Эволюция маркетинга. Основные категории в маркетинге. Рыночные концепции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция маркетинга. Основные категории в маркетинге. Рыночные концепции.



Концепция маркетинга - это исходное, характеризующее активную ориентацию рыночной деятельности предприятия на различных стадиях ее развития. Выделяют концепции производственной, товарной, сбытовой, потребительской, плюс интегрированной, социально-этической и стратегической ориентации. Изначально производ-ли товаров исходили из того, что поскольку товары имеют рыночный спрос, превышающий возможности предложения, следует увеличивать их выпуск путем соверш-ния произв-ва. Производ-ная концепция ориентировалась на снижении затрат, связанных с выпуском товара, и на повышении производи-cти труда. На рубеже веков (19-20 вв) сформировалась товарная концепция. Считалось, что потребитель отдаст предпочтение товару, выпускаемого фирмой, если у него хорошие качественные характеристики и предлагается он по доступной цене. Задача - произвести большое количество товаров, а потом реализовать его. В 20-30х годах формируется сбытовая концепция, которая заключается в том, что покупатели будут покупать предлагаемый товар, если приложить усилия в процессе их продажи. На этом этапе развития маркетинга наряду с совершенствованием производства товара активно осуществляется политика по сбыту.

Все предыдущие концепции исходили из необходимости решения проблем производства и продавца. Новым этапом стала ориентация на нужды покупателя, на решение его проблем. С 50-60х годов основной становится потребительская концепция. Этот подход основывается на определении потребностей и покупательских оценках ассортимента и качества товара. Главным объектом рынка деят-ти становится потребитель. Исходя из этого производитель может получить прибыль только после удовлетворения потребностей покупателя. Интегрированная концепция - одна из разновидностей современной концепции маркетинга. Эта концепция ориентирована на новый продукт и на потребителя. Суть заключается в одновременном создании и продукта, и потребителя. В 80х гг сформировывается и получает развитие стратегический маркетинг, в основе которого лежит ориентация на потребителей и конкурентов. Содержание: удовлетворение нужд потребителей при одновременном превосходстве над конкурентами. Крупные сырьевые, экологические, энергетические и другие проблемы 70-80х гг изменили взгляды на концепции маркетинга в сторону ориентации на общественные потребности. Отсюда формируется социально-этическая концепция. Она направлена на удовлетворение не только отдельных потребностей личности, но и всего общества в целом.

Концепции М – достижение корпоративных целей за счет лучшего, чем у конкурентов удовлетворения и предвосхищения нужд и потребностей клиентов.

Составляющие концепции:

1) Ориентация на потребителя

2) Объединение усилий

3) Достижение целей

1. Производственная концепция – потребитель отдает предпочтение тем товарам, которые широко распространены и доступны в цене. Т.о. управление нацелено на улучшение производства и сбыт (Форд). Производственная концепция маркетинга ставит во главу угла увеличение объемов производства существующего ассортимента товаров. Производственная концепция маркетинга исходит из того, что спрос превышает предложение. При совершенствовании производства появляется возможность увеличить выпуск товаров и снизить их себестоимость, а значит и цену для потребителя, что в свою очередь приведет к увеличению спроса.

2. Товарная к – потребитель всегда воспримет товар хорошо, если товар имеет умеренную цену и высокое качество. Рынок не исследуется ввиду изменения спроса, компания несет потери. Акцент делается на разработку новых моделей товаров, и модернизацию существующих, с целью улучшения качественных характеристик продукции. При этом предполагается, что потребитель заинтересован в таких товарах, знает о наличии изделий-аналогов и осуществляет свой выбор путем сравнения качества и цен на аналогичные товары других производителей.

3. Сбытовая к – компания вкладывается в систему торговли, стимулирования сбыта, распределения. Потребитель будет покупать любые товары, если компания активно их продвигает. Продвижение сводится к использованию агрессивных методов сбыта, активной рекламной политики и к использованию комплекса методов по стимулированию сбыта (скидки, уценки, выставки, лотереи и т.п.). Акцент делается на активную сбытовую политику компании. Концепция предполагает, что потребителя можно заставить покупать товары с помощью различных методов продажи. При этом предполагается, что потребитель имеет возможность купить товар, но «не хочет» это делать.

4. Маркетинговая – усилия на ценовой сегмент. Изучая потребителя можно выявить его существующие неудовлетворенные потребности и, используя комплекс оперативного маркетинга, разработать и предложить ему такой продукт, который наилучшим способом удовлетворяет имеющиеся потребности. Для удовлетворения существующих у покупателя потребностей компания использует средства оперативного маркетинга – комплекс 4P - Product Price Place (каналы распределения) Promotion.

5. Социально-этический – учитываются интересы не только клиента, но и всего общества. Компания наряду с исследованием потребностей потенциальных и реальных покупателей, выявляет общественные интересы и стремиться к их удовлетворению.

12. Корпоративное стратегическое планирование: цель и способы осуществления.

Стратегическое планирование - это процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее возможностями и будущими шансами. Штаб-квартира корпорации несет ответственность за организацию процесса стратегического планирования и устанавливает рамки планирования подразделений и бизнес-единиц, определяя миссию компании, ее политику, стратегию и задачи. Корпоративный штаб обычно осуществляет следующие мероприятия: определяет миссию корпорации; организует стратегические бизнес - единицы; выделяет ресурсы для каждой стратегической бизнес - единицы; планирует новые виды деятельности.

Определение миссии корпорации Организация разрабатывает декларацию о своем предназначении, а затем доводит ее до сведения менеджеров, служащих и клиентов. Хорошо продуманное заявление о миссии предоставляет служащим компании возможность сознательно идти к намеченной цели, определять приоритеты деятельности и соизмерять возможности. Наиболее удачным можно назвать такое заявление о мисси компании, в основе которого лежит идеальное представление, "неосуществимая мечта", задающая направление развития на ближайшие 10-20 лет.

Стратегические бизнес-единицы Деятельность большинства компаний осуществляется в рамках нескольких отраслей. Бизнес - процесс, направленный на удовлетворение клиента, а не просто производство продукции. К признакам стратегических бизнес- единиц относятся: единство сферы деятельности, планирование которых осуществляется независимо от деятельности компании в целом; наличие конкурентов на определенных сегментах рынка; менеджер стратегических бизнес-единиц несет ответственность за осуществление стратегического планирования и получение прибыли, он контролирует большинство факторов, влияющих на уровень прибыли.

Распределение ресурсов для стратегических бизнес-единиц

Планирование новых видов деятельности Разработка бизнес-портфеля. Хорошим считается тот бизнес-портфель, который оптимальным образом приспосабливает сильные и слабые стороны компании к возможностям среды. Анализ бизнес-портфеля компании должен помочь менеджерам оценить поле деятельности компании. Компания должна стремиться вкладывать средства в более прибыльные области своей деятельности и сокращать убыточные. Первым шагом руководящего звена при анализе бизнес-портфеля является выявление ключевых направлений деятельности, определяющих миссию компании. Их можно назвать стратегическими элементами бизнеса.

Для оценки бизнес - портфеля можно использовать формальные методы, которые можно назвать более точными и основательными. Среди наиболее известных и удачных методов анализа бизнес-портфеля с помощью формальных методов можно назвать следующие: метод компании Boston Consulting Group (BCG) и метод компании General Electric (GE).

      ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ДОЛЯ РЫНКА  
ТЕМП РОСТА ОТРАСЛИ В ПОСТОЯННЫХ ЦЕНАХ   высокая (>1) низкая (<1)  
Высокий (выше, чем в целом в экономике Звезды   Вопросительные знаки (или трудные дети)   Сокращение
Низкий (ниже, чем в целом в экономике) Дойные коровы Собаки Сокращение

Согласно методике БКГ компан.классифицирует все свои стратегические бизнес-еденицы в соответствии с матрицей рост/доля рынка.На вертикальной оси темпы роста рынка. На горизонтальной:относительная доля рынка.Разделив матрицу на секторы можно получить 4 типа СБЕ.

1."звезды"-быстро растущие СБЕ с большой долей рынка.Нуждаются в больших инвестициях.Постепенно их рост замедляется и они превращаются в дойных коров.

2."Дойные коровы"-СБЕ с низким темпом роста и большой долей рынка.Это устойчивые и доходные СБЕ,не требующие больших инвестиций.Именно они обеспечивают компанию денежными ресурсами,которые они направляют на развитие бизнеса и поддержку других СБЕ,нуждающихся в инвестициях.

3.темные лошадки-СБЕ с низкой долей рынка и на быстро растущих рынках. Нуждаются в значительном финансировании, которое позволяет им сохранить и даже увеличить долю рынка.

4. Собаки- СБЕ с низкими темпами роста и малой доле рынка:способны генерировать достаточно средств, чтобы окупить собственную деятельность, но не являются источниками больших доходов.

В рамках этой матрицы могут быть различные стратегии:

- рост и увеличение доли рынка (т.е. переход организаций из отрасли "Знак вопроса" в отрасль "Звезда")

- сохранение доли рынка (стратегия для отрасли "Дойные коровы")

- получение краткосрочной прибыли в ближайшее время (для отрасли "Дойные коровы", "Знак вопроса" и "Собака")

- ликвидация бизнеса (стратегия для отрасли "Собака" и "Знак вопроса")

С помощью этой матрицы можно исследовать взаимосвязи между подразделениями фирмы.

 
 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.009 с.)