Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Субъект ОМ: соврем подходы. Объект ОМ.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1 – Монистический подход. Единств полноправный суб ОМ – народ или население, т.е. массовидная совокупность, представляющая большинство индивидуальных субъектов в рамках данной общности. Всем остальным общностям отказывается в праве называться суб ОМ. 2 – Плюралистический подход. Границы субъекта относительны и в состав его входит множество различных структур и подсистем, н-р, ОМ коллектива, населенного пункта, региона, планеты в целом, а с др стороны об общественном мнении большинства и меньшинства. Для монистов ОМ – это проявление общенац или общенародной воли. Встречается у авторов, рассм роль ом в политич системе общества. Плюралистич подход – прямо противоположен. Нет единой общественности, сущ множество групп, каждая из которых явл отдельным элементом – субъектом мнения. Недостатки монистического подхода. 1 – не может быть применен для решения управленческих, прогностических задач, 2 – не вскрывает реальных противоречий в структуре ом и не дает оснований для его прогнозирования и изменения. Достоинства плюралистического. Позволяет анализировать весь жизненный цикл ОМ. Как выбирать? Нужно исходить из понимания характера об-та. Если объект ом – событие общенациональной значимости, то возможен монистический подход. Если объекты взаимодействуют с эл-тами групп/слоев, то эти группы и будут явл объектами ОМ. Т,П,М сегодня не суб ом. Суб ом – население конкретной территории на кот происх какое-то событие в разрезе всех общест групп и слоев. Выборка дб репрезентативной и случайной, ОМ – не мнение большинства. Объект ОМ: Мнение складывается на предмет чего-то. Чтобы событие стало объектом мнения, должны выполняться определенные условия. 3 базовых условия. 1) Взаимодействие с системой интересов субъекта. 2) Дискуссионность природы объекта, то явление, по поводу которого возможно возникновение дискуссии. 3) 1 – Бентам, Грушин – компетентность субъекта – степень знакомства субъекта с объектом. 2 – отсутствие компетентности не препятствует появлению мнения. Они предлагают остановиться на 2 критериях. 3 – Д.П.Гаура – информационная доступность объекта. Классификация объектов мнения. 3 типа объектов. 1 – объекты-факты. Самый простой. ОМ диагносцируется совокупностью вопросов. 2 – объекты-события. Более сложный. Представляет собой некую комбинацию фактов, связей и взаимосвязей между ними. Диагностику проводит сложнее. Обычно опрос. При этом любое событие обязательно д.б. расчленено на факты. 3 – объекты-явления или процессы. Самый сложный. Это совокупность ряда событий и фактов, связей и взаимосвязей между ними. Характеризуется полиструктурностью, сложностью и неоднозначностью. Диагностика – мониторинг, панельные исследования. Отличие – выборка. В панели сохраняются респонденты, в мониторинге нет. Изменяется во времени, поэтому используются эти способы диагностики. Нельзя замерить одним опросом.
Социологический подход к ОМ. При рассмотрении сущности общественного мнения необходимо исходить из комплексного подхода, включающие гнос и соц. Преимущества: 1)исходит из осознания двойственности природы ОМ (1 – общ суждение, 2 – институт) 2)позволяет снять недостатки и противоречия, присущие как для радикально гносеол и соц подходов. 3)позволяет выявить различные стороны социального бытия ОМ и охарактеризовать его различные функции. Гносеологический подход фиксирует его особенности и характерные черты как особого способа отражения действительности. Социологический подход рассматривает ОМ как социальный институт. ОМ рассматривается не в структуре общественного сознания, а как элемент системы общественных отношений. СП ориентирует на понимание ОМ как социального явления, формируемого активностью субъектов и их деятельностью. Т.о. Мнение – оценочное суждение, отличающееся от положений веры и положений знания. Всякое мнение есть суждение, независимо от того, высказано оно или нет, но не всякое суждение есть мнение. Мнение изначально является оценочным суждением, стержнем мнения как индивидуального, так и группового является оценочное отношение субъекта к явлениям и процессам, затрагивающим его интересы. С социологической точки зрения оно всегда субъектно, всегда имеет носителя и неспособно без него существовать. Как оценочное явление оно опирается на процесс социального оценивания. Субъект проверяет его на соответствие некоторым критериям, далее образуется оценка. Мнение любого субъекта имеет заинтересованно ценностную природу. В основании понятия 2 категории – интерес и ценность. При этом исходной выступает система интереса. Любая оценка при формировании мнения - сопоставление собственных ценностей субъекта и ценностного содержания объекта. Дедуктивный гносеологический подход к ОМ. ОМ и общественное сознание. При рассмотрении сущности общественного мнения необходимо исходить из комплексного подхода, включающие гнос и соц. Преимущества: 1)исходит из осознания двойственности природы ОМ (1 – общ суждение, 2 – институт) 2)позволяет снять недостатки и противоречия, присущие как для радикально гносеол и соц подходов. 3)позволяет выявить различные стороны социального бытия ОМ и охарактеризовать его различные функции. Гносеологический подход фиксирует его особенности и характерные черты как особого способа отражения действительности. Его собственная отражательная природа (что ОМ отражает); соотношение ОМ и общественного сознания; ищутся ответы на вопросы о мере адекватности отражения ОМ окружающей действительности. Ряд гнос категорий – сознание и познание. Надо понимать, что происходит некое абстрагирование от социальных функций общественного мнения. ОМ как общественное суждение. В рамках гнос подхода выделяют 2 типа традиций (внутренних подходов): дедуктивная и индуктивная традиции. Дедуктивный. Исх из того, что ОМ опред через дезагрегацию (разбиение на части) категории общ или массового сознания. Например, Маслоу (ОМ – одно из достояний обществ сознания), Грушин (ОМ – состояние обществ сознания), Житенев (ОМ – проявление обществ соз), Брюс (Ом – проявление коллективного или массового соз-я, отражающего данную сит-ю). Кант. Мнение – признание чего-либо истинным, недостаточное как с объективной, так и с субъективной стороны. Суб достаточное признание истины – вера. Об достаточное признание истинности – знание. А мнение и не то, и не то. Т.о. Мнение – оценочное суждение, отличающееся от положений веры и положений знания. Всякое мнение есть суждение, независимо от того, высказано оно или нет, но не всякое суждение есть мнение. Мнение изначально является оценочным суждением, стержнем мнения как индивидуального, так и группового является оценочное отношение субъекта к явлениям и процессам, затрагивающим его интересы. Структура ОМ. Структура общ мнения нужна потому что это минимальный набор требований к инструментарию (анкеты, опросного листа). Выделяют 5 обязательных структур: -содержательная, -базисная, -динамическая, -субъектная, -объектная. Основные – содержательная и базисная, пронизывающие все остальные. 1. С одержательная структура фиксирует наиболее важные свойства ом, а именно тип отношений субъекта к объекту. Оно может быть в общем случае: позитивным, негативным, нейтральным или вообще отсутствовать. Содержательная структура есть всегда, когда есть ом и является его первичной информативной характеристикой. Поэтому любое исследование начинается с ответа на вопрос о его содержательной структуре. 2. Базисная (сущностная). Основывается на природе и сущностных характеристиках ом. Сущность рассматривается с 2 точек зрения: гносеологической (категории мнения, знания) и социологической (мнение как социальный институт). В рамках базисной структуры выделяют 3 компонента: рациональный, эмоциональный, волевой. Рациональный + эмоциональный = социальная оценка. Рациональный компонент – рациональная основа (ом это знания и сведения об объекте, без них ом не может возникнуть). Формируется в поиске и освоении любой информации об объекте, сопоставление с собственными знаниями и представлениями. Мера выраженности рациональной составляющей зависит от характеристик объекта. Если он требует анализа, то в структуре ом значимость рационального компонента будет выше. Также влияют параметры субъекта: чем выше информированность, образованность, способность рассуждать в существующей ситуации, тем рациональная составляющая будет выше. Эмоциональная составляющая. Это чувства, переживания, настроения, которые всегда есть в обществе по поводу актуальности событий соц действительности. Определяет эмоциональную насыщенность и формирует степень выраженности и интенсивности ом. Важно выявить соотношение рационального и эмоционального: по этому соотношению можно судить о тенденциях развития ом, о его возможности влиять на соц процессы и прогнозировать соц явления. Эмоц компонент снижается, рациональный растет – ом будет менее подвержено внушению, изменениям, т.к. требует более серьезной информации, аргументации. Растет эмоц составляющая – ом более подвижно, подвержено воздействию. Поэтому выявление степени рационального и эмоционального компонента является очень важной задачей эмпирической социологии. Некоторые исследователи, получившие эмоциональные оценки, выдают их за ом, но это не верно, это эмоциональное образование, близкое к ом, образование более подвижно, мнение – это законченное суждение. Разделение на эмоциональное и рациональное – условное теоретическое разделение. Волевой компонент. Это составляющая, формирующаяся на основе соц оценки и характера направленности субъекта на практические действия по реализации интересов, связанный с содержанием объекта. Это отражает вторую сторону природы ом, духовно-практическую. Волевой компонент = активное начало, которое проявляется в позиции людей в ом. Люди переходят от слов к действию. Без волевого компонента, ом перестало быть могущественным, не могло бы разрушать, созидать, а осталось бы духовной сущностью. 3. Динамическая. Представляет внутреннее строение жизненного цикла ом по поводу единого конкретного объекта (одновременно в обществе есть много объектов ом, столько и ом, нет глобального и единого). Стадии ом. Становление: зарождение и формирование. Функционирование. Убывание: спад и отмирание. - Зарождение. Есть широкий интерес множества индивидов к некоторому объекту, и идет активный поиск информации. В процессе идет формирование индивидуальных оценочно-ценностных суждений. Они начинают выходить за рамки индивидуального сознания. У индивидов возникает потребность выразить свою оценку, обменяться ей. Обмен личными мнениями приводит к зарождению группового мнения, не обладающего качествами ом. - Формирование. Совокупность индивидуальных и групповых мнений приобретает качества ом – происходит организованный и спонтанный обмен ом, их борьба, общественные дискуссии между группами с отличными оценками носят массовый характер. Выявляется доминирующее и оппозиционное м. Вокруг них концентрируются основные соц силы. На этапе формирования совокупность индив и груп мнений приобретает качества соц оценки. Не до конца сформулированное ом начинает разворачивать и реализовывать свои функции: регулятивную, оценочную, познавательную. Волевой компонент на данном этапе отсутствует. - Функционирование. Все функции ом получают наибольшее развитие. Господствующее мнение институциализируется. Оно становится партнером или оппонентом государству или другому соц-политич институту. На этом этапе реализуются функции: контрольная, консультативная, директивная, защитная. Объект мнения продолжает оставаться в фокусе внимания, связанная с ним проблема не решена. Обозначается четкая поляризация мнения с ясно очерченой позицией большинства. - Спад. Снижение массового интереса к объекту, он уходит из числа актуальных для большинства людей. Это м.б. обусловлено решением проблемы или осознанием общества невозможности решения данной проблемы. Начинает падать интенсивность, уменьшается географический и соц ареал мнения, снижается острота противостояния между крайними позициями в структуре его направленности. Постепенно ом теряет свою действенность и не так эффективно реализуются его функции. Но ом не исчезает, оно есть, и объект вызывает интерес. Продолжается реализация таких функций как оценочная, регулятивная, познавательная и отчасти контрольная и консультативная. - Отмирание. Ом теряет качества ом и превращается в конгломерат оценочных суждений, отдельных мнений индивидов и групп. Объект мнения не имеет массового интереса, нет дискуссий. Но м.б. отдельные группы с достаточно выраженным мнением об объекте, но на уровне реальных объектов ом. Соц оценка сходит на нет и отмирает. Т.е. ом существует последовательно. Границы между этапами подвижны, размыты. Иногда ом не достигает фазы зрелого функционирования, а сразу после зарождения переходит к стадии отмирания. 4. Субъектная. (от субъекта, носителя, респондента). Суб структура не есть паспортичка. Наполнение суб структуры зависит от объекта. Характеризует мнение со стороны строения его субъекта и отражает его состав по соц и соц-демографич параметрам. Можно рассмотреть все характеристики данного измеренного ом (суб структура есть только у измеренного ом). Потом нужно сравнить эту структуру с параметрами генеральной совокупности и решить, репрезентативны ли полученные данные (по сравнению с генеральной совокупностью). Принципиальным является то, что исходим мы из плюралистического понимания субъекта, это означает, что анализируемая структура не должна ограничиваться характеристикой строения мнения большинства, а должна включать позиции меньшинства и тех, кто не определился. Если мы говорим об ом, нужно рассматривать позиции всех слоев населения (голосующих/не голосующих и т.д.). 5. Объектная. Рассмотрение объектной структуры – особая задача (одновременно в социуме есть много ом и объектов ом). Нельзя рассматривать изучаемый объект как системное образование т.к. оно является элементом соц системы. Рядом с ним ест другие элементы, и их влияние друг на друга надо учитывать. Например, произошел терракт и проблемы безопасности в рейтинге высоко, но через месяц все встает на свои места. Т.е. когда изучаем, нужно понимать, что происходит в обществе и надо найти фактор, который может повлиять на изучаемый объект. В объектную структуру нужно заложить измерительный инструментарий для возможных факторов влияния. Объектная структура ом включает в себя весь спектр событий и фактов, которые могут повлиять на формирование изучаемого объекта. Ваш инструментарий (опросники и т.д.) должен содержать все вопросы для выявления всех структур ом. Функции ОМ. Функция это: 1. Р оль, которую выполняет тот или иной элемент соц системы в ее организации как целого. 2. З ависимость между различными соц процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных. 3. Соц действие, ставшее стандартизированным, регулируемое опред нормами и контролируемое соц институтами. Функции общественного мнения определяются в соответствии с 3 осн типами структур – базисная, объектная и системная. Базисная структура функций ом. Строится исходя из двойственности природы ом, делит ф-и на гносеологические и социологические. Гносеологические характеризуют отражательную способность ом, а соц-е связаны со способами включения ом в соц систему. Гносеологические: - оценочная: основная гносеологическая ф-я - выражение заинтересованно ценностного отношения массового субъекта к актуальной проблеме соц действительности, для реализации не требуется спец условий. Если ом сформ, оно обязат выступит в своей оценочной функции. Посредством ее реализации суб выражает свое доверие/недоверие. - познавательная: способность ом выступать в кач-ве источника, средства и способа соц познания. Социологические: - Адаптирующие: ф-я социализации (усвоение индивидом норм, ценностей, обычаев, традиций, позволяющих ему стать полноправным соц субъектом. В проц соц-и индивид познает что соц приемлемо, а что нет); воспитательная (посредством нее ом приводит поступки и действия людей в соответствие с требованиями неписанных законов). - Культуронаследования: трансляция норм, ценностей, обычаев, ритуалов от поколения к поколению, т.е. социальная память общества. - Социорегуляции: представляют ом как активного участника политич и управленческих процессов. 1. информационная (ом выполняет роль источника соц информации для соц и политич институтов, ом – важный канал обратной связи между обществом и государством. Эта связь важна, т.к. все серьезные политич решения должны опираться на анализ реакции населения), 2. целеполагающая (отражает роль ом в постановке целей развития общества) 3. группа управленческих функций а) регулятивная – осуществление регулирующих воздействий на соц субъекты, общности и институты, обеспечивает реализацию опред норм обществ отношений. Механизм реализации основывается на методе общественного воздействия посредством 4 специфических ф-й - Директивная –ом выполняет роль прямого субъекта властных отношений. Реализуется через референдум, прямое моральное давление на субъектов управления. - Контрольная – ом напрямую контролирует деятельность органов власти и управления в той части, где оно затрагивает интересы его субъекта. Ом контролирует как деят субъектов управления, так и конкретных индивидов, персонифицирующих эти институты. - Защитная – ом может только посредством своих оценок и обусл ими действий защищать отд лиц или институц образования от субъектов власти. - Консультативная – ом может выступать в качестве источника советов и рекомендаций для субъектов управления. Ом способно давать им консультацию о том какой способ решения проблемы затрагивающий интересы масс нужно выбрать. А суб управл либо прислушивается, либо нет. Ом выступает независимо от желания властей. б) Номенклатурная – формирование и регулирование работы персонала управления. Ом осущ поиск, отбор, а потом участвует в расстановке и сопровождении конкретных персоналиях в политич и управл сферах. Она также участвует в замене их персон и их уходе из политики, если они перестают удовлетворять запросы ом.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.009 с.) |