Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы теории государства и права.

Поиск

Методы теории государства и права.

представляет собой относительно самост область юриспруденции, в рамках которой рассматривает условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических явлений. Метод – применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. Виды методов теории государства и права: 1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика- учение о развитии бытия и мышления, метафизика- явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные, материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания;

идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию); 2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки: а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика); б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием; в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций; г) логический – метод, основанный на использовании: – анализа – разделения объекта на части; – синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей; – индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»; – дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»; – системности – исследования государственно—правовых явлений как систем; 3) частнонаучные (специальные) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания: а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий; б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.; в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах; г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы: – статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений; – моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов; – синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

Действие нормативных актов в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных актов в пространстве это тер-ные ограничения их действия, когда нормативных акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет гос-ва или компетенция соответствующих органов.

Под государственной территорией принято понимать часть земной поверхности в пределах государственных границ, ее недра, внутренние и территориальные воды, воздушное про­странство над ними, территории посольств, военных и иных ко­раблей в открытом море, летательные аппараты. Акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ – на территории соот субъектов РФ, акты мун органов – на территории соот административных единиц. К территории, ограниченной границами государства относятся: суша, недра и континентальный шельф, территориальный воды, воздушное пространство.К территории государства приравниваются: морские, речные,воздушные суда, находящиеся под флагом.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц все гр-не, лица без гр-ва, иностранцы и юр. лица, находящиеся на тер-и гос-ва, находятся в сфере зак-ва гос-ва, в котором они пребывают. Однако из этого правила есть исключения: во-первых, действующее уголовное законодательство Россий­ской Федерации распространяется не только на лиц, находящих­ся на территории России, но и на ее граждан за границей; во-вторых,, некоторые акты могут иметь зна­чение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, нахо­дящихся на территории юрисдикции правотворческого органа Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь кон­кретной категории лиц в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов РФ в отношении иностранцев и лиц без гражданства:— им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности — представители иностранных государств наделяются правом дипломатического иммунитета

Злоупотребление правом. Объективно-противоправное деяние.

Злоупотребление правом. В процессе реализации правовых норм возможны ситуации, когда субъект не нарушает правовые предписания, однако при этом своими действиями он наносит ущерб окружающим, т е реализует свое субъективное право «во зло» другим субъектам. Его нельзя характеризовать как правонарушение, тк отсутствует основной признак правонарушения – противоправность. (ст. 10 ГК не допускаются действия граждан и юр лиц, осущ исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупот правом в иных формах). Для того чтобы злоупотребление характеризовать как правонарушение. оно должно быть формально закреплено как таковое с указанием на соот меры юр ответственности.

Объективно-противоправное деяние. не всякое деяние, нарушающее нормы права, явл правонарушением. В отдельных случаях субъект, нарушая нормы права, наносит ущерб. однако иные элементы состава правонарушения – субъект или субъективная сторона отсутствует. (нарушение норм Уг права недееспособным лицом) это и есть Объективно-противоправное деяние. В соот с УК эти действия не влекут уголовной ответственности, а порождают иные меры гос принуждения (принудительные меры мед характера)

(3)

Функции государства: понятие и классификация.

Функции.– основные направления деятельности гос. отражающие его сущность и нормативные функции.

Классификация 1) От продолжит.- на постоянные (осуществляются на всех этапах развития) и временные(прекращают своё действие с решением определённой задачи); 2) от значения на основные это наиболее общие важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период (экономические) и не основные сообразно с этим основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций (развитие фермерства); 3)по сферам распространения на внутренние: организационные – эко.,соц, идеологические, полит.; охранительные – охрана прав и свобод, собственности, порядка, природы. и внешние – ф-я обороны страны, борьбы за мир, обеспечение мирового правопорядка, эко. и идеологические. 4) По причинам возникновения:-вытекающие из классовых противоречий -из потребностей общества в целом. 5) От действия функции в пространстве:-общегосударственные(национальные)-местные (локальные) И по иным основаниям.

Теория естественного права.

Естественное право - это отражение законов природы и естественного правопорядка вещей. Содержание природных прав человека не определяется государством, государство призвано лишь закрепить права, принадлежащие человеку от природы. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека, его проживанием в обществе. Это право человека на свободу, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность и т.д. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и справедливых представлений о праве. Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т.д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъем­лемые права человека.Согласно теории возрожденного естественного права (совре­менная модификация естественно-правовой теории), то право, которое создается государством, является производным по отно­шению к высшему, естественному праву, вытекающему из чело­веческой природы. Позитивное право, то есть нормы, установ­ленные государством, признается правом только в том случае, если оно не противоречит естественному праву, то есть общече­ловеческим принципам свободы, равенства, справедливости для всех людей.В рамках теории возрожденного естественного права выделя­ются два основных направления — неотомистская теория права и "светские" концепции естественного права. Неотомизм — по существу, новейшая интерпретация средне­векового учения Фомы Аквинского. Рассматривая вопрос о при­роде, сущности права, неотомистская теория пытается найти ос­новные права в мировом порядке, согласующемся с религиозны­ми догматами, вечным законом, высшим божественным разумом. Божественный закон призван устранять несовершенство челове­ческого, положительного закона, если он расходится с естествен­ным правом. Сторонники неотомизма подчеркивают превосход­ство естественного права над правом человеческим, позитивным, то есть установленным государством. При этом они отмечают, что право частной собственности, хотя и имеет государственное про­исхождение, не противоречит естественному праву. "Светская" доктрина естественного права исходит из этичес­кой первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлении моральным требованиям естественного права, ос­нованного на стандартах справедливого поведения. Для этой тео­рии характерным является признание в качестве основы "пра­вильного", "законного" права некоей естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Гарантии законности.

Гарантии законности – объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средст-ва. 1. Общие условия – это объективные условия общ-ной жизни, в которых осущ-ся правовое рег-ние. К ним относятся: Экономические - это состояние эко развития общества, организация системы хозяйствования. факторы: рост производительности труда и объема производства, степень организованности в эк.сфере. Политические - сильная гос. власть. Идеологические - организация правовой пропаганды, воспитание у граждан патриотизма, отв-ти, чувства права и законности. Социальные - соц-ная стабильность, уверенности гр-н в незыблемости соц-ных прав и свобод. Правовые - действующее законод-во д.б. достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юр. техники, необходимыми механизмами реализации и охраны.2, Субъективные факторы - состояние правовой науки, полнота и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.

2. Специальные средства – это юр-кие и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. К ним относятся: Юр. гарантии - совокупность закрепленных в закон-ве средств, а также организационно-правовая дея-ть по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осущ прав и свобод, защиту прав и свобод. Среди них различают: средства выявления правонарушений; средства предупреждения правонарушений (досмотр багажа в аэропорту); меры пресечения правонарушений (задержание, арест, обыск); меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений (алименты). Юр-кая ответ-ть явл. важнейшим и необходимым средством обеспечения законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания. Среди юр-ких гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям, правосудию (деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности). Организационные гарантии это различные мероприятия организационного хар-ра, обеспечивающие укрепление законности. Сюда относятся: кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохр-ных органов, образования в их структуре спец. подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией).

(7)

Виды норм права.

по субъектам правотворчества различают нормы исходящие от гос-ва(нормы органов представительной, исполнительной и судебной власти) и непосредственно от граж-го общ-ва (всенародный референдум). 2. по социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на Учредительные нормы отражают исходные начала пра­вового регламентирования общественных отношений, право­вого положения человека, пределов действия государства. Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характе­ра субъективных прав и обязанностей различают три основ­ных вида регулятивных норм: управомочивающие (предос­тавляющие своим адресатам право на совершение положи­тельных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); зап­рещающие (устанавливающие запрет на совершение дей­ствий и поступков, которые определены законом как право­нарушения). Охранительные нормы фиксируют меры государствен­ного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Обеспечительные нормы содержат предписания, гаран­тирующие осуществление субъективных прав и обязаннос­тей в процессе правового регулирования. Декларативные нормы обычно включают в себя поло­жения программного характера, определяют задачи право­вого регулирования отдельных видов общественных отно­шений, содержат нормативные объявления. Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.

3. по предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые подразделяются на материальные(правила поведения субъектов) и процессуальные (предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил). 4.По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам отн-й самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательно для гос-ва поведения. Также можно разграничить на позитивные, поощрительные, наказательные. 5.по сфере действия делятся на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы. Нормы общего действия распространяются а всех граждан, функционируют на всей тер-и гос-ва. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Локальные нормативные предписания действуют в рамах отдельных гос-ных, общ-ных или частных структур. 6. по времени – постоянные и временные. 5. по кругу лиц – распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников.

Содержание правоотношений.

Содержание это субъективные права и юр-кие обяз-ти, выражающие связь между субъектами правоотношения

Субъективное право - предусмотренная в норме права мера возможного поведения. Признаки субъективного права: 1.Субъективное право есть мера возможного поведения управомоченного лица. 2.содержание права устанавливается на основе норм права. 3. Субъективное право предоставляется управомоченному лицу для удовлетворения его интересов. 4.Осуществление субъективного права обеспечено обязанностью другой стороны. 5.субъективное право – сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: право на собственные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права (например, собственник вещи вправе использовать ее по прямому назначению); право на юр-кие действия, на принятие юр-ких решений (собственник вещи может ее заложить, подарить, продать, завещать); право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т.е. право на чужие действия (займодавец имеет право требовать от заемщика возврата денег или вещей); право притязания, которое заключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т.е. право на принудительное исполнение обяза-ти.

Юр-кая обязанность – пред-ная в норме права мера необходимого поведения. Признаки юр-кой обяз-ти: 1. Юр-кая обяз-ть – мера необходимого поведения обязанного лица. 2. Содержание обяз-ти устанавливается на основе норм права. 3. Обяз-ть устанавливается в интересах управомоченной стороны - отделенного лица или общества (гос-ва) в целом. 4.Соблюдение обяз-ти обеспечено возможностью гос-ного принуждения. Юр-кая обяз-ть имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание применяемых к обязанному лицу мер государственно-принудительного воздействия.

Содержание имеет двойственный характер, различают юр-ое и фактическое содержание: Юр-кое содержание правоотношения – возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое – сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Существует два типа правовых связей: относительные, возникающие между отдельными лицами (субъектами пра­ва), и абсолютные — между субъектом права и обществом (всяким и каждым).

Виды толкования по объёму.

Толкование права по объему – это есть толкование по результату.

В зависимости от полученных результатов толкования бывает 3 видов:

Буквальное – смысл равен тексту (Россия и РФ равнозначны)

Ограниченное – при котором результат толкования уже словесного выражения юридической нормы (Например, «освобождение от ответственности» в случае наступления «непреодолимой силы». Это выражение понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непреодолимое» не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступление вредных последствий, которые невозможно предотвратить).

расширительное (распространительное) – при котором результат шире, чем написано в юридической норме (Например, «утрату предмета» можно понимать шире, чем буквальное значение этих слов. «Утрата» может означать и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.)

(16)

Субъекты правоотношений.

Субъекты правоотношений – участники, имеющие субъективные права и юр-кие обяз-ти.

Субъектами правоотношений м.б. индивиды (физ. лица), их организации и, как исключение, социальные общности. Все они обладают правосубъектностью. Индивиды: граждане, ино-ные гр-не, лица без гр-ва, лица с двойным гр-вом. Социальные общности: народ, нация, население региона, трудовой коллектив. Организации: гос-ные (4 группы гос-ные органы, гос. учреждения, гос. предприятия, гос-во ) и негосударственные ( органы, уч-ния предприятия местного самоуправления, общ-ные орг-ции, частные коммерческие орг-ции ). Они характеризуются спец правосубъектность-она выражается в их компетенции, признанные в качестве юр лиц – гражданской правоспособностью.

Правосубъектность - предусмотренная нормами права способность (возможность) быть участником правоотношений. Правосубъектность граждан представляет собой сложное юр-кое свойство, состоящее из 2 элементов – правоспособность и дееспособности. Правоспособность предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юр-кие обязанности. Дееспособность предусмотренная нормами права способность и юр-кая возможность лица своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности Разновидностями дееспособности явл:. Сделкоспособность, т.е. способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки, и деликтоспособность – способность нести юр-кую ответ-ть за совершенное правонарушение

Виды правоотношений.

Виды правоотношений: 1. по отраслям права: конституционные, гражданско-правовые, административные, уголовно-правовые, трудовые, семейные и др. 2. по содержанию: общерегулятивные (появляются у субъектов непосредственно из закона), регулятивные (вызываются к жизни нормами права и юридическими фактами), охранительные (появляются на основе охранительных норм и правонарушенийзываются к жизни нормами права и юридическими фактамиительные нистративные, уголовно-правовые, трудовсполнение обязанности обе). 3 . по степени определенности сторон: в относительных конкретно (поименно) определены обе стороны; в абсолютных названа лишь управомоченная сторона, а обязанная сторона – это каждый и всякий, чья обязанность состоит в том, чтобы воздержаться от нарушения субъективного права. 4.по характеру обязанности: в правоотношениях активного типа обязанность одной стороны состоит в совершении определенных действий, а право другой – лишь в требовании исполнить эту обязанность. В правоотношении пассивного типа обязанность заключается в воздержании от действий, запрещенных юр-кими нормами.

Состав правонарушения.

Состав правонарушения – совокупность субъективных прав и объективных признаков, необходимых и достаточных для характеристики деяния как правонарушения.

Включает в себя элементы: 1. субъект правонарушения - лицо, совершившее правонарушение, правонарушитель. Им. М.б. только дееспособное (деликтоспособное) лицо. субъектом м.б. как индивид, так и орг-ции. 2. объект правонарушения – то, чему правонарушением нанесен вред. Таковым явл. жизнь, здоровье, общественный порядок, собственность. 3.Объективная сторона правонарушения – внешне выраженное деяние, его последствия, степень общественной опасности. 4.субъективная сторона правонарушения – отн-е нарушителя к деянию и его последствия, т.е. его вина.

(25)

Методы теории государства и права.

представляет собой относительно самост область юриспруденции, в рамках которой рассматривает условия и формы научного познания государства и права, основания, принципы и методы юридических явлений. Метод – применяемые в исследовательской деятельности юристов средства и способы получения объективных, достоверных, обоснованных, проверяемых знаний о государстве и праве. Виды методов теории государства и права: 1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика- учение о развитии бытия и мышления, метафизика- явления рассматриваются как неизменные и с другими не связанные, материализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует не зависимо от нашего сознания;

идеализм, основанный на утверждении, что окружающий мир существует благодаря нашему сознанию); 2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки: а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика); б) исторический – метод, с помощью которого государственно—правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием; в) функциональный – метод выяснения развития государственно—правовых явлений, их взаимодействия, функций; г) логический – метод, основанный на использовании: – анализа – разделения объекта на части; – синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей; – индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»; – дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»; – системности – исследования государственно—правовых явлений как систем; 3) частнонаучные (специальные) методы, направленные на изучение особенностей предмета познания: а) формально—юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий; б) конкретно—социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.; в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно—правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах; г) социально—правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы: – статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно—правовых явлений; – моделирования. Государственно—правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов; – синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.113 (0.012 с.)