Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюция и этапы развития маркетинга↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Эволюция и этапы развития маркетинга
Домаркетинговое развитие (до 1860 гг.) (спрос превышает предложение, проблемы сбыта не возникает).
Основное влияние на возникновение и развития маркетинга оказали: - предложение начинает превышать спрос; - ограниченность и конечность природных и производственных ресурсов; - расширенное воспроизводство, при котором производство возобновляется в увеличивающихся масштабах; - покупателями большинства товаров массового спроса являются люди среднего уровня дохода, придерживающиеся принципа «разумной достаточности», но которых можно убедить совершить покупку; - невозможность продать товар, на который было затрачено много ресурсов, означает для производителя значительные экономические потери, вплоть до банкротства.
ЭТАП 1. «Товарная ориентация» (1860 — 1930 гг.) Идея — производить то, что легко производится, на что нацелено производство и продавать, используя в качестве стимулятора рекламу товара.
ЭТАП 2. «Рыночная ориентация» (1930 — 1950 гг.) Идея — изучить рынок и производить то, что будет пользоваться там спросом, активно продавать, используя в качестве стимулятора рекламу своего товара.
ЭТАП 3. «Маркетинговая ориентация» (1950 — 1960 гг.) Идея — создавать новый товар и с помощью подсистемы ФОС (системы ФОССТИС), формировать на него спрос, следовательно, и новый рынок с новыми потребностями покупателей.
Основные причины более ускоренного развития маркетинга (1970 гг.): 1. Обострение энерго-сырьевых проблем, которое вызвало усиленный спрос на новые виды энергосберегающих технологий и потребительские товары; 2. Ускорение НТП, которое вызвало сокращение жизненного цикла товара и технических нововведений; 3. Обострение конкуренции за рынки сбыта между крупными компаниями.
ЭТАП 4. «Социально-этичный маркетинг» Идея — чем богаче и благополучнее общество, тем больше возможностей увеличения производства и сбыта товаров (услуг); в основе этапа лежит взаимный учет интересов трех субъектов рынка: потребитель, производитель и общество.
ЭТАП 5. «Изготовление индивидуальных товаров в серийном производстве» Идея — улучшение «качества жизни» путем максимального удовлетворения индивидуальных потребностей по цене соизмеримой с серийной за счет использования современных технологий (автоматизированных производств и компьютеров).
ЭТАП 6. «Маркетинг моментального покупателя» Идея — в основе маркетинга лежит использование современных технологий и коммуникаций.
Маркетинг как концепция, наука и система управления
Маркетинг — это концепция, то есть система взглядов о единстве производства и сбыта.
Маркетинг — это наука, то есть система знаний об изучении и управлении внешней и внутренней средой предприятия, рынках, потребителях, товарах и конкурентах, обеспечивающая достижение поставленных целей.
Маркетинг — система управления деятельностью современного предприятия по производству, формированию потребительского спроса и сбыту товаров (услуг), обеспечивающих достижение намеченных целей (прежде всего, получение максимальной прибыли) за счет качественного удовлетворения потребностей (нужд, запросов) покупателей.
Основные понятия и термины маркетинга
Маркетинг – вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена (Филипп Котлер).
Нужда – чувство, ощущаемое человеком, нехватки чего-либо.
Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности человека безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены, поэтому человек будет выбирать те товары и услуги, которые ему в данный момент более необходимы.
Запрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью = платежеспособный спрос.
Обмен – акт получения объекта с предложением другого объекта взамен.
Сделка – коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Методы маркетинга (в зависимости от спроса)
1. Конверсионный (используется при отрицательном спросе). Задача маркетинга – проанализировать, почему рынок испытывает отрицательный спрос и может ли программа маркетинга изменить негативные отношения путем переделки товара или услуги, снижения цен или более активного стимулирования; 2. Развивающий (используется в условиях скрытого спроса, т.е. потребители могут испытывать потребность в товарах/услугах, которых нет на рынке). Задача маркетинга – оценить величину потенциального рынка и создать товары/услуги, способные удовлетворить скрытый спрос; 3. Ремаркетинг (используется при падающем спросе). Задача маркетинга – обратить вспять тенденцию падения спроса благодаря творческому переосмыслению подхода в предложении товара; 4. Стимулирующий (используется в случае отсутствия спроса). Задача – найти способы увязи присущих товару выгод с потребностями и интересами человека; 5. Синхромаркетинг (используется при нерегулярном спросе). Задача – найти способы сгладить колебания спроса во времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и прочих приемов побуждения; 6. Поддерживающий (используется при полноценном спросе). Задача маркетинга – поддержать существующий уровень спроса с учетом меняющихся потребительских предпочтений и конкуренции; 7. Демаркетинг (используется при чрезмерном спросе). Задача – найти способы временного или постоянного снижения спроса путем повышения цен, ослабления усилий по стимулированию, сокращение сервиса; 8. Противодействующий (используется при нерациональном спросе (спросе на товары, вредные для здоровья)). Задача – убедить любителей вредных товаров отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, поднимая цены, ограничивая доступность товара.
Функции маркетинга: 1. Аналитическая; 2. Производственная; 3. Обеспечение конкурентоспособности товаров; 4. Организация материально-технического снабжения производства; 5. Сбытовая.
Рынок – понятие и модели
Рынок – это сфера труда и товарного производства, существующая в системе двух уровней регулирования: 1. Внутреннего, объективного, автоматически регулирующего производство (предложение) и цену в зависимости от спроса (потребности) и качества товаров (услуг). 2. Внешнего, субъективного (государственного).
Рынок – реально существующее или виртуальное место, где права собственности на товар (услугу) в результате их обмена на деньги или другой товар переходят от одного субъекта (производителя, оптового или розничного продавца) к другому – покупателю (потребителю).
Концептуальные модели рынка: 1. Равновесная модель. Внешнее регулирование рынка: на рынке есть организованные производители и организованные потребители. Консюмеризм – организованное движение граждан и государственных органов, направленное на повышение прав и влияния покупателей на продавцов продукции. Все государственные регуляторы делятся на защитные (защита интересов национального рынка с помощью протекционизма) и стабилизирующие регуляторы, которые в свою очередь делятся на ограничительные (например, антимонопольное законодательство) и налоговое законодательство, правовая база, ценовая политика (кот могут быть также и стимулирующими мерами). И в чистом виде стимулирующие меры – поддержка деловой активности (например, с помощью государственных заказов), стимулирование экономического роста
2. Вырожденные модели · Рынок потребителя (рынок перепроизводства). Предложение превышает спрос. Чтобы свести эту модель к равновесной необходимо увеличивать потребление (более целесообразно) или уменьшать сферу производства · Рынок производителя (рынок дефицита). Спрос превышает предложение.
3. Ценовая модель.
Концепция совершенствования товара. Утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предполагающим наивысшее качество, хорошие эксплуатационные свойства и характеристики, а следовательно организация должна сосредоточить свою энергию на постоянном совершенствовании товара.
Концепция интенсификации коммерческих усилий. Утверждает, что потребители не будут покупать товары, организованные в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере стимулирования сбыта (используется агрессивная и настойчивая реклама).
Концепция чистого маркетинга. Утверждает, что залогом достижения целей организации является определенные потребности и нужды целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными чем у конкурента способами. Концепция маркетинга - ориентация на нужды и потребности клиентов, подкрепленная комплексными усилиями маркетинга, нацеленными на создание потребительских удовлетворений в качестве основы для достижения целей организации.
Концепция социально-этического маркетинга. Утверждает, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенностью более эффективными и продуктивными (чем у конкурента) способами с одновременным сокращением или укрепления благополучия потребителей и общества в целом. Концепция социально-этического маркетинга требует сбалансирование всех трех факторов: прибыль фирмы; покупательские потребности; интересы общества. Этапы маркетинговых исследований: 1. Определение цели исследования; 2. Выбор источников информации: · первичная, получена непосредственно от опрашиваемых лиц; · вторичная, получена из официальных источников и отчетности предприятия; 3. Сбор информации: · полевые методы (сбор первичной информации); а) опрос, применяется в 90% случаев использования полевых методов; б) наблюдение; в) эксперимент; · кабинетные методы (сбор вторичной информации); 4. Анализ собранной информации и представление результатов; 5. Разработка рекомендаций.
Тема 2. Товар в системе маркетинга
Классификация № 1 1. По замыслу – способ решения проблемы или основная выгода 2. В реальном исполнении, включает 6 характеристик товара в совокупности определяющие выгоду от приобретения основного товара: уровень качества; цена; набор свойств; специфическое оформление; марочное название; специфическая упаковка. 3. С подкреплением – дополнительные услуги и преимущества для потребителя, создаваемые на основе товара по замыслу и в реальном исполнении: товар + личное внимание к покупателю (доставка на дом, гарантии (возврат денег), монтаж, кредитование и т.д.).
Классификация № 2 1. Экспортный – соответствующий требованиям того сегмента рынка страны или группы стран, где намечается продажа этого товара или завоевание рыночной доли; 2. Рыночной новизны (пионерный) открывает возможности удовлетворения: · новых потребностей покупателя; · на качественно новом уровне уже известной потребности; · известной потребности более широкому кругу покупателей; 3. Массовый (актуальный) – товар, с которым фирма работает на рынке.
Классификация № 3 1. Товар индивидуального (личного, широкого) потребления: · товары повседневного спроса: а) постоянного спроса – приобретаются в определенном месте; б) импульсные покупки – приобретаются за счет эмоций (импульсов); в) товары для экстренных случаев; · предварительного выбора: а) схожие – примерно одинаковые по цене и характеристикам товары; б) несхожие; · товары особого спроса, например, редкие марки, раритеты и т.д.; · товары пассивного спроса, например, страховые услуги; 2. Производственного (промышленного) назначения – товары, приобретаемые частными лицами или организациями для дальнейшей переработки или использования в хозяйственной деятельности: · сырье и материалы.
Характер приобретения товаров каждой из этих групп различен, так как покупка определяется разными потребностями и мотивами. Отличие заключается в лице, принимающем решение о покупке, и способах принятия такого решения. В первом случае - это акт самоличной воли, максимум, воли всей семьи, во втором – коллегиальное решение людей, находящихся на разных административных уровнях, образующих «центр закупки». Жизненный цикл товара
ЖЦТ – время существования товара на рынке. Товары, имеющие ЖЦТ, вытесняются с рынка более совершенными товарами.
Товары: · имеющие ЖЦТ (технические товары) · не имеющие ЖЦТ (природные ресурсы, руды, металлы и др.)
Стадии ЖЦТ: 1. Стадия внедрения. Цель стадии – создание рынка для нового товара. Темп роста продаж относительно невелик, их объем незначителен, торговля убыточна, конкуренция ограничена. 2. Стадия роста – признание товара покупателями и быстрое увеличение спроса на него. Объем продаж растет более быстрыми темпами, а за ним и прибыльность. 3. Стадия зрелости – повышение степени насыщенности рынка, снижение темпов роста продаж за счет появления новых производителей и большого количества товара. Новый товар переходит в разряд традиционных. При этом достигается максимум продаж и стабильное получение прибыли. Товар приобретается массовым потребителем со средним уровнем доходов. 4. Стадия насыщения – прекращение роста продаж при некотором росте прибыльности, если достигается значительное снижение издержек производства. Большинство потребителей перешли в разряд активных пользователей. 5. Стадия спада – у производителя происходит устойчивое снижение спроса, объема продаж и прибыли, а потребитель теряет интерес к товару. Производитель должен быстро распродавать товарные запасы и снимать товар с производства.
ЖЦТ зависит: 1. От самого товара, т.е. есть товары, которые имеют более короткий ЖЦ, а есть товары, которые имеют более длинный ЖЦ. Короткий ЖЦ – компьютеры, телефоны (конкретная модель); 2. От рынка, где продается товар, например, ЖЦ в РФ и США будет разным.
Виды ЖЦТ:
1. Стиль - форма выражения, возникающая в разных сферах человеческой деятельности. Периодически приобретает и теряет популярность; 2. Мода - совокупность привычек и вкусов, господствующая в определенной среде в определенное время. Этапы: исключительность, соперничество, массовое распространение и спад; 3. Фетиш – мода, которая быстро появляется, активно распространяется, рано достигает своего пика и быстро исчезает; предмет безусловного признания, слепого поклонения.
Тема 3. Концепция создания нового товара и технологий Товародвижение
Товародвижение – деятельность по планированию, реализации и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест их происхождения к местам их использования с целью удовлетворения нужд потребителей и выгодой для себя.
Канал распределения – совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Уровень канала распределения – любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближению товара и права собственности на него к конечному покупателю.
Функции каналов распределения: · информационная (сбор информации, проведение маркетинговых исследований, необходимой для составления планов и осуществления товарообмена); · исследовательская (изучение спроса); · стимулирующая; · коммуникационная; · и т.д.
Виды каналов распределения: 1. Канал нулевого уровня: производитель – потребитель; 2. Одноуровневый канал: производитель – оптовый торговец – потребитель; 3. Двухуровневый канал: производитель – оптовый торговец – розничный торговец – потребитель.
Розничный посредник – посредник по продаже товаров и слуг непосредственно конечному потребителю для некоммерческого использования.
Виды розничных предприятий: 1. Самообслуживание (для товаров повседневного спроса); 2. Со свободным отбором товаров (можно обратиться к продавцу за содействием); 3. С ограниченным обслуживанием (для товаров предварительного выбора, более высокий уровень помощи от продавцов); 4. С полным обслуживанием (для товаров особого спроса, продавцы лично готовы помочь каждому покупателю).
Тема 5. Маркетинговые коммуникации
ФОС – формирование спроса.
Цель – сообщить потенциальному потребителю о новом товаре, потребностях, которые удовлетворяет новый товар, понизить «барьер недоверия» к новому товару за счет ознакомления с системой гарантий и защитой интересов потребителей.
Мероприятия: в первую очередь реклама, выставки, ярмарки, а также все остальные инструменты маркетинговых коммуникаций.
Задача - выведение на рынок нового товара, обеспечение начальных продаж нового товара и завоевание некоторой доли рынка. Эволюция и этапы развития маркетинга
Домаркетинговое развитие (до 1860 гг.) (спрос превышает предложение, проблемы сбыта не возникает).
Основное влияние на возникновение и развития маркетинга оказали: - предложение начинает превышать спрос; - ограниченность и конечность природных и производственных ресурсов; - расширенное воспроизводство, при котором производство возобновляется в увеличивающихся масштабах; - покупателями большинства товаров массового спроса являются люди среднего уровня дохода, придерживающиеся принципа «разумной достаточности», но которых можно убедить совершить покупку; - невозможность продать товар, на который было затрачено много ресурсов, означает для производителя значительные экономические потери, вплоть до банкротства.
ЭТАП 1. «Товарная ориентация» (1860 — 1930 гг.) Идея — производить то, что легко производится, на что нацелено производство и продавать, используя в качестве стимулятора рекламу товара.
ЭТАП 2. «Рыночная ориентация» (1930 — 1950 гг.) Идея — изучить рынок и производить то, что будет пользоваться там спросом, активно продавать, используя в качестве стимулятора рекламу своего товара.
ЭТАП 3. «Маркетинговая ориентация» (1950 — 1960 гг.) Идея — создавать новый товар и с помощью подсистемы ФОС (системы ФОССТИС), формировать на него спрос, следовательно, и новый рынок с новыми потребностями покупателей.
Основные причины более ускоренного развития маркетинга (1970 гг.): 1. Обострение энерго-сырьевых проблем, которое вызвало усиленный спрос на новые виды энергосберегающих технологий и потребительские товары; 2. Ускорение НТП, которое вызвало сокращение жизненного цикла товара и технических нововведений; 3. Обострение конкуренции за рынки сбыта между крупными компаниями.
ЭТАП 4. «Социально-этичный маркетинг» Идея — чем богаче и благополучнее общество, тем больше возможностей увеличения производства и сбыта товаров (услуг); в основе этапа лежит взаимный учет интересов трех субъектов рынка: потребитель, производитель и общество.
ЭТАП 5. «Изготовление индивидуальных товаров в серийном производстве» Идея — улучшение «качества жизни» путем максимального удовлетворения индивидуальных потребностей по цене соизмеримой с серийной за счет использования современных технологий (автоматизированных производств и компьютеров).
ЭТАП 6. «Маркетинг моментального покупателя» Идея — в основе маркетинга лежит использование современных технологий и коммуникаций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.22 (0.009 с.) |