Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научно-исследовательская работа в семестрахСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Содержание НИР Научно-исследовательская работа в семестре регламентирована Положением о СРМ в СПбГЭТУ [1]. Отметим три позиции этого Положения. 1. Целью НИР в семестре является расширение знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения, и формирование практических навыков в исследовании актуальной научной проблемы или решении конкретной технической задачи. Особенностью НИР как дисциплины учебного процесса является преемственность результатов исследований, полученных в течение трех семестров, и создание на основе этих исследований базы для выполнения ВКР (магистерской диссертации). 2. Руководитель НИР ставит задачу и контролирует процесс выполнения НИР; он обеспечивает организацию рабочих мест и необходимые материалы для проведения НИР, а также информирует студентов о семинарах и конференциях, конкурсах научных работ, конкурсах грантов разных уровней и системах поощрений, повышающих заинтересованность студентов в эффективности результатов НИР (рекомендации для поступления в аспирантуру, для вступления в члены студенческого отделения IЕЕЕ и т.п.). 3. При выполнении НИР студент должен изучить: методы выполнения научных экспериментов и обработки результатов; порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями и ресурсами по профилю специальности; отечественные и зарубежные данные по исследованию аналогов с целью оценки научной и практической значимости; технико-экономическую эффективность проводимой разработки; вопросы организации, планирования и финансирования научных работ, требования к оформлению научно-технической документации, а также освоить:методики применения измерительной аппаратуры в научном эксперименте; элементы математического моделирования и компьютерной обработки данных. НИР магистранта, как единая работа трех семестров, должна выполняться в соответствии с ГОСТом 15.101-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ». В общем случае процесс выполнения НИР состоит из следующих этапов: - проведение предварительных аналитических исследований с целью определения и обоснования оптимального варианта выполнения работы для решения проблемы на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по схожей проблеме; - проведение теоретических и (или) экспериментальных исследований с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов для решения поставленных научно-исследовательских задач; - обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации по работе; оценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки возможного создания конкурентоспособной продукции и услуг); - предъявление результатов работ к приемке. Аналитический обзор должен содержать тему, предмет (объект), характер, цель и задачи работ, а также: - систематизацию сведений об исследуемой проблеме (ключевые задачи, известные положения теории, предпосылки и т.д.) с позиций достоверности, сомнительности, спорности. - обзор научных информационных источников (статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах, монографии и патенты) по тематике исследуемой проблемы и охватывать научные информационные источники за последние десять лет. Выводы (оценки, предложения), содержащиеся в источниках, необходимо отразить в аналитическом обзоре и дать их характеристику с указанием области применения. - описание методов выполнения работы (проводится в случае, если эти методы представляют особый интерес в рамках темы аналитического обзора). Широко известные методы только называются. При приведении конкретных данных в аналитическом обзоре указывают источники этих данных и характер их получения и обработки. - сравнительную оценку вариантов возможных решений исследуемой проблемы с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичной тематике. В аналитическом обзоре при описании основных теоретических, экспериментальных результатов следует отдавать предпочтение новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов. Обоснование оптимального варианта направления исследований должно включать систематизированный перечень того, что необходимо исследовать, предполагаемые методы и экспериментальное оборудование, и ожидаемые научные результаты. План проведения исследований должен позволять получить достаточные теоретические и экспериментальные результаты для решения поставленных научно-исследовательских задач и предусматривать (включать): - наименование работ и виды работ (экспериментальные / теоретические); - планируемые научные результаты - сроки проведения работ; - форма представления результатов работ (статьи, монографии, доклады, патенты, полезные модели и др.) Материалы, описывающие проведение теоретических и (или) экспериментальных исследований могут включать: - лабораторные инструкции; - акты изготовления экспериментальных образцов; - методики и протоколы измерений характеристик экспериментальных образцов; - акт готовности испытательного стенда (установки) (при необходимости разработки испытательного стенда); - протоколы испытаний (исследований) экспериментальных образцов; - результаты оптимизации параметров; - описание разрабатываемых для решения поставленных научно-исследовательских задач моделей, методик, алгоритмов и программ; - систематизация и предварительная оценка полученных результатов и др. Обобщение и оценка результатов исследований должны включать: - оценку полноты решения задач и достижения поставленных целей; - сопоставление и обобщение результатов анализа научно-информационных источников и теоретических (экспериментальных) исследований; - оценку эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем; - разработку рекомендаций по возможности практического использования результатов проведенных НИР; - разработку рекомендаций по использованию результатов НИР при создании научно-образовательных курсов. Должен быть обоснован подход к разработке моделей, методик, алгоритмов и программ, позволяющий увеличить объем знаний для более глубокого понимания и путей применения новых явлений или закономерностей. Рекомендации по возможности практического использования результатов проведенных НИР должны быть оценены и согласованы с предприятием (организацией) отрасли промышленности. Рекомендации по использованию результатов НИР при разработке научно-образовательных курсов должны быть рассмотрены на научно-методическом совете. В рамках выполнения НИР3 следует также подготовить проект научной статьи объемом до 7-и страниц текста и 2-х рисунков. Оформление статьи надо выполнить по требованиям к статьям журнала “Известия СПбГЭТУ (ЛЭТИ)”.
Подготовка отчетов о НИР Магистрант представляет результаты НИР в одной из рекомендуемых форм: отчета о индивидуальной НИР или раздела комплексного отчета о НИР, в которой участвует магистрант, текста доклада на семинаре научной группы или на конференции, статьи в научном журнале, программы для компьютерного моделирования, макета технического устройства, методической разработки лабораторной работы и др. Перечень научной и иной документации, подлежащей оформлению и сдаче на комиссию, определяется в задании на выполнение НИР. Разработка и оформление отчетной документации осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». На комиссию выносится электронная копии отчета, оформленные задания на НИР, МДП следующего семестра и отзыв руководителя с рекомендуемой оценкой. На сервере кафедры остаются электронные копии, твердая копия отчета хранится у руководителя магистранта. ПРАКТИКИ Содержание практик Как было указано выше, магистранты проходят две практики: во 2-м и 4-м семестрах продолжительностью 4 и 6 недель. Целью и содержанием практики 1 является овладение общими и специальными методами научно-исследовательской деятельности, формирование и закрепление умений и навыков системного научного мышления, экспериментальной проверки научных положений, письменного изложения и публичного представления результатов. Содержание практики 1 должно поддерживать формирование универсальных и профессиональных компетенций магистра в соответствии с его компетентностной моделью (см. приложение П.4). Цель и содержание практики 2 соответствуют виду избранной магистрантом профессиональной деятельности на заключительном этапе обучения, предшествующем подготовке и защите выпускной квалификационной работы (ВКР). Магистрант совместно с руководителем выбирает вид практики 2 и, в зависимости от избранной им профессиональной деятельности, она может быть, как правило, научно-исследовательской практикой (НИП) или проектно-конструкторской практикой (ПКП). Целью научно-исследовательской и проектно-конструкторской практик является подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР), закрепление полученных ранее умений и профессиональных навыков при проведении научно-исследовательской работы, системного научного мышления, экспериментальной проверки научных результатов, письменного изложения и публичного их представления. Содержание НИП и ПКП должно способствовать дальнейшему формированию универсальных и профессиональных компетенций магистра техники и технологий в соответствии с его компетентностной моделью (см. приложение П.4).. Местом прохождения практик 1 и 2 могут быть кафедра или подразделения университета, научно-исследовательские и проектные предприятия (организации), с которыми заключены соответствующие договоры. Магистрант, проявивший в процессе обучения склонность к преподавательской деятельности, по решению кафедры может быть допущен к прохождению педагогическойпрактики магистранта (ППМ). Целью ППМ является формирование компетенций, связанных с межличностными коммуникациями, ознакомление с принципами организации учебного процесса в университете, структурой управления учебным процессом, порядком формирования и содержанием учебного плана, рабочих программ дисциплин и другими учебно-методическими документами. Содержание ППМ должно помочь магистранту проявить его склонность к педагогической работе, приобрести начальные навыки и профессиональные компетенции, необходимые для этого вида деятельности. В ходе ППМ магистрант может участвовать в учебном процессе кафедры в качестве ассистента-стажёра: – проводить совместно с ведущим преподавателем лабораторные и практические занятия в группах бакалаврской подготовки; – быть соруководителем ВКР бакалавра; – принимать участие в модернизации лабораторных работ и методических пособий для практикумов; в частности, темой ВКР может быть методическая разработка и подготовка технического проекта новой или модернизированной лабораторной работы или практикума. – участвовать в заседаниях кафедры. Руководителем практики 1, как правило, является руководитель магистранта, но может быть преподаватель или научный сотрудник кафедры, ведущий научно-исследовательскую работу по теме, соответствующей профилю подготовки, или ведущий специалист научно-исследовательской или проектной организации (предприятия). Руководителем НИП, ПКП и ППМ, как правило, является руководитель магистранта. Руководитель предлагает тему исследования, определяет конкретное содержание практик, разрабатывает с магистрантом задание и план-график его выполнения, планирует, руководит и контролирует работу магистранта.
Оформление отчетов о практиках По результатам прохождения практики 1 и НИП магистрант готовит отчёт по форме, аналогичной форме отчета о НИР. По результатам прохождения ПКП магистрант готовит отчёт-справку и часть проекта, являющейся продолжением МКП1 и МКП2. Аттестацию по результатам практик магистрант проходит на заседании комиссии. Отчетность – отчет по практике, бланк задания и отзыв руководителя с рекомендуемой оценкой.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН 4.1. Программа, вопросы и задания к экзамену Государственный междисциплинарный экзамен(ГМЭ) является одним из видов итоговой государственной аттестации магистрантов. Прием государственного экзамена осуществляет государственная экзаменационная комиссия, входящая в состав государственной аттестационной комиссии. Целью ГМЭ является определение степени освоения магистрантом знаний, навыков и компетенций, предусмотренных ГОС ВПО и ВВОС СПбГЭТУ, умения их применять для решения конкретной задачи в соответствии с видом будущей профессиональной деятельности. В Положении [6] (см. приложение П.5) подробно раскрыты требования к содержанию и порядку проведения ГМЭ. С этими требованиями следует подробно ознакомиться. Магистранты заранее знакомятся с программой экзамена, с перечнем вопросов и заданий к ГМЭ. Билет экзамена содержит 2 вопросов и 2 задания. Форма проведения экзамена – устная с компьютерной презентацией ответов на вопросы и результатов выполнения задания. В ответах на вопросы и при выполнении заданий должны быть проявлены профессиональные компетенции магистрантов, представленные в билетах мелким шрифтом под каждым вопросом или заданием. Полностью профессиональные компетенции магистрантов представлены в приложении к программе государственного экзамена. Они являются частью компетентностной модели выпускника, завершившего подготовку по магистерской программе. Вопросы составлены по дисциплинам учебного плана. Задания составлены по темам выпускных квалификационных работ, согласованных с работодателями и соответствующих виду профессиональной деятельности выпускника. По каждой теме имеются два задания. Первое задание предусматривает выполнение фрагментов математического описания, расчета и (или) исследования объекта выпускной квалификационной работы. Второе задание, одинаковое для всех магистрантов, предусматривает разработку следующих разделов своей ВКР: техническое задание на ВКР, аннотацию, предполагаемое содержание (без указания страниц), введение. Во введении отражается основная характеристика ВКР по следующим позициям: - обоснование актуальности избранной темы; - цели и задачи исследования (проекта); - описание объекта и предмета исследования (проекта); - указание предполагаемой авторской новизны. Указанные разделы должны быть выполнены в соответствии с рекомендациями, изложенными в “Комплекте документов к итоговой государственной аттестации магистрантов” [6]. Разработку технического задания следует выполнить в развернутом виде в соответствии с видом ВКР (научно-исследовательской, научно-исследовательской и опытно-конструкторской, проектно-конструкторской и др.) и теми документами, которые разрабатываются по ГОСТам в рамках ВКР (см. раздел 1.4 настоящих указаний). Задание на ВКР по форме, находящейся в “Комплекте документов к итоговой государственной аттестации магистрантов” представляется на утверждение при защите отчета о практике 2.
Оценка знаний на экзамене . При выставлении итоговой оценки за государственный экзамен рассматриваются балльные оценки каждого вопроса или задания как минимум на трех уровнях: порогового, базового, усиленного. Получение оценки ниже порогового уровня даже по одному вопросу или заданию приводит к тому, что экзамен считается не сданным. Таким образом, максимальная оценка за каждый вопрос или каждое задание составляет 5 баллов, а максимальный суммарный балл экзамена составляет 20 баллов. При оценке каждого вопроса (задания) используется шкала оценки: 5 баллов – вопрос раскрыт полностью; 4 балла – вопрос раскрыт хорошо с достаточной степенью полноты; 3 балла – вопрос раскрыт удовлетворительно, имеются определенные недостатки по полноте и содержанию ответа; 2 балла – ответ не является логически законченным и обоснованным, поставленный вопрос раскрыт неудовлетворительно с точки зрения полноты и глубины изложения материала. В зависимости от набранного студентом суммарного балла в протокол экзамена и зачетную книжку студента выставляются следующие оценки (в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов): 85–100 процентов от максимального суммарного балла – отлично; 70–84 процента – хорошо; 55–69 процентов – удовлетворительно; менее 55 процентов – неудовлетворительно. Исходя из максимального суммарного балла равного 20, аналогичные оценки в баллах имеют вид: 18-20 баллов – отлично; 14-17 баллов – хорошо; 11-13 баллов – удовлетворительно; менее 11 баллов – неудовлетворительно.
Порядок проведения экзамена Продолжительность экзамена одного магистранта – 20 минут. Продолжительность презентации каждого ответа на вопрос и каждого выполненного задания – 3-3,5 минуты. Продолжительность ответов на дополнительные вопросы по каждой презентации – 1,5-2 минуты. Первый слайд включает в себя данные магистранта и копию экзаменационного билета. Подготовленные магистрантами презентации сохраняются как результаты подготовки к экзамену в электронном варианте на сервере кафедры. Раздаточный материал не готовится.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.69.53 (0.011 с.) |