Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Н. V-перв. четв. Ш в. до н.э.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В начале периода консерв. часть патрициев попыталась дать бой и взять реванш. Консерваторы провели закон в Нар. собр., по к-ым консулы временно перестали избираться, вместо них стали избирать военных трибунов, к-ые получали право иметь империум. Появилась коллегия цензоров, избираемая только из патрициев. Состояла из 2-х чел., избиралась раз в 4 года на 1 год. Полномочия цензоров: • определяли, в какой имуществ. разряд попадает тот или иной гражданин • полномочия наблюдать за поведением долж. лиц и вычищать скомпрометировавших себя лиц. Цензоры оказались неприкосновенны для народных трабунов. 367 г. до н.э. - законы народных трибунов Лициния и Секстия: = один из консулов обязательно должен был избираться из плебеев = закон о земельном максимуме: хоз-во фамилии могло оккупировать из ager publicus 500 югеров земли (125га). = смягчение долгового бремени: все выплаченные проценты по долгу засчитывались в сумму долга, оставшаяся сумма долга могла быть выплачены в течение 3-х лет равными долями. Вскоре был принят закон, по к-му запрещалось превращать в рабов за долги римских граждан (закон-Пителия). В 387 г. борьба завершилась принятием законопроекта диктатора Гортензия: решения сходок по территориальным трибам стало принято считать решениями Нар. собраний. Эти сходки окончат-но превратились в новый тип комиций - трибутные комиции. Они превратились в осн. вид Нар. собрания в Риме. К моменту завершения борьбы между плебеями и патрициями сущ-ло 3 вида Нар. собр.: 1) куриатные комиции (передали оставшиеся функции трибунным комициям) 2) центуриатные комиции (сами изб-сь,решали вопр войны и мира) 3) трибутные комиции(повсед дела) Результат борьбы между патрициями и плебеями: = утвердилось окончат-но территориальное деление римского гражданства = завершилось оформление соц. структуры исчезла родовая знать часть патрицианских родов + верхушка плебейских родов = слой полисной знати - нобилитет рядовые граждане - плебс Утвердилось единое название для свободных неграждан, проживавших на территории римской общины – перегрины Тема 19. Основные черты классического полиса Все сформировавшиеся авт. полисы обладали общими чертами, а делали их особым типом гражд. общины древнего мира. Акт. полис - территор. община классового общества, микрогос-во. Материальная база -полисная земельная собственность, верховным распорядителем а являлось само микрогос-во в лице долж. лиц. Земля делилась ва 2 категории: • зем. наделы отдельных семей (сначала в наследств, владении, затем - в част. собственности) • земли гос. сектора, непосредственным собственником к-го являлась вся община. Граждане имели на эти земли право пользования, ограниченное законом о зем. максимуме. Безграничной част. собственности на землю быть не могло. Если надел гражданина не обрабатывался в течение 30 лет, гос-во забирало его в О.Ф., т.к. с надела исчислялся размер литургии гражданина из-за того, что в гос. секторе не возникало гос. хоз-во. Особенно строго следили за недоступом к земле полиса неграждан. Органично сущ-ли 2 закономерности в поземельных отношениях: = каждая семья должна быть обеспечена зем. наделом. = размеры полиса оказывались ограниченными Т.к. каждый гражданин должен был быть обеспечен землей, в полисе сущ-ли правила, ограничивающие рост гражданского коллектива. Граждане прямых налогов не платили, но несли со своего имущества литургии. Прямые налоги платили только свободные неграждане. Во времена Перикла был принят закон, по к-му гражданином считался только тот, у кого и отец, и мать были афинянами. Гражд. коллективы не были едины по юридич. положению. Осн. полномочия одинаковы, но были нормы, к-ые касались полисного самоупр-иия. Каждый ант. полис обладал след. 2 кач-вами: • автаркия (эк. самодостаточность) • автономия: внутренняя и внешняя Любая автономия превращала полисы в противников. Из-за внутр. автономии полисная, гос. жизнь являлась прямым народоправством (прямое участие народа в упр-нии). Выражением наличия в полисах прямого народоправства являлось право любого гражданина принимать пол. решения, участвовать во власти через Нар. собр. Самоупр-ние подразумевало наличие трехчленной системы: 1. Народное собрание (высший орган законодат. власти): любое решение нар. собр. являлось законом с политико-юрид. т.з. Любое предложение к Нар. собр. имело вес законопроекта Нар. собр. дем. полиса Нар. собр. олигарх, полиса • собиралось регулярно •добиралось нерегулярно • собиралось само по себе в опред. день и час • могло быть собрано кем-то из высших долж. лиц • имело право законодат. инициативы • не имело законодат инициативы • активно обсуждало любое предложение • не обсуждало предлож-е, а только выслушивало прения высших долж- лиц 2. Совет полиса (Афины - ареопаг и булэ, Спарта. — герусия, Рим — Сенат) - самостоятельный и независимый орган. Независимость Совета в дем. полисах была ограничена принципом его комплектования Совет дем. полиса: • формировался путем прямых выборов на Нар. собрании • объем полномочий меньше: Совет - орган Нар. собр., он выполняет функции Нар. собр. в перерывах, но всегда отчитывается перед Нар. собр. Совет может формировать только законопроекты Совет олигарх. полиса • формировался путем кооптации из бывших высших-долж. лиц • объем полномочий больше: Совет может готовить не только предлож-я для Нар. собр., но и сам может издавать постановления, имеющие законодат. вес. Это было необходимо при нерегулярности Нар. собр. 3. Система выборных долж. лиц: играли роль исп. власти. Осн. принципы, а лежали в функционировании высших долж. лиц: • принцип выборности • коллегиальность • краткосрочность • неоплачиваемость должности В дем. полисах очень часто большинство додж. лиц избиралось жребием, за исключением тех коллегий, где требовались особые знания. Долж. лица делились на 2 типа: = коллегиального типа (ординарные) = экстраординарные: диктатор, к-ый появлялся в Риме тогда, когда ситуация не могла быть исправлена деят-тью обычных долж. лиц.; диктатор назначался одним из консулов; он не мог превратиться в монарха, т.к. сущ-ли след ограничители: - -- диктатор появлялся для решения опред. Задачи и ему должны помог. Ост. Долж лица - диктатор всегда назначался только на полгода, В греч. полисах - должность стратега-автократора, к-ый избирался, но имел огромные полномочня. Все выборные должности делались на: = высшие (консулы, преторы, цензоры, вар. трибуны) =обычные Такая сис-ма самоуправления могла срабатывать только при достаточно узком гражд. коллективе.
Тема 20-21. Основные закономерности развития греческого общества в перв. пол. V в. до н.э. Классич. время для Греции - V в. и IV в. до н.э. Большая часть греч. полисов принимала участие в Греко-Персидских войнах. На стороне персов воевало большое число сформировавшихся греч. полисов. Др. часть греч. полисов держалась в стороне. Персы начали экспансию в направлении Черного моря и Эгейского моря. Держава ахеменидов столкнулась с несколькими сотнями греч микрогос-в. Одни из самых выгодных для Гр. полисов в плане дани - финикийские. С VIII в. до н.э. финикийцы были первыми предпринимателями на море. Имели много колоний (Карфаген). Причины Греко-Перс. воин: 1) Развивающиеся греч. полисы агр-рем. типа мешали финикиянам, т.к. они стали конкурировать с ними => финикийцы толкали персов на экспансию в Гр. и Эгейское море, но только на агр.-рем. полисы. 2) Перс. царство возникло на месте Мидянского и персы заимствовали у них внутр. политику: подвластные им территория должны были вовремя платить дань: Т.о. никто не будет вмешиваться в их внутр. дела => персы эту политику хотели распространить на греч. полисы. Когда, греч. полисы оказались в составе Перс. державы, они переживали этап ранней тирании => противоречия в полисе возникают между слоями. Это вызвало массовое восстание в 500 г. до н.э. Этот год считают- началом Гр.-Перс. войн. Греч. восстание было быстро подавлено. Несколько полисов Балканской Тр. (в т.ч. Афины) решили помочь восставшим полисам. Персы ответили карательной реакцией на эту помощь; Первая экспедиция закончилась неудачно. Вторая экспедиция (490 г. до н.э.): персы высадились на Марафонском поле. В ходе Марафонской битвы персы потерпели поражение. Но греки поняли, что персы вернутся => этап экспансия со стороны персов. В Персии началось правление Ксеркса. В греч. мире полисы очень четко разделились на 2 категории: • большая - решила признать персидскую власть • меньшая (Балк. полисы) - решила воевать Возникла идея объединения => полисы, принявшие решение воевать, создали Панэллинский союз (база -Пелопонесский союз). В агр.-рем. полисах стали формироваться морские программы по ускоренному строению флотов. В Афинах впервые возник соц.-пол. раскол: • ср. собственники земли отстаивали войну на суше, чтобы оградить Аттику от персов • связанные с морским предпринимательством получили поддержку большинства малоимущих граждан. Морская программа Фемистокла. В рез-те во время похода Ксеркса на Гр. в 480 г. до н.э. перс. войско двинулось на Балк. Гр. преимущественно по суше, параллельно следовал флот. Во главе Панэл. союза – Спарта. Спарта выслала к Фермопилам во главе с Леонидом 300 спартанцев. Персы разбили их и стали грабить территорию Аттики,, но уже очищенной от граждан. Все жители Афин были эвакуированы на о. Саламин. 479 г. до н.э. -сухопут. войско Панэл. союза разгромило персов у полиса Плоту. После победы Спарта и ее союзники вышли из союза ==> союз распался. Во всех дем. полисах за счет фетов укрепилась дем-тия. С др. стороны развал Панэл. союза для агр.-рем. полисов означал этап новой консолидации. В рез-те собравшись на о. Делос агр.-рем. полисы создали Делосский союз. Во время формирования союза его члены разделились на 2 осн. группы: • полисы, к-ые в кач-ве литургии выставляли корабли • полисы, к-ые ежегодно платили взнос в сформировавшуюся союзнуюказну. Размер фороса (взнос) = объему налогов, а полисы до этого платили персам. Плательщики фороса - превратились в полисы второго сорта в рамках союза, т.к. у них не было своего военного флота. Полисы, освобожденные от перс. власти, часто включались в состав союза насильно. Афинский флот оставался самым сильным и в 454 г. до н.э. произошел перелом в истории Делосского союза. Под предлогом опасности со стороны персов для союза на союзном собрании было принято решение перенести союзную казну с о. Делос под защиту Афинского акрополя. Афины поставили казну под свой контроль => Делосский союз окончат-но превращается в 1 -ый Афинский морской союз. Внутри агр-рем. полисов позиции дем-тии продолжали усиливаться. В Афинах усиление фетов привело к тому, что в 462 г. до н.э. произошла реформ ареопага. У ареопага были-отобраны все его важные функции и он остался только как суд по делам о предумышленном убийстве. Т.о. полисная знать потерпела поражение => превращение афинской дем-тии в классическую. В 449 г. до н.э. Гр.-Перс. войны кончились Каллиевым миром: 1) Перс. флот уходил из проливов и Эгейского моря 2) Перс. войска уходили с запада Малой Азии Гр. полисы в Малой Азии вошли в состав Афинского морского союза, т.к.: - большинство полисов было заинтересовано в осуществлении контроля над бассейном Эгейского моря и проливами - в этих полисах пол. Республиканский режим осуществлялся в форме дем-тии и наличие общих сил союза было гарантией - как средство эксплуатации полисов, к-ые платили форос => неравенство и противоречия внутри союза (- м/у полисами, к-ые платили форос и др. полисами; - между гегемоном Афинами и др. полисами)
Тема 22. Афинская демократия середины и вт.пол. V в. до н.э. Гл. аргумент в пользу не типичности афинской дем-тии двоякий: • Афинский полис по площади и числу граждан по сравнению с ар. полисами - гигант • Афины с 454 г. до н.э. взяли под свой контроль казну Делосского союза. Эту казну можно было использовать для стабилизации внутр. ситуации. Афинская дем-тия формировалась постепенно:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.008 с.) |