Тема: прибыль и цена производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: прибыль и цена производства



Капиталистические издержки производства — превращенная форма части стоимости товара, стоимость израсходованных элементов произво­дительного капитала (С + V). Эта часть стоимости товара возме­щает затраты капитала, потребленного в процессе производства товара. То, чего стоит товар капиталисту, измеряется затратой капитала; то, чего товар действительно стоит обществу, — затратой труда. Поэтому капиталистические издержки производства товара количественно отличны от его стоимости, или действительных издержек производства.

Прибыль — превращенная форма прибавочной стоимости, в которой прибавочная стоимость предстает как порождение всего авансированного капитала (а не только переменного) и всех фаз его движения (а не только процесса производства). Прибыль выступает объективной формой проявления прибавочной стоимости. Она маскирует ее действительную природу и, вместе с тем, сущность капиталистических отношений, скрывая тот факт, что главным источником возрастания капитала является труд наемных рабочих. Прибыль (Р) выступает как избыток цены товара над капиталистическими издержками его производства (С + V), как реализованная прибавочная стоимость.

Норма прибыли1) — отношение прибавочной стоимости ко всему авансированному капиталу. Показывает степень возрастания капитала, степень выгодности его применения. Превращенная форма нормы прибавочной стоимости.

Р' = m * 100%

С + V

Норма прибыли имеет качественное и количественное отличие от нормы прибавочной стоимости. Качественное отличие:

— норма прибавочной стоимости, — по К. Марксу —
выражает степень эксплуатации наемного труда капиталом;

— норма прибыли — степень выгодности, доходности
применения капитала.

Количественное отличие:

— норма прибыли всегда меньше нормы прибавочной стоимости.

На норму прибыли оказывают влияние следующие факторы: масса и норма прибавочной стоимости, органическое строение капитала, скорость его оборота, экономия на постоянном капитале.

Масса прибыли (Р) — абсолютная величина прибыли, зависит от размера авансированного капитала и нормы прибыли.

Р = k * p'

100%

На реальную величину нормы прибыли оказывает влияние
конкуренция..

Конкуренция — свойственная товарному производству борьба за наиболее выгодные условия производства и реализации товаров и, в то же время, механизм регулирования пропорций производства и обращения, является объективной закономерностью рыночной экономики, выступает как движущая сила, побуждающая хозяйственных субъектов к совершенствованию производства, ускорению темпов научно-технического прогресса, повышению производительности труда и качества продукции. Различают такие ее формы — внутриотраслевую и межотраслевую.

Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция капиталов внутри одной отрасли за более выгодные условия производства и сбыта товаров. Ее функция — образование общественной рыночной стоимости и рыночной цены из индивидуальных стоимостей товаров. Целью является получение избыточной прибавочной стоимости.

Индивидуальная стоимость — определяется индивидуальными затратами труда на производство товара.

Рыночная (общественная) стоимость определяется общественно-необходимыми затратами труда на производство товара. Совпадает с индивидуальной стоимостью товаров, произведенных при средних условиях.

Межотраслевая конкуренция — конкуренция предпринимателей, действующих в различных отраслях экономики за более выгодное приложение капитала. Следствием межотраслевой конкуренции является выравнивание различных норм прибыли в общую, среднюю норму прибыли в результате перелива капиталов из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с более высокой нормой прибыли, и превращение стоимости товара в цену производства.

Средняя норма прибыли равна отношению совокупной прибавочной стоимости, созданной совокупным работником, ко всему общественному капиталу. Smn
Р' ср =------------ 100%

S K n

Средняя норма прибыли выражает экономические отношения между капиталистами различных отраслей по распределению совокупной прибавочной стоимости.

Цена производства — цена капиталистически произведенного товара, равная издержкам производства плюс средняя прибыль. Цена производства — это превращенная форма стоимости товара:

Цена производства = C + V + Рср.

Средняя прибыль (Рср) — прибыль на авансированный капитал, получаемая по средней норме прибыли, дважды превращенная форма прибавочной стоимости.

Закон тенденции средней нормы прибыли к понижению — состоит в том, что при абсолютном возрастании капитала и массы прибыли в развитом рыночном хозяйстве средняя норма прибыли при прочих равных условиях имеет тенденцию к понижению. Причинами, порождающими падение средней нормы прибыли, являются: рост органического строения общественного капитала и замедление скорости его оборота. Однако падение нормы прибыли капиталисты стремятся ослабить, а отчасти и приостановить с помощью противодействующих факторов, способствующих росту массы прибыли. Такими факторами, придающими закону характер тенденции, являются: внедрение достижений НТП, интенсивность и производительность труда, экономия на элементах постоянного капитала, купля-продажа товара, рабочая сила по цене ниже ее стоимости, безработица, внешняя торговля.

ТЕМА: ТОРГОВЫЙ КАПИТАЛ И ТОРГОВАЯ ПРИБЫЛЬ

Торговый капитал — капитал, функционирующий в сфере товарного обращения, в развитом рыночном хозяйстве это обособившаяся часть промышленного капитала – товарный капитал превращается в торговый капитал. Его основной функцией является превращение товарного капитала в денежный посредством актов купли-продажи. Торговый капитал непосредственно не участвует в производстве, но выполняет важнейшую роль, опосредуя реализацию товаров, доведение их до потребителей и тем самым содействует ускорению оборота промышленного капитала и косвенно влияет на увеличение массы прибавочной стоимости, а значит и возрастание капиталистической прибыли. Формула движения торгового капитала

Д — Т—Д'.

Формы торгового капитала: товарно-торговый и денежно-торговый. В современных условиях торговый капитал представлен как мелкими и мельчайшими торговыми предприятиями (малый бизнес), так и крупными фирмами и корпорациями, сосредоточивающимися в своих руках значительную долю товаро­оборота и оказывающими существенное влияние не только на ры­нок, но и на производство.

Торговая прибыль — прибыль, которую полу­чает торговый предприниматель. Как и другие формы прибыли она является превращенной формой прибавочной стоимости, соз­данной наемными рабочими в самом производстве, а также образу­емой в процессах и операциях, совершаемых в сфере обращения, но являющихся продолжением и завершением процесса производ­ства товаров и услуг. Величина прибыли от реализации продукции испытывает на себе воздействие закона средней нормы прибыли и определяется как разность между стоимостью товара (с + V + m) — (с + V + p ср. про­мышленника). Источником торговой прибыли может быть также присваиваемая торговым капиталом часть прибавочного и даже необходимого продукта мелких товаропроизводителей.

Товарный капитал — одна из функцио­нальных форм, наряду с денежной и производительной, соответст­вующая определенной стадии кругооборота промышленного капи­тала.

Издержки обращения — затраты в денежной форме, связанные с процессом обращения, реализацией товаров и услуг. Различаются чистые и дополнительные (производитель­ные) издержки обращения.

Чистые издержки обращения — это расхо­ды, обусловленные самим процессом купли-продажи, превраще­нием товарной формы стоимости в денежную, а денежной — в то­варную, т. е. сменой форм стоимости. К ним относятся: расходы на рекламу, на содержание продавцов и торговых агентов, на ведение счетоводства, бухгалтерии, канцелярские расходы и т. д. Источ­ник их возмещения в конечном итоге — прибавочная стоимость.

Дополнительные издержки обращения -это затраты, обусловленные продолжением и завершени­ем процесса производства в сфере обращения. Они увеличивают стоимость товара. К ним относятся расходы, связанные с транс­портировкой и хранением товаров, их доработкой, расфасовкой, упаковкой и пр. Они возмещаются за счет возросшей стоимости проду­кта.

Рабочее время торгового работника — время, в течение которого он трудится в торговом пред­приятии. Оно делится на необходимое и прибавочное рабочее время. В необходимое время работник реализует часть стоимости, возмещающей торговому предпринимателю капитал, затраченный на покупку рабочей силы. В течение прибавочного рабочего времени реализуется часть стоимости, поступающая предпринимателю в форме торговой прибыли.

Торговля — важнейшая сфера товарно-денежного обращения; исторически обусловленная возникновением и развитием товарного производства; характеризуется отношениями между ее участниками — продавцами и покупателями на основе стоимостного сопоставления; отрасль хозяйства, обособившаяся на основе общественного разделения труда и осуществляющая посредническую деятельность по купле-продаже товаров. Подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя торговля — торговля, осуществляемая в национальных границах страны. Имеет две основные формы: оптовая торговля — купля-продажа товаров крупными партиями, в основном самими функционирующими предпринимателями через товарные биржи, аукционы, ярмарки; розничная торговля — реализация товаров и услуг непосредственно потребителям через магазины, предприятия общественного питания и обслуживания, посылочную торговлю, электронную торговлю и др.

Внешняя торговля — торговля данной страны, ее хозяйственных субъектов с другими странами. Включает ввоз и вывоз товаров. Внешняя торговля базируется на международном разделении труда, кооперировании и интегрировании производства. Она выступает средством экономических связей между государствами, входящими в мировое экономическое пространство. В то же время внешняя торговля оказывается ареной конкурентной борьбы за рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капитала.

Экспорт товаров — вывоз товаров из страны, является составной частью внешней торговли. Улучшение структуры экспорта связано с повышением качества продукции и обеспечением ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Импорт товаров — ввоз товаров в страну из-за границы; импортные закупки способствуют повышению эффективности производства, более полному удовлетворению потребностей, населения, укреплению международного сотрудничества.

Торговый баланс — соотношение между вывозом и ввозом товаров. Активный торговый баланс имеет место, когда вывоз товаров из страны превышает ввоз в нее товаров из-за границы. Пассивный — тогда, когда ввоз превышает вывоз.

Дефицит торгового баланса — сумма превышения ввоза товаров над их вывозом.

Протекционизм — внешнеторговая политика, направленная на покровительство отечественному производству и торговле, характеризуется введением высоких таможенных пошлин на ввоз товаров, налоговых и других барьеров импорту.

Фритредерство — политика "открытых дверей", система свободной торговли, означает допущение беспошлинного или облагаемого лишь незначительными пошлинами ввоза товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.197 (0.015 с.)