Ноу впо институт экономики и культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ноу впо институт экономики и культуры



НОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра организационной психологии

 

Допускается к защите

 

Зав. кафедрой __________________

(Ф.И.О.)

«_____»_______________2012г.

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Влияние социально-психологического климата на межличностные отношения сотрудников организации (на примере ОАО «Стимул+»).

 

 

Студентки 5 курса очной формы обучения

факультета психологии

Зуйковой Екатерины Сергеевны

Подпись_____________________ «____»________________2012г

Научный руководитель:

Синицын Константин Вячеславович,

кандидат психологических наук Подпись_________________

«____»_______________2012г.

 

 

МОСКВА 2012

 

Оглавление Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния социально-психологического климата на межличностные отношения сотрудников организации……………………………………………… 7

 

1.1. Анализ научной и психологической литературы по исследованию межличностных отношений сотрудников организации………………7

1.2. Сущность и содержание социально-психологического климата в организации……………………………………………………………..31

1.3. Основные психологические механизмы влияния социально-психологического климата на межличностные отношения сотрудников организации.......................................................................................47

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния социально-психологического климата на межличностные отношения сотрудников организации (на примере ОАО «Стимул+»)………….58

2.1. Методический замысел эмпирического исследования влияния социально-психологического климата на межличностные отношения сотрудников организации (на примере ОАО «Стимул+»)…………58

2.2. Ход и результаты эмпирического исследования влияния социально-психологического климата на межличностные отношения сотрудников организации (на примере ОАО «Стимул+»)…………………………65

2.3. Пути и условия оптимизации влияния социально-психологического климата на межличностные отношения сотрудников организации……………………………………………………………..90

Заключение………………………………………………………………….108

Список литературы………………………………………………………….110

 

 

Введение

В настоящее образуется множество организаций, которые преследуют только экономические цели: получить как можно больше прибыли, устоять перед конкурентами. К сожалению, не во всех организациях есть психологическая основа, которая является не менее значимой в развитии организации. Не маловажным и существенным является изучение межличностных отношений в коллективе. Руководители, как правило, очень мало уделяют им внимание или вообще не придают им значения. Для них главным является качество работы и экономический результат. А ведь на всё это как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит не понимание, разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на производительности труда, а также накладывает отпечаток на социально – психологический климат, что ведёт к текучести кадров и тормозит развитие организации. Проведённое обследование ряда предприятий показало, что около 80 % коллективов с хорошим уровнем взаимоотношений между сотрудниками выпускали продукцию отличного и хорошего качества. Среди коллективов с плохими взаимоотношениями не оказалось таких, которые производили бы продукцию отличного качества: примерно 40 % этих коллективов имели продукцию хорошего качества, а 60 % среднего.

Поэтому проблема изучения межличностных отношений в коллективе становится весьма актуальной.

Сегодня в психологической литературе много говорится о межличностном взаимодействии в организации, но разработаны не все аспекты этой проблемы, а в частности, не затронуты особенности межличностных отношений. Мы знаем, что организация не стоит на месте, она развивается, переходит от одного этапа развития к другому, поэтому на каждом этапе выстраиваются свои межличностные отношения, которые обладают определённой спецификой. Следовательно, существует потребность в регулировании межличностных отношений, что и является научной новизной. Если руководитель не умеет регулировать межличностные отношения в коллективе, не знает их специфики на разных этапах развития организации, то такая организация терпит экономический крах.

Объектом данного исследования можно определить психологические аспекты межличностных отношений сотрудников в организации.

Предметом - социально-психологический климат и его влияние на межличностные отношения сотрудников в организации.

Цель исследования заключается вопределении основных путей и условий влияния социально-психологического климата на межличностные отношения в организации (на примере на примере ОАО «Стимул+»).

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1. Уточнить сущность и содержание социально-психологического климата и его влияния на межличностные отношения в организации.

2. Опытно-эксперементальным путем проверить гипотезу.

3. Выявить пути и условия оптимизации влияния социально-психологического климата на межличностные отношения в организации (на примере ОАО «Стимул+») и дать рекомендации по их практическому использованию.

В качестве рабочей гипотезы выдвигается предположение, что выявленные пути и условия оптимизации влияния социально-психологического климата на межличностные отношения в организации, благоприятно влияют на успешность межличностных отношений.

Методологическая базу исследования составили: Системный, личностно-социально-деятельностный, ситуационный подходы.

Опросник межличностных отношений (ОМО) для выявления типичных способов отношения к людям со стороны сотрудников.

Диагностический опросник социально-психологического климата группы, для изучения его основных характеристик.

Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по оптимизации влияния социально-психологического климата на межличностные отношения в организации (на примере ОАО «Стимул+»).

Теоретическую и практическую значимость:

Теоретические положения, уточненные и выявленные в данной работе, могут использоваться в дальнейшем углубленном изучении предмета исследования. А результаты исследования могут быть использованы для изучения особенностей социально-психологического климата в различных профессиональных коллективах в зависимости от выраженности и сочетания различных аспектов межличностных отношений в коллективе, а также использованы при разработке рекомендаций по диагностике и улучшению социально-психологического климата организаций.

В качестве генеральной выборки были задействованы сотрудники кадрового агентства ОАО «Стимул+» в возрасте от 22 до 47 лет, 6 мужчин, 15 женщин.

Работа была выполнена поэтапно:

1. Написание теоретического обзора.

2. Диагностическое обследование.

3. Анализ данных.

4. Разработка рекомендаций.

Курсовая работа состоит из трех глав (теоретический анализ, анализ эмпирических данных и рекомендации), введения, выводов, заключения и приложения.

 

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния социально-психологического климата на межличностные отношения сотрудников организации.

 

Показатели оценки компонентов СПК

Дирекция

Рис.2.7 Оценка компонентов СПК дирекцией

Как видно из рисунка 2.7 руководство компании оценивает компоненты социально-психологического климата, в основном, как благоприятные, только со стороны заместителя директора наблюдаются некоторые противоречия в оценке поведенческого компонента СПК.

Не смотря, на благоприятную картину, это может свидетельствовать также об игнорировании дирекцией каких-либо психологических проблем в компании, либо недостаточную информированность о настроениях и воззрениях сотрудников.

 

Рис.2.8 Показатели межличностных отношений (ген.дир. и зам.дир))

Генеральный директор и его заместитель демонстрируют высокие показатели включенности, как инициации контактов с другими, чуть ниже у них показатели ожидания контактов от других. Генеральный директор демонстрирует экстремальные значения показателя контроля над другими и высокие показатели ожидания контроля над собой, что может говорить о чрезмерном давлении на окружающих, неумении делегировать полномочия, директор с одной стороны стремится нигде не «упустить свою власть», но в то же время ждет, что его действия будут направлять со стороны, это может говорить о повышенной тревожности и неуверенности в себе.

Заместитель директора демонстрирует экстремально высокие значения шкалы аффекта W – ожидания потребности в эмоциональных контактах от других и высокие значения собственной эмоциональной экспансии. Это может свидетельствовать о чрезмерном «панибратстве» с подчиненными, восприятии им коллектива не как рабочего, но как дружеского или семейного.

Отдел по работе с клиентами

Рис.2.9 Оценка компонентов СПК клиентским отделом

Сотрудники отдел по работе с клиентами оценивают социально-психологический климат как благоприятный. Однако второй менеджер по работе с клиентами демонстрирует противоречивые оценки эмоционального и поведенческого компонента, что может говорить о нежелании его к установлению более тесных взаимоотношений в коллективе и ориентацией на рабочий процесс.

Рис.2.10 Показатели межличностных отношений (клиентский отдел)

Как можно видеть на рисунке 2.10 сотрудники клиентского отдела проявляют высокие значения показателей межличностных отношений. При этом начальник отдела продемонстрировал экстремально высокие показатели ориентации на контакты с другими людьми и ожидании контактов от других, что, однако, соответствует роду деятельности, требующую установления и поддержания контактов с многочисленными клиентами компании. Высокие значения показателей контроля над другими у сотрудников отдела также соответствуют содержанию их деятельности. Можно отметить экстремально высокие значения эмоциональной экспансии первого менеджера по работе с клиентами, что может говорить о риске смешивания им деловых и личных контактов, возможном стремлении переводить деловые отношения в личные, что может, в итоге, вызывать затруднения у других сотрудников.

 

Секретарь

Рис.2.21 Оценка компонентов СПК секретарем

Секретарь компании оценивает социально-психологический климат как благоприятный.

Рис.2.22 Показатели межличностных отношений (секретарь)

Высокие значения по шкалам включенности, экстремально высокая выраженность потребности в контроле, и средняя – в потребности контролировать других может говорить, что данный сотрудник находится «на своем месте», возможно, с несколько навязчивой потребностью в контроле со стороны руководителя. Однако экстремально высокие показатели потребности в эмоциональных межличностных отношениях могут говорить о восприятии рабочих отношений как личных, навязчивом желании, чтобы окружающие демонстрировали эмоциональную привязанность, что может вызвать негативные последствия в случае появления рабочих противоречий.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ГРУППЕ

Цель: Нахождение количественного выражения уровня психологи­ческого климата в данной группе.

Необходимый материал; Анкета для выявления психологического климата, которая состоит из двенадцати суждений, характеризующих отношение сотрудников к профессиональной деятельности, общественной работе и друг к другу.

 

Анкета

 

Суждения о классе  
  а б в г д
Сотрудники нашей организации любят и хотят работать          
Они хорошо относятся друг к другу          
Они готовы выполнить любую общественную работу          
Они редко ссорятся друг с другом          
Они всегда помогают друг другу в работе          
Они часто бывают вместе в свободное от занятий время          
Они активно участвуют в общест­венной работе         +
Они довольны результатами своей работы       +  
Они всегда считаются с мнением товарищей          
Все общественные мероприятия у нас проходят весело и оживленно       +  
Сотрудники остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в работе          
Сотрудники нашей организации дружны и доброжелательны          

Примечание к характеру ответов: «а» - совершенно согласен с этим, «б» - согласен с этим, «в» - согласен, но не совсем, «г» - не согласен с этим и «д» - совершенно не согласен с этим.

Ход выполнения: Каждый сотрудник заполняет анкету и сдаёт её руководителю исследования (ставится знак «+» в соответствующей графе характера ответов).

Обработка результатов: Для обработки используется один из бланков' анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразу­ется в баллы (пользуясь ключом анкеты).

Ключ:

Обозначение характера ответа в анкете Содержание ответа Баллы
а Совершенно согласен с этим  
б Согласен с этим  
в Согласен, но не совсем  
г Не согласен с этим  
д Совершенно не согласен с этим  

 

Для подсчёта результатов опроса из бланков анкеты наносятся "точки", их сумма подсчитывается:

  Суждения о классе  
    а б в г д
  Сотрудники любят и хотят работать          
.            
.            
.12 Сотрудники дружны и доброжелательны          
  Общее количество ответов          
  Общее количество баллов          

 

Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С)

S (количество всех балов)

C = ----------------------------------------

N (число учащихся)

S - (количество всех баллов).

N - (число учащихся)

Интерпретация результатов:.

Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление поло­жительных отношений и ответ типа «совершенно согласен с этим» оценивается в 5 баллов, то при «идеальном» оптимальном психологи­ческом климате каждый опрошенный «даст» 60 баллов, исходя из этого, считаем, что С=60 характеризует оптимальный климат. Но если все опрошенные дадут ответы «совершенно не согласен с этим»- на каждый пункт анкеты, тогда С<12. В целом, величина С, характеризующая психологический климат, может принимать значение в диапазоне: от 12 до 60.

Приложение 2

Инструкция обследуемым.

“Сейчас вам будет предложено ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых особенностей вашего самочувствия, поведения, характера. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете на вопрос "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак "+" (плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте знак "-" (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Отвечать нужно на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Если у вас возникнут вопросы - поднимите руку”.

 

Текст опросника.

 

1. Бывает, что я сержусь.

2. Обычно по утрам я просыпаюсь свежим и отдохнувшим.

3. Сейчас я, примерно, так же работоспособен, как и всегда.

4. Судьба определенно не справедлива ко мне.

5. Запоры у меня бывают редко.

6. Временами мне очень хотелось покинуть свой дом.

7. Временами у меня бывают приступы смеха или плача.

8. Мне кажется, что меня никто не понимает.

9.Считаю, что, если кто-то причинил мне зло, я должен ему ответить тем же.

10. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

11. Мне бывает трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.

12. У меня бывают очень странные и необычные переживания.

13. У меня отсутствовали неприятности из-за моего поведения.

14. В детстве я одно время совершал мелкие кражи.

15. Иногда у меня появляется желание ломать или крушить все вокруг.

16. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за рабту.

17. Сон у меня прерывистый и беспокойный.

18. Моя семья относится с неодобрением к той работе, которую я выбрал.

19. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

20. Голова у меня болит часто.

21. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

22. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили.

23. Состояние моего здоровья почти такое же, как у большинства моих знакомых (не хуже).

24. Встречая на улице своих знакомых или школьных друзей, с которыми я давно не виделся, я предпочитаю проходить мимо, если они со мной не заговаривают первыми.

25. Большинству людей, которые меня знают, я нравлюсь.

26. Я человек общительный.

27. Иногда я так настаиваю на своем, что люди теряют терпение.

28. Большую часть времени настроение у меня подавленное.

29. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

30. У меня мало уверенности в себе.

31. Иногда я говорю неправду.

32. Обычно я считаю, что жизнь - стоящая штука.

33. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

34. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общест-венных мероприятиях.

35. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.

36. Иногда я сильно испытываю желание нарушить правила приличия или кому-нибудь навредить.

37. Самая трудная борьба для меня - это борьба с самим собой.

38. Мышечные судороги или подергивания у меня бывают крайне редко (или почти не бывают).

39. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

40. Иногда, когда я себя неважно чувствую, я бываю раздражительным.

41. Большую часть времени у меня такое чувство, что я сделал что-то не то или даже плохое.

42. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

43. Я часто считаю себя обязанным отстаивать то, что нахожу справедливым.

44. Моя речь сейчас такая же, как всегда (не быстрее и не медлен- нее), нет ни хрипоты, ни невнятности.

45. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и большинства моих знакомых.

46. Меня ужасно задевает, когда меня критикуют или ругают.

47. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен нанести повреждение себе или кому-нибудь другому.

48. Мое поведение в значительной мере определяется обычаями тех, кто меня окружает.

49. В детстве у меня была такая компания, где все старались стоять друг за друга.

50. Иногда меня так и подмывает с кем-нибудь затеять драку.

51. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

52. Обычно я засыпаю спокойно и меня не тревожат никакие мысли.

53. Последние несколько лет я чувствую себя хорошо.

54. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.

55. Сейчас масса моего тела постоянная (я не худею и не полнею).

56. Я считаю, что меня часто наказывали незаслуженно.

57. Я легко могу заплакать.

58. Я мало устаю.

59. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

60. С моим рассудком творится что-то неладное.

61. Чтобы скрыть свою застенчивость, мне приходится затрачивать большие усилия.

62. Приступы головокружения у меня бывают очень редко (или почти не бывают).

63. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.

64. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

65. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

66. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

67. Большую часть времени я испытываю общую слабость.

68. Иногда, когда я смущен, я сильно потею, и меня это раздражает.

69. Бывает, что я откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.

70. Думаю, что я человек обреченный.

71. Бывали случаи, что мне было трудно удержаться от того, чтобы что-нибудь не стащить у кого-либо или где-нибудь, например в магазине.

72. Я злоупотреблял спиртными напитками.

73. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

74. Мне бы хотелось быть членом нескольких кружков или обществ.

75. Я редко задыхаюсь, и у меня не бывает сильных сердцебиений.

76. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга.

77. Случалось, что я препятствовал или поступал наперекор людям просто из принципа, а не потому, что дело было действительно важным.

78. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где хочется, а не там, где положено.

79. Я всегда был независимым и свободным от контроля со стороны семьи.

80. У меня бывали периоды такого сильного беспокойства, что я даже не мог усидеть на месте.

81. Зачастую мои поступки неправильно истолковывали.

82. Мои родители и (или) другие члены моей семьи придираются ко мне больше, чем надо.

83. Кто-то управляет моими мыслями.

84. Люди равнодушны и безразличны к тому, что с тобой случится.

85. Мне нравится быть в компании, где все подшучивают друг над другом.

86. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

87. Я вполне уверен в себе.

88. Никому не доверять - самое безопасное.

89. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

90. Когда я нахожусь в компании, мне трудно найти подходящую тему для разговора.

91. Мне легко заставить других людей бояться меня и, иногда, я это делаю ради забавы.

92. В игре я предпочитаю выигрывать.

93. Глупо осуждать человека, обманувшего того, кто сам позволяет себя обманывать.

94. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

95. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

96. Счастливее всего я бываю, когда остаюсь один.

97. Я возмущаюсь каждый раз, когда узнаю, что преступник по какой-либо причине остался безнаказанным.

98. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.

99. Я очень редко заговариваю с людьми первым.

100. У меня никогда не было столкновений с законом.

101. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

102. Иногда без всякой причины у меня вдруг наступают периоды необычной веселости.

103. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

104. В школе мне было очень трудно говорить перед классом.

105. Люди проявляют по отношению ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

106. Я отказываюсь играть в некоторые игры, потому, что это у меня плохо получается.

107. Мне кажется, что я завожу друзей с такой же легкостью как и другие.

108. Мне неприятно, когда вокруг меня люди.

109. Как правило, мне не везет.

110. Меня легко привести в замешательство.

111. Некоторые из членов моей семьи совершали поступки, которые меня пугали.

112. Иногда у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми никак не могу справиться.

113. Мне бывает трудно приступить к выполнению нового задания ли начать новое дело.

114. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

115. Мне кажется, что меня никто не понимает.

116. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

117. Я легко теряю терпение с людьми.

118. Часто в новой обстановке я испытываю чувство тревоги.

119. Часто мне хочется умереть.

120. Иногда я бываю так возбужден, что мне бывает трудно заснуть.

121. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с тем, кого я увидел.

122. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

123. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

124. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

125. Я убежден, что существует лишь одно-единственное правильное понимание смысла жизни.

126. В гостях я чаще сижу где-нибудь в стороне или разговариваю с кем-нибудь одним, чем принимаю участие в общих развлечениях.

127. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

128. Бывает, что я с кем-нибудь посплетничаю.

129. Часто мне бывает неприятно, когда я пытаюсь предостеречь кого-либо от ошибок, а меня понимают неправильно.

130. Я часто обращаюсь к людям за советом.

131. Часто, даже тогда, когда для меня складывается все хорошо, я чувствую, что для меня все безразлично.

132. Меня довольно трудно вывести из себя.

133. Когда я пытаюсь указать людям на их ошибки или помочь, они часто понимают меня неправильно.

134. Обычно я спокоен, и меня нелегко вывести из душевного равновесия.

135. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

136. Мне свойственно так сильно переживать свои разочарования, то я не могу заставить себя не думать о них.

137. Временами мне кажется, что я ни на что не пригоден.

138. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особо не задумываясь, соглашался с мнением других.

139. Меня весьма беспокоят всевозможные несчастья.

140. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

141. Я думаю, что можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку.

142. Есть люди, которые мне настолько неприятны, что я в глубине души радуюсь, когда они получают нагоняй за что-нибудь.

143. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

144. Я посещаю всевозможные общественные мероприятия, потому что это позволяет мне бывать среди людей.

145. Можно простить людям нарушение тех правил, которые они считают неразумными.

146. У меня есть дурные привычки, которые настолько сильны, что бороться с ними просто бесполезно.

147. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

148. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка у меня вызывает смех.

149. Если дело идет у меня плохо, то мне сразу хочется все бросить.

150. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а следовать указаниям других.

151. Люблю, чтобы окружающие знали мою точку зрения.

152. Если я плохого мнения о человеке или даже презираю его, я мало стараюсь скрыть это от него.

153. Я человек нервный и легко и возбудимый.

154. Все у меня получается плохо, не так как надо.

155. Будущее мне кажется безнадежным.

156. Люди довольно легко могут изменить мое мнение, даже если до этого оно казалось мне непоколебимым.

157. Несколько раз в неделю у меня бывает такое чувство, что должно случиться что-то страшное.

158. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

159. Я люблю бывать на вечерах и просто в компаниях.

160. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений.

161. Меня очень раздражает то, что я забываю, куда кладу вещи.

162. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы любви.

163. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я могу легко отказаться от своих намерений.

164. Глупо осуждать людей, которые стремятся ухватить от жизни все, что могут.

165. Мне безразлично, что обо мне думают другие

Регистрационный бланк

к личностному опроснику Адаптивность"(МЛО-АМ)

 

Ф.И.О.________________Дата обследоваия_____________

 

                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             
                             

 

Обработку результатов проводят по четырем "ключам", соответствующих шкалам: "достоверность", "нервно-психическая устойчивость", коммуникативные способности", "моральная нормативность", личностный адаптивный потенциал". На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать "да" или "нет". Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с "ключом". Каждое совпадение с ключом" оценивается в один "сырой" балл.

Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае, если общее количество "сырых" баллов превышает 10, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления военнослужащего соответствовать социально желаемому типу личности.

При массовом обследовании, а также при дефиците времени процесс определения социально-психологической адаптации военнослужащих может быть ускорен. Для этого достаточно иметь два "ключа". Для шкалы достоверности и шкалы личностного адаптивного потенциала. Шкала ЛАП является более высокого уровня. Она включает в себя шкалы "нервно-психическая устойчивость", "коммуникативные способности", моральная нормативность" и дает представление в целом об адаптивных возможностях личности, но не позволяет получить дополнительную информацию о психологических особенностях обследуемых.

Таблица № 1

 

Ключи

к многоуровневому личностному опроснику Адаптивность"(МЛО-АМ).

Наименование шкалы Номера вопросов с ответом "Да " Номера вопросов с ответом "Нет
Достоверность (Д)   1,10,19,31,51, 69,78,92,101, 116,128,138,148
Личностный адаптивный потенциал (ЛАП) 4,6,7,8,9,11,12,14,15,16,17,18,20,21,22,24,27 28,29,30,33,36,37,39,40,41,42,43,46,47,50, 56,57,59,60,61,63,64,65,67,68,70,71,72,73,75 77,79,80,81,82,83,84,86,88,89,90,91,93,94,95 96,98,99,102,103,104,106,108,109,110,111, 112,113,114,115,117,118,119,120,121,122, 123,124,125,126,129,131,133,135,136,137, 139,141,142,143,145,146,149,150,151,152, 153,154,155,156,157,158,161,162,164,165. 2,3,5,13,23,25,26 32,34,35,38,44, 45,48,49,52,53, 54,55,58,62,66, 74,76,85,87,97, 100,105,107,127130,132,134,140 144,147,159,160163
Нервно- психическая устойчивость (НПУ) 4,6,7,8,11,12,15,16,17,18,20,21,28,29,30,37, 39,40,41,47,57,60,63,65,67,68,70,71,73,75, 80,82,83,84,86,89,94,95,96,98,102,103,108, 109,110,111,112,113,115,117,118,119,120, 122,123,124,129,131,135,136,137,139,143, 146,149,153,154,155,156,157,158,161,162 2,3,5,23,25,32, 38,44,45,49,52, 53,54,55,58,62, 66,87,105,127, 132,134,140
Коммуникатив-ные способности 9,24,27,33,43,46,61,64,81,88,90,99,104,106, 114,121,126,133,142,151,152 26,34,35,48,74, 85,107,130,144,147, 159
Моральная нормативность (МН) 14,22,36,42,50,56,59,72,77,79,91,93,125,141, 145,150,164,165 13,76,97,100,160 163

Таблица № 2

Таблица № 3

Интерпретация

адаптивных способностей по шкале "ЛАП" методики "Адаптивность"

 

Уровень адаптивных способностей (стэны)   Интерпретация
5-10 Группы высокой и нормальной адаптации. Лица этих групп достаточно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
3-4 Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий.
1-2 Группа низкой адаптации. Лица этой группы обладают признаками явных акцентуаций характера и некоторыми признаками психопатий, а психическое состояние можно охарактеризовать, как пограничное. Возможны нервно-психические срывы. Лица этой группы обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать асоциальные поступки. Требуют наблюдения психолога и врача (невропатолога, психиатра).

 

Таблица № 4

 

Интерпретация основных шкал методики "Адаптивность"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.91.84.219 (0.322 с.)