Доля научных работников в общей численности занятых в НЭ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доля научных работников в общей численности занятых в НЭ



4. Количество научных организаций - В республике 446 организаций и предприятий выполняют НИОКР, в них задействовано около 33 516 работников. Основ­ная часть научного потенциала сосредоточена в НАН Белару­си, Министерстве промышленности, Министерстве образова­ния, Министерстве здравоохранения, Министерстве сельского хозяйства и продовольствия, Белорусском государственном университете, концерне «Белнефтехим». Здесь сосредоточено около 72 % организаций, 82 % работников и 85 % внутренних текущих затрат на науку.

Научные организации делятся:

1. Представляющие академическую науку - наиболее мощной (и с высшим научным статусом) орга­низацией является Национальная академия наук Беларуси, в которой сосредоточены 92 научные организации и свыше 11 тыс. работников.

2. Представляющие вузовскую науку - представлена 34 университетами и други­ми вузами, а также 9 научно-исследовательскими институтами (НИИ), 3 конструкторскими и проектно-конструкторскими организациями, подведомственными вузам и Министерству образования республики.

3. Представляющие отраслевую науку - отраслевая наука включает, главным образом, научно-технические центры, конструкторско-технологические бюро (КТБ) базовых предприятий промышленнос­ти, строительства, АПК, учреждений системы здравоохранения. Наибольший потенциал сосредоточен в системе Министерства промышленности — 57 организаций и свыше 8 тыс. работников.

Институционально-правовую базу функционирования на­уки в Республике Беларусь составляют законы «Об основах го­сударственной научно-технической политики», «О на­учной деятельности», «О Национальной академии наук Беларуси», а также Указы Президента Республики Беларусь, постановления правительства и другие нормативные правовые акты в этой сфере.

Наряду с созданием законодательной базы в стране была образована организационная система научной деятельности, а также система органов государственного управления, обеспе­чивающих реализацию научно-технической политики: Госу­дарственный комитет по науке и технологиям, Национальная академия наук и Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Научно-технический потенциал это совокупность ресур­сов и условий осуществления прикладных научных исследований и разработок, включая опытно-конструкторские и опытно-технологические работы. Его уровень харктеризует способность обеспечивать высокие темпы НТП, «выживаемость» в ксловиях конкуренции.

Важной качественной характеристикой научного и научно-технического потенциала является его структура по отраслям наук и видам затрат:

1. технические - в последние несколько лет занимают преобладающие позиции - 50-65 % затрат.

2. естественные - свыше 20 % затрат.

3. ме­дицинские - около 5% затрат.

4. сельскохозяйственные – свы­ше 6% затрат.

5. общественные - свыше 5

6. и гуманитар­ные науки - менее 2 %.

Такие же пропорции имеют место и по количеству проводимых в них исследований.

Исследователи и разработчики - важнейшая составляющая научно-технического потенциала. В Беларуси работают 783 до­ктора наук и 3431 кандидат наук. Большинство из них заняты в технических и естественных науках.

Если научная деятельность представляет собой генерацию идей и знаний, а научно-техническая – опытно-конструкторскую разработку этих идей, подготовку новых технологий, то инновационная деятельность – это внедрение результатов научно-технических разработок, развитие иннновационной инфраструктуры.

Инновационный потенциал - это совокупность всех видов ресурсов и условий обеспечения практического освоения ре­зультатов научных исследований и разработок, повышающих эффективность способов и средств осуществления конкретных процессов, в том числе освоения в производстве новой продук­ции и технологии.

В зависимости от сферы применения выделяются следующие виды инноваций:

1. Технологические – реализующие научно-технические достижения в производстве и потреблении.

2. Экологические – новые продукты и технологии, снижающие загрязнение окружающей среды.

3. Организационно-управленческие – применение более эффективных форм разделения и кооперации труда, организации производства, методов управления.

4. Институциональные – направлены на формирование новых институтов и способов присвоения, распределения, обмена, потребления.

5. Социально-политические – реализуют новые формы и механизмы социально-политической организации общества, межнациональных и международных отношений.

6. Инновации в духовной сфере – новые гипотезы, концепции, изменение этических норм, мировоззрения.

Инновационность экономики – способность и стремление предприятий к постоянному поиску и использованию на практике результатов исследований и разработок, новых концепций, идей и изобретений.

В настоящее время в стране действует система государственной поддержки малого инновационного предпринимательства, включающая 9 инкубаторов, 4 научно-технологических парка, более 10 центров трансфера технологий и инновационных центров. В РБ сфера информационных технологий представлена: СП ЗАО «Международный деловой альянс» (численность сотрудников 1,5 тыс. человек выполняют заказы клиентов более чем из 30 стран), Центр информационных технологий при БГУ. В РБ существует инновационная СЭЗ «Гомель-Ратон».

Важнейшим доказательством укрепления и развития научно-технического потенциала является создание технопарка высоких технологий «Силиконовая долина» в 2005 году. В настоящее время заказчиками Парка являются компании из 41 страны мира. В 2008 году только компании-резиденты Парка заработали 102 млн. долларов, что в 8 раз больше, чем в 2005 году.

По данным Всемирного банка РБ за последние годы по индексу «электронной готовности» переместилась с 86 на 58 место в мире.

В соответствии с Программой социально-экономического развития РБ на 2006-2010 годы основными приоритетами научно-технической и инновационной деятельности определены:

1. Ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии и производство конкурентоспособной продукции.

2. Новые материалы и новые источники энергии.

3. Медицина и фармация.

4. Информационные и телекоммуникационные технологии.

5. Технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйтсвенной продукции.

6. Промышленные биотехнологии.

7. Экология и рациональное природопользование.

 

Производственный потенциал.

Производственный потенциал отражает экономическое развитие любой страны, выступает как фактор ее устойчивогот развития.

Производственный потенциал определяется возможностью отраслей национальной экономики производить конкурентоспособную продукцию, осуществлять капитальное строительство, перевозку грузов, оказывать качественные услуги и т.д.

Основными составляющими производственного потенциала являются:

1. Совокупность производственных мощностей отраслей и межотраслевых комплексов.

Республика Беларусь в настоящее время обладает значи­тельным производственным потенциалом. Основные фонды экономики Беларуси в настоящее время характеризуются высоким уровнем морального и физического износа. Анализ движения основных фондов показы­вает, что коэффициент их износа в целом превысил 52 %. Наиболее серьезное положение с состоянием основ­ных фондов сложилось в следующих отраслях экономики: промышленности (износ составляет 61,4 %), строительстве (42,5 %), сельском хозяйстве (57,5 %), на транспорте (54,8 %). Все это значительно ограничивает возмож­ность использования основных фондов для выпуска конкурен­тоспособной продукции (товаров, услуг). Один из путей усиления производственных мощностей – обновление основного капитала путем привлечения инвестиций.

За 2009 год в отраслях экономики освоено 34,2 трлн. рублей или 79,4% всех капиталовложений (в 2008 году – 82,7%).

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал предприятий РБ за 2005-2009 годы.

Инвестиции в основной капитал 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год
- млрд. рублей 15095,8 20374,1 26053,3 37202,3 43065,6
- в % к предыдущему году 120,0 132,2 116,2 123,5 108,6

 

2. Материально-техническая и технологическая базы производства. Технологический и технический уровень экономики Бела­руси по своим качественным характеристикам существенно отстает от уровня передовых стран. Из общего числа использу­емых в стране технологий 12,5 % были разработаны за рубежом, 38 % - в самой Беларуси, 49,5 % - в бывшем СССР. Из анализа структуры технологической оснащенности отраслей экономи­ки следует, что преобладает использование традиционных тех­нологий — 19%, к новым относятся 15,8 % и к высоким - 5,2 % общего количества используемых в стране технологий.

Намечается переоснащение машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий в основном за счет техники нового поколения. С этой целью следует обеспечить ежегодное приобретение хозяйствами страны 3500—5000 тракторов, 1000—1500 зерноуборочных комбайнов, 700—800 кормоуборочных комплексов, 400—600 картофелеуборочных, 100— 140 свеклоуборочных, 200—300 льноуборочных комбайнов.

3. Действующий кадровый потенциал – Среднегодовая численность занятых в экономике в 2009 году составила 4621 тыс. человек, что на 1% больше, чем в 2008 году.

4. Объем других вовлеченных в производство ресурсов и их запасы.

5. Производственная инфраструктура - Беларусь располагает достаточно развитыми транспортно-коммуникационными системами (железные и автомобильные дороги, аэро- и речные порты, трубопроводы). Еще в составе Советского Союза республика отличалась высокой плотностью железных и автомобильных дорог. В настоящее время среди стран Европы она занимает 15-е место по плотности дорог общего пользования и 12-е — по их протяженности в расчете на 1000 жителей..

6. Система организации упраления, институционально-правовая база регулирования производства.

В 2009 году было продолжено совершенствование поддержки государством реального сектора экономики:

1) Введен новый механизм стимулирования продаж белорусской продукции на экспорт – компенсация части процентов по кредитам Сбербанка России на приобретение белорусской техники в РФ.

2) За счет бюджетных средств стимулируется внутренний спрос на отечетсвенную продукцию, предусматривающий предоставление на льготных условиях кредитов.

3) Создан национальный лизинговый оператор – ОАО «Промагролизинг» - для приобретения отечественной техники и ее реализации на условиях минимальных первоначальных платежей.

Инвестиционный потенциал.

Инвестиционный потенциал страны - это ее способность освоить необходимые объемы инвестиций в строительство но­вых предприятий и их комплексов, расширение и реконструк­цию действующих предприятий, в развитие человеческого по­тенциала, создание объектов и учреждений производственной и социальной инфраструктуры.

Основные характеристики развития инвестиционной деятельности страны за 2009 год:

1. Общий объем освоенных капиталовложений превысил 43 трлн. рублей и составил 108,6% в сопоставимых ценах к уровню 2008 года (при прогнозном параметре 123-125%).

2. Объем выполненных строительно-монтажных работ по сравнению с 2008 годом увеличился на 19,4%. Капиталовложения в машины, оборудование, транспортные средства сократились на 1,5%.

3. Структура инвестиций в основной капитал изменилась в сторону увеличения доли строительно-монтажных работ до 48,6% (41,6% в 2008 году) при снижении доли затрат в активную часть основных средств до 39,1% (43% в 2008 году).

4. В общем объеме инвестиций:

- доля промышленности уменьшилась до 25,9% (в 2008 году 27,7%);

- доля сельского хозяйства возросла до 17,6%.

- доля жилищного строительства возросла до 20,6%;

- доля транспорта, торговли и общественного питания сократилась.

 

Источники инвестиций в 2009 году:

1) Собственные средства организаций – 38,1%, что на 0,4% меньше по сравнению с 2008 годом.

2) Кредиты банков – 26,3%, что на 5% больше чем в 2008 году. Из них кредиты отечественных банков – 25,1% (больше на 4,6%, чем в 2008 году), иностранные инвесторы – 1,4% (меньше на 0,3%, чем в 2008 году).

3) Средства республиканского и местных бюджетов – 21,8%, что на 4,3% меньше по отношению к 2008 году.

4) Собственные средства физических лиц – 8,0%, что больше на 1,1% по сравнению с 2008 годом.

Для сохранения и развития инвестиционного потенциала страны необходимо:

1. Направлять инвестиции на техническое перевооружение и модернизацию ОПФ, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

2. Расширение международного сотрудничества.

3. Активизация работ по организации совмест­ных и иностранных предприятий, холдинговых и лизинговых компаний, региональных финансово-строительных групп.

4. Укреплять авторитет страны на мировом рынке путем поставок конкурентоспособной продукции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.240.178 (0.018 с.)