильной фонеме /а/ в положении после твердых шипящих и /с/: цари

/e/ — соответствует сильной фонеме /e/ в положении после заднеязычных: кедрóвый

/i/ — соответствует сильной фонеме /i/ во всех положениях

/u/ — соответствует сильной фонеме /u/ во всех положениях

Основные положения фонологической концепции Н. С. Трубецкого. Архифонема. Понятие ДП. Понятие интегрального признака (ИП). Характеристика русских согласных по ИП.

Пражская фонология

Н.С.Трубецкой ПЛК – Пражский лингвистический кружок

1939 – «Основы общей фонологии» (на немецком, переведены на русский в 60х)

Трубецкого интересовала не фонема, а противопоставление фонем. Свойства фонемы определяются тем, каким фонемам она противопоставлена в данном языке.

Нет законченной системы фонем, но есть классификация оппозиций. По соотношению между членами оппозиции:

1.Привативная (один член обладает признаком, другой – нет) ряд

2.Градуальная (разная степень проявления) подъем

3.Эквиполентная (каждый обладает собственным признаком)

Д.П. – важна оппозиция

Архифонема – набор д.п., общих для двух фонем

 

Отличительные черты:

1. Базируется на оппозициях, классифицирует не фонемы, а оппозиции

2. Важная роль д.п., основанных на оппозициях

3. Введено понятие нейтрализации

4. Понятие архифонемы, появляющейся в позиции нейтрализации

 

Различают признаки:

1. дифференциальные – существенные для противопоставления одной фонемы другой.

2. интегральные, по которой фонема другим не противопоставлена.

Предложения описывать фонему через её дифференциальные признаки. Фонема – совокупность дифференциальных признаков (последователи Трубецкого)

 

Интегральные признаки

1. Носовой – неносовой: гомоорганные к /m/ - /b/ /b’/ /p//p’/, к /n/ - /d/ /d’/ /t/ /t’/.

2. Положение кончика языка – только для переднеязычных.

Дорсальные – кончик вниз

Какуминальные – кончик загнут к твердому небу

Апикальные – кончик на альволах

3. Форма щели (только у щелевых)

Круглощелевые

Плоскощелевые

4. Место щели (только у щелевых)

срединные

боковые

5. однофокусные

двухфокусные

Интонация как фонетическая единица. Элементы интонации. Функции интонации как звуковой единицы. Основные интонационные конструкции (ИК).

Супрасегментная единица. Воспринять можно, воспроизвести нельзя. Нельзя построить предложение, не дав нему интонационной окраски. Совокупность средств организации звучащей речи, элементы интонации:

1. мелодика – движение основного тона

2. сила звучания отдельных слов

3. паузы – перерыв в звучании

4. пауза хезитации (колебания)

5. темп речи

6. тембр – общая окраска звучания

Аспекты интонации:

Коммуникативный (интонация сообщает закончено ли высказывание, содержит ли оно вопрос

Эмоциональный (состояние говорящего и его намерение воздействовать на собеседника) (космонавт)

Интонация

  1. Тип завершающий
  2. Неоконченность = общий вопрос

Интонационные конструкции. Концепция Е.А.Брызгуновой

Два основных направления движения тона.

1.Падение тона. Центр интенсивности в начале, средняя длительность больше, чем во второй.

2.максимум интенсивности в конце, средняя длина меньше, чем в первой.

Комбинации этих 2х типов. Если имеет место логическое ударения – внутри меняется тон.

 

1)У него есть правА.

Интонационный центр на ударном гласном последнего слога. Предцентровая часть – ровное движение. На ударном гласном центра тон понижается. Такая интонационная конструкция характерна для законченного повествования.

_ _ _ _ _

2)У когО есть права?

Интонационный центр на ударном гласном первого слова. Движение тоже нисходящее. Для вопр. предложений и слов.

_ _

↓_ _ _

3) У него есть ПРАВА?

Интонационный центр на последнем слове. Тон резко повышается. Общий вопрос.

_ _ _ _ _ ↑

4) А ПЕтя?

Интонационный центр на слове-переспросе. Подъём на ударном гласном нет падения.

_ _ ↑

5)У негО есть правА!

2 центра. На первом тон повышается, на ударном гласном, на ударном гласном второго понижается.

_ _

_ _ ↑ ↓

6)КакОй он отлИчник!?

Негативный оттенок.

 

7)Восхищение. Какой компот вксный!

Ударение как фонетическая единица. Словесное ударение и его фонетические корреляты в русском языке. Функции ударения как звуковой единицы. Безударные и слабоударяемые слова в русском языке. Типы клитик. Побочное ударение. Разновидности несловесного ударения: синтагматическое, фразовое, логическое, эмфатическое. Свободное и несвободное ударение. Подвижное и неподвижное ударение.

Строительная функция Слово – это линейная последовательность фонем + ударение
Опознавательная Без ударения слово не опознать
различительная мУка и мукА

Словесное ударение – выделение с помощью фонетических средств одного из слогов слова. Корреляты ударения: длительность, интенсивность, качество.

По месту словесного ударения различают языки со свободным (русский) и языки со связанным ударением (польский). В русском ударение может приходиться на любой по порядку слог.

В другом аспекте различают подвижное и неподвижное ударение. Подвижное ударение характеризуется тем, что при словоизменении или словообразовании место ударения может меняться

В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему.

Фонетическое слово – это интонационно ритмическое единство основного слова и клитик. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно при­мыкает, называется энклитикой.

Ударение бывает основное и побочное (дополнительное, второстепенное)

Синтагматическое ударение падает на последнее слово в синтагме, а фразовое – на последнее слово последней синтагмы.

Эмфатическое ударение не обязательно. Это выделение наиболее важного в эмоциональном плане слова в предложении. Удлинение гласного – положительная эмоция, а согласного – отрицательная. Логическое ударение – выделение наиболее важного в смысловом отношении слова в фразе, тоже не обязательно.

Одно ударение не может объединять более 6 слогов, появляется побочное.

Средняя длительность слога в коротком слове больше, чем в длинном

Ведущий коррелят ударения – длительность, а не сила

Большая часть служебных слов и частиц не имеет на себе ударения. Одни из них являются проклитиками, другие – энклитиками. Некоторые односложные предлоги с определенными существительными нередко принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается безударным. Слабоударяемыми являются глаголы-связки быть, стать.

Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

- сложные слова из двух основ (древнерусский, клятвопреступление)

- многие сложносокращённые слова (стройматериалы)

Фонема как независимая единицы в системе языка. Соотношение фонемы и аллофона. Фонема как предел линейного членения потока речи. Нелинейное членение фонемы. Понятие ДП. Классификация аллофонов. Аллофон и фон.

Если мы выделим в каком-то случае фонему, совпадающую с морфемой, мы можем выделить ее в другом слове

  1. Через морфемный анализ
  2. Минимальные пары
  3. Способ остаточной выделимости

Фонема – это минимальная звуковая единица языка, способная быть в нём единственным различителем значащих единиц. Фонема является однородной единицей, незнаковой, но потенциально фонема связана со значением.

Сегмента́ция в лингвистике — линейное членение речевого потока на составляющие отрезки, называемые сегментами. Членение на фонемы возможно благодаря наличию случаев, когда звуковым обликом морфемы служит единственная фонема, к примеру /a/ в форме сестра, /k/ в слове горка в русском языке. В силу отсутствия подобных случаев в слоговых языках такая единица, как фонема, в них не выделяется.

Если два звука находятся в одинаковых фонетических условиях – это разные фонемы, если во взаимоисключающих – разные аллофоны.

 

Дистрибуция фонемы – совокупность её аллофонов (каждый аллофон данной фонемы находится в положении дополнительной дистрибуции – каждый дополняет представление о дистрибуции данной фонемы)

 

Язык – абстрактная система, набор понятий, реализуется в речи.

Аллофон – наше представление о том, как должна реализоваться фонема.

Фонема – абстракция на уровне языка.

Аллофон – абстракция на уровне речи.

Фон – реальность, то, что прозвучало на самом деле.

 

Фонема Язык
Аллофон Речь
Фон

Классифицкация аллофонов.

Аллофоны – варианты (оттенки) фонемы, объединяемые как разновидность одной фонемы. Выбор каждого варианта во всех случаях обусловлен характером фонетического окружения.

Т.о. т ипичный или основной аллофон фонемы – тот, который стоит в позиции наименьшей зависимости от окружающих звуков или ударный (нет влияния других звуков, изолированное произнесение или тот звук, который меньше меняет).

Другие варианты фонемы – специфические. Они представляют собой изменения основного варианта, обусловленные специфической позицией. Они подразделяются на комбинаторные и позиционные.

Комбинаторные аллофоны обусловлены воздействием артикуляции соседних звуков.

Позиционные аллофоны связаны с разным местом, влиянием ударения.

Факультативные варианты фонемы похожи на самостоятельные фонемы, но являются всего лишь вариантами одной фонемы, так как не противопоставляются друг другу как различительные единицы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.151 (0.025 с.)