Октября 1721 г. Сенат принял решение о титуловании царя императором всероссийским, за ним утверждалось почетное имя Петр Великий Отец Отечества.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Октября 1721 г. Сенат принял решение о титуловании царя императором всероссийским, за ним утверждалось почетное имя Петр Великий Отец Отечества.



Отношения с Османской империей. Каспийский поход

Крымское ханство (вассал Османской империи) было традиционным противником Московского государства на южных рубежах. В 1687 и 1689 гг. русские полки под командованием боярина князя В.В. Голицына совершили походы в Крым, но они закончились неудачно. Для Петра I крымцы были не только беспокойным и агрессивным соседом, но и препятствием на пути к берегам Черного моря.

Весной 1695 г. русские отряды, возглавляемые Ф. Лефортом и П. Гордоном, двинулись на турецкую крепость Азов. К армии присоединился царь, и в июле 1695 г. началась осада города. Однако слабая подготовка войск и отсутствие флота привели к тому, что в октябре Петру I пришлось отступить.

В феврале 1696 г. на верфях Воронежа началось строительство первого российского флота. В апреле сухопутные силы и корабли двинулись во второй азовский поход. В июле 1696 г. турецкий гарнизон Азова сдался. Чтобы закрепиться на побережье Азовского моря, неподалеку было начато строительство еще одной крепости – Таганрога.

Для того чтобы добиться выхода к Черному морю, Россия нуждалась в союзниках. Однако в ходе Великого посольства 1697–1698 гг. выяснилось, что создать антитурецкую коалицию не удастся. 3 июля 1700 г. думный дьяк Е.И. Украинцев подписал с Османской империей Константинопольское перемирие на 30 лет.

В 1710 г., под влиянием западной дипломатии, Османская империя объявила России войну. Успех под Полтавой укрепил веру Петра в силу русского оружия, и он решил нанести превентивный удар. Царь рассчитывал на поддержку валахского и молдавского государей, «христианских народов», которые он шел освобождать от турецкого ига. Однако в июле 1711 г., не получив обещанной помощи, русские войска оказались окружены многократно превосходящими силами противника на р. Прут. Лишь мужество и боевая подготовка русской армии, мощный огонь ее артиллерии, позволили Петру I с минимальными потерями выйти из этой катастрофической ситуации. 12 июля 1711 г. Россия и Османская империя подписали Прутский мирный договор. Турции был возвращен Азов и северное Приазовье.

Ослабленная внутренней борьбой за власть, Персия представляла интерес как для России, так и для Турции. Петр надеялся превратить Россию в главную торговую артерию европейско-азиатской торговли на Балтийском и Каспийском морях через Волгу. В 1703 г. началось строительство Вышневолоцкого канала, соединяющего Балтику с Каспием.

В июле 1722 г. русские сухопутные войска были доставлены на кораблях из Астрахани к устью Терека. Был взят Дербент и несколько городов на побережье Каспийского моря. В это время Турция захватила Грузию.

В сентябре 1723 г. подписан Петербургский договор, согласно которому Персия уступала России все западное и южное побережье Каспийского моря с городами Баку, Ленкорань и Решт.

По Константинопольскому договору 1724 г., за Российской империей оставались приобретенные ею территории на Каспии, за Турцией – завоевания на Кавказе.

 

Изменения в культуре и быте в Петровскую эпоху.

Общественная мысль

Преобразования Петровской эпохи не могли не произвести изменений в общественном сознании. Усилившиеся контакты с Европой способствовали проникновению в русское образованное общество гуманизма и рационализма. Именно в это время в России стали известны сочинения Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса и др.

Разрабатывалась теория абсолютизма, с прогрессом которого связывалась судьба общественного развития. Водоразделом в идейных спорах этой эпохи стали поддержка или неприятие самодержавия и преобразований. Последователи реформ были и убежденными сторонниками сильной власти. Крупнейшим идеологом этого направления был архиепископ Феофан Прокопович, обосновавший в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» право монарха на неограниченную власть и приоритет светской власти над церковной.

В общественное сознание все больше проникали идеи о необходимости просвещения. Публицист И. Т. Посошков в сочинении «Книга о скудости и богатстве» писал, что образование должны получать все сословия.

Взгляды передовых людей петровского времени отражали социальные изменения, происходящие в обществе. На человека теперь смотрели как на активно действующую личность, ценность которой определяется «через служение государственному интересу», а не по богатству и знатности предков. В изданной в 1722 г. «Табели о рангах», подчеркивалось, что «…никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они Нам (императору) и Отечеству никаких услуг не окажут».

 

Образование и просвещение

В первой четверти XVIII в. происходило расширение сети учебных заведений:

1701 г. – открыты Навигацкая и Артиллерийская школы;

1707 г. – Медицинское училище;

1712 г. – Инженерная школа;

1714 г. – цифирные школы в губерниях (к концу первой четверти ХVIII в. таких школ было открыто 42, а обучалось в них 2 тыс. детей).

Кроме того, дети духовенства обучаются в 46 епархиальных школах; дети солдат – в гарнизонных; а при металлургических мануфактурах на Урале и в Олонецком крае правительство впервые в России организовало горные школы.

Характерно для образования в эту эпоху преобладание точных наук, а также стремление правительства держать под контролем качество получаемых знаний (см., например, Указ 1714 г., запрещавший дворянским "недорослям" жениться без соответствующего «образовательного ценза»).

С расширением сети учебных заведений связано появление разнообразной учебной литературы, в том числе знаменитой «Арифметики» Леонтия Магницкого (1703 г.), содержавшей наиболее полные для того времени сведения по всем разделам математики и связанных с ней прикладных наук. (Книга Магницкого служила основным учебным пособием по математике более полувека; по ней позднее занимался юный Михаил Ломоносов).

 

Наука и техника

Бурные социально-экономические процессы в русской жизни Петровской эпохи не могли не сказаться на успехах отечественной науки, особенно политической и экономической географии, истории, этнографии; отчасти – экономической теории (экспедиции В. Атласова, Д. Мессершмидта; «Гистория Свейской войны», созданная при участии Петра I; труды выдающегося экономиста И.Т. Посошкова).

Создание научных учреждений – тоже прерогатива абсолютистского государства:

1719 г. – открытие первого русского общедоступного (бесплатного) музея (Кунсткамеры);

1725 г. – открытие Академии наук, имевшей (в отличие от западноевропейских) твердый государственный бюджет. В это время развивается типографское дело, и

с 1708 г. осуществляется переход на новый шрифт;

в 1702 г. выходит первая русская печатная; открываются первые публичные библиотеки; расширяются культурные связи с Западной Европой – отправляются за границу русские «волонтеры» (всего свыше 1 тыс. чел. ), и приглашаются на службу в России иностранцы, хорошо знающие науки и ремесла.

 

Литература

Введение Петром I «гражданского» алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730 г. Академией наук, укрепило светский язык, активизировало книгоиздательскую деятельность.

В традиционных литературных жанрах появлялись новые сюжеты, герои, выражались новые идеи:

Бытовая повесть: «Гиштория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли» (символ эпохи – дорога к власти незнатным, но талантливым людям).

Сатирические произведения: «Куму своему», «Филарет и Евгений» Антиоха Кантемира (также писал оды, басни, и эпиграммы).

Широкое распространение получила любовная лирика под влиянием французской «галантной поэзии».

Первую оду (торжественное, прославляющее произведение) написал В.К. Тредиаковский, бывший не только поэтом и писателем, но и реформатором русского языка (учебник по теории поэзии, литературно-критические работы).

В устном народном творчестве появились произведения о Петре I (известно более 200, в которых предстает героический образ Петра) и песни-жалобы (тяготы рекрутской и крепостной жизни).

 

Архитектура

Иностранные и русские мастера – Д. Трезини, Ж.В. Леблон, Браунштейн, В. Туволков, Б.К. Растрелли, А. К. Нартов, А.Ф. и И.Ф. Зубовы, А. Матвеев, братья И. и Р. Никитины и др. – внедряли новые принципы градостроительства в любимом детище императора – Санкт-Петербурге. Были построены Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство, здание Кунсткамеры.

Началось создание вокруг новой столицы кольца дворцов и парков (Летний сад, Петергоф).

Активно шло строительство и в Москве – Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, трехэтажное здание Главной аптеки.

Принцип регулярности построек впервые был применен при проектировании и строительстве Санкт-Петербурга. Под руководством Д. Трезини и М.Г. Земцова были построены: Собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, здание Кунсткамеры (совместно с архитекторами Г. Маттарнови, Н. Гербелем, Г. Кьявери), созданы дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

Господствующим архитектурным стилем являлось барокко.

Была создана Канцелярия городовых дел для администрирования и организации строительных работ.

Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве окончательную победу одержало светское направление. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. В Россию приглашались иностранные живописцы, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»).

Ведущим жанром становится портрет: А.М. Матвеев (первый двойной портрет «Автопортрет с женой»).

Началось освоение русскими художниками композиций с мифологическими сюжетами (А. Матвеев «Венера и Амур», «Аллегория живописи»).

Художественные стили: барокко – А.П. Антропов создавал парадные и камерные портреты; рококко – П. Ротари и братья Гроот – подчеркнутая грациозность, обилие деталей и аксессуаров.

Большое распространение получила гравюра (с одного оригинала можно было получить несколько сот оттисков). Основоположниками гравюры в России являются голландские мастера А. Шхонебек и П. Пикарт. Русские мастера: А. Зубов («Баталия при Гренгаме», «Панорама Петербурга»); М. Махаев – автор серии видов Петербурга.

Широкое распространение получил лубок (народная картинка), отличавшийся простотой техники, яркими красками и доходчивостью образа. Наиболее известен сюжет «Мыши кота погребают» (на смерть Петра I).

Появляется новый вид искусства – скульптура. В основном работы покупались за рубежом у венецианских мастеров (античные подлинники для Летнего сада). Работали иностранные мастера и в России (А. Шлютер, Н. Пино). Крупнейшим мастером скульптуры в стиле барокко был К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и Меншикова, «Портрет Анны Ивановны с арапчонком»).

Театр

В 1702 г. по распоряжению Петра I был создан публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание – «Комедийная храмина». Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст.

В 1706 г. театр перестал существовать, не пользуясь успехом у зрителей.

В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы со своими пьесами, что, однако не находило отклика у народа. Дальнейшее развитие получил школьный театр, продолживший традиции Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии.

В первой четверти XVIII в. возник школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40-х – при Шляхетском кадетском корпусе. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные (например, театр Шереметевых).

В первой половине XVIII в. закладывались основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде.

Музыка

Продолжали развиваться традиционные музыкальные направления: народная музыка, богослужебное и светское песнопение. Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широко распространились «разбойничьи», бурлацкие, рекрутские песни.

Появилась профессиональная светская музыка, которая находилась под влиянием итальянской композиторской школы.

Быт и нравы

Стремясь искоренить «сонный нрав» московской старины, Петр I приказал брить лицо, что противоречило православной русской традиции. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась одежда, более близкая к европейской. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания).

Эти изменения в основном коснулись дворянства и верхушки общества, мало отразившись на крепостных крестьянах. Социокультурный раскол общества усилился (культура разделилась на народную и элитарную).

По сравнению с предыдущим временем значительно ускорился темп жизни. Изменился общественный быт. Появились новые формы общения и развлечений – многочисленные светские праздники с иллюминацией, фейерверками и маскарадами.

Некоторые нововведения сохранились и до наших дней: Петр I разрешил запрещенное «Соборным Уложением» 1649 г. курение; начиная с 1 января 1700 г., в России стали праздновать Новый год и устраивать «елки»; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летоисчисление от Рождества Христова.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.64.36 (0.011 с.)