Тема 3. Безопасность жизнедеятельности, связанная с производством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Безопасность жизнедеятельности, связанная с производством



Физический и умственный труд. Микроклимат и комфортные условия труда. Система обеспечения параметров микроклимата. Пыль. Освещенность на рабочем месте.

Классификация негативных факторов. Техногенные аварии и катастрофы. Вредные вещества и их действие. Воздействие на организм человека вибрации, акустических колебаний, инфразвука и ультразвука. Воздействие на человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот. Воздействие на организм электромагнитного излучения оптического диапазона; электрического тока. Ионизирующее излучение и его действие на организм.

Тема 4. Безопасность жизнедеятельности и техногенные системы

Региональный комплекс негативных естественных и антропогенных факторов. Основные понятия безопасности технических систем. Методы повышения безопасности технических систем. Правила техники безопасности при работе на производстве.

Правила техники безопасности при работе с ручным и механизированным инструментом. Техника безопасности при эксплуатации машин и механизмов, башенных и стреловидных кранов, подъемников. Правила техники безопасности при эксплуатации установок, работающих под давлением. Техника безопасности при эксплуатации автотранспорта.

Тема 5. Законодательная база безопасности жизнедеятельности и охраны труда в Российской Федерации

Закон о безопасности. Закон об охране труда. Правила выдачи письменного допуска на производство работ с повышенной опасностью. Правила расследования несчастных случаев. Оформление материалов расследования несчастных случаев и их учет. Закон обохране окружающей среды.

Тема 6. Чрезвычайные ситуации

Понятие. Классификация. Чрезвычайные ситуации, вызванные выходом радиоактивных веществ. Воздействие на человека неионизирующих излучений и электрического тока. Чрезвычайные ситуации на химически опасных объектах. Чрезвычайные ситуации на пожаро- и взрывоопасных объектах. Пожар в доме. Чрезвычайные ситуации в условиях террористических и военных действий. Защита населения от современных средств поражения, крупных производственных аварий и катастроф. Управление в чрезвычайной ситуации.

Тема 7. Система безопасности Российской Федерации: основные задачи, функции, органы управления

Основные виды, объекты и стратегия национальной безопасности: РФ: личность, общество, государство. Принципы обеспечения безопасности: законность, соблюдение баланса интересов личности, общества и государства, взаимная ответственность. Интеграция с международными системами безопасности. Основные функции системы безопасности. Силы и средства обеспечения безопасности. Органы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Безопасность жизнедеятельности во время военных событий.

Планы семинарских (практических) занятий

Занятие 1. Тема «Вопросы экологии и санитарной гигиены как научные основы БЖД»

Просмотр видеосюжетов.

Вопросы:

1. Что видели? Какой вывод сделали?

2. Что такое экология?

3. Негативные воздействия в системе «Человек – среда обитания».

4. Составить таблицу «Негативные воздействия в системе «Человек – среда обитания».

5. Санитарная гигиена.

6. Нервная система человека

7. Первая доврачебная помощь при ранениях, кровотечениях, переломах, синдроме длительного сдавливания, шоке, первая медицинская помощь при термических поражениях и несчастных случаях, ожогах, обморожениях, электрических травмах, утоплении, первая медицинская помощь при внезапных заболеваниях, инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, обмороке, инсульте).

 

Пример таблицы

Компоненты, представляющие наибольшую опасность

для окружающей среды

 

Компонент Источник образования Влияние на биосферу Влияние на человека
       
       
       

Литература для подготовки к занятию:

1. Бондин В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин, О.Г. Бериев – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К˚»; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. – 352 с.

2. Безопасность технологических процессов и производств. (Охрана труда): Учеб. пособие для вузов. /[Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. и др. – 2-е изд., испр. и доп. – Издательство «Высшая школа», 2001. – 319 с.

3. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: краткий курс. За 3 дня до экзамена / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 221 с. – (От сессии до сессии).

Занятие 2. Тема «Техногенные чрезвычайные ситуации»

Просмотр видеосюжетов.

Вопросы:

1. ЧС, вызванные пожарами;

2. ЧС, вызванные взрывами;

3. ЧС, вызванные аварийно химически опасными веществами

4. ЧС, вызванные радиацией;

5. ЧС, вызванные электричеством;

6. ЧС, вызванные транспортом;

 

Литература для подготовки к занятию:

1. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / [Я.Д. Вишняков и др.] – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учеб. пособие / В.А. Акимов, Ю.А. Воробъев, М.И. Фалеев и др. – М.: Высш. шк., 2006. –592 с.

3. Безопасность и чрезвычайные ситуации в природно-техногенной сфере: Уч. пос. /Б. Мастрюков. – М.: Академия, 2011. – 368.

4. Лучшие рефераты. Безопасность жизнедеятельности. Серия «Банк рефератов». Ростов н/Д, Феникс, 2003. – 288 с.

5. Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: краткий курс. За 3 дня до экзамена / Т.А. Хван, П.А. Хван. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 221 с. – (От сессии до сессии).

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

Курс «Безопасность жизнедеятельности» подготовлен с применением системного подхода, позволяющего обратить внимание на структуру основных понятий, а также на их функциональное значение. Весь материал в лекциях располагается с учетом основных составляющих данного курса – экологии, гигиены и техники. В дальнейшем это поможет студентам получать новые знания, согласно усвоенной структуре курса.

Курс «Безопасность жизнедеятельности» построен как взаимодействие лекционного и практического материала. Лекционный материал является теоретической базой, инструментом для анализа практического материала, знакомство с которым составляет основное содержание практических занятий. Целью практических занятий является выработка у студентов навыков осуществления безопасного поведения как в профессиональной среде, так и в повседневной жизни.

Студенты готовят вне аудитории содержательную часть занятий, а затем в активной и интерактивной формах отвечают на вопросы, подготовленные к каждому занятию. Практические занятия могут проводится по лекционному материалу, но могут по сумме знаний, полученной как на лекциях, так и при чтении специальной литературе. Пример разработанного практического занятия приведен в приложении 2.

Для организации самостоятельной работы необходимо освоить лекционный материал, а также материал из основной и дополнительной литературы, при этом, следует акцентировать внимание на конкретных методах и приемах осуществления безопасной жизнедеятельности. Основным методом работы по изучению материала является конспектирование. При проработке теоретических знаний следует использовать вопросы, подготовленные для самостоятельной работы. Список наиболее новой литературы приведен в конце работы, коме того, можно использовать литературу из интернета, цитируя ее, согласно ГОСТу. Итогом самостоятельной работы является контрольная работа, которую студент докладывает на занятии. Объем контрольной работы составляет 10 стр. компьютерного текста. Работа должна быть оформлена по правилам.

Задания для выполнения контрольных работ

1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности.

2. Концепция и система национальной безопасности РФ.

3. Основные угрозы национальной безопасности. Терроризм как глобальная проблема современности.

4. Основные характеристики и виды чрезвычайных ситуаций.

5. Чрезвычайные ситуации природного характера: наводнения, землетрясения и оползни.

6. Чрезвычайные ситуации природного характера: тайфуны и цунами.

7. Пожары, основные причины, виды и действия.

8. Чрезвычайные ситуации: атомная опасность.

9. Экологические катастрофы.

10. Дорожно-транспортная безопасность.

11. Авиационная безопасность.

12. Железнодорожная безопасность.

13. Безопасность в зимнее время.

14. Профессиональные заболевания.

15. Пищевые отравления.

16. Негативные факторы при работе с компьютером.

17. Карманные кражи.

18. Поведение в толпе.

19. Электробезопасность.

20. Шум как источник опасности.

21. Первая медицинская помощь: помощь при переломах.

22. Негативные факторы влияния алкоголя.

23. Наркомания как глобальная проблема.

24. Туристическая безопасность.

25. Социальная безопасность.

26. Ежедневная безопасность.

27. Технологии выживания. Цивилизованный аспект.

28. Природные объекты экологии.

29. Техногенные объекты экологии и их влияние на окружающую среду.

30. Понятие от экологическом паспорте предприятия. Экологическая экспертиза, ее цели и задачи.

31. Антропогенное загрязнение атмосферы и опасность для человека.

32. Антропогенное загрязнение гидросферы и опасность для человека.

33. Антропогенное воздействие на почву и литосферу.

34. Нервная система человека. Структура и функции анализаторов.

35. Инфекционные заболевания, иммунитет и экология.

36. Первая доврачебная помощь больным, пострадавшим от разных несчастных случаев. Ранения, кровотечения. Перелом; синдром длительного сдавливания, шок. Термические поражения и несчастных случаях.

37. Первая доврачебная помощь больным, пострадавшим от разных несчастных случаев. Ожоги; обморожения; электрические травмы; утопление.

38. Первая медицинская помощь при внезапных заболевания: инфаркт миокарда; гипертонический криз; обморок; инсульт.

39. Микроклимат и комфортные условия труда.

40. Система обеспечения параметров микроклимата. Освещенность на рабочем месте.

41. Классификация негативных факторов. Техногенные аварии и катастрофы. Вредные вещества и их действие.

42. Воздействие на организм человека вибрации и акустических колебаний.

43. Воздействие на организм человека инфразвука и ультразвука.

44. Воздействие на человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиочастот.

45. Воздействие на организм электромагнитного излучения оптического диапазона; электрического тока.

46. Ионизирующее излучение и его действие на организм.

47. Региональный комплекс негативных естественных и антропогенных факторов (на примере г. Томска).

48. Основные понятия безопасности технических систем. Методы повышения безопасности технических систем.

49. Правила техники безопасности при работе с ручным и механизированным инструментом, с машинами и механизмами.

50. Правила техники безопасности при работе с башенными и стреловидными кранами и подъемниками.

51. Правила техники безопасности при эксплуатации установок, работающих под давлением.

52. Закон о безопасности.

53. Закон об охране труда.

54. Правила расследования несчастных случаев, оформление материалов расследования несчастных случаев и их учет.

55. Закон об охране окружающей среды.

 

Темы и вопросы для самостоятельной работы

Темы для самостоятельного изучения и конспектирования

Тема 1. «Общие вопросы безопасности жизнедеятельности (БЖД)»

Вопросы:

1. Цель и задачи БЖД.

2. Структура БЖД.

3. Понятие «опасность». Фактор риска.

4. Меры безопасности при работе с компьютером и использовании сотового телефона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.027 с.)