Способы преодоления информационного неравенства в ВУЗах России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы преодоления информационного неравенства в ВУЗах России



 

Для преодоления информационного неравенства в ВУЗах России активно разрабатываются информационные среды, электронные образовательные ресурсы и обучающие программы, библиотечные автоматизированные системы, программированное обучение и многое другое.

Информационные среды предназначены для управления ВУЗом. Внедрение такого комплекса позволяет существенно улучшить качество управления всеми звеньями, обеспечивающими учебный процесс. Информационная среда работает в локальной сети учебного заведения, к которой могут быть подключены различные категории пользователей: ректор, проректора, учебно-методический отдел, архив и другие. Результаты работы комплекса (расписания занятий, учебные планы, оценки студентов) могут быть доступны для студентов в Интернет (Лавров, Е.А. Адаптивная информационная среда для вуза: опыт и перспективы / Е.А. Лавров, Н.Л. Барченко, А.В. Клименко, Ю.В. Трубников, С.И. Назаров // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная среда ВУЗа XXI века». - 2010).

Электронные образовательные ресурсы и обучающие программы могут быть предназначены для предоставления новой информации и для проверки уже имеющихся у студентов знаний (тестирование). Такие программы могут обеспечивать возможности подстройки к обучаемому (его уровню знаний, скорости и пути продвижения по изучаемому материалу) (Новикова, С.С. Электронный учебный комплекс как средство повышения качества обучения курсантов в информационной образовательной среде военного вуза / С.С. Новикова // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная среда ВУЗа XXI века». - 2010).

В ВУЗах России появляются библиотечные автоматизированные системы, позволяющие отслеживать библиотечные фонды, вести их учет обращения, осуществлять электронную книговыдачу, удаленно обслуживать читателей (Плотникова, В.А. Современная библиотека образовательного учреждения: Пособие для системы доп. проф. образования / В.А. Плотникова, Макарова Т.С., Мошковская Т.В., Кабашева О.В., Шумихина И.А. и др. - М.: Федерация Интернет Образования, 2005. - С.49). В городе Санкт-Петербург в НГУ им. Лесгафта с 1999 года работает электронная библиотечная система «ЭлМАРК», которая позволяет всем отделам библиотеки работать в единой электронной базе данных.

Программированное обучение привлекает внимание различных специалистов, в частности специалистов в области физической культуры, интенсивностью обучения, быстрым и устойчивым формированием самостоятельности у обучаемых, эффективностью средств и методов обучения. Программированное обучение в физической культуре включает в себя разнообразные компьютерные программы. Программированное обучение предполагает контроль за пространственными, временными, силовыми и другими характеристиками при освоении двигательных действий, с установкой на повышенное внимание.

Предполагается, что положительный эффект от выполнения таких заданий может быть получен благодаря формированию более точных представлений о мерах времени, пространства и прикладываемых усилий (Ганжеко, Ю.В. Программированное обучение на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении / Ю.В. Ганжеко, А.Н. Базанов, Е.А. Краснов // Материалы II-ой Международой научно-технической и научно- методической конференции. - СПб.: СПбГУТ, 2013. - С.1063)

 

 

Подводя итоги, хочется сказать, что сегодня появились новые технические средства с колоссальными обучающими ресурсами, которые принципиально влияют на организацию учебного процесса, увеличивая его возможности. Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса (Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. – С.54-55).

 

 

Заключение

 

В данной работе мной было рассмотрено понятие информационного неравенства, означающее новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших ИКТ. Проанализированы некоторые исследования по проблеме информационного неравенства, позволяющие сделать вывод о том, что Россия на данный момент отстает в развитии информационных технологий от ряда других развитых стран. Однако правительство РФ старается содействовать становлению информационного общества в нашей стране. Было выявлено, что информационная культура большинства людей формируется в недрах образовательной системы. Поэтому на сегодняшний день ВУЗы России активно ищут пути преодоления информационного неравенства молодежи.

Написание моей магистерской диссертации позволит выявить педагогические условия преодоления информационного неравенства студентов в образовательном процессе физкультурного ВУЗа, что является актуальным на сегодняшний день.

Успешное преодоление информационного неравенства студентов, в частности студентов физкультурных ВУЗов, в процессе их обучения – необходимое условие развития современного образования.

 

Список литературы

 

1 Балашова, А. Доступ к интернету закрепляют в Конституции / А. Балашова, Е. Геращенко // Газета "Коммерсантъ" от 03.02.2016. - 2016. - №17

2 Вершинская, О.Н. Проблема информационного неравенства и пути ее решения: материалы депутатских слушаний / О.Н. Вершинская. - М.: Институт развития информационного общества, 2001. - 47с.

3 Вершинская, О.Н. Информационно-коммуникационные технологии и общество / О.Н. Вершинская. - М.: Наука, 2007. - 203с.

4 Ганжеко, Ю.В. Программированное обучение на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении / Ю.В. Ганжеко, А.Н. Базанов, Е.А. Краснов // Материалы II-ой Международой научно-технической и научно- методической конференции. - СПб.: СПбГУТ, 2013. – 1291с.

5 Денисова, Ж.А. Информационное неравенство и его воздействие на социальные процессы в российском обществе: Автореф. дис. … канд. социол. наук / Ж.А. Денисова; РАН Институт соц.-полит. исследований. - М.: [Б. и.], 2001. - 26с.

6 Еляков, А.Д. Современное информационное общество / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. - 2001. - №4

7 Иванченко, Д.А. Информатизация высшей школы: современные подходы и инструменты реализации: Коллективная монография / Под ред. Д.А. Иванченко. - М.: Октопус, 2014, - 192с.

8 Лавров, Е.А. Адаптивная информационная среда для вуза: опыт и перспективы / Е.А. Лавров, Н.Л. Барченко, А.В. Клименко, Ю.В. Трубников, С.И. Назаров // IV Всероссийская научно-практическая конференция «Информационная среда ВУЗа XXI века». – 2010

9 Новикова, С.С. Электронный учебный комплекс как средство повышения качества обучения курсантов в информационной образовательной среде военного вуза / С.С. Новикова // IV Всероссийская научно-практическая конференция

 

 

10 Плотникова, В.А. Современная библиотека образовательного учреждения: Пособие для системы доп. проф. образования / В.А. Плотникова, Макарова Т.С., Мошковская Т.В., Кабашева О.В., Шумихина И.А. и др. - М.: Федерация Интернет Образования, 2005. - 84с.

11 Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 224с.

12 Утенин, М.В. Результаты исследования информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей университета / М.В. Утенин. – Оренбург: Вестник ОГУ. - 2006. - №6

13 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»: Распоряжение Правительства России от 20.10.10 года №1815-р

14 Концепция региональной информатизации: Распоряжение Правительства РФ от 29.12.14 № 2769-р

15 Вершинская, О.Н. Глоссарий по информационному обществу / О.Н. Вершинская, Ю.Д. Волынский, Т.В. Ершова, Н.В. Кривошеин, А.С. Мендкович и др. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.iis.ru/glossary/digitaldivide.ru.html

16 Все рейтинги мира. Рейтинг стран по количеству Интернет пользователей за 2014 год [Электронный ресурс] Режим доступа: http://total-rating.ru/1188-top10-stran-po-kolichestvu-internet-polzovateley.html

17 РБК Рейтинг. Самые «компьютерные» страны мира [Электронный ресурс] Режим доступа: http://rating.rbc.ru/article.shtml?2004/09/20/774971

18 Федеральная служба государственной статистики. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/science_and_innovations/it_technology/#

 

 

Протокол наблюдения


01.02.2016

Цель: изучить деятельность преподавателя в работе со студентами
Контингент исследования: студенты 4 курса, изучающие дисциплину «Теория и Методика ФК»
Время наблюдения: 10.15-11.45

Преподаватель: Баева Т.Е., к.п.н., доцент

Изучаемая тема: Психогеометрия как методика изучения личности
Схема наблюдения:

 

Наблюдаемый момент Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Организационный момент   Приветствие студентов. Отметка о присутствии на занятии каждого студента в журнале. Приветствие преподавателя. Отклик студентов на проверку присутствия.
Вводная часть   Объявление темы и задач занятия. Рекомендация дополнительной литературы по теме занятия. Запись в тетрадь темы и плана занятия, рекомендуемой литературы.
Основная часть     Объяснение темы занятия. Обращение к группе с вопросами о понимании смысла нового материала. Применение метода иллюстрации для более наглядного объяснения темы. Слушание преподавателя, активное участие в обсуждении новой темы, запись основных понятий в тетрадь.
Тестирование   Проведение тестирования по теме занятия. Активная помощь студентам в ответе на вопросы теста. Обсуждение результатов теста. Прохождение тестирования, участие в беседе с преподавателем по результатам теста.
Заключительная часть   Подведение итогов занятия. Задание домашней работы. Прощание со студентами. Запись домашнего задания в тетрадь. Прощание с преподавателем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.012 с.)