Острый обструктивный бронхит 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Острый обструктивный бронхит



Для острого обструктивного бронхита характерным является свистящий выдох, какой слышно· на расстоянии, разнообразные сухие хрипы на выдохе, участие в акте дыхания вспомогательных мышц, эмфизема. До конца первой недели болезни кашель становится влажным, температура тела снижается. Период обратного развития длится 2—3 недели.

В анализе крови у больных острым бронхитом обнаруживают лейкопению или умеренный лейкоцитоз, увеличение ШОЕ.

Лечение. Режим постельный в течение 2—3 дней. В лихорадочном периоде показанным является увеличенное количество настоя шиповника, клюквенного морса, чая с лимоном, теплого боржома, молока с медом, при гипертермии — чаю с малиной, липовым цветом, мятой.

Специфическая терапия ГРВИ начинается из закапывания интерферона лейкоцитарного по 0,25 мл в оба носовых хода каждые 2 год в первые два дня болезни; при аденовирусной инфекции назначают закапывание в нос по 3-4 капли и в конъюнктивный мешок 1-2 капли каждые 3 год раствора дезоксирибонуклеазы (2 мг в 1 мл изотонического раствора натрия хлорида).

Если есть лихорадка, назначают уксусно-водные растирания, внутрь— амидопирин, анальгин (0,01 г/кг), отвлекающие средства (горчичники, растирание мазью календулы). При болезненном кашле делают паровые ингаляции с 2 % раствором натрия гидрокарбоната или ацетилцистеином, отсасывают слизь из верхних дыхательных путей. Отхаркивающие средства можно рекомендовать детям, старше 1 года (отвар алтея, мукалтин, сок подорожника, бромгексин, пертусин). При обструктивном бронхите назначают сборы трав: травы фиалки трехцветной и чебреца, листья подбела, плодов аниса, плодов шиповника. По 1 чайной, десертной, столовой ложке смеси (в зависимости от возраста) заливают 200—300 мл кипятка; употребляют настой по 50—60 мл 5—6 раз в день. Аскорбиновую кислоту, тиамин, рибофлавин дают вовнутрь в дозах, которые превышают физиологичную потребность в 2—4 разы.

Физиотерапевтическое лечение: в стационаре назначают электровихревые токи (ЕВС) на грудную клетку, УФО местное.

Антибиотикотерапия при остром бронхите целесообразна лишь для детей первых месяцев жизни с отягощенным преморбидным фоном (родовая травма, глубокая недоношеность, гипотрофия), при подозрении на наслоение бактериальной инфекции. Назначают пеницилин, оксациллин, ампиокс, гентамицин и другие, нитрофураны и сульфаниламиды при средней тяжести бронхита у детей старшего возраста.

Пневмония — это инфекционный воспалительный процесс в тканях легких, который приводит к нарушению газообмена в организме ребенка и появления дыхательной недостаточности.

Острая пневмония отмечается значительной распространенностью среди детей раннего возраста (среди детей первого года жизнь болеет около 2 %, среди детей первых трех лет – 0.5-0,6 %). Заболевание характеризуется тяжелым протеканием у детей раннего возраста и, к сожалению, нередко приводит к смерти – каждые семь секунд в мире от пневмонии умирает один ребенок. Медицинские работники разной специализации должны знать клинику, диагностику, лечение острой пневмонии у детей и уметь предотвращать это заболевание.

Этиология, патогенез и патоморфология. Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей являются важными факторами, которые предопределяют склонность к возникновению пневмонии, индуктируют ее высокую частоту и возможность перехода в хроническую форму. Чем меньший возраст ребенка, тем более выражены эти особенности, тем больший риск заболеть на пневмонию, тем тяжелее будет ее ход.

К анатомо-физиологическим особенностям, которые имеют большое значение для клинициста, можно отнести:

1) незавершенность дифференцирования тканей органов дыхания (легкое возникновение воспаления и более тяжелое поражение);

2) относительно меньшие размеры, более узкий просвет дыхательных путей, отсутствие нижнего носового хода к четырехлетнему возрасту, недоразвитие придаточных полостей носа (снижение газообмена);

3) нежность, рыхлость, слизистой оболочки, богатой сосудами, склонность к отекам (быстрое нарушение вентиляции легких);

4) ригидность хрящевого кольца, узость подсвязочного пространства гортани (воспаление, нарушение дыхания,стеноз,круп);

5) мягкость, податливость трахеи и бронхов, незначительное количество эластичных волокон (сдавление загрудинной железой, увеличенными лимфоузлами, раздвоенной дугой аорты -стридор) способствуют потому, что форсированный выдох приводит к сужению просвета и даже коллапса трахеи и бронхов (отек слизистой, гиперсекреция бронхиальных желез - обструкция разной степени выраженности: 1) обструктивнаягиповентиляция; 2) эмфизема; 3) ателектаз); 4) склонность к быстрому нарушению эвакуаторной функции трахеобронхиального дерева (хрупкость, незрелость реснитчатого эпителия), слабо выраженый пассивный компонент гипо-, гипертонического типов дискинезии; 5) в легких значительный удельный вес интерстициальной ткани, мало эластичной, много сосудов, легкое менее воздушно (выражен экссудативный компонент воспаления, легко развиваются ателектазы, эмфизема); 6) грудная клетка находится будто в постоянной фазе вдоха через горизонтальное размещение ребер, экскурсия легких незначительна (дыхание имеет брюшной характер, потому такие состояния, как метеоризм, увеличение печенки, наличие воздуха в желудке, гипотония мышц диафрагмы резко утруждают газообмен и увеличивают степень тяжести пневмонии). Необходимо подчеркнуть, что приведены анатомо-физиологические особенности тем более выраженные, чем меньший возраст ребенка. Вот почему в этот период жизни так часто развивается пневмония.

В возникновении данной болезни ведущую роль, рядом с анатомо-физиологическими особенностями, играют неблагоприятные условия внешней среды (охлаждение, нерациональное выкармливание, в частности, искусственное, дефекты досмотра и гигиены, длительное пребывание в сыром помещении и тому подобное) и внутренней среды (перенесенные раньше острые инфекционные заболевания, рахит, гипотрофия, анемия, экссудативно-катаральная аномалия конституции, родовая травма, асфиксия). Состояние реактивности организма ребенка и его защитных сил имеет важное значение в возникновении и развитии пневмонии.

Этиология. Внебольничные пневмонии вызываются:

· у детей от 1 до 6 мес.: вирусы (РС, парагриппа), кишечная палочка и другая грам- негативная флора, стафилококки.

· у детей от 6 мес. до 6 лет: пневмококк, Н.influenzae типа В.

· у детей от 7 до 15 лет: стрептококк, пневмококк.

Внутрибольничные: кишечная палочка, K.pneumoniae, протей, энтеробактер, псевдомонас,стафилокок.

Острые деструктивные пневмонии: стафилококк, пневмококк, вирусно-микробные ассоциации, протей, легионела, синегнойная палочка, клебсиела, гемофильная палочка.

В результате анализа 323 случаев смерти детей от пневмонии (данные секций по Тернопольской области), которая составляет 37% аутопсий за последние 5 лет, установлено, что от этой болезни дети умирают по большей части в возрасте до 1 года (97%), в течение первой недели умирает 66 % новорожденных. У детей к месячному возрасту пневмония чаще является основным заболеванием (79%), реже развивается как осложнение других заболеваний (21%). У детей возрастом больше 1 мес. пневмония как основное заболевание встречается в 17%, как осложнение - в 83% случаев.

В новорожденных по большей части развивается аспирационная пневмония (53 %), гриппозная (22 %) и на фоне пневмопатий (14 %). У детей возрастом больше 1 мес. бронхопневмония развивается в 95% случаев, крупозная - в 3,5 %, интерстициальная - в 1,5 %. У них преобладают полисегментарные (43%) и крупно-очаговые (27%) пневмонии. По характеру воспаления у новорожденных преобладают серозно-геморрагические пневмонии, у детей старшего возраста - фибринозные и гнойные.

Клинические проявления болезни у детей раннего возраста зависят от пола (по большей части болеют мальчики, в них же чаще отмечается летальный конец пневмонии), возраста (чем меньший возраст ребенка, тем более тяжелое протекание, тем более частый летальный конец), преморбидного состояния организма (пневмония тяжелее протекает на фоне недоношености, гипотрофии, рахита, экссудативно-катаральной аномалии конституции), характера возбудителя (стафилококковые пневмонии всегда протекают тяжело, пневмококковые-легче). В раннем возрасте пневмонии преимущественно развиваются на фоне ГРВИ, кори, коклюша и других заболеваний, потому протекание и тяжесть болезни зависят также и от характера вирусной (тяжелее на фоне респираторно-синцитиальной, гриппозной, коревой) или бактериальной (стафилококковый сепсис) инфекции. Все вышеупомянутое определяет индивидуальные особенности хода пневмонии.

В большинстве детей начало заболевания постепенно, проявляется респираторной симптоматикой (чихание, насморк, сухой кашель), незначительным повышением температуры, легким периоральним цианозом при беспокойстве, бледностью кожи, капризностью, вялостью, сонливостью, негативной реакцией на окружающее. Дальше появляются признаки нарушения внешнего дыхания: учащенное и поверхностное дыхание, нарушение его ритма (неравномерность, аритмия, периодические апноэ), одышка, изменение соотношения дыхания и пульса (в норме — 1:3,5-4) до 1:2,5-1,5. Необходимо помнить и о том, что при крайне тяжелом состоянии может развиться сердечно-сосудистая недостаточность, которая характеризуется резким учащением сердечных сокращений и частыми апноэ, тогда соотношение дыхания и пульса будет "нормальным" — 1:4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.200 (0.006 с.)