Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рабочий проект. Типовые и экспериментальные проектыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При одностадийном проектировании выполняется рабочий проект, который по структуре аналогичен проекту (см. раздел 1.7) и содержит рабочую документацию на весь объем при продолжительности строительства до двух лет, а при большей продолжительности на годовой объем СМР. С учетом специфики проектирования и сложности объектов министерства и ведомства могут сокращать состав и содержание разделов рабочего проекта по сравнению с обычными. Специфика может быть отражена в специально разрабатываемых эталонах рабочего проекта. Требования к согласованию, экспертизе и утверждению рабочего проекта такие же, как и проекта. Однако одностадийность позволяет значительно сократить общий срок проектирования и быстрее приступить к строительству. Типовые проекты предусматривают приведение к единообразию проектных решений объектов массового строительства или многократно повторяющихся (горных выработок, зданий, сооружений, технологических узлов и целых предприятий). Разработка типовых проектов направлена на обеспечение строительства готовыми экономичными проектами, в которых заложены высокие эксплуатационные и строительные качества сооружаемых объектов. К типовым относятся следующие виды проектов: чертежи типовых конструкций, архитектурных и монтажных деталей; типовые секции, пролеты, технологические узлы, линии и участки, планировочные схемы, комплексные типовые проекты для строительства предприятий, зданий и сооружений. Для подземных сооружений, как правило, разрабатывают типовые сечения горных выработок, типовые обделки, камеры и др. или типовые проекты станций метрополитена, зданий административно-бытовых комбинатов, компрессорных и т.п. Типовые проекты выполняют на основе унификации планировочных и конструктивных решений, зданий и сооружений, а также технологического оборудования. Такие проекты должны быть привязаны к конкретной площадке строительства с учетом особенностей района строительства, местных цен на материалы и изделия. В эти проекты при необходимости разрешается вносить изменения в связи с использованием более прогрессивных технологических процессов, объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих снижение стоимости и улучшение технико-экономических показателей объектов строительства. Изменения вносят с учетом использования типовых унифицированных конструкций и при согласовании с подрядной строительной организацией. Экспериментальные проекты отличаются новизной и неизвестностью работы в реальных условиях новых конструкций, элементов, деталей, объемно-планировочных и архитектурных решений, необходимостью организации современных методов эксплуатации подземных сооружений, организации изготовления новых конструкций и деталей, проверки прогрессивных организационных форм и технологии строительного и горно-проходческого производства. Экспериментальное проектирование основывается на научно-исследовательских работах, обеспечивающих сокращение сроков и трудовых затрат, снижение стоимости строительства, повышение степени надежности и долговечности зданий и сооружений. Задания на проектирование и проектно-сметная документация экспериментальных проектов разрабатывают и утверждают в соответствии с порядком, установленным для обычного строительства. Однако издержки и затраты проектных, изыскательских, научно-исследовательских, конструкторских и подрядных строительно-монтажных организаций при экспериментальном проектировании и строительстве значительно выше, чем по обычным зданиям и сооружениям. Поэтому в сметы на экспериментальное строительство включают все единовременные затраты, связанные с проведением эксперимента. Эти затраты выделяют отдельной строкой и не учитывают в расчетах технико-экономических показателей экспериментальных объектов. Проектные и научно-исследовательские организации наблюдают за строительством экспериментальных объектов и осуществляют контроль за соблюдением цели эксперимента. По объектам экспериментального строительства, введенным в эксплуатацию, проектные и научно-исследовательские организации составляют научно-технические отчеты, в которых даются рекомендации по использованию результатов эксперимента.
МЕТОДЫ ИНЖЕНЕРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ Исходные данные для проектирования
В состав исходных материалов, используемых при составлении задания на проектирование [7], а затем при разработке проекта, входят: обоснование инвестиций в строительство объекта и решение местного органа исполнительной власти о месте его размещения; акт выбора земельного участка и архитектурно-планировочное задание; технические условия на присоединение проектируемого объекта к источникам снабжения, инженерным сетям и коммуникациям; сведения о проведенных с общественностью обсуждениях решения о строительстве объекта; данные научно-исследовательских работ (НИР) и опытно-конструкторских разработок (ОКР) применительно к объекту проектирования; материалы инвентаризации и решение о сносе зданий и сооружений и компенсаций за них; данные о состоянии природной окружающей среды и источника загрязнения; материалы инженерных изысканий; обмерочные чертежи зданий, сооружений, подземных и наземных сетей и коммуникаций. При проектировании реконструкции объекта дополнительно представляют материалы обследования действующего объекта, его планировку, спецификацию и состояние оборудования, условия размещения временных зданий и сооружений, подъемно-транспортных машин, места складирования строительных материалов и т. п. Инженерные изыскания: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, конструкторские, технологические и др. – выполняют для получения нескольких видов исходных данных к проектированию, характеризующих условия среды, в которой объект будет строиться и эксплуатироваться. Для выполнения изысканий заказчик составляет техническое задание, а исполняющая организация разрабатывает программу изысканий. Материалы по ним оформляют в виде отчетов, необходимых для разработки проектно-сметной документации. Для строительства подземного сооружения опасны не столько неблагоприятные геологические условия, сколько недостаточная их изученность или неточность оценки с точки зрения выбора оптимального инженерного решения. Поучительны примеры строительства Симплонского железнодорожного тоннеля в Европе или Северо-Муйского тоннеля на БАМе, когда на стадии разведки не были выявлены многочисленные геологические разломы и аномалии, зоны горячих источников подземных вод и другие неблагоприятные явления, существенно затруднившие строительство и удлинившие его срок. При инженерно-геодезических изысканиях осуществляют сбор и анализ топографических карт и планов, фотопланов, фотосхем, землеустроительных планов в масштабах 1: 100 000-1: 5 000. В необходимых случаях организуют полевое обследование территорий строительной площадки и трасс внеплощадочных коммуникаций. Топографо-геодезические и аэрофотосъемочные материалы и результаты полевого обследования служат для составления ситуационных планов в масштабе 1: 25 000-1: 5 000 с указанием размещения площадки в районе строительства. На планы наносят границы площадки, предлагаемые трассы и возможные точки примыкания внеплощадочных коммуникаций, а также границы участков ценных сельскохозяйственных угодий, землепользований, перспективной застройки, залежей полезных ископаемых и других объектов. В процессе инженерно-геодезических изысканий составляют схемы геодезических сетей, вычисляют их рабочие координаты и высоты опорных пунктов, а также координаты и высоты горных выработок, геофизических, гидрофизических, гидрогеологических, гидрологических и других точек, необходимых для разработки генерального плана. По результатам тахеометрической съемки, нивелирования и горизонтальной съемки составляют топографические планы, продольные профили трасс, схемы планово-высотной привязки горных выработок и других точек. Инженерно-геологические изыскания направлены на изучение физико-географических, геологических, геоморфологических, гидрогеологических и других природных условий строительства. На основе собранных материалов и результатов аэрофотосъемки разрабатывают гипотезу об инженерно-геологических условиях площадки строительства и определяют задачи непосредственных наблюдений на местности рекогносцировки. В целях комплексного изучения оценки инженерно-геологических условий района строительства проводят инженерно-геологическую съемку, в состав которой входят работы по дешифрированию аэрофотоматериалов, маршрутные наблюдения, проведение шурфов и скважин, геофизические исследования, полевые и лабораторные исследования состава и свойств грунтов, горных пород и др. Для получения характеристики горных пород в зоне строительства выполняют инженерно-геологическую разведку. В ее состав входят работы по проведению разведочных горных выработок, полевые и лабораторные исследования горных пород, геофизические, опытно-фильтрационные исследования и др. Распространенным способом изысканий является бурение скважин с отбором проб через 0,5 м в слабых породах и колонковое бурение со взятием керна в скальных породах. Глубину скважин назначают на 6 м больше глубины заложения подошвы подземного сооружения. При длине тоннеля до 200 м с земной поверхности пробуривают 7 скважин, из которых три располагают по оси тоннеля, а четыре – на двух поперечных сечениях. При большей длине тоннеля скважины располагают вдоль его оси через 150 м. При глубине заложения тоннеля свыше 300 м трудоемкость и стоимость бурения разведочных скважин со взятием образцов пород существенно возрастает. В этом случае необходимы дополнительные геофизические методы исследования, которые дают косвенное представление о строении горного массива. Применяют вертикальное электрическое зондирование, электропрофилирование, сейсмоакустические методы, ультразвуковой каротаж, радиоизотопные и другие методы. С помощью геофизических методов изучают строение массива, устанавливают границы зон тектонических нарушений и трещиноватости, выявляют и оконтуривают полости естественного (карстовые пустоты) и искусственного (заброшенные горные выработки) происхождения, устанавливают положение уровня подземных вод, определяют физико-механические свойства пород и т.п. При исследовании толщи горных пород с целью обоснования места расположения подземных сооружений в городских условиях число разведочных скважин увеличивают, так как подземное строительство связано с опасностью осадок поверхности и расположенных на ней зданий и сооружений. Физико-механические свойства горных пород определяют в натурных условиях и лабораторными методами. Данные натурных исследований деформационных характеристик горных пород, необходимые для расчета и проектирования обделок гидротехнических и транспортных тоннелей, определяют, например, вдавливанием штампов на обнажениях пород в сочетании с сейсмоакустическими и прессиометрическими методами. Лабораторные методы применяют для определения гранулометрического состава, природной влажности, плотности, сопротивления срезу и одноосному сжатию (). Последнее используют, в частности, для определения коэффициента крепости пород по Протодьяконову , где – коэффициент структурного ослабления. Инженерно-гидрометеорологические изыскания проводят для получения исходных данных по речной и морской гидрогеологии и климатологии, а также для оценки возможных изменений гидрометеорологических условий под воздействием строительства и эксплуатации сооружения. Особое значение эти данные имеют при строительстве подземных ГЭС, сведения о водных расходах в период прохождения паводков и половодий и данные о твердом стоке и его распределении в году. Устанавливают зависимости между уровнем воды в реке от ее расхода, которые представляют в виде кривых для летнего и зимнего периодов. Приводят сведения о ледовых явлениях: начало и окончание ледохода, толщина ледового покрытия, данные об образовании донного льда, шуги и заторах; об испарении с водной поверхности водохранилища и сведения о возможной фильтрации воды из проектируемого водохранилища. Высокое качество проектов конструкций подземных сооружений, технологии, механизации и организации их строительства может быть обеспечено только при использовании научных прогнозов краткосрочного (5-7 лет), среднесрочного (10-15 лет) и долгосрочного (20-25 лет) характера, в зависимости от значимости, срока службы и проектной продолжительности строительства объекта. Составление прогнозов заказывают профильным научным институтам, лабораториям, высшим учебным заведениям или отдельным ученым и крупным специалистам. К таким НИИ можно отнести, в частности, в отрасли транспортного строительства – ЦНИИС (с его региональными отделениями и лабораториями), городского подземного строительства – НИИОСП, гидротехнического строительства – «Оргэнергострой» и ВНИИГ им. Веденеева, горного дела – ИГД им. А.А. Скочинского, горной геомеханики – ВНИМИ и т.д. Многие научные силы имеются в известных вузах горного, транспортного и строительного профилей многих крупных городов (Санкт-Петербург, Москва, Екатеринбург, Тула и др.). Проекты подземных и наземных сооружений должны обеспечивать не только их высокие эксплуатационные качества, но и быть технологичными в процессе строительства. Последнее предполагает возможность использования комплексов высокопроизводительного оборудования с уровнем надежности, исключающим простои строительных участков по причине отказов оборудования в рабочие смены. Конструкции сооружений, механизация их возведения и организация строительных работ должны обеспечивать устранение или максимальное снижение трудоемких и опасных ручных операций, создание комфортных условий труда, его высокую производительность. Рассмотрим два примера такого рода. Пример 1. При проектировании и строительстве линий метро глубокого заложения протяженностью 5-10 км в Санкт-Петербурге при расстояниях между станциями 1,5-2,0 км могут быть использованы щитовые механизированные комплексы типа КТ1-5,6 с блочной обделкой, разжимаемой на породу в лотке тоннеля. При стабильной скорости проходки перегонных тоннелей (около 1000 м/мес.) указанный участок линии метро может быть пройден за 5-10 мес. одной парой комплексов, а следовательно, с одной парой монтажных и демонтажных камер и выполнением соответствующих монтажно-демонтажных работ. Для этого необходимо выполнять следующие условия: 1. Конструкции станций при поточно-сквозной организации строительства должны обеспечивать возможность сквозного прохода щитовых комплексов через станции, строительство которых могло бы выполняться до, в период и после проходки «пилот-тоннелей» этими комплексами. 2. Уровень надежности проходческих комплексов должен обеспечивать их работоспособность без капитального ремонта на заданной длине трассы. 3. Принятые системы транспорта, вентиляции, электроснабжения, водоснабжения и прочие должны обеспечивать с необходимым запасом упомянутые темпы проходки при минимальных затратах. 4. Производственный персонал должен обладать необходимой квалификацией, неуклонно соблюдать технологию работ, обеспечивать операционный контроль производственных процессов и регулярно составлять исполнительную документацию. Пример 2. При проектировании и строительстве городских канализационных сетей на малых глубинах обычно используют закрытый щитовой или открытый котлованный способы строительства. Они трудоемки и затратны, а второй из них еще и нарушает нормальную эксплуатацию улиц, дорог, площадей. Известны и успешно применяются бестраншейные (закрытые) методы прокладки труб диаметром до 2 м с применением комплексов оборудования с автоматизированным управлением и контролем производственных процессов (например, фирмы «Херренкнехт»). Этот метод обеспечивает механизированную разработку породы в забое тоннеля и последовательное проталкивание высокопрочных железобетонных труб из строительных колодцев, расположенных по трассе тоннеля с шагом 50-100 м. Работы выполняются, практически, без нарушения транспортных потоков города, быстро, точно, при комфортных условиях труда персонала. Поскольку в проект нужно закладывать конструкции сооружений, технологии их возведения и машинные комплексы, опережающие уровень текущего дня лет на десять, то проектные организации должны регулярно следить за изобретениями в своих областях, находить самые новые патентоспособные решения, работать в содружестве с учеными и изобретателями, отслеживать публикации по рассматриваемым вопросам в технических журналах, сборниках трудов, докладов, изобретений и пр.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 1041; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.216 (0.011 с.) |