Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ансельм кентерберийский (1033-1109)Стр 1 из 3Следующая ⇒
Ансельм кентерберийский (1033-1109) Средневековье. Выдающийся западный мыслитель. Радикальный реалист. Родился в Северной Италии. В 15 лет захотел стать монахом. Путешествовал по Европе. В 1060 поселился в Бекском монастыре. В 1093 стал Архиепископом Кентерберийским. Умер в 1109. «Не ищу разуметь, чтобы веровать, но верую, чтобы разуметь» Цель философии верить, чтобы понимать. Смысл познания утверждаться в вере. То, что предлагает вера становиться умопостигаемым. Между слепой верой и видением Бога существует звено – ПОНИМАНИЕ ВЕРЫ. Разум не способен до конца понять Бога, но он может многое обосновать и искать действительные доказательства существования Бога. Принципы Ансельма: 1. Понятие о Боге даруется верой 2. Существование чего-либо в разуме уже означает его истинную реальность 3. Существование в мышлении понятия Бога логически требует того, что Он есть в действительности. Бог – первичное тождество сущности и бытия. Доказательства бытия Бога: a. АПОСТЕРИОРНЫЕ (ОТ СЛЕДСТВИЯ К ПРИЧИНЕ) «МОНОЛОГИЛН»: Всякое существо стремится ко благу. Бог есть абсолютное благо. Все является объемлемым чем-то большим, в высшей степени достойным и благим. Все сущее бытийствует благодаря чему-то, а это и есть Бог, абсолютное Бытие. Существо сравнимы по принципу совершенности. Значит существует высшее Совершенство. b. Априорные (онтологические) «ПРОСЛОГИОН»: Бог есть то, больше чего нельзя помыслить. Ансельм считал, что его логика в теологии служит воплощением общих понятий блага, красоты, мудрости в реальность земного бытия. Однако его ход рассуждения более похож на математический, чем на богословский.
Шартрская и сен-викторская школы Шартрская школа была основана в 990 г. епископом Фульбертом при одноименном соборе. Она внесла огромный вклад в разработку концепции реализма. Изучались математика, право, логика, медицины. К 12 веку школа начала соперничать с парижскими учебными заведениями. ОСОБЕННОСТИ Философы школы пытались преодолеть противоречия между философией и религией и наукой и религией. Главная задача – совместить философию и религию и установить союз веры и разума. Использовали античные источники, Аристотеля и Платона.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ 1. Фульберт Сократ знал арабский, переводил математические труды с арабского. 2. Бернард из Шартра. Возглавил школу в начале 12 века. Изучал римских поэтов и писателей. «Мы–карлики на плечах гигантов». 3. Тьерри Ш. разрабатывает некоторые идеи христианства с точки зрения платонизма. Бог – форма существования вещей. Он есть первичное и уникальное единство. Петр Абеляр. Сен-Викторская школа – богословская школа при Сен-Викторском аббатстве. Международный центр ортодоксальной католической философии в 12 веке. ОСОБЕННОСТИ Основное направление – умеренный мистицизм, восходящий к Августину и Псевдо-Дионисию. Иногда склонялась к борьбе со схоластическим реализмом. ПРЕДСТАВИТЕЛИ 1. Гильем из Шампо. Радикальный реализм. Все единичные вещи конкретного рода имеют одну универсальную сущность. 2. Аббат Гуго С-В. В первой половине 12 века. Признавал возможность познания истины. Более совершенную истину дает внутренний опыт. Получается иерархия: наука – мудрость – познание Бога. Уподобляемся Богу благодаря интуиции. Душа есть «искра Божия, смешанная с плотью». 3. Ришар С-В. Необходимы логические основания при подчинении разума вере. Пьер абеляр (1079-1142) Родился во Франции в семье рыцаря. Отказался от наследства, чтобы заниматься наукой. Был оратором и спорщиком. Занял кафедру Роттердамского университета и занимался теологией. Стал домашним учителем девушки Элаизы. Она родила от него ребенка. Тайная свадьба. Отправил жену в женский монастырь, чтобы прекратились слухи. Родственники, мстя, оскопили его. Поступил в монастырь. Свободно толковал С.П., чем вызывал недовольство. Его учение было осуждено на соборе. Он организовал кружок слушателей. В 1106 г. вернулся в Париж. Новый собор в Сансе осудил его. Пьер отправился апеллировать к папе, но умер в пути во время молитвы. ПРИНЦИП: Адекватное понимание догмата делает веру возможной. Нельзя верить в то, что предварительно не было понято. «ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ». Разум независим от теологии. Необходимо пользоваться критическим подходом. Сомневался в доказательстве догматики. Осмеивал веру простых.
УЧЕНИЕ Триединство состоит в том, что Бог есть высшее и совершенное Благо. При этом Бог Дух и Бог Сын – атрибуты значения Бога Отца. Грех – не склонность к дурному, а непротивление ему. Исповедь возможна только с наличием искреннего покаяния человека и личного благочестия священника. КОНЦЕПТУПЛИЗМ Ничто не может находиться в двух местах одновременно Вещь не может быть характеристикой разнообразия вещных субстанций Отчетливое значение достигается с помощью чувственного созерцания Нельзя сказать: «Человек – это Сократ». Единичный термин не может быть в значении универсального. ТРУДЫ 1. «ДА И НЕТ». Собрал 1800 библейских цитат, противоречащих друг другу. Выявил 150 проблем в догматике. Нашел противоположные суждения святых отцов. Не сделал никаких выводов. Только показал, что у Библии есть не состыковки. 2. «ДИАЛЕКТИКА» ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ» К ЭЛАИЗЕ»
СХОЛАСТИКА. ФОМА АКВИНСКИЙ (1224-1274) Схоластика – совокупность философско-богословских течений средневековья, сконцентрированных вокруг университетов. Характерно соединение теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой. Философия рассматривалась как служанка богословия. Изучались 7 свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика; арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Три направления: реализм – исследуется вещь, номинализм – имя, концептуализм – понятие. Развивалась благодаря появлению школ и монашеских орденов. Фома Аквинский Родился в замке неподалеку от города Аквино. Учился в Неаполе. Вошел в Бенидектинский орден. Перешел в Доминиканский. В Парижском университете учился у Альберта Великого. Товарищи прозвали «Немым буйволом». Стал магистром теологии и заведовал кафедрой в университете. Умер по дороги на Лионский собор в возрасте 49 лет. ПРИНЦИП Применяет систему философии Аристотеля к богословию. Обращается к тексту Библии, а так же делает акцент на логику. Перенял аллегорический метод блж. Августина, в том числе квадригу 4 символов С.П. У него главный смысл буквальный. УЧЕНИЕ Теология и философия – некоторые системы знаний, в основе которых лежат первые принципы, а уже из них выходят заключения. Они – самостоятельные науки, так как их принципы не зависят друг от друга. Часть истин божественного Откровения имеет сверхразумный характер. Другие являются рационально постигаемыми. Такое познание является совместной деятельностью чувств и интеллекта. Философия делает положения веры понятными и убедительными. Чистое бесконечное Бытие – Бог. Он есть акт бытия и сообщает бытие сущности каждой вещи. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА (косвенные) 1. От движения. Вещи, которые движутся, стремятся к существованию вечного подвижного Первоначала. 2. От производящей причины. Иерархия действующих причин и Первопричина. 3. От степени совершенства. Существуют степени совершенства и Сущее, Которое есть причина всех ограниченных совершенств. 4. От божественного руководства вещами. Существует целевая причинность и Разум, ответственный за порядок в мире. Бытие сотворенных вещей предполагает наличие Первопричины. Мир – иерархия существ. Вверху пирамиды находится Бог.
ТРУДЫ СУММА ТЕОЛОГИИ СУММА ФИЛОСОФИИ ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464) Эпоха Ренессанс (14-начало 17 в.) – особый период человечества, характеризуемый интересом к античности, обмирщением сознания, отказом от церковных стандартов, сменой теоцентризма антропоцентризмом. Это время чумы, бурного развития промышленности, торговли, мореплавания и новых географических открытий. Возросла роль секуляризованного умственного труда. Появились независимо мыслящие философы-гуманисты. НИКОЛОЙ КУЗАНСКИЙ Родился в местечке Кузо близ Тренто. Сам немец. Был кардиналом, эрудитом, энциклопедистом и философом. Учился в школе братства общей жизни, которые занимались благотворительностью. После обучения в Нидерландах он стал склоняться к мистицизму. Обучался в университетах Германии и Италии. В 1448 возвели в кардинала. Присутствовал не Фераро-Флорентийском соборе. Вошел в круг папы Пия 2 и имел большое влияние на него и вообще в церковной среде. УЧЕНИЕ Бог – Истина, познаваемая бесконечно. Он есть и максимум, и минимум, присутствует во всем мире, но не находится в конкретных ьворениях. Тайна Троицы: Сила, Разум и Любовь. Вера выше разума. Она есть свет Божественного Разума и Любви. Возрождает учение Эриугены. Выдвигает концепцию Ученого незнания. Некоторые вещи не познаются. Мир создается бесконечно, развёртывается из вечного Бога и сам становится вечным. Идея бесконечности миров. УЧЕНИЕ Платоническая любовь. Отмена схоластики. Нужно античное знание. В философии важна этика. Гуманист. Человек должен уметь играть на музыкальных инструментах и писать стихи. 2 Марсилио Фичино (1433-1499). Родился близ Флоренции. Получил образование во Флоренции, где изучал языки, философию и медицину. Увлекся Платоном. Комментирует тексты философа. Даже обожествлял его. Воссоздает Платоновскую Академию и становится ее директором. Приглашает людей разного положения и возраста. В 1473 г. стал священником. Умер, работая над посланием ап. Павла. УЧЕНИЕ Научная достоверность равна мистическому опыту. Философия есть озарение ума. Ее смысл в приготовлении души и интеллекта к восприятию света божественного Откровения. Душа помогает подняться до Ангелов и Бога. 3 Пико делла Мирандоло (1463-1494). Родился в влиятельной итальянской семье. В Болонском университете изучал каноническое право. В Падуанском университете изучал древние языки, теологию и философию.
Увлекся восточным мировоззрением, мистикой и Каббалой. Пишет «900 тезисов», в которых излагает свободный взгляд на свободу волю, магию и Каббалу. Папа Иннокентий 7 признал работу еретической. Автор бежал от инквизиции и продолжил писать труды в том же духе. Принял монашество в Доминиканском ордене. Умер в результате отравления мышьяком. УЧЕНИЕ Эзотерик и мистик. Но отрицал астрологию. Гуманист. Каббала – прочная основа для всеобщего согласия. Чудеса души больше неба. Откровение вечной истины неизменяемо в основных чертах. «ГЕКТАПЛ» – трактат о 6 днях творения. Мир вечно продолжается Богом. Он творит его по математическим и иным законам. УЧЕНИЕ Сторонник умеренного эпикурейского наслаждения, противник аскетизма («Об истинном и ложном благе»). Ведущий гуманист. Противоестественность монашества («О монашеском обете»). Высмеивает выдумки пап.
Натурфилософия возрождения Крупные головы начали интересоваться натурфилософией. Антропоцентризм ушел на второй план. 1 Джордано Бруно (1548-1600). Родился в семье солдата в местечке Компания. Изучал логику в Неаполе. Учился у Доминиканцев. В 24 года стал священником. По факту таковым не являлся. Путешествует по Европе. Преподает в Северной Италии. Высмеивает собственную мантию доминиканца. Во Франции читает лекции. Переезжает в Венецию. Воинствующий безбожник. Написали донос. В 1592 г. арестовали. 7 лет уговаривали перестать богохульничать. Сожгли на Площади цветов. УЧЕНИЕ Бесконечность миров. Религия разума должна освободить от веры в Бога. Учитесь промышленности и воинскому искусству. Религия любви поддерживается военным строем. Стремление к великой хронической мировой войне. Едкость и колкость. Богохульство. 2 Галилео Галилей (1564–1642). Отец европейской науки. Родился во Флоренции. Учился в Пизе на медицинском факультете. Изучал математику и философию. Написал диалог О 2 главнейших системах мира. Геоцентризм: Земля вокруг Солнца. Идея многообразия миров, которая ставила под сомнение авторитет Церкви. Суд заставил отречься. Вернулся и продолжил занятия наукой. УЧЕНИЕ Есть 2 истины, которые изложены в С.П. и в книге природы. Они не противоречат, а познаются разными способами. Антисхоластик. В Библии главное аллегория. Заложил основы современному естествознанию. Книга природы наполнена языком математики. Число – закон, под который подпадают все тела. Опытом на Пизанской башне показал, что действия Бога познаются в Его законах. Мы приближаемся к Богу посредством науки. УЧЕНИЕ Высмеивает пороки и необразованность духовенства («Аббат и почтенная дама»), окостеневшие религиозные и социальные установления («Похвала глупости»). Отвергает институт монашества («Поклонник и девица»). Хотел согласовать религию со здравым смыслом. Отрицал вечное наказание за грехи. Против насилия и воин ПРИНЦИПЫ
Наука – не цель, а средство. В основе познания лежит эмпиризм и индукция (от частного к общему). Авторитет древности не должен препятствовать развитию науки. Цель философии – познать природу. УЧЕНИЕ Бог – бесконечное, вездесущее, всемогущее, вечно мыслящее Существо. Существование Бога вытекает из идеи о Нем. «Знания – сила». «Я мысль, следовательно, я существую». Существует и душа. Ввел классификацию наук. Человек – царь природы. Пути познания: 1. Паука – увидеть только внутри 2. Муравья – снаружи 3. Пчелы – синтез 2-х путей. УЧЕНИЕ Политическая философия Государство охраняет Власть у народа Три ветви власти Веротерпимость Роль разума каждого человека в отдельности. Зародил принципы демократии.
3 Томас Гоббс (1588-1679). Родился в семье священника. Учился в Оксфорде. Эмигрировал в Париж. Вернулся в Англию. УЧЕНИЕ Основоположник теории общественного договора и государственного суверенитета («Левиафан»). Лучшая форма государственного устройства – абсолютная монархия. Материалист. Бог – Творец мира. Религия выполняет служебную роль как способ контроля народных масс. Человечество – склонная к злу масса. Естественный закон: добиваться мира пока есть возможность достигнуть его. Спиноза (1632-1677). Основоположник эпохи Просвещения. Родился в Голландии в еврейской семье. Евреи жили кагалом и в религиозном вопросе жестко преследовали неугодных сродников. Семья занималась торговлей. Изучал латынь и хотел заниматься наукой и выйти из системы. Стал республиканцем, но община вернула, боясь навлечь беду. Тяготился традициями и отказался от веры предков. Его проклинают. В тиши Амстердама шлифует линзы и пишет работы. Вошел в истории как образ страдальца. Умер в молодом возрасте от чахотки. УЧЕНИЕ Цель философии и жизни достигнуть счастья. Рассуждал в философии на основе геометрических принципов. Пантеист, то есть он отождествлял Бога и природу. Считал, что в творении мира Бог растворился. Бог не вечен и не предвечен. Отвергает свободу воли, принципы совести и Божественного Закона. Человек не может быть или грешным, или добродетельным. Но он должен жить нравственной жизнью. ТРУДЫ ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804). Он из религиозной семьи, всю жизнь несет идеологию Бога. Его мать – что-то вроде наших исихастов, только в лютеранстве. Он закончил «Фридрихс-Коллегиум», престижную гимназию, Кёнигсбергский университет. Основные работы: Всеобщая естественная история и теория неба, Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения. Следует запомнить термины: Если поступок – средство для достижения субъективной цели, то это гипотетический императив. Категорический императив – всеобщий необходимый моральный закон, и исполнять его должен каждый. Максима – желание. Людвик Фейербах (1804-1872) Философ-материалист, атеист, коммунист. Родился в семье криминолога. Всю жизнь прожил в Германии. Изучал богословие в Хайдельберге. Также учился в Эрлагенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. Был профессором, но его удалили из-за атеистических взглядов. Умер в бедности. УЧЕНИЕ «Сущность христианства». Религиозные идеи и ценности имеют не сверхъестественное, а чисто естественное происхождение. Они произошли в результате отчуждения людьми своих собственных свойств и особенностей. Все боги – бессознательное самосознание человека. Необходима новая религия на началах разума и Просвещения. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии. Придерживался пантеизма в ранних работах. Основные черты. 1. Полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния; 2. Попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы; 3. Материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека; 4. Большой интерес к социально-политическим вопросам; 5. Убеждение в познаваемости окружающего мира. Фридрих Ницше (1844-1900) Происходил из семьи лютеранского пастора. Отец умер. Мальчику снились кошмары. Был замкнутый. Сверстники обижали. Учился в гимназии Пфорта. Изучал античную философию, читал Байрона, хотел стать музыкантом. Продолжил обучение в Боннском и Лейпцигском университетах. Считал себя философом-одиночкой. Некий демон шепнул ему прочитать Шопенгауэра. 2 недели не мог заснуть. На военной службе пережил клиническую смерть. Поступает в Базельский университет и становиться профессором. Берет отпуск для поправления расшатанного здоровья. Уезжает в деревеньку в 35 выглядит на 90. Носит двойные очки. Врачи лечат от бессонницы наркотическими травами. Поправляется. Путешествует. Пишет работы. Проявляются признаки сумасшествия. Пережил инсульт. Попадает в клинику в Йене, простужается и умирает. УЧЕНИЕ «Рок и история». В мифах есть своя мораль. Высшее понимание истории недоступно людям. Историк – пророк. «Свобода воли и рока». Критика христианского учения о потустороннем мире. Критикует лютеранские догматы. Нравится разрушать религию. Признает относительность всякой морали, духовное и демоническое начала в музыке. Увлекается германо-скандинавским язычеством. Слушает демонов. Пишет: «Безумный человек», провозглашая, что Бог умер «Так говорил Заратустра». Автопортрет. Псевдо-патерик. Человек несет в себе демоническое начало. Мертвы все боги. Их убивает сам человек. Способ преодолеть отсутствие реального Бога – СДЕЛАТЬСЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ. Всегда должно оставаться быдло. Христианство, как мораль слабых, рабов, должно быть отвергнуто. Ненавидит христианскую Европу.
УЧЕНИЕ Центр философии – конкретная личность с ее проблемами страха, смерти, выбора, вины и греховности. Задает острые вопросы мировосприятия и миропонимания. Человек стремится к Богу. Путь к Богу лежит через отчаяние, страдание и самоотрекающееся смирение. Только Бог избавляет от абсолютного отчаяния.
ансельм кентерберийский (1033-1109) Средневековье. Выдающийся западный мыслитель. Радикальный реалист. Родился в Северной Италии. В 15 лет захотел стать монахом. Путешествовал по Европе. В 1060 поселился в Бекском монастыре. В 1093 стал Архиепископом Кентерберийским. Умер в 1109. «Не ищу разуметь, чтобы веровать, но верую, чтобы разуметь» Цель философии верить, чтобы понимать. Смысл познания утверждаться в вере. То, что предлагает вера становиться умопостигаемым. Между слепой верой и видением Бога существует звено – ПОНИМАНИЕ ВЕРЫ. Разум не способен до конца понять Бога, но он может многое обосновать и искать действительные доказательства существования Бога. Принципы Ансельма: 1. Понятие о Боге даруется верой 2. Существование чего-либо в разуме уже означает его истинную реальность 3. Существование в мышлении понятия Бога логически требует того, что Он есть в действительности.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.072 с.) |