ТОП 10:

Объектная стр-ра функций ом.



Институциональные – те ф-и, кот ом вып по отн к соц и политич институтам.

- Оценочная – Информационная – Целеполагающая – Регулятивная – Контрольная – Директивная – Защитная – Консультативная – Номенклатурная - Легитимации (ом может придать законный статус различным институтам. 2 пути. Жесткий – выборы или референдум. Мягкие – публичное моральное одобрение, поддержка)

Неинституциональные – те ф-и, в рамках кот ом воздействует на индивидов и малые группы

- Социализации

- Воспитательная

- Социального контроля (выполнение ом роли силы, регулирующей жизнь суб в обществе, контрол и направл его активность)

- Регуляции

- Социальной ориентации (иначе – ориентация в мире и его объяснение. Смысл – в обеспечении, поддержании эмоционально психологического равновесия людей в условиях соц напряженности)

Системная или социетальная стр-ра функций ом.

Эта структура содержит ф-и ом, которые могут воздействовать на устойчивость существования и развития соц системы в целом.

Эуфункциональная группа –ом способствует стабилизации соц системы.

Дисфункциональная группа –ом дезинтегрирует и дестабилизирует соц систему.

Постоянный список дать не можем, т.к. он будет меняться в зав-ти от объекта, ситуации. Контрольная, защитная и регулятивная функции в одном случае направлены на стабилизацию системы, а в другой – наоборот, на разрушение.


Свойства ОМ.

Автор наиб детального рассм свойств – Дмитрий Петрович Гавра.. 3 категории св-в

1 – св-ва, характер. отражат способность ом, т.е. его гносеологическую природу. В рамках этих свойств отвечают на вопросы: что отражает ОМ? каковы его отношения с действительностью, с объектом отражения? какова мера адекватности ом? Двойственность отражения (с 1 стороны – исх из хар-к объекта, с др – потенциал суб, т.е. на осн чего он действует). Базиснове св-во. Суб-об отражательная способность, дихотомическая рефлективность. Не подл колич изм, только кач. Показал, что ом имеет объективную основу, т.е. всегда отраж свой объект, но нельзя говорить об адекватности отражения объекта. Потому что ом – есть как суть познания объекта, так и процесс познания субъекта.

2 инструментальные св-ва. Это реальные хар-ки ом, кот могут быть эмпирически измерены.

1. Масштабность или сфера охвата 2. Субъектная распространенность (хар-ка потенциальной субъектной базы мнения. Вычисляется как отношение числа выразивших интерес к объекту к общему числу опрошенных) 3. Определенность (насколько сформировано мнение) 4. Полярность или направленность мнения (в пользу позитивного, негативного или нейтрального, т.е. какие оценки преобладают) 5. Поляризованность (характеризует внутреннюю противоречивость мнения или степень противостояния противоположных оценок) 6. Модальность (тип распределения. Бывают унимодальные – преоблад какой-либо позиции, и бимодальные – примерно равное противостояние позит и негативных оценок). 7. Распространенность (замеряется соц и географич ареал мнения). Пример какого либо события районного масшатба. На какую часть города распростран мнение. 8. Интенсивность. 9. Устойчивость. 10. Скорость формирования. 8,9,10 можно измерять только в динамике, в рамках двух и более замеров. 11. Однородность (соц и географич). 12. Связность (непротиворечивость мнения, это свойство требует опред внедрений в опросный инструментарий, закладываются спец индикаторы – повт вопросов, проверка утверждений на логику, если ответы взаимоисключаются, можно говорить о нелогичности.) 13. Субстанциональная ориентир-ность (соотн-ние– рацион, эмоц и волев. эл-тов структуры ом. Хар-р соотн этих элементов хар-ет ом.) 3 категория. Институциональные свойства.

- Зрелость - Функциональная наполненность - Функциональная ориентированность (какие ф-и преобладают в данный период времени) - Действенность (характеризует возможность ом преобразовывать соц практику, т.е. может ом побуждать др соц институты прин решения, совершать действия или нет).

ОМ и политическая сфера общества.

Политическая система – целостная совокупность гос и негос институтов и отношений между ними, посредством которых формируется власть. ОМ взаимодействует с пол.сис. в двоякой роли. Из-за этого – сложность включения ОМ в общественную и политическую жизнь.

1. С одной стороны, ОМ – среда, в которой существует и реализуется политика. Этот аспект взаимодействия называется экстернальным (внешним).

Взаимодействие ОМ и ПС, 4 связи: 1.ОМ и представительная власть (она же законодательная – ГД и ФС), 2. ОМ и исполнительная власть, 3. ОМ и судебная власть, 4. ОМ и негосударственная власть В рамках такого вида связей ОМ может способствовать либо препятствовать функционированию соц.институтов (одобрять/не одобрять, воплощать/противодействовать). Уже в этой роли ОМ способно выступать в качестве СИ.

2. интернальный (внутрисистемный аспект): ОМ само способно выступать в качестве составного элемента политической системы.

Чтобы стать внутренним элементом политической системы (интернальным), ОМ должно: 1) приобрести публичное звучание; 2) стать объективированным. Объективированное ОМ способно обособляться от своего носителя и самостоятельно функционировать в сфере власти и управления. ОМ может объективироваться разными путями: жёсткими либо мягкими.

Жёсткие: Выборы президента, Референдумы и тд.

Мягкие: Петиции, Законопроекты, Обсуждаемые поправки, Публикуемые результаты соцопросов

Объективированность – комплексное условие. Объективированное = законченное и публично выраженное.

Н-р: - Обнародование результатов соцопроса в СМИ. Видя результаты, внутри человек соотносит свою позицию с публичной. Близки его взгляды результатам или нет – формирует своё отношение к ситуации, которое может измениться или нет. Самое очевидное – рейтинги кандидатов перед выборами. Это уже объективированное ОМ, его не изменить, и оно становится элементом политической системы. Всё остальное – среда. И каждый объективированный элемент, попадая в среду, начинает её изменять.

1 и 2 - два разных ОМ. Они существуют параллельно, но при этом взаимодействуют. Интернальное ОМ как составная часть полит.системы, взаимодействует и с другими такими же элементами, и со средой (социальной ситуацией), частью которого является экстернальное ОМ. Т.е. оно воздействует на ом во внешней среде, а экстернальное, наоборот. Н-р, обнародование результатов предвыборных опросов способно сформировать предпочтение к более «сильному» кандидату.

От понимания этого двойственного статуса ОМ можем объяснить управленческий парадокс ОМ: одновременно существует два совпадающих по объекту и субъекту массовых заинтересованно-ценностных оценочных суждения, которые могут отличаться по большинству базовых свойств, в т.ч. интенсивности и полярности. При этом в основе управленческих решений, как правило, закладывается уже далекое от действительности интернальное ОМ. Мнение за время исследования устаревает, ситуация может измениться. В этом и заключается управленческий парадокс ОМ: вроде всё правильно, а результат негативный, возникают ошибки. Чтобы избежать ошибок надо понять 2 вещи:

- Двойственность соц-полит статуса ОМ

- Непрерывность процесса социального оценивания.

Субъекты политического управления при выработке решений должны учитывать как интернальное, так и экстернальное ОМ. А процесс их оценивания должен быть постоянным. Если заказчик не понимает, исполнитель на момент заключения договора должен объяснить заказчику ситуацию, и для большей надёжности результата хорошо бы провести повторный замер.

Соотношение ОМ и политики

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными общностями по поводу организации и использования государственной власти. Она рассматривается в деятельностном (рассмотрение форм и функций политики) и организационном (построение и работа политической системы об-ва) аспектах.

1. Функции политики: Общие (отражают роль политики в функционировании социально-политической системы как единого целого), Процессуальные (связаны с формированием и реализацией политических решений).

Из общих функций политики ОМ в большей степени связано с 2 функциями – политической социализации и включения в политику:

- ОМ напрямую участвует в трансляции норм и ценностей через поколения, и через это участвует в процессе социализации индивида.

- Индивид, включаясь в выборные процессы, осознаёт свою причастность и способ своего влияния. Становится причастным к этим отношения, участвуя в опросах и выборах. + Для того, чтобы стать профессиональным политиком, необходима поддержка людей, привлечение на свою сторону ОМ.

Процессуальные функции политики, с которыми вз-т ОМ:

- Выражение интересов

- Интеграция интересов (деят-ть по согласованию интересов должна опираться на ОМ)

- Выработка политики (ОМ как источник сведений о ситуации, как информационная база)

- Принятие решений (роль ОМ безусловна. От достоверности и точности информации зависит правильность выбора).

- Исполнение решений (оценка реакций ОМ необходима для выработки средств и путей воплощения цели в жизнь. (+) ОМ может способствовать или препятствовать решению).

2. Организационный аспект политики: Структурно – политическая система общества мб представлена как совокупность 4-х подсистем: 1. Организационной, 2. Нормативной, 3.Культурно-идеологической, 4. Информационно-коммуникативной

- ОМ занимает важное место в составе культурно-идеологической подсистемы, наряду с политической идеологией и политической культурой.

- Взаимодействие ОМ с организационной подсистемой

1. Социальное и политическое целеполагание (выработка политики, корректировка курса, определение содержания и программы действий)

2. Конституирование и легитимация политических институтов (регистрация партии – количество подписей, апелляция к ОМ)

3. Через механизмы прямой демократии формируется партийно-политическая структура и персональный состав представительных ветвей власти.

Обратная связь: от государства к ОМ – Г и другие институты могут воздействовать на ОМ. Воздействия бывают мягкие и жёсткие (вплоть до прямого давления, дезинформаций, манипуляции). Простейшая манипуляция ОМ – сокрытие информации.

- ОМ и нормативная подсистема:

Политические, нравственные и прочие нормы, которые регулируют и организуют политические отношения, но не закреплены в законах, функционируют через ОМ. ОМ транслирует группам морально приемлемые, допустимые нормы политического поведения. ОМ осуждает и применяет моральные санкции за нарушение этих правил. Обратная связь: посредством законодательных актов Г регламентирует роль ОМ в жизни общества. Г устанавливает перечень проблем, которые не могут решаться без учёта ОМ, что закреплено в законах.

- ОМ и информационно-коммуникативная система

Не только Г публикует информацию в СМИ, но и СМИ – крупнейшие потребители реакции общества на настоящие события. СМИ, от которого отвернулось ОМ, обречено.

Обратная связь чрезвычайно сильна: именно СМИ – наиболее важный фактор формирования и манипулирования ОМ.

Вывод: ОМ взаимосвязано как с деятельностным, так и с организационным аспектами политики. Оно способно являться неотъемлемой составной частью политической системы, и имеет сложные и многозначные связи с элементами её структуры.

(?) Каков реальный статус ОМ?

- Этот статус формируется системой нормативных актов, регламентирующих государственное строительство. ОМ потенциально является комплексным институтом демократии, оно способно обеспечить полноправное участие большинства народа в делах управления обществом.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.167.166 (0.009 с.)