Какие связи речи с внеязыковой действительностью и с мышлением формируют точность (или неточность) речи? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие связи речи с внеязыковой действительностью и с мышлением формируют точность (или неточность) речи?



Точность речи в первую очередь зависит от верного словоупотребления, от выбора слова, которое максимально соответствует обозначаемому им предмету или явлению реальной действительности, содержанию высказывания и его целевому назначению. Точное словоупотребление предполагает знание системы лексических значений.

Перечислим причины, которые приводят к неточности, неясности и двусмысленности высказывания:

1) употребление слов в значении, несвойственном для литературного языка;

2) неумение пользоваться синонимами, омонимами, паронимами, терминами и многозначными словами.

3) нарушение грамматической, стилистической и лексической сочетаемости;

4) речевая избыточность (многословие), при которой возникают такие речевые ошибки, как тавтология и плеоназм;

5) речевая

Как точность речи связана с другими качествами эффективной (успешной незатруднённой) коммуникации?

Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи придает ей ясность, ясность вытекает из точности, но о точности высказывания должен заботиться говорящий, а ясность оценивает слушатель.

Логичность, как и точность, характеризует речь со стороны ее содержания и формируется на основе связи речи с действительностью и мышлением.

Точность часть связывают со знанием правил и норм русского языка (правильность речи).

 

Перечичлите основные экстралингвистические и лингвистические условия способствующие точности речи?

. Как один из критериев хорошей речи точность была осмыслена в работе Б.Н. Головина, давшего научное определение этого термина, теоретическое обоснование получили экстралингвистические и лингвистические условия формирования этого качества в речи.

. В связи с этим различаются два вида точности – предметная и понятийная. Предметная точность опирается на связь речи с действительностью и состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. Понятийная Т. задается связью речи и мышления и существует как соответствие семантики компонентов речи содержанию и объема выражаемых ими понятий. Т. понятийная и предметная взаимосвязаны и взаимообусловлены так же, как связаны предмет и понятие о нем.

Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются знание предмета речи, знание языковой системы и прочные речевые навыки

Знание предмета речи - это условие экстралингвистическое: знание предмета речи мы получаем до момента речи. Но это же условие оборачивается и лингвистической стороной, если помнить о единстве языка и сознания, о том, что само познание осуществляется в языковых формах. Знание языка, его системы, возможностей, которые он представляет для выражения актов сознания, - условие лингвистическое.

Третье условие опирается на первые два - это умение соотнести знание предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации. Учащиеся не всегда внимательны при выборе слова, и случаи неточного употребления слов в их работах не редки.

Т. р. всегда связана с пониманием значений слов. Трудности чаще всего возникают при употреблении заимствований, терминов, многозначных (полисемичных) слов, омонимов

(слов, совпадающих по звучанию или написанию, но имеющих разный смысл).

 

Только ли лексическим значением слова мотивируются словоупотреблениепри достижении точности речи?

Точное словоупотребление обеспечивается знанием системы лексических значений, разграничением значений многозначного слова, слов в синонимическом ряду, разграничением омонимов, паронимов, хорошим знанием значений слов узкой сферы употребления (иноязычных, профессиональных, архаичных и т.п.).

Точность речи всегда связана с пониманием значений слов. Если правильность

основана на соотношении речь-язык, то точность базируется на соотношении речь-действительность.

 

Какие системные отношения следует хорошо знать для достижения, соблюдения точности речи?

1. Омонимия

Формальная общность слов объединяет их в подсистему под общим названием омонимов, т. е. слов, обладающих сходством формы при различном содержании каждого из них.

2. Синонимия

Синонимия (от греч. synonymia — «одноименность») основывается на способности языковой системы иметь несколько означающих для одного означаемого и помогает отражению в языке разнообразных свойств объективного мира с использованием минимума языковых средств

3. Антонимия

Как и синонимия, антонимия является языковой универсалией, но основана она не на сходстве, а на противопоставлении понятий.

4. Паронимия

В отличие от синонимии и антонимии паронимия основана на формальном сходстве между словами. Термин «пароним» (из греч. para — «около» и onima — «имя») относится к словам, обладающим близостью как формальной, так и (частично) семантической структуры и обозначает еще одну универсалию в системе лексических отношений.

 

34. Сформулируйте основные требования к терминоупотреблению в научной речи.

Рекомендации к употреблению терминов в научной речи (из конспекта):

· Следить за тем, как термин использовался ранее;

· Не перегружать текст научной работы терминами;

· Не увлекаться иноязычными терминами, если есть хороший своязычный эквивалент;

· Приводить дефиниции;

· Если термин не однозначен, надо указать в каком из значений он использовался;

· Следить за тем, чтобы слова, выражения, выступающие как термины были дефинированы.

 

Какую речь принято считать логичной? Какие другие качества хорошей речи обеспечивают её логичность?

Если связь между компонентами (фразы; словосочетания; между отдельными предложениями, абзацами) не противоречит законам логики, то такая речь логична. В противном случае, речь нелогична, алогична, абсурдна. Логичность речи обеспечивают такие качества речи, как правильность, точность, выразительность.

 

Назовите основные условия логичности речи на уровне высказывания.

Условия логичности:

· Непротиворечивость сочетаний и слов, отсутствие алогизмов;

· Правильный порядок слов;

· Отчетливая выраженность логических отношений между частями фразы (для этого сущ-ют специальные слова и союзы (например: «таким образом»));

· Отсутствие плеоназмов (включения в речь лишних по смыслу слов).

 

Логичность речи

Логичность речи - коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь—мышление. Л.р. связана со смысловой и синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Для достижения Л.р. следует добиться смысловой непротиворечивости высказываний в целом тексте. Различают два вида Л. р.: предметная лог-ть и языковая. Важнейшим условия лог-ти: -твердое, хорошее знание предмета речи –глубина, самостоятельность, творч хар-р мышления

Логичность на уровне текста

1. Чёткая выраженность, отчётливое соединение отдельных фраз.

2.Неясность нечёткая выраженность

3.Обозначеность одной мысли перехода к другой.

4.Правильное членение текста на абзацы.

5.Адекватность выражаемому содержанию синтаксических конструкций.

6.Совершенство композиций текста.

7.Вступление не должно занимать более 10-15% от всего объёма работы.

 

 

38.Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Чистота речи

Чистота речи - коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь — язык. Чистой называется такая речь, в которой нет чуждых литературному языку слов и словосочетаний и других элементов языка. К языковым средствам, нарушающим Ч. р., относят диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, вульгаризмы, канцеляризмы, слова-паразиты. Навязчивое, частое повторение таких слов в речи делает их чуждыми задачам общения.

Говоря о Ч. р. учителя, следует отметить и такие недочеты и ошибки, как: 1) «лишние» слова типа: так, так сказать, ну, значит и некоторые другие, например: Мы сегодня должны, так сказать, узнать, чем же отличаются, так сказать, союзы от предлогов. Для этого мы воспользуемся сравнением, чтобы в конце концов сделать вывод, так сказать...; 2) выражения, которые можно квалифицировать как просторечные и профессиональные жаргонизмы, например: Ты хорошо с места работал (слова с места работал не сочетаются); Ты не сказала пример (вместо не привела).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.01 с.)