Н. V-перв. четв. Ш в. до н.э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н. V-перв. четв. Ш в. до н.э.



В начале периода консерв. часть патрициев попыталась дать бой и взять реванш. Консерваторы провели закон в Нар. собр., по к-ым консулы временно перестали избираться, вместо них стали избирать военных трибунов, к-ые получали право иметь империум.

Появилась коллегия цензоров, избираемая только из патрициев. Состояла из 2-х чел., избиралась раз в 4 года на 1 год. Полномочия цензоров:

• определяли, в какой имуществ. разряд попадает тот или иной гражданин

• полномочия наблюдать за поведением долж. лиц и вычищать скомпрометировавших себя лиц.

Цензоры оказались неприкосновенны для народных трабунов.

367 г. до н.э. - законы народных трибунов Лициния и Секстия:

= один из консулов обязательно должен был избираться из плебеев = закон о земельном максимуме: хоз-во фамилии могло оккупировать из ager publicus 500 югеров земли (125га).

= смягчение долгового бремени: все выплаченные проценты по долгу засчитывались в сумму долга, оставшаяся сумма долга могла быть выплачены в течение 3-х лет равными долями.

Вскоре был принят закон, по к-му запрещалось превращать в рабов за долги римских граждан (закон-Пителия).

В 387 г. борьба завершилась принятием законопроекта диктатора Гортензия: решения сходок по территориальным трибам стало принято считать решениями Нар. собраний. Эти сходки окончат-но превратились в новый тип комиций - трибутные комиции. Они превратились в осн. вид Нар. собрания в Риме. К моменту завершения борьбы между плебеями и патрициями сущ-ло 3 вида Нар. собр.:

1) куриатные комиции (передали оставшиеся функции трибунным комициям)

2) центуриатные комиции (сами изб-сь,решали вопр войны и мира)

3) трибутные комиции(повсед дела)

Результат борьбы между патрициями и плебеями:

= утвердилось окончат-но территориальное деление римского гражданства

= завершилось оформление соц. структуры

исчезла родовая знать

часть патрицианских родов + верхушка плебейских родов = слой полисной знати - нобилитет

рядовые граждане - плебс

Утвердилось единое название для свободных неграждан, проживавших на территории римской общины – перегрины

Тема 19. Основные черты классического полиса

Все сформировавшиеся авт. полисы обладали общими чертами, а делали их особым типом гражд. общины древнего мира. Акт. полис - территор. община классового общества, микрогос-во. Материальная база -полисная земельная собственность, верховным распорядителем а являлось само микрогос-во в лице долж. лиц. Земля делилась ва 2 категории:

• зем. наделы отдельных семей (сначала в наследств, владении, затем - в част. собственности)

• земли гос. сектора, непосредственным собственником к-го являлась вся община. Граждане имели на эти земли право пользования, ограниченное законом о зем. максимуме. Безграничной част. собственности на землю быть не могло. Если надел гражданина не обрабатывался в течение 30 лет, гос-во забирало его в О.Ф., т.к. с надела исчислялся размер литургии гражданина из-за того, что в гос. секторе не возникало гос. хоз-во. Особенно строго следили за недоступом к земле полиса неграждан. Органично сущ-ли 2 закономерности в поземельных отношениях:

= каждая семья должна быть обеспечена зем. наделом.

= размеры полиса оказывались ограниченными

Т.к. каждый гражданин должен был быть обеспечен землей, в полисе сущ-ли правила, ограничивающие рост гражданского коллектива. Граждане прямых налогов не платили, но несли со своего имущества литургии. Прямые налоги платили только свободные неграждане. Во времена Перикла был принят закон, по к-му гражданином считался только тот, у кого и отец, и мать были афинянами. Гражд. коллективы не были едины по юридич. положению. Осн. полномочия одинаковы, но были нормы, к-ые касались полисного самоупр-иия. Каждый ант. полис обладал след. 2 кач-вами: • автаркия (эк. самодостаточность)

• автономия: внутренняя и внешняя

Любая автономия превращала полисы в противников. Из-за внутр. автономии полисная, гос. жизнь являлась прямым народоправством (прямое участие народа в упр-нии). Выражением наличия в полисах прямого народоправства являлось право любого гражданина принимать пол. решения, участвовать во власти через Нар. собр. Самоупр-ние подразумевало наличие трехчленной системы:

1. Народное собрание (высший орган законодат. власти): любое решение нар. собр. являлось законом с политико-юрид. т.з. Любое предложение к Нар. собр. имело вес законопроекта

Нар. собр. дем. полиса Нар. собр. олигарх, полиса

• собиралось регулярно •добиралось нерегулярно

• собиралось само по себе в опред. день и час • могло быть собрано кем-то из

высших долж. лиц

• имело право законодат. инициативы • не имело законодат инициативы

• активно обсуждало любое предложение • не обсуждало предлож-е, а только

выслушивало прения высших долж- лиц

2. Совет полиса (Афины - ареопаг и булэ, Спарта. — герусия, Рим — Сенат) - самостоятельный и незави­симый орган. Независимость Совета в дем. полисах была ограничена принципом его комплектования

Совет дем. полиса:

• формировался путем прямых выборов на Нар. собрании

• объем полномочий меньше: Совет - орган Нар. собр., он выполняет функции Нар. собр. в перерывах, но всегда отчитывается перед Нар. собр. Совет может формировать только законопроекты

Совет олигарх. полиса

• формировался путем кооптации из бывших высших-долж. лиц

• объем полномочий больше: Совет может готовить не только предлож-я для Нар. собр., но и сам может издавать постановления, имеющие законодат. вес. Это было необходимо при нерегулярности Нар. собр.

3. Система выборных долж. лиц: играли роль исп. власти. Осн. принципы, а лежали в функционировании высших долж. лиц:

• принцип выборности • коллегиальность

• краткосрочность • неоплачиваемость должности

В дем. полисах очень часто большинство додж. лиц избиралось жребием, за исключением тех коллегий, где требовались особые знания.

Долж. лица делились на 2 типа:

= коллегиального типа (ординарные)

= экстраординарные: диктатор, к-ый появлялся в Риме тогда, когда ситуация не могла быть исправлена деят-тью обычных долж. лиц.; диктатор назначался одним из консулов; он не мог превратиться в монарха, т.к. сущ-ли след ограничители: - -- диктатор появлялся для решения опред. Задачи и ему должны помог. Ост. Долж лица

- диктатор всегда назначался только на полгода,

В греч. полисах - должность стратега-автократора, к-ый избирался, но имел огромные полномочня. Все выборные должности делались на:

= высшие (консулы, преторы, цензоры, вар. трибуны)

=обычные

Такая сис-ма самоуправления могла срабатывать только при достаточно узком гражд. коллективе.

 

Тема 20-21. Основные закономерности развития греческого общества в перв. пол. V в. до н.э.

Классич. время для Греции - V в. и IV в. до н.э. Большая часть греч. полисов принимала участие в Греко-Персидских войнах. На стороне персов воевало большое число сформировавшихся греч. полисов. Др. часть греч. полисов держалась в стороне.

Персы начали экспансию в направлении Черного моря и Эгейского моря. Держава ахеменидов столкнулась с несколькими сотнями греч микрогос-в. Одни из самых выгодных для Гр. полисов в плане дани - финикийские. С VIII в. до н.э. финикийцы были первыми предпринимателями на море. Имели много колоний (Карфаген).

Причины Греко-Перс. воин:

1) Развивающиеся греч. полисы агр-рем. типа мешали финикиянам, т.к. они стали конкурировать с ними => финикийцы толкали персов на экспансию в Гр. и Эгейское море, но только на агр.-рем. полисы.

2) Перс. царство возникло на месте Мидянского и персы заимствовали у них внутр. политику: подвластные им территория должны были вовремя платить дань: Т.о. никто не будет вмешиваться в их внутр. дела => персы эту политику хотели распространить на греч. полисы. Когда, греч. полисы оказались в составе Перс. державы, они переживали этап ранней тирании => противоречия в полисе возникают между слоями. Это вызвало массовое восстание в 500 г. до н.э. Этот год считают- началом Гр.-Перс. войн. Греч. восстание было быстро подавлено. Несколько полисов Балканской Тр. (в т.ч. Афины) решили помочь восставшим полисам. Персы ответили карательной реакцией на эту помощь;

Первая экспедиция закончилась неудачно. Вторая экспедиция (490 г. до н.э.): персы высадились на Марафонском поле. В ходе Марафонской битвы персы потерпели поражение. Но греки поняли, что персы вернутся => этап экспансия со стороны персов. В Персии началось правление Ксеркса. В греч. мире полисы очень четко разделились на 2 категории:

• большая - решила признать персидскую власть

• меньшая (Балк. полисы) - решила воевать

Возникла идея объединения => полисы, принявшие решение воевать, создали Панэллинский союз (база -Пелопонесский союз). В агр.-рем. полисах стали формироваться морские программы по ускоренному строению флотов. В Афинах впервые возник соц.-пол. раскол:

• ср. собственники земли отстаивали войну на суше, чтобы оградить Аттику от персов

• связанные с морским предпринимательством получили поддержку большинства малоимущих граждан.

Морская программа Фемистокла.

В рез-те во время похода Ксеркса на Гр. в 480 г. до н.э. перс. войско двинулось на Балк. Гр. преимущественно по суше, параллельно следовал флот. Во главе Панэл. союза – Спарта. Спарта выслала к Фермопилам во главе с Леонидом 300 спартанцев. Персы разбили их и стали грабить территорию Аттики,, но уже очищенной от граждан. Все жители Афин были эвакуированы на о. Саламин. 479 г. до н.э. -сухопут. войско Панэл. союза разгромило персов у полиса Плоту. После победы Спарта и ее союзники вышли из союза ==> союз распался. Во всех дем. полисах за счет фетов укрепилась дем-тия. С др. стороны развал Панэл. союза для агр.-рем. полисов означал этап новой консолидации. В рез-те собравшись на о. Делос агр.-рем. полисы создали Делосский союз. Во время формирования союза его члены разделились на 2 осн. группы:

• полисы, к-ые в кач-ве литургии выставляли корабли

• полисы, к-ые ежегодно платили взнос в сформировавшуюся союзнуюказну. Размер фороса (взнос) = объему налогов, а полисы до этого платили персам. Плательщики фороса - превратились в полисы второго сорта в рамках союза, т.к. у них не было своего военного флота. Полисы, освобожденные от перс. власти, часто включались в состав союза насильно. Афинский флот оставался самым сильным и в 454 г. до н.э. произошел перелом в истории Делосского союза. Под предлогом опасности со стороны персов для союза на союзном собрании было принято решение перенести союзную казну с о. Делос под защиту Афинского акрополя. Афины поставили казну под свой контроль => Делосский союз окончат-но превращается в 1 -ый Афинский морской союз. Внутри агр-рем. полисов позиции дем-тии продолжали усиливаться. В Афинах усиление фетов привело к тому, что в 462 г. до н.э. произошла реформ ареопага. У ареопага были-отобраны все его важные функции и он остался только как суд по делам о предумышленном убийстве. Т.о. полисная знать потерпела поражение => превращение афинской дем-тии в классическую.

В 449 г. до н.э. Гр.-Перс. войны кончились Каллиевым миром:

1) Перс. флот уходил из проливов и Эгейского моря

2) Перс. войска уходили с запада Малой Азии

Гр. полисы в Малой Азии вошли в состав Афинского морского союза, т.к.:

- большинство полисов было заинтересовано в осуществлении контроля над бассейном Эгейского моря и проливами

- в этих полисах пол. Республиканский режим осуществлялся в форме дем-тии и наличие общих сил союза было гарантией

- как средство эксплуатации полисов, к-ые платили форос => неравенство и противоречия внутри союза (- м/у полисами, к-ые платили форос и др. полисами; - между гегемоном Афинами и др. полисами)

 

 

Тема 22. Афинская демократия середины и вт.пол. V в. до н.э.

Гл. аргумент в пользу не типичности афинской дем-тии двоякий:

• Афинский полис по площади и числу граждан по сравнению с ар. полисами - гигант

• Афины с 454 г. до н.э. взяли под свой контроль казну Делосского союза. Эту казну можно было использовать для стабилизации внутр. ситуации.

Афинская дем-тия формировалась постепенно:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.142.134 (0.018 с.)