Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование рыночной экономики в РБ.

Поиск

5.1. Проблемы перехода от плановой крыночной экономике и создание перспективной модели НЭ.

5.2.Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь.

 

5.1. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике и создание перспективной модели НЭ.

Переходная экономика характеризует промежуточ­ное состояние общества, когда прежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушается и ре­формируется, а новая только формируется.

 

В трансформации экономики Беларуси можно выделить следующие этапы:

1991-1995 гг. - период глубокого затяжного кризиса;

1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризиса и разви­тия рыночных реформ;

2001 и н.в. — переход на путь устойчивого развития.

 

Исходное состояние экономики Республики Беларусь к началу переходного пери­ода характеризовалось следующими чертами:

1) сильная и достаточно длительная по времени интеграция
хозяйственного комплекса республики в единый народнохозяйственный комплекс СССР;

2) чрезвычайно тесная взаимосвязь Беларуси и России как по ввозу, так и по вывозу продукции;

3) неконкурентоспособность отечественной продукции на мировых рынках из-за ее низкого качества;

4) односторонняя привязка к России по топливно-энерге­тическим и некоторым сырьевым ресурсам; отсутствие собственной достаточной минерально-сырьевой базы;

5) доминирование государственной формы собственности;

6) несоответствие структуры производства потребностям общества;

7) чрезвычайная монополизация экономики и слабое развитие конкуренции;

8) глубочайший социально-экономический кризис.

 

Переход от централизованно регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями. Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип «шоковой терапии» основан на радикальной перестройке экономики, другой – базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Именно эволюционный путь трансформации был избран для Беларуси.

 

Признание проведения реформ под руководс­твом и при непосредственном участии государства однозначно свидетельствовали о целесообразности создания в республике социально ориентированной модели экономики. Ключевую роль в выборе сыграли следующие факторы:

1) длительная принадлежность к социалистической системе обусловила социальную ориентацию рыночной экономики, отвечающую коллективистским традициям солидарности и народным ожиданиям;

2) историческая вера в необходимость сильного государства обусловила сохранение ведущей роли государства в рыночных преобразованиях;

3)традиционная сдержанность, терпеливость, осмотрительность народа Беларуси обусловила взвешенный подход к ры­ночным реформам, отказ от «шокового» пути преобразований;

4)неприятие народом ложных ценностей определило отказ от массовой приватизации, обогащения немногих за счет большинства населения.

 

Белорусская перспективная модель экономики включает следующие принципы и направления государственной поли­тики, определяющей контуры будущего общества:

1) общую социальную ориентацию общества, государства, экономической системы;

2) построение политических и идеологических структур конституционно закрепленного социального демократического правового государства;

3) формирование развитого гражданского общества и само­управления;

4) приоритетное развитие человеческого потенциала;

5) переход на инновационный ресурсосберегающий тип воспроизводства;

6) повышение эффективности производства и страновой конкурентоспособности;

7) интенсивное внедрение наукоемких высоких технологий информационного общества;

8) следование экологическим стандартам.

 

Социально-ориентированная рыночная экономика – тип эономической системы, ткоторый отличается высоким уровнем экономического политического, социального развития и обеспечивает достижение существенного уровня благосостояния и качества жизни, социальной справедливости и защищенности.

 

5.2. Формирование и развитие институтов рынка в Республике Беларусь.

Рынок — это совокупность экономических отношений купли-продажи товаров, в рамках которых формируется спрос, предложение и цена на них.

Важнейшими рыночными институтами являются рынки факторов производства, финансовые и товарные. Рынок факторов производства(или рынок ресурсов): зем­ля, труд, капитал, предпринимательская деятельность (управ­ление). Эти факторы непосредственно воздействуют на произ­водство и экономический рост. Иногда в их состав включают техноло­гию, информацию и экологию.

Рынок земли.

В соответствии со ст. 2 Кодекса Республики Беларусь о зем­ле собственность на землю в Республике Беларусь выступает в государственной и частной форме. Земли сельскохозяйственно­го назначения находятся в собственности государства.

При этом согласно ст. 6 Кодекса о земле местные исполни­тельные и распорядительные органы предоставляют земельные участки в пользование, аренду, пожизненное наследуемое владе­ние, а также передают их в собственность.

Согласно ст. 87 Кодекса о земле земельные участки, нахо­дящиеся в частной собственности граждан, юридических лиц Республики Беларусь, могут являться предметом купли-прода­жи, дарения, залога, обмена, аренды в порядке, определенном земельным законодательством Республики Беларусь.

На сегодняшний день земельные участки находятся в част­ной собственности граждан. Земельные участки юридическим лицам передаются в поль­зование и в аренду. В пользование обычно передаются застроенные земельные участки при покупке недвижимого имущества, расположенного на данном земельном участке. Незастроенные земельные участ­ки выставляются на аукцион для продажи права аренды на них. При этом начальная стоимость земельного участка соответству­ет кадастровой оценке и может подняться в 10—20 раз.

Таким образом рынок земли в Республике Беларусь представля­ет вовлечение в хозяйственный оборот земельных участков в форме развития процессов частной собственности для граждан и прав пользования и аренды для юридических лиц.

В целях совершенствования регулирования отношений в области охраны и использования земель на территории Респуб­лики Беларусь, в том числе порядка предоставления земельных участков при продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, расширения полномочий мес­тных исполнительных комитетов в решении вопросов изъятия и предоставления земельных участков издан Указ № 667 «Об изъ­ятии и предоставлении земельных участков» от 27 декабря 2007 года. Разъясняет процедуру изъятия и предоставления земель­ных участков постановление № 462 от 16 марта 2008 года.

С 1 января 2009 года в действие вступил новый Кодекс о земле.

Рынок капитала.

Капитал может быть материальным и денежным, производя движения по фазам рыночного кругооборота. Капитал в форме средств производства физически не может перетекать из одних отраслей в другие, этот процесс осуществляется в форме де­нежного капитала, при помощи кредита.

Рынок капитала – это рынок финансовых средств, являющийся частью рынка факторов производства, который функционально подразделяется на рынок ссудного капитала и рынок ценных бумаг.

Рынок ссудного капитала - рынок среднесрочных и долго­срочных ссуд, определяющий соединение предложения сред­не- и долгосрочных денежных накоплений нефинансового сек­тора и спроса на средне- и долгосрочные ссуды, необходимые для финансирования. Он охватывает рынок банковских ссуд и рынок долговых ценных бумаг (облигаций, векселей и др.).

Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) - часть рынка ка­питала, где осуществляется эмиссия и купля-продажа ЦБ.

Ценные бумаги — это платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы) и фондовые ценности (акции, облигации) в на­циональной и иностранных валютах. Ценная бумага выступает в качестве документа, определяющего долю собственности в компании-эмитенте и кредиторские взаимоотношения с эми­тентом в лице государства или других организаций.

При существующем моратории на продажу акций тормо­зится процесс развития фондового рынка. В соответствии с Декретом № 7 от 14 апреля 2008 предусмотрена активизация фондового рынка, постепенная снятия моратория и продажа государственных пакетов акций.

Рынок труда.

Рынок труда - система рыночных институтов, организаций и учреждений государственного сектора, общественных объ­единений (профсоюзов и др.), решающих проблемы воспроиз­водства рабочей силы, использования труда.

В соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, утверж­денной Указом Президента Республики Беларусь от 12 июня 2006 года № 384, основной целью государственной политики в социально-трудовой сфере в 2006—2010 гг. является повыше­ние эффективности использования трудовых ресурсов и фор­мирование кадрового потенциала с учетом реальных потреб­ностей производства.

Государственное регулирование на рынке труда осуществля­ют органы службы занятости, в соответствии с Государствен­ной программой содействия занятости, по направлениям: тру­доустройство, направление на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, переселение на новое место жительства и работы, с их согласия, финансовая поддержка из средств Фонда социальной защиты населения.

На 1.12.2008 г. на учете в органах государственной службы занятости состояло 37,3 тысячи безработных (84,8 % к уров­ню 2006 года), из них 54 % получали пособие по безработице. Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи руб­лей на одного безработного. Рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составили 76,4 % от общего количества заявленных нанимате­лями вакансий. За последние годы наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработи­цы. В результате проведения активных мер политики занятос­ти, предусмотренных мероприятиями Государственной про­граммы содействия занятости населения, уровень безработицы к численности экономически активного населения снизился до 1,0 % в 2008 г.

К решаемым проблемам относятся условия и механизмы найма работников, порядок и уровень оплаты их труда, объемы и структура занятости, уровень и динамика безработицы, нап­равления и механизмы повышения квалификации и переква­лификации работников и многое другое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.145.189 (0.011 с.)