Социальные реформы. Табели о рангах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные реформы. Табели о рангах



В конце XVII – первой четверти XVIII вв. продолжался начавшийся еще в XVII столетии процесс стирания граней между двумя формами землевладения – вотчиной и поместьем.

Указ о единонаследии 1714 г. окончательно закрепил слияние этих форм землевладения в одну: поместные и вотчинные земли были объявлены «недвижимой» собственностью, которую нельзя было продавать, закладывать иди делить на части. Вся недвижимая собственность могла быть передана только одному из наследников, а движимое имущество получали остальные дети и вдова, что мотивировалось необходимостью предотвращения раздробления помещичьих хозяйств. Однако главная цель указа 1714 г. состояла в том, чтобы принудить молодых дворян "хлеба своего искать службой, ученьем, торгами и прочим".

Консолидации дворянства способствовал и Табель о рангах 1722 г., определивший новый порядок прохождения службы. Служебная лестница состояла теперь из 14 ступеней или рангов – от фельдмаршала, генерал-адмирала или канцлера до прапорщика или коллежского регистратора. Отныне значение для карьеры дворянина имели его личные способности, а не происхождение. Вместе с получением 8-го ранга по гражданской службе или обер-офицерского по военной становились дворянами и приобретали все привилегии дворянства выходцы из других сословий. Эти реформы способствовали слиянию в единый класс родовитых и неродовитых служилых людей, термин «боярство» исчез из употребления, «дворянами» стали называться все землевладельцы, эксплуатирующие крепостных крестьян.

Крестьянство, составлявшее 92% населения приняло на себя основное бремя модернизации страны. Крестьяне строили города, верфи, крепости, заводы, составляли костяк армии, несли основную податную нагрузку. К 1724 г. была закончена перепись населения, и подворная подать заменена на подушную. Это привело не только к общему росту объема налогообложения, но и к некоторым социальным изменениям. Ликвидирована была такая категория, как холопство, черносошные крестьяне; однодворцы южных уездов и ясачное население Поволжья и Сибири объединились в сословие государственных крестьян.

 

Военные реформы

После поражения русских войск под Нарвой в 1700 г. Петром I была проведена военная реформа. Ее сущность состояла в ликвидации дворянских ополчений и организации регулярной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.

Стрелецкое войско было ликвидировано после мятежа 1698 г. С 1699 г. армия пополнялась за счет рекрутских наборов из зависимых слоев населения. Офицерский же корпус составлялся за счет дворян, обучавшихся в рядах гвардейских полков (Преображенского, Семеновского) или в специально созданных школах (Навигацкой, фортификационной, артиллерийской и др.).

Следует отметить, что отношение дворянства к военной службе изменялось специальными мерами правительства: заменой поместного верстания штатным денежным жалованием (1711 г.); обязательной военной подготовкой дворянства и порядком прохождения военной или штатской службы (указ 1714 г. о не производстве в офицеры дворян, не служивших рядовыми, а также Табель о рангах 1722 г.).

Необходимым новшеством было создание отечественного военно-морского флота, начатое еще зимой 1696 г. строительством судов на реке Воронеж. На строительство флота в Воронеже было мобилизовано несколько десятков тысяч человек. Уже весной 1696 г. были готовы около 30 морских судов и более 1000 речных барж для перевозки войска, именно с их помощью Россия в июле 1696 г. овладела турецкой крепостью Азов, получив выход в Азовское море.

В годы Северной войны основные усилия были сосредоточены на создании Балтийского флота. В 1708 г. был спущен первый 28-пушечный фрегат на Балтике, а через 20 лет российский флот на Балтике был самым мощным: 32 линейных корабля, 85 галер и других судов.

В результате этой реформы, уже при жизни царя российский флот господствовал на Балтике. Создание новых воинских частей (в конце царствования Петра I в регулярных полках числилось до 212 тыс. человек; в нерегулярном войске, состоявшем преимущественно из казаков, – до 110 тыс. человек), перевооружение армии, введение в действие Артикула воинского (1715 г.), Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.) уставов, – все это делало Россию одним из сильнейших государств в Европе, без участия которого отныне не мог решаться ни один важный вопрос международной жизни.

 

Реформы центрального управления

Важнейшим направлением преобразований Петра I была административная реформа, носившая всеобъемлющий характер. Главной задачей этой реформы было окончательное формирование централизованного бюрократического аппарата абсолютистского государства.

В основе реформы органов как центрального, так и местного управления находился принцип коллегиального решения вопросов и в то же время личной ответственности чиновников за принятие решений.

Если раньше государственная система формировалась десятилетиями, опираясь на национальные традиции, то Петр реформировал ее быстро, используя в построении «регулярного государства» европейский опыт.

С конца XVII в. царь перестал назначать новых членов в Боярскую думу, и к 1704 г. ее деятельность прекратилась естественным образом. Параллельно действовал новый совещательный орган, созданный царем, так называемая Ближняя канцелярия или «консилия».

В 1711 г. был учрежден сменивший «консилию» Правительствующий Сенат – высшее правительственное учреждение с судебными, административными, а иногда и законодательными функциями. Боярская Дума действовала под непосредственным руководством государя. Поэтому стало необходимым заменить Боярскую Думу высшим правительственным учреждением иного состава, уполномоченным руководить страной в отсутствии монарха. Все обязаны были повиноваться указам Сената, как указам самого государя, под страхом смертной казни за ослушание. Сенат состоял из 9 человек, назначенных лично Петром.

За деятельностью Сената устанавливался контроль в лице генерал-прокурора (с 1722 г.). Первым генерал-прокурором стал П.И. Ягужинский. Ему подчинялись прокуроры, назначаемые во все государственные учреждения. Для тайного надзора за управлением и особенно за сбором и расходованием казенных сумм были введены должности фискалов. Ими руководил выбираемый и состоящий при Сенате обер-фискал.

Взамен сложного и неповоротливого аппарата приказов (около 90 к концу XVII в.) в 1718-1720 гг. учреждены коллегии по образцу учреждений, существовавших в Швеции и других западноевропейских странах. Принципы функционирования центральных отраслевых учреждений определялись специальным кодексом – Генеральным регламентом.

Всего было создано 12 коллегий со строгим разграничением функций: Коллегия иностранных (чужестранных) дел, Военная, Адмиралтейская, Вотчинная, Юстиц-коллегия, Камер-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор-коллегия, Берг- и Мануфактур-коллегии. На правах коллегии действовал и основанный в 1720 г. Главный магистрат, руководивший работой городовых магистратов

Реформы местного управления

Наряду с укреплением центрального аппарата шла реформа местных учреждений. Вместо воеводской администрации с 1708 г. вводится губернская система управления. Первоначально страна была разделена на 8 губерний, во главе которых стояли губернаторы.

С 1713 г. при губернаторах были учреждены выбиравшиеся дворянством советы ландратов, без которых губернатор не мог ничего решать.

После отмены этих советов в 1719 г., участие дворянства в местном управлении было перенесено из губернии в уезд.

Уездное дворянство ежегодно собиралось для выбора из своей среды земского комиссара, ведавшего сбором податей и полицейскими делами. С 1719 г. основной административной единицей стала провинция (их было около 50) во главе с воеводой. Губернии сохранились, но во власти губернаторов осталось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии. По остальным вопросам провинциальные власти сносились непосредственно с коллегиями и Сенатом.

Для управления городами были созданы городовые магистраты. Эти новые учреждения (сначала называвшиеся ратушами) выполняли административно-полицейские и судебные функции, способствовали развитию городских ремесел и торговли. Они подчинялись специальной коллегии – Главному магистрату. Фактическая власть в Главном и городовых магистратах находилась в руках богатых купцов. Члены городовых магистратов избирались пожизненно и могли быть пожалованы в дворянство. Городская реформа, таким образом, укрепила права купечества и тем способствовала развитию торговли и промышленности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.027 с.)