Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъект ОМ: соврем подходы. Объект ОМ.

Поиск

1 – Монистический подход. Единств полноправный суб ОМ – народ или население, т.е. массовидная совокупность, представляющая большинство индивидуальных субъектов в рамках данной общности. Всем остальным общностям отказывается в праве называться суб ОМ.

2 – Плюралистический подход. Границы субъекта относительны и в состав его входит множество различных структур и подсистем, н-р, ОМ коллектива, населенного пункта, региона, планеты в целом, а с др стороны об общественном мнении большинства и меньшинства.

Для монистов ОМ – это проявление общенац или общенародной воли. Встречается у авторов, рассм роль ом в политич системе общества. Плюралистич подход – прямо противоположен. Нет единой общественности, сущ множество групп, каждая из которых явл отдельным элементом – субъектом мнения. Недостатки монистического подхода. 1 – не может быть применен для решения управленческих, прогностических задач, 2 – не вскрывает реальных противоречий в структуре ом и не дает оснований для его прогнозирования и изменения. Достоинства плюралистического. Позволяет анализировать весь жизненный цикл ОМ.

Как выбирать? Нужно исходить из понимания характера об-та. Если объект ом – событие общенациональной значимости, то возможен монистический подход. Если объекты взаимодействуют с эл-тами групп/слоев, то эти группы и будут явл объектами ОМ.

Т,П,М сегодня не суб ом. Суб ом – население конкретной территории на кот происх какое-то событие в разрезе всех общест групп и слоев. Выборка дб репрезентативной и случайной, ОМ – не мнение большинства.

Объект ОМ:

Мнение складывается на предмет чего-то. Чтобы событие стало объектом мнения, должны выполняться определенные условия. 3 базовых условия. 1) Взаимодействие с системой интересов субъекта. 2) Дискуссионность природы объекта, то явление, по поводу которого возможно возникновение дискуссии. 3) 1 – Бентам, Грушин – компетентность субъекта – степень знакомства субъекта с объектом. 2 – отсутствие компетентности не препятствует появлению мнения. Они предлагают остановиться на 2 критериях. 3 – Д.П.Гаура – информационная доступность объекта.

Классификация объектов мнения.

3 типа объектов.

1 – объекты-факты. Самый простой. ОМ диагносцируется совокупностью вопросов.

2 – объекты-события. Более сложный. Представляет собой некую комбинацию фактов, связей и взаимосвязей между ними. Диагностику проводит сложнее. Обычно опрос. При этом любое событие обязательно д.б. расчленено на факты.

3 – объекты-явления или процессы. Самый сложный. Это совокупность ряда событий и фактов, связей и взаимосвязей между ними. Характеризуется полиструктурностью, сложностью и неоднозначностью. Диагностика – мониторинг, панельные исследования. Отличие – выборка. В панели сохраняются респонденты, в мониторинге нет. Изменяется во времени, поэтому используются эти способы диагностики. Нельзя замерить одним опросом.

 

Социологический подход к ОМ.

При рассмотрении сущности общественного мнения необходимо исходить из комплексного подхода, включающие гнос и соц. Преимущества:

1)исходит из осознания двойственности природы ОМ (1 – общ суждение, 2 – институт)

2)позволяет снять недостатки и противоречия, присущие как для радикально гносеол и соц подходов.

3)позволяет выявить различные стороны социального бытия ОМ и охарактеризовать его различные функции.

Гносеологический подход фиксирует его особенности и характерные черты как особого способа отражения действительности. Социологический подход рассматривает ОМ как социальный институт. ОМ рассматривается не в структуре общественного сознания, а как элемент системы общественных отношений. СП ориентирует на понимание ОМ как социального явления, формируемого активностью субъектов и их деятельностью.

Т.о. Мнение – оценочное суждение, отличающееся от положений веры и положений знания. Всякое мнение есть суждение, независимо от того, высказано оно или нет, но не всякое суждение есть мнение. Мнение изначально является оценочным суждением, стержнем мнения как индивидуального, так и группового является оценочное отношение субъекта к явлениям и процессам, затрагивающим его интересы. С социологической точки зрения оно всегда субъектно, всегда имеет носителя и неспособно без него существовать. Как оценочное явление оно опирается на процесс социального оценивания. Субъект проверяет его на соответствие некоторым критериям, далее образуется оценка. Мнение любого субъекта имеет заинтересованно ценностную природу. В основании понятия 2 категории – интерес и ценность. При этом исходной выступает система интереса. Любая оценка при формировании мнения - сопоставление собственных ценностей субъекта и ценностного содержания объекта.


Дедуктивный гносеологический подход к ОМ. ОМ и общественное сознание.

При рассмотрении сущности общественного мнения необходимо исходить из комплексного подхода, включающие гнос и соц. Преимущества:

1)исходит из осознания двойственности природы ОМ (1 – общ суждение, 2 – институт) 2)позволяет снять недостатки и противоречия, присущие как для радикально гносеол и соц подходов. 3)позволяет выявить различные стороны социального бытия ОМ и охарактеризовать его различные функции.

Гносеологический подход фиксирует его особенности и характерные черты как особого способа отражения действительности. Его собственная отражательная природа (что ОМ отражает); соотношение ОМ и общественного сознания; ищутся ответы на вопросы о мере адекватности отражения ОМ окружающей действительности. Ряд гнос категорий – сознание и познание. Надо понимать, что происходит некое абстрагирование от социальных функций общественного мнения. ОМ как общественное суждение. В рамках гнос подхода выделяют 2 типа традиций (внутренних подходов): дедуктивная и индуктивная традиции. Дедуктивный. Исх из того, что ОМ опред через дезагрегацию (разбиение на части) категории общ или массового сознания. Например, Маслоу (ОМ – одно из достояний обществ сознания), Грушин (ОМ – состояние обществ сознания), Житенев (ОМ – проявление обществ соз), Брюс (Ом – проявление коллективного или массового соз-я, отражающего данную сит-ю). Кант. Мнение – признание чего-либо истинным, недостаточное как с объективной, так и с субъективной стороны. Суб достаточное признание истины – вера. Об достаточное признание истинности – знание. А мнение и не то, и не то.

Т.о. Мнение – оценочное суждение, отличающееся от положений веры и положений знания. Всякое мнение есть суждение, независимо от того, высказано оно или нет, но не всякое суждение есть мнение. Мнение изначально является оценочным суждением, стержнем мнения как индивидуального, так и группового является оценочное отношение субъекта к явлениям и процессам, затрагивающим его интересы.


Структура ОМ.

Структура общ мнения нужна потому что это минимальный набор требований к инструментарию (анкеты, опросного листа).

Выделяют 5 обязательных структур: -содержательная, -базисная, -динамическая, -субъектная, -объектная. Основные – содержательная и базисная, пронизывающие все остальные.

1. С одержательная структура фиксирует наиболее важные свойства ом, а именно тип отношений субъекта к объекту. Оно может быть в общем случае: позитивным, негативным, нейтральным или вообще отсутствовать. Содержательная структура есть всегда, когда есть ом и является его первичной информативной характеристикой. Поэтому любое исследование начинается с ответа на вопрос о его содержательной структуре.

2. Базисная (сущностная). Основывается на природе и сущностных характеристиках ом. Сущность рассматривается с 2 точек зрения: гносеологической (категории мнения, знания) и социологической (мнение как социальный институт). В рамках базисной структуры выделяют 3 компонента: рациональный, эмоциональный, волевой. Рациональный + эмоциональный = социальная оценка.

Рациональный компонент – рациональная основа (ом это знания и сведения об объекте, без них ом не может возникнуть). Формируется в поиске и освоении любой информации об объекте, сопоставление с собственными знаниями и представлениями. Мера выраженности рациональной составляющей зависит от характеристик объекта. Если он требует анализа, то в структуре ом значимость рационального компонента будет выше. Также влияют параметры субъекта: чем выше информированность, образованность, способность рассуждать в существующей ситуации, тем рациональная составляющая будет выше.

Эмоциональная составляющая. Это чувства, переживания, настроения, которые всегда есть в обществе по поводу актуальности событий соц действительности. Определяет эмоциональную насыщенность и формирует степень выраженности и интенсивности ом. Важно выявить соотношение рационального и эмоционального: по этому соотношению можно судить о тенденциях развития ом, о его возможности влиять на соц процессы и прогнозировать соц явления.

Эмоц компонент снижается, рациональный растет – ом будет менее подвержено внушению, изменениям, т.к. требует более серьезной информации, аргументации. Растет эмоц составляющая – ом более подвижно, подвержено воздействию.

Поэтому выявление степени рационального и эмоционального компонента является очень важной задачей эмпирической социологии. Некоторые исследователи, получившие эмоциональные оценки, выдают их за ом, но это не верно, это эмоциональное образование, близкое к ом, образование более подвижно, мнение – это законченное суждение. Разделение на эмоциональное и рациональное – условное теоретическое разделение.

Волевой компонент. Это составляющая, формирующаяся на основе соц оценки и характера направленности субъекта на практические действия по реализации интересов, связанный с содержанием объекта. Это отражает вторую сторону природы ом, духовно-практическую. Волевой компонент = активное начало, которое проявляется в позиции людей в ом. Люди переходят от слов к действию. Без волевого компонента, ом перестало быть могущественным, не могло бы разрушать, созидать, а осталось бы духовной сущностью.

3. Динамическая. Представляет внутреннее строение жизненного цикла ом по поводу единого конкретного объекта (одновременно в обществе есть много объектов ом, столько и ом, нет глобального и единого). Стадии ом. Становление: зарождение и формирование. Функционирование. Убывание: спад и отмирание.

- Зарождение. Есть широкий интерес множества индивидов к некоторому объекту, и идет активный поиск информации. В процессе идет формирование индивидуальных оценочно-ценностных суждений. Они начинают выходить за рамки индивидуального сознания. У индивидов возникает потребность выразить свою оценку, обменяться ей. Обмен личными мнениями приводит к зарождению группового мнения, не обладающего качествами ом.

- Формирование. Совокупность индивидуальных и групповых мнений приобретает качества ом – происходит организованный и спонтанный обмен ом, их борьба, общественные дискуссии между группами с отличными оценками носят массовый характер. Выявляется доминирующее и оппозиционное м. Вокруг них концентрируются основные соц силы. На этапе формирования совокупность индив и груп мнений приобретает качества соц оценки. Не до конца сформулированное ом начинает разворачивать и реализовывать свои функции: регулятивную, оценочную, познавательную. Волевой компонент на данном этапе отсутствует.

- Функционирование. Все функции ом получают наибольшее развитие. Господствующее мнение институциализируется. Оно становится партнером или оппонентом государству или другому соц-политич институту. На этом этапе реализуются функции: контрольная, консультативная, директивная, защитная. Объект мнения продолжает оставаться в фокусе внимания, связанная с ним проблема не решена. Обозначается четкая поляризация мнения с ясно очерченой позицией большинства.

- Спад. Снижение массового интереса к объекту, он уходит из числа актуальных для большинства людей. Это м.б. обусловлено решением проблемы или осознанием общества невозможности решения данной проблемы. Начинает падать интенсивность, уменьшается географический и соц ареал мнения, снижается острота противостояния между крайними позициями в структуре его направленности. Постепенно ом теряет свою действенность и не так эффективно реализуются его функции. Но ом не исчезает, оно есть, и объект вызывает интерес. Продолжается реализация таких функций как оценочная, регулятивная, познавательная и отчасти контрольная и консультативная.

- Отмирание. Ом теряет качества ом и превращается в конгломерат оценочных суждений, отдельных мнений индивидов и групп. Объект мнения не имеет массового интереса, нет дискуссий. Но м.б. отдельные группы с достаточно выраженным мнением об объекте, но на уровне реальных объектов ом. Соц оценка сходит на нет и отмирает.

Т.е. ом существует последовательно. Границы между этапами подвижны, размыты. Иногда ом не достигает фазы зрелого функционирования, а сразу после зарождения переходит к стадии отмирания.

4. Субъектная. (от субъекта, носителя, респондента). Суб структура не есть паспортичка. Наполнение суб структуры зависит от объекта. Характеризует мнение со стороны строения его субъекта и отражает его состав по соц и соц-демографич параметрам. Можно рассмотреть все характеристики данного измеренного ом (суб структура есть только у измеренного ом). Потом нужно сравнить эту структуру с параметрами генеральной совокупности и решить, репрезентативны ли полученные данные (по сравнению с генеральной совокупностью).

Принципиальным является то, что исходим мы из плюралистического понимания субъекта, это означает, что анализируемая структура не должна ограничиваться характеристикой строения мнения большинства, а должна включать позиции меньшинства и тех, кто не определился.

Если мы говорим об ом, нужно рассматривать позиции всех слоев населения (голосующих/не голосующих и т.д.).

5. Объектная. Рассмотрение объектной структуры – особая задача (одновременно в социуме есть много ом и объектов ом). Нельзя рассматривать изучаемый объект как системное образование т.к. оно является элементом соц системы. Рядом с ним ест другие элементы, и их влияние друг на друга надо учитывать.

Например, произошел терракт и проблемы безопасности в рейтинге высоко, но через месяц все встает на свои места. Т.е. когда изучаем, нужно понимать, что происходит в обществе и надо найти фактор, который может повлиять на изучаемый объект.

В объектную структуру нужно заложить измерительный инструментарий для возможных факторов влияния. Объектная структура ом включает в себя весь спектр событий и фактов, которые могут повлиять на формирование изучаемого объекта.

Ваш инструментарий (опросники и т.д.) должен содержать все вопросы для выявления всех структур ом.


Функции ОМ.

Функция это:

1. Р оль, которую выполняет тот или иной элемент соц системы в ее организации как целого.

2. З ависимость между различными соц процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных.

3. Соц действие, ставшее стандартизированным, регулируемое опред нормами и контролируемое соц институтами.

Функции общественного мнения определяются в соответствии с 3 осн типами структур – базисная, объектная и системная.

Базисная структура функций ом.

Строится исходя из двойственности природы ом, делит ф-и на гносеологические и социологические. Гносеологические характеризуют отражательную способность ом, а соц-е связаны со способами включения ом в соц систему.

Гносеологические:

- оценочная: основная гносеологическая ф-я - выражение заинтересованно ценностного отношения массового субъекта к актуальной проблеме соц действительности, для реализации не требуется спец условий. Если ом сформ, оно обязат выступит в своей оценочной функции. Посредством ее реализации суб выражает свое доверие/недоверие.

- познавательная: способность ом выступать в кач-ве источника, средства и способа соц познания.

Социологические:

- Адаптирующие: ф-я социализации (усвоение индивидом норм, ценностей, обычаев, традиций, позволяющих ему стать полноправным соц субъектом. В проц соц-и индивид познает что соц приемлемо, а что нет); воспитательная (посредством нее ом приводит поступки и действия людей в соответствие с требованиями неписанных законов).

- Культуронаследования: трансляция норм, ценностей, обычаев, ритуалов от поколения к поколению, т.е. социальная память общества.

- Социорегуляции: представляют ом как активного участника политич и управленческих процессов.

1. информационная (ом выполняет роль источника соц информации для соц и политич институтов, ом – важный канал обратной связи между обществом и государством. Эта связь важна, т.к. все серьезные политич решения должны опираться на анализ реакции населения),

2. целеполагающая (отражает роль ом в постановке целей развития общества)

3. группа управленческих функций

а) регулятивная – осуществление регулирующих воздействий на соц субъекты, общности и институты, обеспечивает реализацию опред норм обществ отношений. Механизм реализации основывается на методе общественного воздействия посредством 4 специфических ф-й

- Директивная –ом выполняет роль прямого субъекта властных отношений. Реализуется через референдум, прямое моральное давление на субъектов управления.

- Контрольная – ом напрямую контролирует деятельность органов власти и управления в той части, где оно затрагивает интересы его субъекта. Ом контролирует как деят субъектов управления, так и конкретных индивидов, персонифицирующих эти институты.

- Защитная – ом может только посредством своих оценок и обусл ими действий защищать отд лиц или институц образования от субъектов власти.

- Консультативная – ом может выступать в качестве источника советов и рекомендаций для субъектов управления. Ом способно давать им консультацию о том какой способ решения проблемы затрагивающий интересы масс нужно выбрать. А суб управл либо прислушивается, либо нет. Ом выступает независимо от желания властей.

б) Номенклатурная – формирование и регулирование работы персонала управления. Ом осущ поиск, отбор, а потом участвует в расстановке и сопровождении конкретных персоналиях в политич и управл сферах. Она также участвует в замене их персон и их уходе из политики, если они перестают удовлетворять запросы ом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.009 с.)