Галич. Церковь Пантелеймона. Апсиды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Галич. Церковь Пантелеймона. Апсиды.



-139-

рубеже XII - XIII вв. Но и она не сохранила своих верхних частей, ибо позднее была перестроена в католическую базилику. План церкви представляет собой вариант обычной схемы русского четырехстолпного храма, т. е. продол­жает развитие традиции, сложившейся в галицком зодче­стве еще в первой половине XII в. Вместе с тем чистые романские формы церкви свидетельствуют о непосред­ственных и тесных связях с архитектурой западных сосе­дей Галича. Профилированный цоколь, обходящий вокруг здания, тонкие колонки на апсидах и, наконец, велико­лепный перспективный портал на западном фасаде говорят о высоком мастерстве зодчих, воспитанных в роман­ских традициях. Ювелирно исполненная, пышная, хотя, быть может, несколько суховатая, резьба украшает пор­тал.
Обращает на себя внимание очень сложная профили­ровка подкупольных столбов церкви Пантелеймона и соот­ветствующих им пилястр на внутренних стенах, тогда как наружные пилястры храма - обычные плоские лопатки. Сложность столбов, очевидно, связана с какой-то услож­ненностью верхних частей здания, о чем сейчас приходится только догадываться. Не исключена возможность, что здесь были применены раннеготические нервюрные своды, для которых такая форма опор очень характерна. Но даже вне зависимости от того, как решится вопрос о композиции и конструкции завершающей части церкви Пантелеймона, безусловно, что этот памятник отражает существенные изменения, происшедшие в галицком зодчестве и, видимо, отвечавшие новому архитектурному направлению. В дан­ном случае это было выражено в сочетании древнерусской схемы плана с западными формами, а может быть, и конструкциями.
Вероятно, к первой четверти XIII в. относится церковь в Василёве, остатки которой вскрыты раскопками. Это тот же тип четырехстолпного храма, но суженные боковые нефы делают здание не квадратным в плане, а удлиненным. Столбы церкви крестчатые, имеющие дополнительный уступ в сторону подкупольного пространства. Судя по уступу, своды центральной части здания были усложнен­ными, а верх, вероятно, приподнят.
По-видимому, в 30-х гг. XIII в. был сооружен архитек­турный комплекс в Холме. В летописи имеется его подроб­ное описание - уникальное явление для русских летописей. Судя по этому описанию в Холме были построены два

-140-

Галич. Церковь Пантелеймона. Фрагмент резьбы на портале.

-141-

роскошно украшенных храма. В церкви Ивана своды (“комары”) опирались на капители в виде человеческих голов, а двери покрывала резьба, исполненная “неким хытрецем Авдьем”. Кроме того, летописец отметил, что окна церкви были “украшены стеклы римьскими”, т. е. витражами. К сожалению, при раскопках описанные в летописи здания обнаружить не удалось, хотя найдены многочислеиные фрагменты резного камня, части перспек­тивного портала. Фрагменты эти не оставляют сомнений что памятники Холма в стилистическом отношении были близки церкви Пантелеймона.
К первой воловине XIII в., видимо, относится и раско­панная близ Галича церковь Благовещения. Она принад­лежит к чисто романскому типу удлиненного бесстолпного однонефного храма. Очень вероятно, что эта церковь была построена в период польско-венгерской оккупации Га­лича (1215-1219 гг.).

* * *

И все же был на Руси в конце XII -начале XIII в. город, зодчие которого не приняли нового направления, не сде­лали никаких шагов ему навстречу, - это Новгород.
Построенная в 1198 г. церковь Спаса-Нередицы еще полностью отвечает нормам архитектуры середины XII в. и принципиально не отличается от таких более ранних памятников, как церковь Благовещения на Мячине или даже Успенская церковь в Старой Ладоге. Сложившийся здесь архитектурный тип храма, до предела лаконичный по формам и деталям, экономичный, позволяющий возводить здание за один строительный сезон, очевидно, соответство­вал эстетическим представлениям новгородских зодчих и требованиям заказчиков. Существенных изменений не произошло даже в начале XIII в. Вскрытые раскопками остатки церкви Пантелеймона, построенной в 1207 г., по­казали, что в ней полностью сохранилась прежняя схема плана, а это заставляет думать, что и в объемной компози­ции тоже не было заметных перемен. Такая консерватив­ность новгородских строителей, вероятно, перестала удовлетворять некоторых заказчиков, знакомых с зодче­ством других русских земель, и в 1207 г. корпорация куп­цов, ведших иноземную торговлю, заказала постройку церкви Пятницы в Новгороде не новгородским, а смолен­ским зодчим. Возведение в Новгороде такой яркой по-

-142-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.004 с.)