Упражнение «Вкусное варенье». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «Вкусное варенье».



Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

(Ребенок широким кончиком языка облизывает верхнюю губу сверху вниз.)

У Старичка Звуковичка есть любимое печенье, с которым он пьет чай. Оно имеет форму грибка и так и называется — «грибок».

 

Язычок ты присоси,

Связку лучше растяни —

Получается грибок.

Сделать ты его бы смог?

 

Давай попробуем. Улыбнись, пощелкай медленно языч­ком. Присоси язык к нёбу и открой рот шире. Получилась шляпка гриба из языка, ножка из подъязычной связки.

Звуковичок напился чаю и решил всех развеселить, поиг­рать на гармошке.

Упражнение «Гармошка».

Цели: укрепление мышц языка; формирование умения рас­тягивать подъязычную связку.

 

К нёбу язычок прижми,

Челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой.

Гармонист ты неплохой.

 

(Ребенок присасывает язык к нёбу и открывает и закрывает рот.)

Старичку Звуковичку подарили шарик. Давай представим, какой он, и покажем руками, как будто мы держим его в руках. Шарик развязался и начал сдуваться.

Заведи широкий кончик языка за верхние зубы, губы вы­тяни вперед, слегка округли исильно подуй: «Ш-ш-ш». Ла­дони медленно соедини — шарик сдулся. Какой звук у нас получился? Правильно, звук [ш]. Вот и еще один звук мы с тобой нашли, и теперь ты будешь произносить его правильно.

Сказка, в которой живет звук [ж]

 

Сегодня мы постараемся найти звук [ж]. Сначала попро­буем его поймать.

Игра «Поймай звук».

Цель: выделение звука [ж] из ряда звуков, слогов, из слов.

Педагог. Старичок Звуковичок приготовил картинки. (Показывает и называет, что изображено на картинках.) В на­званиях каких картинок спрятался звук [ж]? (Ответы ребенка.) Кто нам помогает искать звуки?

Ребенок. Нам помогают Старичок Звуковичок, пальчи­ки, Воздушная Струйка, Веселый Язычок.

Пальчиковые игры.

Мы рога козы покажем

Выдвигаем указательный палец и мизинец вперед, загибая остальные пальцы; затем «рога» поднимаем к голове.

И рога оленя даже..-

Широко раздвигаем пальцы обеих рук, скрестив руки, поднимаем «ветвистые рога» над головой.

Мы про зайку не забудем

Ушками водить мы будем.

Выдвигаем вперед указатель­ные и средние пальцы обеих рук, поднимаем их вперед, а потом сжимаем пальцы в ку­лачки и разжимаем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить.

Каждый палец руки поочеред­но присоединяем к большому.

Педагог. Посмотри, что это у Старичка Звуковичка?

Ребенок. Ватная пушинка.

Педагог. Он хотел сделать фокус, но у него не получи­лось. Помоги Звуковичку: покажи, как нужно правильно вы­полнить это упражнение.

Упражнение «Фокус».

Цель: выработка сильной воздушной струи посередине языка.

(Ребенок выполняет упражнение.)

Педагог. А сейчас поиграем с Веселым Язычком. Мы со Звуковичком будем показывать тебе упражнения рукой, а ты их будешь выполнять язычком.

(Ребенок выполняет артикуляционные упражнения «Лопа­точка», «Чашечка», «Грибок», «Гармошка».)

Педагог. Молодец, хорошо у тебя получается. Пред­ставь, что мы летом пошли в лес. Вдруг в траве что-то за­шуршало — это была змея. Она увидела нас и зашипела: «Ш-ш-ш...» Зашипи и ты на нее.

Ребенок. Ш-ш-щ...

Педагог. Проверь, правильно ли у тебя работают губы и язык:

— губы округлены и слегка вытянуты вперед;

— широкий кончик языка за верхними зубами («чашечка»);

— посередине языка идет теплая, плавная воздушная струя.

— Змея, наверное, тебя испугалась и быстро уползла.

Мы вышли на полянку. Здесь много цветов, а над ними кружит жук: «Я жук, я жук. На поляне живу. Летаю и жужжу, летаю и жужжу — ж-ж-ж».

Губы и язык делай как при звуке [ш]. Пошипи как змея. А теперь положи ладошку на горлышко, добавь звук и почув­ствуй, как дрожит горлышко. Какой звук у тебя получился?

Ребенок. Звук [ж].

Педагог. Вот еще один звук мы нашли. Теперь ты бу­дешь всегда говорить его правильно.

Сказка, в которой живет звук [ч]

 

Мы уже немало звуков нашли в Волшебной стране. А сей­час отправимся на поиск звука [ч].

Старичок Звуковичок предлагает тебе послушать неболь­шое стихотворение. Когда ты услышишь в слове звук [ч], топни правой ногой.

 

Девочки и мальчики

Скачут словно мячики,

Ножками топочут,

Весело хохочут.

 

У Старичка Звуковичка сегодня хорошее настроение, и он решил пойти на прогулку с пальчиками.

Имитация движений пальца­ми рук.

Вышли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал,

А в конце пути упал.

 

Устал Звуковичок и сел отдохнуть. Тут подул ветер, рас­трепал ему волосы, и челка упала на глаза. Он решил ее сдуть. Вытянул язычок «чашечкой» вперед и сильно подул. Но у него это не получилось. Давай ему поможем. Покажи Звуковичку, как правильно это делать: сдуй свою челку со лба.

(Ребенок выполняет задание.)

Нужно дальше идти, искать звук [ч]. Старичок Звуковичок взял с собой в дорогу бублик, чтобы не проголодаться.

Упражнение «Бублик».

Цель: закрепление умения слегка вытягивать и округлять губы.

 

Бублик мы изобразили:

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать:

Бублик надо удержать.

 

На всякий случай Звуковичок взял лопату — вдруг приго­дится.

Упражнение «Лопаточка».

Цели: закрепление умения расслаблять язык и удерживать его широким.

Еще Старичок Звуковичок взял чашечку, чтобы в дороге попить чаю.

Упражнение «Чашечка».

Цель: закрепление умения удерживать широкий кончик языка за верхними зубами.

Широкий язык на губу положи

И ровно края ты наверх подними.

Сделай такую «чашечку», чтобы в нее можно было налить чай и чтобы он не смог из нее вылиться. И еще Звуковичок взял чайник, чтобы кипятить чай. {Предложить ребенку изоб­разить чайник.)

Шел-шел Старичок Звуковичок, устал и решил попить чаю. Развел костер, налил воду в чайник и повесил над ко­стром. Стал ждать, когда вода закипит. Не заметил, как уснул. Но вот вода в чайнике закипела, и пар из-под крышки начал вырываться наружу со звуком «ш-ш-ш». А Старичок Звукови­чок ничего не слышит. Повтори, как шипел пар. (Ребенок повторяет.) Опять не слышит. Уже вода начала выплескиваться из чайника в костер: «Тш, тш, тш». Повтори в быстром темпе: «Тш, тш, тш...» (Ребенок повторяет.)

Проверь, правильно ли работают у тебя губы и язык:

• губы должны быть вытянуты бубликом;

• широкий кончик языка — за верхними зубами;

• посередине языка проходит сильная короткая струя воздуха.
Подставь руку, проверь, так ли это?

Вот мы и нашли звук [ч]. Повтори его еще раз. (Ребенок повторяет.)

Сказка, в которой живет звук [щ]

 

Снова в сказку мы пойдем

И звук [щ] с тобой найдем.

Нам поможет Старичок,

Старичок Звуковичок.

С кем мы еще дружим?

Ребенок. Мы дружим с пальчиками, Веселым Язычком и Воздушной Струйкой.

Педагог. Ас кем ты дружишь в группе? (Ответы ребен­ка.) Давай поиграем с пальчиками.

 

Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук скрещены,

Девочки и мальчики. сжимаются и разжимаются.

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, Поочередное касание пальцев обеих рук.

Начинай считать опять. Одновременное касание паль­цев.

Раз, два, три, четыре, пять - Поочередное касание пальцев.

Вот и кончили считать. Встряхнуть кистями рук.

 

Педагог. А теперь пойдем на улицу и поиграем с Воз­душной Струйкой. На улице идет снег. Легкие снежинки падают на шапку, шубу и даже на нос. Давай сдуем снежинку с носа. (Ребенок выполняет упражнение «Фокус».) Кто нам помог сдуть снежинку?

Ребенок. Это Воздушная Струйка.

Педагог. Посмотри, вот идет поезд по железной до­роге. Колеса стучат коротко и быстро: «Ч-ч-ч». Повтори за мной. (Ребенок повторяет.) Но вот поезд приближается к станции, замедляет ход, останавливается, и мы слышим: «Ч-ч-ч-щ-щ-щ...» Поиграем в поезд. Запомни, что звук [ч] всегда произносится коротко. Теперь быстро произносим звуки: «Чщ-чщ-чщ...» Какой звук у тебя получился? Пра­вильно, это звук [щ]. Вот и еще один звук поселился в твоем домике-ротике.

Сказка, в которой живет звук [л]

 

Педагог. Сейчас мы отправимся в сказку, где живет звук [л]. Нелегко его найти, но с нами наши верные друзья. Кто это?

Ребенок. Это Старичок Звуковичок, пальчики, Воздуш­ная Струйка и Веселый Язычок.

Педагог. Они нам помогут, ведь настоящие друзья всегда помогают друг другу.

Попробуем поймать звук [л] в ряде звуков, слогов и слов.

Игра «Поймай звук»

Цель: закрепление умения определять на слух и выделять звук [л] из ряда звуков, слогов, слов.

Педагог называет ряд звуков, слогов, слов, а ребенок дол­жен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук [л].

Педагог. Веселые пальчики очень дружные. Они часто ходят друг к другу в гости.

Пальчиковая игра «В гости».

Вгости к пальчику большому Показать домик руками.

Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний — Пальцы обеих рук последова-

Сам мизинчик-малышок. тельно соединяются.

Вместе пальчики-друзья, Пальцы обеих рук скрещены,

Друг без друга им нельзя. сжимаются и разжимаются.

Педагог. Старичок Звуковичок предлагает отправиться в путешествие на парусной лодке. Но ветер порвал парус. Как ты думаешь, какой был ветер?

Ребенок. Ветер был очень сильный.

Педагог. Покажи, как он дул.

(Ребенок выполняет упражнение на развитие речевого дыха­ния: вдох через нос, выдох через рот.)

Педагог. Что нужно, чтобы починить парус?

Ребенок. Нужна иголка.

Педагог. Давай сделаем язычком иголочку.

Упражнение «Иголочка».

Цель: выработка умения делать язык узким, напрягая его мышцы.

Педагог. Старичок Звуковичок зашил иголкой дыру в парусе. Можно плыть на лодке. Давай сделаем лодочку.

Упражнение «Лодочка».

Цель: учить удерживать кончик языка за верхними зубами, при этом опуская среднюю часть вниз.

Рот открой широко, кончиком языка дотронься до сере­дины верхней губы. Удерживай под счет до 10.

Покатались на лодочке. Теперь Звуковичок предлагает по­летать на самолете. В этом нам поможет Веселый Язычок.

Летит самолет высоко за облаками, его и не видно, только слышно, как он гудит. Сделай вдох, открой рот, на выдохе произнеси долгий звук: «А-а-а». При этом высунь кончик языка вперед «иголочкой» и дотронься до середины верхней губы. Повтори несколько раз.

А теперь кончик языка заведи за верхние зубы и продол­жай гудеть. Получился звук [л].

Вот и еще один звук ты научился говорить правильно.

Сказка, в которой живет звук [р]

 

Педагог. Мы сейчас отправимся с тобой в сказку, где живет звук [р]. Старичок Звуковичок, как всегда, с нами.

Посмотри, сколько разных предметов он принес. Я буду их называть, а ты, если услышишь в слове звук [р], возьми этот предмет и поставь в сундучок. (Ребенок выполняет действия.) Сколько ты выбрал предметов? Посчитай. (Ребенок считает.) А что это за предметы?

Ребенок. Это орехи.

Педагог. Старичок Звуковичок предлагает пальчикам поиграть с орехами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.028 с.)