Ансельм кентерберийский (1033-1109) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ансельм кентерберийский (1033-1109)



Ансельм кентерберийский (1033-1109)

Средневековье. Выдающийся западный мыслитель. Радикальный реалист.

Родился в Северной Италии. В 15 лет захотел стать монахом. Путешествовал по Европе. В 1060 поселился в Бекском монастыре. В 1093 стал Архиепископом Кентерберийским. Умер в 1109.

«Не ищу разуметь, чтобы веровать, но верую, чтобы разуметь»

Цель философии верить, чтобы понимать. Смысл познания утверждаться в вере. То, что предлагает вера становиться умопостигаемым. Между слепой верой и видением Бога существует звеноПОНИМАНИЕ ВЕРЫ.

Разум не способен до конца понять Бога, но он может многое обосновать и искать действительные доказательства существования Бога.

Принципы Ансельма:

1. Понятие о Боге даруется верой

2. Существование чего-либо в разуме уже означает его истинную реальность

3. Существование в мышлении понятия Бога логически требует того, что Он есть в действительности.

Бог – первичное тождество сущности и бытия.

Доказательства бытия Бога:

a. АПОСТЕРИОРНЫЕ (ОТ СЛЕДСТВИЯ К ПРИЧИНЕ) «МОНОЛОГИЛН»:

Всякое существо стремится ко благу. Бог есть абсолютное благо.

Все является объемлемым чем-то большим, в высшей степени достойным и благим.

Все сущее бытийствует благодаря чему-то, а это и есть Бог, абсолютное Бытие.

Существо сравнимы по принципу совершенности. Значит существует высшее Совершенство.

b. Априорные (онтологические) «ПРОСЛОГИОН»: Бог есть то, больше чего нельзя помыслить.

Ансельм считал, что его логика в теологии служит воплощением общих понятий блага, красоты, мудрости в реальность земного бытия. Однако его ход рассуждения более похож на математический, чем на богословский.

 

Шартрская и сен-викторская школы

Шартрская школа была основана в 990 г. епископом Фульбертом при одноименном соборе. Она внесла огромный вклад в разработку концепции реализма. Изучались математика, право, логика, медицины. К 12 веку школа начала соперничать с парижскими учебными заведениями.

ОСОБЕННОСТИ

Философы школы пытались преодолеть противоречия между философией и религией и наукой и религией. Главная задача – совместить философию и религию и установить союз веры и разума. Использовали античные источники, Аристотеля и Платона.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

1. Фульберт Сократ знал арабский, переводил математические труды с арабского.

2. Бернард из Шартра. Возглавил школу в начале 12 века. Изучал римских поэтов и писателей. «Мы–карлики на плечах гигантов».

3. Тьерри Ш. разрабатывает некоторые идеи христианства с точки зрения платонизма. Бог – форма существования вещей. Он есть первичное и уникальное единство.

Петр Абеляр.

Сен-Викторская школа – богословская школа при Сен-Викторском аббатстве. Международный центр ортодоксальной католической философии в 12 веке.

ОСОБЕННОСТИ

Основное направление – умеренный мистицизм, восходящий к Августину и Псевдо-Дионисию. Иногда склонялась к борьбе со схоластическим реализмом.

ПРЕДСТАВИТЕЛИ

1. Гильем из Шампо. Радикальный реализм. Все единичные вещи конкретного рода имеют одну универсальную сущность.

2. Аббат Гуго С-В. В первой половине 12 века. Признавал возможность познания истины. Более совершенную истину дает внутренний опыт. Получается иерархия: наука – мудрость – познание Бога. Уподобляемся Богу благодаря интуиции. Душа есть «искра Божия, смешанная с плотью».

3. Ришар С-В. Необходимы логические основания при подчинении разума вере.

Пьер абеляр (1079-1142)

Родился во Франции в семье рыцаря. Отказался от наследства, чтобы заниматься наукой. Был оратором и спорщиком. Занял кафедру Роттердамского университета и занимался теологией.

Стал домашним учителем девушки Элаизы. Она родила от него ребенка. Тайная свадьба. Отправил жену в женский монастырь, чтобы прекратились слухи. Родственники, мстя, оскопили его.

Поступил в монастырь. Свободно толковал С.П., чем вызывал недовольство. Его учение было осуждено на соборе. Он организовал кружок слушателей.

В 1106 г. вернулся в Париж. Новый собор в Сансе осудил его. Пьер отправился апеллировать к папе, но умер в пути во время молитвы.

ПРИНЦИП:

Адекватное понимание догмата делает веру возможной. Нельзя верить в то, что предварительно не было понято. «ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ». Разум независим от теологии. Необходимо пользоваться критическим подходом. Сомневался в доказательстве догматики. Осмеивал веру простых.

УЧЕНИЕ

Триединство состоит в том, что Бог есть высшее и совершенное Благо. При этом Бог Дух и Бог Сын – атрибуты значения Бога Отца. Грех – не склонность к дурному, а непротивление ему. Исповедь возможна только с наличием искреннего покаяния человека и личного благочестия священника.

КОНЦЕПТУПЛИЗМ

Ничто не может находиться в двух местах одновременно

Вещь не может быть характеристикой разнообразия вещных субстанций

Отчетливое значение достигается с помощью чувственного созерцания

Нельзя сказать: «Человек – это Сократ». Единичный термин не может быть в значении универсального.

ТРУДЫ

1. «ДА И НЕТ». Собрал 1800 библейских цитат, противоречащих друг другу. Выявил 150 проблем в догматике. Нашел противоположные суждения святых отцов. Не сделал никаких выводов. Только показал, что у Библии есть не состыковки.

2. «ДИАЛЕКТИКА»

ХРИСТИАНСКАЯ ТЕОЛОГИЯ»

К ЭЛАИЗЕ»

 

СХОЛАСТИКА. ФОМА АКВИНСКИЙ (1224-1274)

Схоластика – совокупность философско-богословских течений средневековья, сконцентрированных вокруг университетов. Характерно соединение теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой. Философия рассматривалась как служанка богословия. Изучались 7 свободных искусств (грамматика, риторика, диалектика; арифметика, геометрия, астрономия, музыка). Три направления: реализм – исследуется вещь, номинализм – имя, концептуализм – понятие. Развивалась благодаря появлению школ и монашеских орденов.

Фома Аквинский

Родился в замке неподалеку от города Аквино. Учился в Неаполе. Вошел в Бенидектинский орден. Перешел в Доминиканский. В Парижском университете учился у Альберта Великого. Товарищи прозвали «Немым буйволом».

Стал магистром теологии и заведовал кафедрой в университете. Умер по дороги на Лионский собор в возрасте 49 лет.

ПРИНЦИП

Применяет систему философии Аристотеля к богословию. Обращается к тексту Библии, а так же делает акцент на логику. Перенял аллегорический метод блж. Августина, в том числе квадригу 4 символов С.П. У него главный смысл буквальный.

УЧЕНИЕ

Теология и философия – некоторые системы знаний, в основе которых лежат первые принципы, а уже из них выходят заключения. Они – самостоятельные науки, так как их принципы не зависят друг от друга.

Часть истин божественного Откровения имеет сверхразумный характер. Другие являются рационально постигаемыми. Такое познание является совместной деятельностью чувств и интеллекта. Философия делает положения веры понятными и убедительными.

Чистое бесконечное Бытие – Бог. Он есть акт бытия и сообщает бытие сущности каждой вещи.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА (косвенные)

1. От движения. Вещи, которые движутся, стремятся к существованию вечного подвижного Первоначала.

2. От производящей причины. Иерархия действующих причин и Первопричина.

3. От степени совершенства. Существуют степени совершенства и Сущее, Которое есть причина всех ограниченных совершенств.

4. От божественного руководства вещами. Существует целевая причинность и Разум, ответственный за порядок в мире.

Бытие сотворенных вещей предполагает наличие Первопричины. Мир – иерархия существ. Вверху пирамиды находится Бог.

ТРУДЫ

СУММА ТЕОЛОГИИ

СУММА ФИЛОСОФИИ


ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. НИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401-1464)

Эпоха Ренессанс (14-начало 17 в.) – особый период человечества, характеризуемый интересом к античности, обмирщением сознания, отказом от церковных стандартов, сменой теоцентризма антропоцентризмом. Это время чумы, бурного развития промышленности, торговли, мореплавания и новых географических открытий. Возросла роль секуляризованного умственного труда. Появились независимо мыслящие философы-гуманисты.

НИКОЛОЙ КУЗАНСКИЙ

Родился в местечке Кузо близ Тренто. Сам немец. Был кардиналом, эрудитом, энциклопедистом и философом. Учился в школе братства общей жизни, которые занимались благотворительностью. После обучения в Нидерландах он стал склоняться к мистицизму. Обучался в университетах Германии и Италии.

В 1448 возвели в кардинала. Присутствовал не Фераро-Флорентийском соборе. Вошел в круг папы Пия 2 и имел большое влияние на него и вообще в церковной среде.

УЧЕНИЕ

Бог – Истина, познаваемая бесконечно. Он есть и максимум, и минимум, присутствует во всем мире, но не находится в конкретных ьворениях. Тайна Троицы: Сила, Разум и Любовь. Вера выше разума. Она есть свет Божественного Разума и Любви.

Возрождает учение Эриугены. Выдвигает концепцию Ученого незнания. Некоторые вещи не познаются.

Мир создается бесконечно, развёртывается из вечного Бога и сам становится вечным. Идея бесконечности миров.

УЧЕНИЕ

Платоническая любовь. Отмена схоластики. Нужно античное знание. В философии важна этика. Гуманист. Человек должен уметь играть на музыкальных инструментах и писать стихи.

2 Марсилио Фичино (1433-1499). Родился близ Флоренции. Получил образование во Флоренции, где изучал языки, философию и медицину.

Увлекся Платоном. Комментирует тексты философа. Даже обожествлял его. Воссоздает Платоновскую Академию и становится ее директором. Приглашает людей разного положения и возраста.

В 1473 г. стал священником. Умер, работая над посланием ап. Павла.

УЧЕНИЕ

Научная достоверность равна мистическому опыту. Философия есть озарение ума. Ее смысл в приготовлении души и интеллекта к восприятию света божественного Откровения. Душа помогает подняться до Ангелов и Бога.

3 Пико делла Мирандоло (1463-1494). Родился в влиятельной итальянской семье. В Болонском университете изучал каноническое право. В Падуанском университете изучал древние языки, теологию и философию.

Увлекся восточным мировоззрением, мистикой и Каббалой. Пишет «900 тезисов», в которых излагает свободный взгляд на свободу волю, магию и Каббалу. Папа Иннокентий 7 признал работу еретической. Автор бежал от инквизиции и продолжил писать труды в том же духе.

Принял монашество в Доминиканском ордене. Умер в результате отравления мышьяком.

УЧЕНИЕ

Эзотерик и мистик. Но отрицал астрологию. Гуманист. Каббала – прочная основа для всеобщего согласия. Чудеса души больше неба. Откровение вечной истины неизменяемо в основных чертах.

«ГЕКТАПЛ» – трактат о 6 днях творения. Мир вечно продолжается Богом. Он творит его по математическим и иным законам.

УЧЕНИЕ

Сторонник умеренного эпикурейского наслаждения, противник аскетизма («Об истинном и ложном благе»). Ведущий гуманист. Противоестественность монашества («О монашеском обете»). Высмеивает выдумки пап.

 

 

 

Натурфилософия возрождения

Крупные головы начали интересоваться натурфилософией. Антропоцентризм ушел на второй план.

1 Джордано Бруно (1548-1600). Родился в семье солдата в местечке Компания. Изучал логику в Неаполе. Учился у Доминиканцев.

В 24 года стал священником. По факту таковым не являлся. Путешествует по Европе. Преподает в Северной Италии. Высмеивает собственную мантию доминиканца. Во Франции читает лекции. Переезжает в Венецию. Воинствующий безбожник. Написали донос.

В 1592 г. арестовали. 7 лет уговаривали перестать богохульничать. Сожгли на Площади цветов.

УЧЕНИЕ

Бесконечность миров. Религия разума должна освободить от веры в Бога. Учитесь промышленности и воинскому искусству. Религия любви поддерживается военным строем. Стремление к великой хронической мировой войне. Едкость и колкость. Богохульство.

2 Галилео Галилей (1564­–1642). Отец европейской науки. Родился во Флоренции. Учился в Пизе на медицинском факультете. Изучал математику и философию. Написал диалог О 2 главнейших системах мира. Геоцентризм: Земля вокруг Солнца. Идея многообразия миров, которая ставила под сомнение авторитет Церкви. Суд заставил отречься. Вернулся и продолжил занятия наукой.

УЧЕНИЕ

Есть 2 истины, которые изложены в С.П. и в книге природы. Они не противоречат, а познаются разными способами. Антисхоластик. В Библии главное аллегория. Заложил основы современному естествознанию. Книга природы наполнена языком математики. Число – закон, под который подпадают все тела.

Опытом на Пизанской башне показал, что действия Бога познаются в Его законах. Мы приближаемся к Богу посредством науки.

УЧЕНИЕ

Высмеивает пороки и необразованность духовенства («Аббат и почтенная дама»), окостеневшие религиозные и социальные установления («Похвала глупости»). Отвергает институт монашества («Поклонник и девица»). Хотел согласовать религию со здравым смыслом. Отрицал вечное наказание за грехи.

Против насилия и воин

ПРИНЦИПЫ

Наука – не цель, а средство. В основе познания лежит эмпиризм и индукция (от частного к общему). Авторитет древности не должен препятствовать развитию науки. Цель философии – познать природу.

УЧЕНИЕ

Бог – бесконечное, вездесущее, всемогущее, вечно мыслящее Существо. Существование Бога вытекает из идеи о Нем.

«Знания – сила». «Я мысль, следовательно, я существую». Существует и душа. Ввел классификацию наук. Человек – царь природы.

Пути познания:

1. Паука – увидеть только внутри

2. Муравья – снаружи

3. Пчелы – синтез 2-х путей.

УЧЕНИЕ

Политическая философия

Государство охраняет

Власть у народа

Три ветви власти

Веротерпимость

Роль разума каждого человека в отдельности. Зародил принципы демократии.

 

3 Томас Гоббс (1588-1679). Родился в семье священника. Учился в Оксфорде. Эмигрировал в Париж. Вернулся в Англию.

УЧЕНИЕ

Основоположник теории общественного договора и государственного суверенитета («Левиафан»). Лучшая форма государственного устройства – абсолютная монархия. Материалист. Бог – Творец мира. Религия выполняет служебную роль как способ контроля народных масс. Человечество – склонная к злу масса. Естественный закон: добиваться мира пока есть возможность достигнуть его.

Спиноза (1632-1677).

Основоположник эпохи Просвещения. Родился в Голландии в еврейской семье. Евреи жили кагалом и в религиозном вопросе жестко преследовали неугодных сродников. Семья занималась торговлей. Изучал латынь и хотел заниматься наукой и выйти из системы.

Стал республиканцем, но община вернула, боясь навлечь беду. Тяготился традициями и отказался от веры предков. Его проклинают. В тиши Амстердама шлифует линзы и пишет работы. Вошел в истории как образ страдальца. Умер в молодом возрасте от чахотки.

УЧЕНИЕ

Цель философии и жизни достигнуть счастья. Рассуждал в философии на основе геометрических принципов.

Пантеист, то есть он отождествлял Бога и природу. Считал, что в творении мира Бог растворился. Бог не вечен и не предвечен. Отвергает свободу воли, принципы совести и Божественного Закона. Человек не может быть или грешным, или добродетельным. Но он должен жить нравственной жизнью.

ТРУДЫ

ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804).

Он из религиозной семьи, всю жизнь несет идеологию Бога. Его мать – что-то вроде наших исихастов, только в лютеранстве.

Он закончил «Фридрихс-Коллегиум», престижную гимназию, Кёнигсбергский университет.

Основные работы: Всеобщая естественная история и теория неба, Критика чистого разума, Критика практического разума, Критика способности суждения.

Следует запомнить термины:

Если поступок – средство для достижения субъективной цели, то это гипотетический императив.

Категорический императив – всеобщий необходимый моральный закон, и исполнять его должен каждый.

Максима – желание.

Людвик Фейербах (1804-1872)

Философ-материалист, атеист, коммунист. Родился в семье криминолога. Всю жизнь прожил в Германии. Изучал богословие в Хайдельберге. Также учился в Эрлагенском университете, где слушал лекции по естественным наукам. Был профессором, но его удалили из-за атеистических взглядов. Умер в бедности.

УЧЕНИЕ

«Сущность христианства». Религиозные идеи и ценности имеют не сверхъестественное, а чисто естественное происхождение. Они произошли в результате отчуждения людьми своих собственных свойств и особенностей. Все боги – бессознательное самосознание человека.

Необходима новая религия на началах разума и Просвещения. Он указывает на слепое подчинение авторитету и догме и на веру в чудо — как на основания богословия, на свободу разумного исследования и изучение закономерности явлений — как на основания науки и философии.

Придерживался пантеизма в ранних работах.

Основные черты.

1. Полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;

2. Попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

3. Материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

4. Большой интерес к социально-политическим вопросам;

5. Убеждение в познаваемости окружающего мира.

Фридрих Ницше (1844-1900)

Происходил из семьи лютеранского пастора. Отец умер. Мальчику снились кошмары. Был замкнутый. Сверстники обижали.

Учился в гимназии Пфорта. Изучал античную философию, читал Байрона, хотел стать музыкантом. Продолжил обучение в Боннском и Лейпцигском университетах. Считал себя философом-одиночкой. Некий демон шепнул ему прочитать Шопенгауэра. 2 недели не мог заснуть.

На военной службе пережил клиническую смерть. Поступает в Базельский университет и становиться профессором. Берет отпуск для поправления расшатанного здоровья. Уезжает в деревеньку в 35 выглядит на 90. Носит двойные очки. Врачи лечат от бессонницы наркотическими травами.

Поправляется. Путешествует. Пишет работы. Проявляются признаки сумасшествия. Пережил инсульт. Попадает в клинику в Йене, простужается и умирает.

УЧЕНИЕ

«Рок и история». В мифах есть своя мораль. Высшее понимание истории недоступно людям. Историк – пророк.

«Свобода воли и рока». Критика христианского учения о потустороннем мире.

Критикует лютеранские догматы. Нравится разрушать религию. Признает относительность всякой морали, духовное и демоническое начала в музыке.

Увлекается германо-скандинавским язычеством. Слушает демонов. Пишет:

«Безумный человек», провозглашая, что Бог умер

«Так говорил Заратустра». Автопортрет. Псевдо-патерик. Человек несет в себе демоническое начало. Мертвы все боги. Их убивает сам человек. Способ преодолеть отсутствие реального Бога – СДЕЛАТЬСЯ СВЕРХЧЕЛОВЕКОМ.

Всегда должно оставаться быдло. Христианство, как мораль слабых, рабов, должно быть отвергнуто. Ненавидит христианскую Европу.

 

УЧЕНИЕ

Центр философии – конкретная личность с ее проблемами страха, смерти, выбора, вины и греховности. Задает острые вопросы мировосприятия и миропонимания. Человек стремится к Богу. Путь к Богу лежит через отчаяние, страдание и самоотрекающееся смирение. Только Бог избавляет от абсолютного отчаяния.

 

ансельм кентерберийский (1033-1109)

Средневековье. Выдающийся западный мыслитель. Радикальный реалист.

Родился в Северной Италии. В 15 лет захотел стать монахом. Путешествовал по Европе. В 1060 поселился в Бекском монастыре. В 1093 стал Архиепископом Кентерберийским. Умер в 1109.

«Не ищу разуметь, чтобы веровать, но верую, чтобы разуметь»

Цель философии верить, чтобы понимать. Смысл познания утверждаться в вере. То, что предлагает вера становиться умопостигаемым. Между слепой верой и видением Бога существует звеноПОНИМАНИЕ ВЕРЫ.

Разум не способен до конца понять Бога, но он может многое обосновать и искать действительные доказательства существования Бога.

Принципы Ансельма:

1. Понятие о Боге даруется верой

2. Существование чего-либо в разуме уже означает его истинную реальность

3. Существование в мышлении понятия Бога логически требует того, что Он есть в действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.072 с.)