Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Октября 1721 Г. Сенат принял решение о титуловании царя императором всероссийским, за ним утверждалось почетное имя петр великий отец отечества.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Отношения с Османской империей. Каспийский поход Крымское ханство (вассал Османской империи) было традиционным противником Московского государства на южных рубежах. В 1687 и 1689 гг. русские полки под командованием боярина князя В.В. Голицына совершили походы в Крым, но они закончились неудачно. Для Петра I крымцы были не только беспокойным и агрессивным соседом, но и препятствием на пути к берегам Черного моря. Весной 1695 г. русские отряды, возглавляемые Ф. Лефортом и П. Гордоном, двинулись на турецкую крепость Азов. К армии присоединился царь, и в июле 1695 г. началась осада города. Однако слабая подготовка войск и отсутствие флота привели к тому, что в октябре Петру I пришлось отступить. В феврале 1696 г. на верфях Воронежа началось строительство первого российского флота. В апреле сухопутные силы и корабли двинулись во второй азовский поход. В июле 1696 г. турецкий гарнизон Азова сдался. Чтобы закрепиться на побережье Азовского моря, неподалеку было начато строительство еще одной крепости – Таганрога. Для того чтобы добиться выхода к Черному морю, Россия нуждалась в союзниках. Однако в ходе Великого посольства 1697–1698 гг. выяснилось, что создать антитурецкую коалицию не удастся. 3 июля 1700 г. думный дьяк Е.И. Украинцев подписал с Османской империей Константинопольское перемирие на 30 лет. В 1710 г., под влиянием западной дипломатии, Османская империя объявила России войну. Успех под Полтавой укрепил веру Петра в силу русского оружия, и он решил нанести превентивный удар. Царь рассчитывал на поддержку валахского и молдавского государей, «христианских народов», которые он шел освобождать от турецкого ига. Однако в июле 1711 г., не получив обещанной помощи, русские войска оказались окружены многократно превосходящими силами противника на р. Прут. Лишь мужество и боевая подготовка русской армии, мощный огонь ее артиллерии, позволили Петру I с минимальными потерями выйти из этой катастрофической ситуации. 12 июля 1711 г. Россия и Османская империя подписали Прутский мирный договор. Турции был возвращен Азов и северное Приазовье. Ослабленная внутренней борьбой за власть, Персия представляла интерес как для России, так и для Турции. Петр надеялся превратить Россию в главную торговую артерию европейско-азиатской торговли на Балтийском и Каспийском морях через Волгу. В 1703 г. началось строительство Вышневолоцкого канала, соединяющего Балтику с Каспием. В июле 1722 г. русские сухопутные войска были доставлены на кораблях из Астрахани к устью Терека. Был взят Дербент и несколько городов на побережье Каспийского моря. В это время Турция захватила Грузию. В сентябре 1723 г. подписан Петербургский договор, согласно которому Персия уступала России все западное и южное побережье Каспийского моря с городами Баку, Ленкорань и Решт. По Константинопольскому договору 1724 г., за Российской империей оставались приобретенные ею территории на Каспии, за Турцией – завоевания на Кавказе.
Изменения в культуре и быте в Петровскую эпоху. Общественная мысль Преобразования Петровской эпохи не могли не произвести изменений в общественном сознании. Усилившиеся контакты с Европой способствовали проникновению в русское образованное общество гуманизма и рационализма. Именно в это время в России стали известны сочинения Коперника, Галилея, Ньютона, Декарта, Гоббса и др. Разрабатывалась теория абсолютизма, с прогрессом которого связывалась судьба общественного развития. Водоразделом в идейных спорах этой эпохи стали поддержка или неприятие самодержавия и преобразований. Последователи реформ были и убежденными сторонниками сильной власти. Крупнейшим идеологом этого направления был архиепископ Феофан Прокопович, обосновавший в «Духовном регламенте» и «Правде воли монаршей» право монарха на неограниченную власть и приоритет светской власти над церковной. В общественное сознание все больше проникали идеи о необходимости просвещения. Публицист И. Т. Посошков в сочинении «Книга о скудости и богатстве» писал, что образование должны получать все сословия. Взгляды передовых людей петровского времени отражали социальные изменения, происходящие в обществе. На человека теперь смотрели как на активно действующую личность, ценность которой определяется «через служение государственному интересу», а не по богатству и знатности предков. В изданной в 1722 г. «Табели о рангах», подчеркивалось, что «…никто, даже из знатных дворян, не получит никаких чинов, пока они Нам (императору) и Отечеству никаких услуг не окажут».
Образование и просвещение В первой четверти XVIII в. происходило расширение сети учебных заведений: 1701 г. – открыты Навигацкая и Артиллерийская школы; 1707 г. – Медицинское училище; 1712 г. – Инженерная школа; 1714 г. – цифирные школы в губерниях (к концу первой четверти ХVIII в. таких школ было открыто 42, а обучалось в них 2 тыс. детей). Кроме того, дети духовенства обучаются в 46 епархиальных школах; дети солдат – в гарнизонных; а при металлургических мануфактурах на Урале и в Олонецком крае правительство впервые в России организовало горные школы. Характерно для образования в эту эпоху преобладание точных наук, а также стремление правительства держать под контролем качество получаемых знаний (см., например, Указ 1714 г., запрещавший дворянским "недорослям" жениться без соответствующего «образовательного ценза»). С расширением сети учебных заведений связано появление разнообразной учебной литературы, в том числе знаменитой «Арифметики» Леонтия Магницкого (1703 г.), содержавшей наиболее полные для того времени сведения по всем разделам математики и связанных с ней прикладных наук. (Книга Магницкого служила основным учебным пособием по математике более полувека; по ней позднее занимался юный Михаил Ломоносов).
Наука и техника Бурные социально-экономические процессы в русской жизни Петровской эпохи не могли не сказаться на успехах отечественной науки, особенно политической и экономической географии, истории, этнографии; отчасти – экономической теории (экспедиции В. Атласова, Д. Мессершмидта; «Гистория Свейской войны», созданная при участии Петра I; труды выдающегося экономиста И.Т. Посошкова). Создание научных учреждений – тоже прерогатива абсолютистского государства: 1719 г. – открытие первого русского общедоступного (бесплатного) музея (Кунсткамеры); 1725 г. – открытие Академии наук, имевшей (в отличие от западноевропейских) твердый государственный бюджет. В это время развивается типографское дело, и с 1708 г. осуществляется переход на новый шрифт; в 1702 г. выходит первая русская печатная; открываются первые публичные библиотеки; расширяются культурные связи с Западной Европой – отправляются за границу русские «волонтеры» (всего свыше 1 тыс. чел.), и приглашаются на службу в России иностранцы, хорошо знающие науки и ремесла.
Литература Введение Петром I «гражданского» алфавита и его дальнейшее упрощение, проведенное в 1730 г. Академией наук, укрепило светский язык, активизировало книгоиздательскую деятельность. В традиционных литературных жанрах появлялись новые сюжеты, герои, выражались новые идеи: Бытовая повесть: «Гиштория о российском матросе Василии Кариотском и о прекрасной королевне Ираклии Флорентийской земли» (символ эпохи – дорога к власти незнатным, но талантливым людям). Сатирические произведения: «Куму своему», «Филарет и Евгений» Антиоха Кантемира (также писал оды, басни, и эпиграммы). Широкое распространение получила любовная лирика под влиянием французской «галантной поэзии». Первую оду (торжественное, прославляющее произведение) написал В.К. Тредиаковский, бывший не только поэтом и писателем, но и реформатором русского языка (учебник по теории поэзии, литературно-критические работы). В устном народном творчестве появились произведения о Петре I (известно более 200, в которых предстает героический образ Петра) и песни-жалобы (тяготы рекрутской и крепостной жизни).
Архитектура Иностранные и русские мастера – Д. Трезини, Ж.В. Леблон, Браунштейн, В. Туволков, Б.К. Растрелли, А. К. Нартов, А.Ф. и И.Ф. Зубовы, А. Матвеев, братья И. и Р. Никитины и др. – внедряли новые принципы градостроительства в любимом детище императора – Санкт-Петербурге. Были построены Гостиный двор, Биржа, Адмиралтейство, здание Кунсткамеры. Началось создание вокруг новой столицы кольца дворцов и парков (Летний сад, Петергоф). Активно шло строительство и в Москве – Хамовный двор, Суконный двор, Большой каменный мост, Арсенал в Кремле, трехэтажное здание Главной аптеки. Принцип регулярности построек впервые был применен при проектировании и строительстве Санкт-Петербурга. Под руководством Д. Трезини и М.Г. Земцова были построены: Собор Петропавловской крепости, здание Двенадцати коллегий, здание Кунсткамеры (совместно с архитекторами Г. Маттарнови, Н. Гербелем, Г. Кьявери), созданы дворцово-парковые ансамбли в Петергофе. Господствующим архитектурным стилем являлось барокко. Была создана Канцелярия городовых дел для администрирования и организации строительных работ. Изобразительное искусство В изобразительном искусстве окончательную победу одержало светское направление. Появилось много новых жанров под влиянием западно-европейского искусства. В Россию приглашались иностранные живописцы, а молодых русских художников посылали учиться в Италию («петровские пенсионеры»). Ведущим жанром становится портрет: А.М. Матвеев (первый двойной портрет «Автопортрет с женой»). Началось освоение русскими художниками композиций с мифологическими сюжетами (А. Матвеев «Венера и Амур», «Аллегория живописи»). Художественные стили: барокко – А.П. Антропов создавал парадные и камерные портреты; рококко – П. Ротари и братья Гроот – подчеркнутая грациозность, обилие деталей и аксессуаров. Большое распространение получила гравюра (с одного оригинала можно было получить несколько сот оттисков). Основоположниками гравюры в России являются голландские мастера А. Шхонебек и П. Пикарт. Русские мастера: А. Зубов («Баталия при Гренгаме», «Панорама Петербурга»); М. Махаев – автор серии видов Петербурга. Широкое распространение получил лубок (народная картинка), отличавшийся простотой техники, яркими красками и доходчивостью образа. Наиболее известен сюжет «Мыши кота погребают» (на смерть Петра I). Появляется новый вид искусства – скульптура. В основном работы покупались за рубежом у венецианских мастеров (античные подлинники для Летнего сада). Работали иностранные мастера и в России (А. Шлютер, Н. Пино). Крупнейшим мастером скульптуры в стиле барокко был К.Б. Растрелли (бюсты Петра I и Меншикова, «Портрет Анны Ивановны с арапчонком»). Театр В 1702 г. по распоряжению Петра I был создан публичный общедоступный театр, для которого на Красной площади было построено специальное здание – «Комедийная храмина». Труппа состояла из немецких актеров, возглавлял ее И.Х. Кунст. В 1706 г. театр перестал существовать, не пользуясь успехом у зрителей. В середине XVIII в. во многих городах выступали иностранные актерские труппы со своими пьесами, что, однако не находило отклика у народа. Дальнейшее развитие получил школьный театр, продолживший традиции Киевской духовной академии и Славяно-греко-латинской академии. В первой четверти XVIII в. возник школьный театр при хирургической школе доктора Бидлоо, в 40-х – при Шляхетском кадетском корпусе. Широкое распространение получил крепостной театр: крупнейшие русские вельможи создавали у себя в вотчинах или в столичных домах театры, актерами которых были крепостные (например, театр Шереметевых). В первой половине XVIII в. закладывались основы русской школы классического балетного танца. В 1738 г. для подготовки танцоров придворной балетной труппы в Петербурге была основана балетная школа Ж.Б. Ланде. Музыка Продолжали развиваться традиционные музыкальные направления: народная музыка, богослужебное и светское песнопение. Наибольшее развитие получила народная музыка. Наряду с традиционными обрядовыми и бытовыми песнями широко распространились «разбойничьи», бурлацкие, рекрутские песни. Появилась профессиональная светская музыка, которая находилась под влиянием итальянской композиторской школы. Быт и нравы Стремясь искоренить «сонный нрав» московской старины, Петр I приказал брить лицо, что противоречило православной русской традиции. Бороды разрешалось носить только духовенству и крестьянам. Купцы и другие горожане должны были платить специальный налог. Повсеместно вводилась одежда, более близкая к европейской. С 1718 г. в домах вельмож регулярно начали проводить ассамблеи (балы-собрания). Эти изменения в основном коснулись дворянства и верхушки общества, мало отразившись на крепостных крестьянах. Социокультурный раскол общества усилился (культура разделилась на народную и элитарную). По сравнению с предыдущим временем значительно ускорился темп жизни. Изменился общественный быт. Появились новые формы общения и развлечений – многочисленные светские праздники с иллюминацией, фейерверками и маскарадами. Некоторые нововведения сохранились и до наших дней: Петр I разрешил запрещенное «Соборным Уложением» 1649 г. курение; начиная с 1 января 1700 г., в России стали праздновать Новый год и устраивать «елки»; тогда же Россия перешла на принятое в большинстве стран Европы летоисчисление от Рождества Христова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.192 (0.009 с.) |