Институт социологии и управления социальными процессами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социологии и управления социальными процессами



Сервиса и экономики

Институт социологии и управления социальными процессами

Кафедра «Социально-культурного сервиса и туризма»

 

Социально-культурный сервис и туризм

Программа практики для студентов

Специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

Санкт-Петербург

Одобрена на заседании кафедры «Социально-культурный сервис и туризм», протокол № от 0. 0. 2008 г.

 

Социально-культурный сервис и туризм. Программа практики для студентов специальности 100103 – СПб.: Изд-во СПб ГУСЭ, 2008. – 32 с.

 

Составители: доц., к.п.н. Н.Г.Давлет-Кильдеева, ст.преп. Е.А.Иноземцева

 

 

Рецензент: к.п.н., проф.кафедры СКСиТ В.Г.Велединский

 

Под общей редакцией д.и.н., проф. В.Г.Лапиной

 

 

© Санкт-Петербургский Государственный Университет сервиса и экономики,

2008г.

 

 

Содержание

 

1. Общие положения…………………………………………………………….4

2. Места прохождения практики ……………………………………………..12

3. Организация практики и порядок ее прохождения……………………….13

4. Учебно-ознакомительная практика: задание и методические указания

по его выполнению ……………..………………………………………….14

5. Учебно-методическая практика: задание и методические указания

по его выполнению ………………………………………………………..16

6. Производственная практика: задание и методические указания

по его выполнению …………………………………………………………23

7. Преддипломная практика: задание и методические указания

по его выполнению ………………………………………………………..25

8. Подведение итогов и формы контроля……………………………………28

9. Литература ………………………………………………………………….29

 

 

Общие положения

Практика является неотъемлемой составной частью общей системы подготовки студентов высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».

В соответствии с требованиями ГОС-2000 практика подразделяется на учебную, производственную и преддипломную и проводится последовательно у студентов очной формы обучения - с 4-го по 10-й семестр, заочной формы обучения - со 2-го по 11-й семестр.

Практика направлена на закрепление и углубление теоретических зна­ний, полученных студентами в процессе обучения, на овладение опытом профессиональной деятельности в соответствии с квалифика­ционными требованиями. Практика предусматривает непрерывное и последова­тельное формирование у студентов единой системы профессиональных умений и навыков, их расширение по мере перехода от одного вида практики к другому с учетом взаимосвязи теоретического и практиче­ского обучения, современного состояния и перспектив развития науки, техники и технологий. Поэтапное включение студентов в практическую деятельность учреждений социально-культурной сферы и туризма, постепенное освоение технологий работы управленческого персонала во всех аспектах деятельности организации направлено на подготовку их к будущей профессиональной деятельности.

Целью проведения практики является формирование, отработка и совершенствование умений и навыков практической работы по профилю будущей профессиональной деятельности на базе теоретических знаний, полученных при изучении основных дисциплин, определяемых ГОС-2000 ВПО в соответствии с квалификационной характеристикой специалиста по сервису и туризму.

Умения и навыки, приобретаемые в процессе практики, соответствуют требованиям ГОС по квалификационной характеристике выпускника.

Квалификационная характеристика выпускника практика
учебная произв. преддипл.
обладает знаниями по созданию условий для формирования рынка социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий услуг;     +       +
имеет научное представление о здоровом образе жизни, владеет умениями и навыками физического самосовершенствования;   +    
знает возможности современных информационных технологий и владеет методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурной сфере и туризме;       +  
принимает участие в организации, планировании и совершенствовании деятельности служб социально-культурного сервиса и туризма и разрабатывает мероприятия по повышению эффективности их деятельности;     +  
принимает управленческие решения в рамках компетенции и осуществляет связь с общественностью; участвует в работе по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров служб социально-культурного сервиса и туризма;     +   +
понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы, определяющие конкретную область его профессиональной деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний; внедряет современные научные знания, передовые технологии в сфере социально-культурного сервиса и туризма;   +   +
способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта; анализу своих возможностей; умеет приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;     +   +
способен обеспечить деятельность предприятий и организаций представляющих услуги по рекреации и туризму;       +
умеет разработать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма;         +
использует несколько иностранных языков при оказании услуг социально-культурного сервиса и туризма;     +   +
обеспечивает комплексное обслуживание потребителей услуг социально-культурного сервиса и туризма;   + +
владеет приемами и методами формирования системы межличностного общения; +       +   +
обладает знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм;         +
владеет знаниями организации контроля качества по оказанию услуг социально-культурного сервиса и туризма;       +
обеспечивает систему мер по повышению качества оказываемых услуг предприятиями социально-культурного сервиса и туризма;     +   +
владеет знаниями по принятию решений в экстремальных ситуациях, обеспечению безопасности жизнедеятельности.       +

 

Программа практики студентов включает проведение последовательно учебных, производственной и преддипломной практики. Продолжительность каждого вида практики определяется рабочим учебным планом на основе ГОС, сроки проведения - графиком учебного процесса. Общая продолжительность всех видов практик соответствует требованиям ГОС.

Все перечисленные виды практик студентов различаются целями и сроками проведения:

1.Учебная практика предназна­чена для ознакомительного вхождения в среду будущей профессиональной деятельности в условиях конкретного предприятия, организации и приобретения первичных профессио­нальных навыков работника сферы социально-культурного сервиса и туризма.

Первый этап учебной практики – учебно-ознакомительная практика проводится в течение двух недель у студентов 2 курса очной и 1 курса заочной формы обучения по окончании соответственно 4-го и 2-го теоретического семестра.

Цель этой практики – ознакомление с основными и дополнительными видами деятельности учреждений социально-культурной сферы и туризма, с внутренней и внешней средой организаций.

Задачи учебно-ознакомительной практики:

· закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения по дисциплинам: «Сервисная деятельность», «Основы СКД», «Иностранный язык», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Человек и его потребности», «СКСиТ: введение в специальность» и др.

· практическое изучение учредительных и нормативных документов, регламентирующих деятельность предприятий и организаций социально-культурного сервиса и туризма;

· изучение организационно-экономической структуры предприятия и работу структурных подразделений;

· изучение навыков и приемов работы специалистов;

· практическое изучение должностных инструкций, информационной базы;

· выработка навыков межличностного общения;

· выработка навыков в самостоятельного поиска информации для научно-исследовательской работы.

Выполняемая работа на этом этапе практики – обязанности помощника менеджера, секретаря, делопроизводителя, оператора персонального компьютера, курьера и т.д.

Второй этап учебной практики – учебно-методическая практика проводится в течение 4-х недель у студентов 3 курса очной и заочной формы обучения по окончании 6-го теоретического семестра.

Цель этой практики – включение студентов в организационные и технологические процессы учреждений социально-культурной сферы и туризма и на основе знаний, полученных за три года теоретического обучения в вузе, овладение навыками работы персонала в конкретном трудовом процессе организации, психологическая адаптация в новых для себя условиях.

Задачи учебно-методической практики:

· закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения, по дисциплинам: «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме», «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме», «Стандартизация и сертификация в социально-культурном сервисе и туризме», «Краеведение», «Иностранный язык», «Профессиональная этика и этикет», «Психодиагностика» и др.;

· практическое изучение технологии конкретных направлений и видов деятельности в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

· практическое изучение организации конкретных мероприятий в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

· практическое изучение конкретного трудового процесса по технологии продвижения социально-культурного сервиса и туризма;

· участие в конкретных делах по должности в соответствии с должностной инструкцией;

· совершенствование навыков межличностного общения;

· сбор практического материала для написания учебных научно-исследовательских работ.

Выполняемая работа на этом этапе практики – обязанности мененджера, администратора, помощника супервайзера, работника структурного подразделения управленческой службы и др.

2.Производственная практика предназначена для полу­чения навыков работы обслуживающего и управленческого персонала среднего и высшего звена организаций социально-культурного сервиса и туризма.

Производственная практика проводится в течение 4-х недель у студентов 4-го курса очной и заочной формы обучения по окончании 8-го теоретического семестра.

Цель этой практики – участие студента во всех видах управленческой и культурно-творческой деятельности учреждений социально-культурной сферы и туризма, участие в формировании стандартов обслуживания, участие в работе с потребителями по контролю качества предоставленной услуги, участие во взаимодействии с партнёрами по бизнесу, властными структурами, налоговыми органами и поставщиками.

Задачи производственной практики:

· закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения, по дисциплинам специальности: «Реклама в социально-культурном сервисе и туризме», «Связь с общественностью», «Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника», «Иностранный язык-2», «Документационное обеспечение социально-культурного сервиса и туризма», «Профессиональная этика и этикет», «Психодиагностика» и курсам реализуемых специализаций: «Музейная и выставочная работа», «Туристская деятельность», «Социокультурный сервис», «Международный туризм», «Социокультурный сервис за рубежом», «Социокультурное проектирование» и др.;

· изучение процесса управления человеческими ресурсами организации;

· изучение процессов взаимодействия со стейкхолдерами (круг лиц, заинтересованных сторон, имеющих отношение к предприятию: инвесторы, кредиторы, поставщики, потребители, общественные и государственные организации) в процессе сервисной деятельности;

· выполнение функций управленческого персонала среднего звена организаций;

· совершенствование навыков межличностного общения;

· сбор и анализ практического материала для написания учебных курсовых и научно-исследовательских работ.

Выполняемая работа на этом этапе практики – обязанности администратора, менеджера, супервайзера, работника структурного подразделения управленческой службы и др.

3. Преддипломная практика предполагает полноценное участие студента-выпускника в управленческой, организационной и инновационной деятельности организации социально-культурной сферы или туризма с прицелом на объект и предмет дипломного исследования.

Длительность преддипломной практики студентов всех форм обучения 6 недель. Преддипломная практика проводится у студентов 5-го курса очной и 6-го курса заочного формы обучения.

Цель этой практики – на основе получения теоретических знаний, обретения практических профессиональных умений и навыков, позиционировать себя как профессионально состоявшегося, творческого, положительно настроенного, легко обучаемого специалиста сферы социально-культурного сервиса и туризма. На этом этапе для выполнения дипломной работы и завершения обучения по программе ВПО работа студента должна включать элементы научного исследования по выявлению конкретных проблем, несовершенств в деятельности организации, разработке вариантов их решения и определению перспектив развития, и завершиться сбором эмпирического материала для написания выпускной квалификационной работы.

Задачи преддипломной практики:

· закрепление теоретических знаний, полученных студентом в процессе обучения, по дисциплинам специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»

· выполнение функций специалиста или работника управленческого персонала среднего звена организаций;

· участие в формировании кадровой политики организации;

· участие в стратегическом планировании и прогнозировании;

· участие в формировании организационной культуры организации;

· участие в формировании политики взаимодействия со стейкхолдерами в процессе сервисной деятельности;

· сбор и анализ эмпирического материала для написания выпускной квалификационной работы;

· разработка основных направлений совершенствования деятельности организации для повышения ее конкурентоспособности.

Выполняемая работа на этом этапе практики – обязанности специалиста, менеджера, помощника директора, помощника начальника отдела, работника структурного подразделения управленческой службы и др.

В результате практического освоения профессиональной деятельности на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма выпускник должен уметь:

§ организовать и обеспечивать разнообразную, социально-культурную по направленности деятельность организации;

§ организовать плановую и экономическую деятельность организации;

§ разрабатывать мероприятия по повышению конкурентоспособности и эффективности деятельности организации;

§ участвовать в управлении человеческими ресурсами;

§ при подготовке управленческих решений использовать современные информационные технологии по сбору и обработке данных;

§ в экстремальных ситуациях способствовать обеспечению безопасности жизнедеятельности окружающих,

§ работать с нормативно-технической документацией;

§ организовывать прием и обслуживание потребителей;

§ ре­шать практические управленческие задачи, связанные с эксплуатацией зданий и обо­рудования;

§ осуществлять материальный учет имущества с использо­ванием средств компьютерного обеспечения;

§ планировать и. анализировать производственную деятельность;

§ владеть приемами делового общения;

§ вести делопроизводство и корреспонденцию;

§ использовать в профессиональной деятельности иностранный язык;

§ составлять и оформлять служебную документацию;

§ решать деловые вопросы, связанные с внедрением новых информационных технологий;

§ использовать различные средства рекламы и пропаганды для продвижения оказываемых услуг;

§ организовывать работу персонала с использованием электробытового оборудования и других средств механизации труда;

§ анализировать свои возможности и накопленный опыт с целью приобретения новых знаний на основе систематической, самостоятельной работы со специальной и нормативно-методической литературой, способствующей формированию творческого подхода в решении проблем профессиональной деятельности.

 

Места прохождения практики

 

Места практики выбираются в соответствии с договорами о сотрудничестве кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» СПбГУСЭ, заключенными с организациями различных форм собственности сферы социально-культурного сервиса, туризма и культуры.

Места практики могут подбираться студентами самостоятельно, исходя из их приоритетов и возможностей.

На этапе прохождения учебной практики допускается использование в качестве места практики любой сервисной организации с изучением социально-культурных аспектов деятельности этой организации.

Студенты могут проходить практику в следующих организациях и учреждениях сферы гостеприимства, туризма и культуры:

· туроператорских фирмах,

· турагентствах,

· бюро путешествий и экскурсий,

· гостиницах,

· отелях,

· санаторно-курортных и туристских комплексах,

· театрах,

· музеях,

· досуговых центрах,

· концертных объединениях,

· киноцентрах, библиотеках, образовательных учреждениях,

· выставочных объединениях,

· рекламных агентствах,

· ресторанах,

· клубных учреждениях,

· спортивно-оздоровительных комплексах,

· фитнес-центрах,

· школах искусств и эстетического воспитания,

· казино,

· Домах творчества юных,

· парках и садах отдыха и развлечений,

· общественных организациях, занимающихся организацией туризма, образовательной и информационной деятельностью

и др.

 

Литература

 

1. Аширов, Д.А. Управление персоналом:Учебное пособие/Д.А.Аширов. – М.: Проспект, 2007.

2. Вавилова, Е.В. Основы международного туризма/ Е.В.Вавилова. – М.: Гардарики,2005.

3. Джанджугазова, Е.А. Маркетинг в индустрии туризма: Уч.пособие / Е.А.Джанджугазова. – М.: Академия, 2005.

4. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право/ С.Э.Жилинский. – М.: Норма, 2005. (Ор-прав.формы предприятий).

5. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации/ М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2004.

6. Зайцева, Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: Учебное пособие. Изд. 4-е./ Н.А. Зайцева. – М.: Академия, 2007.

7. Зорин, И.В. Энциклопедия туризма/ И.В.Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2004.

8. Квартальнов, В.А. Иностранный туризм/ В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма/ В.А. Квартальнов– М.: Финансы и статистика, 2003.

10. Косолапов, А.Б. Практикум по организации и менеджменту туризма и гостиничного хозяйства/ А.Б.Косолапов, Т.И.Елисеева – М.: Кнорус, 2005.

11. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для ВУЗов. Пер. с англ. Под ред. Р.Б.Ноздревой / Ф. Котлер, Дж.Боуэн, Дж. Мейкенз. – М.: ЮНИТИ, 2005.

12. Купидонов Э.А. Корпоративная культура/ Купидонов Э.А., Купидонова А.Э. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

13. Ван Дер Ваген, Линн. Гостиничный бизнес/ Линн Ван Дер Ваген. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

14. Малые и средние предприятия. Управление и организация. Под ред. Пихлера Й.Х и др.. – М.: Восточный Дом,2002.

15. Малые предприятия. Организация, экономика, учет, налоги./ под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандера: Учебное пособие. – М., 2001. (Формы собственности. Зарубежный опыт.).

16. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент: Учебное пособие/ А.П.Панфилова. – СПб.: Изд-во ИВЭСЭП, 2003.

17. Пикалев, А. Как увеличить доход ресторана, кафе, бара/ А.Пикалев, А.Маевская. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004.

18. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х книгах. Кн.2. / Е.И.Рогов. - М.: Владос,1998.

19. Руденко, А.М. Психология социально-культурного сервиса и туризма/ А.М.Руденко, М.А.Довгалева. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

20. Сенин, В.С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения/ В.С.Сенин, А.В.Денисенко. – М.: Финансы и статистика, 2007.

21. Скараманга, В.П. Фирменный стиль в гостеприимстве: Учебное пособие / В.П.Скараманга. – М.: Финансы и статистика, 2005.

22. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития/ Под ред. Ю.П.Свириденко. – Т.1. Формирование сферы услуг. – М.: Вега Интел ХХI, 2000.

23. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития/ Под ред. Ю.П.Свириденко. Т.2. Экономика предприятий сферы услуг. – М.: Кандид, 2001.

24. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития/ Под ред. Ю.П.Свириденко. Т.3. Особенности функционирования отдельных отраслевых групп услуг. - М.: Кандид, 2001.

25. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития/ Под ред. Ю.П.Свириденко. Т.4. Туризм: методология, проблемы, перспективы. - М.: Кандид, 2001.

26. Туризм и гостиничное хозяйство: Учебное пособие. /Под ред. Л.П. Шматько. – М.- Ростов н/Д: Феникс, 2005.

27. Ушаков, Д.С. Прикладной Туроперейтинг/ Д.С.Ушаков. – М.: МарТ, 2004.

28. Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге: 220 упражнений для развития способностей / Н.Ю.Хрящева. – М.: Речь, 2003.

29. Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам/ В.И. Шкатулла. – М.: Норма, 2003.

30. Мак-Куэрри, Э.Ф.. Методы маркетингового исследования/ Э.Ф.Мак-Куэрри. – М.: Питер, 2005.

31. Экономика и управление малой фирмой: Учебное пособие. Под ред. Мишуровой И.В. – Р-на-Д.:Феникс, 2004.

32. Экономика культуры. Под ред. А.Рубинштейна.- М.: Слово, 2005.

 

 

Сервиса и экономики

Институт социологии и управления социальными процессами



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.069 с.)