Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Центросоюза Российской Федерации

Поиск

«Российский университет кооперации»

Кафедра экономической теории

КУРСОВАЯ РАБОТА

По экономической теории

На тему

Анализ себестоимости выпускаемой продукции и пути ее снижения на примере ООО «Ареал-фото».

 

 

Выполнила: студентка Артеменкова Екатерина Михайловна

Курс 2 заочной

формы обучения

Российского университета кооперации

специальность: менеджмент

группа ЗМБс - 111

Научный руководитель:

Сапожникова

Рецензент:

Смоленск 2013

Содержание

Введение

1 Особенности анализа себестоимости и пути ее снижения в современных условиях.

1.1 Сущность и виды себестоимости продукции

1.2 Основные задачи и направления анализа себестоимости продукции.

1.3 Резервы снижения себестоимости продукции.

 

2 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

2.1 Краткая характеристика организации

2.2 Оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

2.3 Анализ финансового состояния.

 

3 Анализ и пути снижения затрат на предприятии.

3.1 Анализ затрат предприятия.

3.2 Анализ безубыточности производственной и торговой деятельности предприятия.

3.3 Пути снижения себестоимости на предприятии.

 

Заключение.

Список использованных источников информации.

 

 

Введение.

В современных условиях, когда предприятиям дана самостоятельность в разработке своих производственных программ, планов производственного и социального развития, в определении стратегии в области ценовой политики, существенно возрастает ответственность руководителей за принимаемые ими управленческие решения. Для анализа и выработки эффективных и оперативных решений управляющим необходима достоверная информация. Такую информацию получают из ряда показателей, одним из которых является себестоимость.

Толкование понятия "себестоимость" носит дискуссионный характер. Главное сущностное содержание себестоимости заключается в том, что этот показатель отвечает на вопрос, во сколько же обошлось предприятию производство товара и продвижение его до потребителя. При этом товар понимается в широком смысле - это и продукция, и услуги, и работы, и извлечение выгоды из правообладания активами и т.д. Важнейшей особенностью себестоимости является то, что она носит объективный характер, то есть не зависит от такого рода обстоятельств, как наличие или отсутствие нормативных документов по ее регулированию, желание или возможность ее исчисления бухгалтерскими службами бизнеса и т.п.

До 2002 г. определение себестоимости было закреплено нормативно и содержалось в п.1 "Положения о составе затрат" (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992г. N 552). Звучало оно так: "Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию".

В настоящее время понятие "себестоимость" прямого нормативного регламента не имеет.

Пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" содержит определение так называемых расходов по обычным видам деятельности: "расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг". По своей сути данное определение представляет собой один из вариантов определения себестоимости.

В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для: оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществление внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения оптовых цен на продукцию; исчисления национального дохода в масштабах страны; расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии, организационно – технических мероприятий; обоснования решений о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших.

Анализ себестоимости продукции имеет большое значение, так как при снижении себестоимости продукции увеличивается прибыль организации.

При анализе себестоимости продукции вскрываются причины невыполнения принятых заданий по снижению уровня затрат и выявляются имеющиеся резервы организации по их дальнейшему снижению за счет повышения технического уровня производства, улучшения самого производственного процесса и процесса труда, эффективности использования оборудования, роста производительности труда, экономного расходования сырья и материалов, топлива и энергии, ликвидации или сокращения потерь и непроизводительных расходов.

Для проведения анализа себестоимости продукции используются данные бухгалтерской и статистической отчетности, а также сведения о соблюдении норм расхода сырья и материалов, топлива и энергии, о выполнении норм выработки и расценок, имеющиеся в плановом отделе, отделе организации труда и заработной платы, техническом и других отделах организации. В условиях применения нормативного метода учета затрат на производство продукции осуществляется анализ фактических расходов в сопоставлении с плановыми, для чего используются нормативные калькуляции.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что себестоимость играет важную роль в ценообразовании и требует тщательного изучения.

Целью курсовой работы является анализ себестоимости продукции, а также выявление резервов снижения себестоимости продукции на примере ООО «Ареал-фото».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать понятие себестоимости;

- рассмотреть существующие виды себестоимости;

- проанализировать издержки, входящие в состав себестоимости;

-изучить факторы оказывающие влияние на себестоимость продукции;

- выявить пути снижения себестоимости.

- рассмотреть методику факторного анализа себестоимости единицы продукции.

Объектом исследования является ООО «Ареал-фото».

 

1 Особенности анализа себестоимости и пути ее снижения в современных условиях.

1.1 Сущность и виды себестоимости продукции

Базовой дисциплиной в экономической сфере знаний является экономическая теория, которая рассматривает в частности экономические издержки.

Издержки — это совокупность различных видов затрат на производство и продажу продукции в целом или ее отдельных частей. Например, издержки производства — это затраты материальных, трудовых, финансовых и других видов ресурсов на производство и продажу продукции. Кроме того, «издержки» включают специфические виды затрат: единый социальный налог, потери от брака, гарантийный ремонт и др. Понятия «затраты на производство» и «издержки производства» могут совпадать и рассматриваться как идентичные только в определенных условиях.

Постоянными называются издержки, величина которых не изменяется в зависимости от объема производства, корректировка и регулирование которых требует большого времени, также именно они определяют размеры фирмы, параметры ее производственных мощностей. К ним относятся затраты на приобретение, содержание и поддержание земли, зданий и сооружений, оборудования.

Переменные - это издержки, величина которых зависит от объемов производства. Величина переменных издержек изменяется с объема производства, возрастая или уменьшаясь вместе с этим объемом.

С точки зрения бухгалтерии за основу берутся фактические издержки – это реально понесённые денежные выплаты при осуществлении предпринимательской деятельности.

Понятие «издержки» используется в экономической теории и практике в качестве понятия «затраты» применительно к производству продукции (работ, услуг) в целом или его отдельным стадиям. Понятие «издержки» шире понятия «затраты».

Затраты — это денежная оценка стоимости материальных, трудовых, финансовых, природных, информационных и других видов ресурсов на производство и реализацию продукции за определенный период времени. Как видно из определения затраты характеризуются:

- денежной оценкой ресурсов, обеспечивая принцип измерения различных видов ресурсов;

- целевой установкой (связаны с производством и реализацией продукции в целом или с какой-то из стадий этого процесса);

- определенным периодом времени, т. е. должны быть отнесены на продукцию за данный период времени.

Отметим еще одно важное свойство затрат. Если затраты не вовлечены в производство и не списаны (не полностью списаны) на данную продукцию, то они превращаются в запасы сырья, материалов и т. д., запасы в незавершенном производстве, запасы готовой продукции и т. п. Из этого следует, что затраты обладают свойством запасоемкости, и в данном случае они относятся к активам предприятия.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). Кроме того, предусматривается ряд условий для признания расходов в бухгалтерском учете и отчете о прибылях и убытках.

Согласно Налоговому кодексу РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Отметим, что существенно различается классификация расходов для целей налогообложения и бухгалтерского учета.

Расходы — это затраты определенного периода времени, документально подтвержденные, экономически оправданные (обоснованные), полностью перенесшие свою стоимость на реализованную за этот период продукцию. В отличие от затрат расходы не могут быть в состоянии запасоемкости, не могут относиться к активам предприятия. Они отражаются при расчете прибыли предприятия в отчете о прибылях и убытках. Понятие «затраты» шире понятия «расходы», однако при определенных условиях они могут совпадать.

Определение расходов как экономической категории в составе информации, формируемой в бухгалтерском учете, дано в ПБУ10/99 «Расходы организации». Согласно чему признание расходов в бухгалтерском учете происходит при наличии следующих условий:

- расход производиться в соответствии с конкретном договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

- сумма расхода может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно их названных условий, то в бухгалтерском учете признается дебиторская задолженность.

В настоящее время состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, регламентируется Налоговым кодексом РФ. Следует отметить, что данный документ вообще не включает понятия себестоимости. Согласно ст.247 НК РФ, «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов», образуют прибыль организации. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные, понесенные налогоплательщиком. Из этого следует, что Налоговый кодекс трактует понятия «расходы» и «затраты» одинаково.

Среди качественных показателей деятельности предприятия важное место занимает такой показатель, как себестоимость продукции. В нем как в синтетическом показателе отражаются многие стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности организации.От уровня себестоимости продукции зависят объем прибыли и уровень рентабельности.

Чем экономичнее организация использует трудовые, материальные и финансовые ресурсы при изготовлении изделий, выполнении работ и оказании услуг, тем значительнее эффективность производственного процесса, тем больше будет прибыль.

Исчисление себестоимости продукции предприятию необходимо для:

• оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики;

• определения рентабельности производства и отдельных видов продукции;

• осуществления внутрихозяйственного хозрасчета;

• выявления резервов снижения себестоимости продукции;

• определения цен на продукцию;

• расчета экономической эффективности внедрения новой техники, технологии и организационно-технических мероприятий;

• обоснования решения о производстве новых видов продукции и снятии с производства устаревших изделий и т. д.

В основе анализа производственных затрат лежит их классификация по тому или иному признаку или нескольким признакам одновременно. Наиболее важными признаками для целей анализа является деление затрат по элементам затрат, по статьям затрат, по способу отнесения на себестоимость продукции.

 

 

Таблица 1. Классификация затрат на производство

Признаки классификации Подразделение затрат
По принятию управленческих решений Явные и альтернативные
По экономическим элементам Экономические элементы затрат
По характеру деятельности Затраты капитального характера
По статьям себестоимости Статьи калькуляции себестоимости
По отношению к технологическому процессу Основные и накладные
По составу Одноэлементные и комплексные
По способу отнесения на себестоимость продукции Прямые и косвенные
По роли в процессе производства Производственные и внепроизводственные
По целесообразности расходования Производительные и непроизводительные
По возможности охвата планом Планируемые и непланируемые
По отношению к объёму производства Переменные и постоянные
По периодичности возникновения Текущие и единовременные
По степени регулирования государством Нормируемые и ненормируемые
По использованию в системе управления Прогнозные, плановые и фактические
По экономическому содержанию Материальные, трудовые и денежные

По принятию управленческих решений:

1)явные – это предполагаемые затраты, которые должно нести предприятие при осуществлении производственной и коммерческой деятельности;

2)альтернативные – это затраты, обусловленные отказом от одного товара в пользу другого. Они означают улучшенную выгоду, когда выбор действия исключает появление другого действия.

По характеру деятельности выделяют:

1)затраты капитального характера или инвестиционные, связанные с созданием, реконструкцией и расширением основного капитала;

2)затраты на текущую деятельность, то есть на производство и продажу продукции (работ, услуг);

3)затраты социально-культурного назначения, то есть предприятия имеют на своём балансе значительное количество социальных объектов (столовые, санатории, дома культуры и отдыха и т.п.) и несут расходы, связанные с образованием, улучшением бытовых условий, оказанием материальной помощи и т.п.

По экономическим элементам выделяют материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию и прочие затраты. Экономическими элементами называют первичные однородные затраты на производство и продажу продукции, которые нельзя разложить на какие-либо составные части.

Деление на элементы затрат необходимо для установления структуры затрат.

По статьям себестоимостиуказывают, куда, на какие цели и в каком размере израсходованы ресурсы. Данное деление необходимо для исчисления себестоимости отдельных видов изделий, установления центров затрат и поиска резервов их сокращения. Основные статьи себестоимости определяются предприятиями самостоятельно в зависимости от специфики деятельности и отраслевой принадлежности. К ним в частности относятся: сырьё и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо, энергия, коммерческие расходы, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и др.

Существует примерная типовая номенклатура статей затрат для различных производств:

1. Сырье и материалы

2.Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций

3.Возвратные отходы (вычитаются)

4. Топливо и энергия на технологические цели

5.Транспортно-заготовительные расходы

Итого: Материалы

6. Основная заработная плата производственных рабочих

7.Дополнительная заработная плата производственных рабочих

8.Отчисления на социальные нужды от основной и дополнительной заработной платы

9.Расходы на подготовку и освоение производства

10.Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭО)

11.Общепроизводственные расходы

Итого: Цеховая себестоимость

12.Общехозяйственные расходы

13.Потери от брака

Итого: Производственная себестоимость

12.Коммерческие (внепроизводственные) расходы

Всего: Полная себестоимость

Затраты по статьям калькуляции по своему составу шире элементных, т.к. учитывают характер и структуру производства, создавая достаточную базу для анализа.

По отношению к технологическому процессу выделяют:

1) основные расходы, которые непосредственно связаны с процессом изготовления продукции (затраты сырья, топлива, зарплата производственных работников);

2) накладные расходы, которые связаны с управлением и обслуживанием производства (цеховые, общезаводские и коммерческие расходы), то есть они обеспечивают нормальное протекание производства изделий.

По составу выделяют:

1)одноэлементные затраты - затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые;

2)комплексные затраты - затраты, состоящие из нескольких экономических элементов (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

По способу отнесения на себестоимость продукции выделяют:

1)прямые затраты - затраты, которые можно прямо отнести на соответствующий вид производимой продукции (работы, услуги) (сырьё и материалы, покупные изделия, полуфабрикаты, зарплата производственных рабочих, топливо, энергия);

2)косвенные затраты - затраты, связанные с одновременным производством нескольких видов продукции, которые затем распределяются между данными видами изделий на основе специальных расчётов (прежде всего управленческие расходы). Примером косвенных расходов являются общепроизводственные и общехозяйственные расходы, затраты на содержание основных средств.

По роли в процессе производства выделяют:

1)производственные расходы - все расходы, связанные с изготовлением товарной продукции предприятия, которые формируют производственную себестоимость продукции;

2)внепроизводственные расходы - расходы, связанные с продажей продукции потребителям (рекламные, складские, транспортные и сбытовые и прочие коммерческие расходы).

Производственные и внепроизводственные расходы формируют полную себестоимость продукции предприятия.

По целесообразности расходования выделяют:

1) производительные расходы - расходы, которые оправданны или целесообразны для данного производства;

2) непроизводительные расходы - расходы, которые образуются по причинам внутреннего или внешнего характера и свидетельствующие о недостатках в технологии и организации производственного процесса (брак продукции, потери от простоев, оплата сверхурочных работ и т.п.).

В случае идеальной организации технологии производства и управления все расходы предприятия должны быть только производительными.

По возможности охвата планом выделяют:

1)планируемые затраты - затраты, которые являются производительными и закладываются по соответствующим нормативам в плановую себестоимость продукции;

2)непланируемые затраты - затраты производительного или непроизводительного характера, которые появились во время непосредственного осуществления производства продукции.

По отношению к объёму производства выделяют:

1) постоянные затраты - затраты, величина которых не изменяется при изменении объёма производства продукции (общепроизводственные и общехозяйственные расходы);

2) переменные (пропорциональные) затраты - затраты, величина которых изменяется по мере изменения объёма выпуска продукции (сырьё и материалы, топливо, энергия и т.п.). В свою очередь переменные расходы подразделяются на:

1)пропорциональные затраты (затраты, величина которых изменяется в одинаковой пропорции с изменением объёма выпуска продукции - сырьё, материалы, зарплата основных рабочих);

2)прогрессивные затраты (затраты, которые увеличиваются в большей степени, нежели объём производства продукции - внутризаводское перемещение грузов);

3)дегрессивные затраты (затраты, которые растут в меньшей степени, чем объём производства продукции-амортизация);

4) регрессивные затраты (затраты, которые сокращаются в абсолютном выражении несмотря на рост объёма производства продукции - цеховые и общехозяйственные расходы на единицу продукции).

Следует отметить тот момент, что деление затрат на переменные и постоянные условно, так как в чистом виде они не проявляются. Поэтому правильней их называть условно-переменными и условно-постоянными расходами. Ряд авторов ещё выделяют смешанные затраты - это затраты, состоящие из постоянной и переменной частей (почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования).

По периодичности возникновения выделяют:

1)текущие расходы - расходы, связанные с производством и продажей продукции данного периода, то есть имеет место частая периодичность их использования - сырьё, материалы, топливо и т. п.;

2)единовременные расходы - расходы, связанные с подготовкой производства (освоение новой продукции, модернизация продукции), резервирование затрат; они включаются в затраты соответствующего периода по частям в размерах. Предусмотренных планом на основе специальных расчётов.

По степени регулирования государством выделяют:

1)нормируемые расходы - расходы, величина которых в целях налогообложения прибыли принимается в пределах установленных норм;

2)ненормируемые расходы - расходы, величина которых для целей налогообложения не нормируется государственными органами.

По использованию в системе управления выделяют:

1)прогнозные затраты — затраты, величина которых определяется с учётом предполагаемых событий в будущем и их многовариантностью для целей принятия оптимального поведения предприятия;

2)плановые затраты - затраты, определяемые в соответствии с действующими нормативами и стремлением организации достичь поставленные цели;

3)фактические затраты - затраты, реально осуществлённые организацией за определённый период деятельности.

По экономическому содержанию затраты подразделяют на:

1) материальные затраты (величина израсходованных материальных ресурсов в натуральном выражении);

2) трудовые затраты (величина потраченного рабочего времени на осуществление деятельности);

3) денежные затраты (величина осуществлённых затрат в стоимостной оценке).

Данное деление носит условный характер, так как все затраты организации могут быть оценены в стоимостном выражении и, таким образом, могут принимать денежную форму.

В целом рассмотренная классификация затрат имеет практическое значение для экономического анализа. Предложенные виды затрат формируют соответствующие направления анализа затрат и себестоимости продукции.

Себестоимость продукции – это совокупность текущих затрат предприятия на производство и реализацию продукции, выраженных в денежной форме. В себестоимости продукции находят отражение все произведенные предприятием затраты живого и овеществленного труда в виде расходов сырьевых, материальных, топливно-энергетических ресурсов, амортизации основных фондов, оплаты труда. Таким образом, в себестоимости продукции, как в зеркале, отражаются уровень техники и технологии, организации производства, труда и управления. Чем лучше поставлено дело на предприятии, чем выше техническая оснащенность производства, организация производства и труда, тем ниже себестоимость продукции и наоборот.

Себестоимость продукции является самостоятельной экономической категорией. Она количественно и качественно отличается от стоимости. Индивидуальная себестоимость на конкретных предприятиях может быть выше и ниже стоимости, но среднеотраслевая себестоимость, как правило, ниже стоимости в нормально функционирующих отраслях за исключением дотационных.

Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Стоимостная оценка позволяет выразить в себестоимости продукции, как обобщенном показателе, различные по своей натуральной форме издержки предприятия.

Себестоимость продукции как обобщенный показатель имеет следующее значение:

· выражает результаты всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

· образует основу цены товаров;

· является одним из основных элементов, определяющих величину прибыли и в конечном итоге результат финансовой деятельности предприятия.

 

Таким образом, себестоимость является частью цены товара, причем она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Себестоимость входит в число особо значимых показателей эффективности хозяйственной деятельности. Она представляет собой затраты предприятия на производство и обращение, служит основой соизмерения расходов и доходов, то есть самоокупаемости. Если не известна себестоимость то, как можно определить прибыль? Можно ли обойтись без себестоимости при формировании отпускной цены? Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция, сколько можно заработать на продаже продукции или какую «накрутку» сделать сверх себестоимости, то есть она является основой ценообразования. Если стоимость реализуемой продукции больше себестоимости, то имеет место расширенное производство. Если в процессе реализации продукция меньше себестоимости, то не обеспечивается даже простое воспро­изводство. Без преувеличения этот показатель наиболее чутко реагирует на ситуацию, которая складывается на предприятиях, в производстве отдельных видов изделий и в целых отраслях.

В экономической литературе часто встречается определение, которое достаточно кратко и ясно выражает понятие себестоимости:

Себестоимость — это выраженные в стоимостной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг).

Себестоимость определяется как стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, топлива, материалов, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию.

При планировании, учете и калькулировании себестоимости продукции предприятие имеет право суммировать в себестоимость также и иные произведенные им расходы и платежи, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы законодательство позволяет относить на себестоимость, и которые в дальнейшем являются составной частью формируемой цены товара, т.е. будут компенсированы предприятию потребителем его продукции.

В экономическом ракурсе себестоимость продукции представляет как стоимостное выражение любых издержек на ее производство и реализацию, именуемые затратами.

При анализе фактической себестоимости выпускаемой продукции, выявлении резервов и экономического эффекта от ее снижения используется расчет по экономическим факторам. Экономические факторы наиболее полно охватывают все элементы процесса производства - средства, предметы труда и сам труд. Они отражают основные направления работы коллективов предприятий по снижению себестоимости: повышение производительности труда, внедрение передовой техники и технологии, лучшее использование оборудования, удешевление заготовки и лучшее использование предметов труда, сокращение административно-управленческих и других накладных расходов, сокращение брака и ликвидация непроизводительных расходов и потерь.

Себестоимость продукции находится во взаимосвязи с показателями эффективности производства. Она отражает большую часть стоимости продукции и зависит от изменения условий производства и реализации продукции. Существенное влияние на уровень затрат оказывают технико-экономические факторы производства. Это влияние проявляется в зависимости от изменений в технике, технологии, организации производства, в структуре и качестве продукции и от величины затрат на ее производство. Анализ затрат, как правило, проводится систематически в течение года в целях выявления внутрипроизводственных резервов их снижения.

Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.

Смета затрат на производство - наиболее общий показатель, который отражает всю сумму расходов предприятия по его производственной деятельности в разрезе экономических элементов. В ней отражены, во-первых, все расходы основного и вспомогательного производства, связанные с выпуском товарной и валовой продукции; во-вторых, затраты на работы и услуги непромышленного характера (строительно-монтажные, транспортные, научно-исследовательские и проектные и др.); в-третьих, затраты на освоение производства новых изделий независимо от источника их возмещения. Эти расходы исчисляют, как правило, без учета внутризаводского оборота.

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен:

СР = СТ - ЗН + (СП2 - СП1), 1

где Ср - себестоимость реализованной продукции

Ст - себестоимость товарной продукции

Зн - повышенные затраты первого года массового производства новых изделий, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники

Сп1, Сп2 - производственная себестоимость остатков нереализованной (на складах и отгруженной) продукции соответственно на начало и конец года.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании и сравнительном анализе.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Остальные встречающиеся на практике показатели себестоимости можно подразделить по следующим признакам:

ü по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;

ü по длительности расчетного периода - месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;

ü по характеру данных, отражающих расчетный период фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;

ü по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.

 

1.2 Основные задачи и направления анализа себестоимости продукции.

Значение анализа себестоимости продукции:

1)себестоимость продукции является важнейшим показателем оценки эффективности использования трудовых, материальных и технических ресурсов, а значит, способствует проведению анализа эффективности работы всего предприятия, отдельных подразделений и видов деятельности;

2)снижение себестоимости продукции позволяет увеличить прибыль предприятия, что способствует улучшению финансового положения предприятия;

3)снижение себестоимости продукции означает экономию трудовых, материальных и технических ресурсов, а значит, есть резервы роста выпуска продукции и получения дохода;

4) снижение себестоимости продукции является важнейшим фактором увеличения прибыли предприятия, а значит, рентабельности продукции и улучшения финансового положения предприятия;

5) себестоимость продукции является основным ценообразующим фактором, поэтому анализ затрат и себестоимости продукции позволяет определить возможные резервы снижения единицы продукции;

6) снижение себестоимости продукции повышает конкурентоспособность продукции и предприятия, что обеспечивает в целом улучшение положения предприятия на рынке.

Задачи анализа затрат и себестоимости продукции:

1) дать объективную оценку работы предприятия в области снижения затрат и себестоимости продукции;

2) выявить и определить факторы, оказывающие влияние на динамику затрат и себестоимости продукции;

3) исчислить структуру затрат и выявить изменения в ней;

4) выявить возможные резервы снижения затрат и себестоимости продукции;

5) разработать конкретные мероприятия по мобилизации выявленных резервов снижения затрат и себестоимости продукции;

6) выявление упущенных возможностей снижения себестоимости;

7) оценка динамики и выполнения плана по себестоимости в разрезе элементов и статей затрат, себестоимости важнейших изделий.

Основные направления анализа:

1) оцен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.244 (0.011 с.)