Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преподаватель: Глуздова Ольга Викторовна,

Поиск

Кандидат психологических наук, доцент

Нижний Новгород, 2013 г.

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ. МЕТОДЫ

Человек несет в себе отпечаток своего исторического времени. Преобразуя историю человек изменяет и свой внутренний мир.
Истоки возникновения ИП

 

 

Историческую психологию можно определить как науку, выявляющую зависимость между историческими и психологическими феноменами и описывающей закономерности формирования личности как объекта и субъекта исторического процесса.

                 
 
Необходимо изучать _________________________________________, во взаимосвязи с __________________ __________________________________________________________________________________________ факторами формирования ________________________________________ человека – представителя определенной исторической эпохи.
 
     
 
 
Идея об ___________________________________________________________ человека, как ____________________________________
 
 
________________________________________(от антропо... и лат. centrum — центр), воззрение, согласно которому ________________________________________________________________________________
 
________________________________ (от лат. humanus — человеческий, человечный), система воззрений, признающая _____________________ _____________________________________, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.
 

 

 


Трудности изучения ИП

□ психология разбита на многие течения и школы, которые по-разному используют исторический материал;

□ историческая наука также многообразна и разнородна;

□ существуют различные ограничения психологических трактовок общества и его прошлого (например, в советской науке);

□ объекты исследования, методы работы у историка и психолога разные: исторические науки – это представители «книжной учености»; психолог изучает живого современного человека в лаборатории, в быту, на работе, а чтение документов – вспомогательный материал.

 

Связь с другими науками

           
   
 
 
   
_____________________________________________ — новая отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности, комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного образа жизни у представителей разных социальных слоев
 
   
_______________________________________— область психологии, задача которой состоит в объяснении различных сторон человеческой культуры (искусства, религии, языка и т. д.) с психологической точки зрения.
 

 


Задачи ИП

_________________________________________________ (от лат. mens, mentis - ум, мышление, рассудительность, образ мыслей, душевный склад) — совокупность социально-психологических установок, автоматизмов и привычек сознания, формирующих способы видения мира и представления людей, принадлежащих к той или иной социально-культурной общности.  
_________________________________________— научная картина зарождения человечества и его развития из животного состояния в разумную расу.  
ü ______________________________________________________________. И.Г. Белявский считает, что главная задача ИП - раскрытие историогенеза психики. ü Шкуратов В. выделяет задачу _____________________________________________________________________________________________ на разных этапах развития цивилизации и истории. Это анализ психологических особенностей и ментальности человека и социально – психологических характеристик первобытного общества, античной, средневековой культур и т.д. ü Исследование _____________________________________________________________________________________________. В. Райх с фрейдистских позиций раскрывает психологические предпосылки формирования фашистской идеологии.  

 

Методы ИП

 

       
   
Аналитические методы 1. ________________________ ________________________ а так же анализ пищи и болезней. 2. ________________________________________________архитектура, скульптура, живопись, народные промыслы и т.д. 3. ________________________________________________биографических; художественных, документальных.  
 

 


Литература к курсу

 

Обязательная:

ü Белявский И.Г. Историческая психология. – Одесса, 1991 г.

ü Коуэл М. Культурно – историческая психология.- М., 1997 г.

ü Ллойд де Моз Психоистория. – Ростов – на – Дону, 2000 г.

ü Шкуратов В. Историческая психология. – Ростов – на – Дону, 1994 г.

ü Толстых А. Опыт конкретно-исторической психологии личности. М.,2000

 

Дополнительная

ü Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993 г.

ü Бунак В.В. Речь и интеллект, стадии их развития в антропогенезе // Ископаемые гомиды и происхождение человека. М., 1966 г.

ü Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества. СПб., 1913 г.

ü Истрин В.А. Возникновение и развитие письма. М., 1965 г.

ü Пиаже Ж. Природа интеллекта// Хрестоматия по общей психологии. М., 1981 г.

ü

 

 


ПЕРВОБЫТНАЯ ЭПОХА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ИП

ü Культура первобытного общества

ü Специфика архаического сознания



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.99.58 (0.024 с.)