Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик».



—Пальчик Пальцы сжаты в кулаки, а

пальчик-непоседа, большие двигаются в ритм словам.

Где ты бегал? Где обедал?

- Я с мизинцем ел малинку, Поочередно на обеих руках

С безымянным ел калинку, соединять с большим пальцем

Ел со средним землянику, остальные, начиная с мизинца.

С указательным — клубнику.

Дифференциация звуков [л'] и [й]

Задание 1. Спой песенки.

Послушай, какую сказку мне рассказал Старичок Звуковичок.

Жили-были две подружки - Ляля и Яна. Девочки очень любили петь песни. Ляля пела: «Ля-ля-ля». Подними язычок за верхние зубки и спой так же: «Ля-ля-ля».

А теперь спой так: «Ле-ле-ле, лё-лё-лё,ли-ли-ли, лю-лю-лю».

Яна пела и такие песни: «Я-я-я, е-е-е, ё-ё-ё, ю-ю-ю».

Спой песенки Яны.

Задание 2. Игра «Угадай, кто «поет».

Цель: различение звуков на слух.

Я буду петь песенки девочек, аты угадай, чью я песенку спела:

• ля-ля, я-я, е-е, ле-ле, ю-ю, лю-лю;

• ай-ай, аль-аль, оль-оль, ой-ой (и т.д.).

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение звуков в слогах.

ля — ля, ля — ля — ля аль — аль, аль — аль — аль

ле — ле, ле — ле — ле оль — оль, оль — оль — оль

лю — лю, лю — лю — лю уль — уль, уль — уль — уль

лё — лё,ле — лё — лё иль — иль, иль — иль — иль

ли — ли, ли — ли — ли ель — ель, ель — ель — ель

Задание 4. Игра «Кому подарить эти картинки?»

Педагог расставляет на столе игрушки или картинки с изоб­ражениями лисенка и ежика, объясняя ребенку, что лисенок любит звук [л'], а ежик — звук [й]. Затем педагог показывает картинки, а ребенок определяет заданный звук в слове и кому подарить данную картинку.

Цель: выделение звуков [л'] и [й] в названиях предметов, изображенных на картинках.

Материал: картинки с изображениями предметов, в назва­ниях которых есть звуки [л'] и [й] (елка, юбка, юла, ягода, мальчик, яблоко, дельфин, фасоль, пальма, пальто).

Задание 5. Игра «Сочини чистоговорку».

Педагог предлагает ребенку образец сочинения чистоговорки: трехкратно повторяется первый слог в слове, обозначающем данную картинку, например «я-я-я — яблоко». Затем педагог показывает картинки, а ребенок сочиняет чистоговорки.

Цель: автоматизация звуков в чистоговорках.

Материал: картинки с изображениями предметов.

Ли-ли-ли — лист, я-я-я — яблоко, ли-ли-ли — лимон, ё-ё-ё — ёжик, ю-ю-ю — юла, ли-ли-ли — лиса, ля-ля-ля — лягушка, ли-ли-ли — лицо, я-я-я — ягода, е-е-е — енот.

Задание 6. Игра «Сосчитай предметы до пяти».

Цель: согласование числительных с существительными.

Материалы: картинки с изображениями (лилия, поезд, ель, печенье, блин, яблоко, ягода, лебедь, дельфин, лев).

Посмотри на картинку. Представь себе, что таких предме­тов пять, и сосчитай их. Например: один палец, два пальца, три пальца, четыре пальца, пять пальцев.

Задание 7. Повторение словосочетаний с четким произне­сением всех звуков: липкий клей, белая лента, зеленая майка, солю пельмени, клею пленку, колючий ежик, высокая ель, вкусный бульон, лью воду, поливаю лилии, железная лейка, веселый почтальон, большой дельфин, любимый йогурт.

Задание 8. Повторение предложений с четким произнесени­ем всех звуков.

Юля и Лиля гуляли по кленовой аллее.

Лиля поливала из лейки тюльпаны и лилии.

Колючий ежик жил в еловом лесу.

Яна наливает сливовый кисель в стакан.

Лиля нарисовала белую лилию.

Лена и Оля купили леденцы.

Галя и Коля любят кататься на льду.

Лева лепит из пластилина.

Коля льет молоко в блюдце.

На тополе молодые клейкие листочки.

Мы склеили листики клейкой лентой.

Задание 9. Запоминание скороговорок, пословиц и погово­рок.

Еле-еле Лена ела,

Есть от лени не хотела.

 

Мы ели ершей у ели.

Их еле-еле у ели доели.

 

Ямку покопай-ка,

Ямку закопай-ка.

 

Коля колья колет.

Поля поле полет.

Поля поле полет.

Коля колья колет.

 

Ехали мы, ехали,

До ели доехали,

Ель объехали

И домой поехали.

 

Дед Данила делил дыню:

Дольку — Диме, дольку — Дине.

 

Лена, Леня и Альбина

Лепят льва из пластилина. А. Герасимова

 

Где песня льется,

Там легче живется.

 

Маленькое дело лучше большого безделья.

Задание 10. Пересказ.

Новый год

На Новый год дети нарядили зеленую елку яркими иг­рушками. Когда пришел Дед Мороз, дети прочитали ему свои любимые стихотворения. Дед Мороз раскрыл свой вол­шебный красный мешок и раздал детям подарки: Егорке достались колючий резиновый еж и яркий попугай, Рая получила плюшевую обезьянку, Юля — разноцветную юлу и новое платье, Емельяну достался мягкий серенький зай­чик. Дети угостили Деда Мороза чаем с печеньем. Только чай был холодный, чтобы дед Мороз не растаял, а пече­нье — белое, как снег зимой. Веселый получился Новый год у малышей!

Задание 11. Упражнение для развития умения согласовы­вать движения с речью.

Задрожали ветви елей. Выполнять вначале правой рукой,

Мы в восторге от качелей, затем — левой, а далее - двумя руками:

Мы летаем вверх и вниз. от за­пястья кисти рук с прямыми пальцами

Вместе с нами веселись. поднимать вверх, а затем, слегка согнув

Т. Сиканева пальцы, мягко опускать вниз.

 

Дифференциация звуков [р] и [л]

 

Сегодня Старичок Звуковичок решил отправиться в пу­тешествие на самолете. Давай поможем ему завести мотор: «Р-р-р...» Полетел наш самолет: «Л-л-л...»

Задание 1. Игра «Отгадай загадку».

Чтобы не скучно было в полете, Старичок Звуковичок решил загадать тебе загадки:

Крыльев нет, но эта птица

Полетит и прилунится. (Ракета.)

 

Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка.)

 

Над домами у дорожки висит кусок лепешки. (Луна.)

 

Сама пестрая, ест зеленое, дает белое. (Корова.)

 

Разноцветное коромысло

Над рекой повисло. (Радуга.)

 

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

 

Сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий.

А ну, кто съест меня, ребятки? (Арбуз.)

 

Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? ( Волк .)

Задание 2. Игра «Доскажи словечко».

 

Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а... (лук).

 

«Как бы мне пошла корона!» —

Важно каркает... (ворона).

 

Кто имеет один рог?

Отгадайте. (Носорог.)

 

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось... (мыло).

 

Захотела кошка спать,

Вот и лезет на... (кровать).

 

Шьет, зашивает и колется колко.

А зовут ее... (иголка).

 

Научись держать в порядке

Свои книжки и... (тетрадки).

 

На ветке не птичка —

Зверек-невеличка,

Мех теплый, как грелка.

Кто это? (Белка.)

Задание 3. Игра «Скажи наоборот».

Летом день длинный, а зимой... (короткий).

Суп горячий, а компот... (холодный).

Дедушка старый, а внук... (молодой).

Вчера мне было весело, а сегодня... (грустно).

Заяц трусливый, лев... (смелый).

Баба Яга злая, а фея... (добрая).

Медведь осенью сытый, а весной... (голодный).

Снег белый, а уголь... (черный).

Завтракают утром, а ужинают... (вечером).

Задание 4. Игра «Четвертый лишний».

Ложка, вилка, кровать, сковородка (кровать).

Стол, стул, сервант, вилка (вилка).

Лук, свекла, груша, морковь (груша).

Роза, ромашка, елка, мак (елка).

Собака, корова, воробей, лошадь (воробей).

Кроссовки, ботинки, футболка, сапоги (футболка).

Март, июль, декабрь, вторник (вторник).

Задание 5. Многократное произнесение слов с четким проговариванием звуков [р] и [л]:

• мармелад, маршал, рыболов, разлука, берлога, раскладушка;

• лакированный, благородный, словарный, расплывчатый, расколотый, разложенный;

• порвал, сорвал, убрал, разбил, пропал, прошел, играл, прыгал, бросал, вытирал, собирал, тормозил.

Задание 6. Повторение словосочетаний с постепенным ус­корением темпа и с контролем произнесения звуков [р] и [л]: разноцветное коромысло, сладкий мармелад, долгая разлука, медвежья берлога, лакированный стол, разломанный стул, раз­ложенный товар.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким произнесени­ем всех звуков:

ла — ла — ла — Лара Роме помогла;

ло — ло — ло — тряпкой вытерла стекло;

лу — лу — лу — раскладушка на полу;

лы — лы — лы — мы покрасили полы;

ра — ра — ра — вот глубокая нора;

ры — ры — ры — Ира съехала с горы;

ар — ар — ар — сел на голову комар;

ор — ор — ор — на полу лежал топор.

Задание 8. Повторение предложений с четким произнесени­ем всех звуков.

Николай убрал мусор со стола.

Вчера вечером прошел проливной дождь.

Валера сорвал красный гладиолус.

Слава разбил бутылку с кефиром.

Сергей порвал старую тетрадь.

Варвара вытерла пыль со стола.

Задание 9. Повторение скороговорок с четким произнесени­ем всех звуков.

Рыбу ловит рыболов,

В речку весь уплыл улов.

 

Лев комарика ловил,

Лапой лоб себе разбил.

 

Флот плывет к родной земле,

Флаг на каждом корабле.

 

Бегемот разинул рот,

Булку просит бегемот.

 

Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой крыши.

 

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

С. Маршак

 

Шел баран по крутым горам,

Вырвал травку, положил на лавку.

 

Михаил играл в футбол

И забил в ворота гол.

Задание 10. Повторение пословиц и поговорок с четким произнесением всех звуков.

Старый друг лучше новых двух.

Слово — серебро, а молчание — золото.

Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не выловишь рыбку из пруда.

Задание 11. Повторение стихотворных текстов.

Где обедал, воробей?

— Где обедал, воробей?

— В зоопарке у зверей.

— Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы.

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена,

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубатый крокодил

Чуть меня не проглотил.

С.Маршак

Грустный гром

Гром гремел и грохотал,

Рокотал и бормотал:

— Горько-горько громом быть,

Громко-громко громы бить.

Я — почти как град,

Мне никто не рад...

Т. Павлова-Зеленская

И рыба клюет

Боится идти на рыбалку рыбак.

— Чего ты робеешь,

Скажи мне, чудак?

К реке не подходит

Трусишка Федот

С тех пор, как прослышал,

Что рыба... клюет.

В. Татаринов

Рулевой

Ливень льет!

Ливень льет!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывет!

Плот плывет!

Плот по луже кружится.

Лягушонок влез на плот

И кричит: «Ура! Вперед!»

Плещут волны!

Хлещут волны!

Заливают с головой!

«Что мне волны!

Самый полный! —

Не сдается рулевой. —

Я на Волгу поплыву!

По каналу — и в Москву!»

Только ливень все сильнее,

Только капли все крупнее,

Хвастунишку не жалея,

Бьют сильнее и больнее!

Лягушонок в лужу —

Плюх!

И на землю,

Под лопух.

В. Суслов

Задание 12. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики; различение в стихотвор­ном тексте звуков [р] и [л].

На пригорке вырос мак. Пальцами левой руки сделать бутон.

Он склонил головку так. Бутон наклонить.

Бабочка над ним порхает, Кисти рук перекрестить, по­махать,

Быстро крыльями мелькает. как бабочки кры­лышками.

По тугому стебельку Локоть левой руки поста­вить

Жук ползет: «Что там, вверху?» на стол, рукой изобра­зить цветок.

Вот дополз он до цветка, Правая рукажук, перебирая пальцами-

лапками, ползет вверх по руке-стебельку.

Отогнул два лепестка. Правой рукой отогнуть на левой руке

большой и указа­тельный пальцы.

Внутрь забрался, поворчал, Пальцы правой руки вложить в ладошку левой.

Круглый домик увидал. Пальцы левой руки сложить щепотью —

коробочка мака.

Лапкой в стенку постучал, Каждым пальцем правой руки

Но ответ никто не дал. постучать в коробочку мака.

Облетели лепестки, Правой рукой отогнуть паль­цы левой руки.

Высох домик от жары, Пальцы левой руки сложить щепотью.

Стал греметь как погремушка. Пальцы левой руки сжать в кулак,

Вот так славная игрушка! погреметь, как погре­мушкой.

Е. Карельская

Дифференциации звуков [р] и [р']

 

Однажды Старичок Звуковичок путешествовал по тайге. Вокруг была красивая природа, пели птички. И вдруг он услышал какое-то рычание, но не угрожающие, а просящее о помощи. Старичок поторопился на эти звуки. Совсем близко он услышал: «Р-р-р...», а потом: «Рь-рь-рь...» Кто это? Он увидел огромную яму-ловушку. Оттуда и разда­вались звуки. Заглянул туда Старичок Звуковичок — и как ты думаешь, кого он увидел? Тигров: маму и маленького тигренка. Тигрица рычала: «Р-р-р...», а тигренок: «Рь-рь-рь...» Увидев Звуковичка, они очень обрадовались. Он сру­бил стоящее рядом дерево, которое упало в яму, и семей­ство тигров выбралось на свободу. Тигрица подошла, лиз­нула Старичку Звуковичку руку и ласково зарычала: «Р-р-р...», а тигренок радостно скакал и рычал: «Рь-рь-рь...»

Задание 1. Игра «Кто рычит?»

Цель: различение на слух звуков [р] и [р'] в ряду звуков, слогов и слов.

Тигрица произносит звук твердо: «Р-р-р...», а тигренок — мягко: «Рь-рь-рь...» Я буду произносить звуки, слоги и слова, в которых есть эти звуки, а ты догадайся, кто рычит.

Звуки: [п], [р], [р'], [с], [к], [р'], [ш], [в], [р], [д], [р'], [н], [р].

Слоги: ра — ма — ни — ря — зу — ти — ро — ло — ре — до — ру.

Слова: якорь, рыба, букварь, помидор, моряк, пряник, роза.

Задание 2. Сравнительная характеристика звуков [р] и [р'].

Педагог. Чем звук [p] в рычании тигрицы отличается от звука [р'] в рычании тигренка?

Ребенок. Звук [р] — твердый, а звук [р'] — мягкий.

Педагог. Чем они похожи?

Ребенок. Эти звуки согласные звонкие.

Задание 3. Игра «Песенки».

Цель: различение и автоматизация в произнесении звуков [р] и [р'] в слогах,
ра — ра — ря ро — ро — ре ры — ры — ри

ри — ри — ру ре — ре — ре рэ — ре — ре

ру — ри — ро ру — рю — ру ро — рё — рё

Задание 4. Игра «Собери слово».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в слогах.

Добавь слог: - ра или - ря: ды. мо.., за.., поте.., го.., по..;

- ры или - ри: ков.., фона.., снеги.., суха.., помидо.., забо...

Задание 5. Игра «Подарки».

Цель: различение звуков [р] и [р'] в словах.

Помоги Старичку Звуковичку выбрать подарки тигрице и тигренку. Помни, что тигрица любит подарки, в названии которых есть твердый звук [р], а тигренок — в названии ко­торых есть мягкий звук [р'].

Слова или картинки с изображениями: роза, пирог, пряник, варенье, коробка, груша, огурец, букварь, баран.

Задание 6. Повторение словосочетаний с четким произне­сением звуков [р] и [p']: нарисовать радугу, дорогие серьги, игрушечный робот, роза из крема, речная рыба, прекрасная орхидея, вырастить дерево, шустрый хорек, черные брюки, яркий фонарик, морской якорь, грушевое варенье, резали кар­тон, морской загар, гречневая крупа.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четкой артикуляцией звуков [р] и [p']:

ра — ра — ра — Рае спать пора;

ри — ри — ри — горят фонари;

ро — ро — ро — на полу стоит ведро;

ре — ре — ре — встали рано на заре;

ры — ры — ры — летают комары;

рю — рю — рю — репу я варю.

Задание 8. Повторение предложений с четкой артикуляцией звуков [р] и [p'].

В саду расцвела розовая сирень.

Мама сделала на торте розы из крема.

Гриша рисует красным карандашом.

Варя варит смородиновое варенье, а Марина — грушевое.

Кирилл рубит топором дрова.

На березе каркали три вороны.

В огороде редиска и помидоры.

Вера и Рома собирают грузди и подберезовики.

Тамара играет на скрипке.

На тарелке лежат пирожки.

Задание 9. Повторение скороговорок, стихотворений.

Редька редко росла на грядке,

Грядка редко была в порядке.

Три сороки-тараторки

Тараторили на елке.

Повторяйте, детвора:

«Посреди двора дрова».

Роет землю серый крот —

Разоряет огород.

С. Маршак

Три вороны на заборе,

Три сороки на воротах.

И легонько их сжимает —

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает —

Вмиг от кошки удирает.

Е. Савельева

Хорош пирожок,

Внутри творожок.

 

В аквариуме у Харитона

Четыре рака да три тритона.

 

В огороде старика

Репка выросла крепка.

Задание 10. Повторение стихотворных текстов.

Посмотрите на Иринку:

Ест Иринка мандаринку.

Съест Иринка мандаринку —

Бросит корочку в корзинку.

А. Стародубоеа

Начинается считалка:

На березу сели галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

С. Есенин

Вез корабль карамель,

Наскочил корабль на мель,

И матросы три недели

Карамель на мели ели.

 

Собирала Маргаритка

Маргаритки на дворе.

Потеряла Маргаритка

Маргаритки на дворе.

 

Деревянный Буратино

Карабаса победил,

Дверь в каморке под картиной

Золотым ключом открыл.

 

На дворе — горка,

Под горкой — норка.

В этой норке крот

Норку стережет.

 

Задание 11. Пальчиковая игра.

Цели: развитие мелкой моторики, дифференциация звуков [р] и [р'].

Кошка и мышка

Мягко кошка, посмотри,

Разжимает коготки

Пальцы обеих рук сжать в кулак и положить на стол ладонями вниз.

Затем мед­ленно разжать кулаки, раз­водя пальцы в стороны, пока­зывая, как кошка выпускает коготки. При выполнении движений кисти рук отрыва­ются от стола, затем кулак или ладонь снова кладется на стол.

И легонько их сжимает –

Мышку так она пугает.

Кошка ходит тихо-тихо,

Половиц не слышно скрипа.

Только мышка не зевает –

Вмиг от кошки удирает.

Е.Савельева

Ладони обеих рук лежат на столе, локти разведены в разные стороны, «кошка» (правая рука) крадется: все пальцы правой руки медленно «шагают» по столу вперед. «Мышка» (левая рука) убега­ет: пальцы другой руки бы­стро движутся назад.

СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ О ЗВУКАХ

Данное пособие — нетрадиционная форма работы по авто­матизации звуков в связной речи. Автоматизация поставлен­ных звуков у детей с нарушением звукопроизношения прохо­дит в три этапа: 1 этап — в слогах, 2 этап — в словах, 3 этап — в предложениях, в связной речи.

Когда звук у ребенка автоматизирован в слогах, словах и предложениях, можно использовать такой вид работы, как со­чинение сказок о звуках. Оно дает возможность детям самим сочинять сказки с использованием наглядного материала (таб­лицы с картинками). При составлении сказки можно вспом­нить, с каких слов обычно начинаются сказки, и предложить ребенку свою сказку начать так же.

1-й вариант. Ребенок (самостоятельно или с помощью взрослого) придумывает события, ситуации, в которые данный звук мог попасть. Если ребенок затрудняется в составлении сказки по картинкам, то можно предложить ему образец. Дать картинки, рассмотреть их вместе с ним. Затем предложить ребенку составить предложения по каждой картинке, связывая их с предлагаемыми событиями.

2-й вариант. Рассмотреть с ребенком картинки. Обратить внимание на то, что в названиях картинок имеется заданный звук. Рассказать сказку, составленную педагогом, а затем предложить придумать продолжение. Желательно, чтобы в рассказе ребенка был использован заданный звук.

3-й вариант. «Сказочный салат». Рассмотреть картинки, определить заданный звук в словах. Педагог составляет по первой картинке начало сказки. Ребенок продолжает, описы­вая вторую картинку. Третью картинку снова описывает педа­гог. Ребенок придумывает окончание, используя четвертую картинку.

4-й вариант. Педагог закрывает первую картинку, а ребе­нок придумывает начало и связывает его с остальными тремя картинками.

5-й вариант. В ходе составления сказки ребенок может ввести по своему желанию любой персонаж. Все герои должны быть связаны одним сюжетом.

Вначале детям может быть сложно составлять сказки, ско­рее всего, они будут повторять образец. Используя в работе предложенные варианты, дети обычно охотно начинают сочи­нять сказки самостоятельно, стараясь не повторять сюжеты.

Примеры сказок, которые педагог может предложить ребен­ку как образец:

Звук [с]. Жил-был звук [с]. Он любил путешествовать на ве­лосипеде. Звук [с] брал насос и накачивал колеса: «Сы-сы-сы...» С ним всегда были его друзья: собака и сова. Сова летела высоко, а собака неслась за велосипедом. Вместе им было весело.

Звук [з]. Жил-был звук [з]. Он дружил с двумя девочка­ми — Зоей и Лизой. Звук [з] превращался в комара и долго звенел: «З-з-з...», а девочки прятались. Потом Зоя и Лиза ис­кали звук [з] в разных словах. Девочки получили от него по­дарки: Зоя — зонтик, а Зина — корзину.

Звук [ц]. Жил-был звук [ц]. Однажды он сидел на лестни­це. Было тепло, светило солнце. Тут появилась курица. Она искала цыпленка и никак не могла найти. Звук [ц] сказал: «Не надо волноваться, я тебе помогу». Он громко и четко позвал: «Цып-цып-цып». Цыпленок услышал и прибежал.

Звук [ш]. Жил-был звук [ш]. Он умел шипеть как змея: «Ш-ш-ш...», шелестеть как листочки деревьев: «Шу-шу-шу...», шептать кому-нибудь на ухо: «Ши-ши-ши...» Спрячется за угол, начинает шипеть и шуметь, пугать малышей. Шалун и шутник был этот звук [ш].

Звук [ж]. Жил-был звук [ж]. Был у него день рождения. Звук [ж] ждал гостей. Жаба подарила торт с желе, жук подарил жилет, медвежонок — мороженое. Они веселились и пели лю­бимую песенку звука [ж]: «Ж-ж-ж...»

Звук [щ]. Жил-был звук [щ]. Он собирал разные щетки. Их было много: щетка для расчесывания волос; щетка для чистки обуви; щетка для чистки зубов; щетка для мытья полов.

Звук [ч]. Жил-был звук [ч]. Он всегда был очень рад гос­тям. Угощал он чайку чаем, пчелу — печеньем, паучка — ка­лачом, а бабочку — пончиком. Замечательные получались чае­пития!

Звук [л]. Жил-был звук [л]. Однажды он решил покататься на лодке. Ласково светило солнышко. Вдруг волны стали сильно ка­чать лодку. Звук [л] испугался, заглянул под лодку и увидел аку­лу. Она была злой. У нее болел глаз. Звук [л] завязал ей глаз плат­ком. Акула спокойно уплыла. А звук [л] продолжил свое плавание.

 

Звук [р]. Жил-был звук [р]. Был он мастером в запуске моторов. Подует сильно на пропеллер и заведет самолет. Если нужно завести трактор или вертолет — наш звук [р] тут как тут. Четко и звонко у него получается: «Р-р-р...»

 

 

Сказка, в которой живет звук [с]

 

Педагог и ребенок сидят перед зеркалом. Педагог предла­гает ребенку показать рот, губы, рассказывая, что рот — это домик, а губы — двери.

Педагог. А кто живет в этом домике? Ребенок. Язык.

Педагог. Для чего нам нужны губы и язык? Ребенок. С помощью губ и языка мы произносим раз­личные звуки.

Педагог. Повтори звуки [а], [м].

(Ребенок повторяет.)

Педагог. Все звуки должны жить в твоем домике. Но не все звуки могут попасть туда, как у тебя, например звук [с]. Нам с тобой предстоит трудное, но интересное путешествие в Волшебную сказку, где живет звук [с]. Мы должны будем преодолеть все препятствия, которые возникнут у нас на пути, чтобы вернуть этот звук в твой домик. В помощники мы возь­мем Старичка Звуковичка. Он прочел много книг и все знает. А еще он умеет правильно и красиво говорить и тебя может научить этому.

Трудно отыскать звук [с], придется нам с ним поиграть.

Игра «Поймай звук»

Цель: развитие слухового и фонематического восприятия.

Я буду называть звуки, слоги, слова, а ты будешь хлопать, когда услышишь звук [с].

Звуки: [с], [в], [к], [м], [с], [л], [с], [к], [н], [с].

Слоги: ко — со — ну — су — лы — мы — сы.

Слова: книга, собака, облако, лиса, автобус, дерево, капуста.

Чтобы правильно говорить,

Нужно с пальчиками дружить.

 

Старичок Звуковичок любит играть с пальчиками и пред­лагает свою пальчиковую гимнастику.

Со Старичком Звуковичком Имитировать ходьбу указа-

Мы пойдем по сказке звуков, тельным и средним пальцами

обеих рук.

Нам преграды нипочем, Скрестить ладони, сделать злое

Не боимся злых мы духов. лицо, руки—ладонями вперед

на уровне лица.

Будем с язычком дружить Одной рукой пожать другую,

показать язык.

И с Воздушной Струйкой тоже. Одной рукой пожать другую,

вытянуть вперед губы и силь­но подуть.

Ну а звуки говорить Смыкать и размыкать все пальцы,

изображая открыва­ние и закрывание рта.

Старичок нам всем поможет. Прижать ладони обеих рук к груди.

 

 

А еще у Старичка Звуковичка есть подружка Воздушная Струйка. У тебя она тоже есть.

Подуй на свою ладонь, на вертушку.

(Далее игра выбирается с учетом индивидуальных особенно­стей ребенка.)

Игра «Потянем ниточку».

Вдох через нос, долгий выдох через рот. Правая рука будто тянет длинную нитку изо рта.

Игра «Забей мяч в ворота».

Ребенок берет ватный мячик, кладет перед футбольными воротами (можно сделать из кубиков или из проволоки). «За­бивает мяч» сначала плавной струей воздуха, а затем резкой, отрывистой.

Игра «Посвистим в пузырек».

Губы — в улыбке, широкий кончик языка — на нижней губе. Пустой пузырек прижать к подбородку. Ребенок направляет воз­душную струю на кончик языка, стараясь попасть в пузырек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.9.7 (0.222 с.)