Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уголовная ответственность за потребление наркотиков и принудительное лечение наркозависимости

Поиск

На заседании президиума Государственного совета, посвященному теме «О мерах по усилению противодействия потреблению наркотиков среди молодёжи», прошедшему 18 апреля 2011 года в Иркутске, выступил Дмитрий Анатольевич Медведев со своим докладом. Именно его выступление можно назвать поворотной точкой в рассматриваемой нами проблеме.

В частности, Президент РФ рассуждает о необходимостивведения уголовной ответственности за употребление наркотиков. Тут же он рассматривает: недобросовестные работники следственных органов будут просто подкидывать наркотики – для привлечения к уголовной ответственности по факту потребления. Всё это будет делаться для улучшения статистических показателей.

Предложение ввести ответственность за потребление наркотиков пока вызывает вопросыкак у экспертов, так и у законодателей. На данный момент в России за потребление наркотических и психотропных веществ налагается штраф от 500 до 1000 рублей или административный арест на срок до 15 суток (ст. 6.9 КоАП РФ). При этом если нарушитель добровольно обратился к медикам и решил лечиться от наркозависимости, то от штрафа он освобождается. Уголовное законодательство не предусматривает ответственности за употребление наркотиков.

Уголовное ответственность за употребление наркотиков было в СССР: ответственность наступала после того, как гражданин вторично был задержан сотрудниками правоохранительных органов в состоянии наркотического опьянения. Преступнику в данном случае грозило наказание до семи лет лишения свободы. После распада СССР Верховный совет упразднил любую ответственность за употребление наркотиков, тем не менееоставил в Уголовном кодексе статьи за их распространение и «вовлечение в их потребление» других.

На том же заседании президиума Государственного совета, прошедшем 18 апреля 2011 года, на котором выступил Президент РФ, выступил и глава ФСКН Виктор Иванов с предложением признать употребление наркотиков преступлением. Он сослался на «международный опыт». В качестве меры ответственности глава ФСКН предложил принудительное лечение преступников, нарушивших закон под влиянием наркотических средств.

Однако Виктору Иванову возразил профессор Менделевич: он не согласен с главой ФСКН, который заявил, что европейские страны идут по пути установления уголовной ответственности за употребление. Все страны, подчеркнул эксперт,наоборот идут к декриминализации законодательства в данной области и даже легализации легких наркотиков. В ряде европейских странах юридически разными являются понятия употребление и хранение наркотиков, а также их перевозка. Например, в Финляндии, Греции, Франции и Швеции потребление наркотиков является отдельным правонарушением. В Бельгии запрещено лишь групповое потребление наркотиков, а в Люксембурге и Испании нельзя употреблять их в общественных местах, но наказание будет не уголовным, а административным. В Германии, Италии, Дании и Австрии, наоборот, употребление наркотиков не является наказуемым в то время как их хранение является правонарушением.

От части профессор Крашенинников в чем-то прав. Но не надо упускать из виду, что в зарубежных странах, меры ответственности за потребление наркотиков в которых он проанализировал, имеют достаточно высокие барьеры для проникновения на их территорию наркотических средств, психотропных веществ. Это экономические, таможенные, правовые барьеры. Правоохранительные органы РФ просто не справляются с той наплывом наркотиков, которые поступают в Россию из Афганистана. На Россию приходится пятая часть всего потребления героина в мире. Только за прошедшие пять лет число официально зарегистрированных наркозависимых людей в стране выросло в десять раз. По данным ООН, наркотики на данный моментупотребляют более пяти миллионов россиян, а по статистике ФСКН, каждый годв России умирают более 100 тысяч наркоманов в возрасте до 30 лет. При данных показателях очевидна невозможность дальнейшего отсутствия уголовной ответственности за потребление наркотиков.

Кроме этого, Россия характеризуется очень низким уровнем жизни населения. А чем ниже уровень жизни населения, тем больше количество больных наркоманией. Например, на данный момент растет употребление дешевых наркотиков вроде «крокодила». Дезоморфин, или «крокодил» является в настоящее момент вторым по популярности в России нелегальным наркотиком после героина (занимает больше четверти рынка), при этом быстро набирает популярность.основная причина этого — доступность кодеинсодержащих препаратов (большинство из подобных препаратов продаётся в России без рецепта), и в домашних условиях не составит трудасоздать реакцию превращения кодеина в дезоморфин.

С позицией ФСКН по введению уголовной ответственности за употребление наркотиков полностью согласен глава фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман. «Это абсолютно разумная инициатива. Тем более что власти предлагают привлекать за регулярное употребление наркотиков, а не за разовое. В Советском Союзе уголовная ответственность была достаточно сильным барьером для распространения наркозависимости. Когда в 1994 году декриминализовали потребление наркотиков, это вызвало невероятный всплеск наркомании. — говорит он. — На закоренелых наркоманов это, конечно, не подействует. А вот на тех, кто только вовлекается, подействует. Так что мера целесообразная, понятная и своевременная»[7]. Впрочем, считает он, «необходимо идти дальше», в частности, вводить закон о принудительном лечении: «Все цивилизованные страны таким образом выходили из состоянии наркокатастрофы».

Но вероятность принудительного лечения также нельзя назвать реально осуществимой: это ляжет дополнительным налоговым грузом на налогоплательщиков. Например, в США на борьбу с наркозависимостью только в 2011 году из бюджета выделено $15,5 млрд[8]. Очевидно, что в российском бюджете не выделен такой размер средств на эту сферу.

Теперь касательно реабилитации.

По сведениям ФСКН, в России на сегодняшний день имеется всего четыре государственных реабилитационных центра и примерно 80 отделений.

Государство не в силах соревноваться даже с Российским союзом евангельских христиан, который содержит около 500 таких центров, благодаря этому считается крупнейшим организатором реабилитации. Не получая бюджетного финансирования, центры пятидесятников не контролируются специалистами и медицинскими работниками, а в качестве основного метода лечения практикуют чтение Библии.

Масса специалистов не поддерживают инициативы Госнаркоконтроля о принудительном лечении наркозависимости.

Множество экспертов подчеркивают, что, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, наркомания — это заболевание. «Систематическое употребление наркотиков — это синдром (болезнь). Уголовная ответственность за болезнь — это абсолютно неприемлемо»[9], — говорит эксперт ВОЗ Владимир Менделевич.

Председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников назвал вероятные поправки в закон касательно употребления наркотиков «очень тонкой вещью»[10].

Крашенинников, чей комитет ответственен за внесение изменений в Уголовный кодекс, считает, что, говоря об ответственности и наказании за потребление, президент, «скорее всего, имеет в виду принудительное лечение». С ним согласен глава правозащитной организации «Агора» Павел Чиков. «Как я понимаю, идея поправок – развитие государственной наркологии. То есть поставить человека перед выбором принудительного лечения взамен уголовного наказания. Поправки будут связаны и с созданием сети наркологических клиник», – прогнозирует эксперт. Правозащитники также выступают против криминализации законодательства: «…сажать человека за то, что он больной, – верх государственного цинизма».С уголовной ответственностью, считают правозащитники, возрастет и возможность давления со стороны правоохранительных органов.

На данное время внесены следующие поправки в УК РФ (появилась новая статья –ст. 82.1 «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией»):

Осужденному к лишению свободы, признанному больным наркоманией, совершившему в первый раз преступление, предусмотренное частью первой статьи 228, частью первой статьи 231 и статьей 233 УК РФ, и проявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркозависимости, а также медико-социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания соответствующего лечения и медико-социальной реабилитации. Отсрочка возможна не более чем на пять лет.

Если же осужденный не желает проходить курс лечения от наркозависимости, а также медико-социальной реабилитации или уклоняется от лечения после предупреждения, объявленного органом, осуществляющим контроль за поведением осужденного, суд по представлению этого органа отменяет отсрочку отбывания наказания и направляет осужденного для отбывания наказания в место, назначенное в соответствии с приговором суда.

После прохождения курса лечения от наркозависимости и медико-социальной реабилитации и при наличии объективно подтвержденной ремиссии, длительность которой после окончания лечения и медико-социальной реабилитации составляет не менее двух лет, суд освобождает осужденного, признанного больным наркоманией, от отбывания наказания или оставшейся части наказания.

Таким образом, законодатель не выбрал путь принудительного лечения наркомании – он как бы дал выбор: лечиться и получить отсрочку, а позднее и освобождение от отбывания наказания, или отправиться в тюрьму. Кроме этого, лечение и не стало мерой ответственности, так как законодатель не стал изменять исчерпывающий перечень видов наказаний, предусмотренных статьей 44 УК РФ.

Таким образом, законодатель отыскал определенный компромисс.

Видится, что решение проблемы общего потребления наркотиков кроется не в установлении ответственности конечного потребителя. Привлекая к ответственности человека больного наркоманией, государство как бы снимает ответственность за распространение наркотиков с самого себя.

Согласно теории естественного права государство образовано с целью защиты граждан, поддержания порядка и безопасности – как внутренних, так и от внешних врагов. Безопасность граждан государства – это также, и защита их от криминала, а именно – от незаконного оборота наркотиков на территории государства, от принуждения их потреблять, от их пропаганды, и даже – от их легкодоступности.

Другими словами, развитое государство не должно наказывать потребителя наркотиков, оно обязано брать на себя ответственность за то, чтобы данный наркотик не доходил до потребителя. Достижение этой цели может проходить путем применения следующих мер:

- защита государственных границ Российской Федерации с теми государствами, откуда идет «наркотическая волна», в особенности методами таможенного контроля;

- участие страны в международных программах, борющихсяс распространением наркотиков в планетарном масштабе;

- мотивация молодежи на здоровый образ жизни не сопряженный с употреблением наркотиков, алкоголя, табака;

- развитие медицинских учреждений, программ реабилитации для тех, кто подвергся страшному влиянию наркотиков;

- дальнейшее ужесточение уголовной и административной ответственности по квалифицированным составам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также по составам, объединенным с пропагандой наркотиков, с принуждением к их употреблению, и особенно – ужесточение ответственности за контрабанду «зелья»;

- улучшение мер правоохранительных органов по задержанию наркоторговцев, наркокурьеров,наркоборонов, уничтожению наркопритонов и т.д.;

- а также различные меры, способствующие невозможности приобщения населения страны к употреблению наркотиков.

Как бы то ни было, на все вышеупомянутые меры нужны огромные финансовые средства, и в условиях мирового финансового кризиса очень трудно государству найти на это ресурсы.

Так или иначе, при дальнейшей возможности установления уголовной ответственности за употребление наркотиков речь не может идти о широком использовании репрессивных мер против потребителей наркотиков. Основное назначение предлагаемых норм - показать отрицательное отношение государства к этому явлению.

Главным образом данная мера нужна, чтобы направитьнаркопотребителей к лечению и сотрудничеству с официальными органами: ведь до потребителей наркотики практически всегда доходят через определенных посредников. Не случайно проведенный ВНИИ МВД России опрос сотрудников органов внутренних дел показал, что более 80% опрошенных специалистов высказалась за введение ответственности за укпотребление наркотиков.

Однако возникает проблема доказательство факта наркотического опьянения у каждого конкретного лица, ведь далеко не везде имеется под рукой наркологическое учреждение, где можно провести освидетельствование. Это является недостатком системы здравоохранения. Кроме этого, нет защиты от коррупции при составлении врачом документа, подтверждающего факт того, что подозреваемый при задержании действительно находилось в состоянии наркотического опьянения.

На наш взгляд, в условиях неосуществимости регулирования уровня наркомании экономическими, социальными, финансовыми и иными методами, у государства нет другого выбора как ступить на путь установления уголовной ответственности за потребление наркотиков. Конечно, правозащитники будут говорить о нарушении прав человека, Конституции РФ и международных обычаев, но всеже очевидно, что безопасность и здоровье населения - превыше всего. В критической ситуации возможно и применение критической меры – установления уголовной ответственности за употребление наркотических средств и психотропных веществ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.92.58 (0.01 с.)