Научно-исследовательская работа в семестрах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научно-исследовательская работа в семестрах



Содержание НИР

Научно-исследовательская работа в семестре регламентирована Положением о СРМ в СПбГЭТУ [1]. Отметим три позиции этого Положения.

1. Целью НИР в семестре является расширение знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения, и формирование практических навыков в исследовании актуальной научной проблемы или решении конкретной технической задачи. Особенностью НИР как дисциплины учебного процесса является преемственность результатов исследований, полученных в течение трех семестров, и создание на основе этих исследований базы для выполнения ВКР (магистерской диссертации).

2. Руководитель НИР ставит задачу и контролирует процесс выполнения НИР; он обеспечивает организацию рабочих мест и необходимые материалы для проведения НИР, а также информирует студентов о семинарах и конференциях, конкурсах научных работ, конкурсах грантов разных уровней и системах поощрений, повышающих заинтересованность студентов в эффективности результатов НИР (рекомендации для поступления в аспирантуру, для вступления в члены студенческого отделения IЕЕЕ и т.п.).

3. При выполнении НИР студент должен изучить: методы выполнения научных экспериментов и обработки результатов; порядок пользования периодическими, реферативными и справочно-информационными изданиями и ресурсами по профилю специальности; отечественные и зарубежные данные по исследованию аналогов с целью оценки научной и практической значимости; технико-экономическую эффективность проводимой разработки; вопросы организации, планирования и финансирования научных работ, требования к оформлению научно-технической документации, а также освоить:методики применения измерительной аппаратуры в научном эксперименте; элементы математического моделирования и компьютерной обработки данных.

НИР магистранта, как единая работа трех семестров, должна выполняться в соответствии с ГОСТом 15.101-98 «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ».

В общем случае процесс выполнения НИР состоит из следующих этапов:

- проведение предварительных аналитических исследований с целью определения и обоснования оптимального варианта выполнения работы для решения проблемы на основе анализа состояния исследуемой проблемы, в том числе результатов патентных исследований, и сравнительной оценки вариантов возможных решений с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по схожей проблеме;

- проведение теоретических и (или) экспериментальных исследований с целью получения достаточных теоретических и достоверных экспериментальных результатов для решения поставленных научно-исследовательских задач;

- обобщение и оценка результатов исследований, выпуск отчетной научно-технической документации по работе; оценка эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем (в том числе оценки возможного создания конкурентоспособной продукции и услуг);

- предъявление результатов работ к приемке.

Аналитический обзор должен содержать тему, предмет (объект), характер, цель и задачи работ, а также:

- систематизацию сведений об исследуемой проблеме (ключевые задачи, известные положения теории, предпосылки и т.д.) с позиций достоверности, сомнительности, спорности.

- обзор научных информационных источников (статьи в ведущих зарубежных и российских научных журналах, монографии и патенты) по тематике исследуемой проблемы и охватывать научные информационные источники за последние десять лет. Выводы (оценки, предложения), содержащиеся в источниках, необходимо отразить в аналитическом обзоре и дать их характеристику с указанием области применения.

- описание методов выполнения работы (проводится в случае, если эти методы представляют особый интерес в рамках темы аналитического обзора). Широко известные методы только называются. При приведении конкретных данных в аналитическом обзоре указывают источники этих данных и характер их получения и обработки.

- сравнительную оценку вариантов возможных решений исследуемой проблемы с учетом результатов прогнозных исследований, проводившихся по аналогичной тематике.

В аналитическом обзоре при описании основных теоретических, экспериментальных результатов следует отдавать предпочтение новым и проверенным фактам, результатам долгосрочного значения, открытиям, важным для решения практических вопросов.

Обоснование оптимального варианта направления исследований должно включать систематизированный перечень того, что необходимо исследовать, предполагаемые методы и экспериментальное оборудование, и ожидаемые научные результаты.

План проведения исследований должен позволять получить достаточные теоретические и экспериментальные результаты для решения поставленных научно-исследовательских задач и предусматривать (включать):

- наименование работ и виды работ (экспериментальные / теоретические);

- планируемые научные результаты

- сроки проведения работ;

- форма представления результатов работ (статьи, монографии, доклады, патенты, полезные модели и др.)

Материалы, описывающие проведение теоретических и (или) экспериментальных исследований могут включать:

- лабораторные инструкции;

- акты изготовления экспериментальных образцов;

- методики и протоколы измерений характеристик экспериментальных образцов;

- акт готовности испытательного стенда (установки) (при необходимости разработки испытательного стенда);

- протоколы испытаний (исследований) экспериментальных образцов;

- результаты оптимизации параметров;

- описание разрабатываемых для решения поставленных научно-исследовательских задач моделей, методик, алгоритмов и программ;

- систематизация и предварительная оценка полученных результатов и др.

Обобщение и оценка результатов исследований должны включать:

- оценку полноты решения задач и достижения поставленных целей;

- сопоставление и обобщение результатов анализа научно-информационных источников и теоретических (экспериментальных) исследований;

- оценку эффективности полученных результатов в сравнении с современным научно-техническим уровнем;

- разработку рекомендаций по возможности практического использования результатов проведенных НИР;

- разработку рекомендаций по использованию результатов НИР при создании научно-образовательных курсов.

Должен быть обоснован подход к разработке моделей, методик, алгоритмов и программ, позволяющий увеличить объем знаний для более глубокого понимания и путей применения новых явлений или закономерностей.

Рекомендации по возможности практического использования результатов проведенных НИР должны быть оценены и согласованы с предприятием (организацией) отрасли промышленности.

Рекомендации по использованию результатов НИР при разработке научно-образовательных курсов должны быть рассмотрены на научно-методическом совете.

В рамках выполнения НИР3 следует также подготовить проект научной статьи объемом до 7-и страниц текста и 2-х рисунков. Оформление статьи надо выполнить по требованиям к статьям журнала “Известия СПбГЭТУ (ЛЭТИ)”.

 

Подготовка отчетов о НИР

Магистрант представляет результаты НИР в одной из рекомендуемых форм: отчета о индивидуальной НИР или раздела комплексного отчета о НИР, в которой участвует магистрант, текста доклада на семинаре научной группы или на конференции, статьи в научном журнале, программы для компьютерного моделирования, макета технического устройства, методической разработки лабораторной работы и др.

Перечень научной и иной документации, подлежащей оформлению и сдаче на комиссию, определяется в задании на выполнение НИР.

Разработка и оформление отчетной документации осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

На комиссию выносится электронная копии отчета, оформленные задания на НИР, МДП следующего семестра и отзыв руководителя с рекомендуемой оценкой. На сервере кафедры остаются электронные копии, твердая копия отчета хранится у руководителя магистранта.

ПРАКТИКИ

Содержание практик

Как было указано выше, магистранты проходят две практики: во 2-м и 4-м семестрах продолжительностью 4 и 6 недель.

Целью и содержанием практики 1 является овладение общими и специальными методами научно-исследовательской деятельности, формирование и закрепление умений и навыков системного научного мышления, экспериментальной проверки научных положений, письменного изложения и публичного представления результатов. Содержание практики 1 должно поддерживать формирование универсальных и профессиональных компетенций магистра в соответствии с его компетентностной моделью (см. приложение П.4).

Цель и содержание практики 2 соответствуют виду избранной магистрантом профессиональной деятельности на заключительном этапе обучения, предшествующем подготовке и защите выпускной квалификационной работы (ВКР).

Магистрант совместно с руководителем выбирает вид практики 2 и, в зависимости от избранной им профессиональной деятельности, она может быть, как правило, научно-исследовательской практикой (НИП) или проектно-конструкторской практикой (ПКП).

Целью научно-исследовательской и проектно-конструкторской практик является подготовка к выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР), закрепление полученных ранее умений и профессиональных навыков при проведении научно-исследовательской работы, системного научного мышления, экспериментальной проверки научных результатов, письменного изложения и публичного их представления. Содержание НИП и ПКП должно способствовать дальнейшему формированию универсальных и профессиональных компетенций магистра техники и технологий в соответствии с его компетентностной моделью (см. приложение П.4)..

Местом прохождения практик 1 и 2 могут быть кафедра или подразделения университета, научно-исследова­тельские и проектные предприятия (организации), с которыми заключены соответствующие договоры.

Магистрант, проявивший в процессе обучения склонность к преподавательской деятельности, по решению кафедры может быть допущен к прохождению педагогическойпрактики магистранта (ППМ).

Целью ППМ является формирование компетенций, связанных с межличностными коммуникациями, ознакомление с принципами организации учебного процесса в университете, структурой управления учебным процессом, порядком формирования и содержанием учебного плана, рабочих программ дисциплин и другими учебно-методическими документами. Содержание ППМ должно помочь магистранту проявить его склонность к педагогической работе, приобрести начальные навыки и профессиональные компетенции, необходимые для этого вида деятельности.

В ходе ППМ магистрант может участвовать в учебном процессе кафедры в качестве ассистента-стажёра:

– проводить совместно с ведущим преподавателем лабораторные и практические занятия в группах бакалаврской подготовки;

– быть соруководителем ВКР бакалавра;

– принимать участие в модернизации лабораторных работ и методических пособий для практикумов; в частности, темой ВКР может быть методическая разработка и подготовка технического проекта новой или модернизированной лабораторной работы или практикума.

– участвовать в заседаниях кафедры.

Руководителем практики 1, как правило, является руководитель магистранта, но может быть преподаватель или научный сотрудник кафедры, ведущий научно-исследовательскую работу по теме, соответствующей профилю подготовки, или ведущий специалист научно-исследовательской или проектной организации (предприятия). Руководителем НИП, ПКП и ППМ, как правило, является руководитель магистранта. Руководитель предлагает тему исследования, определяет конкретное содержание практик, разрабатывает с магистрантом задание и план-график его выполнения, планирует, руководит и контролирует работу магистранта.

 

Оформление отчетов о практиках

По результатам прохождения практики 1 и НИП магистрант готовит отчёт по форме, аналогичной форме отчета о НИР. По результатам прохождения ПКП магистрант готовит отчёт-справку и часть проекта, являющейся продолжением МКП1 и МКП2.

Аттестацию по результатам практик магистрант проходит на заседании комиссии. Отчетность – отчет по практике, бланк задания и отзыв руководителя с рекомендуемой оценкой.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ЭКЗАМЕН

4.1. Программа, вопросы и задания к экзамену

Государственный междисциплинарный экзамен(ГМЭ) является одним из видов итоговой государственной аттестации магистрантов. Прием государственного экзамена осуществляет государственная экзаменационная комиссия, входящая в состав государственной аттестационной комиссии.

Целью ГМЭ является определение степени освоения магистрантом знаний, навыков и компетенций, предусмотренных ГОС ВПО и ВВОС СПбГЭТУ, умения их применять для решения конкретной задачи в соответствии с видом будущей профессиональной деятельности.

В Положении [6] (см. приложение П.5) подробно раскрыты требования к содержанию и порядку проведения ГМЭ. С этими требованиями следует подробно ознакомиться.

Магистранты заранее знакомятся с программой экзамена, с перечнем вопросов и заданий к ГМЭ.

Билет экзамена содержит 2 вопросов и 2 задания. Форма проведения экзамена – устная с компьютерной презентацией ответов на вопросы и результатов выполнения задания.

В ответах на вопросы и при выполнении заданий должны быть проявлены профессиональные компетенции магистрантов, представленные в билетах мелким шрифтом под каждым вопросом или заданием. Полностью профессиональные компетенции магистрантов представлены в приложении к программе государственного экзамена. Они являются частью компетентностной модели выпускника, завершившего подготовку по магистерской программе.

Вопросы составлены по дисциплинам учебного плана. Задания составлены по темам выпускных квалификационных работ, согласованных с работодателями и соответствующих виду профессиональной деятельности выпускника. По каждой теме имеются два задания.

Первое задание предусматривает выполнение фрагментов математического описания, расчета и (или) исследования объекта выпускной квалификационной работы.

Второе задание, одинаковое для всех магистрантов, предусматривает разработку следующих разделов своей ВКР: техническое задание на ВКР, аннотацию, предполагаемое содержание (без указания страниц), введение.

Во введении отражается основная характеристика ВКР по следующим позициям:

- обоснование актуальности избранной темы;

- цели и задачи исследования (проекта);

- описание объекта и предмета исследования (проекта);

- указание предполагаемой авторской новизны.

Указанные разделы должны быть выполнены в соответствии с рекомендациями, изложенными в “Комплекте документов к итоговой государственной аттестации магистрантов” [6].

Разработку технического задания следует выполнить в развернутом виде в соответствии с видом ВКР (научно-исследовательской, научно-исследовательской и опытно-конструкторской, проектно-конструкторской и др.) и теми документами, которые разрабатываются по ГОСТам в рамках ВКР (см. раздел 1.4 настоящих указаний).

Задание на ВКР по форме, находящейся в “Комплекте документов к итоговой государственной аттестации магистрантов” представляется на утверждение при защите отчета о практике 2.

 

Оценка знаний на экзамене

.

При выставлении итоговой оценки за государственный экзамен рассматриваются балльные оценки каждого вопроса или задания как минимум на трех уровнях: порогового, базового, усиленного. Получение оценки ниже порогового уровня даже по одному вопросу или заданию приводит к тому, что экзамен считается не сданным.
Приняты балльные оценки трех уровней: порогового – 3 балла, базового – 4 балла, усиленного – 5 баллов.

Таким образом, максимальная оценка за каждый вопрос или каждое задание составляет 5 баллов, а максимальный суммарный балл экзамена составляет 20 баллов.

При оценке каждого вопроса (задания) используется шкала оценки:

5 баллов – вопрос раскрыт полностью;

4 балла – вопрос раскрыт хорошо с достаточной степенью полноты;

3 балла – вопрос раскрыт удовлетворительно, имеются определенные недостатки по полноте и содержанию ответа;

2 балла – ответ не является логически законченным и обоснованным, поставленный вопрос раскрыт неудовлетворительно с точки зрения полноты и глубины изложения материала.

В зависимости от набранного студентом суммарного балла в протокол экзамена и зачетную книжку студента выставляются следующие оценки (в соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки учебной деятельности студентов): 85–100 процентов от максимального суммарного балла – отлично; 70–84 процента – хорошо; 55–69 процентов – удовлетворительно; менее 55 процентов – неудовлетворительно.

Исходя из максимального суммарного балла равного 20, аналогичные оценки в баллах имеют вид: 18-20 баллов – отлично; 14-17 баллов – хорошо; 11-13 баллов – удовлетворительно; менее 11 баллов – неудовлетворительно.

 

Порядок проведения экзамена

Продолжительность экзамена одного магистранта – 20 минут. Продолжительность презентации каждого ответа на вопрос и каждого выполненного задания – 3-3,5 минуты. Продолжительность ответов на дополнительные вопросы по каждой презентации – 1,5-2 минуты.

Первый слайд включает в себя данные магистранта и копию экзаменационного билета. Подготовленные магистрантами презентации сохраняются как результаты подготовки к экзамену в электронном варианте на сервере кафедры. Раздаточный материал не готовится.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.049 с.)