Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория государства и права в системе гуманитарных и юридических наук.



Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права. ТГП изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук. Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко—правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно—правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются. ТГП – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение. ТГП также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как: 1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно—правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно—правовых явлений в общем историческом процессе;3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно—правовых явлений на экономику;4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

2. Юридическая техника: понятие и виды. Средства и приемы юридической техники.

Юр. техника - это совокупность правил, средств и приемов используемые при толковании правовых актов. Объектом юр. техники явл. текст нормативного док., в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя. ЮТ классифицируется: I. По видам правовых актов, которые обслуживаются данной совокупностью технических приемов и средств: 1) Законодательная (право-творческая), имеет решающее значение для общей теории права.2) Техника индивидуальных актов, изучается в основном в конкретных юр. дисциплинах (науках ГП, Процесс-го права и др.). II) По содержанию этих приемов и средств: 1) Ср-ва и приемы юр-кого выражения воли законодателя ( или воли субъекта индивидуального акта). Эта группа относится к специально-юридическому содержанию права – собственному содержанию акта как формы права. 2) Ср-ва и приемы словестно-документального изложения содержания акта. Эта группа касается только внешней формы – правовых актов как документов

Ср-ва и приемы юр-кого выражения воли законодателя – это нематериальные формы, при помощи которых возможно строить право, создавать его скелет, облекать в юр. вид его содержание. Сюда входят: Нормативное построение – изложение гос. воли в виде нормы-предписания есть та первичная типовая схема, с которой начинается юридико-техническое строительство права. Системное построение – нормы-предписания д.б. построены и системно, прежде всего так связаны, чтобы выявлялись гос-но-регулятивные, принудительные св-ва права. Юридические конструкции – представляют собой специфическое построение нормативного материала, соответствующее определенному типу или виду сложившихся правоотношений, юр. фактов, их связи м/д собой. Отраслевая типизация – нормативные предписания д.б. изложены т.о., чтобы они не только образовывали логические нормы и стройные юр. конструкции, но включались в строго опред-ную отрасль права, соотв-ли типическим чертам отраслевого правоотношения. Ср-ва и приемы словестно-документального изложения содержания акта – это формы, позволяющие закрепить, фиксировать надлежащим образом выраженную волю законодателя. К ним относятся составленный с помощью юр-кой терминологии текст документа, он как внешняя форма изложения содержания НА характеризуется: реквизитами (наи-ние акта, заголовок, дата) и структурной организацией (последовательная дифференцированность нормативного материала в тексте нор-ного док.; единство и внутренняя логика в тексте нор-ного док. – сквозная и стабильная нумерация статей; обеспечение необходимых удобств в пользовании норм-ми док. – алфавитно-предметный указатель).

3. Функции и виды юридической ответственности.

ФУНКЦИИ: Карательная (штрафная) имеет цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя; Правовосстановительная (компенсационная) имеет цель восстановить нарушенное права, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушителем; Предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя, так и со стороны окружающих; Воспитательная – имеет цель не только наказать, но перевоспитать правонарушителя; Охранительная применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собс-ти и общественного порядка; Регулятивная – поскольку юр ответственность органически входит в процесс пр регулирования, явл частью его механизма, можно

ВИДЫ: 1 по отраслевому признаку: А)Уголовная отв-ть возлагается на правонарушителя, совершившего прес-е. Б)Административная отв-ть наступает за совершение админ-го проступка(штраф, лишение спец прав). В)Гражданско-правовая отв-ть – следствие совершения гражданско-правового деликта. (пени, выплаты недоимки, штраф) Г )Трудовая ответ-ть – ответ-ть работника и работодателя, пред-ная ТК РФ и др НПА.Д) конституционная ответственность - предусм К и имеющую в большей степени организационно-дисциплинированный характер. 2.по содержанию: А)личная отв-ть связана с ограничением личных прав и свобод человека и гра-на. Б)Материальная отв-ть – в уголовном зак-ве она вступает в виде конфискации, в гражданском в виде возмещения материального ущерба, компенсации морального вреда, выплата неустойки. В )Дисциплинарная отв-ть – отв-ть физ. лица, связанная с выполнение им трудовых, служебных, должностных обязанностей(выговор)

(10)

1. Формы государства. Форма Российского государства.

формы гос-ва. форма российского государства. Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Элементами формы государства являются

1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархически е: абсолютная - монарх явл. единственным высшим органом гос-ва. Он осуществляет зак-ную ф-ю, руководит органами испол-ной власти, контролирует правосудие, ограниченна я может быть конституционная – власть монарха ограничена представительным органом. дуалистическая- гос власть носит двойственный характер. Юр и факт власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом. Монарху принадлежит значительная часть власти законодательной, выражающее в праве налагать абсолютное вето на закон, принимаемые парламентом; и парламентарная – правительство формируется из представителей опред партии, получивших большинство голосов на выборах в парламент, лидер партии явл главой государства, в зак, исп, и суд сферах власть монарха явл символической, зак акты принимаются парламентом формально подписываются монархом, правительство несет ответ перед парламентом; теократическая – монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. и республиканские: парламентская - верховная роль в организации гос жизни принадлежит парламенту, Президент республики явл. только главой гос-ва, но не главой правительства. Руководит правительством премьер-министр. и президентская - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Форма правления, где президент непосредственно при определенном парламентском контроле формирует правительство, которое несет перед ним отв-ть за свою деятельность. Чаще всего ф-и главы гос-ва и главы правительства выполняет президент; Существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентарные) республики, в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою отв-ть по отношению к правительству.

2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные это целостное централизованное гос-во, административно-территориальные единицы которого не имеют статуса гос-ных образований, не обладают суверенными правами., федерация сложное союзное гос-во, части которого (республики, штаты, земли, кантоны) являются гос-вами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. и конфедерация союз суверенных гос-в, образуемый для достижения определенных целей.

3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. различают демократический- высшие органы государства облечены доверием народа, они реализуют власть в его интересах демократическими и правовыми методами, и недемократический-власть переходит в руки реакционных сил, осущ диктаторскими, насильственными методами – тоталитарный режим, Авторитарные режимы – характеризуется наличием в гос-ной политике определенных элементов демократизма и законности.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что Форма правления – республиканская. Российское государство – это полупрезидентская республика. Российское государство по своему государственному устройству – федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:

1) добровольность объединения субъектов РФ;

2) равноправие субъектов РФ;

3) государственная целостность;

4) самоопределение народов, наций и национальностей;

5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.009 с.)