Раздел 1 основы бухгалтерского учёта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1 основы бухгалтерского учёта.



РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА.

Тема 1.1 Предмет и метод бухгалтерского учёта.

1. Основные задачи и требования бух учета в соответствии с законом.

Виды учёта. Измерители, применяемые в учете.

Понятие предмета бухгалтерского учёта. Объекты бух. учета

Классификация источников формирования имущества.

Метод бухгалтерского учёта. Элементы метода бухгалтерского учёта.

1.Основные задачи и требования бух учета в соответствии с законом.

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ, с последующими редакциями (устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учёта в Российской Федерации)

Бухгалтерский учет - это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источниках его формирования, (обязательствах) и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта (юридического лица).

 

В данном определении отражены основные этапы учетного процесса (наблюдение за учетным объектом, измерение, регистрация, обработка учтенной информации и передача пользователям) и основные отличия бухгалтерского учета от статистического и оперативного:

· ограничение его рамками хозяйствующего субъекта, в связи с чем бухгалтерский учет имеет гораздо более узкие рамки, чем статистический, изучающий помимо хозяйственной деятельности другие стороны общественной жизни, но более широкие, чем оперативный учет, относящийся только к отдельным сторонам хозяйственной деятельности предприятий; отражение всей информации об имуществе, обязательствах и хозяйственных операциях предприятия, в связи с чем он должен быть сплошным и непрерывным, что необязательно для статистического и оперативного учета;

 

· отражение его объектов в стоимостной оценке, что также не обязательно для других видов учета.

 

Бухгалтерский учет обязаны вести все юридические лица, действующие на территории РФ. Прочие организации или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

 

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

· формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, налоговыми, финансовыми и банковскими органами и иными заинтересованными организациями и лицами;

 

· обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

 

· своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности;

 

· выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование; оценка фактического использования выявленных резервов.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета.

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

 

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

 

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

 

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

 

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

 

Виды учёта.

В настоящее время существуют следующие виды учёта:

Хозяйственный учет — это количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных и общественных явлений, т.е. это учет, отражающий всю деятельность предприятия (организации). Возник он в целях производства материальных благ. Осуществляется он посредством непрерывного наблюдения, количественного измерения показателей хозяйственных процессов и их обобщения, контроля. Таким образом: хозяйственный учет отражает и контролирует процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Система учета включает в себя оперативный учет, бухгалтерский учет, статистический учет.

Оперативно-технический

Этот вид учёта даёт возможность получить определённые сведения о каких-то предметах, явлениях в момент их совершения в целях управления и контроля ими. Этот учёт очень быстрый, но не достаточно точный и может быть проверен другими видами учёта. Например: с помощью этого вида учет, а фирма может представить своему руководству сведения о выпуске продукции за один час. В этом учёте применяются натуральные измерители.

Статистический

Этот учёт представляет собой массовое обобщение экономических явлений. Задачей статистики являются: сбор данных, обработка их и представление полученных показателей правительственным органам. В статистическом учёте используются свои приёмы и методы, такие как: средние величины, группировки, перепись населения, обследования и другие. В статистическом учёте применяются все три измерителя

Бухгалтерский учёт

Этот учёт ведётся на каждом предприятии, организации и фирме. Бухгалтерский учет учитывает средства данной организации и источники их образования. Бухгалтерский учет является сплошным учётом, непрерывным во времени и строго документальным.

В бухгалтерском учете используются свои приёмы и методы, такие как: документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, отчётность и другие. Используются все три измерителя.

Все три вида учёта образуют единую систему народно-хозяйственного учёта, их единство заключается в следующем:

1) во всех видах учёта применяются одни и те же первичные документы

2) показатели одного учёта дополняют показатели другого учёта, давая всестороннюю цифровую характеристику хозяйственных явлений.

 

Для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете используют три вида измерителей: натуральный, трудовой и стоимостной.

Натуральные измерители необходимы для получения информации об объектах учета в количественном выражении. В зависимости от физических свойств и особенностей учитываемых объектов применяются те или иные натуральные измерители: килограммы, центнеры, тонны, штуки, метры, гектары, литры, кубические метры.

 

Трудовые измерители применяются для учета количества затраченного рабочего времени. Такими измерителями являются человеко-часы, человеко-дни. В ряде случаев трудовые измерители применяются в сочетании с натуральными.

 

Денежные измерители используют для обобщения учитываемых объектов в единой оценке, то есть в денежном выражении (в рублях). В бухгалтерском учете денежный измеритель применяется в сочетании с натуральными и трудовыми измерителями. Этот измеритель является обобщающим, универсальным и наиболее важным в учете.

 

Тема 1.2 Бухгалтерский баланс.

1. Бухгалтерский баланс, его содержание и строение. Общая характеристика актива и пассива баланса.

Внеоборотные

· Нематериальные активы;

· Основные средства;

· Незавершенное производство;

· Доходные вложения в материальные ценности;

· Долгосрочные финансовые вложения;

· Отложенные налоговые активы;

· Прочие внеоборотные активы.

Оборотные.

· Запасы;

· НДС;

· Дебиторская задолженность;

· Краткосрочные финансовые вложения;

· Денежные средства;

· Прочие оборотные активы.

Пассив баланса отражает источники формирования (образования) имущества.

Пассивы организации- это капиталы, резервы, а так же кредиторские обязательства, возникшие у организации в процессе ведения хозяйственной деятельности.

Пассивы подразделяются на:

Капитал и резервы.

· Уставный капитал;

· Собственные акции, выкупленные у акционеров;

· Добавочный капитал;

· Резервный капитал;

· Нераспределенная прибыль;

Долгосрочные обязательства.

· Займы и кредиты;

· Отложенные налоговые обязательства;

· Прочие долгосрочные обязательства.

Тема 1.4 План счетов бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Раздел I. Внеоборотные активы Счета 01-09

Раздел II. Производственные запасы Счета 10-19

Раздел III. Затраты на производство Счета 20-39

Раздел IV. Готовая продукция и товары Счета 40-49

Раздел V. Денежные средства Счета 50-59

Раздел VI. Расчеты Счета 60-79

Раздел VII. Капитал Счета 80-89

Раздел VIII. Финансовые результаты Счета 90-99

Забалансовые счета Счета 001-011

РАЗДЕЛ 2 ФИНАНСОВЫЙ УЧЁТ.

Организация и порядок ведения кассовых операций. Оформление приёма и выдачи наличных денег в кассе.

Ревизия кассы. Оформление результатов ревизии кассы.

Оформление приёма и выдачи наличных денег в кассе.

На каждом предприятии и в каждой организации имеется касса. Движение денег в кассе ведёт кассир. Кассиром не может быть человек, находящийся под следствием. Учёт движения денег в кассе ведётся на основании положений о ведении кассы.

Для каждой организации банк устанавливает лимит денег кассы. Учёт движения денег в кассе ведётся на основании приходных и расходных кассовых ордеров в кассовой книге.

Деньги приходуются в кассе на основании приходных кассовых ордеров.

Приходный кассовый ордер должен быть оформлен соответствующим образом. В нём должны быть заполнены все имеющиеся реквизиты. Приходный кассовый ордер состоит из приходного ордера и квитанции.

Лицо, внёсшее деньги в кассу получает от кассира квитанцию, которая подтверждает поступление денег в кассу. Квитанция является оправдательным документом.

Выдача денег из кассы осуществляется на основании расходных кассовых ордеров. Расходный кассовый ордер подписывается бухгалтером, главным бухгалтером и руководителем организации. Никаких исправлений в приходном кассовом ордере и расходном кассовом ордере не допускаются. В настоящее время наличные деньги из кассы выдаются в незначительных суммах. Как правило, это средства для поездки в командировку или подотчёт на расходы.

 

Учет финансовых вложений.

Учет финансовых вложений.

 

Учет ценных бумаг организация ведет в книге учета ценных бумаг. В этой книге фиксируются все операции, связанные с куплей и продажей ценных бумаг.

Эта книга имеет следующие реквизиты:

- наименование эмитент

- номинальная стоимость ценных бумаг

- покупная стоимость ценных бумаг

- номер и серия

- общее количество

- дата покупки

- дата продажи.

Эта книга должна быть сброшюрована, скреплена печатями организации и должны быть проставлены подписи главного бухгалтера и руководителя организации.

Учет операций по движения ценных бумаг ведется в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учет, бухгалтерской отчетности и плана счетов.

Все финансовые вложения учитываются на активном счете №58 «Финансовые вложения». Начальное дебетовое сальдо показывает сумму произведенных финансовых вложений на начало отчетного периода. Дебетовый оборот показывает все операции по оприходованию ценных бумаг, а также вклады в другие организации в связи с приобретением ценных бумаг. Кредитовый оборот отражает операции по погашению выкупленных ценных бумаг, а также сумму возвращенных займов.

Учет финансовых вложений ведется по субсчетам на счете №58.

На первом субсчете учитываются инвестиции организации, вложенные в приобретение акций и долей и средства, вложенные в уставный капитал другой организации.

На втором субсчете учитываются долговые ценные бумаги (облигации).

На третьем субсчете – займы, предоставленные организацией юридическим и физическим лицам.

На четвертом – вклады по договорам простого товарищества.

В состав фактических затрат, связанных с финансовыми вложениями входят:

1) суммы, связанные с приобретением ценных бумаг, которые уплачиваются специализированным организациям, консультационные услуги

2) вознаграждения, выплачиваемые посредническим организациям, которые принимают участие в приобретении ценных бумаг

3) расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым при приобретении ценных бумаг.

Все затраты должны быть подтверждены первичными документами, такими как:

- выписка из реестра акционеров

- выписка из счетов дел

- акции, сертификаты

- выписки банка и другие.

 

Операции:

1. С расчетного счета перечислены за приобретенные акции долговые ценные бумаги.

Д-т 58/1, 2

К-т 51

 

2. С расчетного счета перечислено за приобретенные организацией паи и доли.

Д-т 58/1

К-т 51

 

3. Уплачены поступившие ценные бумаги в счет оплаты акциями, долями, паями в общество с ограниченной ответственностью (ООО) в счет вклада в уставный капитал.

Д-т 58/1

К-т 75/1

 

4. Приобретены ценные бумаги по покупной стоимости у поставщика.

Д-т 58/1, 2

К-т 60

 

5. Списана стоимость проданных ценных бумаг.

Д-т 91/2

К-т 58/1, 2

 

6. На расчетный счет поступили средства от продажи ценных бумаг.

Д-т 51

К-т 91/1

 

Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги учитывается на пассивном счете №59 «Резервы под обесценение финансовых вложений».

 

Операции:

1. Начислен резерв под обесценение вложений в ценные бумаги.

Д-т 91/2

К-т 59

 

2. Доначисляется сумма резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.

Д-т 91/2

К-т 59

 

3. Уменьшается сумма ранее начисленного резерва под обесценение вложений в ценные бумаги.

Д-т 59

К-т 91/1

 

 

Учет использования прибыли.

Учет использования прибыли.

Финансовым результатом работы организации является прибыль или убытки, полученные в результате работы организации.

В современных условиях прибыль организации складывается из совокупности финансовых результатов:

1) прибыль или убытки, полученные от продажи продукции

2) прибыль, полученная от операционной деятельности организации.

Под операционной деятельностью организации понимают прибыль или убытки, полученные по счету №91, доходы и расходы, полученные от чрезвычайных ситуаций и прочие доходы и расходы. Следовательно, прибыль или убытки в целом по предприятию складываются из прибыли или убытков, полученных по счетам №90 и №91 и другой прибыли или убытков, полученных на счете №99.

Конечный финансовый результат деятельности организации за истекший год отражается на активно-пассивном счете №99 «Прибыли и убытки». Сальдо на этом счете показывает с нарастающим итогом с начала года до отчетного периода. Начальное дебетовое сальдо показывает убытки. Начальное кредитовое сальдо показывает прибыль. По дебету счета №99 отражаются все потери и расходы, по кредиту счета отражается прибыль и расходы организации. Сопоставлением дебетового и кредитового оборота определяют конечный финансовый результат отчетного года. Если кредитовый оборот превышает дебетовый, то эта разница будет показывать прибыль и конечным будет кредитовое сальдо. Если дебетовый оборот больше кредитового оборота, то разница между ними будет показывать убытки, полученные в организации. На счете №99 сальдо может быть либо только по дебету, либо только по кредиту.

 

Операции:

1. От продажи продукции получена прибыль.

Д-т 90/9

К-т 99

 

2. От продажи продукции получены убытки.

Д-т 99

К-т 90/9

 

3. Сальдо прочих доходов и расходов списывается на прибыль в организации.

Д-т 91/9

К-т 99

 

4. Сальдо прочих доходов и расходов списывается на убытки организации.

Д-т 99

К-т 91/9

 

5. Потери и расходы, связанные с чрезвычайными ситуациями и обстоятельствами (наводнение, пожар), списываются на убытки.

Д-т 99

К-т 10, 70, 69/1, 2, 3

 

6. Доходы, полученные в результате чрезвычайных ситуаций и обстоятельств, списываются на прибыль.

Д-т 50, 51

К-т 99

 

7. Начисляется налог на прибыль в бюджет.

8. Д-т 99

9. К-т 68

РАЗДЕЛ 1 ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.140.227 (0.072 с.)