Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра права и методики его преподавания

Поиск

Факультет юриспруденции

Кафедра права и методики его преподавания

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Пособие для сдачи экзамена

Екатеринбург, 2012

Авторский коллектив:

Горнова О.А. Лекция 1-5

Трошкина К.А. Лекция 8-12

Еделёва М.Н. Лекция 15-19

Банникова А.А. Лекция 22-26

Карнаухова В.А. Лекция 29-33

Пашаев А.Н. Лекция 34, 35, 41, 42, 48

Мазурова Е.С. Лекция 43-47

и так далее, потом допишем, под руководством к.э.н., доцента Морозова Г.Б.

Земельное право: пособие для студентов юридических документов – ФГБ ОУ ВПО Урал. Гос. Пед. У-н, 2012

 

Пособие в систематизированном виде содержит краткий курс земельного права, извлечения из нормативно-правовых актов к каждой теме и практические задания для закрепления.

Издание окажет помощь студентам дневных и заочных отделений неюридических вузов при подготовке к экзамену по дисциплине «Земельное право».

 

 

© ФГБ ОУ ВПО УрГПУ, 2012

 

Вопросы экзамена по дисциплине

1. Предмет, метод, задачи и принципы земельного права

2. Понятие земельного права. Земельное право в системе российского права

3. Понятие и система источников земельного права

4. Общая характеристика Земельного кодекса РФ

5. Понятие и специфика осуществления земельных правоотношений

6. Основания возникновения и изменения земельных правоотношений

7. Основания прекращения земельных правоотношений

8. Объекты земельных правоотношений

9.Субъекты земельных правоотношений

10. Полномочия РФ и субъектов РФ по регулированию земельных отношений

11. Полномочия органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений

12. Понятие и образование земельных участков

13. Раздел и выдел земельного участка.

14. Объединение и перераспределение земельных участков

15. Понятие и общая характеристика права собственности на земельные участки.

16. Право частной собственности на земельные участки

17. Право государственной и муниципальной собственности на земельные участки

18. Охрана земель: цели и содержание

19. Сделки с земельными участками (условия, виды)

20. Постоянное (бессрочное) пользование землей

21. Право пожизненного наследуемого владения (приватизация)

22. Аренда земли

23. Право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут)

24. Безвозмездное срочное пользование землей

25. Основания возникновения прав на земельные участки

26. Предоставление земельных участков (общий порядок)

27. Порядок предоставления земельных участков для строительства

28. Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством

29. Права и обязанности собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов по рациональному использованию

30. Основания прекращения права собственности на земельный участок

31. Изъятие (выкуп) земель для государственных и муниципальных нужд

32. Порядок разрешения земельных споров

33. Возмещения вреда, причиненного нарушением земельного законодательства

34. Порядок установления и введения платы за землю

35. Методики оценки земли. Критический анализ методик.

36. Эффективность проведения государственного мониторинга земли в РФ

37. Землеустройство (понятие, содержание)

38. Понятие и виды земельного надзора

39. Понятие и особенности ответственности за земельные правонарушения

40. Уголовная ответственность за нарушения земельного законодательства

41. Административная ответственность за нарушения земельного законодательства

42. Гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность за нарушения земельного законодательства

43. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения

44. Правовой режим земель поселений

45. Правовой режим земель промышленности

46. Правовой режим земель энергетики, транспорта и связи

47. Правовой режим земель обороны и безопасности

48. Правовой режим земель особо охраняемых территорий

 

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

 

 

Вопрос № 2. Понятие земельного права. Земельное право в системе российского права

 

Земельное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения по управлению, использованию и охране земель как природного ресурса и средства производства.

Взаимосвязь и взаимодействие ЗП с иными отраслями права РФ.

С конституционным правом: установление многообразия форм земельной собственности (ст. 9), признание права частной собственности на землю граждан и их объединений (п. 1 ст. 36), право на владение, пользование и свободное распоряжение землей (п. 2 ст. 36) и ряд других. Нормы Конституции РФ, устанавливают порядок и условия пользования землей на основе федерального закона, а также отнесение к совместному ведению РФ и субъектов РФ таких вопросов, как владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности и принятие земельного, водного, лесного законодательств и законодательства о недрах (ст. 72).

С административным правом в области организации исполнительной и распорядительной деятельности органов государственной власти по порядку использования и охраны земель; государственного управления земельными ресурсами; привлечения к административной ответственности.

С гражданским правом предопределяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений. Включение земельных участков в перечень объектов гражданского оборота (ст. 130 ГК РФ) обусловили появление проблемы разграничения предметов правового регулирования земельного и гражданского законодательства. Общую сферу правового регулирования земельного и гражданского законодательства составляют вопросы права собственности и иных вещных прав на землю, оборотоспособности земельных участков, гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства и ряд других (гл. 17 ГК РФ).

С природноресурсовыми отраслями права (водным, горным, лесным правом и т.д.). Поскольку и земля, и лес, и недра, и воды являются природными ресурсами, то это обусловило и единство целей и методов их правового регулирования, сходство их принципов и правовых институтов. Тесная связь ЗП с ЭП обусловлена положением земли как неотделимого элемента, компонента окружающей (природной) среды, находящейся в органической взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами природной среды и окружающей (природной) средой в целом.

Извлечение из НПА

ЗК РФ

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов РФ, специальные федеральные законы.

… нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

ГК РФ

Статья 42. Требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

1. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Статья 43. Требования в области охраны окружающей среды при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений

При осуществлении мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем.

Извлечение из НПА

ЗК РФ

Статья 2. Земельное законодательство

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента РФ, ….

2. Правительство РФ принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента РФ, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Извлечения из НПА

ГК РФ

Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю

1. Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

2. На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.

Извлечение из НПА

Конституция РФ

Статья 36

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

 

ЗК РФ

Извлечение из НПА

 

Конституция РФ

Статья 130.

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

ЗК РФ

Статья 3.1

1. В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

2. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъектов Российской Федерации относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации;

земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации

иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

3. В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Вопрос №18. Охрана земель: цели и содержание

 

Целями охраны земель являются:

– предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

– обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает мероприятия по:

– сохранению почв и их плодородия;

– защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

– защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

– ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

– сохранению достигнутого уровня мелиорации;

– рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

– сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель;

– разработке программ охраны земель, включающих в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ по добыче полезных ископаемых плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Для оценки состояния почвы в целях охраны здоровья человека и окружающей среды Правительством РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

В целях предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота. Положение о порядке консервации земель с изъятием их из оборота утверждено постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 830.

Согласно этому Положению, допускается консервация:

– земель, подвергшихся водной и ветровой эрозии, воздействию селей, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, а также земель в районах Крайнего Севера, занятых оленьими пастбищами, с сильно нарушенным почвенно-растительным покровом;

– земель, имеющих просадки поверхности вследствие использования недр или естественных геологических процессов;

– земель, загрязненных радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами и другими токсичными химическими веществами, биологическими веществами и микроорганизмами свыше предельно допустимых концентраций вредных веществ (микроорганизмов), включая земли, на которых в результате радиоактивного, химического или биогенного загрязнения не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным требованиям.

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Статья 42. Понятие ипотеки

Ипотекой признается залог предприятия, строения, здания, сооружения или иного объекта, непосредственно связанного с землей, вместе с соответствующим земельным участком или правом пользования им.

 

 

Вопрос № 22 Аренда земли

Аренда земли – это форма землевладения и землепользования, когда одна сторона предоставляет за определенную плату другой стороне земельный участок во временное владение и пользование для ведения какой-либо деятельности. Арендодатели - собственники участков, а при сдаче в аренду земельных участков, находящихся в государственной собственности, – уполномоченные государством органы.

Участки, за исключением изъятых из оборота, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с ГК и ЗК РФ. Изъятые из оборота участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата, размер которой является существенным условием договора аренды земельного участка. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды, а находящиеся в публичной собственности – устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Арендатор земельного участка имеет право:

ü передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу (в том числе отдать арендные права на земельный участок в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив) в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). В этих случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор (за исключением передачи арендных прав в залог). При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется;

ü передать арендованный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления (если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное). На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные ЗК РФ.

Расходы на приобретение права на заключение договора аренды

Данное право обычно приобретается в результате торгов (конкурсов, аукционов). Расходы на его приобретение принимаются для целей налогообложения (п. 2 ст. 264.1 НК РФ) при условии заключения договора аренды. В отличие от расходов на приобретение земельных участков в собственность, данные расходы признаются при аренде земельных участков, находящихся не только в государственной и муниципальной, но и в частной собственности. Кроме того, нет ограничения по дате заключения договора, а признание расходов не ставится в зависимость от вида строительства, которое будет осуществляться (капитальное или жилищное).

Что касается НДС, то предоставление права на заключение договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, не подлежит налогообложению на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ (сборы, взимаемые государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав).

 

Извлечения из НПА:

ГК РФ

Статья 606. Договор аренды

По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

 

Статья 607. Объекты аренды

1. В аренду могут быть переданы земельные участки... и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

2. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

3. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

 

Статья 275.

Собственник земельного участка имеет право использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры.

Предоставление участков недр в частную собственность не предусматривается. Собственники земельных участков вправе в границах земельных участков осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, на глубину до пяти метров. Добытые общераспространенные полезные ископаемые могут быть использованы собственниками земельных участков только для своих нужд.

Пресные подземные водные объекты могут быть использованы путем устройства и эксплуатации бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения.

Земля, занятая лесом рассматривается как единый природный и имущественный объект. Вырубка лесных насаждений будет законна лишь на основании договора купли-продажи лесных насаждений в порядке исключения, если это будет разрешено законом субъекта РФ. Также собственнику земельного участка принадлежит на праве собственности урожай дикорастущих и сеяных трав.

Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием.

Возможность размещения строения на земельном участке специально указываться в правоустанавливающих документах не должна, за исключением случаев предоставления земельных участков для целей строительства. Застройка земельного участка осуществляется в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Строительные требования к проекту содержатся в сборнике строительных норм и правил (СНиП).

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, когда он передает земельный участок в аренду, в постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение и безвозмездное срочное пользование.

Важнейшее право всех, кто пользуется землей, - самостоятельно хозяйствовать на земле. Это право касается в основном сельскохозяйственных земель и направлено против возможных поползновений представителей государства диктовать обладателю земли, как ему следует вести хозяйство. Оно позволяет закрепить в праве хозяйственную независимость тех, кто пользуется сельскохозяйственными и иными землями.

5) Собственник земельного участка имеет право осуществлять другие права по использованию земельного участка, предусмотренные законодательством. Законодательство не ограничивает объем прав собственника земельного участка, оставляя их перечень открытым. Собственник вправе определять как юридическую, так и фактическую судьбу земельного участка;

В статье 42 ЗК РФ устанавливаются обязанности собственников и лиц, не являющихся собственниками, по использованию земельных участков. Перечень обязанностей землепользователей установлен одинаковым как для собственников, так и для лиц, не являющихся собственниками земельных участков. Вызвано это тем, что осуществление и перечень обязанностей землепользователей определяются в зависимости от объекта использования - земельного участка, а не от вида права на данный земельный участок.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

1) Использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей природной среде, земле как природному объекту. Предоставление земельного участка осуществляется исключительно для определенного целевого использования. При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права самовольно изменять целевое назначение земельного участка. Данная деятельность находится в компетенции органов государственной власти субъектов РФ. Использование земельного участка не по целевому назначению является составом правонарушения и влечет применение мер юридической ответственности.

2) Сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке в соответствии с законодательством. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых размещены геодезические пункты, обязаны уведомлять федеральный орган исполнительной власти по геодезии и картографии и его территориальные органы о всех случаях повреждения или уничтожения геодезических пунктов, а также предоставлять возможность подъезда (подхода) к геодезическим пунктам при проведении геодезических и картографических работ. Землепользователи, обязаны соблюдать охранную зону геодезического пункта. К ней относятся земельный участок, на котором расположен геодезический пункт, и полоса земли шириной 1 метр, примыкающая с внешней стороны к границе пункта.

3) Осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водами и другими природными объектами. Установление ограничений по использованию расположенных на земельном участке природных объектов зависит от целей использования. Использование расположенных на земельном участке обособленных водных объектов, общераспространенных полезных ископаемых или древесно-кустарниковой растительности осуществляется свободно для своих нужд. Коммерческое использование указанных объектов предполагает получение специального разрешения на общих основаниях.

4) Своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков прямо предусмотрены договорами. Земельным кодексом РФ предусматриваются обязательные сроки освоения земельных участков, нарушение которых влечет за собой изъятие земельного участка. Предусматривается изъятие неиспользуемого земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, для соответствующей цели в течение трех лет, предоставленного на праве бессрочного (постоянного) пользования или пожизненного наследуемого владения (ст. 45 ЗК РФ), а также предоставленного на праве аренды (ст. 46 ЗК РФ);

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Методик

Методика оценки земель позволяет выяснить удельные показатели стоимости земли в целом, а так же по отдельным функциональным видам использования. Основой для расчета данной стоимости является удельный показатель стоимости земли.

Нормативный метод заключается в определении нормативной цены земли. Используется при передаче, выкупе земли в собственность, установлении общей совместной (долевой) собственности сверх бесплатной нормы, передаче по наследству или дарении, получении кредита под залог, изъятии для государственных или общественных нужд.

Метод сравнения продаж является наиболее простым и эффективным методом оценки, может использоваться для оценки и фактически свободной, и предположительно вакантной земли; позволяет определить конкретную цену земельного участка путем внесения процентных поправок к ценам продаж аналогов. При отсутствии информации о ценах сделок с земельными участками допускается использование цен предложения (спроса).

Метод капитализации земельной ренты основан на том, что при наличии достаточной информации о ставках аренды земельных участков можно проводить определение стоимости этих участков как текущей стоимости будущих доходов в виде арендной платы за оцениваемый земельный участок. В рамках данного метода величина земельной ренты может рассчитываться как доход от сдачи в аренду земельного участка на условиях, сложившихся на рынке земли.

Метод распределения (метод соотношения, соотнесения, allocation) – определение составляющей стоимости земельного участка на основании известного соотношения стоимости земли и улучшений в имущественном комплексе.

Метод выделения (извлечения) применяется для оценки застроенных земельных участков, если есть информация о ценах сделок аналогичными объектами недвижимости.

В целом, моделирование рыночной стоимости земельных участков проводится в рамках предположения о достижении динамического равновесия в конкуренции различных «рациональных» землепользователей за право занять определенный участок. При балансе платежеспособного спроса и предложения на имитируемом земельном рынке при ограниченности предложения решается вопрос о наиболее эффективном использовании участка как свободного и с учетом существующей застройки. Моделирование потенциального рентного дохода для различных типов землепользования базируется на закономерностях формирования рентных эффектов местоположения и сложившихся цен (продажи и аренды).

Учитывая существенную разницу в стоимостных показателях для участков, расположенных по фронту улично-дорожной сети города и расположенных на внутриквартальных территориях, эти участки подлежат обязательному разделению при оценке. Реализация принципа наиболее эффективного использования происходит в условиях конкуренции за пользование недвижимостью между различными функциональными сегментами рынка с учетом реальных ограничений на объемы спроса и возможной многофункциональности территории, в результате чего на каждом участке образуется набор землепользователей.

 

Извлечения из НПА

ЗК РФ

Статья 66. Оценка земли

1. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

2. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

3. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

 

Постановление Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель"

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Распоряжение Министерства имущественных отношений РФ от 6 марта 2002 г. N 568-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков»

IV. Методы оценки

Оценщик при проведении оценки обязан использовать (или обосновать отказ от использования) затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке. Оценщик вправе самостоятельно определять в рамках каждого из подходов к оценке конкретные методы оценки. При этом учитывается объем и достоверность доступной для использования того или иного метода рыночной информации.

Как правило, при оценке рыночной стоимости земельных участков использу



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 176; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.97.133 (0.012 с.)